Готовый школьный проект на тему вулканы. Научный проект "вулканы"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 45

Проектная работа

ученик 6»а» класса

МОУ СОШ №45 Евдокимов Вадим

Руководитель проекта:

учитель географии Шаминова В.Г.

Карталы

    Цель проекта.

    Обоснование выбора темы.

    История, возникновение.

    Понятие.

    Строение.

    Виды.

    Группы.

    Типы извержения вулканов.

Самые большие вулканы.

    Последствия. Защита населения.

    Польза.

    Самооценка.

Введение

1 Цель проекта: изучить особенности вулканов как природного явления, причины их возникновения, узнать, почему люди живут в опасных местах возле вулканов.

    Обоснование выбора темы.

Во все времена люди пытались понять природу вулканов, чтоб можно было предугадать его извержение. Вулканы с древнейших времен несли угрозу человеку, разрушали цветущие города, вызывали голод, влияли на климат планеты. Они во все времена зачаровывали людей своей удивительной мощью и ужасали непредсказуемыми извержениями. Научились люди использовать вулканы и себе во благо. Поэтому наблюдение и изучение вулканических процессов остаются актуальными и в наши дни. В последние десятилетия вулканологами сделан ряд важных открытий. А современные средства наблюдения за вулканической деятельностью, высокочувствительные приборы и спутники способны предсказывать грядущие катастрофы, тем самым спасая жизни многих людей.

    История. Возникновение. Вулкан - от латинского vulcanus – бог огня и кузнечного дела.

Сверху Земля покрыта корой, сравнительно тонкой, твердой. Внутри Земли – раскаленное вещество, магма. Магма очень горячая, её температура – выше нескольких тысяч градусов. Это не совсем жидкость, магма – густая. Благодаря своей температуре иногда она может плавить некоторые твердые породы. Когда под действием высокой температуры магма кипит и бурлит, она подымает некоторые участки земной коры, прорывает их, выливается на поверхность Земли. То место, где магма вырвалась на поверхность, и будет вулканом.

    Понятие. Вулкан - геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.

    Строение вулкана.

Кратер – (большая чаша) – углубление диаметром от нескольких десятков метров до нескольких километров. Обычно располагается на вершине.
Жерло – вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.
Конус – вулканическая гора, образовавшегося застывшей лавой. При извержении жидкой лавы образуются пологие склоны, а вязкой – куполообразные.
Магма –(от греч. – густая мазь) – расплавленная масса глубинных зон Земли.
Лава – (от лат. – обвал, падение) – магма, излившаяся на поверхность.

    Виды.

На форму вулкана влияет температура лавы.

В зависимости от формы вулканов различают:

Конические - классические «огненные горы» или вулканы центрального типа конусообразной формы с кратером на вершине.

Щитовые – Лава с очень большой температурой не успевает остыть и растекается по поверхности земли, протекая на многие километры широкими потоками, образует подобие щита. Так образуются щитовые вулканы.

    Вулканические расщелины или трещины – разломы в земной коре, через которые выходит на поверхность лава.

    Вулкан далеко не всегда является горой, дышащей огнем и жаром. Даже действующие вулканы могут выглядеть как прямолинейные трещины на поверхности планеты. Особенно много таких «плоских» вулканов в Исландии (самый известный из них, Эльдгья, имеет длину 30 км).

Помимо наземных лавовых вулканов существуют подводные и грязевые (извергают жидкую грязь, а не магму) вулканы. Вулканы могут находиться на дне океанов. Подводные вулканы более активны, нежели наземные, через них происходит выброс 75% извергаемой из недр Земли лавы.

    Группы.

    Типы извержения вулканов

В зависимости от вязкости лав, состава и количества продуктов извержения выделяют 4 основных типа извержения вулканов.

Эффузивный или гавайский тип – относительно спокойное извержение лавы, образовавшейся в кратерах. Выходящие при извержении газы образуют лавовые фонтаны из капель, нитей и комков жидкой лавы.

Экструзивный или купольный тип – сопровождается выделением газов в больших количествах, приводящих к взрывам и выбросам черных туч из пепла и обломков лавы.

Смешанный или стромболианский тип – обильный выход лавы, сопровождающийся небольшими взрывами с выбросами кусков шлака и вулканических бомб.

Гидроэксплазивный тип – характерен для подводных вулканов на мелководье, сопровождается большим количеством пара, выделяющегося при контакте магмы с водой.

Районы вулканической активности.

Вулканов на Земле около 500. Примерно 370 из них находятся на берегах и островных дугах Тихого океана (Алеутские, Курильские, Японские, Филиппинские, Зондские острова) и на окраинах материков Северной Америки, Центральной Америки, в Андах на западе Южной Америки. 9 действующих вулканов находятся в Антарктиде. Несколько вулканических островов находятся в Индийском океане. В Атлантическом океане их только 45.

Кроме Тихоокеанской зоны, на Земле есть две области вулканизма. Одна из них находится в Африке, где есть действующие вулканы Килиманджаро в Кении и Камерун в Центральной Африке. Известны действующие вулканы в Эфиопии, Уганде, Танзании. Другая область включает Средиземноморье и Малую Азию, а также Восточную Турцию и Иран.

На территории России деятельность вулканов наблюдается в районах Камчатки и Курильских островов. Так, например вулкан Авачинский, расположенный недалеко от города Петропавловска - Камчатского, за последние 200 лет извергался 16 раз.

Самые большие вулканы

Самым высоким в мире является вулкан Охос-дель-Саладо , расположенный на границе Чили с Аргентиной. Его высота составляет 6891 м, вулкан считается потухшим. Среди активных «огненных гор» самым высоким является Льюльяйльяко – вулкан Чилийско-Аргентинских Анд высотой 6 723 м.

Самым большим (среди наземных) по занимаемой площади является вулкан Мауна-Лоа на острове Гавайи (высота – 4 169 м, объем – 75 000 км 3). Мауна-Лоа также один из самых мощных и активных вулканов мира: с момента своего «пробуждения» в 1843 году вулкан извергался 33 раза. Самым большим вулканом на планете является огромный вулканический массив Таму (площадь 260 000 км 2) , расположенный на дне Тихого океана.

А вот самое сильное извержение за весь исторический период произвел «невысокий» Кракатау (813 м) в 1883 году на Малайском архипелаге в Индонезии. Везувий (1281) – один из самых опасных вулканов мира, единственный действующий вулкан континентальной Европы – расположен на юге Италии близ Неаполя. Именно Везувий уничтожил Помпеи в 79 году.

В Африке самым высоким вулканом является Килиманджаро (5895), а в России – двухвершинный стратовулкан Эльбрус (Северный Кавказ) (5642 м – западная вершина, 5621 м – восточная).

    Последствия извержения вулканов.

Наиболее опасными явлениями для человека и окружающей среды при извержении вулканов являются образующиеся при этом продукты извержения вулканов .

Извержение вулкана часто сопровождается землетрясением, усиливающим вулканическую активность. Слышится подземный гул, усиливается выделение газов и паров, повышается их температура, сгущаются облака над вершиной вулкана, его склоны начинают вспучиваться. Потом под давлением газов, вырывающихся из недр Земли, происходит извержение. На тысячи метров выбрасываются вверх густые черные тучи газов и паров воды, смешанных с пеплом, покрывая мраком окрестности. С грохотом из кратера летят куски раскаленных докрасна камней. Из черных густых туч на землю сыплется пепел. Если в это время идет дождь, вниз льются потоки грязи, скатываясь со склонов горы с большой скоростью и затопляя окрестности.

Проживание людей вблизи вулканов иногда приводит к страшным катастрофам, примером которой может стать гибель знаменитой Помпеи при извержении Везувия в 79 г.

Защита населения.

Для обеспечения защиты населения от последствий извержения вулканов организуется постоянное наблюдение за предвестниками этого явления.

Предвестниками извержения являются вулканические землетрясения, которые связаны с пульсацией магмы, продвигающейся вверх по подводящему каналу. Специальные приборы регистрируют изменения наклона земной поверхности вблизи вулканов. Перед извержением меняется местное магнитное поле и состав вулканических газов, из мест выхода на поверхность Земли.

В районах активного вулканизма созданы специальные станции и пункты, в которых ведется непрерывное наблюдение за вулканами.

Организуется надежная система оповещения органов управления промышленных предприятий и населения об угрозе извержения вулкана.

У подножия вулканов запрещается строительство предприятий, жилых зданий, автомобильных и железных дорог, запрещается производить взрывные работы.

Наиболее надёжным способом защиты населения от последствий извержения вулкана является эвакуация. При поступлении сигнала об угрозе извержения вулкана необходимо немедленно покинуть здание и прибыть в пункт эвакуации.

    Польза.

Вступать в соседские отношения с вулканами люди стали очень давно - дело в том, что вулканические породы формируют весьма хорошие почвы, на которых потом отлично растут и плодоносят деревья и кустарники. Обычно происходило так - после извержения вулкана долгое время там никто не селился, поскольку боялись повторения. Но вулкан мирно молчал, не показывая своего горячего нрава, на нем буйно цвела растительность, что привлекало людей, которые медленно, постепенно вновь заселяли подножие вулкана - до следующего извержения.

Как человек может использовать энергию внутреннего тепла Земли?
Вулканический пепел – удобрение для растений.
Вулканический туф (горная порода, образованная из рыхлых продуктов вулканических извержений) – возводят здания.
Горячая вода источников и гейзеров – для отопления теплиц и домов.
Пар горячих источников – для вращения турбин электростанций.
Минерализованная горячая вода источников лечит заболевания.
Грязи из вулканических кратеров используют в медицине.

    Самооценка.

Работа над проектом научила меня находить необходимую информацию, отбирать материал по определенной теме и выделять главное.

Исследовав информацию о вулканах, я сделал вывод, что вулканы - это природное явление. Извержение вулканов вызывает магма. Также я исследовал виды вулканов, группы и типы извержений. Узнал, какую пользу человек может извлечь из данного природного явления и как защититься от нежелательных последствий.

Цель достигнута. Я доволен результатом.

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

ПОЧЕМУ ИЗВЕРГАЮТСЯ ВУЛКАНЫ

Работу выполнил Палкин Илья,
учащийся 1 – Б класса

Научный руководитель:
Н.В.Чистая

г. Вологда
2016
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..стр. 3
Общие сведения..стр.4
Строение вулканастр.5
Виды вулканов.стр.6
Причины извержения вулканов.....стр.7
Процесс извержения вулканов..стр.8
Негативные последствия извержений..стр.9
Польза вулканов.стр.10
Практическая часть. Опыт «Извержение вулкана в домашних условиях»..стр.11
Заключение.стр.12
Приложениястр.13
Список литературыстр.16

ВВЕДЕНИЕ

Вулканы, извергающие дым и огонь, раскаленную лаву и горячий пепел, испокон веков привлекают внимание человека, зачаровывают своей мощью и ужасают непредсказуемыми извержениями. Сейчас не менее 500 млн. человек, т.е. около 8% всего населения Земли, живут в зоне досягаемости поражающих факторов вулканической деятельности. Научились люди использовать вулканы и себе во благо. Поэтому наблюдение и изучение вулканических процессов остаются актуальными и в наши дни.
Я часто вижу извержения вулканов в мультфильмах, телепередачах, и мне стало очень интересно узнать, почему извергаются вулканы и как это происходит. Я знаю, что вулкан внутри наполнен горячей магмой. Но что заставляет ее вырваться наружу? Почему вдруг вулкан «оживает» и начинает извергать дым и огонь? Чтобы найти ответ на эти вопросы, я и провел данное исследование.
Объект исследования: вулканы.
Предмет исследования: извержения вулканов.
Гипотеза - вулканы извергаются из-за того, что магмы становится слишком много и она перегревается. Тогда она и выплескивается наружу.
Цель исследования – выяснение причин извержения вулканов.
Задачи:
Узнать, что такое вулкан
Изучить строение вулкана
Изучить виды вулканов
Исследовать с помощью опытов почему и как они извергаются
Узнать какие вред и пользу несут извержения вулкана для человека
Создать действующую модель вулкана в домашних условиях
Для решения данных задач мною использованы такие методы и приёмы исследования:
Изучение литературы и интернет источников;
Просмотр детских познавательных передач;
Экспериментирование.
Человек и природа тесно взаимосвязаны. Поэтому очень важно изучать природные явления и то, что нас окружает. Практическая значимость проекта состоит в том, что в моей работе содержится много информации о вулканах, а без этих знаний невозможно сформировать целостную научную картину мира. С результатами исследования я планирую ознакомить своих одноклассников и друзей.

2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Вулкан – это коническая гора с кратером на вершине, через который из недр земли время от времени извергается огонь, лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород («Толковый словарь русского языка», Ожегов С.И). Считается, что эти извержения играют роль предохранительных клапанов, высвобождая огромное количество тепла и давление, действующее глубоко в недрах земли. Обычно вулкан представляет собой конусообразную гору (стенки которой состоят из застывшей лавы и пепла) с отверстием в центре, или кратером – через него и происходят извержения.
Вулканом звали римского бога огня и покровителя кузнецов. Древние римляне верили, что в огнедышащей горе находится его кузница. И когда бог Вулкан ковал металл, с горы доносился глухой рокот и лязг, текла раскалённая лава, из вершины вырывался дым и огонь. С тех пор и начали люди называть огнедышащие горы вулканами.
По оценкам различных экспертов, количество вулканов на планете может быть примерно от 800 штук и вплоть до нескольких десятков тысяч.
При этом подавляющее большинство вулканов находится в океанах, и лишь незначительная их часть на суше. Вулканы, расположенные на суше хорошо изучены, для них точно определены даты прошлых извержений, известен характер вылившихся продуктов. Ученые ведут постоянное наблюдение за вулканами и могут предсказать начало их извержений. Однако изучение деятельности подводных вулканов по понятным причинам затруднено, поэтому многие вулканические проявления, происходящие на дне океана, остаются загадкой до сих пор.

3. СТРОЕНИЕ ВУЛКАНА

Величественный конус на поверхности Земли - лишь верхушка вулкана. Каким бы большим ни казался вулкан, его наземная часть очень мала по сравнению с подземной, откуда поступает магма. Конус вулкана сложен продуктами его извержения. На вершине располагается кратер - чашеобразное углубление, иногда заполненное водой.
Вулкан питается через отверстие, называемое главным каналом, или жерлом. Через жерло выходят газы, а также обломки пород и расплавы, поднявшиеся с глубин, которые постепенно формируют рельеф на поверхности вулкана. С жерлом связана целая система вулканических трещин, боковых каналов и магматических очагов, расположенных от одного до десятков километров от поверхности Земли. Первичный магматический очаг находится на глубине 60-100 км, а вторичный магматический очаг, который непосредственно питает вулкан, - на глубине 20-30км.
Основные части вулканического аппарата представлены на рисунке (Приложение 1).

Магма – расплавленное вещество мантии;
Очаг магмы- камера под вулканом, заполненная магмой
Кратер – чашевидное отверстие на вершине вулкана;
Жерло – канал, по которому движется магма;
Лава – излившаяся на поверхность магма. Температура 750-1250 гр.
Боковой кратер - трещина, заполненная магматическим расплавом.

4. ВИДЫ ВУЛКАНОВ

Виды вулканов разделяют по самым разным признакам. Самая простая и распространенная классификация основывается на активности вулканов. Таким образом, выделяют:
Действующие – вулканы, извержение которых приходится на память человечества. Таким является, например Этна – самый активный вулкан в Европе.
Потухшие – вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений (Например, Эльбрус – самая высокая вершина в России).
Уснувшие - считаются потухшими, но вдруг начинают действовать. Самый известный из таких вулканов – Везувий. После 600 лет сна он внезапно «ожил» и полностью уничтожил несколько городов, в т.ч. знаменитый город Помпею.
По другой классификации вулканы разделяют следующим образом:
Конусовидные – имеют форму конуса; при извержении таких вулканов вытекает лава, взрываются газы и пар в жерле, выбрасываются пепел и глыбы. Таким является, например вулкан Ключевая Сопка. Он расположен в России на Камчатке, это самый активный и высокий вулкан Евразии.
Щитовые - склоны таких вулканов пологие, горячая жидкая лава растекается быстро, на значительные расстояния. Пример такого вулкана – вулкан Мауна-Лоа, один из самых мощных в мире, в переводе означает «длинные горы».
Подводные - эти вулканы расположены на дне океана. Подводные вулканы растут в высоту. По мере извержений они обрастают вулканической массой, которая не разлетается, как на поверхности земли. Со временем вулкан потухает, израсходовав запасы своей магмы. Если во время своей жизни вулкан достигает поверхности воды, то он дает рождение вулканическому острову, а сам со временем исчезает.

5. ПРИЧИНЫ ИЗВЕРЖЕНИЯ ВУЛКАНОВ

Наша Земля не вся твердая насквозь: сверху твердая литосфера, под ней вязкий слой горячей мантии, а в центре твердое ядро (Приложение 2) .

Литосфера вся изрезана разломами и напоминает мозаику. Куски этой литосферы называются литосферными плитами.
Мантия находится в постоянном движении и вместе с ней движутся и литосферные плиты, при этом они могут сталкиваться и наползать друг на друга.
Часть плиты, которая оказалась снизу, постепенно погружается в мантию и начинает плавиться. Так образуется магма густая масса расплавленных пород с газами и парами воды. Магма легче, чем окружающие породы, поэтому она медленно поднимается к поверхности и накапливается в так называемых магматических очагах, которые располагаются чаще всего вдоль линии столкновения плит (Приложение 3).

Чтобы лучше понять, что происходит с магмой при столкновении тектонических плит, я провел следующий опыт. Я погрузил детали от конструктора, которые заменили тектонические плиты, в окрашенное тесто - «магму». При помощи палочек я привел «тектонические плиты» в движение, и они начали сталкиваться друг с другом, некоторые плиты ушли под другие, и в этом месте «магму» вытолкнуло на поверхность «плит» (Приложение 4).
Этот опыт помог мне наглядно увидеть и понять, как под воздействием движения тектонических плит магма перемещается к поверхности земли.
Извержение вулкана происходит из-за дегазации магмы. Чтобы понаблюдать процесс дегазации, я провел свой второй опыт. Я осторожно открыл бутылку с газированным напитком. Раздался хлопок, и из бутылки появился дымок это из напитка выходит газ (то есть происходит его дегазация). Затем я бутылку с газированной водой взболтал и нагрел (увеличив тем самым давление), и из нее вырвалась мощная струя, и удержать этот процесс было невозможно (Приложение 5).
Магма в магматическом очаге находится под давлением, так же как и газированные напитки в закрытой бутылке. В том месте, где земная кора оказалась «неплотно закрыта», магма может вырваться из недр Земли, вышибив «пробку» вулкана, и чем прочнее была «пробка», тем сильнее будет извержение вулкана.
Таким образом, постоянно двигаясь, тектонические плиты могут погружаться в мантию и плавиться там, образуя магму. Магма медленно поднимается к поверхности. Газы, входящие в состав магмы, стремятся выйти наружу. Магма в магматическом очаге находится под давлением, прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность. Так и происходит извержение вулкана.

6. ПРОЦЕСС ИЗВЕРЖЕНИЯ ВУЛКАНА

Извержение вулкана сопровождается подземным гулом, иногда землетрясением, грозой, цунами.
Извержение вулкана – процесс выброса вулканом на земную поверхность раскаленных обломков, пепла, магмы. Газы, которые входят в состав магмы горючие, поэтому они часто воспламеняются и взрываются в жерле вулкана. Сила взрыва при извержении бывает настолько мощной, что на месте горы после извержения остается огромная «воронка» (кальдера), и если извержение продолжается, то прямо в этой впадине начинает расти новый вулкан.
Однако бывает, что магме удается найти легкий выход на поверхность Земли, тогда лава вытекает из вулканов вообще без взрывов.
У магмы не всегда хватает сил выйти на поверхность, и тогда она медленно застывает на глубине. В этом случае вулкан вообще не образуется.
Жизнь вулкана подчиняется своим законам, которые учёным ещё только предстоит полностью познать. Вулкан живёт и развивается на протяжении нескольких тысяч лет и большую часть времени находится в состоянии покоя. Собственно извержение обычно длится от нескольких дней до нескольких месяцев. Очень редко вулканы извергаются непрерывно на протяжении нескольких десятилетий, как, например, вулкан Килауэа на острове Гавайи.

7. НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗВЕРЖЕНИЯ ВУЛКАНОВ
Опасности, которые несут в себе вулканы, очень многообразны. Извержения вулканов разрушают дома, сжигают посевы, уничтожают скот и убивают людей. Наиболее опасными явлениями для человека и окружающей среды при извержении вулканов являются образующиеся при этом продукты извержений вулканов. Вулканы могут извергать:
лавовые потоки;
вулканические «бомбы»;
вулканическую пыль;
грязевые потоки.
Раскаленные лавовые потоки – уничтожают или накрывают все на своем пути - дороги, сооружения, сельскохозяйственные земли, которые на много столетий исключаются из хозяйственного использования.
Вулканические "бомбы", имеющие размеры от небольшой гальки до огромных кусков камня и пластичной раскаленной лавы, могут разлетаться на значительные расстояния.
Но пожалуй, еще более страшным явлением можно назвать выпадение раскаленного вулканического пепла, который не только уничтожает все вокруг, но и может засыпать толстым слоем целые города. При попадании в такой пеплопад спастись практически невозможно.
Вулканический пепел - на самом деле не пепел, а порошкообразный камень, выброшенный из вулкана в облаке пара и газов. Это абразивное, раздражающее и тяжелое вещество - под его весом могут ломаться крыши. Он может задушить урожай, заблокировать дороги и водные пути, а в комбинации с токсичными газами также может вызвать осложнения с легкими у детей, пожилых людей и больными легочными заболеваниями.
Грязевые потоки - слои пепла, смешанные с водой, грязью, камнями. Он может перемещаться со скоростью до 100 км/ч с самым разрушительным эффектом, убежать от них практически невозможно.

7. ПОЛЬЗА ВУЛКАНОВ

Несмотря на свою разрушительную силу, вулканы приносят и пользу людям. Извержения порождают газы и горные породы, которую человек использует в своей жизни. Эти огнедышащие горы также дарят человеку горячую воду, энергию, различные металлы и даже драгоценные камни.
Вулканический пепел обогащает почву, т.к. содержит необходимые для растений питательные вещества, вот почему земли вблизи вулканов очень плодородны. Из пепла также делают различные удобрения, лекарства.
Горные породы, порождаемые извержениями вулканов, уже давно используются человеком для строительства домов и церквей. Например, базальт из-за его прочности всегда использовался для мощения дорог. Шлаки, или мелкие частички лавы, используются для производства бетона и чтобы фильтровать воду на очистных станциях. Пемза, испещренная дырочками, оставленными газами магмы, служит прекрасным звукоизолятором. Обладая очень шероховатой поверхностью, она входит в состав канцелярских резинок, некоторых видов зубной пасты, а также используется для придания джинсам потертого вида. Вулканы извергают большое количество таких металлов, как медь, железо и цинк, столь необходимых для промышленности. Что касается серы, то ее собирают (особенно в Индонезии) для того, чтобы производить спички, красители и удобрения. Также ее добавляют в каучук, чтобы сделать его более износостойким. Также в вулканах находят алмазы, золото и полудрагоценные камни, такие как опал, топаз и аметист.
Приносят пользу вулканы и как источники энергии. Проходя через вулкан, вода сильно нагревается. Иногда она закипает или бьет источником через равные промежутки времени: это явление называется гейзером. Подобными источниками изобилует Исландия, Камчатка и национальный американский парк Йеллоустон. Также вода течет и просто в горячих источниках. Получаемая естественным путем или при помощи бурения, она дает энергию на геотермальных станциях. Есть подобные станции и в России.
Проходя через горную породу, вода вбирает в себя такие химические элементы, как сера, углекислый газ, кремнезем, известные своими лечебными свойствами в борьбе с астмой, болезнями дыхательных путей, кожными заболеваниями и аллергиями. На термальных станциях пациенты пьют целебную воду или купаются в источниках, принимают грязевые ванны и проходят курс массажа. Купальщики тоже пользуются этими прекрасными теплыми бассейнами, подаренными природой.

9. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
ОПЫТ «ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»
Изучив всю информацию о вулканах, я сделал макет вулкана (Приложение 6)
При изучении специальной литературы и интернет ресурсов, я также узнал, что можно сделать опыт «извержение вулкана». Для этого я сделал макет вулкана, затем поместил внутрь стаканчик. В этот стаканчик я налил окрашенную воду, добавил моющее средство, соду, уксус и получил «извержение». Сода вступает в реакцию с уксусом, при этом выделяется углекислый газ. Из-за этого смесь выползает из кратера и стекает по «вулкану» (Приложение 7).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над проектом, я узнал много нового и интересного. Я изучил, что такое вулкан, виды вулканов, познакомился с его строением и процессом извержении. Узнал, почему извергаются вулканы, какую пользу и вред они приносят. Также я сделал макет вулкана, провел опыты «Движение тектонических плит», «Процесс дегазации», «Извержение вулкана в домашних условиях».
Моя гипотеза о том, почему извергаются вулканы, подтвердилась лишь частично. В результате проведенных опытов и изучения специальной литературы, я узнал, что это гораздо более сложный процесс.
На самом деле вулкан извергается, потому что в вулканической камере скопилась магма и под воздействием газа, входящего в её состав она поднимается вверх. Магма прорывает земную кору в самых слабых местах и выходит на поверхность. Это и есть извержение вулкана.

Приложение 1
Внутреннее строение вулкана

Приложение 2
Строение Земли
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Приложение 3
Образование вулкана

Приложение 4
Опыт «Движение мантии в недрах земли»

Приложение 5
Опыт «Процесс дегазации»

Приложение 6
Изготовление макета вулкана

Приложение 7
Опыт «Извержение вулкана»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Большая детская энциклопедия/ Пер. с англ. А.И. Кима.-М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2002, - 333 с.
Вулканы/Арналис Каролин, - М.: Атлас, 2007,-214 с.
Современная детская энциклопедия/ Пер. с англ. Е.А. Дорониной, О.Ю. Пановой, - М.:Эксмо,2012,-320 с.
Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Ожегов С. И., Шведова Н. Ю.- Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
Извержение вулкана: Причины и последствия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Почему извергаются вулканы? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Все о вулканах http://www.vigivanie.com/vigivanie-pri-izvergenii-vulkana/3425-vulkani.html

13PAGE 141515

внутреннее строение вулкана, из чего состоит вулкан, что у него внутри qw Z




ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – рассмотреть природное явление ВУЛКАН. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: рассмотреть устройство вулкана; изучить процесс извержения вулкана; изучить типы вулканов и связанные с ними вулканические явления; создать модель извержения вулкана в домашних условиях.












Глыбы и бомбы это сгустки расплавленной лавы, остывающие и затвердевающие прямо в полёте. Вулканическая бомба в Разрезе.


Пирокластические потоки Пирокластические потоки, спускаясь с вулкана с огромной скоростью 200 км/ч могут поглотить близкую местность. Их температура достигает 800C. Некоторые потоки, содержащие больше газа, называют пирокластическими волнами. Они ещё опаснее и спускаются со скоростью 320 км/ ч. Пирокластические потоки, спускаясь с вулкана с огромной скоростью 200 км/ч могут поглотить близкую местность. Их температура достигает 800C. Некоторые потоки, содержащие больше газа, называют пирокластическими волнами. Они ещё опаснее и спускаются со скоростью 320 км/ ч.


Подводные курильщики Это горка на дне моря или океана, клубящиеся черным дымом. Это горка на дне моря или океана, клубящиеся черным дымом. Вода просачивается до нагретых пород и столбом поднимается вверх. Вода просачивается до нагретых пород и столбом поднимается вверх. Курильщик на дне Черного моря Заключение Я узнал много интересного о вулканах: На форму вулкана и тип извержения влияет вязкость лавы; На форму вулкана и тип извержения влияет вязкость лавы; Извержения плинийского типа влияют на климат планеты. Извержения плинийского типа влияют на климат планеты. Мне стало интересно: Мне стало интересно: 1.Что такое гейзеры и как они связаны с вулканами. 1.Что такое гейзеры и как они связаны с вулканами. 2. Почему происходят землетрясения. 2. Почему происходят землетрясения.

Введение...............3
Глава I. Общие сведения...............3
Глава II. Строение вулкана...............4
Глава III. Виды вулканов...............4
Глава IV. Почему извергаются вулканы?...............4
Глава V. Эксперимент...............5
Глава VI. Опасность и польза вулканов...............5
Заключение...............5
Литература...............7
Приложение...............8

Введение

Мне очень нравиться мультфильм «Ледниковый период». В каждой серии все действия происходят во льдах и снегах. У меня возник вопрос: как долго длился и по какой причине начался этот Ледниковый период.

Этот вопрос я учителю географии Фертиковой Раисе Заафаровне. Она объяснила, что при извержении вулканов, облака вулканической пыли не дают солнечным лучам нагревать нашу землю. А если извержение вулканов проходит долго и часто, температура на Земле понижается. И длиться это может долго, 100 лет и более.

Мне стало интересно узнать: почему извергаются вулканы? Именно этот вопрос стал темой моего исследования.

Цель исследования: узнать, почему извергаются вулканы?

Задачи исследования:

  • Выяснить что такое вулкан?
  • Как устроен вулкан?
  • Какие бывают вулканы?
  • Создать действующую модель вулкана в домашних условиях.

Объект исследования: вулканы.

Предмет исследования: извержение вулканов.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы на уроках познания мира.

Гипотеза, которую я выдвинула в ходе исследования: вулкан извергается, потому что гора сердится.

Для решения данных задач мною использованы такие методы и приёмы исследования:

  • Беседа с учителями нашей школы
  • Изучение литературы и интернет источников;
  • Просмотр детских познавательных передач;
  • Экспериментирование.

Глава I Общие сведения

Почему же вулканы так называются?

В Викисловаре, я прочитала: ВУЛКАН - гора, обычно конической формы, с воронкой, через устье которой постоянно или время от времени выбрасываются горячие газы, лава и пепел.

Вулканом звали римского бога огня и покровителя кузнецов. Древние римляне верили, что дым и огонь, вырывался с вершины гор, где находилась кузница, когда бог Вулкан ковал металл. С горы доносился глухой рокот и лязг, текла раскалённая лава. С тех пор и начали люди называть огнедышащие горы - вулканами.

Глава II Строение вулкана

Рассмотрим строение вулкана.

Кратер - вершина вулкана.
Жерло - по нему поднимается магма.
Очаг вулкана - расположен в глубине земли.

Глава III Виды вулканов

Есть вулканы, которые извергались очень-очень давно. О них у людей не сохранилось никаких сведений. Такие вулканы называют потухшими.

Оказывается, существуют и «спящие вулканы». Такие вулканы больше не извергаются.

Вулкан, который извергался хотя бы один раз за последние 10.000 лет, называется действующим.

Глава IV Почему извергаются вулканы?

Но почему всё - таки извергаются вулканы? Ответ на этот вопрос я получила у учителя химии Фертикова Александра Владимировича. Оказывается, что глубоко в земле горные породы нагреваются и плавятся - образуется магма. Когда земля движется, магма поднимается к поверхности земли и скапливается в вулканической камере под вулканом. Газы, входящие в состав магмы стремятся к выходу - к кратеру и поднимают за собой магму. Чем ближе к кратеру, тем больше газов, магма превращается в лаву. Извержение начинается с выброса газов и вулканического пепла.

Глава V Эксперимент

Я решила провести эксперимент: «Создать макет действующего вулкана в домашних условиях».

Из картона я сделала конус. Обложила его пластилином и придала окраску вулкана. Поместила внутрь колбу. Наполнила колбу «лавой» - смесью пищевой соды, жидкого мыла и пищевого красителя. Залила «вулкан» уксусом и получила «извержение».

Вывод : газ, образовавшийся при воздействии уксуса на соду, поднимает «лаву» вверх и происходит «извержение».

Глава VI Опасность и польза вулканов

В древности люди не умели объяснить причины извержения вулканов, поэтому это грозное явление природы повергало человека в ужас.

Действующие вулканы представляют собой грозную опасность для населения, которое живет рядом. В момент извержения могут пострадать не только постройки, но и погибнуть люди.

Однако у вулканов есть и достоинство. Нагретые вулканами подземные воды помогают получать электроэнергию. В лечебных целях вулканы использовали с древности, а горячие целебные ванны остаются популярными до сих пор.

Заключение

Вывод : в ходе исследования гипотеза подтвердилась только с точки зрения мифологической истории о боге огня и кузнечного дела Вулкане.

Древние римляне тоже считали, что бог сердится, поэтому и происходит извержение.

На самом деле вулкан извергается, потому что в вулканической камере скопилась магма и под воздействием газа, входящего в её состав она поднимается вверх. В жерле вулкана магма превращается в лаву, достигает кратера и происходит извержение.

На территории нашей области вулканов нет. Но мы можем встретить продукты вулканического происхождения. Это пемза, которой мы пользуемся в быту. В будущем я мечтаю стать вулканологом, как первая женщина вулканолог - Софья Ивановна Набоко, спуститься внутрь вулкана, чтобы изнутри увидеть эту красоту.

Литература

1. Апродов, В. А. Вулканы: учебное пособие/ В. А. Апродов. - М.: Мысль, 1982. - 223с.
2. Влодавец, В. И. Вулканы Земли: Спб/ В. И. Влодавец. - М: Наука, 1973. - 198с.
3. Детская энциклопедия «Я познаю мир»/ Сост. Н. Ю. Буянова. - М.:АСТ, 1997. - 480с.
4. Лебединский, В. И. Вулканы и человек: Спб/ Лебединский В. И. - М.: Недра, 1967. - 186с.
5. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия - 2010г.
6. «Вулканы. Каталог вулканов Земли». http://vulcanism. ru/tipy-vulkanov. html «Вокруг света» http://vokrugsveta. com/index. php? option=com_content&task=view&id=1480&Itemid=66
7. Элементы большой науки. http://elementy. ru/email/2130490 SEED для школьников и преподавателей

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО­ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОТКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
ВУЛКАНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗЕМЛИ
Секция: Основы наук
Автор:
Руководитель:
Бореев Евгений Константинович
3 класс
Муниципальное бюджетное

« Средняя школа №29»
Сокол Наталья Владимировна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
« Средняя школа №29»
2017 г.

План исследований
Однажды из новостей я узнал, что в Исландии извергался вулкан. Облако пепла,
выброшенное вулканом, повлияло на международное авиасообщение. Я задался вопросом,
вред или польза исходит от вулканов?


Методы:
­ Изучение специальной литературы и интернет­источников с целью углубления
знаний о вулканах и вулканической деятельности.
­ Обобщение изученной информации и оформление проекта.
­ Изготовление макета вулкана для проведения опыта с целью демонстрации
извержения лавы из кратера вулкана.
­ Выступление на школьном НОУ и перед учащимися параллели 3 классов с целью
распространения знаний из области географии.
Библиография:
Максимов Н.А. Физическая география: Учеб. для 5 кл. сред. шк. – 19­е изд.,
География. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Г.Ю.
1.
перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
2.
Грюнберга, Н.П. Неклюковой «География. 6 класс», издание 2­е.
3.
grupy­izverzhenie­vulkana.html
http://www.maam.ru/detskijsad/tvorcheskii­proekt­dlja­detei­podgotovitelnoi­k­shkole­

Введение…………………………………………………………………………3 стр.
Основная часть
Теоретическая часть……………………………………………………………..4 стр.
Практическая часть………………………………………………………………9 стр.
Заключение………………………………………………………………………10 стр.
Список литературы………………………………………………………………12 стр.
Приложения……………………………………………………………...............13стр.

6
Введение
«Магма по жерлу рвётся наружу,
Выход из кратера ей очень нужен.
Если проход на поверхность дан.
Значит, проснулся грозный вулкан»
Наша планета Земля сказочная, изменчивая, она полна воистину удивительных
чудес. Но есть что­то более важное, нежели красота нашей любимой планеты. На планете
действуют четыре могучие силы, сформировавшие облик нашей планеты и
способствовавшие развитию жизни на ней.
Вулканы являются частью глобальной системы, которая неустанно перекраивает
наш мир. Как известно, вулканы хранят ключи к происхождению Земли, а также
поддерживают жизнь всей планеты.
Но природные катаклизмы разрушительны! Способно ли человечество смягчить
угрозу, исходящую от самой природы, изучив характерные особенности тех или иных
явлений.
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в том, что
вулканическая деятельность влияет на развитие планеты.
Цель исследования: расширить теоретические знания о вулканах, рассмотреть на опыте
процесс извержения лавы.
Задачи исследования:
 Выяснить, как образуются вулканы, что такое вулканизм, можно ли предотвратить
извержение вулкана.
 Узнать о процессе извержения вулкана и роли вулканической деятельности в
формировании лика Земли.
 Провести экспериментальный опыт по извержению вулкана.
Проблема: вред или польза исходит от вулканов?
Объект: вулкан
Предмет исследования: вулканическая деятельность
Гипотеза моего исследования: человек может повлиять на поведение вулкана,
предотвратить процесс извержения вулкана.

7
1.1. Образование вулкана
Теоретическая часть
В тех местах земного шара, где в результате землетрясений, образуются глубокие
трещины, магма из недр Земли поднимается вверх и изливается на поверхность, при этом
она теряет часть газов и превращается в лаву. Происходит извержение вулкана. Трещина в
земной коре, по которой поднимается расплавленная магма, называется жерло вулкана.
Застывая, лава образует на поверхности Земли вулканические конусы.
Воронкообразное отверстие на вершине вулканического конуса, из которого
изливается лава, называют кратером вулкана (Приложение 1). После каждого нового
извержения вулканический конус становится больше и выше. Самый высокий действующий
вулкан Российской Федерации – Ключевская Сопка на Камчатке. Его высота 4 750 м над
уровнем моря.
Кроме действующих вулканов, которых на Земле насчитывается около 900, есть и
потухшие вулканы. Потухшими считаются такие вулканы, об извержении которых не
имеется свидетельств в истории человечества. Так, вершина Эльбрус (5 642 м), высочайшая
в Кавказских горах, ­ потухший вулкан. Таким же вулканом считается и Казбек. Ни в
древних преданиях, ни в летописях – нигде не говорится о том, что Эльбрус и Казбек
извергались. Видимо, это было очень давно.
Вулканы
Действующие
(которые извергаются, и
сведения об этом на
памяти человечества. Их
насчитывается 800.)
Потухшие
(об извержении не
сохранилось
никаких
сведений)

Уснувшие
(те, которые потухли,

вдруг
начинают
действовать)
Виды вулканов:
­ щитовые ­ почти плоские – так как они формируются потоками плохо застывающей
жидкой лавой растекающейся на тысячи километров;
­ стратовулканы ­ по форме напоминают конус, с высотой их склоны становятся всё
круче. Они формируются наслоениями и отложениями застывшей лавы;
­ подводные ­ образуются на дне моря, под действием воды они не взрываются, а
растекаются по дну океана. Исключения составляют вулканы, расположенные на
небольшой глубине, тогда из выбросов может образоваться новый остров;

8
­ конусообразные ­ ровные, крутые склоны и широкий чашевидный кратер. Редко бывают
выше 300 метров;
­ грязевые вулканы.
1.2. Вулканизм
Совокупность процессов и явлений, вызванных внедрением магмы в земную кору и
излиянием ее на поверхность, называется вулканизмом. Излившуюся на поверхность
магму называют лавой. Вместе с лавой при извержении выделяются различные газы, пары
воды, выбрасываются твердые продукты извержения (пепел, «вулканические бомбы»
массой до нескольких тонн).
В зависимости от условий и путей проникновения магмы на поверхность различают
три типа вулканических извержений.
Площадные извержения привели к образованию обширных лавовых плато. Наиболее
крупные из них – это плато Декан на полуострове Индостан и Колумбийское плато.
Трещинные извержения происходят по трещинам иногда большой протяженности. В
настоящее время вулканизм этого типа проявляется в Исландии и на дне океанов в районе
срединных океанических хребтов.
Извержение центрального типа связаны с определенными участками, как правило, на
пересечении двух разломов, и происходят по сравнительно узкому каналу, который
называется жерлом. Это наиболее распространенный тип. Вулканы, образующиеся при
таких извержениях, называются слоистыми, или стратовулканами.
Вулканизм, в основном связан с поясами высокой активности, со срединно­
океаническими хребтами, с границами плит.
1.3. Извержение вулкана
Среди разнообразных явлений природы, происходящих на земном шаре, одним из
самых грозных и величественных можно назвать извержение вулканов. Во время
извержения содрогается земля, с гулом и ревом выбрасываются тучи раскаленного пепла,
превращая ясный день в темную ночь. Пол склонам вулканического конуса текут
раскаленные горные породы. Температура этих огненных рек превышает 1000 °С. Они все
сжигаю на своем пути. Могучие деревья, росшие у подножия вулкана, вспыхивают, как
спички. Были случаи, когда огненно­жидкая лава заливала селения и даже города,
расположенные неподалеку от вулканических конусов. Такое сильное извержение вулкана
произошло в 1985 г. в Колумбии.

9
Вулкан Везувий считался потухшим несколько тысячелетий. Но в 79 г. н. э. он начал
снова действовать. От подземных толчков рушились здания, из кратера сыпался
вулканический пепел, который засыпал поля, селения и даже города. Через некоторое
время из кратера хлынул мощный поток огненно­жидкой лавы, который медленно
спускался по склону вулкана, сжигая все на своем пути. В результате разыгравшейся
трагедии под слоем лавы и пепла остались города и множество селений, погибли десятки
тысяч людей.
Шли годы, и на поверхности уплотнившегося пепла и остывшей лавы образовалась
плодородная почва, разрослась пышная растительность, возникли новые поселения. Люди
и не знали, что под ними находятся погребенные города и села. В середине 18 века один
крестьянин, живший недалеко от Везувия, на дне вырытой ямы нашел голову мраморной
статуи. Люди заинтересовались: как она могла попасть в землю? Стали рыть глубже.
Нашли посуду, различные инструменты, домашнюю утварь. Отрыли стены одного дома,
затем второго. Вскоре от пепла и лавы освободили целую улицу. И глазам людей предстал
древний город Помпеи, который около 2000 лет был погребенным.
1.4. Горячие источники, гейзеры, цунами
Среди различных проявлений вулканизма наиболее интересными являются паро­
водяные вулканы­гейзеры. Очень интересны их извержения.
В районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источники. Это
говорит о том, что там, на глубине, есть горячие горные породы. Они нагревают подземные
воды, которые в виде источников или фонтанов выходят на поверхность.
Вулканы начинают действовать внезапно. Вдруг раздается подземный шум, который
то прерывается, то возобновляется с повышенной силой. Вода в воронке гейзера,
вспучивается, изгибаясь в виде выпуклого свода; появляются пузыри паров; они лопаются
на поверхности, и вода взлетает на несколько метров вверх. Затем всё стихает, густой
белый пар окутывает некоторое время воронку. Взрывы происходят через определённые
промежутки времени. Внезапно картина меняется: из глубины раздаётся страшный грохот,
вода снова в воронке сильно вспучивается, на этот раз начинает вихреобразно кружиться и
вздыматься вверх; вырывается масса пара, и через несколько мгновений вылетает водяная
струя; она поднимается на 30­40 м и рассыпается в воздухе ослепительной белой
мельчайшей пылью; водяные брызги ещё не успели достигнуть земли, как вдруг вырывается
вторая струя, затем третья; с каждым разом они поднимаются всё выше и выше. Водяные
струи разлетаются во всех направлениях, разбрасываются в стороны, описывают дуги,
поднимаются вверх с шипением и шумом, точно ракеты во время фейерверка; огромные

10
облака пара окутывают водяные столбы; глубине раздаётся глухой удар, и в
сопровождении массы камней вырывается последняя огромная струя. Всё смолкает…
Когда ветер разнесёт густые пары, перед глазами раскрывается лишенная воды
воронка, покрытая серо­пепельными натёками. В глубоком канале вода стоит спокойно и
тихо, как и во всяком колодце; проходит час – опять слышится грохот, начинается
клокотание и шипение воды, чтобы закончится таким же величественным зрелищем.
Итак, источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар, называют
гейзерами. На Камчатке есть Долина гейзеров. В этой долине более 20 крупных гейзеров и
около 300 мелких. Всем крупным гейзерам даны названия. Есть, например, Первенец,
Коварный. Есть даже гейзер Буратино. Долина гейзеров – район заповедный. Здесь
запрещена охота, рыбная ловля, рубка леса. Делается всё, чтобы сохранить его
уникальную природу. Вода гейзеров и горячих источников используется для обогрева
домов, теплиц; используя эту воду, работает электростанция. Горячие источники есть
также в Исландии, Северной Америке, на Курильских островах.
Цунами в переводе с японского – «волна в бухте». Это волны гигантских размеров,
порожденные извержениями подводных вулканов, землетрясениями или моретрясением. В
открытом океане они почти незаметны для судов. Но когда путь цунами преграждает
материк или остров, волна обрушивается на сушу с высоты, достигающей 20 метров.
1.5. Роль вулканической деятельности в формировании лика Земли
Извержение вулканов можно наблюдать не только на суше, но и в океане. Вода в
океане над кратером такого вулкана вскипает, пенится, клокочет. Нередко после
подводного извержения в океане появляется новый остров. Это конус вулкана,
образовавшийся на морском дне и вершиной своей поднявшийся над водной поверхностью.
Со временем остров покрывается слоем почвы, на нем появляются растения, животные и
поселяются люди.
Почти половина всех вулканических конусов земного шара находится на берегах и
островах Тихого океана, образуя так называемое Тихоокеанское кольцо. Например,
Курильские острова, которые протянулись от Камчатки до Японских островов, являются
вершинами вулканических конусов в большинстве своем потухших подводных вулканов.
Но среди них есть и действующие. На этих островах десятки селений, города,
промышленные предприятия.
Вулканическое происхождение имеют некоторые горы, а также равнины,
образованные излившейся лавой. При извержении вулканов на земную поверхность
поставляется большое количество твердых веществ в виде застывшей лавы, пемзы,

11
вулканического туфа, а также водяного пара и газа. В настоящее время многие ученые
пришли к выводу, что вулканические водяные пары образовали значительную часть водной
оболочки Земли, а газы – атмосферу, которая впоследствии обогатилась кислородом.
Итак, вулканы сыграли важную роль в образовании земной коры, водной оболочки и
атмосферы.
1.6. Можно ли предсказать извержения?
Извержения вулканов сопровождаются большими жертвами среди населения.
Вспомним Везувий. При извержении вулкана Тамбора в Индонезии в 1815 г. погибло от 60
тыс. до 90 тыс. человек. Взрыв вулкана Кракатау в 1883 г. стал причиной смерти почти 40
тыс. человек. От палящих туч, образовавшихся при извержении вулкана Ламингтон в
Новой Гвинее, погибло около 4 тыс. человек. Можно ли каким­то образом предвидеть
начало извержения и заранее эвакуировать людей, проживающих в зоне риска?
На этот вопрос в наше время можно ответить утвердительно. Предвестником
извержения являются вулканические землетрясения, которые связаны с пульсацией магмы,
продвигающейся вверх по подводящему каналу. Специальные приборы - наклономеры -
регистрируют изменение наклона земной поверхности вблизи вулканов. Перед извержением
меняются местное магнитное поле и состав вулканических газов, выделяющихся из
фумарол. В районах активного вулканизма созданы специальные станции и пункты, в
которых ведётся непрерывное наблюдение за спящими вулканами, чтобы вовремя
предупредить об их пробуждении. На Камчатке уже в 1955 г. было предсказано извержение
вулкана Безымянный, в 1964 г. - вулкана Шивелуч, затем - Толбачикских вулканов.
Успех сопутствовал вулканологам Японии и Гавайских островов, где извержения также
были заранее предсказаны.
Иногда извержения начинаются неожиданно. 20 февраля 1943 г. крестьянин
Дионисий Пулидо работал на своём кукурузном поле на окраине деревни в Центральной
Мексике (штат Уаррапан). Вдруг на поле образовалась трещина, из которой начал
пробиваться дымок. Пулидо стал засыпать её, но рядом возникали новые, более крупные
трещины, которые уже нельзя было засыпать. Земля начала дрожать, послышался гул, из
трещин вырвались мощные столбы дыма, а затем раздались взрывы. Через сутки на месте
поля и деревни уже возвышался вулкан в несколько десятков метров высотой, а через
некоторое время он достиг уже 300 м.
Так же внезапно образовался вулкан на Канарских островах 18 ноября 1909 г., когда
фермеру и его сыну пришлось убегать от начавшихся на их поле взрывов,

сопровождавшихся выбросами раскалённого вулканического материала. Активная
вулканическая деятельность продолжалась 10 дней, а потом так же внезапно прекратилась.
12

Практическая часть
13
2.1. Подбор материалов и инструментов
Для проведения опыта нам понадобится:
­ пищевая сода (2 чайные ложки);
­ лимонная кислота (2 столовых ложки);
­ немного красной краски;
­ стеклянная колба или баночка,
­ пластиковая бутылка (высота около 7 см);
­ немного воды (50 мл);
­ скульптурный пластилин (черного цвета) и цветной пластилин;
­ поддоны;
­ емкость с ингредиентами для проведения опыта.
2.2. Создание макета вулкана в домашних условиях
Подготовка: изготовить макет вулкана
1.
Берем поддоны (мы взяли в качестве поддонов пластмассовые формы из­под торта),
склеили между собой;
2.
Пластиковую бутылку разрезаем на две половинки, с внутренней зауженной стороны
вклеиваем крышку (формируем таким образом дно поближе к отверстию бутылки);
3.
Склеиваем между собой разрезанные части бутылки;
4.
5.
Пластиковую бутылку приклеиваем к поддону;
Далее налепливаем скульптурный пластилин на пластиковую бутылку, чтобы
сформировать внешний облик вулкана (с одной стороны лепим вулкан «как бы с
внутренней стороны» для того, чтобы продемонстрировать вулкан в разрезе).
2.3. Ход проведения опыта
Насыпать в отверстие вулкана две чайные ложки соды. В пластмассовом стаканчике
размешать немного красной краски с водой до образования интенсивного цвета. Влить в
окрашенную воду 2 столовые ложки лимонной кислоты и все перемешать. Осторожно
выливать в жерло вулкана получившийся раствор.
Что получится: сода, и подкрашенный раствор лимонной кислоты вступят в
химическую реакцию, и из жерла вулкана начнет «извергаться» пена красного цвета.
Результат: когда сода смешивается с лимонной кислотой, появляются пузырьки,
происходит химическая реакция.