Гдз пособие для знаний по русскому языку. Готовые Домашние Задания по Русскому языку - Пособие для занятий по русскому языку в старших классах


Цели данного пособия следующие: 1) укрепить орфографические и пунктуационные навыки учащихся на базе повторения грамматики и осознания сущности русской орфографии и пунктуации; 2) несколько расширить лексику учащихся; 3) исправить наиболее типичные для учащихся отступления от лексико-грамматических и произносительных норм русского литературного языка.
Практические цели пособия обусловили его содержание, структуру в целом и построение отдельных глав. Орфографические и пунктуационные правила, а также ьключённые в книгу краткие сведения по лексике, орфоэпии, грамматике и стилистике предназначены не для заучивания, а для справок и самостоятельной работы учащихся. Большинство таких сведений является повторением и обобщением того, с чем ученики должны быть знакомы из курса восьмилетней школы.
С седьмого по одиннадцатое издание книга печаталась без изменений.
При подготовке к двенадцатому изданию (1963 г.) пособие было существенно переработано С. Е. Крючковым и Л. А. Ч е ш к о. При этом С. Е. Крючковым был написан новый раздел «О правильном произношении», а Л. А. Чешко - «Лексика (краткие сведения)».
С 1963 г. все последующие издания книги печатались без изменений.
При подготовке к настоящему, тридцать второму, изданию сложившаяся структура пособия сохранена. В книгу внесены исправления и дополнения, преимущественно связанные с переходом общеобразовательной школы на новые учебники по русскому языку для IV - VIII классов, усилена практическая направленность пособия, пересмотрены и обновлены тексты, увеличено количество упражнений комплексного характера и т. д. Основная целевая установка пособия осталась прежней: оно рассчитано в первую очередь на выработку у учащихся старших классов твёрдых навыков грамотного письма.
Тридцать второе издание подготовлено к печати (с внесением всех поправок и изменений) Л. А. Чешко.

§ 1. О РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
Русский язык - это национальный язык великого русского народа, включающий в себя всю совокупность языковых средств, которые используют в своем общении русские люди. Вместе с украинским и белорусским он входит в группу восточнославянских языков.
Высшей формой русского языка является язык литератур-н ы й, обладающий целой системой норм, в становлении и укреплении которых, их обработке и шлифовке выдающуюся роль сыграли русские писатели, ученые, публицисты, общественные деятели. «Язык создастся народом, - отмечал А. М. Горький. - Деление языка на литературный и народный значит только, что мы имеем, так сказать, «сырой» язык и обработанный мастерами».
Нормы литературного языка охватывают как устную, так и письменную речь, произношение, лексику, грамматику, правописание. Например, в русском литературном языке не принято говорить «облегчить», «средства», «инструмент» (надо: облегчить, средства, инструмент); не следует пользоваться такими словами, как «певень», «скородить», «намеднись» (вместо них употребляются петух, боронить, недавно)-, недопустимо употребление таких форм, как «делов», «офицера», «площадя», «жгём», «ездпет», «сыпят», «дожить», «ехай» (следует: дел, ск^ицеры, площади, жжём, ездит, сыплют, класть, поезжай)-, не соответствуют нормам такие словосочетания и предложения, как, например, «отметить о недостатках», «вера в победе»; «Которую книгу я читаю, очень интересная» (нужно: отметить недостатки; вера в победу; Книга, которую я читаю, очень интересная).
Каждый культурный человек должен хорошо владеть и и о р-мами правописания (орфографии, пунктуации).
Наличие норм создаёт единство русского литературного языка, способствует его всеобщему, повсеместному употреблению - в школе и в печати, театре и радио, документах и научных трудах, художественной литературе и в повседневном общении.
СССР - многонациональное государство, в дружную семью советских народов входит более ста наций и народностей. Свободно и равноправно развиваются их языки, взаимно обогащая друг друга. В содружестве советских народов русский язык фактически стал общим языком межнационального общения, и его роль в укреплении их единства и сотрудничества постоянно повышается. Среди народов нашей страны неуклонно растёт стремление к овладению русским языком. Об этом, в частности, с очевидностью свидетельствуют результаты всесоюзных переписей населения. Так, если при переписи 1970 г. русский язык назвали в качестве второго языка, которым свободно владеют 41,9 млн. человек, то, по данным переписи 1979 г., их число увеличилось до 61,3 млн.
Русский язык приобретает всё большее международное значение. Он входит в число мировых языков, является одним из рабочих и официальных языков Организации Объединённых Нации, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения. Число изучающих русский язык за рубежом растёт.
Ещё в 1920 г. В. И. Ленин с гордостью говорил: «Наше русское слово «Совет» - одно из самых распространённых, оно даже не переводится на другие языки, а везде произносится по-русски» 1. Во многие языки мира вошли слова, отражающие советскую действительность, научно-технические достижения советских людей: большевик, комсомолец, субботник, колхоз, ударник, пятилетка, спутник, лунник и др.
Мощь и богатство русского языка отмечали писатели-классики и общественные деятели. Так, М. В. Ломоносов находил в нём «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
Русский язык, по мнению А. С. Пушкина, «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах», «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам», звучный и выразительный.
И. С. Тургенев называл русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
Очень высоко оценивали русский язык классики марксизма-ленинизма. К. Маркс и Ф. Энгельс в течение длительного времени изучали русский язык; они читали в подлиннике сочинения русских общественных деятелей, произведения выдающихся русских писателей, среди которых К. Маркс особенно ценил Пушкина, Гоголя и Салтыкова-Щедрина. Ф. Энгельс писал, что русский язык «всемерно заслуживает изучения и сам по себе, как один из самых силь-лых и самых богатых из живых языков, и ради раскрываемой им литературы» *.
Величие и мощь русского языка отмечал В. И. Ленин: «...язык Тургенева, Толстого, Добролюбова, Чернышевского - велик и могуч» 8.
Огромная культурная ценность русского языка, его мощь и величие обязывают внимательно и серьёзно изучать его.
I. Как вы знаете, литературный язык в зависимости от того, где и для чего он используется, делится на ряд стилей. Прочитайте и определите стилистическую принадлежность каждого текста и мотивируйте свой ответ.
Тексты III и IV перепишите. Объясните правописание.
I. Предприятия, организации, учреждения и граждане обязаны возместить убытки, причинённые нарушением законодательства о недрах, в размерах и порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР и союзных республик. Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, организации и учреждения понесли расходы, связанные с возмещением убытков, несут материальную ответственность в установленном порядке.
II. Человек должен с детства, со школы помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой, красивейшей землёй в мире, которую зовут Родиной. Пона одна у человека. И если ей будет угрожать смертельная опасность, он должен встать на её защиту и стоять, если нужно, насмерть. И он станет бессмертным!..
Советский патриотизм - святое дело, великая сила содружества всех братских народов нашей Родины!
III. Но вот наступает вечер. 3,.ря запылала пожаром и обхватила (пол)неба. Солнце сади..ся. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стекл..ный; (выдали л..жится мягкий пар, тёплый на вид; вместе с росой падает алый блеск па поляны, ещё недавно облитые потоком жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени...
IV. З..ря - совокупность красочных световых явлений в атмосфере при заходе Солнца или перед его восходом; представляет собой закономерную смену окраски неба, которая завис..т от положения Солнца относительно линии горизонта. Когда Солнце склоняется к горизонту и нет облаков, небо над горизонтом окрашивается в жёлтый или (оранжево) красноватый цвет, иногда с коричневым оттенком. Это объясняется тем, что при прохождении солнечными лучами длинного косого пути в атмосфере голубые и фиолетовые лучи ослабляются благодаря рассеянию света, оставшиеся же лучи, а заодно и осв..щаемая ими атмосфера пр..обретают желтоватую или красноватую окраску.
V. Тропики чувствуются сразу... На третий день Яша забирает раскладушку и уходит на палубу.
Из солидарности отправился ночевать вместе с Яшей. Только-только уснул, пошёл дождь. Яша спит под тентом, ему хоть бы хны. А мне под тентом места не хватило.
- Век живи, век учись, - сказал назидательно мой сосед и повернулся на другой бок. - Знаешь, как приятно, когда над тобой барабанит дождь.
- Знаю, - огрызнулся я и поплёлся на свой диван *.
2. Подберите по одному небольшому тексту, относящемуся к научному, официально-деловому, публицистическому н художественному стилям. Аргументируйте свой выбор.

ЛЕКСИКА.
(Краткие сведения.)
§ 2. СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ.
ТОЧНОСТЬ СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЯ.
Слово представляет собой важнейшую единицу языка. При помощи слов называются все многообразные явления окружающего нас мира (предметы, их признаки, действия, состояния). Выполнять эту роль слово может потому, что оно имеет определённый смысл, значение, которое называется лексическим значением.
В лексическом значении слова получают отражение сложившиеся у людей представления о существенных сторонах предметов, действий, признаков. Например, слово брошюра имеет лексическое значение «небольшая книжка в виде сшитых или скреплённых листов, обычно без переплёта»; в этом значении отражены наши представления о существенных признаках такого рода печатных изданий. Слово рассчитать имеет лексическое значение «произвести подсчёт, исчисление чего-либо»; в этом значении отражены наши представления о существенных признаках такого действия. Слово лиловый имеет лексическое значение «светло-фиолетовый», «цвета сирени или фиалки»; в этом значении отразились наши представления о существенных признаках такого признака. Точность словоупотребления и состоит в соблюдении лексических норм русского литературного языка, в умении пользоваться словами в письменной и устной речи в полном соответствии с их сложившимися и закрепившимися в языке лексическими значениями.
* К неточности в выборе слов и речевым ошибкам ведёт употребление пишущим (говорящим) слов, лексическое значение которых он или не понимает, или понимает не вполне правильно. Так, слово гарцевать означает «искусство ездить верхом», например: По сторонам на скакунах гарцуют удальцы лихие. (Р.) Из-за непонимания пишущим различия в лексическом значении слов ехать, ездшпь («двигаться, перемещаться на чём-либо») и гарцевать допущена лексическая ошибка в таком предложении: Ионыч гарцует на бричке с ленивым кучером на козлах. «Гарцевать на бричке», естественно, нельзя; у А. П. Чехова в рассказе Шоныч» говорится, что доктор Старцев *.,.едет на тройке с бубенчиками, и Пантелеймон сидит на козлах».
Часто неточность изложения, лексические ошибки связаны с неверным использованием иноязычных слов. Так, слово плеяда имеет лексическое значение «группа выдающихся деятелей на ка-
ком-либо поприте в одну эпоху», например: Можно то шко восхищаться волей и умением, проявленными в начале XIX века главной плеядой русских кругосветных мореплавателей. (Т. С.) Это слово совершенно неоправданно использовано в таком предложении: В плеяде образов помещиков особенно страшен Плюшкин (вместо слова плеяда здесь можно было бы использовать, например, слово галерея - «длинный ряд чего-либо»).
Нередко к ошибкам ведёт недостаточное разграничение пишущим значений однокоренных слов. Так, слово заглавный имеет значение «содержащий заглавие», «указывающий на действующее лицо, именем которого названы пьеса, опера, фильм и т. д.», например: Мне была поручена заглавная роль в новой постановке - в «Дон Кихоте» (II. Черкасов). Нарушает лексические нормы русского литературного языка употребление слова заглавный в значении «главный, основной, наиболее важный», например: Заглавная роль в комедии «Ревизор», бесспорно, принадлежит Хлестакову (следовало использовать слово главный).
При выборе слова необходимо учитывать и его возможную, сложившуюся в языке сочетаемость с другими словами Так, слово львиный в значении «самый большой, лучший» сочетается лишь со словом доля, например: Львиную долю технических материалов мы изыскали на месте. (В. Аж.) Нарушение лексической сочетаемости этого слова допущено в следующем предложении: Помещики присваивали львиную часть доходов крестьян (следовало вместо слова львиную использовать слово большую или, лучше, слово часть заменить словом доля).
Наконец, к числу речевых недочётов, связанных с неточным пониманием лексических значений слов, относится многословие - употребление слов лишних, ничем не дополняющих того, что уже выражено другими словами. Например, в предложении Павка впервые познакомился с Тоней случайно таким лишним словом является слово впервые, поскольку глагол познакомиться уже означает «вступить в знакомство». Ср. в поэме Н В. Гоголя «Мёртвые души»: Тут же [на «домашней вечеринке»] у губернатора познакомился он [Чичиков| с весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым и неуклюжим на взгляд Собакевичем...
Чтобы употреблять слова точно, надо хорошо знать их лексическое значение и при сомнении обращаться к справочникам, прежде всего к толковым словарям русского языка (см. 5; 10).
3. Прочитайте и скажите, что значат выделенные слова. Перепишите, указывая в скобках лексическое значение этих слов. Какие из этих написаний можно проверить. какие относятся к непроверяемым?
1) Пусть он пока останется на том же месте, а мы тем временем успеем пр..искать подходящего преемника. (М.-С.) 2) Так появился в её [Муси! жизни ид..ал, к которому с того дня она стр..мнлась всеми силами настойчивой и упрямой души. (Пол.) 3) Я взош..л на гору и сел там, глядя вниз на бескрайнее могучее море. (М. Г.)
4) Чтобы быть метеными друзьями, нужно быть увер. ным друг в друге. (Л. Т.) 5) Пушкин и Гоголь были соврем..ники. (Т. С.) 6) Заслуженным уважением пользуются в нашей стране ветераны войны и труда. (Газ.)
4. Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова и объясняя (устно) их значение.
I. 1) Смеяться... смехом. Перенести... болезнь (заразный,
заразительный). 2) Это был человек отсталый Заболеть...
туберкулёзом (костный, косный). 3) Иметь... намерения. Обладать... характером (скрытый, скрытный). 4)... мастер.... шёлк (искусственный, искусный). 5).. женщина.... слово
(обидный, обидчивый). 6) Стоять в... позе. Принять... меры против нарушителей дисциплины (эффективный, эффектный).
II. I) Наблюдать за... развитием растения. Идти впереди...
(процесс, процессия). 2) Бороться за техннческ................Решать
задачи на... (прогрессия, прогресс). 3) Оказаться человеком невоспитанным Мало читать, быть.. (невежда, невежа). 4) Взять
... над школой. Участвовать в факельном... (шефство, шествие).
5) Произнести... в честь кого-либо. Уехать отдыхать в... (здравница, здравица). 6) Писатель Тургенев рассказал о трагической судьбе... Герасима. Троекуров был жестоким. . (крепостник, крепостной). 7) В больнице работает опытный.... В пьесе выведен отрицательный... (персонаж, персонал).
III. I) На дворе стало.... Сирень начала... (расцветать, рассветать). 2)... ребенка.... ботинки и калоши (одеть, надеть). 3)... плохого работника.... разные краски (смешать, сместить). 4).. на вершину горы.... в класс (войти, взойти).
5. Прочитайте. Укажите, какие допущены лексические ошибки. Внесите необходимые исправления и перепишите.
1) Читая «Молодую гвардию», мы, юноши н девушки, не знавшие войны, видим, как героически боролись с захватчиками наши современники. 2) Через весь роман проходит фабула патриотизма.
3) Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии параллельно, взаимно пересекаясь. 4) В момент пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения. 5) Очень рано я понял, что биология - завлекательная наука. 6) Сначала о Манилове складывается двойное впечатление. 7) С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком. 8) Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии. 9) Наиболее даровитые произведения созданы писателем уже в послереволюционные годы. 10) Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о прибытии настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. 11) Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Плюшкиным и Ноздрёвым. 12) Чтение классической русской литературы обогащает кругозор людей. 13) Диалекты встречаются не только в языке героев рассказа, но и в речи самого автора.
У слова может быть не одно, а несколько значений. Так, слово серп имеет значения: 1) «ручное сельскохозяйственное орудие в виде сильно изогнутого, мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков», например: Колосья в поле под серпами ложатся жёлтыми рядами. (Л.); 2) «то, что имеет форму такого предмета», например: Серп луны в просветы тучи с грустью тихою глядит. (Бун.) Слово таять имеет значения: 1) «превращаться в воду под воздействием тепла», например: Уж тает снег, бегут ручьи. (Тютч.); 2) «худеть, чахнуть», например: Кузнецова девочка, Фек-пуша, таяла с каждым днём. (Гл.); 3) «исчезать, постепенно рассеиваясь в воздухе», например: В небе тают облака. (Тютч.);
4) «уменьшаться в количестве, числе, объёме», например: Французские войска равномерно таяли в математически правильной прогрессии. (Л. Т.) Слово седой имеет значения: 1) «белый, серебристый» (о волосах), например: Его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском. (Т.); 2) «серовато-белый, белёсый», например: Над седой равниной моря ветер тучи собирает. (М. Г.); 3) «относящийся к далёкому прошлому», например: Бесследно проходят седые века над молчаливой страной. (Сераф.)
Наличие у слова нескольких связанных между собой значений называется многозначностью Она возможна потому, что явления имеют обычно те или иные общие свойства, признаки, что и позволяет использовать одно и то же слово для наименования таких явлений.
У многозначного слова выделяется прямое и переносное значение. Прямое значение непосредственно указывает на явления окружающего нас мира и не мотивировано другими значениями этого слова. П е р е н ос н ое значение по смыслу связано с прямым и мотивировано им. Так, слово г»уча имеет прямое значение - «большое облако, грозящее дождём, снегом, градом», например: Облачко обратилось в белую туну, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. (П.) У этого же слова есть и переносные значения: 1) «густая, движущаяся масса, множество чего-либо», например: Со свистом туча стрел взвилась... (П.); 2) «что-то угрожающее, мрачное», например. Снова тучи надо мною собралися в тишине. (П.)
В словах серп, таять, седой первые из перечисленных значений - прямые, остальные - переносные.
Многозначность слова, его способность употребляться в переносных значениях широко используется писателями и публицистами как стилистическое средство, усиливающее образность речи, позволяющее представить описываемые явления более ярко и наглядно, например: I) В большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца. (Л. Т.) 2) Река раскинулась. Течёт, грустит лениво и моет берега. (А. Б.) 3) Занимающийся рассвет озаряет людские потоки, устремляющиеся к заводским проходным. Крепка, уверенна поступь созидателей, сплочённых единой целью. (Газ.)
Авторы для большей выразительности речи могут также намеренно сопоставлять, сталкивать различные значения слов, например: 1) Вечером у меня вечер. Приходи. (Ч.) 2) Из класса школьного - в рабочий класс (об учащихся, которые сразу после окончания средней школы пошли на производство). (Газ.) 3)Только одно огорчает до слёз: сердце - на лето, годй. - на мороз. (Друнина.)
Этот приём явного или скрытого сопоставления прямых и переносных значений слов часто используется и в названиях произведений, например: «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Гроза» А. Н. Островского, «Обрыв» И. А. Гончарова, «Воскресение» Д. Н. Толстого.
В некоторых случаях, однако, не вполне продуманное построение предложений может вести к нежелательной двузначности, неясности в употреблении многозначного слова, приводить к затруднениям в понимании смысла высказывания, например: В музее экскурсантам были показаны старинные полотна (ткани или картины?). Такое недостаточно ясное употребление многозначных слов нежелательно.
6. Прочитайте. Сравните в каждой группе лексические значения выделенных слов. Какое из значений прямое, какое - переносное? Какие общие свойства разных предметов, признаков или действий позволяют называть их одним словом?
1) Стальная игла - игла сосны. 2) Берег моря - море флагов.
3) Бронзовая монета - бронзовый загар. 4) Воет волк - воет буря. 5) Гладить бельё - гладить волосы. 6) Подошва туфель - подошва горы. 7) Светлая аудитория - внимательная аудитория. 8) Работа на производстве - сдать работу. 9) Читать Чехова - произведения Чехова. 10) Штык винтовки - отряд в тысячу штыков.
7. Прочитайте. Определите значения выделенных слов. Какие из них употреблены в прямом, какие - в переносном значении? Перепишите. Объясните правописание.
1) Г..рит восток з..рёю новой. 2) Бывало, он ещё в постеле: к нему записочки несут. Что? Прнглашенья? В самом деле, три дома на вечер зовут. 3) Бр..ннл Гомера, Феокрита; за (то) читал Адама Смита, и был глубокий эконом. 4) Края Москвы, края родные, где на з..ре цветущих лет часы беспечности я тратил золотые, (не)зная горестей и бед. 5) Пылай, камин, в моей пустынной келье. 6) Вся деревня бежит к нему навстречу, все его приветно поздравляют. 7) Он... выигрывал беспрестанно, и загребал себе золото, и клал ассигнации в карман. 8) Но торжеством победы полны ещё кипели злобно волны. 9) Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара.
(А. С. Пушкин.)
8. Прочитайте. Укажите, с какими целями используются многозначные слова. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их употребление.
1) Называю её (повесть! великою потому что она в самом деле выходит великою т. е. большою и длинною. (Ч.) 2) С этой историей
случилась история нам рассказал её приезжавший из Гадяча Степан Иванович Курочка. (Г.) 3) В кебе вон луна такая молодая что её без спутников и выпускать рискованно. (Маяк.) 4) Я пошёл на базар и стал предъявлять местным жителям фотографию с лермонтовского рисунка. Очень скоро я достиг значительных результатов: превратил базар в настоящий базар. (И. Андр.) 5) Маяковский ваши стихи (нг)волнуют (не)греют (не) зар..жают. - А\он стихи (не)море (не)печка и (не) чума. (Кассиль.)
9. Прочитайте. Укажите, в прямом или переносном значении употреблены выделенные слова, с какими целями они используются авторами. Предложения 5 - II перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Объясните их употребление.
1) Тихо льётся с клёнов листьев медь. (Ес.) 2) Облетает моя голова, куст волос золотистый вянет. (Ес.) 3) Разыгралась тройка-вьюга. (Ес.) 4) Буран утнх. Весь Актюбинск спешил на работу. (И. Апдр.) 5) Отгорела (ли) наша рябина осыпаясь под белым окном? (Ес.) 6) Только слышно по улице где (то) одинокая бродит гармонь. (Исак.) 7) Ехал я из Берлина на попутном борту. (Твард.) 8) Вдруг сигнал за поворотом дверцу выбросил шофёр тормозит: Садись пехота. Щёки снегом бы натёр. (Твард.) 9) Чёрные фраки мелькали п носились врознь и кучами там и там как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета когда старая ключница рубит и делит его на сверкающие обломки перед открытым окном. (Г.) 10) К Тамбову подступали две с половиной тысячи сабель (то)есть всего три полка. (Фед.) 11) Почему (же) два искусственных манто делятся на весь вагон впечатлениями о вчерашней вечеринке п позавчерашней ревизии? (Газ.)


KOHEЦ ФPAГMEHTA УЧЕБНИКА

Название : Пособие для занятий по русскому языку в старших классах.

Пособие содержит теоретические сведения по орфографии, пунктуации, фонетике, лексике и фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису, культуре речи и стилистике.

Новое издание пособия существенно переработано в соответствии с программой по русскому языку в старших классах. Увеличено количество упражнений различной степени сложности, в которых учитываются типичные для учащихся ошибки.

Книга предназначена для школьников старших классов и абитуриентов, учителей русского языка и преподавателей подготовительных курсов вузов.


Учебное пособие предназначается для самостоятельной подготовки к вступительным экзаменам в вузы. Его главная цель - помочь учащимся овладеть навыками грамотного письма. Основное место в книге занимает материал по орфографии и пунктуации, поскольку знания слушателей подготовительных отделений в этом отношении оставляют желать лучшего. Орфографические и пунктуационные правила излагаются достаточно подробно и закрепляются значительным количеством упражнений различной степени сложности. При этом наибольшее внимание уделяется трудным случаям правописания. В книге кратко рассказывается также об основных принципах русской орфографии и пунктуации и разъясняется социальная значимость норм правописания. Сведения по фонетике, словообразованию, морфологии и синтаксису излагаются лишь в той мере, в какой они могут быть необходимы слушателям для более осознанного владений навыками правописания.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
ВВЕДЕНИЕ 4
§1. 0 русском языке 4
Порядок и образцы различных видов разбора 6
ЛЕКСИКА. ТЕКСТ. ФОНЕТИКА (Краткие сведения)
§ 2. Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления 19
§ 3. Многозначные слова и их употребление 22
§ 4. Омонимы и их употребление 25
§ 5. Употребление синонимов и антонимов 27
§ 6. Употребление стилистически ограниченной лексики 33
§ 7. Заимствованные слова и их употребление 39
§ 8. Употребление устаревших слов и неологизмов 43
§ 9. Употребление фразеологизмов 47
§ 10. Изобразительно-выразительные средства языка 51
§ 11. Словари русского языка 54
§ 12. Текст 59
§ 13. Сочинение-рассуждение по данному тексту 76
§ 14. Фонетика 82
§ 15. Произношение некоторых звуков и сочетаний звуков 84
§ 16. Употребление букв э и е 88
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
§ 17. Краткие сведения о русской орфографии 89
§ 18. Употребление прописных букв 92
§ 19. Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных....95
§ 20. Употребление ь для обозначения грамматических форм 96
§ 21. Состав слова. Употребление однокоренных слов. Способы образования слов 98
§ 22. Правописание безударных гласных корня слова 104
§ 23. Чередование гласных в корнях слов 108
§ 24. Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные 114
§ 25. Двойные согласные 116
§ 26. Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме 120
§ 27. Приставки пре- и при- 122
§ 28. Правописание на стыке приставки и корня. Сочетание согласных букв 126
§ 29. Международные словообразовательные элементы 129
§ 30. Общие правила правописания сложных слов 131
§ 31. Правописание гласных после шипящих и ц 133
§ 32. Перенос слов 136
§ 33. Обзор правописания корней и приставок 139
Части речи
Имя существительное 161
§ 34. Род и число существительных 161
§ 35. Правописание виев родительном, дательном и предложном падежах единственного числа 163
§ 36. Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода 166
§ 37. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа 167
§ 38. Правописание суффиксов существительных 171
§ 39. Правописание сложных имён существительных 177
Имя прилагательное 181
§40. Употребление некоторых форм прилагательных 181
§41. Правописание окончаний имён прилагательных 182
§ 42. Правописание творительного падежа некоторых фамилий и названий населённых пунктов 184
§ 43. Правописание прилагательных с суффиксами 185
§ 44. Правописание сложных прилагательных 192
Имя числительное 196
§ 45. Значение и употребление числительных 196
§ 46. Правописание числительных 197
Местоимение 200
§ 47. Значение и употребление местоимений 200
§ 48. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений 202
§ 49. Обзор правописания именных частей речи 206
Глагол 227
§ 50. Спряжение глаголов 227
§ 51. Правописание глаголов 229
Причастие 239
§ 52. Изменение причастий 239
§ 53. Правописание суффиксов причастий 241
§ 54. Обзор правописания глаголов и причастий 245
§ 55. Краткие и полные страдательные причастия 258
§ 56. Правописание н и нн в прилагательных и причастиях 259
Деепричастие 262
§ 57. Употребление деепричастий 262
Наречие 266
§ 58. Правописание наречий 267
§ 59. Обзор правописания н - нн 279
Предлоги 291
§ 60. Употребление некоторых предлогов 291
§ 61. Правописание предлогов 294
Союзы 295
§ 62. Правописание союзов 295
Частицы 297
§ 63. Раздельные написания частиц и написания через дефис 298
§ 64. Обзор правописания наречий и служебных частей речи 299
§ 65. Правописание не с различными частями речи 315
§ 66. Правописание частицы ни 321
§ 67. Обзор правописания не - ни 326
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Простое предложение 343
§ 68. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения 343
§ 69. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим 344
§ 70. Именительный и творительный падежи в сказуемом 346
§ 71. Тире между подлежащим и сказуемым 347
§ 72. Родительный падеж при глаголах с отрицанием 349
§ 73. Управление при словах, близких по значению 349
§ 74. Падеж определений, включённых в сочетание, состоящее из числительного два, три или четыре и существительного в родительном падеже 351
§ 75. Различие предлогов на - сие - из при обозначении места 352
§ 76. Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения 353
Предложения с однородными членам и 355
§ 77. Знаки препинания между однородными членами 355
§ 78. Однородные и неоднородные определения 360
§ 79. Согласование в предложениях с однородными членами 361
§ 80. Обзор употребления разделительных знаков препинания в простом предложении 364
Предложения с обособленными и уточняющими членами 375
§ 81. Обособление определений 375
§ 82. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными 379
§ 83. Обособленные приложения и дополнения 381
§ 84. Обособление обстоятельств 386
§ 85. Уточняющие обстоятельства 391
§ 86. Сравнительные обороты 394
Вводные слова, обращения и междометия 396
§ 87. Вводные слова и предложения 396
§ 88. Обращение. Междометия и слова-предложения да и нет 401
§ 89. Обзор употребления выделительных знаков препинания в простом предложении 404
Сложное предложение 426
Сложносочинённое предложение 426
§ 90. Знаки препинания в сложносочинённом предложении 426
Сложноподчинённое предложение 431
§ 91. Сложноподчинённые предложения с одним придаточным 432
§ 92. Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами 435
§ 93. Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными 437
§ 94. Некоторые недочёты и ошибки в построении сложноподчинённых предложений 443
Бессоюзное сложное предложение 445
§ 95. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении 445
Сложные предложения с разными видами связи 448
§ 96. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи 448
§ 97. Обзор пунктуации в сложном предложении 453
Прямая и косвенная речь 481
§ 98. Прямая речь 481
§ 99. Замена прямой речи косвенной 484
§ 100. Знаки препинания при цитатах 487
Употребление знаков препинания (Свод правил) 489
Упражнения к своду «Знаки препинания» 496
Контрольные упражнения на всё пройденное 501
Список условных сокращений 506

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
- fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу Пособие для занятий по русскому языку в старших классах - Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. - depositfiles.com

Letitbit.com

Закажи решебник и скоро он будет на сайте

  • Положительные стороны участия в школьных олимпиадах
    Облегчение поступления в университет. Вы можете задать своему ребенку конечную цель всего учебного процесса, тем самым убедив его в необходимости хорошей учебы. Часто родители говорят своим детям, что если они будут плохо учиться, то не смогут приобрести хорошую профессию в будущем, и пойдут в дворники.
  • Особенности питания школьника
    Питание в школе должно быть хорошо организованным. Школьник должен быть обеспечен в столовой обедом и горячим завтраком. Интервал между первым и вторым приемом пищи не должен превышать четыре часа. Наиболее оптимальным вариантом должен быть завтрак ребенка дома, в школе же он съедает второй завтрак
  • Детская агрессия в школе и сложности в процессе обучения
    Между детской агрессией и трудностями в процессе обучения установлена определенная взаимосвязь. Каждый школьник хочет иметь в школе много друзей, иметь хорошую успеваемость и хорошие оценки. Когда это у ребенка не получается, он делает агрессивные поступки. Каждое поведение на что-то нацелено, имеет смысловую
  • Советы психологов родителям
    В любых олимпиадах и всевозможных конкурсах ребенок, прежде всего, самовыражается и самореализовывается. Родители обязательно должны поддерживать своего ребенка, если он увлечен интеллектуальными соревнованиями. Ребенку важно осознавать себя частью общества интеллектуалов, в котором царят сопернические настроения, и ребенок сравнивает свои достигнутые
  • Ребенок отказывается от приема пищи в столовой школы
    Разборчивому ребенку школьная еда может прийтись не по вкусу. Зачастую, это самая распространенная причина отказа школьника от еды. Все происходит от того, что меню в школе не учитывает вкусовые потребности каждого отдельного ребенка. В школе никто не будет исключать какой-либо продукт из питания отдельного ребенка дабы
  • Как родители относятся к школе
    Для того чтобы понять как родители относятся к школе, то важно для начала охарактеризовать современных родителей, возрастная категория которых весьма разнообразна. Не смотря на это большую часть из них составляют родители, которые относятся к поколению девяностых годов, которые отличаются тяжелым временем для всего населения.
  • Школьная форма
    Первые школьные сборы навсегда остаются в памяти каждого из нас. Родители начинают закупать всю необходимую канцелярию, начиная с августа. Главным школьным атрибутом является форма школьника. Наряд должен быть тщательно подобран, чтобы первоклассник чувствовал себя уверенно. Введение школьной формы обосновывается многими причинами.

Назначение: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Книгоиздательство: ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОСВЕЩЕНИЕ" Москва 1983 ИЗДАНИЕ 32 ПЕРЕРАБОТАННОЕ

Формат: DjVu, Размер файла: 7.53 MB

Введение 4

§ 1. О русском языке

(Краткие сведения)

§ 2. Слово н его лексическое значение. Точность словоупотребления 7

§ 3. Многозначные, слова и их употребление 10

§ 4. Омонимы и их употребление 12

§ 5. Употребление синонимов и антонимов 14

§ 6. Употребление стилистически ограниченной лексики 13

§ 7. Заимствованные слова и их употребление 23

§ 8. Употребление устаревших слов и неологизмов 27

§ 9. Употребление фразеологизмов 30

§ 10. Словари русского языка 34

О правильном произношении 38

§ 11. Произношение некоторых звуков и сочетаний звуков

§ 12. Употребление букв э и е 41

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

§ 13. Краткие сведения о русской орфографии 42

§ 14. Употребление прописных букв в названиях учреждений и организаций Советского Союза, в названиях революционных праздников

и знаменательных дат, в названиях орденов 44

§ 15. Употребление ь для обозначения на письме мягкости согласных 46

§ 16. Употребление ь для обозначения грамматических форм 47

§ 17. Состав слова. Употребление однокоренных слов. Способы образования слов 49

§ 18. Правописание безударных гласных корня слова 55

§ 19. Чередование гласных в корнях слов 58

§ 20. Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные 63

§ 21. Двойные согласные 65

§ 22. Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме 68

§ 23. Приставки пpe- и при- 69

§ 24. Правописание на стыке приставки и корня 72

§ 25. Международные словообразовательные элементы 75

§ 26. Общие правила правописания сложных слов 77

§ 27. Правописание гласных после шипящих и ц 78

§ 28. Перенос слов 80

Части речи

Имя существительное 82

§ 29. Род и число существительных

§ 30. Правописание и и е в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа 84

§ 31. Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода 86

§ 32. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа 87

§ 33. Правописание суффиксов существительных 89

§ 34. Правописание сложных имен существительных 95

Имя прилагательное 97

§ 35. Употребление некоторых форм прилагательных

§ 36. Правописание окончаний имён прилагательных 99

§ 37. Правописание творительного падежа некоторых фамилий и названий населённых пунктов 100

§ 38. Правописание прилагательных с суффиксами 101

§ 39. Правописание сложных прилагательных 107Имя числительное 110

§ 40. Значение и употребление числительных

§ 41. Правописание числительных 111

Местоимение 113

§ 42. Значение и употребление местоимений -

§ 43. Правописание неопределённых и отрицательных местоимений 115

Глагол 118

§ 44. Спряжение глаголов

§ 45. Правописание глаголов 121

Причастие 128

§ 46. Изменение причастий

§ 47. Правописание суффиксов причастий 130

§ 48. Краткие и полные страдательные причастия 133

§ 49. Правописание к и нн в прилагательных и причастиях 134

Деепричастие 137

§ 50. Употребление деепричастий

Наречие 140

§ 51. Правописание наречий 141

§ 52. Правописание н и нн во всех частях речи 149

Предлоги 151

§ 53. Употребление некоторых предлогов

§ 54. Правописание предлогов 153

§ 55. Правописание союзов

§ 56. Употребление в в различных частях речи 156

Частицы 157

§ 57. Раздельные написания частиц и написания через дефис -

§ 58. Правописание не с различными частями речи 158

§ 59. Правописание частицы ни 163

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ Простое предложение

§ 60. Предложения повествовательные, вопросительные и побудительные.

Восклицательные предчоження 168

§ 61. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим 160

§ 62. Именительный и творительный падежи в сказуемом 171

§ 63. Тире между подлежащим и сказуемым 172

§ 64. Родительный падеж при глаголах с отрицанием 173

§ 65. Управление при словах, близких по значению 174

§ 66. Падеж определений, включённых в сочетание, состоящее из числительного дал, три н чзтыре и существительного в родительном

падеже 175

§ 67. Различие предлогов на - с и в - из при обозначении места 176

§ 68. Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения 177

Предложения с однородными членами 178

§ 69. Знаки препинания между однородными членами 179

§ 70. Однородные и неоднородные определения 182

§ 71. Согласование в предложениях с однородными членами 184

Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения 185

§ 72. Обособление определений 186

§ 73. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными 189

§ 74. Обособленные приложения и дополнения 190

§ 75. Обособление обстоятельств 195

§ 76. Уточняющие обстоятельства 199

§ 77. Сравнительные обороты 201

Вводные слова, обращениям междометия 202

§ 78. Вводные слова и предложения 203

§ 79. Обращение. Междометия и слова-предложения да и нет 206

Сложное предложение Сложносочинённое предложение с союзами 210

§ 80. Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Сложноподчинённое предложение 214

§ 81. Сложноподчинённые предложения с одним придаточным

§ 82. Замена придаточных предложений причастными и деепричастными оборотами 217

§ 83. Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными 219

§ 84. Некоторые недочёты и ошибки в построении сложноподчинённых предложений 224

Бессоюзное сложное предложение 225

§ 85. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Сложные предложения с разными видами связи 228

§ 86. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Прямая и косвенная речь

§ 88. Замена прямой речи косвенной 235

§ 89. Знаки препинания при цитатах 237

Употребление знаков препинания

Свод правил 239

Упражнения к своду «Знаки препинания» 215

Контрольные упражнения на всё пройденное

Скачать учебник СССР - Пособие для занятий по русскому языку В СТАРШИХ КЛАССАХ 1983 года

Программа STDU Viewer - это универсальный инструмент позволяющий легко просматривать документы многих форматов, в том числе и файлов DjVu, PDF и TIFF ............

ФОНЕТИКА И ГРАФИКА

Воспроизведение данных фактического характера: звонкие и глухие; твердые и мягкие (парные и непарные) звуки; алфавит (названия букв, порядок их расположения), сведения о количестве букв. На данном этапе вводится начало ответа типа «Среди звуков русского языка выделяются (различаются)...», «В русской азбуке столько-то букв...».

Пересказ текстов упражнений. В разделе «Фонетика и графика» впервые в IV классе некоторые сведения излагаются в параграфах в форме учебного текста, содержание которого нужно осмыслить и усвоить. (См., например, § 36 «Алфавит», § 38 «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака», § 39 «Двойная роль букв е, ё, я, ю»). Однако материал этих параграфов четвероклассники не должны пересказывать. Эти тексты выполняют иные дидактические функции. (См. об этом на с. 129.) Другое дело - пересказ двух текстов упражнений: упр. 219 (о голосовых связках) и упр. 249 (о происхождении названий «алфавит» и «азбука»). В этих текстах содержатся важные и интересные для детей сведения дополнительного характера по теме программы. Пересказ этих текстов затрудняет учащихся, так как они впервые встречаются в учебнике с текстами упражнений подобного типа. Поэтому необходим смысловой анализ этих текстов:

О чем говорится в тексте? Какого он стиля? Что именно (или что нового) вы узнали о голосовых связках (упр. 219) или о происхождении слов азбука, алфавит (упр. 249)? Что в прочитанном тексте представляется вам особенно интересным?

Из каких частей состоит текст? Назовите 3-4 самых важных опорных слова в каждой части текста.

На этом этапе следует разрешать детям при пересказе текстов пользоваться учебником, «подглядывать» в него. Также важно проводить смысловой анализ других текстов лингвистического характера, в частности упр. 226 (каких звуков - гласных или согласных - больше в русском языке); упр. 231 (о роли подражания в усвоении речи); соответствующие вопросы даны в заданиях к упражнениям.

Устные высказывания репродуктивно-продуктивного типа. Первое из них проводится в связи.с выполнением упражнения 220, в котором дается план ответа. Аналогичного характера высказывание уже отрабатывалось (см. § 4 или 5 в разделе «Повторение изученного...», а также упражнения 140 и 157 в разделе «Синтаксис и пунктуация»). Однако, в отличие от предыдущих, данный ответ требует использования материала для справок (выделенного на с. 92 голубой стрелкой), материала наблюдений (на с. 92) и текста упражнения 219. Это усложняет подготовку к ответу. Поэтому учитель предлагает найти в учебнике ответы на поставленные вопросы. После выборки материала и его чтения (так называемое выборочное чтение) учитель либо сам демонстрирует образец ответа, либо предлагает сделать это одному из наиболее подготовленных учеников.

Устные высказывания самостоятельного характера предусмотрены также контрольными вопросами и заданиями к разделу. Одно из них - обобщающего характера: «Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков?» (вопрос 8) - требует собирания материала по двум параграфам (§ 38. «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака», § 39 «Двойная роль букв е, ё, ю, я»). В данном случае перед учеником стоит задача создать обобщение, которого в учебнике нет. Целесообразно отработать возможное начало такого типа высказываний на лингвистические темы. Например: «В русском языке мягкость согласных на письме обозначается следующими способами (по-разному)». Выделенные словосочетания позволяют перейти к указанию этих способов. Четкость изложения требует употребления вводных слов типа во-первых, во-вторых и т. д.

Сообщение на лингвистическую тему - об алфавите (азбуке) - готовится 2-3 сильными учащимися на основе текстов упражнений 249, 279 и текста упр. 189 (из «Дидактического материала»). Кроме того, можно использовать научно-популярные книги, в которых содержится немало интересных сведений о русском алфавите. См., например, отрывок «Самый главный язык» (с. 26-28) в книге А. Кондратова «Звуки и знаки» (М., 1966), отрывки «Самая удивительная буква», «Самая дорогая буква в мире» и др. в книге Л. Успенского «Слово о словах» и др.

В отличие от устных ответов эти высказывания представляют собой изложение самостоятельно прочитанных учениками и осмысленных ими текстов. Проведение такого рода сообщений закладывает основы для формирования умения выступать с докладами на темы изучаемых школьных предметов.

Язык предмета. Правильное произношение звуков и наименований букв (эль, ка, эс, че и т. д.). Такая-то буква обозначает такой-то звук (такой-то звук обозначается такой-то буквой). Подчеркнуть букву, которая обозначает такой-то звук (но не «подчеркиваю звук»). Мягкий знак (а также я, ю, е,- ё, и) обозначает мягкость предшествующего согласного (недопустимо: «смягчает предшествующий согласный»). Звонкий (глухой), твердый (мягкий) звук.

Выберите номер 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160 161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180 181 182 183 184 185 186 187 188 189 190 191 192 193 194 195 196 197 198 199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238 239 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258 259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278 279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298 299 300 301 302 303 304 305 306 307 308 309 310 311 312 313 314 315 316 317 318 319 320 321 322 323 324 325 326 327 328 329 330 331 332 333 334 335 336 337 338 339 340 341 342 343 344 345 346 347 348 349 350 351 352 353 354 355 356 357 358 359 360 361 362 363 364 365 366 367 368 369 370 371 372 373 374 375 376 377 378 379 380 381 382 383 384 385 386 387 388 389 390 391 392 393 394 395 396 397 398 399 400 401 402 403 404 405 406 407 408 409 410 411 412 413 414 415 417 418 419 420 421 422 423 424 425 426 427 428 429 430 431 432 433 434 435 436 437 438 439 440 441 442 443 444 445 446 447 448 449


Русский язык - это всегда один из самых сложных и самых важных предметов в любой школе. В связи с этой учебной дисциплиной учащемуся приходится буквально зазубривать бесконечное количество правил, исключений и т. д. Педагоги задают на дом непомерное количество упражнений, ведь каждый учитель считает, что именно его предмет заслуживает наибольшего внимания. Но нередко педагог забывает о том, что учащийся - не специалист русского языка, и для того чтобы качественно сделать упражнения, заданные на дом, ему необходимы помощь и время.

Особенно тяжелая ситуация у выпускников. Вряд ли можно найти такого человека, который бы ничего не слышал о Едином Государственном Экзамене. Безусловно, к этому экзамену необходима ответственная подготовка, но не стоит забывать о некоторых деталях, способных помочь ученику, готовящемуся к выпуску из школы.

Помощь - это, пожалуй, наиболее важная составляющая эффективной домашней работы ученика. У родителей, как правило, не хватает времени на то, чтобы разбираться с уроками своего ребенка. Искать репетитора затратно и не всегда удобно. Единственный выход из данной ситуации - обратиться за помощью к решебникам и ГДЗ.

Готовые Домашние Задания по Русскому языку - Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, авторами которого являются Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А., помогут выпускнику справиться с огромным объемом работы, которую ему необходимо выполнять. Это пособие позволит значительно сократить временные затраты на изучение и освоение учебного материала, а также благодаря нему ученик сможет сразу же находить свои ошибки и осмысленно их исправлять.

ГДЗ Грекова, Крючкова и Чешко позволит в максимально короткие сроки освоить все самые главные правила русского языка. С помощью этого учебного пособия каждый ученик сможет подготовиться к следующему уроку наилучшим образом.