Формы методической работы с педагогами доу. Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования

Наталия Чебордакова
Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования

Качество образования и его эффективность – одна из актуальных проблем отечественной педагогики . Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно – образовательного процесса играет педагог , его профессионализм.

Повышение уровня мастерства педагогов является приоритетным направлением деятельности методической работы , которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров , так как, прежде всего, способствует повышению профессиональной компетентности педагога , развитию его творческой инициативы.

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами . Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения .

Слово «интерактив » пришло к нам из английского языка. Понятие «интеракция » (от англ. interaction – взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Интерактивный означает способность действовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем – либо (например, компьютером) или с кем – либо (например, человеком) . Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагогов .

Сегодня надо использовать новые, активные формы работы , которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен.

Значение использования интерактивных методов в дошкольном учреждении :

1. Повышение качества воспитательно – образовательного процесса в дошкольном учреждении.

2. Стимулирование интереса и мотивации педагогов к самообразованию .

3. Повышение уровня активности и самостоятельности.

4. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности.

5. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Кроме того, интерактивное обучение обеспечивает создание атмосферы, снимающей у взрослых напряженность и тревожность в связи с включением в образовательную деятельность , раскрывает новые возможности, является необходимым условием для становления компетентностей.

Первая эффективная интерактивная форма , введенная в работу с педагогами ДОУ – тренинг .

Тренинг : быстрое реагирование, быстрое обучение. Упражнение, атмосфера, особое состояние души каждого участника.

Деловая игра : способствуют повышению интереса к рассматриваемой проблеме, помогают формированию творческого мышления педагогов , поиску новых путей решения сложных задач, формируют и тренируют их практические умения и навыки. Деловая игра – это в определенной степени репетиция деятельности педагога . Она дает возможность проиграть любую педагогическую ситуацию в лицах , что позволяет понять психологию человека, встав на место ребенка, его родителей, заведующей или коллеги.

Педагогический ринг : Здесь предполагается атаковать соперника вопросами, на которые должен оперативно быть дан ответ. Вопросы может задавать и ведущий игры. Содержание вопросов может относиться к одной или разным проблемам, в зависимости от цели его проведения : уточнить и систематизировать занятия по одной проблеме или провести мини – диагностику знаний педагогов по целому комплексу вопросов. Например, педагогический ринг : «Пути совершенствования образовательного процесса в ДОУ ».

Круглый стол : тема и проблема высвечиваются заранее. Возможно подготовленные выступающие. Можно разделить участников на группы при обсуждении разных видов по одному вопросу. Обязательно ведущему формировать выводы и предложения. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, - «Проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное образовательное учреждение – каким ему быть?», «Сила личности воспитателя. В чем она?» .

Симпозиум – обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты – обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

Дискуссия - один из путей, который поможет научить педагогов вести профессиональный, конструктивный спор, способный привести к решению проблемы, выработке общего мнения . Дискуссия (в переводе с латинского – исследование, разбор) заключается в коллективном обсуждении какого – либо вопроса, проблемы или в сопоставлении идей, мнений, предложений. Она может быть использована как самостоятельный вид работы с педагогами , а также как инсценирующая дискуссию деловая игра. Принимая участие в дискуссии, педагог прежде всего формулирует тезис – мысль или положение, истинность которого следует доказать. Перед проведением дискуссии следует сформулировать перед педагогами проблему и цели дискуссии, то есть разъяснить, что обсуждается, почему проводится дискуссия и что должно дать обсуждение. При этом необходимо заинтересовать педагогов , указав им на нерешенные или неоднозначно решаемые педагогические проблемы или вопросы. Следует также установить регламент дискуссии и каждого выступления.

Руководитель дискуссии должен создать доброжелательную обстановку, положительный эмоциональный фон, а также убедиться, что все педагоги осознают суть обсуждаемой проблемы и знакомы с соответствующей терминологией, единой для всех участников.

Цель руководителя – собрать больше меньше мнений, поэтому он активизирует педагогов и поддерживает их активность, предлагает сформулировать предложения , высказывается сам, стремясь выявить разные подходы, разные мнения, чтобы прийти к нужному результату.

Дискуссионные качели (дискуссия) : аудитория делится на группы (2 и более) . Каждая группа защищает противоположные мнения по одной проблеме.

Мозговой штурм : группа из нескольких человек активно обсуждая решает какую – нибудь проблему. Лидер группы озвучивает общее решение.

Лекция с применением техники обратной связи : Педагог после каждой законченной мысли обращается к аудитории . На основе ответа на данной регулирует содержание дальнейшей лекции.

Лекция вдвоем : педагог со специалистом или родителем в паре освещает актуальные вопросы. Материал такого вида лекции заранее распределен. По окончанию слушателям позволено задавать вопросы обоим лекторам.

Лекция «вопрос – ответ» : на протяжении всей лекции задаются вопросы, лектор отвечает.

Метод «Квадро» (форма дискуссии после лекции педагога ). Педагог задает проблемный вопрос, родитель голосует карточкой (4 шт.) : 1 – согласен; 2 – согласен, но; 3 – не согласен; 4 – согласен, если. Затем педагог объединяет в группу родителей с одинаковыми карточками и организуется дискуссия. Выводы делаются педагогами .

Творческий час «Золотые россыпи» : работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного произведения, внедряются нетрадиционные техники рисования.

Мастер – класс (практикум) . Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом , системой работы , авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.

Проблемные педагогические ситуации . Предлагается ситуации, из которой предлагаются способы выхода.

Педагогическая мастерская или педагогическое «ателье» : педагог – мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно – образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Например : «Развитие творческого воображения дошкольника средствами художественной литературы, изодеятельности, экспериментирования».

«Киношкола» : педагог показывает заранее подготовленные видеозаписи одного из видов детской деятельности (на пример, играют дети) . Показ без комментариев. По данным педагогом критериям родители оценивают уровень развития детской деятельности.

Банк идей : это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе. Например : «Экология игры : как вернуть игру в жизнь детского сада» .

Выставки – ярмарки педагогических идей , аукцион : публичное представление лучших образцов профессиональной деятельности. Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует . Ведет к появлению новых идей, стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию .

Коучинг – сессия : интерактивное общение . Развивающее консультирование, дискуссия (вопрос – ответ) . Педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. Например : «Работа с аттестуемым педагогом » .

Квик – настройка : это настрой педагога на успешную работу .

1. Если вы хотите нравиться людям – улыбайтесь!

2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам завидуют.

3. Есть люди подобно золотой монете : чем дольше работают , тем дороже ценятся.

Кейс – метод : неигровой метод анализа и решения ситуаций. Где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики.

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности педагогов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие творческих способностей.

Технология открытого пространства : предусматривает активное участие каждого педагога , создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями.

Использование ТОП на педсовете (не нужно детально разработанной повестки дня и плана работы ).

Презентация : наглядный вариант лекционного и практического материала.

Все перечисленные методы достаточно эффективны. Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами , - приведет к повышению уровня воспитательно – образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов .

Литература :

1. Давыдова О. И., майерА. А., Богославец Л. Г. Интеративные методы в организации педагогических советов в ДОУ . – СПб : «ДЕТСТВО – ПРЕСС» , 2008. – 170с.

2. Ромаева Н. Б. Интерактивные формы работы с кадрами (методические материлы) / авт. – сост. Н. Б. Ромаева и др. Ставрополь : СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 93с.

В образовательной практике на различных уровнях (государственном, региональном, школьном) набрали распространение традиционные обязательные формы обучения, методической работы с учителями. Несмотря на присущие им недостаток ки (фронтальность, негибкость, погоня за количеством методических мероприятий, отсутствие оперативности в помощи, закостенелость форм), система непрерывного повышения квалификации учителей была бы неполной й без них.

В современной школе используются такие традиционные формы методической работы (заметим, что совет, педсовет школы, инструктивные совещания не всегда формами собственно методической деятельности, но они выполняют м методические функции)

Совет школы функционирует согласно. Положению о ней, состоит из педагогов, родителей, учеников-старшеклассников, собирается один раз в четверть для решения важных для школы проблем, анализа учебно-ва иховного процесса в школе и деятельности отдельных педагогов, а именно: состояние учебно-воспитательного процесса в школе в свете требований. Закона"Об образовании", состояние учебной и воспитательной работы в 9-м, например, клас си, организация летнего отдыха детей и др..

Педагогический совет состоит из педагогов, она также существует в соответствии с. Положением о ней, собирается 4-5 раз в год, а в некоторых учебных заведениях ежемесячно. На своих заседаниях педагогический совет рас ядае такие вопросы, как: состояние трудового обучения в школе и задачи по его улучшению; состояние преподавания и уровень знаний, умений и навыков учащихся по математике, о работе методических объединений в школе и пути ее совершенствования; эстетическое воспитание учащихся средствами учебных дисциплин: возможности, проблемы и перспективы и много друх.

Инструктивно-методические совещания в школе проводятся по необходимости, для этого выделяется один день в неделю (например, четверг), который называется методическим днем??Администрация школы старается именно в ц этот день проводить методическую работу с учителями. На производственно-методических совещаниях обсуждаются такие вопросы: состояние ученических тетрадей, соблюдения языкового режима в школе, правовая воспитательная работа, работа ш когда с родителями, подготовка к предметных олимпиад и конкурсов, работа учителей по подготовке учеников к экзаменам, организация летнего отдыха учащихся тощщо.

Методические объединения учителей (школьные и межшкольные), в профтехучилищах они называются методические комиссии и областные методические секции, которые работают согласно годовому плану работы и соответствующих инст рукций. На заседаниях предметных комиссий заслушиваются и обсуждаются доклады по актуальным вопросам обучения и воспитания делается обзор новейшей специальной литературы; обсуждаются книги, статьи из журналов и газет на актуальные темы; организуется взаимопосещения уроков; проводятся и обсуждаются открытые уроки, использование наглядности в учебном процессе, применения. ТСО и компьютер ов; организуются консультации для молодых учителей; заслушиваются отчеты учителей о выполнении индивидуальных планов самообразованияи.

Кроме названных традиционных форм методической работы, в школах еще проводятся предметные недели, семинары-практикумы, конференции, межпредметные конференции, психолого-педагогические семинары, конкурсы педагогу ичной мастерства, индивидуальные методические консультации, методические выставки, оформление методических кабинетов или уголков, школы передового опыта, выпуск методического бюллетеня, дни информации, спивб эсид руководителей с учителями об итогах работы в течение учебного года, наставничество, стажировки, курсовая переподготовка, самообразование.

. Самообразование - это традиционная форма методической работы учителя. В 60-70 годы учителя писали распространены планы самообразования на год, потом на полугодие (ибо понятно, что на год предусмотреть хотя бы новую литературу невозможно), позже написания планов самообразования был отменен, так как массовая методическая работа с учителями способствовала самообразованиеі.

. Индивидуальная самообразование - это систематическое изучение новинок психолого-педагогической, научной литературы, участие в работе школьных, районных, межшкольных, областных (в. ПТО) метод объединений, семинаров, конференций, педагогических х чтений (проводятся один раз в два-три года на уровне государства, один раз в год - на уровне района, области, один раз в год во время зимних каникул на уровне школы,. ПТУ). Учителя методично разрабатывают проблемы совершенствования обучения и воспитания, проводят экспериментальные исследования, готовят доклады, выступают на радио, телевидении; в школах устраивают обзоры педагогической литературы и методические их журналов, сборников тощо.

. Схема мотивационного управления в системе самообразования

. Мотивация трудовой деятельности педагога на всех ступенях образования состоит из четырех блоков, которые сегодня реализуются недостаточно: материальная заинтересованность, суть труда, отношения в коллективе, самореализация в творчестве

Эта мотивационная модель имеет характер классической и подходит для нормальных условий функционирования общества или для периода выхода общества из кризиса. Она действует и в период кризиса, но эффективность ее будет неполной

. Мотив как внутренний возбудитель активности индивидов и социальных общностей следует отличать от внешних возбудителей - стимулов. Стимулирование осуществляется через приказы, распоряжения, поощрения, угрозы, санкции

. Материальная заинтересованность будет тогда, когда оплата труда будет соответствовать трудовому вкладу. Уравнительный принцип начисления заработной платы по количеству отработанных часов без учета качества работы, ее конечных результатов - главная причина того, что материальная заинтересованность никогда в нашей стране не была задействована как рычаг влияния на активность воспитателей, учителей, преподавателив.

Суть педагогического труда приобретает сейчас конкретные очертания. Сотрудничество с учениками, достижение реальных и видимых результатов делает труд учителя гораздо привлекательнее, чем это было до сих пор

Отношения в коллективе: усиливаются отношения коллективизма в связи с общими интересами по повышению конечных результатов, оценка результатов труда каждого педагога способствует удовлетворению потребности в п уважении со стороны других; возникают отношения состязательности между членами педагогического коллектива в связи с развитием социального сравнения достижений кожног.

Самореализация в творчестве и свободное время. Реализация мотивационных возможностей трех предыдущих блоков не может не пробудить у педагога стремление искать и находить новые способы работы с учащимися с целью дин динамики достижения целей. Следствием такой заинтересованности может стать сокращение сроков усвоения учащимися программных дисциплин сравнению с нормативными сроками, индивидуализация обучения, общее скор очення периода нахождения обучающегося на данной ступени образования и другие. Наряду с эффектом самореализации в творчестве срабатывает стимулирующая сила высвобожденного у педагога времени, он использует по своему рассев уд. На базе измерения результатов труда учителей через оценку уровня знаний (умений, навыков), уровня творческого, нравственного и физического развития учащихся возникает новая сфера мотивационного воздействия, использованием ния которой постоянно активизирует деятельность учителей, воспитателей, преподавателиачів.

Требования к организации самообразования: связь самообразования с практической деятельностью педагога, систематичность и последовательность самообразования, постоянное совершенствование ее содержания и форм, многоплановый подход к выв учения проблемы, гласность и наглядность результатов самообразования, создание в школе необходимых условий для самообразования (свободное от уроков день, наличие педагогического или методического кабинета, своевременная и нформация из библиотеки о новинках педлитературы т.д.), доступ к материалам о передовой педагогический опыт, завершенность самообразовательной работы на каждом ее этапе (доклады, выступления, участие в. Педра ди, конференции и т.д..

Открытые уроки имеют целью повысить мастерство всех учителей. Основные задачи: воплощение в практику работы всех учителей передового педагогического опыта и достижений педагогической науки , направленной их для решения поставленных перед национальной школой задач. Нужно добиться, чтобы открытые уроки были полезными. Для этого руководители школіл,

ПТУ, методисты, опытные учителя должны готовить открытые уроки, предоставлять учителям консультации и методическую помощь качестве примера можно привести. Ростовскую. Всесоюзную конференцию (Россия, м. Ростов-на--Дону) с развивающего обучения. Она проводилась в 1980 г, а готовилась 1,5 года. Началась конференция с того, что около 1000 педагогов-участников конференции посетили уроки проблемно-развивающего хара ктер, которых всего было проведено 75, и проходили они в школах и. ПТУ м. Ростов-на-Дону (Россия) и в райцентрах. Только после того, как участники конференции увидели своими глазами эффективность проблемно-р озвиваючого вида обучения и изучили материалы многочисленных стендов, после обсуждения посещенных уроков, на которых присутствовали министры образования, их заместители, академики, ученые-педагоги (они 1,5 года готовили эти уроки), состоялось пленарное заседание конференции, затем секционная работа (по предметам), а затем были приняты рекомендации по внедрению проблемно-развивающего обученияавчання.

Требования к анализу и обсуждение открытых уроков: целеустремленность обсуждения, научность анализа, принципиальность, соединенная с доброжелательностью во время высказывания критических замечаний, сочетание анализ зу урока с выводами и рекомендациями, подведение итогов открытого урока квалифицированными специалистам.

Проведение открытых уроков, а еще лучше - их системы - эффективная форма методического усовершенствования учителей (даже тогда, когда урок готовит и проводит и не очень опытный учитель)

Нетрадиционные формы методической работы в 90-х годах так распространились и приобрели массовости, что их можно классифицировать:

1. По методике коллективного творчества - это ярмарки педагогического творчества, фестивале педагогических идей и находок, панорамы методических идей, педагогические россыпи, клубы творческих педагогов, методические турнир ниры и вернисажи, творческие портреты и лаборатории, школы педмастерстваі.

2. Формы, которые ненавязчиво направляют педагогов на активную деятельность, - это деловые игры / педагогические консилиумы, посиделки, методические ринги, методические аукционы /, мозговая атака, конкурс"Лучший учит тель года"тощо.

3. Формы, которые усиливают научную направленность работы - это проблемные семинары, творческие группы, творческие научные дискуссии, учебные семинары по методике педдослиджень, консультации с учеными, авторские школы мастерства, педагогические коллективные дела, педагогический турнир по актуальной научной темы, общественный научно-исследовательский институт, творческие лабораторииї.

4. Формы, которые усиливают практическую направленность работы, - это консультации-практикумы, семинары, школы педагога начинающего, педагогическое представительство и т.д.

5. Формы, которые сочетают традиционную работу с досугом, - это малая академия народной педагогики, педагогические посиделки, вечеринки, урок-панорама, презентации педагогической новинки, педагогический портрет т творческого коллектива и т.д.. Наибольшее распространение получили такие нетрадиционные формы методической работы с учителями, как: методические фестивали; панорамные и нестандартные уроки; семинары-спутники методические диал оги, ринги, мосты, мозговые атаки, методические аукционы; педагогические консилиумы и тренинги методические посиделки; педагогические. КВН; проблемные столы; психолого-педагогические дискуссии; педагогические турниры тощ о (см. таблицу 6 6).

Главная > Документ

Эффективные формы методической работы

Учитель остается учителем, пока он учится.

К. Ушинский

Люди учатся всю жизнь. По данным социологов 20% своих знаний они получают через формальное индивидуальное обучение в ССУЗах, вузах, на курсах повышения квалификации, семинарах. Остальные 80% знаний и, что самое главное, опыт они получают через неформальное обучение на своем рабочем месте, а так же при взаимодействии с другими людьми. Сегодня многие школы осознают тот факт, что все-таки основная часть индивидуального обучения происходит в стенах самой школы, на рабочем месте учителя. Для этого и существует методическая служба. В современной школе методическая служба представляет собой многоуровневую структуру различных видов и форм работы по обучению и развитию кадров. На какой же конечный результат должна быть направлена эта деятельность? – На формирование в коллективе успешности, соучастия, сотрудничества; – на создание в педагогическом коллективе атмосферы творческого поиска и заинтересованности; – на повышений методического мастерства учителя; – на активное участие в управлении качеством педагогов; – на аттестацию учителей на более высокую квалификационную категорию; – на повышение качества образовательного процесса; на повышение качества знаний учащихся; – на создание банка инновационных идей и технологий; – на разработку творческих авторских программ. Поэтому методическая служба должна создать такие условия, в которых педагог мог бы в полной мере реализовать свой потенциал. Есть своего рода точка отсчета: не срабатывает методическая служба, и это соответствующим образом отзывается на профессиональном уровне учителя. В связи с этим необходимо осуществлять поиск эффективных направлений, форм и методов методической работы. Формы методической работы: – диспут, дискуссия, – педсовет, методсовет, – организация методического дня, недели, – творческий отчет, – конкурсы, – фестиваль педагогических идей, – деловая игра, – «Круглый стол», – педагогический консилиум, – презентация, – аукцион, – мозговой штурм, – эксперимент, – творческая стажировка, – доклады, выступления, – семинары, семинары-практикумы, – обсуждение проблем, – научно-практические конференции, – самообразование, самоотчеты, – выставки, смотры, – анкетирование, – наставничество, – мастер-классы, – творческие группы, – предметные и межпредметные МО, – методические оперативки, – психолого-педагогические чтения, – микроисследование, – методические консультации, – защита авторских проектов и разработок, – кафедры, – совещание при директоре, – конференции, – научно-исследовательские лаборатории. В книге В. М. Лизинского «О методической работе в школе» описаны и сгруппированы более 40 различных форм. От чего же зависит эффективность перечисленных форм работы? Прежде всего от тех целей и задач, которые ставит перед собой педагогический коллектив и, конечно, от уровня развития коллектива. Ежегодно составляя план учебно-воспитательной работы, администрация ставит ряд конкретных целей и задач, над которыми будет работать коллектив. Предположим, что одна из них – повышение уровня образованности педагогического коллектива. Какие формы методической работы будут наиболее эффективны? – семинары, семинары-практикумы – организация методического дня, недели, – методические консультации, – психолого-педагогические чтения, – анкетирование, – методические оперативки, – предметные и межпредметные МО, – доклады, выступления. И особую роль будет играть самообразование учителя –- как одна из важнейших форм методической работы. Главный эффект самообразования – это сокращение или поддержание высокого интеллектуального и физического уровня. Один из отечественных классиков НОТ П. М. Керженцев в качестве одного из принципов самообразования определил ясность и конкретность цели. Когда появляется цель, то обычно в письменном виде составляется план – что и какие сроки необходимо освоить, выполнить, сделать. В организации самообразования фактор времени играет весьма значительную роль: – если интерес человека направлен в сторону повышения своей компетенции, то время на него находится; – если самообразовательная мотивации низкая, то времени на него нет или не хватает. Поэтому одним из важнейших признаков является наличие хорошо работающей системы методической работы, способствующей стимулированию самообразования педагогов и обеспечивающей их профессиональные устремления. Формы самообразования в рамках методической работы могут следующими: – общение с высоко классными учителями, мастерами своего дела; – решение конкретной задачи, имеющий практический характер (внедрение технологии, апробация учебника); – критический обзор периодической печати; – критический обзор существующих форм ведения урока; – реферат; – самоаттестация; – анализ и учет в последующей деятельности ошибок, промахов, неудач. В результате такого подхода к самообразовательной работе у педагогов приобретается уверенность в своих силах, происходит осознание своих истинных возможностей, проявляются ранее скрытые способности. В современных условиях результативной является инновационная методическая работа, цель которой – внедрение инновационных технологий через МО, проектирование инновационных идей, оценка уровня инновационного потенциала педагогов. Но она может создать ряд острых проблем вплоть до отставания методической деятельности от бурно протекающих в образовании различных процессов. Особенно это относится к тем методическим службам, которым характерно традиционное функционирование, с консервативной структурой методической службы, где нет предметной методической проработки новых идей и не всегда проводится их апробация на эффективность. Традиционный подход, как показывают исследования, оправдывает ожидания в оказании методической помощи только 54% учителей. Какие формы методической работы необходимо использовать, чтобы перевести школу в режим инноваций? «Мозговой штурм» используется как эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решения в котором определяется путем свободного выражения мнения всех участников. Это один из лучших методов активизации познавательной деятельности, когда в короткий промежуток времени участники должны предложить наибольшее количество идей, вариантов, подходов, проанализировать их. Все идеи записываются, хотя бы посредством фиксации ключевого слова или фразы, работа строится в группах. Из всех идей группы выбирают по 4 лучших, затем презентуют их, обосновывая свой выбор. В совместно принятой программе прописывается пошаговое участие каждого из членов группы, формы представления, промежуточных результатов, характер деятельности. Одной из эффективных форм методической работы так же является и «Фестиваль педагогических и методических идей». Это торжественное подведение итогов работы педагогического коллектива, где представляются достижения, как в области методической работы, так и в организации учебного процесса, самодеятельности и творчества. Цель таких фестивалей – познакомиться с педагогическими находками, творчеством отдельных учителей, проложить дорогу педагогическому изобретательству и рационализаторству, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов. В фестивале участвуют все педагоги, учащиеся, родители. Школа показывает процесс, содержание, формы обучения, диагностирование и методическое обеспечение, организацию воспитательной деятельности, творческие работы учащихся, проводятся конкурсы, смотры, открытые мероприятия.

Педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе и от его квалификации, от его личностных качеств зависит, какой быть сегодня в целом системе образования.

Методы методической работы - это упорядоченные способы деятельности по достижению целей.

Форма - это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.

По формам методическая работа делится на групповые и индивидуальные.

К групповым формам относятся: участие педагогов в методических объединениях города, района, ДО; организация теоретических и научно - практических конференций; педсоветы.

К индивидуальным относятся индивидуальные консультации, беседы, наставничество, взаимопосещения, самообразование.

Необходимо учиться искусству беседы, её универсальный характер основывается на том, что в любой беседе участники должны искусно приспособиться друг к другу независимо от того, о чем идет речь.

Для того чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться:

  • - целями и задачами ДО;
  • - количественным и качественным составом коллектива;
  • - сравнительной эффективностью форм и методов работы;
  • - особенностями образовательного процесса;
  • - материальными, морально-психологическими условиями в коллективе;
  • - реальными возможностями;
  • - передовым опытом и научными рекомендациями.

Наиболее эффективными формами организации методической работы являются:

  • - педсовет;
  • - семинары, семинары-практикумы;
  • - открытые просмотры эффективны;
  • - медико-педагогические совещания;
  • - консультации;
  • - работа творческой группы.

Внешнее повышение квалификации происходит:

  • - за счет посещения курсов повышения квалификации;
  • - обучение в учебных заведениях;
  • - участие в работе методических объединений района.

Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в ДОУ:

  • - участие в работе совета педагогов;
  • - обучение на семинарах и семинарах-практикумах;
  • - консультирование и др.

Остановимся подробнее на педсоветах.

Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. С его помощью осуществляется управление развитием ДОУ.

Педсовет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкретные задачи дошкольного учреждения. Его деятельность определяется Положением о педагогическом совете ДОУ. Он создается во всех дошкольных учреждениях, где имеется более трех педагогов. В его состав входят все педагогические работники и совместители. Также педагогический совет - центральное звено в организации всей методической работы, "школа педагогического мастерства".

Тематика педсоветов обозначается в годовом плане ДОУ. При необходимости в него вносятся дополнения и уточнения.

Главная цель педагогического совета - объединить усилия коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

Функции педагогического совета:

  • · определяет направления образовательной деятельности ДОУ;
  • · отбирает и утверждает образовательные программы для
  • · использования в ДОУ;
  • · обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельности ДОУ;
  • · рассматривает вопросы повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • · выявляет, обобщает, распространяет, внедряет педагогический опыт;
  • · рассматривает вопросы организации дополнительных услуг родителям;
  • · заслушивает отчеты заведующего о создании условий для
  • · реализации образовательных программ.

Заседания совета педагогов правомочны, если на них присутствует не менее половины его состава. Решение, принятое в пределах компетенции Совета педагогов и не противоречащее законодательству, является обязательным.

Виды педагогических советов:

  • · установочный - проводится до начала учебного года, в конце августа, и посвящается анализу итогов предыдущего года, принятию плана и ориентации на решение предстоящих проблем;
  • · тематический педсовет с промежуточными итогами посвящен одной из годовых задач педагогического коллектива;
  • · итоговый - проводится в конце учебного года, на нем подводятся итоги года.

Педагогические советы подразделяются на виды. Учебный год определяет цикл педагогических советов. Наиболее часто встречающаяся структура годового цикла формируется из четырех составляющих: установочный педсовет, два тематических и еще один итоговый. Заседания педагогического совета созываются, как правило, один раз в два месяца в соответствии с планом работы ДОУ.

При такой структуре педагогические советы за один учебный год не могут охватить все проблемы ДОУ. Возникает необходимость планировать тематику на более продолжительный период. Содержание педагогических советов должно стать системообразующим фактором для реализации, разработанной в ДОУ программы развития.

Педсоветы различают и по формам организации :

  • · традиционный - это педсовет с подробной повесткой дня, проводимый с четким соблюдением регламента по каждому вопросу и принятием решений по ним;
  • · педсовет с использованием отдельных методов активизации педагогов;
  • · нетрадиционный педсовет (например, в форме деловой игры, конференции и др.). Его подготовка требует написания сценария, разделения участников на команды и распределения ролей.
  • · Однако необходимо помнить, что итогом работы любого педсовета должно стать принятие решений по совершенствованию работы коллектива.

Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением словесных (вербальных) методов, традиционным характером содержания, авторитарным стилем общения администрации с педагогами.

По форме и организации деятельности участников педсоветы делятся:

  • · на педсовет (классический) на основе доклада с обсуждением (выступлениями);
  • · доклад с содокладами;
  • · заседание с приглашением докладчика-специалиста.

Наряду с этим на педсовете может не быть основного доклада, который заменяется серией сообщений, объединенных одной тематикой.

Доклад можно построить следующим образом:

Вступление - указать на актуальность, сущность проблемы, хотя бы в одном предложении. Определение цели, т.е. отражение самого существенного, чем определяется выступление с докладом.

Основная часть - изложение фактов, событий, положений в логической и хронологической последовательности.

Заключение в форме:

  • · выводов, если они требуются, т.е. если целью является убеждения;
  • · рекомендаций, если они требуются, т.е. если защищается некий план действий;
  • · резюме - краткое изложение сути доклада, если он сложный и длинный.

В традиционную структуру педсовета могут включаться отдельные методы активизации педагогов : коллективный просмотр занятий и других мероприятий; использование видеоматериалов; показ и анализ результатов образовательного процесса деятельности дошкольников.

В практике ДОУ как при подготовке, так и при проведении педсоветов могут использоваться следующие методы и формы активизации педагогов:

  • · имитация конкретной ситуации . Этот метод помогает выбрать верный вариант из множества предложенных. Известны четыре вида конкретных ситуаций. Подбирая их с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей. В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики и сразу приводится решение. Ситуации-упражнения побуждают совершить некоторые действия (составить план конспекта, заполнить таблицу и т. п.). В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать свой ответ, оценить его. Ситуации-проблемы рассматривают конкретный пример из практики как существующую проблему, которую надо решить;
  • · обсуждение двух противоположных точек зрения . Старший воспитатель предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Педагоги должны высказать свое отношение к ним и обосновать его;
  • · обучение практическим умениям . Этот метод весьма эффективен, но его надо заранее продумать, решить, кому из педагогов можно его посоветовать. Лучше предлагать обучающий элемент из опыта работы;
  • · имитация рабочего дня воспитателя . Педагогам дается характеристика возрастной группы детей, формулируются цель и задачи, требующие решения, и ставится задача: за определенное время смоделировать свой рабочий день. В заключение руководитель организует обсуждение всех предложенных моделей;
  • · разгадывание педагогических кроссвордов помогает уточнить знания воспитателей по конкретной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество работы с детьми;
  • · работа с инструктивно-директивными документами . Воспитателям заранее предлагают познакомиться с тем или иным документом, применить его к своей деятельности и, выделив одно из направлений, продумать план работы по устранению недостатков. Это задание каждый выполняет самостоятельно, а на педсовете обсуждаются разные подходы к решению одной и той же проблемы;
  • · анализ высказываний детей, их поведения, творчества . Старший воспитатель готовит магнитофонные записи, подборки детских рисунков или поделок и т. д. Воспитатели знакомятся с материалом, анализируют его, оценивают умения, навыки, развитие, воспитанность детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь педагогу, работающему с ними;
  • · интеллектуальные, деловые и творчески развивающие игры , которые позволяют педагогам в непринужденной форме обмениваться мнениями со своими коллегами.

Игровое моделирование повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

На педсоветах воспитателям предлагаются различные вопросы, при обсуждении которых может возникнуть диалог-дискуссия, который стал подлинной приметой нашего времени. Однако искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора владеет далеко не каждый.

Диалог - это разговор двух и более людей, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон обсуждаемой проблемы. Спора при этом обычно не возникает, поскольку каждый участник беседы высказывает свою точку зрения.

Дискуссия - обсуждение какого-либо спорного вопроса, выявление истины и принятие правильного решения всеми желающими высказать собственную точку зрения.

Особенности дискуссии:

  • · предполагает конструктивное взаимодействие,
  • · поиск группового соглашения в виде общего мнения или консолидированного решения.

Правила ведения дискуссии

  • · Истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому.
  • · Обсуждая тему А, не начинайте дискуссию по теме Б.
  • · Дискуссия не социалистическое соревнование, в ней не может быть победителей.
  • · Нельзя превращать реплику в доклад.
  • · Каждый имеет право на свое мнение.
  • · Если вы не можете за 3 мин высказать свои аргументы, значит, с ними что-то не так.
  • · Критикуются идеи, а не люди.

Организация дискуссии - дело непростое. Особое внимание надо обратить на создание благоприятной психологической обстановки. Первый шаг - рассадить участников по кругу. Главное - создать атмосферу доброжелательности и заинтересованного внимания к каждому. Объектом дискуссии может стать действительно неоднозначная проблема, по отношению к которой каждый участник свободно выражает свое мнение, каким бы непопулярным и неожиданным оно ни было. Успех или неуспех дискуссии определяется формулированием проблемы и вопросов. Чем при этом надо руководствоваться? Вопросы должны быть спорными, т.е. такими, на которые можно ответить и "нет" и "да". Следует учитывать также уровень подготовленности участников дискуссии: способны ли они самостоятельно сформулировать оптимальный вариант решения проблемы?

Участникам дискуссии нужно быть готовыми к тому, что концептуальный конфликт и расхождение мнений не удастся преодолеть быстро. Вместе с тем длительную активность оппонентов следует считать успешным результатам дискуссии.

В последние десятилетия получили широкое распространение нетрадиционные педагогические советы .

Рассмотрим некоторые формы их организации и проведения.

Признаки-условия для педагогического совета - деловой игры

  • · наличие проблемы и цели, которую должен решить педагогический (игровой) коллектив;
  • · имитация реальной ситуации, наличие игровых ролей и назначение на них участников игры (чаще всего разыгрываются социальные роли: педагоги, дети, родители, администрация ДОУ, органы власти и др.);
  • · реальное различие интересов, мнений, точек зрения самих участников;
  • · соблюдение игровых правил и условий;
  • · наличие игрового стимулирования: соревнование
  • · в общественной активности, экспертная оценка личного и коллективного вкладов, общественная оценка результата игровой деятельности.

Педсовет - деловая игра - обучающая форма, в котором участники наделяются определенными ролями. Деловая игра учит анализировать и решать сложные проблемы человеческих взаимоотношений, в исследовании которых существенно не только правильное решение, но и поведение самих участников, структура отношений, тон, мимика, интонация.

Одна из форм деловой игры - "мозговая атака". Она может использоваться для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая деятельность. Организаторам нужно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники разбирают поставленные вопросы, вырабатывают цели и задачи, составляют программы, которые и лягут в основу решения педсовета.

Деловые игры - это вид деятельности в условиях искусственно созданных ситуаций, направленный на решение учебной задачи.

Педсовет-конференция может практиковаться в больших ДОУ (10 групп и более) для активизации итоговых педагогических советов.

Конференция в научном мире - это форма предъявления общественности каких-либо результатов, итогов опыта. На конференциях в устном или письменном виде (стендовые доклады, публикации тезисов) авторы делают заявки на первенство, обмениваются информацией.

Педагогический совет-конференция объединяет качества и педагогического совета, и научной конференции. Проводится педсовет такой формы в виде серии коротких (до 10-15 мин.) докладов, содержащих итоги творческой, учебно-воспитательной, научно-методической работы педагогов и руководителя.

Тематика педсоветов-конференций может быть посвящена как итогам работы учреждения в целом, так и отдельной общепедагогической проблеме, носить научно-практический характер. Их особенность - обязательные поощрения и награждения (по итогам года), оформление и выпуск материалов, обобщающих педагогический опыт, учет и реализация предложений и рекомендаций педагогов в планах следующего учебного года.

Если тема педсовета-конференции затрагивает отдельную педагогическую проблему, то педсовет может состоять из нескольких частей, например, из основного сообщения и диалога, который организует старший воспитатель с группой специалистов (музыкальным руководителем, психологом, воспитателем по физкультуре, логопедом). Их ответы на заданные вопросы будут побуждать остальных участников развивать тему, высказывая свое мнение. В заключение принимаются соответствующие рекомендации.

Педсовет - круглый стол требует серьезной подготовленности и заинтересованности каждого участника. Для его проведения руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы можно заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда они сумеют ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения.

Ситуативный педсовет заключается в рассмотрении одной или нескольких ситуаций, которые могут проигрываться заранее подготовленными участниками. Можно провести обсуждение ситуации по записанному на видеокамеру сюжету.

Педсовет-дискуссия требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и предложили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно продумывается план решения проблемы.

Педсовет-диспут - разновидность педсовета-дискуссии.

Диспут (от лат. disputable - рассуждать, спорить) предполагает спор, столкновение различных, иногда противоположных точек зрения. Он требует от сторон убежденности, ясного и определенного взгляда на предмет спора, умения отстаивать свои доводы. Такой педсовет представляет собой коллективное размышление на заданную тему, проблему.

Законы диспута

  • · Диспут - свободный обмен мнениями.
  • · На диспуте все активны. В споре все равны.
  • · Каждый выступает и критикует любое положение,
  • · с которым не согласен.
  • · Говори, что думаешь, и думай, что говоришь.
  • · Главное в диспуте - факты, логика, умение доказывать.

Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает противоречивые суждения, решается по-разному. Диспут не исключает, а предполагает глубину и всесторонность раскрытия проблемы. Там, где нет предмета спора, а есть только выступления, дополняющие или уточняющие те или иные доводы, нет и диспута, это в лучшем случае беседа.

Формулировка темы должна быть острой, проблемной, будить мысль педагогов, заключать в себе вопрос, который на практике и в литературе решается по-разному, вызывает различные мнения.

Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Руководитель или старший воспитатель подбирает банк сложных педагогических ситуаций по проблеме и предлагает его коллективу. Форма предъявления может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация ДОУ может играть роль жюри, ведущего, консультанта, оппонента и др.

Педсовет - научно-практическую конференцию можно подготовить и провести, объединив усилия нескольких ДОУ на базе учреждения, имеющего статус экспериментальной площадки. При его подготовке заранее должны быть организованы дни открытых дверей для педагогов. Важно так составить повестку дня, чтобы каждое учреждение на равных участвовало в демонстрации своего опыта, обсуждении проблем и предложений к выработке решений. Решения на таком педсовете могут приниматься как общие для всех, так и для каждого коллектива отдельно, с учетом его специфики.

Педсовет в форме коллективной творческой деятельности (далее - КТД) - все члены педагогического коллектива участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей характер коллективного творчества.

Главная цель КТД - создать условия для самореализации каждого педагога, проявления и развития всех его способностей и возможностей. Поэтому КТД опирается на творческую, созидательную деятельность. Система коллективных отношений - сотрудничества, взаимопомощи складывается в процессе творческой деятельности, включающей несколько стадий-этапов:

  • · поиск идеи и предварительная постановка задач;
  • · сбор-старт;
  • · выборы совета дела (деятельности);
  • · коллективное планирование деятельности;
  • · работа микроколлективов;
  • · проверка готовности;
  • · проведение КТД;
  • · коллективный анализ
  • · стадия последствия.

В этих этапах присутствует большая доля игры, занимательности, которые соединены с высокой идейностью, целеустремленностью, что и составляет главное своеобразие КТД.

В какой бы форме ни проводился педсовет, решения принимаются обязательно. Они фиксируются в протоколах. Их число зависит от повестки дня, следовательно, если в ней пять пунктов, то решений должно быть не менее пяти. Но по одному из вопросов можно принять несколько решений. В единстве они помогут справиться с возникшей проблемой. Формулировки решений должны быть конкретными, с указанием ответственных и срока исполнения. Другими словами, такими, чтобы их можно было проверить. Ведь каждый новый педсовет начинается с краткого подведения итогов выполнения решений предыдущего.

Примерная структура заседания педсовета:

  • · информация о присутствующих и отсутствующих, определение правомочности совета педагогов;
  • · информация о выполнении решений предыдущего заседания и ходе выполнения решений с более длительным сроком;
  • · вступительное слово председателя совета педагогов о теме, повестке дня, значении решения поставленной проблемы для всего коллектива ДОУ;
  • · обсуждение вопросов в соответствии с повесткой дня;
  • · заключительное слово председателя совета с анализом проделанной работы, обсуждение проекта решения;
  • · принятие советом педагогов решения голосованием.

Обычно во время заседания составляется черновик протокола, который затем, в течение пяти дней, оформляется надлежащим образом. Датой протокола является дата проведения заседания. Грамотное составление протокола - это своего рода искусство. Рекомендуется избирать секретаря как минимум на учебный год. Протокол подписывается председателем и секретарем педагогического совета.

Надо помнить, что протоколы - обязательная отчетная документация. Поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы секретарь четко фиксировал выступления участников совещания, т.е. его записи должны отражать объективную картину того, как шло обсуждение, по каким вопросам развернулась дискуссия, каким образом педсовет пришел к тем или иным решениям. Если участники педагогического совета выступают с докладом, отчетом, сообщением, представленными в письменном виде, то в протоколе делается запись: "Текст доклада (отчета, сообщения) прилагается". При принятии решений требующих голосования, обязательно отмечается, сколько голосов "за", "против", "воздержались".

В связи с тем, что в детских садах заседания совета педагогов носят тематический характер, возможно принятие общих решений по заявленным в повестке дня вопросам.

На заседаниях педагогического совета обсуждаются :

  • · вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми;
  • · использование в ней новых достижений в науке и педагогической практике;
  • · имеющиеся недостатки, принимаемые решения для их устранения;
  • · вопросы обмена опытом.

Заключительное слово председателя педсовета должно быть кратким, конкретным, содержать конструктивные предложения. Не всегда оправдано включение в него второстепенных вопросов бытового, хозяйственного и организационного характера. Такие проблемы нужно обсуждать на планерках. В темах, выносимых на педсовет, характере их рассмотрения, поведении педагогов на педагогическом совете, а также в отношении к нему проявляется профессиональный уровень руководства ДОУ.

Чтобы педсовет был органом управления, а его решения действенными и способствующими улучшению работы с детьми - к нему необходимо тщательно готовиться.

Важным условием при организации педсовета является актуальность рассматриваемых вопросов. Педагогам интересны только те из них, которые помогают практическому решению проблем, вызывающих затруднения у большинства членов коллектива, а также новые педагогические технологии, авторские разработки.

Созданию рабочего настроя на педсовете способствует и продуманное размещение его участников. Например, в зависимости от цели совета педагогов их рабочие места можно расположить следующим образом:

фронтальное расположение (председатель против присутствующих) необходимо, когда совещание носит информативный характер;

  • · "круглый стол" полезен при равноправном коллективном обсуждении насущных вопросов;
  • · "треугольник" позволяет выделить ведущую роль руководителя и включить всех в обсуждение проблемы;
  • · работа в "малых группах", т.е. по 3-4 человека за отдельными столами (решение педагогических ситуаций);

для проведения дискуссии можно предусмотреть фронтальное расположение групп-участников, отстаивающих свои позиции.

Подробная повестка дня с вопросами для обсуждения должна быть вывешена не позднее чем за две-три недели до проведения педагогического совета. В методическом кабинете оформляется выставка, например, "Готовимся к педсовету".

Педсовет любой формы обязательно требует анализа итогов с ответами на следующие вопросы: чего добились и что не удалось в ходе обсуждения; кто из воспитателей был активен, а кто пассивен и почему; какие уроки можно извлечь из полученного опыта; как повлиять на отдельных пассивных педагогов. В подготовке педсовета принимают участие различные службы ДОУ и педагогические работники.

Педагогический совет помогает в формировании коллектива единомышленников, создает условия для анализа и оценки существующих установок и принципов в соответствии с требованиями современной науки и передовой практики.

Алгоритм подготовки педсовета

  • 1. Определение целей и задач.
  • 2. Формирование малой творческой группы (мозгового центра) педсовета.
  • 3. Отбор литературы по рассматриваемому вопросу и подготовка первичного материала силами малой творческой группы.
  • 4. Составление плана подготовки и проведения педсовета (вопросы педсовета, план проведения, графики анкетирования и открытых просмотров вывешиваются (минимум) за месяц до проведения педсовета, тема педсовета и литература по заявленной теме - за 2 месяца).
  • 5. Разработка анкет и проведение анкетирования.
  • 6. Посещение открытых просмотров педагогического процесса.
  • 7. Обсуждение, обработка цифрового материала силами малой творческой группы.
  • 8. Систематизация и подготовка окончательного материала.
  • 9. Семинарские занятия по теме педсовета.
  • 10. Проведение творческих мастерских опытными педагогами.
  • 11. Подготовка вопросов для обсуждения на педсовете.
  • 12. Подготовка зала и всех необходимых материальных средств.
  • 13. Включение в работу психологической службы: осуществляет опрос родителей, ведет подготовку к работе в малых творческих группах.
  • 14. Подготовка проекта решения педсовета.
  • 15. Анализ работы педсовета.
  • 16. Итоговый приказ о поощрении педагогов.
  • 17. Оформление копилки с материалами педсовета.
  • 18. Формирование дальнейших целей и задач, требующих решения.

Консультации - постоянная форма оказания помощи воспитателям. В детском учреждении консультации проводятся для воспитателей одной группы, параллельных групп, индивидуальные и общие (для всех педагогов). Групповые консультации планируются на год. Индивидуальные консультации не планируются, так как их проведение диктуется потребностью воспитателей получить определенные сведения по конкретному вопросу.

Однако не на все вопросы можно дать исчерпывающие ответы за короткий отрезок времени. Некоторые проблемы воспитания детей требуют более длительной беседы, обсуждения, и, если они волнуют нескольких воспитателей, то целесообразно организовать такую коллективную форму методической помощи, которой является семинар .

Для руководства семинаром могут быть назначены и опытные воспитатели, имеющие хороший результат работы по определенной проблеме. В начале учебного года методист определяет тему семинара, назначает руководителя. Продолжительность занятий зависит от темы: они могут проходить в течение месяца, полугода или года. Посещение семинара добровольное.

Полученные на семинаре теоретические знания дошкольные работники могут подкрепить практическими умениями, которые они закрепляют и совершенствуют, участвуя в семинаре - практикуме . Как слепить зайца, чтобы он был похож нанастоящего, как показать кукольный театр, чтобы персонажи доставляли детям радость и заставляли задумываться, как научить ребят выразительно читать стихотворение, как изготовить дидактические игры своими руками, как оформить групповую комнату к празднику. На эти и другие вопросы воспитатели могут получить ответ опытного педагога - методиста.

Для того, чтобы организовать специальные практические занятия, заведующий изучает потребность педагогов в приобретении определенных практических навыков и умений. Изготовленные во время практикумов методические пособия воспитатели могут использовать в своей дальнейшей работе с детьми, а часть их остается в педагогическом кабинете в качестве образцов - эталонов.

Распространенной формой методической работы являются беседы с воспитателями . Данным методом методист пользуется при подведении итогов проверки педагогической работы, при изучении, обобщении передового опыта и в ряде других случаев.

Перед началом беседы необходимо продумать ее цель, вопросы для обсуждения. Непринужденный разговор располагает воспитателя к откровенности.

Данная форма методической работы требует от методиста большого такта. Умения внимательно выслушивать собеседника, поддерживать диалог, доброжелательно принимать критику, и поступать так, чтобы оказать влияние на них, прежде всего своим поведением.

Беседуя с воспитателем, методист выясняет его настроение, интересы, затруднения в работе, узнает о причинах неудач (если они имеют место), стремится оказать действенную помощь.

Эффективной формой повышения квалификации воспитателей, оказания им методической помощи являются коллективные просмотры работы опытных педагогов . В зависимости от темы, обсуждаемой на педсовете, такие просмотры целесообразно проводить с целью демонстрации, иллюстрации тех теоретических положений, которые высказывались в докладах, и с целью изучения и внедрения передовых методов в практику работы других сотрудников.

При обсуждении такого занятия методисту необходимо подчеркнуть, что воспитатель провел большую, многоплановую работу и сумел обобщить знания, представления детей, опираясь на их впечатления, заставил их думать, размышлять, делать самостоятельные выводы.

Показывать свой опыт работы должны те воспитатели, у которых он уже есть. Анализируя опыт коллег, педагоги должны постепенно вырабатывать и свои удачные приемы. Методист обязан увидеть это в работе каждого воспитателя. Заметив определенные успехи воспитателя по какому - либо разделу программы, он проектирует дальнейшее его развитие: подбирает определенную литературу, консультирует, наблюдает за практическими действиями этого сотрудника. Коллективные просмотры проводятся не чаще 1 раза в квартал. Это позволяет всем хорошо к ним подготовиться: и тем, кто демонстрирует свой опыт, и тем, кто его перенимает. К подготовке следует отнести: правильный выбор темы (ее актуальность, потребность в ней всех воспитателей, связь с темами педсоветов и др.), помощь воспитателю - методисту в формулировке основной цели занятия (или в процессе другой какой - либо деятельности детей), составление конспекта мероприятий с указанием воспитательно- образовательных задач, методов и приемов, используемого материала.

С целью изучения и заимствования лучшего опыта организуется и такая форма повышения педагогического мастерства, как взаимопосещения. При этом роль старшего воспитателя состоит в том, чтобы порекомендовать воспитателю, организованную деятельность напарника для выработки единых требований к детям или занятие воспитателя параллельной группы для сравнения результатов работы. Методист должен придать этой работе целенаправленный, содержательный характер. С этой целью организуется наставничество. Когда в коллективе появляется новый, начинающий воспитатель, на первых порах у него возникает много вопросов, и он нуждается в помощи.

В силу своей занятости руководитель не всегда может оказать такую помощь. Поэтому из числа более опытных педагогов он назначает наставника, учитывая при этом, что наставничество должно быть добровольным с обеих сторон.

Кандидатура наставника утверждается на педсовете, там же заслушивается и его отчет. Наставник должен помочь новому сотруднику установить необходимые деловые и личные контакты, познакомиться с традициями коллектива, с его успехами, а также с трудностями в работе.

В методической работе особое место отводится принципу индивидуально-дифференцированного подхода к педагогической деятельности воспитателей и специалистов. В современных условиях методическая работа с кадрами должна строиться на диагностической основе, с учетом запросов каждого педагога.

Осуществление индивидуально-ориентированной методической работы позволяет развивать творчество и инициативу педагогического коллектива путем включения каждого в активную профессиональную деятельность.

В сфере методической работы представлен комплекс взаимосвязанных форм сотрудничества педагогического коллектива с родителями.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача старшего воспитателя сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.

Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.

Реализация информационно-аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

Информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях науки и практики.

Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования является важным условием высокой результативности воспитательно-образовательного процесса.

Повышение информированности педагогов способствует установке единой педагогической стратегии развития ДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется через основной орган управления - педагогический совет и служит основным ресурсом развития коллектива в ДО.

Формы работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования

Т.В. Митроченко

старший воспитатель

МБДОУ д/с№1 «Рябинка»

Качество образования и его эффективность - одна из актуальных проблем отечественной педагогики. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.

Повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации личности педагога, развитию его творческой личности.

Постоянная связь содержания методической работы с результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.

Повышение мастерства педагогов, пополнение их теоретических и практических знаний осуществляется с помощью разнообразных форм методической работы, а именно с использованием интерактивных форм и методов. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительные отношения между сотрудниками. Стержнем данных форм работы с кадрами являются коллективные обсуждения, рассуждения, аргументация выводов, соревнования умов и талантов. Значение интерактивных методов - достижение таких важнейших целей , как:

  1. Стимулирование интереса и мотивации к самообразованию;
  2. Повышение уровня активности и самостоятельности;
  3. Развитие навыков анализа и рефлексии своей деятельности;
  4. Развитие стремления к сотрудничеству, эмпатии.

Основной направленностью интерактивных форм является активизация педагогов, развития их креативного мышления, нестандартный выход из проблемной ситуации.

Повышение квалификации педагогов – комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации.

Существуют различные формы повышения квалификации, каждая из которых имеет свои специфические особенности.

Педагогические советы – это постоянно действующий коллегиальный орган, рассматривающий различные аспекты деятельности детского сада. Педагогический совет может быть традиционным, с использованием отдельных методов активизации, т.е. в ходе педсовета педагогам предлагается решить кроссворд или ситуативную задачу, а также нетрадиционным в форме деловой игры или круглого стола. Непременным их компонентом должна быть рефлексивная деятельность педагогов.

Обучающие семинары являются, пожалуй, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки. Необходимым условием организации обучающих семинаров стало посильное участие многих педагогов. Им заранее предлагаются задания, которые позволят каждому развить педагогические способности, педагогическое мышление, коммуникативность. Консультации (индивидуальные и групповые ) обычно планируются заранее и отражаются в годовом плане ДОУ. Предварительная подготовка к консультации включает анализ литературы, отражающей современные подходы к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста, выстраивание структуры консультации, определение ее содержания, подготовка информационных буклетов, проспектов и пособий. В ДОУ проводятся разнообразные консультации. Как правило, они связаны с познавательными интересами воспитателей и других специалистов, например “Проектирование образовательного процесса”, “Организация предметно-развивающей среды в ДОУ» и т.д.

Значимую роль в образовательном процессе в целом и в системе повышения квалификации педагогов играют открытые просмотры занятий . Они позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, педагоги учатся анализировать особенности учебно-воспитательного процесса в целом, а также занятий или досуговой деятельности в группе.

Изучение лучшего опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности по определенному направлению образовательной работы, описание взаимосвязанной работы всех специалистов ДОУ, подготовка образовательного учреждения к аттестации, менеджмент и маркетинг образовательного процесса.

Изучение лучшего педагогического опыта имеет свою структуру:

  • этап исследования (анкетирование, наблюдение, беседа);
  • этап анализа (выборка лучшего опыта из представленного по определенным критериям);
  • этап структурирования (выстраивание системы предлагаемого опыта для более качественного восприятия его содержания);
  • этап визуального восприятия (непосредственное знакомство педагогов с имеющимися материалами).

Лучший опыт может быть представлен в следующих вариантах: конспекты занятий и режимных моментов; перспективные и календарно-тематические планы работы; педагогические дневники воспитателя; сценарии утренников, развлечений, выпускных балов; образцы дидактических материалов; продукты детского творчества (фотоматериалы); авторские программы; образцы информационного материала по работе с родителями, с детьми (календари природы, описание элементов развивающей среды).

Одним из вариантов повышения квалификации могут быть творческие и проблемные группы педагогов .

“Деловой блокнот воспитателя”, который отражает основные направления работы ДОУ и педагога на текущий учебный год. Это своеобразный мини-план на год каждого воспитателя. В нем содержится практически вся информация: методическая тема образовательного учреждения; система педсоветов; семинары; выставки; консультации, работа с родителями (собрания, консультации, праздники); индивидуальная работа воспитателя (этапы работы над методической темой и система открытых занятий); нормативная страничка (изучение нормативных документов).

Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими. В детском саду проходят разнообразные конкурсы:

  • «Лучшая группа»
  • «Огород на окне»
  • «Родительский уголок, каким он должен быть?» и т.д.

"Школа молодого педагога" , целью которой является помощь начинающим педагогам в повышении их профессиональной компетентности Решая эту задачу молодой специалист проходит несколько этапов:

  • І этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;
  • ІІ этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, соискание авторитета среди детей, родителей, коллег.
  • ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;
  • ІV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

Педагогический ринг - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:

  • общая эрудиция;
  • профессиональные знания, умения, навыки;
  • умение выйти из затруднительного положения, экспромт.
    Например, педагогический ринг: «Пути совершенствования процесса обучения в ДОУ».

Каждый творчески работающий воспитатель знает, как часто его посещают замечательные идеи, внезапные озарения (эврика), которые, будучи своевременно невостребованными, утрачиваются, забываются. Что бы этого не случилось, есть дискуссия - это обсуждение-спор, столкновение разных точек зрения, позиций, подходов. Например, круглый стол техника «аквариума». Его основная задача выработать навыки критической оценки разных подходов к решению конкретных вопросов в практике работы ДОУ, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, формировать культуру ведения дискуссии. Темы для круглых столов могут быть разными, но они обязательно должны содержать в своей формулировке альтернативные элементы. Например, - «Проблемы взаимодействия общественного и семейного воспитания на современном этапе», «Дошкольное образовательное учреждение - каким ему быть?», «Сила личности воспитателя. В чем она?», «Десять заповедей творческой личности. Вы с ними согласны?».

Симпозиум - обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории.

Дебаты - обсуждение, построенное на основе заранее оговоренных выступлений представителей двух противостоящих групп.

«Судебное заседание» - обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела).

КВН, Что? Где? Когда? Счастливый случай. Успешно используется для выработки быстрой реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи.

Педагогические ситуации, экспромт - метод активизации педагогического познания в процессе повседневного общения, взаимосвязи с детьми, родителями, коллегами. Например, ребенок сообщает педагогу, что мама и папа разошлись, и у него теперь будет новый папа. Какой может быть реакция педагога.

Недостатком традиционных форм работы является то, что не все воспитатели выступают в роли активных участников. Устранению этого недостатка способствует деловая игра и другие инновационные формы работы с педагогическими кадрами.

Деловая игра может быть использована не только как зачетное занятие по результатам теоретического семинара актуальной для ДОУ проблемы, но и при разработке решений новой проблемы. Например: «Легко ли быть дошкольником?»

Банк идей - это рациональный способ коллективного решения проблем, не поддающихся решению традиционными способами на данном этапе ДОУ. Например: «Экология игры: как вернуть игру в жизнь детского сада»

Эффективной формой является проведение выставки-ярмарки педагогических идей, аукцион . Грамотно подготовленная и проведенная, она стимулирует педагогов к творчеству и самообразованию. Поэтому основной результат выставки-ярмарки - заметный профессионально-личностный рост воспитателей. Благодаря этой форме работы с педагогами создаются условия для публичного представления лучших образцов их профессиональной деятельности, появления новых идей, установления и расширения деловых и творческих контактов с коллегами.

Мастер – класс . Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов. Мастер – класс можно проводить как внутри ДОУ, так и для педагогов ДОУ района и области.

Творческий час «Золотые россыпи» - работа небольшими коллективами, где разрабатываются методические рекомендации, модели анализа литературного или музыкального произведения, план - схемы поиска «клада», внедряются новые нетрадиционные техники рисования.

Кружки качества организуются по инициативе администрации, с учетом делегирования полномочий. Ведущий метод - «мозговая атака» или «мозговой штурм». Обязательным условием при организации кружка является наличие педагога, способного обучать коллег без помощи администрации.

Педагогическое «ателье» или педагогическая мастерская. Их цель: педагог-мастер знакомит членов педагогического коллектива с основными идеями своей воспитательно-образовательной системы и практическими рекомендациями по ее реализации. Также идет выполнение индивидуально-практических заданий с прицелом на дальнейшее использование в работе с детьми. Например: «Развитие творческого воображений дошкольника средствами художественной литературы, изодеятельности, экспериментирования».

«Коучинг–сессия» - интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос - ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует, здесь педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает консультант, и сам находит и пути для решения проблем. Конфуций говорил: «Давай наставления только тому, кто ищет знаний. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказывать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три», В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. Например: «Работа с аттестуемым педагогом».

Работая в коллективе, важно знать его психологический климат, эмоциональное состояние педагогов, уровень профессионального и личностного развития. Корпорация, объединяющая педагогов общностью интересов – « Союз единомышленников». Э то корпорация добрых, общительных, умных, душевных, организованных, удачливых. Примеры некоторых мероприятий: супер - девичник, мастерская дизайнера, звездный час, мистический Новый год , выход в театр, кино, выезд на природу.

Технология Модерация Руководит модератор, работа группами, имеет свою структуру: Знакомство, выяснение ожиданий участников, метаплан, инпут, групповая работа, рефлексия

Ещё одна форма, которой можно использовать перед открытыми мероприятиями для воспитателей района, области, родителей - это настрой педагога на успешную работу - « Квик – настройка»:

  1. Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь! Улыбка, солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
  2. Вы самые лучшие и красивые, пусть все манекенщицы мира вам позавидуют.
  3. Есть люди подобно золотой монете: чем дольше работают, тем
    дороже ценятся.
  4. Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и
    стареть не дает
  5. Трудности закаляют на пути к счастью.

Подводя итоги, можно сказать, что грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами,- приведет к повышению уровня воспитательно-образовательной работы ДОУ и сплотит коллектив педагогов.

Интерактивные формы и методы обучения

новые

новейшие

традиционные

Деловая игра

Круглый ст ол

Тренинг

Кружки качества

Выставки – ярмарки

педагогических идей

Педагогическая мастерская

Педагогическая

гостинная

Педагогический ринг

Банк идей

Коучинг - сессия

КВН? Что? Где? Когда?

Педагогические ситуации

Союз единомышленников

Мастер-класс

Творческий час «Золотые россыпи»

Семинар практикум

Квик настройка

Создать условия для творческой деятельности каждого педагога

Преодолевая стеснительность и нерешительность

Всякая мысль имеет право на существование

Учить педагогов формулировать свою мысль самостоятельно

Критика должна быть конструктивной

Наряду с отрицанием необходимо предложить варианты решений