Нас окружает бесконечно разнообразный мир веществ и явлений.
В нем непрерывно происходят изменения.
Любые изменения, которые происходят с телами, называют явлениями. Рождение звезд, смена дня и ночи, таяние льда, набухание почек на деревьях, сверкание молнии при грозе и так далее – все это явления природы.
Физические явления
Вспомним, что тела состоят из веществ. Заметим, что при одних явлениях вещества тел не меняются, а при других – меняются. Например, если разорвать листок бумаги пополам, то, несмотря на произошедшие изменения, бумага останется бумагой. Если же бумагу сжечь, то она превратится в пепел и дым.
Явления, при которых могут изменяться размеры, форма тел, состояние веществ, но вещества остаются прежними, не превращаются в другие, называют физическими явлениями (испарение воды, свечение электрической лампочки, звучание струн музыкального инструмента и т. д.).
Физические явления чрезвычайно разнообразны. Среди них различают механические, тепловые, электрические, световые и др.
Давайте вспомним, как плывут по небу облака, летит самолет, едет автомобиль, падает яблоко, катится тележка и т. д. Во всех перечисленных явлениях предметы (тела) движутся. Явления, связанные с изменением положения какого-либо тела по отношению к другим телам, называют механическими (в переводе с греческого «механе» означает машина, орудие).
Многие явления вызываются сменой тепла и холода. При этом происходят изменения свойств самих тел. Они меняют форму, размеры, изменяется состояние этих тел. Например, при нагревании лед превращается в воду, вода – в пар; при понижении температуры пар превращается в воду, вода – в лед. Явления, связанные с нагреванием и охлаждением тел, называют тепловыми (рис. 35).
Рис. 35. Физическое явление: переход вещества из одного состояния в другое. Если заморозить капли воды, вновь возникнет лед
Рассмотрим электрические явления. Слово «электричество» происходит от греческого слова «электрон» – янтарь. Вспомните, что, когда вы быстро снимаете с себя шерстяной свитер, вы слышите легкий треск. Проделав то же в полной темноте, вы увидите еще и искры. Это простейшее электрическое явление.
Чтобы познакомиться еще с одним электрическим явлением, проделайте следующий опыт.
Нарвите маленькие кусочки бумаги, положите их на поверхность стола. Расчешите чистые и сухие волосы пластмассовой расческой и поднесите ее к бумажкам. Что произошло?
Рис. 36. Небольшие кусочки бумаги притягиваются к расческе
Тела, которые способны после натирания притягивать легкие предметы, называют наэлектризованными (рис. 36). Молнии при грозе, полярные сияния, электризация бумаги и синтетических тканей – все это электрические явления. Работа телефона, радио, телевизора, разнообразных бытовых приборов – это примеры использования человеком электрических явлений.
Явления, которые связаны со светом, называют световыми. Свет излучают Солнце, звезды, лампы и некоторые живые существа, например жуки-светлячки. Такие тела называются светящимися.
Мы видим при условии воздействия света на сетчатку глаза. В абсолютной темноте мы видеть не можем. Предметы, которые сами не излучают свет (например, деревья, трава, страницы этой книги и др.), видны только тогда, когда они получают свет от какого-нибудь светящегося тела и отражают его от своей поверхности.
Луна, о которой мы часто говорим как о ночном светиле, в действительности является лишь своеобразным отражателем солнечного света.
Изучая физические явления природы, человек научился использовать их в повседневной жизни, быту.
1. Что называют явлениями природы?
2. Прочитайте текст. Перечислите, какие явления природы называются в нем: «Наступила весна. Солнце греет все сильнее. Тает снег, бегут ручьи. На деревьях набухли почки, прилетели грачи».
3. Какие явления называют физическими?
4. Из перечисленных ниже физических явлений в первый столбик выпишите механические явления; во второй – тепловые; в третий – электрические; в четвертый – световые явления.
Физические явления: вспышка молнии; таяние снега; спуск с горы на санках; плавление металлов; работа электрического звонка; радуга на небе; солнечный зайчик; перемещение камней, песка водой; кипение воды.
<<< Назад
|
Вперед >>>
|
С давних времен люди собирали сведения о том мире, в котором они живут. Была лишь одна наука, объединяющая всю информацию о природе, которую человечество накопило на тот момент. Тогда еще люди не знали, что они наблюдают примеры физических явлений. В настоящее время такая наука носит название «естествознание».
Что изучает физическая наука
Со временем научные представления об окружающем мире заметно изменились - их стало гораздо больше. Естествознание раскололось на много отдельных наук, среди которых: биология, химия, астрономия, география и другие. В ряде этих наук не последнее место занимает физика. Открытия и достижения в этой области позволили человечеству обладать новыми знаниями. К ним можно отнести структуру и поведение различных объектов всяких размеров (начиная с гигантских звезд и заканчивая мельчайшими частицами - атомами и молекулами).
Физическое тело - это...
Существует специальный термин «материя», которым в кругах ученых называют все, что есть вокруг нас. Состоящее из материи физическое тело - это какое-либо вещество, занимающее определенное место в пространстве. Любое физическое тело в действии можно назвать примером физического явления. Опираясь на это определение, можно сказать, что любой предмет является физическим телом. Примеры физических тел: кнопка, блокнот, люстра, карниз, Луна, мальчик, облака.
Что такое физическое явление
Любая материя находится в постоянном изменении. Одни тела двигаются, другие соприкасаются с третьими, четвертые крутятся. Не зря много лет назад философом Гераклитом была произнесена фраза «Все течет, все меняется». У ученых есть даже специальный термин таким изменениям - это все явления.
К физическим явлениям относится все то, что движется.
Какие существуют типы физических явлений
- Тепловые.
Это явления, когда из-за воздействия температуры некоторые тела начинают трансформироваться (изменяется форма, размер и состояние). Пример физических явлений: под воздействием теплого весеннего солнца тают сосульки и превращаются в жидкость, с наступлением холодов лужи замерзают, кипящая вода становится паром.
- Механические.
Эти явления характеризуют смену положения одного тела по отношению к остальным. Примеры: часы идут, мяч прыгает, дерево качается, ручка пишет, вода течет. Все они находятся в движении.
- Электрические.
Характер этих явлений полностью оправдывает свое название. Слово «электричество» уходит корнями в греческий язык, где «электрон» значит «янтарь». Пример достаточно простой и многим наверняка знакомый. При резком снятии с себя шерстяного свитера слышится небольшой треск. Если проделать это, отключив в комнате свет, то можно увидеть искорки.
- Световые.
Тело, участвующее в явлении, которое связанно со светом, называют светящимся. В качестве примера физических явлений можно привести всем известную звезду нашей Солнечной системы - Солнце, а также любую другую звезду, лампу и даже жучка-светлячка.
- Звуковые.
Распространение звука, поведение звуковых волн при столкновениях с препятствием, а также иные явления, которые так или иначе связаны со звуком, относятся к этому типу физических явлений.
- Оптические.
Они происходят благодаря свету. Так, например, человек и животные способны видеть, потому что есть свет. В эту группу также включены явления распространения и преломления света, его отражение от предметов и прохождение сквозь разные среды.
Теперь вы знаете, какие бывают физические явления. Однако стоит понимать, что между природными и физическими явлениями существует определенная разница. Так, при природном явлении происходит одновременно несколько физических явлений. Например, при ударе молнии в землю происходят следующие явления: магнитное, звуковое, электрическое, тепловое и световое.
Об окружающем мире. Кроме обычного любопытства, это было вызвано практическими нуждами. Ведь, например, если знаешь, как поднять
и переместить тяжелые камни, то сможешь возвести прочные стены и построить дом, жить в котором удобнее, чем в пещере или землянке. А если научишься выплавлять металлы из руд и изготавливать плуги, косы, топоры, оружие и т. п., сможешь лучше вспахать поле и получить более высокий урожай, а в случае опасности суме ешь защитить свою землю.
В древности существовала только одна наука - она объединяла все знания о природе, которые накопило к тому времени человечество. В наши дни эта наука называется естествознанием.
Узнаём о физической науке
Еще одним примером электромагнитного поля является свет. С некоторыми свойствами света вы познакомитесь при изучении раздела 3.
3. Вспоминаем о физических явлениях
Материя вокруг нас постоянно изменяется. Некоторые тела перемещаются относительно друг друга, часть из них сталкиваются и, возможно, разрушаются, из одних тел образуются другие... Перечень таких изменений можно продолжать и продолжать - недаром еще в глубокой древности философ Гераклит заметил: «Все течет, все меняется». Изменения в окружающем нас мире, то есть в природе, ученые называют специальным термином - явления.
Рис. 1.5 . Примеры природных явлений
Рис. 1.6. Сложное природное явление - грозу можно представить как совокупность целого ряда физических явлений
Восход и закат Солнца, сход снежной лавины, извержение вулкана, бег лошади, прыжок пантеры - все это примеры природных явлений (рис. 1.5).
Чтобы лучше понять сложные природные явления , ученые разделяют их на совокупность физических явлений - явлений, которые можно описать с помощью физических законов.
На рис. 1.6 показана совокупность физических явлений, образующих сложное природное явление - грозу. Так, молния - огромный электрический разряд - представляет собой электромагнитное явление. Если молния попадет в дерево, то оно вспыхнет и начнет выделять тепло - физики в таком случае говорят о тепловом явлении. Грохот грома и потрескивание пылающего дерева - звуковые явления.
Примеры некоторых физических явлений приведены в таблице. Взгляните, например, на первую строку таблицы. Что может быть общего между полетом ракеты, падением камня и вращением целой планеты? Ответ прост. Все приведенные в этой строке примеры явлений описываются одними и теми же законами - законами механического движения. С помощью этих законов можно вычислить координаты любого движущегося тела (будь то камень, ракета или планета) в любой интересующий нас момент времени.
Рис. 1.7 Примеры электромагнитных явлений
Каждый из вас, снимая свитер или расчесывая волосы пластмассовым гребнем, наверняка обращал внимание на появляющиеся при этом крохотные искры. И эти искры, и могучий разряд молнии относятся к одним и тем же электромагнитным явлениям и, соответственно, подчиняются одним и тем же законам. Поэтому для изучения электромагнитных явлений не стоит дожидаться грозы. Достаточно изучить, как ведут себя безопасные искорки, чтобы понять, чего следует ждать от молнии и как избежать возможной опасности. Впервые такие исследования провел американский ученый Б. Франклин (1706-1790), который изобрел эффективное средство защиты от грозового разряда - молниеотвод.
Изучив физические явления по отдельности, ученые устанавливают их взаимосвязь. Так, разряд молнии (электромагнитное явление) обязательно сопровождается значительным повышением температуры в канале молнии (тепловое явление). Исследование этих явлений в их взаимосвязи позволило не только лучше понять природное явление - грозу, но и найти путь практического применения электромагнитных и тепловых явлений. Наверняка каждый из вас, проходя мимо строительной площадки, видел рабочих в защитных масках и ослепительные вспышки электросварки. Электросварка (способ соединения металлических деталей с помощью электрического разряда) - это и есть пример практического использования научных исследований.
4. Определяем, что же изучает физика
Теперь, когда вы узнали, что собой представляют материя и физические явления, пришла пора определить, что же является предметом изучения физики. Эта наука изучает: структуру и свойства материи; физические явления и их взаимосвязь.
- подводим итоги
Окружающий нас мир состоит из материи. Существует два вида материи: вещество, из которого состоят все физические тела, и поле.
В мире, который нас окружает, постоянно происходят изменения. Эти изменения называются явлениями. Тепловые, световые, механические, звуковые, электромагнитные явления - все это примеры физических явлений.
Предмет изучения физики - структура и свойства материи, физические явления и их взаимосвязь.
- Контрольные вопросы
Что изучает физика? Приведите примеры физических явлений. Можно ли считать физическими явлениями события, которые происходят во сне или в воображении? 4. Из каких веществ состоят следующие тела: учебник, карандаш, футбольный мяч, стакан, автомобиль? Какие физические тела могут состоять из стекла, металла, дерева, пластмассы?
Физика. 7 класс: Учебник / Ф. Я. Божинова, Н. М. Кирюхин, Е. А. Кирюхина. - X.: Издательство «Ранок», 2007. - 192 с.: ил.
Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты ДополненияФизические тела являются «действующими лицами» физических явлений. Познакомимся с некоторыми из них.
Механические явления
Механические явления - это движение тел (рис. 1.3) и действие их друг на друга, например отталкивание или притяжение. Действие тел друг на друга называют взаимо действием.
С механическими явлениями мы познакомимся подробнее уже в этом учебном году.
Рис. 1.3. Примеры механических явлений: движение и взаимодействие тел во время спортивных соревнований (а, б. в); движение Земли вокруг Солнца и ее вращение вокруг собственной оси (г)
Звуковые явления
Звуковые явления, как следует из названия, - это явления, связанные со звуком. К их числу относится, например, распространение звука в воздухе или воде, а также отражение звука от различных препятствий - скажем, гор или зданий. При отражении звука возникает знакомое многим эхо.
Тепловые явления
Тепловые явления - это нагревание и охлаждение тел, а также, например, испарение (превращение жидкости в пар) и плавление (превращение твердого тела в жидкость).
Тепловые явления чрезвычайно широко распространены: так, ими обусловлен круговорот воды в природе (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Круговорот воды в природе
Нагретая солнечными лучами вода океанов и морей испаряется. Поднимаясь, пар охлаждается, превращаясь в капельки воды или кристаллики льда. Они образуют тучи, из которых вода возвращается на Землю в виде дождя или снега
Настоящая «лаборатория» тепловых явлений - кухня: варится ли суп на плите, кипит ли вода в чайнике, замораживаются ли продукты в холодильнике - все это примеры тепловых явлений.
Тепловыми явлениями обусловлена и работа автомобильного мотора: при сгорании бензина образуется очень горячий газ, который толкает поршень (деталь мотора). А движение поршня через специальные механизмы передается колесам автомобиля.
Электрические и магнитные явления
Самый яркий (в буквальном смысле слова) пример электрического явления - молния (рис. 1.5, а). Электрическое освещение и электротранспорт (рис. 1.5, б) стали возможными благодаря использованию электрических явлений. Примеры магнитных явлений - притяжение железных и стальных предметов постоянными магнитами, а также взаимодействие постоянных магнитов.
Рис. 1.5. Электрические и магнитные явления и их использование
Стрелка компаса (рис. 1.5, в) поворачивается так, что ее «северный» конец указывает на север именно потому, что стрелка является маленьким постоянным магнитом, а Земля - огромным магнитом. Северное сияние (рис. 1.5, г) вызвано тем, что летящие из космоса электрически заряженные частицы взаимодействуют с Землей как с магнитом. Электрическими и магнитными явлениями обусловлена работа телевизоров и компьютеров (рис. 1.5, д, е).
Оптические явления
Куда бы мы ни посмотрели - мы всюду увидим оптические явления (рис. 1.6). Это явления, связанные со светом.
Пример оптического явления - отражение света различными предметами. Отраженные предметами лучи света попадают нам в глаза, благодаря чему мы видим эти предметы.
Рис. 1.6. Примеры оптических явлений: Солнце излучает свет (а); Луна отражает солнечный свет (б); особенно хорошо отражают свет зеркала (в); одно из самых красивых оптических явлений - радуга (г)
Цели урока.
Образовательная: опираясь на знания учащихся из курса природоведения и компьютерную презентацию, конкретизировать знания учащихся о физических и химических явлениях, на примерах выявить их отличия; опираясь на жизненный опыт учащихся, познакомить их с признаками химических реакций и условиями их возникновения и течения.
Развивающая: способствовать развитию творческого мышления учащихся, умений устанавливать причинно-следственные связи, зависимость течения химических реакций от внешних условий, развивать общеучебные и практические навыки при наблюдении и выполнении химического эксперимента.
Воспитательные: формировать научное мировоззрение учащихся, интерес к предмету.
Тип урока: изучение новой темы.
Методы: словесно-наглядный, практический, частично-поисковый, работа с учебником.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учащиеся должны:
знать: определение физических и химических явлений, признаки и условия течения химических реакций, значение физических и химических явлений в жизни человека.
уметь: отличать физические и химические явления, применять знания о физических и химических явлениях на практике.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация .
На столе учителя.
- Смесь порошков железа и серы, пробирка, спиртовка, штатив.
На столах учащихся.
- Штатив, колба с водой закрытая пробкой с газоотводной трубкой, химический стакан, стеклянная пластинка, спиртовка.
- Железные опилки, порошок серы, фильтровальная бумага, магнит, цилиндр с водой.
Ход урока
I. Организационный этап
Приветствие учащихся учителем.
Проверка готовности учащихся и их рабочих мест к уроку.
II. Сообщение темы и целей урока
На уроках природоведения вы получили первоначальные знания о явлениях, происходящих в природе. Сегодня на уроке вы расширите свой знания о физических и химических явлениях, научитесь отличать их друг от друга, познакомитесь с признаками и условиями течения химических реакций и их значением в жизни человека (слайд №1) .
III. Изучение новой темы
План изучения новой темы:
1. Явления, происходящие в природе. Классификация явлений.
2. Физические явления.
- Лабораторный опыт “Испарение воды и конденсация пара”.
3. Химические явления.
- Лабораторный опыт “Изучение свойств железа и серы”.
- Демонстрационный опыт “Нагревание смеси железа и серы. Изучение свойств полученного вещества”.
4. Признаки химических реакций. Демонстрация видеофрагмента.
5. Условия возникновения и течения химических реакций (сообщение учащегося).
6. Значение физических явлений и химических реакций.
1. Явления, происходящие в природе. Классификация явлений
Учитель: Ребята, что нас окружает? (слайд № 2)
Ученик: Природа. Неживая и живая.
Учитель: В природе постоянно происходят изменения. Приведите примеры.
День сменяется ночью (слайд № 3)
Идёт дождь или снег, испаряется вода (слайд № 4)
Зеленеет трава, течёт ручей (слайд № 5)
Дует ветер, горит костёр (слайд № 6)
Человек готовит пищу. (слайд № 7)
Учитель: Как можно назвать эти изменения?
Ученик: Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы.
Учитель: Как классифицируют все природные явления?
Ученик: Природные явления могут быть биологическими, физическими и химическими (слайд № 8). Познакомимся с физическими и химическими явлениями.
2. Физические явления
Учитель: Какие явления называются физическими?
Ученик: Явления, при которых не происходит превращения одних веществ в другие, называются физическими. Например: плавление воска, испарение воды, таяние льда (слайд № 9).
Лабораторный опыт
“Испарение воды и конденсация пара”
Учитель: Проведём опыт “Испарение воды и конденсация пара”. Соберите прибор как показано на слайде (слайд № 10) , проверьте его герметичность. Соблюдая технику безопасности при работе со спиртовкой и стеклянной посудой, зажгите спиртовку и нагревайте колбу с водой.
Что вы наблюдаете?
Ученик: При закипании жидкая вода переходит в газообразное состояние (водяной пар). При попадании на стеклянную пластину водяной пар конденсируется в капельки воды.
Учитель: В чём же сущность физических явлений?
Ученик: При физических явлениях изменяется агрегатное состояние и форма вещества (слайд № 11).
3. Химические явления
Учитель: Совсем другое дело химические явления. Горение костра, скисание молока, ржавление железных и стальных изделий (слайд № 12).
Что происходит при химических явлениях?
Ученик: При химических явлениях одни вещества превращаются в другие.
Лабораторный опыт
“Изучение свойств серы и железа”
Учитель: Проведём опыт “Изучение свойств серы и железа” по плану (слайд № 13). Определите цвет веществ.
Учитель: Изменяются ли свойства веществ в смеси?
Ученик: Нет. Вещества, входящие в состав смеси, сохраняют свои индивидуальные свойства.
Демонстрационный опыт “Нагревание
смеси железа и серы.
Изучение свойств полученного вещества”
Учитель: Нагреем полученную смесь серы и железа (слайд № 15). Возьмём смесь серы и железа и нагреем её в пробирке.
Что наблюдаете?
Ученик: Смесь начала темнеть, затем раскалилась до красна.
Учитель: Извлечём из пробирки то, что образовалось после реакции, и изучим его свойства (цвет, отношение к воде и магниту). Для этого измельчим полученное вещество и подействуем на него магнитом.
Что наблюдаете?
Ученик: Порошок не притягивается магнитом.
Учитель: Опустим полученное вещество в воду.
Что наблюдаете?
Ученик: Вещество тонет, на серу и железо не разделяется.
Учитель: Что произошло при нагревании смеси серы и железа?
Ученик: При нагревании смеси серы и железа образовалось новое вещество, которое по своим свойствам отличается от свойств исходных веществ (слайд № 16).
Учитель: Химические явления называются химическими реакциями.
4. Признаки химических реакций
Учитель: О том, что произошла химическая реакция можно судить по признакам. Посмотрите видеофрагмент с демонстрацией опыта (слайд №17).
Какие признаки химических реакций вы наблюдали при демонстрации опытов?
Ученик: Мы наблюдали такие признаки химических реакций, как изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа, выделение энергии.
Учитель: На следующем слайде (слайд № 18) показаны все признаки, которые можно наблюдать во время химических реакций.
Учитель: Чтобы началась химическая реакция, необходимы определённые условия.
Условия возникновения и течения химических реакцийСообщение учащегося (слайд № 19)
Самое главное условие
возникновения химических реакций
–
соприкосновение веществ. Например, ржавчина
образуется на поверхности железного изделия,
если оно соприкасается с влажным воздухом. Другое условие – измельчение веществ. Что лучше разгорится – полено или тонкие лучинки? Многие реакции идут в растворе, поэтому исходные вещества необходимо растворить. Третье условие – нагревание вещества до определённой температуры. Например, медь не взаимодействует с кислородом при обычных условиях. Чтобы произошла реакция, медь нужно нагреть. Также нагревают до определённой температуры уголь и древесину, чтобы они начали гореть. Иногда высокая температура нужна на протяжении всей реакции – иначе реакция прекратится. Например, кислород в лаборатории получают при разложении перманганата калия при постоянном нагревании последнего (слайд № 20) . В этом случае температура – условие течения химической реакции. Другие условия течения химических реакций – действие давления, наличие катализаторов – веществ, которые ускоряют химическую реакцию. Изменяя условия течения, можно ускорить или прекратить химическую реакцию. |
6. Значение физических явлений и химических реакций
Учитель: Изучите текст параграфа §3 “Значение физических явлений и химических реакций”, заполните таблицу:
Значение физических явлений и химических реакций
IV. Закрепление
Фронтальный опрос (слайд № 21)
Тест “Физические и химические
явления.
Химические явления”
1, 2. Определить физические и химические явления (слайды № 22, 23)
3. Явления, при которых изменяется форма и агрегатное состояние вещества, называются … (слайд № 24)
А – химическое
Б – физическое
В – биологическое
4. Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие, называются … (слайд № 25)
А – физические
Б – химические
В – биологические
5. К физическим явлениям относятся: (слайд № 26)
А – плавление стекла
Б – горение древесины
В – испарение воды
Г – скисание молока
Д – растворение соли в воде
Е – протухание яиц
6. К химическим явлениям относятся: (слайд № 27)
А – ржавление железа
Б – образование тумана
В – гниение фруктов
Г – плавление воска
Д – горение керосина
Е – испарение воды
7. Укажите признак химической реакции при действии кислоты на соду: (слайд № 28)
А – образование осадка
Б – изменение цвета
В – выделение газа
8. Укажите признак химической реакции при ржавлении железа: (слайд № 29)
А – выделение газа
Б – образование осадка
В – изменение цвета
9. Укажите признак химической реакции при горении древесины: (слайд № 30)
А – изменение цвета
Б – выпадение осадка
В – выделение тепла
V. Подведение итогов урока, выставление оценок
VI. Домашнее задание
Литература
- Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей, родителей. – М.: Аcт-Пресс, 1999.
- Рудзитес Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных – М.: Просвящение, 2007.
- Хрипкова А.Г. и другие. Естествознание: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
- http://chemistry.r2.ru/
- http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/
- CD диск “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009”. – ООО “Кирилл и Мефодий, 2009.
- CD-диск “Химия общая и неорганическая”: Углубленный курс по общей и неорганической химии. – Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2001.