Фет. Жизнь и творчество

Название предмета: Литература

Класс: 10

УМК: Коровина В.Я., Журавлев В.П. . и др./ Под ред. Коровина В.И.. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014.

Уровень обучения: базовый.

Тема урока: А. А. Фет. Жизнь и творче­ство. Жизнеутверждающее на­чало в лирике природы. «Даль», «Еще майская ночь...», «Это утро, радость эта...», «Ещё весны душистой снега», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришел к тебе с приве­том...», «3аря прощается с землею...»

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1 час

Место урока в системе уроков по теме: 1-ый урок по теме

Цель урока: пробуждение интереса к лирике А. Фета формирование у обучающихся представлений о тематике его поэзии, о художественном своеобразии и современном звучании его стихотворений, выявление выразительных средств, придающих музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта; анализ изобразительных приемов, связанных с созданием импрессионистического образа природы в его лирике; совершенствование навыков анализа поэтического текста.

Задачи:

    Образовательные:

Актуализировать понятие о лирике, тропах и фигурах (эпитет, сравнение, метафора) и их роли в поэтическом тексте, выявление своеобразия лирики А.А.Фета, главной мысли стихотворений.

    Развивающие:

Развитие навыков выразительного чтения, творческого воображения, аналитической деятельности.

    Воспитательные:

Формирование чувства прекрасного, глубинного понимания единства человека и окружающей его природы, что является главным мотивом пейзажной лирики А.А.Фета.

Планируемые результаты: активные действия обучающихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в получении новых знаний.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

Клип с романсом на стихи Фета «Я пришел к тебе с приветом» ;

клип песни Андрея Бандеры «Поля России» ;

видео ролик «Биография А.А.Фета»,

клип с романсом на стихи Фета «На заре ты ее не буди

Содержание урока:

1. Актуализация темы и постановка проблемы

На столах у обучающихся информационные листы с текстами к уроку, глоссарий.
На экране слайд с памятником А.Фету. Слайд № 1

Видео клип с романсом на стихи Фета «Я пришел к тебе с приветом».

Учитель: 21 ноября 1892 года появилось сообщение, явившееся полной неожиданностью не только для любителей литературы, но и для всего остального мира. Это было известие о кончине поэта, жизнь которого была окутана тайной. Его смерть вызвала в обществе самые различные чувства.

О нем написаны такие строки: (Слайд №2

«И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»-

А Петр Ильич Чайковский сказал о нем: «Считаю его поэтом абсолютно гениальным…»

Учитель: Его жизнь прошла на фоне ярких исторических событий и была долгой и непростой

На экране появляются слайды «Восстание декабристов» затем «Крымская война 1853-1856гг.». Слайды № 3,4

Однако он создал целый мир красоты.

Вопрос : Как вы думаете, кто этот человек?

(Портрет А.А.Фета без подписи) Слайд №5

Ответы обучающихся: Афанасий Афанасьевич Фет.

Звучит куплет романса «На заре ты ее не буди», постепенно стихает.

https://www.youtube.com/watch?v=0OuBW74lqLQ

Учитель: Как можно составить объективное мнение о поэте, писателе?

Ответы обучающихся: по его творчеству

Учитель: Итак, каков объект нашего изучения?

Ответ обучающихся: Афанасий Афанасьевич Фет. Его жизнь и творчество.

Учитель: по теме звучавших романсов и картинам, которые вы видите (демонстрация репродукций картин природы И.Левитана, Шишкина и др. художников Слайды № 6 можете определить, о каких стихотворениях мы будем говорить?

Ответы обучающихся: Тема природы в лирике Фета. Слайд №7

Сформулируем задачи урока.

Видео «Биография А.А.Фета»

https://www.youtube.com/watch?v=Es-dPxpu0Zo

Работая с роликом, выделить в биографии те моменты, которые помогли сформироваться Фету как поэту.

Учитель: Обратите внимание на предыдущие высказывания Л.Н.Толстого и П.И.Чайковского о Фете, а также на слова самого Фета о своем творчестве: «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты». Какой возникает вопрос?

Ответы обучающихся: В чем гениальность поэта? Что значит лирическая дерзость? В чем жизнеутверждающая сила его лирики о природе?

Проблема: В чем особенность, оригинальность пейзажной лирики А.А.Фета?

Предположения обучающихся: Картины природы оживают, они более детальны, конкретны; его интересуют не предметы, а впечатления, которые они производят…

Учитель: В ходе исследовательской работы вы решите проблему нашего урока.

2. Изучение нового материала (с применением кейс-технологии)

Обучающиеся получают кейс - задание группам, предлагается изучить содержание кейса или поискать информацию самостоятельно по теме (дополнительный материал лежит на парте), глоссарий: изучить стихотворения А.А.Фета «Еще майская ночь...», «Это утро, радость эта...», «Я пришел к тебе с приве­том...», «3аря прощается с землею...»

1-ая группа, задание ученикам: Анализ стихотворения «Еще майская ночь..»

1. Какова история создания стихотворения?
2. Основная идея, сюжет, композиция, жанр.

3. Каким настроением проникнуто стихотворение?

4.Поэтические приемы, используемые Фетом.

Название произведения говорит само за себя и определяет основную идею стихотворения. Развитие сюжета передает трепет, волнение героя, его умиление майской ночью. Композиционно стихотворение состоит из четырех строф с перекрестной рифмой: «край- май», «единой - соловьиной» и т.д. Все стихотворение проникнуто настроением восторга, созерцания красоты природы, которая всегда рядом с человеком. Жанр этого произведения можно определить как лирический пейзаж, созданный с помощью средств поэтической романтики, тесно переплетающихся друг с другом. Поэтические приемы, употребляемые Фетом в этом стихотворении, весьма разнообразны: яркие эпитеты («май свеж и чист», «лист полупрозрачный»); чувственные олицетворения - «звезды смотрят», «березы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит»); множество восклицаний – «Какая ночь! На всем какая нега!», «Благодарю, родной полночный край!») рисуют общую картину дивной ночи.

2-ая группа, задание: Стихотворение «Это утро, радость эта…»

1.Какому времени года посвящено стихотворение?

2.Как состояние природы связано с переживаниями лирического героя?

3.В чем особенность стихотворения?

4.Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт?

Предполагаемые ответы обучающихся: Стихотворение о прекрасном времени года – весне, когда окружающий мир пробуждается, наполняется новыми звуками, свежими красками, яркими запахами, а душа человека – сильными чувствами. Состояние природы тесно связано с переживаниями лирического героя, о чём можно судить уже по начальной строке: «Это утро, радость эта…». Утренние часы чаще всего ассоциируются с бодростью, долгожданным восходом солнца, радостью природы от пробуждения. И лирический герой счастлив весенним утром. Особенность стихотворения в том, что оно состоит из одного предложения, чем также подчёркивается стремительность, быстрота смены событий, будто все весенние месяцы сжались до нескольких секунд. В стихотворении поэт использует разные изобразительно-выразительные средства. Один из излюбленных приёмов Фета – анафора. Каждая новая строка начинается с местоимения это, эти, эта. В некоторых строках оно встречается дважды: «эти стаи, эти птицы», «эти мошки, эти пчёлы». Таким образом, задаётся особый ритм, задорный, динамичный.

3-ья группа, задания: Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом»

1.Каковы тема и идея стихотворения?

2.Основные средства выразительности, используемые автором.

3. Особенности стихотворения.

Предполагаемые ответы обучающихся:

На первый взгляд, это произведение принадлежит к разряду любовной лирики. Это понятно по первой строке, но дальше Фет продолжает описанием картин весенней природы. Фет своим стихотворением в очередной раз показал, что человек и природа неделимы. Все, что происходит в природе с приходом весны, находит отражение в душе каждого земного обитателя. Основное средство выразительности, которое использует автор в этом произведении, - это олицетворение. Вся природа изображена им как некое живое существо. Важная особенность произведения – внимание к частным деталям. Это легко можно увидеть в данном тексте. Лирический герой заметил все: каждый листик и веточку, он смог уловить даже само настроение, которым наполнен весенний день. Ведь такое же настроение и в душе самого героя. Он готов к тому, чтобы жить, творить, работать и любить.

4-ая группа, задания: «Заря прощается с землею…»

1.Что доминирует в данном стихотворении?

2.Основное средство художественной выразительности произведения.

3.Каковы особенности стихотворения.

Предполагаемые ответы обучающихся: В стихотворении доминируют эмоциональные впечатления от природы, настроения, порожденные встречей с ней. Здесь мы встречаемся с яркими образами, но они не столько раскрывают характерные стороны природы, сколько выражают эмоциональные впечатления лирического героя. Используется антитеза, на которой построено все стихотворение: вечерняя заря над землею и темнеющие туманные долины, а также олицетворение, параллелизм. А. А. Фет сполна обладал способностью подметить случайное, мгновенное и перевести его в «момент» вечности.


Задание классу: из списка слов выберите только те, которыми можно охарактеризовать пейзажную лирику поэта:

Живая, эмоциональная, безжизненная, мрачная, трепетная, чудодейственная, целительная, удивительная, яркая, пустая, безрадостная.

Вывод (решение проблемы): А.А.Фет своими стихами о природе, действительно, создал мир красоты. Явления природы описываются поэтом детально, конкретизировано. Поэт одушевляет природу, делает ее живой. Отношения Фета с природой - это полное растворение в ее мире, это состояние трепетного ожидания чуда. Используются художественные средства выразительности: эпитеты, метафоры, олицетворения. Его стихи – это целый мир, целая жизнь, полная прекрасного.

Звучит песня Андрея Бандеры «Поля России».

https://www.youtube.com/watch?v=JAuQFJL_xP8

Слово учителя: Сегодня мы прикоснулись к творчеству поэта, любящего свою Родину, замечательную природу своей Отчизны и умевшего так великолепно передать ее красоту в своих произведениях. Любите свою Родину так, как любили ее Пушкин, Лермонтов, Фет, Толстой, и гордитесь ею.

Критерии оценивания работы на уроке:

Количество правильных и полных ответов;

Самостоятельность решения;

Предлагаются критерии оценивания буклета, постера, статьи;

4. Рефлексия.

Учитель: Что было бы, если в программе не было уроков, посвященных творчеству Фета?

Предполагаемые ответы обучающихся: Мы бы не познакомились с чудесными стихами поэта. Оказывается, состояние природы отражается на состоянии человеческой души. Природа и люди - составные части единого мира, и через природу человек лучше понимает себя, описывая ее, может полнее выразить собственное психологическое состояние.

5. Домашнее задание: 1)подготовить к прочтению наизусть стихотворение А.А.Фета с обоснованием собственного выбора (в устной или письменной форме).

2) Проанализировать стихотворения «Даль», «Ещё весны душистой снега», «Летний вечер тих и ясен…» по плану:

1. История создания стихотворения (индивидуальные сообщения).
2. Основное настроение стихотворения, его динамика и способы выражения чувств автора. Поэтические интонации.
3. Основные образы стихотворения, роль изобразительно-выразительных средств языка в их создании.
4. Жанр и композиция стихотворения, их связь с его содержанием.
5. Подтекст стихотворения, помогающий постичь его смысл.

(на основе анализа стихотворения «Ещё майская

Тема: Жизнеутверждающее начало в лирике Фета.

(на основе анализа стихотворения «Ещё майская ночь»)

Имя урока: «Природа - Любовь - Красота - Восторг - Поэзия».

Цель: рассмотрение особенностей художественного мира поэта.

Задачи урока: введение учащихся в сложный мир фетовского стиха;

выявление выразительных средств; анализ изобразительных приёмов;

создание основы для слайдовой презентации.

Ход урока.

Оргмомент. Поэтическая пятиминутка.

Задание. Прослушайте стихотворение «Еще майская ночь» (фонохрестоматия); На фоне чтения идут слайды.

Запишите в тетрадь 3 -4 ключевых слова стихотворения, передающие состояние лирического героя.

Опорный словарь: Слайд №

Лирический герой – субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики; это

Пейзаж – картина природы в художественном произведении.

Лирика – вид поэзии, выражающий чувства и переживании поэта.

(Дети называют свои ключевые слова) Вступительное слово учителя.

Каждый из нас сейчас вошел в мир поэзии со своим ключевым словом. И каждый из нас совершенно прав, именно этим и жива, и нужна человеку поэзия, чтобы находить в ней каждому отклик на свои образы, мысли, чувства. Давайте придумаем имя нашему уроку, пусть это будет словесная цепочка, которую мы сейчас составим из ключевых слов.(дети называют варианты) Имя урока - «Природа - Любовь - Красота - Восторг - Поэзия». Слайд №

Определение задач урока. Учебник с. 211. последний абзац читаем.

Учитель: Великий писатель испытал огромное душевное волнение. Можем ли сразу ответить на вопрос, почему? Наверное, нет. Поэтому посвятив урок тайнам поэзии Фета, возможно, мы и найдем ответ. (Откуда у этого, как пишет о Фете, «добродушного и толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»)

Невозможно понять человека, а поэта тем более, не зная его биографии. Работаем со статьей учебника с.207-209.

Первые 3 абзаца читаем вместе, затем работа по группам (вариантам).

Задание для групп.

Инструктаж. Внимательно читаем абзац, карандашом подчеркиваем нужную информацию.

Формулируем повествовательные предложения для записи на слайд. (у каждой группы ноутбук); Время на работу 10-15 минут.

2 группа - 5 абзац, хронологическая таблица, записать информацию на слайде.

3 группа – 6 абзац, выписать на слайд черты одаренности поэта.

4 группа – 7 абзац, выписать на слайд свойства лирики Фета. (для сильных детей).

5 группа – технические редакторы, сводят в одно целое презентацию.

Итог работы. Просмотр слайдовой презентации, созданной детьми. Оценка учителем работы групп. Работа над анализом стихотворения «Еще майская ночь», по памятке. Слайд №

План анализа стихотворения.

О чем это стихотворение? Какие картины природы нарисованы автором? Какое настроение передает нам поэт? Какие образы стихотворения вам особенно запомнились и понравились? Какие приемы использует автор для создания образов?

Почему именно эти приемы?

вам в этом стихотворении?

6. Попытайтесь передать мысли и чувства

Обращаем внимание на синтаксис. Какие по интонации предложения в 1 строфе? (восклицательные). Передают восторг.

Метафоры: царство льдов, царство вьюг и снега.

Эпитеты: свеж и чист май, тепло и кротко смотрят, лист полупрозрачный, застенчиво. Убор радостен и чужд;

Олицетворение: манит и тешит, ждут, дрожат.

Выслушиваем ответы, комментируем. Слушаем в актерском исполнении стихи Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

Слово учителя: Читая и слушая стихи Фета, мы с вами убедились, что они удивительно музыкальны, мелодичны. Чувства, переживания, настроения все в развитии, движении.

Вероятно, поэтому к поэзии Фета обращались многие композиторы. Слушаем романс на слова поэта «Я тебе ничего не скажу». (фонохрестоматия).

Делаем вывод, обратившись к имени урока. Первые два слова как связаны с лирикой поэта? (прием допиши предложение)

В лирике Фета переплетаются и взаимодействуют темы…(природы и любви).

Первое слово и третье в цепочке как связаны?

Природа как воплощение …(как естественный мир красоты).

Первое и четвертое слово

Дивный пейзаж (природы) переполняет душу поэта… (восторгом).

Осталось последнее слово - поэзия. Как рождается она? Фет в стихотворении какое слово повторяет дважды? (невольно).

Закончим последнее предложение: Природа, Любовь, Красота. Восторг невольно вызывают …(поэтический порыв).

Зачитаем полностью вывод. Слайд №

В лирике Фета переплетаются и взаимодействуют темы природы и любви. Природа как воплощение, как естественный мир красоты.

Дивный пейзаж (природы) переполняет душу поэта восторгом.

Природа, любовь, красота восторг невольно вызывают …(поэтический порыв).

Дома: наизусть одно из стихотворений русских поэтов с.;

Доработать каждой группе презентацию.

Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой: Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной. Великой матерью любимый, Стократ завиден твой удел: Не раз под оболочкой зримой Ты самое ее узрел.

Ф. И. Тютчев

Афанасий Афанасьевич Фет был искренне убежден, что творить нужно только следуя своему вдохновению, эмоциональному порыву. Он отрицал ведущую роль разума в деле “свободных искусств”. Предметом искусства, по его мнению, могут быть, в первую очередь, природа, любовь, прекрасное, и здесь основное место занимает чувство, восприятие. Именно этим принципам поэт и следовал всю свою творческую жизнь. “Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты”, - говорил он.

Восхвалению природы, ее красоты и гармонии посвящено большинство произведений Фета. Он отразил в своих стихотворениях самые высокие чувства и самые глубокие переживания человека, создал удивительные картины природы; его стихи поражают нас яркостью и сочностью красок, большим эмоциональным накалом, неугасаемой любовью к жизни.

Он воспевал счастливую, благополучную

жизнь на лоне природы, именно в ней - в природе - он видел источник жизненных сил:

… нам дорога свобода И буйствует не разум в нас, а кровь, В нас вопиет всесильная природа, И прославлять мы будем век любовь. В пример себе певцов весенних ставим. Какой восторг - так говорить уметь. Как мы живем, так мы поем и славим, И так живем, что нам нельзя не петь.

Пейзажи, созданные поэтом, играют всеми цветами радуги, Дышат всеми запахами, поют всеми звуками живой природы. В поэзии Фета всегда преобладают светлые, жизнерадостные тона, словно живет окружающим миром, полностью сливается с ним, передает ему свои чувства, мысли, настроения. И природа словно откликается на эмоциональные порывы поэта: “… воздух, свет и думы заодно”. Он разговаривает с деревьями, травами, ветром, любуется бескрайними просторами, восторгается лунным светом, вслушивается в тишину. Поэт замечает в природе те мельчайшие детали, которые не видят миллионы других людей. И все это невероятно близко и дорого ему:

Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.

Поэт всегда стремился наиболее точно воспроизводить жизненные явления, проникать в их суть. А в природе он видел высшую мудрость и гармонию, естественную красоту и пленительное волшебство. Фет представлял себе жизнь человека неразрывно связанной с природой, он призывал человека постоянно постигать этот огромный мир, для того чтобы в конечном итоге как можно глубже постигнуть собственную жизнь. Рисуя свои пейзажи, он всегда стремился отражать живую жизнь, одновременно раскрывая богатый внутренний мир человека. И все самые сильные чувства, все эмоциональные переживания лирического героя он передает именно через описание природных явлений:

Какая ночь! все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.
Природа, окружающий прекрасный и волнующий мир всегда оставались источником поэтического вдохновения Фета. Все его стихотворения проникнуты радостным восприятием жизни, в них звучит горячий призыв к наслаждению жизнью во всех ее проявлениях. Эти две темы - природа и жажда жизни - проходят через все его творчество, делая его произведения настоящими шедеврами пейзажной и интимной лирики.

Перед читателями многих поколений стихотворения Фета раскрывают красоту русской природы, воспитывают в них любовь к родным просторам, передают радость и светлую восторженность любви, превращают душевные страдания в неустанную жажду жизни.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Своеобразие лирики А. А. Фета. Поэт развивает ро­мантическую традицию, в рамках которой возвышает эс­тетический идеал, а его любимыми темами становится изображение любви, дружбы, природы. Лирика...
  2. Древние говорили, что поэтами рождаются. Афанасий Фет действительно родился поэтом. Многие литературоведы, писатели отмечают художественную одаренность этого человека. Но Афанасий Фет – поэт удивительный и...

Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой: Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной. Великой матерью любимый, Стократ завиден твой удел: Не раз под оболочкой зримой Ты самое ее узрел.
Ф. И. Тютчев
Афанасий Афанасьевич Фет был искренне убежден, что творить нужно только следуя своему вдохновению, эмоциональному порыву. Он отрицал ведущую роль разума в деле «свободных искусств». Предметом искусства, по его мнению, могут быть, в первую очередь, природа, любовь, прекрасное, и здесь основное место занимает чувство, восприятие. Именно этим принципам поэт и следовал всю свою творческую жизнь. «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты», - говорил он.
Восхвалению природы, ее красоты и гармонии посвящено большинство произведений Фета. Он отразил в своих стихотворениях самые высокие чувства и самые глубокие переживания человека, создал удивительные картины природы; его стихи поражают нас яркостью и сочностью красок, большим эмоциональным накалом, неугасаемой любовью к жизни.
Он воспевал счастливую, благополучную жизнь на лоне природы, именно в ней - в природе - он видел источник жизненных сил:
… нам дорога свобода И буйствует не разум в нас, а кровь, В нас вопиет всесильная природа, И прославлять мы будем век любовь. В пример себе певцов весенних ставим. Какой восторг - так говорить уметь. Как мы живем, так мы поем и славим, И так живем, что нам нельзя не петь.
Пейзажи, созданные поэтом, играют всеми цветами радуги, Дышат всеми запахами, поют всеми звуками живой природы. В поэзии Фета всегда преобладают светлые, жизнерадостные тона, словно живет окружающим миром, полностью сливается с ним, передает ему свои чувства, мысли, настроения. И природа словно откликается на эмоциональные порывы поэта: «… воздух, свет и думы заодно». Он разговаривает с деревьями, травами, ветром, любуется бескрайними просторами, восторгается лунным светом, вслушивается в тишину. Поэт замечает в природе те мельчайшие детали, которые не видят миллионы других людей. И все это невероятно близко и дорого ему:
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.
Поэт всегда стремился наиболее точно воспроизводить жизненные явления, проникать в их суть. А в природе он видел высшую мудрость и гармонию, естественную красоту и пленительное волшебство. Фет представлял себе жизнь человека неразрывно связанной с природой, он призывал человека постоянно постигать этот огромный мир, для того чтобы в конечном итоге как можно глубже постигнуть собственную жизнь. Рисуя свои пейзажи, он всегда стремился отражать живую жизнь, одновременно раскрывая богатый внутренний мир человека. И все самые сильные чувства, все эмоциональные переживания лирического героя он передает именно через описание природных явлений:
Какая ночь! все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.
Природа, окружающий прекрасный и волнующий мир всегда оставались источником поэтического вдохновения Фета. Все его стихотворения проникнуты радостным восприятием жизни, в них звучит горячий призыв к наслаждению жизнью во всех ее проявлениях. Эти две темы - природа и жажда жизни - проходят через все его творчество, делая его произведения настоящими шедеврами пейзажной и интимной лирики.
Перед читателями многих поколений стихотворения Фета раскрывают красоту русской природы, воспитывают в них любовь к родным просторам, передают радость и светлую восторженность любви, превращают душевные страдания в неустанную жажду жизни.

Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой: Они им чуют, слышат воды И в темной глубине земной. Великой матерью любимый, Стократ завиден твой удел: Не раз под оболочкой зримой Ты самое ее узрел.
Ф. И. Тютчев
Афанасий Афанасьевич Фет был искренне убежден, что творить нужно только следуя своему вдохновению, эмоциональному порыву. Он отрицал ведущую роль разума в деле «свободных искусств». Предметом искусства, по его мнению, могут быть, в первую очередь, природа, любовь, прекрасное, и здесь основное место занимает чувство, восприятие. Именно этим принципам поэт и следовал всю свою творческую жизнь. «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты», - говорил он.
Восхвалению природы, ее красоты и гармонии посвящено большинство произведений Фета. Он отразил в своих стихотворениях самые высокие чувства и самые глубокие переживания человека, создал удивительные картины природы; его стихи поражают нас яркостью и сочностью красок, большим эмоциональным накалом, неугасаемой любовью к жизни.
Он воспевал счастливую, благополучную жизнь на лоне природы, именно в ней - в природе - он видел источник жизненных сил:
... нам дорога свобода И буйствует не разум в нас, а кровь, В нас вопиет всесильная природа, И прославлять мы будем век любовь. В пример себе певцов весенних ставим. Какой восторг - так говорить уметь. Как мы живем, так мы поем и славим, И так живем, что нам нельзя не петь.
Пейзажи, созданные поэтом, играют всеми цветами радуги, Дышат всеми запахами, поют всеми звуками живой природы. В поэзии Фета всегда преобладают светлые, жизнерадостные тона, словно живет окружающим миром, полностью сливается с ним, передает ему свои чувства, мысли, настроения. И природа словно откликается на эмоциональные порывы поэта: «... воздух, свет и думы заодно». Он разговаривает с деревьями, травами, ветром, любуется бескрайними просторами, восторгается лунным светом, вслушивается в тишину. Поэт замечает в природе те мельчайшие детали, которые не видят миллионы других людей. И все это невероятно близко и дорого ему:
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.
Поэт всегда стремился наиболее точно воспроизводить жизненные явления, проникать в их суть. А в природе он видел высшую мудрость и гармонию, естественную красоту и пленительное волшебство. Фет представлял себе жизнь человека неразрывно связанной с природой, он призывал человека постоянно постигать этот огромный мир, для того чтобы в конечном итоге как можно глубже постигнуть собственную жизнь. Рисуя свои пейзажи, он всегда стремился отражать живую жизнь, одновременно раскрывая богатый внутренний мир человека. И все самые сильные чувства, все эмоциональные переживания лирического героя он передает именно через описание природных явлений:
Какая ночь! все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.
Природа, окружающий прекрасный и волнующий мир всегда оставались источником поэтического вдохновения Фета. Все его стихотворения проникнуты радостным восприятием жизни, в них звучит горячий призыв к наслаждению жизнью во всех ее проявлениях. Эти две темы - природа и жажда жизни - проходят через все его творчество, делая его произведения настоящими шедеврами пейзажной и интимной лирики.
Перед читателями многих поколений стихотворения Фета раскрывают красоту русской природы, воспитывают в них любовь к родным просторам, передают радость и светлую восторженность любви, превращают душевные страдания в неустанную жажду жизни.

Другие работы по теме:

Распахни мне объятья твои, Густолистый, развесистый лес! Движение реализма в русском искусстве XIX века было настолько мощным, что все выдающиеся художники испытали на своем творчестве его влияние. В поэзии А. А. Фета это влияние реализма в особенности сказалось в стихах о природе.

Рассказать что лес проснулся. Рассказать что отовсюду. Начало да и все стихотворение в целом настолько нетрадиционно что когда появилось в печати критики назвали его поэтической дерзостью. Но именно в этой оригинальности Фет видел свою близость природе.

Лирика Афанасия Фета открывает нам мир поразительной красоты гармонии и совершенства три составляющие которого природа любовь и песня. И далекий неведомый клич. В этом плачущем звуке слиты. Целый день спят ночные цветы.

AlignjustifyСлова священные слова времен былых. Когда они еще знакомо нам звучали а а Фет Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета нежна и многолика сама природа гласит его устами.

“Из живущих в Москве поэтов всех даровитее господин Фет”. В. Г. Белинский Произведения Афанасия Афанасьевича Фета по праву принадлежат к числу шедевров русской классической поэзии. Как это часто бывает с талантливыми людьми, при жизни и долгое время после смерти поэта его лирические шедевры оценивались не по законам искусства, а с точки зрения их социальной значимости, с классовых позиций.

Alignjustify может гордиться своими лирическими поэтами Из ныне живущих первое место принадлежит. Фету Владимир Соловьев Афанасий Фет Его поэзия свежа и трепетна она волнует наше воображение вызывает глубокие мысли дает почувствовать красоту и благозвучность русского слова.

Пейзажная лирика составляет основное богатство лирики А.А. Фета. Фет умеет увидеть и услышать в природе необычайно много, изобразить ее сокровенный мир, передать свое романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика. Фету присуща удивительная тонкость живописца, многообразие переживаний, рожденных от общения с природой.

Стихотворение «Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой.

"Природа у него - точно в первый день творения: кущи дерев, светлая лента реки, соловьиный покой, журчащий сладко ключ… Если назойливая современность и вторгается иной раз в этот замкнутый мир, то она сразу же утрачивает свой практический смысл и приобретает характер декоративный" – пишет об Афанасии Афанасиевиче Фете Самуил Яковлевич Маршак.

Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу.

Афанасий Афанасьевич Фет - один из замечательнейших поэтов-лириков. Главные его темы были - любовь, красота, природа. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» можно отнести к лирической миниатюре, содержанием которой явилось описание природы. Фет обладает удивительным даром восторгаться простыми вещами, но надо быть поэтом, чтобы в этом обычном явлении увидеть красоту.

Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт. Первый сборник его стихов – «Лирический пантеон», вышел в 1840 г. К началу 1860‑х гг., когда в России размежевались общественные силы, связанные с революционной ситуацией, Фет выступает в защиту прав помещиков. Он мало писал в это время. Только на склоне лет поэт вернулся к творчеству, выпустив четыре сборника стихов под общим названием «Вечерние огни».

Стихотворение А.А.Фета "Это утро, радость эта..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Фет А.А. К.Д. Бальмонт отмечал, что Фет видел окружающий мир целостно, не расчленяя его на отдельные детали, то есть как некое гармоническое, музыкальное единство, а также, что "ни у одного из русских поэтов нет таких воздушных мелодичных песен о любви".

А.А. Фет - один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он избрал предметом художественного изображения «вечные» человеческие чувства и переживания, тайны жизни и смерти, сложные взаимоотношения между людьми. В.С. Соловьев так отзывался о поэзии Фета: «…Вечная красота природы и бесконечная сила любви - и составляют главное содержание…».

Важнейшими чертами, характерными для поэзии Р. Бернса, есть сильное жизнеутверждающее начало, всеобъемлющий интерес к реалиям жизни, глубокий демократизм и противопоставления своего творчества нормам, вкусам дворянских и буржуазных прослоек Шотландии того времени.

Афанасий Афанасьевич Фет - один из замечательнейших русских поэтов, талантливый лирик, творчество которого обогатило нашу поэзию в воплощении тем природы, любви и красоты. В его стихотворениях поэтическое мастерство проявляется в передаче интимного эмоционального содержания. В этом смысле его манера близка импрессионизму.

Перелистаем страницы сборников стихотворений Тютчева и Фета. Тема взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека занимает значительное место в творчестве этих поэтов. Вопрос об отношении к природе для них - это вопрос о любви к Родине, к России.

Анализ стихотворения Фета "Шепот, робкое дыханье"

Автор: Фет А.А. ...Фет я только средь поющих. А. Фет Афанасий Афанасьевич Фет - выдающийся русский лирик, сумевший в своих стихах передать всю красоту природы. Мне кажется, в творчестве А. Фета можно выделить два типа пейзажных стихотворений. В произведениях “Еще майская ночь”, “Вечер”, “Лес”, “Степь вечером” он обращается непосредственно к изображению природы, используя при этом множество ярких деталей, сочных красок.

Одним из основных стремлений выдающегося русского поэта Афанасия Афанасьевича Фета на протяжении всего его творческого пути оставалось стремление найти в поэзии «убежище от всяких житейских скорбен, в том числе и гражданских».

Поэзия Фета - поэзия намеков, догадок, умолчаний; его стихи по большей части не имеют сюжета, - это лирические миниатюры, назначение которых передать читателю не столько мысли и чувства, сколько "летучее" настроение поэта.

Афанасий Афанасьевич Фет – поэт, воспевающий прекрасное. В этом он видел задачу творца. В лирике Фета звучат возвышенные мотивы, он создает образы, завораживающие своей красотой и изяществом. Основные темы его поэзии – природа, любовь, творчество.

Тема любви в творчестве любого поэта так или иначе связана с личными переживаниями, иначе не смогли бы они раскрывать эту сложную проблематику. И понятно, что у каждого автора она представлена по-разному; поэзия А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, при всей ее внешней схожести, безусловно, была различна и способом введения темы любви, и отношением к ней, и отдельными штрихами изображения.

ОГЛАВЛЕНИЕ Страница №3 Биография Страница №5 Стихотворение, отзыв Страница №6 Литература Биография Родился в семье помещика Шеншина. Фамилия Фет стала для поэта, как он впоследствии вспоминал, «именем всех его страданий и горестей». Сын орловского помещика Афанасия Неофитовича Шеншина (1775--1855) и привезённой им из Германии Каролины Шарлотты Фёт, он был при рождении записан (вероятно, за взятку) законным сыном своих родителей, хотя родился через месяц после прибытия Шарлотты в Россию и за год до их брака.

Главным предметом изображения Фета стал мир, в котором «красота природы разлита по всему мирозданию» и своим покоящимся совершенством противопоставлена «низкому», полному бессмысленной суеты, бытию.

Биография поэта - это прежде всего его стихи. Это в полной мере относится и к Афанасию Афанасьевичу Фету. По его стихам можно судить не только о привязанностях и друзьях поэта, но и о малейших нюансах его чувств, мыслей, переживаний.

Лирика А. А. Фета Автор: Фет А.А. Лирика А. А. Фета занимает особое место среди шедевров русской литературы. И это не удивительно - Афанасий Афанасьевич Фет был новатором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера письма, “фетовский почерк”; придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть.

Афанасий Афанасьевич Фет написал стихотворение "Степь вечером" в 1854 году. Основная тематика содержания - это описание буйной природы степи. Это стихотворение было впервые опубликовано в журнале "Современник".

Хронологическая таблица: Афанасий Афанасьевич Фет (1812-1892гг.) Даты События в жизни Произведения 1812 (23 ноября) Афанасий Афанасьевич Фет родился в имении Новоселки Мценского уезда Орловской Губернии, принадлежавшем отставному офицеру Афанасию Неофитовичу Шеншину. Фет был сыном Шарлоты-Елизаветы Фет.