Факторы оказывающие влияние на социализацию. Стадии, способы и средства социализации личности

  • Байрамгулова Илюза Ризвановна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ
  • ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ
  • ЛИЧНОСТЬ

В статье рассматривается феномен социализации как важнейший фактор формирования личности. Обращается внимание на роль «значимого другого» в процессе социализации

  • Существует ли в современном обществе рабство? Каковы его особенности?
  • Что зависит от конкретного человека в изменении общества к лучшему? Формула святого Серафима: стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся
  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива

Социализация – это процесс освоения и усвоения человеком своего социального статуса, термин, используемый для описания процесса, в ходе которого люди обучаются соблюдению социальных норм, процесса, делающего возможные существования общества, передачу его культуры от поколения к поколению. Социализация может пониматься как интернализация социальных норм: социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они более не навязываются посредством внешней регуляции, а как бы налагаются индивидом самим на себя, являясь, таким образом, частью его «я» . Так у индивида вырабатывается чувство потребности соответствия социальным нормам. То есть, интернализация – процесс, в ходе которого индивид познает и принимает в качестве обязательных те социальные ценности и нормы поведения, которые приняты в рамках его социальной группы или более широкой общности .

Социальные нормы – правила поведения, которые либо стихийно складываются в обществе в ходе его более или менее длительного исторического развития (нормы морали), либо устанавливаются государством (нормы права).

Социализация личности включает в себя и социальную адаптацию – приспособление индивида к социально–экономическим условиям, к социальным группам, к ролевым функциям и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Иначе можно сказать, что внешняя среда включает экономические, политические, социальные, демографические условия, систему ценностей в обществе, культуру и менталитет народа, религиозные верования, законодательные акты и т.д..

Социализацию нельзя сводить только к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий как социально–контролируемых и направленно– организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Она есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как её условие и как результат. Непременным условием социализации является самоактуализация личности, её активная работа. Какими бы благоприятными ни были условия социализации, её результаты во многом зависят от активности самой личности. В этом отношении большую роль играет включение ребенка в процесс творчества, импровизации .

Стадии социализации

Социализация есть процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека. В связи с эти обычно различают определенные этапы социализации.

  • Начальный – социализация ребенка в пределах семьи.
  • Средний – обучение в школе.
  • Завершающий – социализация взрослого человека, этап принятия тех ролей и обретения статусов, к которым они не могли полностью подготовиться в ходе первых двух стадий (например: работника, супруга, родителя).

В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный её этап. Дети, выросшие в сообществе животных, и затем возвращенные в общество, не могут овладеть речью, научиться абстрактно мыслить, стать полноценными людьми. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают. Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность.

Упорядочение человеческой жизнедеятельности во всех её проявлениях, во всех сферах общественной жизни осуществляется с помощью социальных институтов: института брака, семьи, политических организаций, образования, здравоохранения, СМИ и т.д. Все они в той или иной мере участвуют в социализации личности, но центральное место в этом процессе занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализации индивида, закладывается основа его формирования как личности. Семья обеспечивает социализацию ребенка в ходе усвоения им нормативов общественной жизни, сообщает членам семьи чувство безопасности, удовлетворяет потребность в совместных переживаниях, в обмене чувствами и настроениями, предотвращает психологическую неуравновешенность, защищает от переживания чувства изолированности и т.д.

Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. Например, после революции в Советском Союзе были созданы специализированные программы общественного воспитания детей с тем, чтобы женщины могли участвовать в трудовом процессе. Этот эксперимент не получил широкого распространения. Семья для ребенка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других социальных групп, в личности всегда остается привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Динамика социальных процессов, социально–экономический кризис в качестве нежелательного результата может оказать деструктивное воздействие на социальные группы и общности, привести их к частичной дезорганизации. Так, если с внешней стороны социальные процессы типа миграции, развития городов, промышленности и т.д. ведут к распаду больших семей, складывающихся из двух или трех поколений, то дезорганизация функций выражается в расшатывании ценностей, противоречивости стандартов и образцов поведения, ослаблении нормативной структуры группы, что ведет к росту отклонений в поведении членов этих социальных групп. Если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях, то возникают трудности с социализацией .

Социализация приобретает исключительную актуальность в условиях реформирования российского общества и возникновения новой социальной ситуации: интенсификации и кризиса социально–экономических и демографических перемен, усложнения социального окружения, падение нравственных идеалов, роста детской и подростковой преступности, когда человеческая и, прежде всего, детская способность к адаптации подвергается огромным испытаниям. В этих условиях важнейшей задачей семьи и педагогов становится управление ходом включения подрастающего поколения в новую социальную среду. Современная школа – это социальный институт, в котором ребенок приобретает социальный опыт, является примером функционирования определенных общественных отношений. зависимости от степени адаптации ребенка к школе в начале обучения формируется его место в ней, вырабатывается соответствующие отношения к учебной деятельности, школе, учителям, одноклассникам, а в конечном итоге, к миру и жизни в целом. Традиционные формы обучения не удовлетворяют требованиям современности по включению ребенка в жизнь общества, многие семьи сейчас фактически не способны обеспечить выпадающую на их долю часть процесса социализации, что приводит к необходимости создания новых программ социализации учащихся.

Список литературы

  1. Рахматуллин Р.Ю. Философия: курс лекций. Уфа: УЮИ МВД РФ, 1998. 310 с.
  2. Рахматуллин Р.Ю., Абдуллин А.Р., Рассолова И.Ю. Основы истории и философии науки: учебное пособие. Уфа: УЮИ МВД РФ. 2005. 132 с.
  3. Рахматуллин Р.Ю. Об онтологических основаниях логического мышления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 9-2 (47). С. 148-150.
  4. Столетов А.И. Философия и поэзия: точки пересечения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 11. С. 18-24.
  5. Рахматуллин Р.Ю. Личностный образец как фактор социализации // Вестник ВЭГУ. 2013. № 3 (65). С. 114-121.
  6. Рахматуллин Р.Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 561-563.

Социализация как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социально-психологические аспекты социализации. Этапы социализации. Факторы социализации, механизм социализации (традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Гендерные аспекты социализации.

С первых дней своего существова­ния человек окружен другими людьми. С самого начала жиз­ни он включен в социальное взаимодействие. В процессе вза­имоотношений с людьми человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.

Социализация личности - это двусторонний процесс усво­ения индивидом социального опыта того общества, к которому он принадлежит, с одной стороны, и активного воспроиз­водства и наращивания систем социальных связей и отноше­ний, в которых он развивается, - с другой.

Человек не только воспринимает социальный опыт и овла­девает им, но и активно преобразует его в собственные ценно­сти, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым преобразуя окружа­ющий ее социальный мир и себя саму.

Социальный опыт слагается из множества составляющих, среди которых выделяются две основные:

а) нормы, правила, ценности, отношения и т.п. социальной среды;

б) культура труда производственной и других видов дея­тельности.

В таком случае становление и развитие личности как про­цесс овладения индивидом социальным опытом и его приум­ножения в своем развитии может быть представлен двумя ус­ловными этапами .

Первый состоит в формировании и закреплении основных со­циальных и психологических ценностей человека: трудовых, нрав­ственных, эстетических, политических, правовых, экологических, семейно-бытовых и др. Это этап общей социализации личности .

Кроме того, осуществляется и процесс овладения челове­ком той или иной профессией, специальностью. Это этап про­фессиональной социализации личности . Оба этапа взаимосвяза­ны и дополняют друг друга.

Социализация не есть антипод индивидуализации. Процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индиви­дуальности человека. Скорее, наоборот, в процессе социали­зации человек обретает свою индивидуальность, но чаще все­го сложным и противоречивым образом .

Усвоение социального опыта всегда субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются и по-раз­ному переживаются различными личностями. А потому они оставляют неодинаковый след в психике, в душе, в личности разных людей. Следовательно, социальный опыт, который вы­носится разными людьми из объективно одинаковых соци­альных ситуаций, может быть существенно различным. Таким образом, лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится и источником индивидуализа­ции личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает.



Социализация личности осуществляется в процессе адап­тации к окружающей среде и к социальным отношениям.

Различают два вида адаптации : биофизиологическую и психологическую. Биофизиологическая адаптация личности - приспособление организма к устойчивым и меняющимся ус­ловиям среды (температуре, атмосферному давлению, влажно­сти, освещению и др. внешним физическим условиям и воз­действиям), а также к изменениям и в самом себе. Характер­ным для биологической адаптации человека является то, что он может использовать разнообразные вспомогательные сред­ства, являющиеся продуктами его деятельности (например, теплая одежда, жилье и т.д.). У человека обнаруживаются спо­собности и к произвольной психической регуляции некоторых биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.

Психологическая адаптация представляет собой процесс при­ближения внутреннего мира личности к социальным и соци­ально-психологическим требованиям среды, условиям и содер­жанию общественной жизни людей в интересах исполнения соответствующих социальных ролевых функций. Это гармони­зация внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды, активное освоение человеком природной и социальной среды во всем многообразии их проявлений.

Поскольку обычно выделяют две наиболее широкие сфе­ры жизнедеятельности человека, то и в его психологическойадаптации присутствует социальная и экологическая составля­ющие.

Социальная адаптация - это процесс вхождения личнос­ти в социально-ролевые связи и отношения, овладения ею со­циальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями.

Социальная адаптация личности осуществляется в двух сферах:

Социально-психологической сфере жизнедеятельности личности - системе общественно-психологических связей и отношений личности, возникающих при исполнении ею раз­личных социально-психологических ролей, поэтому различа­ют социально-психологическую адаптацию личности;

Сфере профессиональных, учебно-познавательных и дру­гих деятельностных связей и отношений личности, поэтому нужно говорить еще и о профессионально-деятельностной адаптации личности.

В связи с этим принято выделять первичную и вторичную социализацию . Считается, что первичная социализация связана с формированием обобщенного образа действительности. Ха­рактер же вторичной социализации определяется разделением труда и соответствующего социального распределения знания. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой при­обретение специфически-ролевого знания, когда роли прямо или косвенно связаны с разделением труда. Существует и не­сколько иное представление, в рамках которого социализация рассматривается как процесс, протекающий в двух направле­ниях - становление человека как личности и становление че­ловека как субъекта деятельности. Конечным эффектом этой социализации в виде личности и в виде субъекта деятельности является образование индивидуальности.

Социально-психологическая адаптация личности - это процесс приобретения ею определенного статуса, овладения теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями. Статус (в социальной психологии) - положение личности в системе межличностных отношений, определяю­щее его права, обязанности и привилегии.

В процессе социально-психологической адаптации лич­ность стремится достигнуть гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности. По мере осуществления такой адаптации повышается адаптированность лич­ности. При полной адаптированности достигается адекват­ность психической деятельности человека заданным услови­ям среды и ее деятельности в тех или иных обстоятельствах.

Адаптированность личности может быть:

Внутренней, проявляющейся в форме перестройки ее функциональных структур и систем личности при определен­ной трансформации и среды ее жизни и деятельности. В таком случае и внешние формы поведения, и деятельность личнос­ти видоизменяются и приходят в соответствие с ожиданиями среды, с идущими извне требованиями. Происходит полная, генерализованная адаптация личности;

Внешней (поведенческой, приспособительской), когда личность внутренне содержательно не перестраивается и сохраняет себя, свою самостоятельность. В результате имеет ме­сто так называемая инструментальная адаптация личности;

Смешанной, при которой личность частично перестраи­вается и подстраивается внутренне под среду, ее ценности, нормы, в то же время частично адаптируясь инструментально, поведенчески сохраняя и свое «я», и свою самостоятельность.

Социально-психологическая адаптация бывает двух типов :

1) прогрессивной , которой свойственно достижение всех функций и целей полной адаптации и в ходе реализации ко­торой достигается единство, с одной стороны, интересов, це­лей личности, и групп общества в целом - с другой;

2) регрессивной, которая появляется как формальная адап­тация, не отвечающая интересам общества, развитию данной социальной группы и самой личности.

Некоторые психологи обозначают регрессивную адаптацию как конформную, основанную на формальном принятии лично­стью социальных норм и требований. В такой ситуации личность лишает себя возможности самореализоваться, проявить свои твор­ческие способности, испытать чувство собственного достоинства.

Только прогрессивная адаптация может способствовать подлин­ной социализации личности, тогда как длительная приверженность к конформистской стратегии ведет к формированию склонности личности к систематическим ошибкам поведения (нарушениям норм, ожиданий, шаблонов поведения) и к созданию все новых проблемных ситуаций, для адаптации к которым у нее нет ни адап­тивных способностей, ни готовых механизмов и их комплексов.

Социализация и психологическая адаптация - процессы близкие, взаимозависимые, взаимообусловленные, но не тождественные. Социализация личности - это процесс форми­рования и становления личности через овладение ею соци­альным опытом. Психологическая же адаптация выступает одним из ведущих и определяющих механизмов социализа­ции личности.

Однако не всякий процесс адаптации ведет к социализации личности, например ее конформное поведение. Вместе с тем полная внутренняя психологическая адаптация личности мо­жет оказаться тождественной процессу ее социализации.

Другим механизмом социализации личности выступает воспитание - управляемый и целенаправленный процесс социализации, в ходе которого в сознании личности закреп­ляются общественно одобренные нормы и правила поведения, моральные и нравственные ценности, отношения, существу­ющие в обществе.

В самом общем виде социально-психологические факторы социализации личности могут быть объединены в две большие группы:

1) социальны е, отражающие социально-культурный аспект со­циализации и затрагивающие проблемы ее исторической, культурной и этнической специфики;

2) индивидуально-личностные , в значительной мере опреде­ляемые этапом жизненного пути личности.

К социальным факторам обычно относят макро-, мезо- и микрофакторы, отражающие социально-политические, эконо­мические, исторические, национальные и т.д. особенности развития личности, в том числе и качество жизни, экологичес­кую обстановку, возникновение экстремальных и других соци­альных обстоятельств.

Макрофакторы - это социальные и природные детерми­нанты социализации и развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей.

Страна, государство (в обыденном понимании сино­нимы) - понятия, принятые для выделения людей, проживаю­щих в определенных территориально-административных гра­ницах и объединенных между собой в силу исторических, со­циально-экономических, политических и психологических причин. Специфика развития страны, государства определяет

важнейшие особенности социализации населения, особенно мо­лодежи.

Культура - система духовных форм обеспечения жиз­недеятельности и социализации людей. Она охватывает все сто­роны жизни человека - биологическую (еда, сон, отдых, половой акт, естественные отправления, нужды в чем-либо), про­изводственную (создание средств материального жизнеобеспече­ния - орудий труда, пищи, одежды, жилищ), духовную (язык и речевая деятельность, мировоззрение, эстетическая деятельность и др.), социальную (коммуникация, социальные отношения).

Мезофакторы - это детерминанты социализации личнос­ти, обусловленные ее проживанием в составе общностей сред­ней величины.

Этнос (нация) - исторически сложившаяся на опреде­ленной территории устойчивая совокупность людей, облада­ющая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосоз­нанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании. Принадлежность к той или иной нации, ее традициям во мно­гом определяет специфику социализации личности.

Региональные условия - условия, характерные для соци­ализации людей, проживающих в той или иной части страны, государства, имеющей свои отличительные особенности (еди­ную социально-экономическую систему, общее историческое прошлое, культурное и социальное своеобразие).

Тип поселения - село, поселок, город, область, в силу определенных причин придающие своеобразие социализации проживающих в них людей.

Средства массовой коммуникации - технические сред­ства (печать, радио, кинематограф, телевидение), с помощью которых осуществляется распространение информации (зна­ний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) на количественно большие аудитории.

Микрофакторы - это детерминанты социализации лично­сти, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье, трудовом коллективе, религиозной организа­ции или учебном заведении).

Особое значение в социализации личности имеет истори­ческое развитие государства, общности, групп людей, к которым она принадлежит. Каждый период и этап развития чело­веческого общества предъявляет и определенные требования к личности. Некоторые ученые утверждают, что не оригиналь­ность, не отличие от других, но, напротив, максимально дея­тельное включение в группу, корпорацию, в богоустановленный порядок - такова была общественная доблесть, требовавшая­ся от индивида, в средние века. Полностью обрести и осознать себя человек той эпохи мог лишь в рамках коллектива.

Многое зависит и от того, в каких условиях развиваются и проходят социализацию конкретные личности. В стабильные периоды развития общества согласно исследованию амери­канского ученого, дети до семи лет большей частью находятся на доконвенциональном уровне морального развития. Их поведение определяется в основном стремлением избежать на­казания или получить поощрение, т.е., по всем данным, у них доминирует незрелый индивидуально-личностный уровень притязаний. К 13 годам и до окончания школы у большей ча­сти детей преобладает групповой уровень идентичности, ког­да реальность поступка оценивается в зависимости от точки зрения референтной группы ребенка. По-видимому, этот уро­вень идентичности в стабильные периоды развития общества остается доминирующим, поскольку только 10% детей старше 16 лет достигают постконвенционального уровня морального развития, который соответствует одновременной выраженно­сти индивидуально-личностных и общечеловеческих характе­ристик направленности личности (Сухов А.Н., 1995).

Иначе протекает процесс социализации на разных этапах онтогенеза в условиях общественного кризиса. Социальный кризис характеризуется, как правило, нарушением нормальной жизни и деятельности общества, расшатыванием его прежней системы ценностей, состоянием аномии, т.е. отчуждением лю­дей друг от друга. В принципиально иной ситуации оказывают­ся три возрастные группы: 1)дети до подросткового возраста включительно; 2) юноши и молодые люди; 3) люди среднего и пожилого возраста. Кроме того, отдельные, наиболее развитые люди не принимают навязываемых взглядов, а формируют собственную, отличную от принятой систему ценностей.

Сказанное не означает, что подавляющее большинство лю­дей среднего и старшего возраста абсолютно невосприимчиво к кардинальным общественным изменениям. Однако их соци­ализация проходит: 1) либо через переживание глубокого лич­ностного кризиса; 2) либо достаточно легко, если в стабиль­ные периоды развития общества такой человек был среди со­циальных аутсайдеров (или не в полной мере реализовывал свой потенциал), а в кризисных условиях его способности ока­зались востребованными.

Формы и механизмы социализации личности. Личность не мо­жет сразу, с момента рождения, усвоить весь социальный опыт.

Социализация детей отличается от социализации взрослых и тем более - пожилых людей. При этом она носит индиви­дуальный характер и связана с определенными циклами в об­ласти физического, анатомо-физиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального развития личности.

Сложилась традиция, согласно которой в структуре социа­лизации принято выделять:

2) широту, т.е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность.

Содержание со­циализации определяется, с одной стороны, всей совокупно­стью социальных влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой - отно­шением индивида к этому. Причем данные отношения зави­сят не только от особенностей самой личности, но и от соци­альной ситуации, в которой она оказалась: материальных ус­ловий или, скажем, соображений, связанных с карьерой. Человек может только внешне демонстрировать законопослушание, лояльность к политическим и правовым институтам, зная, что в области политики существуют двойные стандарты, а за отклонение от правил игры, предписываемых норм, при­дется «платить». Иными словами, о содержании социализации нельзя судить только по вербальному поведению. Широта же социализации также зависит от множества факторов и в ходе нее отражает границы совершенствования личности.

1 Наиболее ярко, по мнению многих исследователей, содержание социа­лизации проявляется в особенностях национальной психологии: интеллек­туально-познавательном, эмоционально-волевом и коммуникативно-пове­денческом своеобразии людей как представителей конкретной этнической общности. Цивилизация выигрывает от национально-психологических раз­личий. С другой стороны, современная тенденция мирового развития - ин­теграция человечества в различные отношения. Большую роль в этом играет процесс социализации личности, расширение ее содержания через приобще­ние к мировым общественным институтам, к национальным и культурным ценностям различных народов, в осмыслении их своеобразия и необходимо­сти совместных усилий для общего развития.

Традиционный механизм социализации представляет собой ус­воение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседско­го, приятельского, профессионального). Это усвоение происхо­дит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечат-ления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

Институциональный механизм социализации действует в про­цессе взаимодействия человека с институтами общества, с раз­личными организациями, как специально созданными для со­циализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производ­ственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или со­циальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический меха­низм межличностного переноса благодаря эмпатии и иденти­фикации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, при­нимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значи­мым лицам и т.д.

Социализация каждого человека осуществляется с помо­щью всех названных механизмов, но для обеспечения нужных результатов социализации созданы эффективные приемы воз­действия на массовое сознание, как прогрессивные - воспи­тание, убеждение, психотерапия и психокоррекция, так и регрессивные - манипулирование или, иначе говоря, «модифи­кация» поведения людей. К последним относятся массовое внушение, гипноз, дезинформация, обман, умолчание, рас­пространение слухов и мифов, «промывание мозгов», «обол-ванивание», осуществляемые в целях обеспечения лояльнос­ти, формирования типичной личности, удобной правящему меньшинству. Кроме того, в условиях тоталитаризма социали­зация обеспечивается также с помощью глобальной слежки за людьми, психологического воздействия, внушения или стра­ха наказания за отклонение от принятых стандартов, остракиз­ма за инакомыслие, психического насилия, включая и исполь­зование психотронного оружия.

При этом следует иметь в виду, что социализация - не пассив­ный процесс, а активный, где важную роль играют установки, обус­ловливающие избирательность личности как объекта социализации.

Социализация человека происходит в рамках схожих социальных систем (семьи, школы, улицы и т. п.). Поэтому можно говорить о единообразии мотивов и ценностей , которые формируются в данных системах. В процессе взаимодействия людей в этих системах каждый из них конформен по отношению к ожиданиям другого, когда реакция другого соответствует ожиданиям.

Основными факторами — механизмами социализации человека являются: наследственность, семья, школа, улица, телевидение и Интернет, книги, общественные организации (армия, спортивная команда, партия, тюрьма и т. д.), тип общественного строя, тип цивилизации. Соотношение их в истории человечества и индивида различно. В семье и школе закладываются основы мировоззрения, морали, эстетики, приобретаются первичные роли, навыки, традиции. В школе, институте, СМИ формируются разнообразные знания. На работе, на улице, в армии формируются профессиональные, гражданские, родительские и т. п. роли.

Роль перечисленных факторов в социализации человека опирается, по мнению Т. Парсонса, на несколько потребностно-когнитивно-оценочных механизмов. Подкрепление - процесс, связывающий потребность и ее удовлетворение, когда последнее усиливает стандарт поведения. Репрессия - умение отвлекаться от одной потребности ради другой. Замещение - процесс перемещения потребности с одного предмета на другой. Имитация — отвлечение знаний, умений, ценностей от процесса потребления и их самостоятельное рассмотрение. Идентификация - принятие ценностей и ролей данного общества как своих на основе взаимной привязанности воспитателя и воспитуемого.

Социализация — процесс и результат социализирующегося и перечисленных факторов, взаимных ролей, ожиданий, санкций. Если вначале импульсы идут от воспитателей, то затем — от социализирующегося, стремящегося повысить свой статус, реализовать потребности и способности. На разных этапах социализации соотношение мотивов и внешних факторов различно. Различно оно и у разных людей. У творческого человека мотивация преобладает над внешними обстоятельствами; но воспитатель обладает контролем над ситуацией обучения, механизмом вознаграждения-наказания воспитуемого, которые побуждают также к репрессии и замещению.

На социализацию решающее влияние оказывают возраст, пол, степень родства. В социологии выделяют три уровня и этапа социализации.

Первичная (до 6 лет), происходящая преимущественно в семье, основана на предсознательных программах, которые у талантливого новорожденного более совершенны, чем у обычного человека. Восприятие предметного мира, языка и речи, участие в ролевой деятельности являются сигналами, развивающими механизмы предсознания в сознание, в способности к музыке, математике, физическому труду и соответствующим моделям ролей.

Вторичная социализация (до 23-25 лет), происходящая в системе образования, направлена на совершенствование возникшего сознания, ценностных ориентаций, ролевых моделей в более сложные, профессиональные, взаимосвязанные ориентации действий, а также роли и действия: юноши и девушки, студента и спортсмена, любящего и любимого и т. п.

Третичная социализация — это социализация взрослого, образованного, получившего профессию человека. В это время формируется ментальность и ценностные ориентации, статусы и роли, навыки поведения мужчины и женщины, мужа или жены, отца и матери, работника и гражданина, патриота и интернационалиста и т. п.

Одна из существенных проблем социализации — совместимость разных ценностей культуры, предлагаемых разными факторами — системами социализации (семьей, улицей, школой, тюрьмой и т. п.). Она решается использованием вышеназванных механизмов социализации. То же происходит в результате разности статусов и ролей человека: ребенка, отдыхающего, школьника, заключенного и т. п. Поэтому для социализации характерен компромисс между разными традициями, нормами, ценностями, идеалами и т. п.: только в этом случае характер и ментальность человека устойчивы. Подобный компромисс предполагает также компромисс индивида с другими людьми.

Согласно психологам, некоторые черты - модели — характера , закладываются в детстве. Соответственно, в то же время закладываются и основы ментальности , возникающие на основе характера, формируются ценности, нормы и роли, типичные для данной социальной группы. Данный характер и ментальность получили у социологов название «базовой личности », социализирующейся уже в детстве. Она образуется преимущественно через механизм идентификации. Такая личность является одновременно характеристикой типа общества. Состав ценностей базовой личности сказывается на новых ролевых ожиданиях социализирующейся далее личности.

На разнообразие типов личности (базовой) влияет ряд факторов. Во-первых, это возможность идентификации социализируемого с альтернативными ценностями и ролями, которые всегда существуют, особенно «на улице», «на телевидении» и т. п. Во-вторых, действует иерархия регрессивных возможностей (замещение), которую представляет богатая предметами и образованием ситуация. В-третьих, новая ролевая ориентация воспитуемого встречает у него сопротивление, связанное как с прежними ролями, так и с трудностью усвоения новых ролей. Чтобы социализация была «нормальной», соответствовала ментальности и ролями в обществе, существуют механизмы социального контроля, вознаграждения — наказания.

Социализация отлична в разных общественных формациях (строях), которые мы рассмотрим в четвертой части настоящего учебного пособия. В них возникают разные типы базовых личностей. В азиатских формациях базисом общества является деспотическое государство; там образуются преимущественно коллективисты. Таковым был советский строй и человек. В экономических формациях базисом является рыночная экономика; в них формируются преимущественно индивидуалисты. Таковым является капитализм. В смешанных (эконом и ко-политических) формациях формируются солидаристы. Таковы все современные (западные) общества.

В результате многообразия факторов социализации в рамках одного и того же типа общества возникают разные типы личностей: по мировоззрению, ментальности, характеру, образу жизни. Одни из них - конформисты (консерваторы) — приспосабливаются к существующему обществу. Другие становятся реформаторами, т. е. умеренно несогласными с тем обществом, которое «досталось» им «в наследство». Третьи превращаются в революционеров , стремящихся разрушить общество, в котором они живут, а на его месте построить новое. Реформаторы и революционеры вступают в социальный и межличностный конфликты, которые служат источником развития обществ (мы рассмотрим их в последней части этой книги).

Коллективисты, индивидуалисты и солидаристы по-разному связаны с консерваторами, реформаторами и революционерами. Коллективисты по своей природе являются консерваторами, они не способны на реформы. Это типично для России. Индивидуалисты - реформаторы и революционеры. Они образуют движущую силу феодального и буржуазного общества, в том числе в России. Солидаристы - типичные реформаторы, которые, с одной стороны, неплохо устаиваются в обществе, где социализировались, а с другой стороны, понимают необходимость его постоянного реформирования.

Современное индустриальное и постиндустриальное общество требует формирования универсальных ценностей и норм при одновременной аффективной нейтральности к ситуации. С одной стороны, в силу многообразия и сложности жизненных ситуаций человек должен опираться на универсальные ценности и нормы, которые должен уметь интерпретировать в каждой конкретной ситуации (особенно в предпринимательстве). С другой стороны, чтобы их реализовать он должен аффективно-нейтрально оценивать ситуацию, образовавшуюся из других людей и вещей.

Агенты социализации.

Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

1. В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком.

2. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди них играет телевидение.

В ряде работ показано, что роль телевидения растет по мере роста ребенка, к 8-12 годам часто вытесняя влияние родителей и сверстников. Телевидение способствует формированию ценностных ориентаций, притязаний, ролевых моделей поведения.

3. Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности. Важным в этот период является:

Изменение роли агентов социализации

Изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей

Усиление восприимчивости к негативным оценкам окружающих

Несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом

Противоречием между усилением ориентации на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.

Как показали исследования, проведенные Леннардом на процесс социализации оказывает влияние форма коммуникации, принятая в семье: внутренняя и внешняя. Внешняя - направлена на развитие контактов и интересов к внешнему миру. Ориентация на обсуждение собственных проблем и ощущений - пример внутренней коммуникации. Леннард утверждал, что такой способ коммуникации сопровождается вторжением родителей и личную жизнь детей и препятствует развитию их самосознания.

3. Факторы социализации

Социализация личности протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее влияющих на его развитие. Эти условия принято называть факторами. Выделяют 4 группы факторов социализации :

- мегафакторы , к которым относят космос, планету, мир, и котрые в той или иной мере влияют на человека через другие группы факторов;

- макрофакторы – страна, этнос, общество, которые влияют на людей через две другие группы факторов;

- мезофакторы , условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, по принадлежности к аудитории тех или иных СМИ, по принадлежности к тем или иным субкультурам. Влияют на социализацию как прямо, так и опосредовано, через четвертую группу факторов;

- микрофакторы – семья, соседи, микросоциум, группы сверстников, воспитательные, государственные, религиозные и общественные организации.

Факторы среды - это все то, что непосредственно и опосредованно воздействует на человека: семья, детский сад, школа, школьный коллек­тив, личность учителя, неформальные молодежные объединения, в ко­торые входит ребенок, средства массовой информации, книги и пр.

И. Бронфенбреннер выделяет четыре группы таких факторов, вли­яющих на социализацию человека. К ним относятся: микросреда - это то, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие (она, в частности, включает: семью, родителей, условия жизни, игрушки, книги, которые он читает и пр.); мезосистема - складывающиеся вза­имоотношения между различными жизненными областями, опреде­ляющими и существенно влияющими на действенность воспитания (к ним относятся, например, школа и семья; объединения, в которые вхо­дят члены семьи; среда семьи и улицы, где дети проводят свое время и др.); экзосистема - это общественные институты, органы власти, административные учреждения и т.д. (они опосредованно влияют на социальное развитие и воспитание ребенка); макросистема - это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологичес­кие позиции, господствующие в обществе (она выступает норматив­ным регулятором воспитывающей системы человека в среде жизнеде­ятельности).

А.В. Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализа­цию человека. К ним относятся: макрофакторы - космос, планета, мир; мезофакторы - этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы - ин­ституты социализации" (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.

Десоциализация - приставка, означающая уничтоже­ние, удаление чего-либо и социализация) - утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (например, длительные болезнь, от­пуск, изоляция от естественной среды, сильная травма головы, дис­комфортные для этого человека условия самопроявления и др.) соци­ального опыта, отражающаяся на его самореализаций в среде жизнедеятельности. Основные причины десоциализации обусловле­ны различными факторами. Особое место принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам.

Личностные факторы характеризуются потенциалами и состояни­ем человека, сдерживающими проявление его активности в естествен­ной для него среде, самоограничениями либо сменой характера при­вычной для него деятельности, способствующей приобретению иного социального социального опыта. Состояние организма создает настроение, жела­ние и способность проявлять себя в определенной деятельности. Не­гативное (нездоровое) состояние сказывается на желаниях, интересах и способности проявлять естественную для человека активность.

Средовые факторы характеризуют нетипичные для данного человека ус­ловия, влияющие на его способность проявлять естественную актив­ность. К таким факторам относятся преимущественно: новизна обстановки; давление со стороны коллектива, группы, отдельной лич­ности.

Воспитательные факторы характеризуют результат или осо­бенности воспитательной деятельности, негативно сказывающиеся на самопроявлении человека. Такая воспитательная деятельность может формировать определенную активность, не соответствующую воз­можностям ребенка и сдерживающую его проявление в какой-либо обстановке, в присутствии определенных лиц.

Десоциализация может играть положительную или отрицатель­ную роль в жизни и социальном развитии ребенка. Положительная роль заключается в том, что она помогает человеку избавиться от не­гативного социального опыта; способствует приобретению нового опыта, расширению его социальных возможностей. Данный фактор активно используется в воспитании человека, в исправительной и перевоспитательной работе с ним.

Отрицательная (негативная) роль десоциализации заключается в том, что человек теряет накопленный позитивный социальный опыт, необходимый ему для естественной самореализации. Она негативно сказывается на профессиональной де­ятельности человека, на его самопроявлении в естественных для него условиях.

Ресоциализация (от лат. ге... - приставка, обозначающая повтор­ное, возобновляемое действие; противоположное, обратное действие или противодействие и социализация) - восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жиз­недеятельности. На ресоциализацию и ее результаты также сущест­венно оказывают влияние различные факторы, в том числе личност­ные, средовые и воспитательные.

Между социализацией, десоциализацией и ресоциализацией суще­ствует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Этот фактор оказывает неоценимую помощь в воспитательной работе в процессе исправления и перевоспитания человека.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный че­ловечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельнос­ти, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные со­циальные роли.

Роль - это жизнедеятельность человека в системе норм, определяющих его поведение, общение и отношения в данной социальной позиции. Социальная роль - поддерживание человеком определенного социального статуса в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией пр.

Выделяют различные виды социализации, в процессе которых ус­еиваются социальные роли. К основным из них относят: полоролевую, семейно-бытовую, профессионально-трудовую, субкультурно-групповую. Полоролевая социализация представляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью и проявлением его в повседневной жизни в зависимости от возраста и изменяющихся вместе с ним социального положения и роли в обществе (мальчик или девочка, невеста или жених, уж или жена, отец или мать и пр.). Семейно-бытовая роль - исполнение человеком социальной роли в соответствии с социальным но­шением в семье. Она проявляется в усвоении и проявлении опыта семейной жизни, укреплении семейных отношений, ведении хозяйства, воспитании детей. Профессионально-трудовая роль осуществляется на основе социального опыта выполнения человеком определенной профессиональной деятельности. Субкультурно-групповая роль - это социальная роль, которую он усвоил и которая своеобразно проявля-ется с учетом культуры среды, где он жил, учился, общался, трудился, каждый регион имеет социокультурные особенности поведения, общения, речи, что способствует формированию своеобразия социума, Субкультурно-групповая роль отличает людей различных регионов, национальной и религиозной принадлежности, социального окружу-жения, возраста, профессиональной деятельности ипр.

Овладение человеком той или иной социальной ролью происходит постепенно, в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельности. В процессе социализации он проходит определенные стадии, э тапы и ступени.

Существуют различные подходы к выделению этапов социализации, например, по характеру протекания: стихийный, относительно направляемый, социально контролируемый и самоуправляемый.

Основные ступени социализации человека: идентификация, инди­видуализация, персонализация.

Каждый человек в отдельности - индивид - это особый мир со своими возможностями и особенностями. Категория «индивид» (по отношению к человеку означает, что этот конкретный человек является единичным природным существом, представителем вида. Он - носитель индивидуального своеобразия в сообществе других людей. Термин «индивид» иногда употребляется как синоним индивидуальности. Идентификация (от лат. отождествлять) означает отождествление человека с кем-либо, чем-либо. 3. Фрейд (1856-1939) ввел это понятие и типы идентификации для характеристики процессов усвоения ребенком значимых для него образцов поведения:

а) первичная идентификация в младенчестве - примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери;

б) вторичная идентификация - проявление защитного механиз­ма. По Фрейду, маленький ребенок старается отождествлять себя с наиболее значимой для него личностью. Он копирует некоторые осо­бенности поведения таких лиц. Ребенок идентифицирует себя с лю­бимым человеком или с людьми, которых он ненавидит или которым завидует;

в) идентификация применительно к взрослому человеку связана с невротическим симптомом. Субъект из-за желания оказаться в положении объекта психологически вживается в его состояние, болезненно переживая его.

В процессе социализации происходит развитие особенностей кон­кретного человека, формируется индивидуальность. Это означает, что все то, что присуще этой личности, получает еще большее своеобра­зие, уникальность, обретает неповторимую самобытность.

Индивиду­альность означает особенное, самобытное, свойственное данному ин- дивиду природное и социальное своеобразие проявлений человека в мире своих способностей и стремлений, личностных отношений и жизненных смыслов. Наряду с индивидуализацией существует и деиндивидуализация - утрата самосознания ибоязнь оценки со стороны социального окружения. Она возникает в групповых ситуациях, в которых обеспечивается анонимность и не концентрируется внимание на отдельном ин- дивиде. Это имеет место при определенных условиях в общественных объединениях, в интернатных учреждениях, иногда в детсадовских и школьных группах. Подобное явление возникает при жесткой регла­ментации жизни и деятельности, администрировании, при активном и постоянном использовании авторитарной педагогики.

В процессе социализации происходит персонализация (от лат.- личность) - процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский).

Имеет место и деперсонализация - как следствие отчуждения про­дукта труда от его создателя или присвоения плодов чужого труда (например, отделение архитектора от результатов его деятельности). Деперсонализация возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как «трансляция» своих недостатков и ошибок кому-нибудь другому.

Личность - это конкретный человек, наделенный сознанием, ин­дивидуальностью, стожившийся в процессе социального развития. В широком традиционном смысле под ней понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В узком смысле личность, обладающая системным качеством, опреде­ляется включенностью в общественные отношения, формируемые в совместной деятельности и общении.

На социализацию человека значительное влияние оказывают на­следственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль в саморазвитии, самосовершенствовании.

Человек выступает как объект и субъект социализации. Как объ­екту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения соци­ального опыта для развития и саморазвития. Она имеет осознаваемый (человек сам принимает решение, чем и как заниматься и что делать в интересах самосовершенствования) и неосознаваемый (человек под воздействием различных факторов включается в деятельность, кото­рая обусловливает его социальное развитие) характер. На начальном уровне развития человека (на ранних этапах его возраста) роль лич­ности в социализации выражается в естественной активности ребенка в самопроявлении. В дальнейшем с развитием сознания возрастает значение направленной активности человека в деятельности, обще­нии, в работе над собой по самосовершенствованию. Факторы, обу­словливающие самопроявление личности на различных возрастных эта­пах, - это игра, учение, общение, профессиональная деятельность.

Смелзер определяет образование как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агентами социализации. В этом аспекте образовательный учреждения способствуют развитию конформизма.

Образование способствует социальным изменениям благодаря подготовке людей к внедрению новых технологий и переоценкой существующих знаний. Ряд авторов подчеркивает, что образование выполняет функции социального контроля. Образование способствует распределению людей в обществе по социальным статусам в соответствии со способностью к обучению. Таким образом, образование является также частью механизма социальной мобильности.

Образование имеет практическое и символическое значение. Практическое значение образования отражается в конкретных знаниях, навыках и умениях, символическое - в общественном престиже образования, его влиянии на процессы восходящей мобильности.

Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе вырабатывают представление об общественных ценностях. Смелзер отмечает, что американские школьники заучивают наизусть клятву верности, еще не понимая ее содержания, идеи патриотизма внушаются им еще до того, как они смогут подвергнуть их сомнению. Таким образом, осуществляется воспитание будущих благоразумных граждан. В школе дети впервые учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывают навыки подчинения старшим по статусу, даже если эти “старшие” их товарищи. Таким образом, как отмечает Парелиус, школа есть общество в миниатюре.

Выделяют следующие типы образования, оказывающие разное влияние на социализации индивидов: массовое и элитарное, государственное и частное, централизованное и децентрализованное, техническое и общее. Кроме того, внутри учебных заведений на формирование личности учащихся, их отношение к обучению и успеваемость оказывают влияние группы сверстников.

В науке есть разные подходы к выделению факторов социализации и к их классификации.

Все факторы социализации условно можно объединить в две группы. Первая -- макрофакторы, которые являются условиями социализации всех или очень многих людей. Это космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство. Вторая -- микрофакторы, в которых происходит социализация больших или меньших групп людей, выделяемых по различным признакам. Это те институты социализации, с которыми человек непосредственно взаимодействует (семья, школа, общество сверстников).

МАКРОФАКТОРЫ

Рассмотреть макрофакторы социализации важно, как минимум, по трем причинам.

Во-первых, потому что они играют вполне реальную роль в становлении подрастающих поколений. Именно они определяют то, что “дитя человеческое” в разных уголках земного шара -- в Европе и на Новой Гвинее, в Мехико и в чукотском стойбище -- растет и развивается по некоторым общим законам.

Во-вторых, потому что их характеристика может стать еще одним, пусть крохотным, шагом в преодолении изоляционистского сознания, свойственного нашему обществу а также сделать еще один прорыв в идеологии педоцентризма, убежденности во всемогуществе воспитания, что свойственно, но побоимся сказать, большинству людей.

В-третьих, их характеристики сегодня необходимо брать в расчет, разрабатывая научно обоснованные программы социализации подрастающих поколений в целом, конкретные целевые установки в сфере воспитания, а также его содержание, в частности.

Космос, планета, мир. Одним из самых существенных изменений в процессе социализации, происшедших за последние десятилетия, стало то, что в нем относительно самостоятельную и довольно важную роль стали играть глобальные факторы -- мир, планета, космос.

Наша планета значительно “уменьшилась”, что явилось следствием развития транспорта и средств коммуникации. Это делает ее фактором социализации конкретного человека не только благодаря тому, что наши современники много путешествуют, что большие потоки людей мигрируют из страны в страну, с континента на континент. Главное то, что средства коммуникации позволили большим массам людей “не сходя с места” видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым “раздвинулись” границы действительности, которую может познать человек.

Естественно, что следствием этого явились изменения в его восприятии жизни. Планы, устремления, мечты детей, подростков, юношей стали формироваться, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными, существенно обогащают потенциальные возможности человека, расширяют его социально-культурные представления.

Социализация подрастающих поколений сегодня происходит и под влиянием тех мировых, планетарных процессов, которые набрали силу относительно недавно, -- экологических, демографических, экономических, военно-политических. В наши дни судьба каждого человека существенно зависит от общего состояния дел на нашей планете, от тех тенденций, которые характерны для мировой экономики и политики. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни (и следовательно, в одних его частях больше, в других -- меньше). Глобальные политические процессы, влияя на распределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления, непосредственно определяют условия жизни людей с младенчества и до старости.

Воздействуют эти процессы и непосредственно на подрастающие поколения, на их сознание и поведение, на отношение к действительности. Атомная угроза сыграла далеко не последнюю роль в том, что значительная часть подростков и юношей стала ориентироваться не на жизненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потребности, желания, стремления, на ценность жизни “здесь и теперь” (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Аналогичное влияние оказали и экологические проблемы.

Роль макрофакторов социализации, о которых идет речь, необходимо иметь в виду, определяя цели и содержание воспитания. В течение ряда десятилетий они учитывались только в негативном аспекте. Утверждалось, что экологические, ядерные и другие планетарные проблемы нас не затрагивают. В результате складывалась, в первую очередь у подрастающего поколений, психология жителей осажденной крепости. Формировались изоляционистское, оборонное сознание и ксенофобия, которая удивительным образом сочеталась с государственным и бытовым сервилизмом по отношению к тем же иностранцам.

Совершенно очевидно, что сегодня, когда произошли кардинальные и стремительные изменения во внутренней и внешней политике страны, необходимо включать в педагогическое целеполагание формирование и развитие у детей, подростков, юношей планетарного сознания, отношения к нашей планете как к общему дому. Содержательная сторона такого сознания определяется человеческими ценностями.

А теперь о космосе. Он, безусловно, должен рассматриваться как макрофактор, оказывающий наиболее глобальное и практически не изученное влияние на социализацию человеческого индивида.

Огромная популярность астрологов, экстрасенсов, колдунов, ясновидящих и прорицателей, распространение гороскопов и иных предсказаний, конечно, не случайны. Представляется вполне вероятным, что постепенно непонятные нам зависимости характера и жизненного пути человека от неких космических сил и обстоятельств могут стать вполне реальными факторами целенаправленного воспитания личности, одной из основ индивидуального подхода к человеку.

Страна. В повседневной жизни понятия “страна” и “государство” обычно употребляются как синонимы. Но на самом деле эти понятия обозначают различные реалии, каждая из которых играет роль в процессе социализации подрастающих поколений.

Страна -- понятие главным образом географическое. Это территория, выделяемая по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом (полным или ограниченным), а может находиться под властью другой страны (то есть быть колонией или подопечной территорией).

Природно-климатические условия тех или иных стран различны и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей и их жизнедеятельность. Географические условия влияют на плотность населения, рождаемость, распространение тех или иных видов труда, на состояние здоровья людей, некоторые болезни. Так, климат влияет на активность человека: слишком жаркий парализует энергию, слишком холодный отвлекает часть энергии на борьбу за поддержание существования. Геофизические условия принуждают людей к преодолению объективно существующих трудностей или облегчают их труд и хозяйственное развитие. Имеет значение и то, располагает ли страна хорошими почвами, естественными дорогами, запасами сырья. Конечно же, роль этих обстоятельств не фатальна, особенно в наше время. например, расположенная в пустыне Саудовская Аравия стала экспортером пшеницы, а наша страна, обладающая крупнейшими на планете черноземными землями, -- ее импортером.

Таким образом, нельзя говорить об однозначной и однонаправленной зависимости между географической средой, природно-климатическими условиями и социально-экономическими процессами, культурным развитием страны, а тем более -- социализацией подрастающих поколений. Природно-географические условия -- всего лишь своеобразные “рамки” процесса социализации. Не играя в нем самостоятельной роли, они в совокупности с другими факторами определяют некоторые его специфические особенности. Но в целом страна -- очень существенный макрофактор социализации, ибо последняя протекает в контексте той культуры, которая складывалась здесь веками.

Каждая страна и объективно, природно-географически, и субъективно, в сознании ее жителей, представляет совокупность различающихся между собой территорий -- регионов.

Регионы страны в большей или меньшей степени отличаются друг от друга не только природно-климатическими условиями, но и особенностями экономики, мерой урбанизированности, а главное для нас - культурными особенностями. Нередко специфична речь жителей -- от использования отдельных особых слов и выражений и незначительных особых слов и выражений и незначительных нюансов в выговоре до диалекта, существенно отличающегося от основного языка. Различаются обычаи, традиции, народные праздники и приметы, фольклор, быт, элементы архитектуры и интерьера жилищ. Естественно, что все это накладывает свой отпечаток на социализацию детей, подростков, юношей в каждом регионе.

Общество -- понятие в основном политико-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляют семья, классы, сословия, профессиональные, возрастные и иные номинальные и реальные группы, а также государство. То есть общество представляет собой целостный организм со своей экономической и социальной структурами, идеологией, культурой, организм, который обладает определенными способами регуляции жизнедеятельности людей.

В зависимости от исторического пути, достигнутого уровня и перспектив развития в обществе складывается идеал человека, формируется определенный тип личности. они, с одной стороны, определяют содержание, формы, стиль социализации подрастающих поколений, а с другой -- являются ее результатом.

Государство -- понятие политико-юридическое. Оно характеризует совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций (правительственный аппарат, административные и финансовые органы, суд), осуществляющих управление обществом, является звеном политической системы общества, обладающим властными функциями.

В качестве фактора социализации государство можно рассматривать как минимум в двух аспектах.

С одной стороны, оно является таковым постольку, поскольку политика, идеология, социальная практика, для него характерные, создают для граждан определенные условия жизни, в которых и происходит социализация. Дети, подростки, юноши, более или менее успешно функционируя в этих условиях, вольно или невольно усваивают нормы и ценности, как декларируемые государством, так -- в еще большей мере -- и реализуемые в социальной практике. Как известно, декларируемые и реально действующие нормы полностью никогда не совпадают, а в определенные периоды могут быть даже противоположными.

С другой стороны, государство осуществляет более или менее эффективную целенаправленную социализацию подрастающих поколений, создавая для этого систему воспитательных институтов. Воспитание становится одной из важнейших функций государства начиная еще с середины XIX века. Добиваясь того, чтобы воспитание эффективно формировало человека в соответствии с социальным заказом, определяемым общественным и государственным строем, государство провозглашает задачи системы воспитания, содержание этой работы, создает и упрочивает материальную базу, ищет оптимальные формы управления различными институтами воспитания, подготовки и переподготовки педагогических кадров и т.д.

И общий характер условий социализации, складывающихся в государстве, и его политика в сфере воспитания определяются государственным строем.

Страна, общество. государство как факторы социализации подрастающих поколений очень мало изучены. Многие аспекты этого влияния сегодня вообще не очень-то поддаются научному познанию. Их глубинное влияние, очевидно, не только определяется обстоятельствами сегодняшнего дня, но уходят своими корнями в толщу истории и пока может “схватываться” лишь на уровне художественного познания.