Экзаменационные вопросы по истории отечества.

За годы Великой Отечественной войны было разрушено народное хозяйство, вся промышленность переориентирована на военные нужды. Поэтому основной задачей послевоенного развития страны стало восстановление народного хозяйства и перевод его на мирные рельсы. Трудностями сопровождался процесс восстановления промышленности. Сохранение части военно-промышленного комплекса (ВПК) и развитие отраслей легкой промышленности позволили обеспечить занятость населения, повысить объемы гражданского машиностроения. В 1946-1950 гг. была восстановлена большая часть промышленных предприятий. По сравнению с предвоенным периодом на 25% поднялась производительность труда в промышленности. Довоенный уровень промышленного производства был достигнут в 1948 г. Разворачивалось новое крупное промышленное строительство, особенно на востоке страны, в Поволжье, Закавказье. Одновременно происходило техническое переоборудование реконструируемых после войны предприятий, в основном за счет трофейного оборудования. Восстанавливается металлургическая и топливно-энергетическая база страны. К 1950 г. в основном был восстановлен железнодорожный транспорт. В сельском хозяйстве при помощи введения высоких сельхозналогов и занижения себестоимости продукции при госзакупках к 1950 г. были восстановлены важнейшие отрасли земледелия. Во многом таких успехов удалось достичь благодаря труду крестьян, которые не получали оплаты и трудились за так: называемые «трудодни», учитывавшиеся при распределении потенциальных излишков колхозной продукции. Была отменена карточная система, а в 1947 г. проведена денежная реформа, заменившая старые деньги на новые. В первой половине 50-х гг. несколько повысилось материальное благосостояние населения городов и деревень, что способствовало стабилизации демографической ситуации.

Окончание Второй мировой войны, отсутствие общего врага, передел сфер влияния оказали важнейшее влияние на начало нового этапа конфронтации СССР с западными державами. Обстановка противостояния, наращивания вооружения и увеличения военно-промышленного комплекса (ВПК) без ведения военных действий получила название «холодная война». Поддержка коммунистических движений Востока и Азии, советское присутствие в освобожденных восточноевропейских государствах не могли не вызвать протеста ведущих европейских держав. В 1946 г. У. Черчилль выступил с речью, в которой говорилось об опасности коммунистической угрозы, а в феврале 1947 г. в американском конгрессе проходило слушание доклада президента Г. Трумэна о спасении мира и Европы от советской экспансии. Для этого планировалось создание военно-политического союза, размещение военных баз в Восточной Европе, а в апреле 1948 г. началось создание Североатлантического союза (НАТО), в который вошли США, Англия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург, Италия, Канада, Норвегия, Дания, Исландия, Португалии, Турция, Греция и ФРГ. В ответ на это СССР создал в 1949 г. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в его состав вошли Албания, ГДР, Венгрия, Польша, др. В 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора, в которую входили социалистические страны Восточной Европы. Европа раскололась на два противоборствующих лагеря Появление атомного оружия и гонка ядерного вооружения коренным образом изменили стратегическую ситуацию, поставив; мир на грань ядерной войны, на в 1953 г.

Экзаменационные вопросы по истории отечества.

    История как наука её роль в системе человеческих знаний.

    Основные типы цивилизаций, их характеристика.

Стартовый период разв-я чел-ва –первобытно-общинный строй. Он хар-ся сходством всех сфер жизни чел-ка. В наст. Время картина мира очень пестра. Соц., политич., культурн., экономич. Структуры разл. Стран весьма разнообр.=>мир, народы и страны развивались неравномерно. Чтобы разобраться во всем этом разнообразии историками было введено понятие Ц как осн. типологич. единицы истории. Факторы опр-я Ц: *прир. Среда, *сист. ведения –хоз-ва, *соц. Организация, *религия, *духовн. Ценности, *политич. Индивидуальность. Ц -сообщ-во людей, объединенных общ. Духовн. Ценностями, имеющее опр. Черты соц.-политич. Организации, культуры, эк-ки и психологич. Чувство причастности к этому сообществу.Менталитет-особенность общественного сознания и поведения того или иного народа, совокупность опр. Ценностей, особое мировоззрение. Тип цивилизации = тип развития Сущ мн-во цивилизаций (осн. деление- Вост. И Зап.) Признаки типа Ц: *общность исторической и полит. Судьбы и экономич. Разв-я, *взаимопереплетение культур, *общ. Цели и задачи с т. зрения перспектив развития. 3 осн. типа Ц: *природное сообщество, *циклический тип, *прогрессивный тип (Зап.) Осн. приверженцы- Тойнби, Шпенглер, журн. «Анналы»

    Особенности российской цивилизации.

    Российская историческая школа.

    Славяне в древности, их происхождение, быт, нравы и т.п.

Схематически происхождение ВС можно представить так: в древности на территории Европы, Азии вплоть до индии жили люди, говорившие на индоевропейском языке. Постепенно племена расселялись и появлялись отличия в языке и культуре. Выделялось несколько языковых семей: германская, романская, славянская и др. Территория. К 6 веку ВС освоили территорию от ладожского озера на севере до черного моря на юге. От Карпат на западе до верховья Оки на востоке. До славян здесь жили угро-финские племена. Между ними и славянами вражды не было. Шел процесс ассимиляции народов. Территория которую заняли славяне имела ряд особенностей: - здесь не было естественных границ – окружали славян агрессивные кочевые племена (обры, хазары, печенеги). Они постоянно нападали на славян и мешали их развитию. – эта территория находилась между Европой и Азией, поэтому через неё проходили миграционные потоки (в начале 4 века с запада на восток прошли Готы а с востока на запад Гунны). – здесь был суровый климат и малоплодородные почвы. Чтобы выжить славяне вынуждены были в 8 в объединиться в соседские общины. Общественные строй. С 6 по 9 в у славян шел процесс разложения родоплеменных отношений и формирование феодальных отношений. ОС этого времени назывался военной демократией. Демократия т.к. все важнейшие вопросы решались на народном собрании: вече . В нем участвовали только мужчины, которые в случае опасности становились воинами. На вече выбирался князь и дружина. Они жили за счет сбора дани полюдья. Постепенно князь и дружинники захватывали землю в собственность. Земля – главное богатство у славян, поэтому те, кто владел землей становились привилегированным слоем общества. Таких людей стали называть феодалами или боярами . Занятия. Основным занятиям было земледелие. Виды: На севере, в районе таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая . В первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья поджигали и, использую золу как удобрение, сеяли зерно. Два-три года участок давал высокий для того времени урожай, потом земля истощалась, и приходилось переходить на новый участок. Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и заступ. Серпами собирали урожай. Молотили цепами. Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог . Там плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение 2 и более лет. С истощением почвы переходили на новые участки. Основные орудия: соха, рало, плуг с жел. лемехом. Тяжелые условия ведения хозяйства привели к созданию соседской общины . С земледельческим хозяйством было тесно связано скотоводство. Славяне разводили свиней коров мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота на юге использовали волов, в лесной полосе – лошадей. Из других занятий следует назвать рыболовство, охоту, бортничество (мед диких пчел). выращивались и технические культуры (лен, конопля). Верования. Славяне были язычниками . Этапы развития: - обожествление окружающего мира (водяной леший). – божества племени и рода (род и роженица). – обожествление удаленного мира (Перун, Ярило, Волос). Таким образом с 6 по 9 в ВС освоили новую территорию. Она имела рад особенностей и к 9 веку они готовы были создать государство. Соседская община – это несколько сел или семей, жители которых своими орудиями труда обрабатывают землю и связаны круговой порокой. Боярин – человек, владеющий вотчиной. Вотчина – это земля передающаяся по наследству. Язычество – это вера в богов и сверхъестественные силы природы. Полюдье – ежег сбор дани.

    Образование древнерусского государства IX - XI вв.

980 - 1015 - княжение Владимира. 988 - ввёл христианство на Руси, что соответствовало новым общ-венным отношениям. * 9 в. - образование Древнерусского гос-ва с центром в Киеве. 9 - 10 - складывание древнерусской народности, объединение земель в единое гос-во; создание аппарата вл-ти. Князь, вече, дружина. Князь - во главе племени (законодатель, военный предводитель, судья, адресат дани). Княжеская администрация - посадники и тысяцкие - чиновники органов госуправления и личные слуги князя: тиуны (дворецкие), стольники (дипломаты), ловчие (мы в будущем)(вследствии близости к князю сделались видными чиновниками. * Вече - народное собрание, решения кот. исполняли князья. Дружина - поддерживала вл-ть князя, но далеко не подданические отношения. “Старшая дружина” - наиб. богатые и влиятельные землевладельцы. Составляли “думу” князя и назывались боярами. “Младшие” дружинники, “отроки”, “чадь” - слуги (в военное время воины). Основное население составляли свободные общинники (“люди”). Смерды (широкая общ-венная группа) видимо несвободные или полусвободные княжеские данники. Рабы: челядь, холопы. Главный источник - плен. Были полностью бесправны. В 12 в. холопство: “обельное” и неполное. Плен, самопродажа, женившийся на рабе. Конец 12 в. “закупы” - попавшие в долговую кабалу к князю или его дружиннику. Личное хо-во+право на выкуп. “Рядовичи” - жизнь защищена лишь min 5 гривенным штрафом. “Изгои” - лишившийся своего соц. статуса (порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на волю). Зарождается сословный строй. Черты: многочисленность и пестрота сословных групп; неустойчивость и наличие промежуточных слоёв; выделение сословных групп по происхождению или по положению в гос-ве.

    Верования славян. Принятие христианства: историческое значение и последствия.

В 988 г. при Владимире 1, в качестве государственной религии на Руси было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) – центре византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство утверждало равенство людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле. Принятие христианства укрепило гос власть и территориальное единство киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Историческое значение крещения Руси. Русь стала страной где осуществилось необычайное и довольно прочное сочетание христианских догматов, правил, традиций и старых языческих представлений. Возникло так называемое двоеверие. Христиане молились в церквях, клали поклоны перед домашними иконами, но одновременно справляли старые языческие праздники. Так, праздник Коляды слился с Рождеством Христовым и Крещением. Сохранился и праздник Масленицы, который и доныне отмечается перед Великим постом. Народное сознание упорно вплетало старые языческие поверья в свой быт, приспосабливая христианскую обрядность к провеянным веками явлениям природы, которые так внимательно и точно определялись язычеством. Двоеверие стало удивительной отличительной чертой истории русского и других христианских народов, населявших Россию. Когда мы говорим об историческая значении христианства, то прежде всего имеем в виду последующее развитие церкви, её постепенное укоренение на русской почве и то всестороннее влияние на русскую жизнь – экономическое, политическое, духовное культурное, которое церковь стала со временем оказывать. В дальнейшем церковь получила обширные земли, на которых стала организовывать собственное При церквях и монастырях создавались школы, и первые древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахами, деятелями церкви в основном являлись создатели замечательных летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов. В этом смысле церковь, духовенство активно работали на укрепление семьи, общества, государства, способствовали унижению уровня эксплуатации. Однако содействуя развитию культуры, грамотности, церковь одновременно всеми силами подавляла культуру, основанную на языческих традициях и обрядах.

    Причины и последствия феодальной раздробленности русских земель. Типы развития русских земель после распада, их особенности.

В 1097 г. в город Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит вотчину свою». Его принятие означало, что престол больше не доставался самому старшему во всей великокняжеской семье а наследование престола теперь было от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. Считают, что внедрение принятого в Любече принципа было фактором распада Киевской Руси. Впрочем, не единственным и не самым главным. Политическая раздробленность была явлением неизбежным.

Причины : На протяжении XI в. у русских земель росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Для поддержания порядка внутри своей «вотчины» у князя было достаточно сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности, лучше могли защитить их интересы.

К внутренним причинам добавились внешние : Население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел. Негативные последствия политического дробления Руси сосредоточены в военно-стратегической области: ослабла обороноспособность перед лицом внешних угроз, усилились межкняжеские распри.

Но у раздробленности были и положительные аспекты . Обособление земель способствовало их экономическому и культурному развитию. Формально признавалось старшинство великого киевского князя; сохранялось церковное и языковое единство; в основе законодательства уделов лежали нормы Русской Правды. В народном сознании вплоть до XIII-XIV вв. жили представления о единстве земель, входивших в состав Киевской Руси. В конце XII в. сложилось 15 самостоятельных земель, по существу независимых государств. Крупнейшими были: на юго-западе - Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке - Владимиро-Суздальское княжество; на северо-западе - Новгородская республика.

    Особенности развития юго-западных, северных и северо-восточных земель Руси в XII XIV вв.

Юго-западные земли

Юго-западные земли Киевской Руси оказались в составе великого княжества литовского. Это было сделано по большей части для защиты от татар.

Литовское княжество появилось в 40-е года XIII в. Период расцвета приходится на 14-15 вв. Территория этого княжества от Балтийского до Черного моря, и от Польши до Можайска, при этом 9/10 этих земель русские.

В15-16 веках на территории западных земель начинает формироваться новая народность – Украинцы и Белорусы. Их самосознание формировалось под давление Литвы.

Сын Ольгерда Ягайло женился на польской королеве Ядвига, автоматически став Польским королем. Новое государство получило название Речь Посполитая.

После этого объединения началось притеснение Украинцев и Белорусов в собственной стране.

Северные земли.

Основой северных земель был Новгород. Это был не просто город, целое государство. Местность была мало пригодна для земледелия, поэтому Новгород занимался торговлей, промышленностью и колонизацией.

В следствии добычи пушнины продвигалась все дальше на восток. Близость к рекам позволило развиватся торговле.

Большую власть имело вече, оно изгоняло князя, призывало князя, выбирало главу церкви.

Посадник – посредник между князем, народом и вечем, является главой исполнительной власти.

Т.о. можно сказать, что Новгород представляет собой демократическую республику.

Северо-восточные земли.

Городская жизнь Юга сменилась деревенской жизнью Северо-востока. Переселенцы встречаются с племенами меря и муром. Начало формирования русской народности.

Самое крупное княжество на этой земле было Владимиро-Суздальское, можно сказать единственное. Первым самостоятельным князем был Юрий «Долгорукий» сын «Мономаха» .

Появляется новая политическая система, князь имеет и политические права и право собственности. Князь становится вотчинником.

Вотчина – родовое имение, переходящее по наследству, где собственнику принадлежит административная, судебная власть и сбор налогов.

С этого момента начинается удельный период в русской истории. Князья не переходят из удела в удел, а передают его в наследство сыну. Всякое единство теряется. Владимиро-Суздальское княжество распадается на несколько. Постепенно более сильные княжества подминают под себя более слабые, Положение народа усугубляется монгольским нашествием.

    новгородская земля в X - XIV вв.

    Борьба русского народа с иноземными нашествиями в XIII XIV вв.

    Русь и Орда: проблемы влияния (основные точки зрения).

На рубеже 12-13 в произошло объе-динение ряда монгольских племён по руководством умелого вож-дя, принявшего титул Чингис-хана. Основой империи стала ар-мия, особенности: = жесточайшая дисциплина = тщательная разведка = устройство засад = заманивание противника = использование технических достижений др стран. К олоссальная империя включала в себя Китай, Корею, Ср.Азию, Иран, Ирак, Афганистан, Закав-казье, Сирию, степи В. Европы и Казахстана. Первая встреча татар и русско-половецких войск произошло в 1223 г на р.калка татр в 4 раза больше полная победа татар. Поход на русь предпринимает внук чингисхана Батый.Ход нашествия: В 1236 г. войска Батыя начали поход на Русские земли. Разгромив Волжскую Болгарию, они направились на завоевание Рязанского княжества. Сражаться с захватчиками рязанским князьям, их дружинам и горожанам пришлось в одиночку. Город был сожжен и разграблен. После взятия Рязани монгольские войска двинулись к Коломне. Здесь их встретила владимиро-суздальская рать. В бою под Коломной погибло все владимирское войско, что предопределило судьбу Северо-Восточной Руси. 4 февраля 1238 г. монголы подошли к Владимиру. Четырехдневная осада окончилась взятием города. Захватчики подожгли его. Княжеская семья и остатки войск закрылись в Успенском соборе. Монголо-татары обложили собор деревьями и подожгли. Оставшиеся в живых владимировцы были угнаны в рабство.После взятия Владимира монголо-татары разбились на отдельные отряды и подвергли разорению всю Владимиро-Суздальскую землю от Ростова до Твери. 4 марта 1238 г. состоялась битва на реке Сити, которая закончилась поражением русской дружины под предводительством князя Юрия Всеволодовича. Тем временем отряд монгол осадил Торжок, и 5 марта город был взят. Отсюда монголы двинулись на север, к Новгороду. Однако, не дойдя ста верст, монгольские войска вынуждены были повернуть назад. Причиной отхода войск противника и спасения Новгорода от погрома была не только распутица, но и усталость, и большие потери монгольских войск в предыдущих сражения. В 1241 году Батый возвращается на Русь. В 1242 году Батый в низовьях Волги, где ставит свою новую столицу - Сарай-бату. Потерпев поражение от монголо-татар, Русь смогла успешно противостоять агрессии с северо-запада. К 30-м гг. XIII в. Прибалтика, населенная племенами ливов, ятвягов, эстови др., оказалась во власти немецких рыцарей-крестоносцев.. На границах с Новгородской землей утвердилось мощное и агрессивное военно-политическое образование, гото-вое воспользоваться ослаблением Руси для включения ее северо-западных земель в зонуимперского влияния.В июле 1240 г. девятнадцатилетний новгородский князь Александр в скоротечной битве разгромил в устье Невы шведский отряд Биргера. За победу в Невской битве Александрполучил почетное прозвище Невский. Этим же летом активизировались ливонские рыцари: были захвачены Изборск и Псков, воздвигнута пограничная крепость Копорье. КнязюАлександру Невскому удалось в 1241 г. вернуть Псков, но решающее сражение состоя-лось 5 апреля 1242 г. на подтаявшем льду Чудского озера (отсюда и название - Ледовоепобоище). Зная об излюбленной тактике рыцарей - построении в форме сужающегося клина, полководец применил фланговый охват и разгромил неприятеля. Многие рыцарей погибли, провалившись под лёд, не выдержав веса пехоты. Причины поражения руси: = военно-техническое превосходство = раздробленность руси, отсутствие единого военного руководства. Последствия нашествия для руси: = резкое сокращ населения = хоз раззорение: == опустошение городов (74 14-не стало) == сокращ посевых площадей ==исчезн ремесел (стекло, каменное строит) = упадок в торговле = гибель многих культурных ценностей = нападение шведов и немцев = общее ожесточение нравов. Русь и Золотая Орда. Ордынское иго установилось на Руси к концу 13 века, после создания государства Батыя - Золотой Орды, которая простиралась от Дуная до Иртыша. С 1243 по 1480 гг русь находилась в зависимости от Орды.. Русские княжества делали попытки не подчиняться орде. Однако сил свергнуть татаро-монгольское иго было еще недостаточно. Понимая это, наиболее дальновидные русские князья – Александр Невский и Даниил Галицкий - предприняли более гибкую политику по отношению к Орде и хану. Понимая, что экономически слабое государство никогда не сможет противостоять Орде, Александр Невский взял курс на восстановление и подъем экономики русских земель. В 1263 году Александр едет в орду к хану с целью отвести дальнейшее нападение ордынских войск на русскую - просить хана отменить для русских людей воинскую повинность в ханском войске. Существует предположение, что смерть Александра на обратном пути из Орды вызвана отравлением в ханской ставке. В лето 1250 года прислал хан Могучей послов своих к Даниилу Галицкому с требованием отдать галицкие земли Понимая, что силы неравны, и сражаясь с ханским войском, он обрекает свои земли на полное разграбление, Даниил едет в Орду поклониться Батыю и признать его силу. В итоге Галицкие земли входят в Орду на правах автономий. Они сохраняли свою землю, но были зависимы от хана. Благодаря такой мягкой политике, русская земля была спасена от полного разграбления и уничтожения. В результате этого началось медленное восстановление и подъем экономики русских земель, которое в конечном итоге привело к Куликовскому сражению и свержению татаро-монгольского ига.В 1492 году Иван III стал официально величаться "государь всея Руси". Стояние ан реке угре:: 11 ноября хан Ахмат, несмотря на то, что все переправы через Угру были открыты, повернул прочь. Кинулся в бег через литовские волости своего союзника Казимира.11 ноября 1480 года, день ухода хана Ахмата с берегов Угры, принято считать днем полного освобождения Русской земли и русского народа от ордынского ига, от какой-либо зависимости от ханов Золотой Орды.Наступил конец 250-летнему игу Татаро-Монголов на Русской земле. Эти годы оказали огромное влияние на развитие русских земель. Точки зрения: Первая точка зрения восходит к историкам 19 в. Соловьеву и Ключевскому, они считали, что монголо-татарское нашествие разорило страну, но не оказало существенного воздействия на развитие. Вторая точка зрения – Рыбаков и большинство ученых считают, что это было иго.(порабощение, угнетение). Оно выоажалось в следующем: = полит. зависимость(князь должен был получать ярлык на княжение). Хан вмешивался в полит жизнь на руси. Для контроля за деят князей и сбора дани на русь отправились баскаки. = экон: русь платила орде дань = военная: русь обязана была постовлять в орду воинов = культурной зависимости практически небыло. Русь сохранила язык и веру. Третья точка зрения – Гумилев утверждал, что никакого нашествия не было, а был блестящий рейд Батыевой конницы. Раз не было нашествия, то не было и ига, а был союз Руси и Орды против католической агрессии запада, симбиоз

    Политика собирания русских земель вокруг Москвы создание единого государства.

Борьба за свержение золотоордынского ига стала в 13-14 вв. главной национальной задачей. Русские земли должны были объединиться для восстановления экономики страны и её дальнейшего развития. Но не было решено, вокруг какого центра объединяться русские земли. На лидерство претендовали прежде всего Тверь и Москва. Тверское княжество было тогда сильнейшим на Руси. Ноне ему суждено было возглавить процесс объединения. Стремительно возвышается московское княжество. Что явилось причиной возвышения Москвы? /= Москва, которая была до нашествия небольшим пограничным пунктом владимиро-суздальского княжества, превращается в важный политический центр того времени. = Москва занимала географически выгодное положение среди русских земель. С юга и востока её прикрывали суздальско-нижегородское и рязанское княжества, с северо-запада – тверское княжество и великий Новгород. Леса, окружавшие Москву, были труднопроходимыми для монголо-татарской конницы. Это вызвало приток населения = Москва являлась центром развитого ремесла, сельского хозяйства и торговли.= Она оказалась важным узлом сухопутных и водных путей, служивших как для торговли, так и для военных действий. Через Москву-реку княжество имело выход на Волгу. /Основат елем династии московских князей был младший сын Александра невского – Даниил Александрович (1276-1303). При нем быстро росла территория московского княжества. За три года увеличилась вдвое и стала одной из крупнейших в северо-восточной Руси. Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол. Тверской князь Михаил Ярославич (1304-1317) получил в орде ярлык на великое княжение. В Москве в это время правил Юрий Данилович (1303-1325). Юрий Данилович был женат на сестре хана узбека. Юрий обещал увеличить дань. Хан передал ему ярлык на великокняжеский престол. В 1315 Михаил начал войну с Юрием, захватил в плен ханскую сестру, которая вскоре умерла в Твери. Юрий обвинил в её смерти Михаила. Вызванный в орду Михаил был казнен. Московский князь впервые в 1319 г. получил ярлык на великое княжение. В 1325 г. Юрия убил старший сын Михаила Тверского – Дмитрий Грозные Очи. Хан узбек казнил Дмитрия, и передал великое княжение брату казненного – Александру Михайловичу (1326 – 1327). В 1327 г. население Твери восстало против сборщика налогов баскака Чолхана. Восставшие тверичи перебили татар. Московский князь Иван Данилович явился в Тверь с монголо-татарским войском и подавил восстание. Ценой жизни населения другой русской земли он способствовал возвышению собственного княжества. В то же время разгром Твери отвел удар от остальных русских земель. И сегодня не прекращается спор о том, кто был прав в соперничестве двух княжеств: Москва, копившая силы для борьбы с врагом, или Тверь, выступавшая против захватчиков,

возвышения Москвы:/ Связано с увеличением территории. = Использование торговых путей. Особенно торговля хлебом. = Московское княжество находилось на пересечениях торговых путей. = Осуществлялось сочувствие и поддержка духовенства (Ключевский). = Деятельность Московских князей (они налаживают новые отношения с Золотой Ордой). = /На ряду с усилением Московского княжества существовало Литовское княжество. Не смотря на альтернативу, Московское княжество укрепляет свой позиции, как центр будущего государства.

    Роль Ивана III в создании централизованного государства.

При Иване 3 было завершено собирание русских земель. Были присоединены Тверь, Рязань, Ярославль, Ростов. В 1500-03 он вернул часть Западных земель. Происходит юридическое оформление институтов гос. Власти. В 1480 были ликвидированы удельные порядки. Удельные князья теперь не имели права уходить на службу к другим кн-м и считались подданными московского князя и должны были повиноваться и служить. Они были наместниками князя. Иван 3 окончательно утвердил институт наследования престола «от отца к сыну». Вопросы судебные, финансовые, внешней политики, чеканка монет – это дело исключительно моск. князя – старшего сына, все остальные ему подчинялись. Появилась внешняя атрибутика: герб, держава, скипетр, венчание на престол Появился первый свод законов 1497. появляются дворец, казна, центральные исполнительные органы – приказы и губы. В административном порядке земля разделена на уезды, станы и волости. Во главе стояли наместники. В судебнике были ослаблены позиции боярства и укреплены позиции дворянства. Боярам запрещено переходить на службу к другим хозяевам. Дворянство усилилось: растёт его численность, идёт раздача земли, в интересах дворянства был введён Юрьев день, который ограничивал уход крестьян от своих хозяев. Завершение объединенияя вокруг Москвы. К концу 13-го века в условиях раздробленности и зависимости от Золотой Орды проблемой №1 становится объединение Русских княжеств. Начинают выделиться княжества: Тверское, Рязанское и Московское. К 14-му веку Московское княжество заявляет о себе очень широко. Причины возвышения Москвы:/ Связано с увеличением территории. = Использование торговых путей. Особенно торговля хлебом. = Московское княжество находилось на пересечениях торговых путей. = Осуществлялось сочувствие и поддержка духовенства (Ключевский). = Деятельность Московских князей (они налаживают новые отношения с Золотой Ордой). = /На ряду с усилением Московского княжества существовало Литовское княжество. Не смотря на альтернативу, Московское княжество укрепляет свой позиции, как центр будущего государства. В 1340 году умирает Иван Калита и оставляет Московское княжество экономически развитым. Внуки его Московский князь Дмитрий начинает проводить энергичную политику в борьбе с Русскими князьями. В борьбе он использует Золотую орду в своих целях. Духовно-нравственную поддержку Дмитрий находит в Православной церкви. 8 сентября 1380 года войска князя Димы одерживают победу над Монголо-Татарским игом на Куликовском поле побежден хан Мамай. Князь Тахтамы вторгается в пределы Московского княжества и сжигает Москву. Но Куликовская битва имела очень большое политическое и национальное значение. Внук Димы Донского Иван 3 (1462) проводил не только политику расширения территории Московского княжества, но и проводит политику независимости от Золотой орды. Иван 3 проявляет себя создателем Московского государства. Он укрепляет южные границы и решает государственные вопросы. Происходит освобождение от Татарского ига (1480). Иван 3 вступает в брак с Софьей – наследницей византийского трона. Меняется статус Иван 3. Он называет себя государем. Меняется герб (двуглавый орол). Усиление централизованного государства дало основу для формирования неограниченной власти московского князя – государя.

    Предмет истории как науки: цель и задачи ее изучения.

    Сущность, формы и функции исторического сознания.

    Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.

    Возникновение и расселение основных славянских племен.

    Образование государства у восточных славян.

    Языческая и православная Русь. Политическое значение крещения Киевской Руси.

    Русские земли в период феодальной раздробленности (ХII-ХV вв.).

    Монгольская «империя» в ХIII-ХV вв. Русь под властью монголо-татар.

    Образование и возвышение Московского княжества. От Ивана Калиты до Ивана III.

    Образование Московского государства в ХV-ХVI вв.

    Роль русской православной церкви в становлении и укреплении Российского государства.

    Иван Грозный и его время.

    Кризис Российской государственности на рубеже ХVI-ХVII вв.

    Истоки и начало возрождения российской государственности в ХVIIв. Михаил Федорович Романов.

    Время правления Алексея Михайловича Романова.

    Российское государство при Петре 1: политические, социально-экономические и культурные преобразования.

    Политическая и социально-экономическая ситуация в России в 20-30-е гг. ХVIII в.

    Время правления Елизаветы Петровны.

    Внутренняя и внешняя политика Екатерины II.

    Характеристика правления Павла 1.

    Россия в первой четверти ХIХ века.

    Декабристы и их роль в развитии освободительного движения в России.

    Россия при Николае 1.

    Внешняя политика Александра II.

    Россия в период реформ 60-70-х гг ХIХ века.

    Революционные силы в России от декабристов до народничества.

    Правление Александра III. Контрреформы 80-90-х годов в России.

    Промышленная революция и рабочее движение в России во второй половине ХIХ века.

    Возникновение марксизма в Европе и его распространение в России.

    Зарождение и развитие социал-демократического движения в России.

    Политическая и социально-экономическая обстановка в России на рубеже ХIХ-ХХ вв.

    Революция 1905-1907 гг: причины, основные события, итоги, последствия.

    Общественно-политическое и экономическое развитие страны в 1907-1917 гг.

    Реформы П.А.Столыпина. Основные направления аграрной реформы, ее итоги и значение.

    Государственное устройство России после 1905 года. Российский парламентаризм.

    Россия в условиях первой мировой войны.

    Февральская революция 1917г. и установление двоевластия.

    Общественно-политические процессы в России от февраля до октября 1917г.

    Октябрьские события 1917г: свержение временного правительства, II съезд Советов.

    Установление советской власти в России в 1917-1918 гг: первые мероприятия советского правительства. Брестский мир.

    Политика «военного коммунизма» в период Гражданской войны: причины проведения, особенности, итоги и последствия.

    Гражданская война в России: причины, этапы, итоги и значение для судеб страны.

    Экономический и политический кризис в стране в начале 20-х гг.

    Сущность и содержание новой экономической политики (НЭПа).

    Проведение индустриализации в СССР: причины, методы, результаты.

    Коллективизация в СССР: причины, методы, темпы, проведение, итоги, последствия.

    Национально-государственное устройство и особенности политической системы России в 20-30-х гг ХХ в.

    Великая Отечественная война советского народа в 1941-45 гг.

    Внешняя политика СССР в первое послевоенное десятилетие. Политика «холодной войны».

    Попытки социально-политических реформ в СССР в середине 50-х – начале 60-х гг.

    Экономические реформы середины 60-х гг: сущность, цель, итоги.

    Основные направления внешней политики СССР в 1950-1980 гг.

    СССР на пути кардинального реформирования общества. «Перестройка». Распад СССР.

    Современный этап в истории России. Поиски путей развития Российской Федерации.

Пособие охватывает период от расселения древних славян на землях Восточно-Европейской долины и до наших дней. Основными вехами являются образование древнерусского государства, расцвет Киевской Руси, период феодальной раздробленности, последствия монголо-татарского нашествия, создание Российской империи и образование после Октябрьской революции Советского государства, распад СССР.

Для студентов и преподавателей ВУЗов и всех, кто интересуется вопросами своего Отечества.

1. Восточные славяне в древности. Проблемы этногенеза восточных славян. Этно и геополитические факторы образования Древнерусского государства.
2. Основные этапы формирования древнерусской государственности. Особенности социально-политического строя Древнерусского государства.
3. Принятие христианства на Руси и его исторические последствия.
4. Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в ХП-ХШ в., Основные политические центры и пути их развития.
5. Борьба русских земель и княжеств с завоевателями в ХIII в. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
6. Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика формирования единого русского государства в ХГУ-ХУ вв.
7. Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства /XIV-XVII вв.
8. Россия в ХVI столетии. Формирование сословно-представительной монархии. Иван Грозный. Реформы 50-60.гг. XVI в. Опричнина.
9. "Смутное время "/начало ХVIIв./: причины, ход, результаты.
10. Социально-экономическое и политическое развитие страны в ХVIIв. Соборное уложение 1649г.
11. Основные тенденции развития культуры допетровской Руси 1Х-ХУП вв.
12. Особенности российского абсолютизма в 1-ой пол. XVIII в. Преобразования Петра I.
13. Дворцовые перевороты 18 в., расширение привилегий дворянства.
14. Просвещённый абсолютизм в России. Деятельность Уложенной комиссии. "Наказ" Екатерины 2 Реформы Екатерины 2.
15. Российская империя в системе европейских отношений в ХVIIIв (внешняя политика России в ХVIIIв)
16. Культура России второй половины ХIII в., её вклад в мировую культуру.
17. Западная Европа и России в начале XIX в. Внешняя политика России. Отечественная война 1812 г.
18. Внутренняя политика России в начале XIX в. План государственных преобразований М.М. Сперанского.
19. Движение декабристов. Конституционные проекты первой половины ХШв.
20. Власть и общество во второй четверти XIХв. Внутренняя и внешняя политика Николая 1.
21. Культура России 2-ой половины XIХв.
22. Общественно-политические движения середины Х1Хв.: состав и основные идейные направления.
23. Реформы 60-70-х годов Х1Хв. Крестьянская реформа.
24. Подъем общественного движения в пореформенной России. Народничество и другие политические течения.
25. Правление Александра III и политика “консервативного обновления ” общества.
26. Социально- экономическое и политическое развитие России в конце ХIXв.
27. Культура России второй половины ХIXв., её вклад в мировую культуру.
28. Политические партии России в начале XX в. (классификация, программы).
29. Эволюция российской государственности на этапе революции 1905-1907гг.
30. Реформы П.А.Столыпина.
31. “Серебряный век” русской культуры.
32. Россия в первой мировой войне. Кризис административно-бюрократической системы самодержавия. Нарастание общенационального кризиса.
33. Февраль 1917г. Крах российской монархии. Двоевластие.
34. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.
35. Развитие революционных событий в России весной, летом и осенью 1917 г.
36. Общенациональный системный кризис осенью 1917г. Октябрь1917г. приход к власти большевиков. Первые декреты Советского правительства.
37. Формирование советской государственности.
38. Гражданская война и иностранная интервенция. Итоги и уроки гражданской войны. Российская эмиграция.
39. Политическая система в начале 20-х гг. и НЭП.
40. Образование СССР.
41. Советская Россия в системе международных отношений (20-40 -е гг).
42. СССР в годы Великой Отечественной войны (основные этапы войны).
43. Основные итоги и уроки второй мировой войны.
44. СССР в послевоенное годы (внутренняя и внешняя политика). Холодная война.
45. Основные тенденции развития советского общества в 60-80-е гг.
46. Распад СССР и становление новой российской государственности в 90 -е гг. Перестройка.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Вопросы и ответы по курсу «Отечественная история» - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать doc
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

3. Принятие христианства на Руси: причины, ход, последствия.

При Владимире произошло одно из величайших событий в русской истории - Русь приняла христианство. Среди киевских дружинников христиане были уже в середине 10 в. Византийские источники сообщают, что крещение русов происходило уже в 60-70 гг. 9 века.Ольга была христианкой, но её сын не только остался язычником, но по некоторым источникам, был ярым противником христианства.До принятия христианства, т.к. славяне были земледельцами, они обожествляли землю, солнце, реки. В языческой вере было 6 основных богов. Богам молились и приносили жертву (даже человеческие).Придя к власти, Владимир хотел укрепить языческую веру, но ему это не удалось. К тому же по политическим соображениям Владимир понимал необходимость принятия одной из мировых религий (чтобы повысить свой авторитет внутри государства, повысить статус Руси на мировой арене и т.д) "Повесть временных лет" рассказывает, что в 986 году в Киев приехали представители трех религий: христианство (Византия), иудаизм (Хазария), ислам (Волжская Булгария). Каждый из них предлагал свою религию. Ислам не подходил Владимиру, т.к. его не устраивало воздержание от вина, иудаизм - т.к. евреи, исповедавшие его, лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. А проповедь представителей византийской империи произвела на Владимира впечатление. Однако, чтобы во всем убедиться, он посылает своих послов посмотреть, как поклоняться богу в разных странах. И вернувшись, посланники назвали самую лучшую греческую веру. Еще одной из причин принятия христианства явилось то, что в христианстве главой церкви являлся глава светской власти. С решением Владимира принять христианскую веру была также связана его женитьба на византийской принцессе Анне (сестре Василия II). Византия стремилась христианизировать Русь для того, чтобы оказывать на нее политическое влияние и обезопасить себя от русских набегов. На переговорах Руси и Византии в 987 г. Владимир потребовал себе в жены сестру императора Василия 2 принцессу Анну. Это могло бы сильно возвысить государственный престиж Руси в Европе и Азии, укрепить авторитет династии внутри страны. Не случайно многие монархи Европы и Азии стремились породниться с византийским императорским домом.

Крещение Руси происходило очень медленно, т.к. было большое сопротивление со стороны населения, заставить язычников покориться помогало лишь насилие и запугивание. Большинство жителей Киевской Руси крестилось на протяжении всего правления Владимира, но язычников все ещё оставалось немало. Особенно долго сопротивлялись Северо-восток, Ростово-Суздальская и Мурманская земли. Они приняли христианство в середине 11 в. Чтобы как-то облегчить славянам принятие христианства, церковь освятила некоторые языческие праздники (такие как, масленица, Иван Купала…). Также сохранились веры в русалок, леших, домовых. Принятие христианства на Руси имело большое значение. Христианство заставляло употреблять в пищу много овощей, следовательно, совершенствовалось огородничество. Христианство повлияло на развитие ремёсел, также перенимались приёмы кладки стен, возведение куполов, мозайка и т.д. Каменное зодчество, фрески, иконопись появились на Руси также, благодаря христианству. Было построено много храмов (В Киеве было около 400 храмов, и не один из них не копировал другой). Русь получила две азбуки: глаголица и кирилица, что способствовало распространению грамотности. Стали появляться первые рукописные книги. Очень заметно сменялись нравы на Руси, так как церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, убийство рабов…Также христианство способствовало укреплению княжеской власти. Князь теперь воспринимался, как посланник бога. И, наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Руси. Она органично вписалась в европейскую культуру и дипломатические отношения с другими странами.

Как и другие раннефеодальные государства, Русь нуждалась в общегосударственной религии, которая бы закрепляла только что созданное государственное единство. Дохристианская религия - язычество - такой роли играть не могла, будучи идеологией родового строя. Она вошла в противоречие с новыми условиями классового общества и государства и не была способна освящать и укреплять существующий общественный порядок.

Основными причинами принятия христианства являлись: недопустимость изоляции от христианских государств; монотеизм (единобожие); укрепление единого государства во главе с монархом; введение новой морали; необходимость объяснить нарастание социального неравенства (при язычестве – все равны перед богом); соперник Владимира в борьбе за власть Ярополк ориентировался на союз с папством.

Сразу же после того, как Владимир овладел в 980 г. киевским престолом, устранив старшего брата Ярополка (972-980 гг.), он сделал попытку создать общерусский языческий пантеон во главе с Перуном - богом грозы и установить общий ритуал. Однако механическое объединение старых племенных божеств не могло привести к единству культа и по-прежнему идеологически разъединяло страну. К тому же новый культ сохранял в себе идеи родового равенства, неприемлемые для феодального общества. Владимир понял, что надо не реформировать старое, а принять принципиально новую религию, соответствующую уже сформировавшемуся государству.

Одна из причин решения князя - проникновение христианства на Русь еще до Владимира. Бабушка Владимира княгиня Ольга крестилась в Константинополе и побуждала к этому сына Святослава. Христианство уже проникло на Русь: в Киеве действовала церковь Святого Ильи, из Болгарии и Византии поступала христианская литература.

Христианство принималось в сложной политической ситуации борьбы Руси с Византией. Восстания в Болгарии и Малой Азии вынудили византийского императора Василия II обратиться к Владимиру за военной помощью. В ответ Владимир потребовал выдать за него замуж сестру императора Анну. Шеститысячный русский отряд принял участие в разгроме войск мятежников. Но Василий II нарушил соглашение, отказавшись отправить сестру на Русь. Тогда Владимир выступил походом на центр крымских владений Византии - Херсонес (Корсунь), взял его и тем самым принудил императора выполнить договор. Анна была прислана к нему в Херсонес, Владимир принял крещение и женился на византийской принцессе.

В 988 г. христианство стало господствующей, официально признанной религией. Сначала крещение приняла дружина великого князя. Массовое приобщение киевлян к новой вере происходило в водах Днепра. Затем новая религия стала распространяться, частью мирно, а кое-где (например, в Новгороде) и в результате кровавых столкновений по всей Руси. В связи с насильственным насаждением христианства, в жизни народов Руси практическое значение приобрел вопрос синкретизма - сочетания разнородных, противоречивых вероисповеданий. Русь далеко не сразу стала православной.

С введением христианства на Руси организуется церковь во главе с киевским митрополитом, назначавшемся сначала из Константинополя, а затем Киевским князем. Первым митрополитом на Руси был Михаил. В других городах церкви возглавлялись епископами. Митрополит и епископы владели землями, имели слуг и даже воинов. Князья выделяли на содержание церкви десятину - десятую часть даней и оброков.

Принятие Русью христианства явилось прогрессивным шагом и имело важные последствия. Правящие классы Руси получили мощную идеологию для укрепления господства, а христианская церковь, будучи разветвленной политической организацией, духовно освящала и всячески поддерживала новый строй. Получила распространение христианская мораль ("не убий", "возлюби ближнего, как самого себя") и христианских норм поведения - равенство всех перед Богом, помощи бедным и др. Принятие христианства идеологически закрепляло единство Древнерусского государства (объединение населения в единую русскую народность). Наряду с этим Русь получила славянскую письменность и возможность осваивать достижения византийской культуры. Крепли и ширились международные связи Древнерусского государства вплоть до династических браков русских князей с представительницами могущественных держав. Неизмеримо вырос международный авторитет Руси, которая

Последствия:

На Русь пришла церковная иерархия которая укрепляла гос. Иерархию; с принятием христианства на Руси исчезло рабство; установлен моногамный брак; появление письменности церковные организации – центры образования; предание забвению предшествующей языческой культуры; преследование людей за называние детей русскими именами; возникновение русского мата.

Причины: внутри-политические; внешне-политические; социальные.