Эгрегоры, Род, расстановки. Основные законы семейных систем

Психология - это очень сложная наука, которая имеет множество различных подходов к восприятию человека, к его психике, к тому, что происходит у него в голове. Есть те методы, которые принято считать научными, так как их эффективность подтверждена практикой в течение многих лет. Но постоянно появляются новые и новые подходы, и некоторые из них дополняют научную составляющую психологии (естественно, с течением времени, когда они тоже проходят своеобразную проверку_. Однако многие методы так и остаются неофициальными - их не признает научное сообщество, но при этом они остаются актуальными в узких кругах. Одним из наиболее ярких примеров являются системные расстановки - психологический подход, который, несмотря на то что его в течение многих десятилетий так никто и не признал, до сих пор остается актуальным и используется внушительным числом его сторонников. Что же представляет собой этот метод? Как происходят системные расстановки? Именно об этом пойдет речь в данной статье.

В чем суть метода?

Системные расстановки - это нетрадиционный подход в психологии, который основывается на том, что все проблемы человека происходят из семьи, а точнее из семейной системы. Поэтому суть данного метода - это воспроизведение данной системы на сеансе, чтобы разобраться в ней и отыскать истинную причину проблемы. Это воспроизведение происходит в реальности и называется расстановкой.

Системные расстановки практикуются уже довольно давно, однако до сих пор так и не получили признания научного сообщества. Но люди не всегда обращаются к профессионалам - иногда им ближе то, во что они хотят верить, а в этот метод верят очень многие. Возможно, причина заключается в том, что его создатель является не только психологом, но еще и богословом, духовным учителем.

Основатель движения

Раз уж речь зашла о том, кто именно основал этот метод, то стоит задержаться на данном человеке. Системные семейные расстановки - это дело рук Берта Хеллингера, известного психолога, который родился в 1925 году в Германии. Он долгое время занимался психологией, работал психотерапевтом, однако, как уже было сказано ранее, он также являлся и богословом. И в восьмидесятых годах прошлого века Хеллингер открыл и ввел в обращение метод, о котором идет речь в этой статье. Именно поэтому зачастую его называют «Системные семейные расстановки по Хеллингеру». Такая вариация первична и наиболее востребована.

Корни метода

Метод системных расстановок является оригинальным ответвлением психологии, однако при этом у него также имеются свои корни. Хеллингер создал этот метод, основываясь сразу на нескольких психологических движениях, которые были актуальны в те времена. Однако если выделять самый главный метод, который больше всего повлиял на системные расстановки, - это скрипт-анализ Эрика Берна. Суть этого метода заключается в анализе жизненных ситуаций каждого человека (этот психолог также полагал, что все проблемы идут из семьи). Он считал, что у каждого человека имеется свой жизненный сценарий, по которому он движется. Сценарий формируется в детстве под воздействием родителей и окружающей среды и в будущем может лишь немного корректироваться.

Хеллингер действовал именно в соответствии с данным методом, но в определенный момент понял, что он имеет свои недостатки - в итоге он разработал свой подход. Позже он уже был назван системными расстановками и известен по сегодняшний день именно под таким названием. Системные расстановки Берта Хеллингера имеют довольно большую популярность в узких кругах. Пришло время разобраться, что именно собой представляет этот подход.

Проблемная ситуация

Итак, что же подразумевал Системные расстановки - это не просто психологический термин, расстановки проходят на самом деле, и вот как это происходит. Для начала должна быть какая-либо проблемная ситуация одного из участников психологического сеанса. Собственно говоря, эта ситуация представляет собой элемент определенной системы, чаще всего семейной. Именно с ним и предстоит иметь дело группе, которая участвует в сеансе. Метод системных расстановок Берта Хеллингера предполагает участие всех людей, даже тех, кто не знаком ни с тем человеком, чью проблему рассматривают, ни с кем-либо из его семейной системы.

Как происходит расстановка?

В центре внимания сеанса находится история клиента, его проблемная ситуация. Все участники сеанса образуют большой круг, а проблема представляется в плоскости в пространстве между всеми людьми. Каждый элемент системы сначала представляется в воображении, а затем его место в реальном мире занимает человек, которого называют заместителем. В течение сеанса он представляет собой конкретного члена системы - таким образом, восполняется вся система, и каждый получает свою роль. Именно так и происходит расстановка. При этом делается это все тихо, медленно и сосредоточенно. Каждый участник концентрируется на своих ощущениях, пытаясь проникнуться сущностью того человека, кого он замещает на сеансе.

Заместительское восприятие

Как уже было сказано ранее, заместители могут не знать ни клиента, ни его родственников, в том числе и того человека, кого они замещают в системе. И клиент ничего не рассказывает о них группе, поэтому людям приходится сосредотачиваться и пытаться самостоятельно осознать, какую именно принадлежность они имеют. Это называется заместительским восприятием - люди должны без посторонней помощи стать тем человеком, которого они замещают. Таким образом, нехватка информации компенсируется именно этим феноменом заместительского восприятия, без которого процесс был бы попросту невозможен. Вполне вероятно, именно это и отталкивает профессиональных психологов и психиатров от данного метода - в нем очень много неопределенности, которую никак невозможно компенсировать научно, чтобы позволить называть метод системных расстановок профессиональным.

Источник информации

Главным источником, из которого участники получают информацию о проблеме, о клиенте и о системе в целом, является так называемое «поле». Именно поэтому людям приходится концентрироваться и работать в тишине - так они пытаются наладить связь с полем, чтобы получить необходимую информацию о том, кого они замещают в системе, а также о том, какие именно «динамики» имеются у их персонажа с остальными участниками системы. Именно таким образом и происходит системная расстановка - каждый участник превращается в заместителя, вживается в свой образ, черпая информацию из поля, а затем все участники пытаются воспроизвести проблему и решить ее. Психотерапевт, который называется расстановщиком, руководит всем этим процессом, дает людям наиболее подходящие для них роли, а также пытается помочь им решить проблему в процессе расстановки.

Главной целью всего этого процесса является точное воспроизведение ситуации, чтобы клиент мог ее увидеть вживую, понять ее и принять свою проблему. Только когда ему удается это сделать, сеанс считается успешным. Тогда считается, что ему больше не нужно воспроизводить конкретную проблему в условиях расстановки, так как он смог ее осознать и теперь может заняться ее решением.

Выводы

Как сообщают люди, которые практикуют данный метод, он действительно помогает - участники могут взглянуть на свою ситуацию с другой стороны, попробовать оценить происходящее беспристрастно, не ассоциируя все действия со своими родными и близкими людьми, что не дает мыслить рационально. И когда человек видит ситуацию, исполняемую в реальной жизни незнакомыми людьми, он может понять, что это действительно его проблема - и тогда он может начать искать ее решение. Зачастую клиент самостоятельно не способен не только решить свою проблему, но даже ее увидеть - именно для этого и используется расстановка. Клиент смотрит на ситуацию посторонним взглядом и получает шанс увидеть в ней проблему вообще, а затем распознать в ней свою собственную.

В 2013 году статья издана в новой редакции отдельной книгой с авторским послесловием, отражающим основные инновации метода расстановок, произошедшие с момента издания первой редакции. Книгу Елены Веселаго "Современные системные расстановки: история, философия. технология" Вы можете приобрести в Центре Современных системных расстановок.

Текст статьи представляет собой обзор первого дня образовательной программы Елены Веселаго "Современные системные расстановки: история, философия, технология". Новая образовательная программа в Москве - март 2014>>

Автор сердечно благодарит Ирину Алексеевну Чеглову (заместителя главного редактора журнала "Психотерапия", вице-президента ППЛ) за поддержку и терпение в работе над статьей. Благодарность психотерапевту Ольге Лови, а также Татьяне Любимовой, Елене Климовой, Софье Марголиной за критику и редакторские правки текста.

Аннотация : в статье рассматриваются история, основные термины и понятия системных расстановок по Берту Хеллингеру и других направлений. Автор дает описание системных расстановок как подхода в помогающей практике, и показывает, как менялась с течением времени философия расстановочной работы и используемые в этой работе технологии. Отдельное внимание уделено концептуальному разделению метода на «терапевтическое» и «духовное» направления и возникшим при этом противоречиям между Бертом Хеллингером и международным расстановочным сообществом. В статье также предлагаются структурированные схемы для ориентации в многообразии стилей и направлений расстановочной работы, которые развивались как на базе оригинальных идей Берта Хеллингера, так и во взаимодействии с другими подходами.

Ключевые слова: расстановки, Хеллингер, системная терапия, семейная терапия

При цитировании в Ваших статьях и книгах Вы можете использовать ссылку:

Электронные ресурсы

Веселаго Е. В. Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история,
философия, технология. // Психотерапия. № 7, 2010. № 1, 2011. :
[Электронный ресурс]: – Режим доступа:
.

Елена Веселаго. "Системные расстановки по Берту Хеллингеру: история, философия, технология"

Сердечно благодарю офис Hellinger Sciencia и его партнеров в России и на Украине за предоставленную возможность присутствия и со-участия в работе Берта Хеллингера. Я с благодарностью беру то, что могу взять из практики Берта, и передаю это дальше своей работой и этой статьей.

Я благодарю Институт Интегративной семейной терапии, его директора Марину Бебчук,Институт Консультирования и системных решений, его директора Михаила Бурняшева, российских и приглашенных преподавателей обоих Институтов -за бесценную возможность приобрести опыт сопричастности различным взглядам и подходам в расстановках.

Я благодарна своим коллегам и собеседникам, интересующимся методом,участникам моих семинаров и клиентских групп, пользователям виртуальных ресурсов, переводчикам и редакторам материалов моей рассылки - за возможность исследования нового вместе с ними.

Я благодарна своим родителям, своей семье и своим близким и любимым - за то, что через нашу любовь и взаимосвязи я познаю то большее, к чему ведут также и расстановки.

Введение

Метод системных расстановок очень популярен в России. К 2010 году только двумя ведущими расстановочными институтами в Москве выпущено около полутора тысяч расстановщиков, закончивших базовые учебные программы. При этом, вокруг системных расстановок сложилось пространство, заполненное слухами, спорами, непониманием, восторгами, страхом…метод пока не получается определить ни как психотерапию, ни как «принятую» духовную практику, а некоторые называют его «шаманством» и «вызыванием духов» или даже сектой. Тот, кто решает составить собственное впечатление, посещая различные расстановочные группы , часто получает в этих группах опыт, который настолько не укладывается в какую-то ясную схему, что многими делаются попытки создать свою собственную «теорию». И тогда информационное пространство наполняется еще несколькими противоречащими друг другу концепциями.

Есть несколько причин того, что информация о расстановках отрывочна и полна противоречий, и позже мы некоторые из этих причин рассмотрим. В этой статье я не ставила себе цели внести полную ясность и определенность по всем вопросам, это невозможно. Я попробую дать структуру, систему координат и факты, на базе которых читатели, которым интересны исследование и практика этого метода, могут начать строить собственное представление о нем.

Основные факторы, которые, на мой взгляд, влияют на формирование и распространение знаний о расстановках и их понимания, следующие:

· «Автор» системных расстановок, Берт Хеллингер, не стремится быть учителем, если понимать под этим словом теоретика, методолога или преподавателя. Скорее, он духовный учитель – он просто предлагает своим соратникам (их даже не совсем корректно называть учениками, сам Берт никогда не употребляет это слово) вместе отправиться в «приключение духа», как он сам это называет, и через расстановку погрузиться в исследование человеческих историй. Берт Хеллингер не написал ни одной теоретической статьи или монографии по расстановкам –его книги по расстановкам представляют собой сборники конспектов с его семинаров, а те оригинальные книги, которые он написал, относятся к особому жанру философско-поэтических и богословских этюдов.
Таким образом, стройной концепции расстановок «от первоисточника» просто нет. Этим «ненаучным» подходом Берт также «заразил» многих из своих первых учеников, ныне ведущих расстановщиков мира. Большинство из них не стремятся принадлежать к научному сообществу и выбирают «практиковать, а не описывать», избегая иногда даже обычной разъяснительной работы для своих клиентов.

Здесь я,как автор данной статьи, также испытываю сложности, во многих случаях не имея возможности сослаться на публикации и опираясь «всего лишь» на свой личный опыт и неформальное общение с российскими и иностранными коллегами.

· Многие коллеги придерживаются мнения, что освоить расстановки через обучение в привычном смысле слова (теория, практика на базе стандартизированной методики, наработка навыка, исправление ошибок под руководством старшего коллеги) невозможно или возможно только до определенных пределов.Собственно, теория и методика пока находятся во фрагментарном, зачаточном состоянии.Вместе с тем, постоянно появляются расстановщики, которые «просто» делают эту работу хорошо, даже не имея базового образования (это признает даже глава международной расстановочной ассоциации ISCA Хантер Бомон). Способность делать хорошие расстановки является «следствием» такого трудноопределимого фактора, как личная зрелость.
При этом, что такое «хорошая расстановка» тоже не определено, однозначные критерии качества не сформулированы. На расстановку часто смотрят как на искусство – хорошая работа красива . И подводить под эту красоту теоретическую базу многим совсем не хочется.

· Красивые расстановки делать приятно, это удовольствие примерно такого же свойства, как творчество и медитация (по мнению многих, расстановки и есть медитация). И многие расстановщики не спешат заниматься теорией и методологией, предпочитая посвящать свое время этой вдохновляющей их практике.

· Попытки говорить о расстановках в научной среде или среде профессиональных психотерапевтов нередко встречаютнепонимание и противодействие, столкновение корпоративных интересов. И расстановщики снова предпочитают возвращаться к своей практике – искусству, удовольствию, медитации, приключению…

Я здесь не отличаюсь от коллег и тоже не пойду в область научных концепций и дискуссий. Мне кажется,я могу принести определенную пользу для тех, кто хочет лучше узнать этот метод, если поделюсь теми фактами, идеями и опытом, которые мне стали доступны в силу моего несколько нетипичного положения в расстановочном сообществе. Вместе с несколькими русскими коллегами мне посчастливилось провести много дней в Австрии, на международных лагерях Берта Хеллингера, которые представляют собойэкспериментальную расстановочную лабораторию, место «духовного приключения», как называет это сам Берт. Хеллингер, к сожалению, не «привозил» эти эксперименты в Россию, их трудно проводить в «выездном» формате. Вместе с тем, мне еще раз посчастливилось – я имела возможность учиться в России у известных специалистов в терапевтических расстановках, в которых разработаны некоторые правила работы, этика, технологические решения и методики. Представители духовных и терапевтических расстановок долгое время находились между собой в конфликте, носящем концептуальный характер, и это затрудняло информационный обмен и взаимное обогащение идеями и находками. Развитие шло в прямом смысле слова параллельно – в одном направлении, но без обмена. Рассказывая об этапах развития, которое в течение нескольких лет происходило в этих почти не пересекающихся сообществах, мне кажется, я могла бы способствовать диалогу и лучшему пониманию.

Это вполне соответствует основному (и, возможно, единственному) правилу расстановок: «Nobody is excluded » - никто не исключен, все принадлежат.

Оговорюсь, что мое мнение и взгляды совсем не являются «общепринятыми» в расстановочном пространстве. Мы много спорим с коллегами, и многие из них придерживаются взглядов на расстановки, совершенно противоположных моим. Я буду рада, если полемические статьи, а также тексты, основанные на иных взглядах на расстановки, скоро появятся и на русском языке.

«Открытие» расстановок и отличительные признаки метода

Существует несколько версий относительно того, как были открыты расстановки, и было ли это открытие как таковое, либо эволюционное развитие и соединение нескольких подходов. С начала своего широкого распространения расстановки интенсивно развивались и трансформировались, и это также рождало новые версии о том, откуда Хеллингер мог взять те идеи, которые привнес в расстановки позже.

Я рассмотрю основные версии. Комментируя их, в некоторых случаях я снова не смогу сослаться на публикации. Берт Хеллингер мало об этом пишет, но иногда говорит. К сожалению, не все его слова записаны на аудио/видео носители, но в тех случаях, когда официальная запись существует, я буду это указывать, а те читатели, которым важны первоисточники, могут обратиться за ними непосредственно в офис Берта Хеллингера. Пока, к сожалению, сведения о расстановках во многом находятся в области «устной передачи».При пересказе слов Берта Хеллингера я стараюсь свести к минимуму искажения, возникающие в процессе последовательного пересказа, а также фактор времени, и опираюсь в основном на те слова, которые слышала от Берта лично и недавно (с 2008 по 2010 годы).

Первая версия, «терапевтическая» – расстановки ведут свое происхождение от таких методов, как психодрама Якоба Морено и семейная скульптура Вирджинии Сатир,и используют также идеи из транзактного анализа,системной семейной терапии Сальвадора Минухина, терапевтов итальянской школы и других направлений.

И прежде чем мы начнем говорить о правомерности этой версии, необходимо дать определение расстановок как метода, чтобы понимать, происхождение чего мы начинаем исследовать.

Согласованного и общепринятого определения метода пока нет, я дам свое описание, которое, как мне кажется, показывает основные отличия расстановок от других практик, где расставляют фигуры (кстати, в современных расстановках расставлять фигуры уже совсем не обязательно).

Расстановки называют системно-феноменологическим подходом. Слово «системный» здесь означает, что заявленная клиентом жизненная история представляется в виде элементов и взаимодействий между ними. Элементы могут быть любого свойства, мы подробно обсудим это далее. В классических семейных расстановках в качестве элементов выступали члены семьи клиента. Работа проводилась в группе, и члены семьи клиента расставлялись в пространстве с помощью т.н. заместителей. Для каждого члена семьи выбирался заместитель – участник группы. Клиент или расстановщик располагал заместителей в пространстве комнаты, ориентируясь на свои ощущения «правильности места».

Слово «феноменологический» здесь означает, что расстановщик в своей работе опирается исключительно на наблюдения. Он наблюдает за тем, как ведут себя заместители и клиент, и за тем, что «приходит» в его собственное восприятие. Восприятие здесь противопоставляется интерпретациям и концепциям, привычным для нас в других терапевтических практиках (и это является еще одной причиной того, что развитой расстановочной теории и методологии нет).

Самое таинственное явление в расстановках состоит в том, что заместители, поставленные на место членов семьи клиента, начинают чувствовать (в общих чертах) взаимосвязи и отношения, в которые вовлечены их прототипы – реальные члены семьи клиента. Слово «реальные» тут даже не совсем уместно, т.к. заместители могут чувствовать также и то, что чувствовали члены семьи, ныне умершие. Эту способность чувствовать других, незнакомых людей мы называем заместительским восприятием . А то, откуда заместители получают информацию об этих чувствах, называют полем (знающим полем, морфическим или морфогенетическим полем).

Заместитель может рассказать о том, что он чувствует из роли своего прототипа, либо заместитель может двигаться, ориентируясь на свои ощущения в роли (например, повернуться к тому, к кому он чувствует привязанность или сжать кулаки, обозначая гнев). В расстановках двигаются очень медленно, не играя и не придумывая выразительные средства для чувств, а следуя тому, что приходит извне, из поля. Заместители в расстановках не знают о том,как себя чувствовала или вела, например, бабушка клиента, они настраиваются на восприятие этого и говорят/двигаются в соответствии с тем, что ощущают. Такая настройка помогает также «поймать» в область восприятия фигуры, о которых нет информации также и у самого клиента. Например, можно «увидеть» рано умершего брата матери, о котором никто никогда в семье не говорил и клиент о нем не знал.

Осознанное обращениек внешнему источнику (полю) за информацией и использование ее для работы с клиентской историей и отличает расстановки от других методов, где семьи (и иные системы) представляют в виде фигур заместителей и расставляют их.

Это обращение к внешнему источнику неисследованного происхождения и малоизвестных свойств, конечно же, вызывает много вопросов с точки зрения научности такой работы. Расстановки называют «магией». Я не являюсь специалистом по магическим практикам, но заметила одно важное, как мне кажется, отличие расстановок: в расстановках ведущий и группа просто наблюдают и следуют той информации и тем движениям, которые приходят из поля. Расстановку нельзя сделать «на результат» (достижение какой-то цели), в то время как магическая работа направлена именно на это.

Конечно же, можно увидеть множество рекламных объявлений расстановщиков, которые «решают все проблемы», а также множество магических дел специалистов, которые используют знания из поля, чтобы «дорабатывать» их с помощью своих методов. К сожалению, уже известно о случаях манипуляций и прямого мошенничества, совершенных с использованием знаний, полученных посредством заместительского восприятия.

Заместительское восприятие удается почти всем, кто это пробует, а при некоторых способностях и хорошей практике опытный заместитель может быстро «читать» системные ситуации, даже не расставляя фигуры в пространстве.

Вопросы этики и безопасности (для расстановщика, клиента и заместителей) будут рассмотрены в данной статье отдельно. Пока я отмечу только, что обращение за информацией к внешнему источнику с намерением «исправить ситуацию» является достаточно двойственной и противоречивой позицией. Мнение о том, какой должна быть ситуация, чтобы «все было хорошо», мешает расстановщикувоспринять внешнюю информацию о том, как ситуация проявляется сейчас (по-разному, не всегда «хорошо»).И тогда смысл обращения к внешней информации теряется, а работа перестает быть феноменологической.

А сейчас, возвращаясь к терапевтической версии о происхождении расстановок, я хотела бы подвергнуть ее сомнению, основываясь именно на том, что ни в психодраме, ни в семейной скульптуре В. Сатир заместительское восприятие из внешнего источника не является основой метода. Хотя спонтанно оно, конечно же, возникает и спонтанно же иногда используется. Но все-таки в психодраме и семейной скульптуре представление фигур в пространстве и их взаимодействие определяется «внутренней реальностью клиента», а не внешним источником.

Я описала очень схематично «типичную» расстановочную ситуацию. В расстановках, однако, важно то, что типичных ситуаций в них нет. Другая история конфликта с мамой по поводу позднего возвращения с прогулок может раскрыться через системные взаимосвязи совершенно другого свойства, и заранее это непредсказуемо. Мы не интерпретируем, мы наблюдаем то, что приходит извне, и это основной отличительный признак расстановок как метода.

Сам Берт Хеллингер на вопрос «как были открыты расстановки» говорит, что не является их автором. Он рассказывает, что расстановки открывались ему постепенно. Например, однажды, на «какой-то конференции» он представлял («замещал» в демонстрационной работе интегративного жанра) отца мальчика, больного шизофренией. Внезапно испытанные сильные заместительские чувства навели его на дальнейшие соображения о «переплетениях». Этим термином называют взаимосвязь текущей ситуации клиента с историями в других частях системы, включенной в расстановку. В самых «хрестоматийных» случаях переплетение выглядит как повтор истории (судьбы) кого-то из членов семьи, но в наблюдениях за историями в расстановках переплетения могут проявляться в многослойных, читаемых только на символическом уровне взаимодействиях, которые не имеютоднозначной интерпретации.

Второй эпизод, который обычно упоминает Берт, говоря о«предшественниках» расстановок – это его обучение в середине 70-х в США у Рут МакКлендон и Лэса Кэдиса, супружеской пары и семейных терапевтов, работавших, в частности, в транзактном анализе. На учебной группе использовались методы с расстановкой фигур в пространстве и Берт говорил, что там впервые сделал наблюдения о повторяющихся семейных сценариях. Сходные идеи можно было почерпнуть также в работах Анн Анселин Шутценбергер и Ивана Бузормени-Надь.

По моему мнению, в различных терапевтических подходах 70-80 годов, конечно же, уже присутствовали идеи повторов судеб, семейных сценариев и неосознанных связей членов рода («невидимые лояльности» в терминах Бузормени). Но читать эти лояльности и переплетения из внешнегоисточника «придумал» Берт Хеллингер. Это до сих пор считается «очень странным» подходом и в традиционной научной психотерапии неприемлемо. Впрочем, здесь мы рискуем уйти в рассуждения о том, является ли психотерапия отраслью науки вообще … Я отмечу здесь, что сам Берт Хеллингер шел к полному доверию полю очень медленно, несколько десятилетий. Только в последние несколько лет в его работах заместители свободно взаимодействуют с полем, получая из него многослойный объемный символический массив (чувства, отношения, обрывки фраз,картин, «состояний») который уже принципиально не может сопоставляться с какими-либо фактами или событиями. В современных расстановках работает сам акт непосредственного восприятия и проживания того, что приходит.

Семейные расстановки по Берту Хеллингеру, появившиеся более 30 лет тому назад, приобретают все большую популярность во всем мире. Те, кто испытал на себе действие расстановок, поражены их эффективностью и исцеляющей силой. Многие называют их чудом, которое перевернуло и изменило к лучшему всю их жизнь. Больным они помогли приобрести здоровье, одиноким - найти любовь, бизнесменам - приобрести больше денег. Расстановки помогают определить истинные причины любых болезней и проблем, установить в семьях покой и радость, а в жизни - гармонию, восстанавливают отношения с окружающими, помогают найти счастье и удачу, устраняют негативные программы и отрицательное влияние других людей, помогают избавиться от сглаза и порчи, улучшить самочувствие.

Метод расстановок по Хеллингеру очень популярен в России и вообще в Европе, и с каждым годом все больше людей проявляет к нему живой интерес. Эта популярность неслучайна. Расстановки позволяют корректировать карму рода и семьи, избавляют от родовых проклятий, помогают восстановить связи с предками, способствуют расширению сознания и росту духовности. Практически это ритуальная работа с тонкими энергиями с применением древних шаманских, суфийских, йогических и даосских техник.

Системные расстановки - это мощный эффективный метод решения различных проблем, с которыми мы постоянно сталкиваемся в жизни. С их помощью можно разрешить проблемы в браке и воспитании детей, на работе и во взаимоотношениях с родителями, улучшить здоровье и излечить депрессию. Они помогают найти любовь, прожить более полноценную и счастливую жизнь. Этому методу подвластен огромный спектр проблем в силу того, что все они решаются не на индивидуальном уровне, а на уровне семьи и рода.

С помощью расстановок можно наладить отношения в семье, избежать разводов, сложностей и измен, найти выход из сложной жизненной ситуации, понять причины болезней, принять смерть близкого человека, проститься с ним, избавиться от фобий, страхов, тревоги. Наладить отношения с близкими, улучшить связи с родными, с детьми, в том числе с приемными и особенно с так называемыми «трудными» подростками. Расстановки помогают при бесплодии, алгоколизме, наркомании. Решают финансовые проблемы и вопросы профессиональной реализации, конфликты в бизнесе. Помогают сделать правильный выбор, освободиться от повторения чужой судьбы, разобраться в себе, выйти из черной полосы в жизни, изменить ее к лучшему.

В результате многолетних исследований немецкий психиатр и богослов Берт Хеллингер обнаружил, что предки передают нам свою информацию, передают по наследству судьбу, определенным образом нас «кодируют», поэтому их судьбы нередко проигрываются в нашей собственной жизни. Во время рождения мы подключаемся к коллективному полю рода, попадаем в предопределенную цепочку связей и зависимостей, которая уже сложилась в роду. Многое, что накоплено предками, родителями, бабушками и дедушками, может проиграться и в нашей судьбе.

Причем вместе с рождением мы получаем одновременно и хорошее, и плохое наследство. С одной стороны, прожившие праведную жизнь предки являются нашими духами-хранителями, которые призваны оберегать нас от опасностей и помогать справляться с трудностями. Но если среди наших предков есть «тревожные», неуспокоенные и обиженные, они передают нам груз своих проблем, которые мы несем на себе всю жизнь.

Особенно тяжкой бывает судьба тех, чей род скрывает какую-то ужасную тайну или семейный секрет. Например, бабушка скрывает, как и где умер дед, или все дружно молчат о том, что дядя сидит в тюрьме. Чем больше секретов, тем сильнее отрицательное воздействие на семью. Любая глубоко скрываемая семейная тайна продолжает угнетать семью через века и десятилетия и оказывает отрицательное воздействие на новое, вновь рождающееся поколение.

Практически каждый новорожденный появляется на свет с определенной «программой» и набором ожиданий, которые связаны с его рождением. Неважно, эта программа сказана явно или остается невысказанной, будет подразумеваться «по умолчанию» или храниться в строгой тайне, - род, семья, родители, семейный контекст изначально определяют как жизнь ребенка, так и смерть, брак или безбрачие, профессию или призвание, его настоящее и будущее. Не случайно римляне говорили: «Мертвые хватают живых».

Мы привыкли думать, что многие наши страхи, личные переживания, болезни и несчастья являются нашей личной проблемой, но на самом деле мы никогда не одиноки, с нами всегда - весь наш род, вся наша семья - мама и папа, бабушки и дедушки, дальние и близкие родственники. Это целая иерархическая лестница родных, большое родовое дерево или огромное энергетическое поле, воздействующее на нашу индивидуальность.

Это поле является системным, то есть состоящим из нескольких частей, находящихся в резонансе друг с другом. Его части связаны и соединены друг с другом.

То, что происходит с одной частью системы, обязательно влияет на другую часть системы - неважно, это сильное влияние или слабое. Если происходит движение в одной части энергетического поля, через какое-то время следуют изменения в другой. То, что касается одного члена системы, так или иначе затрагивает всех.

Самой маленькой системой здесь может быть субатомарная частица атома, молекулы или кристалла или клетка ткани, органа или организма. Или это может быть индивидуум, отдельный человек в поле семьи, поле рода или в поле содружества наций. Таким образом можно сделать вывод, что каждый живой организм - от человека до семьи и даже рода - можно рассматривать как системы, составляющие энергоинформационное поле.

Хотя открытие понятий Поля и Системы было сделано еще в начале 20 века, эта теория не применялась к человеку или роду. Ситуация стала меняться в 1956 году, когда все живые организмы, начиная с органической клетки, стали рассматривать как системы. Затем теория систем включила в себя самого человека, его семью, а впоследствии даже экономику страны и экологию планеты.

Хеллингер объединил все знания о поле, системах и роде и нашел новые практические методы, исцеляющие человека, которые с каждым годом получают в мире все большую популярность. Этот удивительный человек в возрасте 10 лет оставляет родительскую семью и поступает в колледж при католическом ордене, а в 1952 году принимает сан священника, и его направляют в Африку на миссионерскую работу среди зулусов. В 1971 году он выходит из Ордена, слагает с себя сан священника и возвращается в Германию, где сразу же поступает в Мюнхенский Психоаналитический Институт.

В дальнейшем он изучает и практикует современные ему методы психотерапии, такие, как первичную терапию Артура Янова, трансактный анализ Эрика Берна, недирективную гипнотерапию Милтона Эриксона, провокативную терапию Франка Фарелли, гештальт-терапию Перлза, удерживающую терапию Ирены Прекоп, а также НЛП у Гундля Кучеры и семейную терапию у американцев Лесли Кадиса и Рут МакЛендон. Именно у последних появились прообразы первых семейных расстановок, которые впоследствии стали визитной карточкой Берта Хеллингера и теперь уже прочно ассоциируются с его именем. Хеллингер изучил все современные методы психотерапии, но остановился именно на методе семейных расстановок потому, что посчитал его самым эффективным.

Семейные расстановки - это процесс воздействия на энерго-информационное семейное поле, которое содержит в себе все знание о развитии этой семьи и ее предках. В результате этого процесса меняется и физическое состояние человека, и его эмоции, характер и события, то есть его судьба.

Если влиять на поле, можно оказать воздействие на человека и всех членов его семьи. В результате расстановки у клиента возникает новое представление о своей семье и новый, более гармоничный образ семейных отношений, который будет «работать» независимо от него самого. Точно так же, как старый образ семьи влиял и подсознательно воздействовал на клиента, точно так же будет действовать теперь новый.

Хеллингер обнаружил, что род и семья порой влияют на нас так сильно, что мы не можем жить своей жизнью. Вместо того, чтобы быть свободной личностью внутри семьи, мы повторяем судьбу своих предков и настолько сильно связаны с родителями, что не можем жить нормально.

Это как тяжелый груз, который прижимает нас к земле и не дает идти по жизни дальше. Зато правильные отношения с родом дают силу и энергию. Чтобы освободить человека от этого тяжелого груза, необходимо провести семейную расстановку.

Обычно расстановки проходят в группе. В этом случае клиент выбирает из собравшихся заместителей для себя и своих родных и расставляет их относительно друг друга в таком порядке, который кажется ему наиболее близким к той картинке семьи, которая присутствует в его сознании.

Когда заместители «проникаются» своими ролями, они начинают двигаться и действовать в соотвествии с силовыми токами, которые присутствуют в энергетической системе семьи. В это время у ведущего расстановку специалиста появляется возможность откорректировать происходящее и помочь клиенту решить его проблему с помощью определенных ритуалов, слов и действий. В результате на площадке выстраивается наиболее близкая к идеалу картина семьи или взаимоотношений.

А если клиенты предпочитают индивидуальные сеансы, то работа идет в воображении. И групповые, и индивидуальные расстановки - это невероятно эмоционально насыщенный процесс. Поэтому чем читать об этом, лучше один раз увидеть, а еще лучше - испытать очистительное и целительное воздействие расстановок на себе.

Почитать подробнее о семейных расстановках по Берту Хеллингеру - на сайте Путеводная звезда, или практическая астропсихология

В поисках информации о психологах для разбора мыслей, набрела на интересный метод о расстановках по Берту Хеллингера. Очень бы хотела разобраться в себе и уже ищу подходящего расстановщика. Очень бы хотелось "живых" отзывов - есть мнения что это страшно, мистика, вредно и даже называют участников зомби.

В последнее время все более набирает популярность метод психотерапии, который называется Системно-феноменологический подход Берта Хеллингера. Более простое название - "метод системных расстановок" или просто "расстановки". Многие терапевты используют расстановки или отдельные их элементы в своей работе, и как показывает практика, этот метод является очень результативным и позволяет во многих случаях решить довольно сложные задачи, или проблемы в области взаимоотношений, здоровья, карьеры и т.д. Наши специалисты также используют этот метод в своей работе, в связи с чем, я счел необходимым кратко рассказать самое важное об этом методе, что позволит получить о нем достаточно полное представление. При этом я постараюсь описать метод как можно более простым языком, избегая мудреных научных терминов.

Основа

Берт Хеллингер (род. 1925 г.) с 1980 годов стал выявлять закономерности, которые приводят к конфликтам между членами семей и к тяжелым последствиям. На этой основе он разработал свой подход и метод системной семейной расстановки. К его исследованиям также подключались его ученики, коллеги, последователи. Каждый из них внес что-то свое в этот метод, обнаружив действие законов и закономерностей за пределами семейных отношений, в самых разнообразных сферах жизни и человеческой деятельности.

Какие проблемы и задачи могут решать расстановки?

Методом расстановок в настоящее время решаются возникающие конфликтные ситуации в семейных отношениях, межличностных отношениях, в организациях и на предприятиях, определяются корни многих серьезных психических и физических заболеваний, травм, суицидальных наклонностей, несчастных случаев. Запросом на расстановку могут быть также финансовые проблемы, неопределенность в жизни и отсутствие интереса к ней, определение своего жизненного предназначения, отсутствие детей в семьях, наследственные заболевания и т.д. В общем, запросом на расстановку должно быть что-то важное, ищущее решения, ответа. В запросе должна быть энергия, желание достижения результата, и чем яснее цель и больше это желание, тем успешнее и эффективнее будет достижение. Любая жизненная ситуация, любая проблема обязательно имеет свои корни, и если решать проблему поверхностно, то она прорастет вновь рано или поздно. Действительно изменить ситуацию можно только там, где она возникла, и этот метод помогает найти и место и решение.

Всегда ли помогает расстановка?

Как показывает практика, расстановка помогает как минимум в два раза эффективнее, чем некоторые другие методы терапии, Однако не надо думать, что нашлось средство для 100% решения всех проблем. Во-первых, необходима работа клиента во время расстановки и после нее, т.к. успех зависит на 50% от терапевта, на 50% от клиента. Последний увидит, откуда проблема пришла в жизнь, как и что надо теперь делать, но само действие и вся ответственность целиком лежит только на нём. Кстати, это основной принцип успешной терапии: она будет успешной только в том случае, если клиент всю ответственность за все, что происходит в его жизни берете на себя на 100%. Если же он продолжает кого-то обвинять в своих проблемах и неудачах, не торопится на терапию, он просто отдаст свои деньги, получив временный видимый эффект, и жизнь его вернёт к тому уроку, который он проходил, испытывая страдания.

Во-вторых, причины страданий могут быть слишком тяжелыми, т.е. человек совершил поступок, последствия которого должен прочувствовать на себе, искупить его. И у судьбы на человека есть свои планы, которые она пока не будет менять. Например, тяжелые заболевания в виде рака или СПИДа, особенно в запущенной форме излечиваются редко, и тут бывает необходимым принять свою судьбу, что также иногда ведет к исцелению. Хочу тут уточнить, что принять это не значит опустить руки, это означает взять ответственность на себя и именно это зачастую дает необходимые силы.

Что такое расстановка и как она проводится

Одно из преимуществ этого метода в том, что он позволяет работать сразу с большим количеством людей, оказывая свое воздействие не только на клиента, чей запрос рассматривается, но и на всех присутствующих и наблюдающих за расстановкой. Поэтому терапия проводится в группах от 8-10 человек, верхний предел группы не ограничен. Оптимальное количество участников 30-50 человек.

Группа рассаживается, образуя круг. На один из стульев садится также терапевт, стул справа от него остается свободным – это клиентское место. Перед началом работы, как правило, присутствующие по кругу представляются и озвучивают то чувство, с которым они пришли на терапию и также свой запрос или проблему, которую они хотят разрешить. Если работа проводится не с определенным клиентом, оговоренным заранее, то клиент находится среди присутствующих. Терапевт определяет, в каком из озвученных запросов есть энергия и желание решить проблему. Клиент садится рядом с терапевтом и с ним ведется короткая беседа, направленная на уточнение запроса, при этом терапевт смотрит, куда направлен запрос клиента, откуда могла возникнуть проблемная ситуация. Также, при необходимости уточняются некоторые подробности из жизни клиента, его родителей и предков.

Далее клиенту предлагается выбрать из числа присутствующих, заместителя для себя и для тех лиц, имеющих отношение к клиенту, которых определит терапевт (например, заместителей мамы и папы клиента). После этого клиенту предлагается расставить этих людей внутри круга так, как он это видит в своем представлении. Клиент берет сзади за плечи каждого из заместителей и размещает их каким-то образом внутри круга (согласно своему внутреннему образу), после чего садится на место. И вот тут начинается самое интересное, то, из-за чего расстановки называют мистическим процессом. Заместители, которых клиент разместил в поле, начинают испытывать те же чувства и эмоции, что и реальные люди, которых они сейчас замещают. Они начинают чувствовать по отношению друг к другу то, что чувствуют эти люди. Они могут видеть людей или события, имеющие отношение к этой ситуации, и тогда, терапевт, уточняя у клиента какие-либо детали, добавляет в расстановку заместителей этих людей или событий, которые в свою очередь начинают испытывать их чувства, эмоции и даже мысли. При этом не имеет значения, жив ли этот человек, которого представляет заместитель, или умер, так как поле проявляет в лице заместителя качества этого человека, его потребности и желания и т.д.

В ходе расстановки могут проявляться такие скрытые вещи, как количество абортов у женщины, наличие любовных связей вне брака и внебрачных детей, семейные тайны и тому подобное. В случаях, когда это возможно было выяснить и уточнить, подтверждается достоверность проявляемых событий. Терапевт, используя заместителей, направляет расстановку туда, откуда возникла причина проблемы и причина становится очевидной. Как правило, это происходит из-за нарушения определенных законов, неправильных действий, отторжения любви. После того, как причина проявляется, терапевт, пробуя различные варианты, ищет решение. При этом он меняет местоположение фигур в круге, расспрашивает их о чувствах и о том, как они при этом меняются. Конечный образ является решением для клиента, когда и он сам и все фигуры чувствуют реальное облегчение, избавление от тяжелого и гнетущего. Внутри клиента закрепляется внутренний исцеляющий образ – решение. И через некоторое время он начинает действовать в жизни. Принцип изменений в жизни таков: меняешься сам, меняется мир вокруг тебя. И расстановки очень наглядно демонстрируют, как этот принцип работает.

Через некоторое время после расстановки (или сразу) клиент чувствует, как его жизнь меняется, меняются люди и события, и приходит что-то совсем новое. И теперь уже он решает, как ему жить по-новому. В настоящее время наработан огромный практический опыт, когда в результате расстановки происходили удивительные, порой невероятные изменения в жизни участников.

При этом важно отметить, что результат расстановки оказывает влияние не только на клиента, но и на остальных участников. Похожие ситуации резонируют и дают свои результаты и у заместителей и у тех, кто наблюдает за расстановкой. Зачастую позитивный результат у присутствующих может быть даже больше чем у клиента.

Хочется также добавить, что расстановку лучше хоть один раз увидеть, чем сто раз услышать или прочитать о ней, потому, что это действительно удивительный процесс очищения и избавления от негатива. И лучше всего об этом процессе расскажут собственные ощущения.

Всё новое - давно забытое старое...

История расстановок уходит корнями более 6000 лет назад, когда духовные учителя в некоторых религиозных направлениях, принимая своих учеников, ставили их на место того, с кем у ученика был конфликт, чтобы он мог прочувствовать того человека с кем конфликтует, его боль или обиду. Также в древней Греции, актеры перед выступлением приглашали специальных людей, которые вживались в роль персонажей и играли их чувства, эмоции, действия, а актеры наблюдали за своими героями, как будто они присутствовали тут и учились подражать им, перенимать их чувства, после чего они замечательно играли эти роли. Также история психологии и психотерапии может рассказать многое о том, как в различных техниках использовался подобный феномен перенятия чужих чувств. Некоторые терапевты использовали в своей практике этот феномен, проводили подобные расстановки, но до Б.Хеллингера не пытались систематизировать свои наработки и выделить в отдельный метод.

Мистика или наука?

Системные расстановки признаны официальным методом терапии. Феномен, который проявляется в ходе расстановки, связанный с перенятием чужих чувств, сейчас признается одним из научных явлений, вроде закона притяжения. Он просто принимается как нечто, пока необъяснимое, но при этом научное. Современная наука уже не стремится к тому, чтобы слепо отвергать непонятные ей явления (например, НЛО, привидения и т.д.) а пытается найти им объяснение. Ряд же разумных ученых обращаются к древним трактатам, где описаны все тайны и их причины, а также все открытые наукой явления и пока еще не открытые.

Кто может проводить расстановки?

Теоретически, для того, чтобы научиться проводить расстановки, можно, имея психологическое образование, пройти курсы повышения квалификации в сертифицированных заведениях, после чего, как можно больше нарабатывать практику (т.к. все расстановки очень индивидуальны и написать единый учебник, применимый ко всем случаям невозможно). При этом внешне можно даже стать довольно успешным в этой области.… Но не все так просто, как и везде, тут также существуют скрытые, но очень важные законы, несоблюдение которых может навредить и клиенту и группе и в итоге приведет к тяжелым последствиям для самого расстановщика.

Очень важна личность терапевта, проводящего расстановки. Это должна быть целостная личность, знающая цену, которую придется платить за свои ошибки и готовая к этому. Терапевт должен быть экологичен, т.е. понимать и уважать границы дозволенного, не пытаясь манипулировать людьми или использовать расстановки как метод наживы. Первичная его цель должна быть направлена на оказание помощи тем, кто ее ждет и просит. Нельзя вмешиваться «из добрых побуждений» туда, куда его не просят, в те области, куда пока его не зовут.

Расстановки влекут за собой серьезные изменения в судьбах людей, а за каждое такое вмешательство придется нести ответственность рано или поздно. Например, если человек не имеет достатка, и расстановщик увеличивает его достаток, при этом он должен дать знания о том, с чем была связана его нищета, иначе он сам станет нищим, чтобы пройти этот урок вместе со своим клиентом (который также вернется в свое состояние). То же самое касается вопросов здоровья, отношений и т.д. Как только терапевт берет на себя роль волшебника или Господа Бога, он автоматически берет на себя судьбу того, кому помогает. Причем, как правило, терапевт этого не замечает, если не имеет определенных качеств, не развивает их в себе. Тогда гордыня, жадность и прочие недруги незаметно проявятся в сердце, после чего придет разрушение на всех уровнях жизни. Сам терапевт, если он не дает глубокие знания причин страданий своему клиенту, или если он думает что он не инструмент, но сам решает проблемы, то он разделит страдания, взяв на себя часть судьбы клиента. А клиент, получив временное облегчение и передышку, снова вернется к своим урокам. Именно поэтому, к выбору терапевта необходимо подходить очень обдуманно, выяснив не только, сколько лет он занимается терапией, но главное, что это за личность, каковы его мотивы и цели, а также личностные качества.

Но в любом случае каждый сам выбирает, насколько он воспользуетесся этим советом. Ведь, в конце концов, это тоже право выбора и личная ответственность человека.

Когда в нашу жизнь врываются ситуации, от которых мы чувствуем боль, злость, обиду, разочарование, - что с этим делать?

Всегда ли это наши чувства и всегда ли мы контролируем ситуацию?

Расстановки вошли в мою жизнь в 2007 году - и за один день полностью перевернули сознание. Я осознавала, что я ничего не контролирую на самом деле, более того, очень многое в моем мире - иллюзия. Но что еще больше произвело на меня впечатление - это изменения, которые стали происходить и во мне, и в мире вокруг меня.

Случалось ли вам проходить тренинги прощения и отпускания - и потом понимать, что ничего не прошло - ничего не простилось и не отпустилось? Помнится, Марина Таргакова говорила об этом явлении: «Я прощала по Лууле Виилме, прощала по Луизе Хей, прощала по Свияшу….» Мне это очень хорошо знакомо, у меня практически так и было. Прощаешь, прощаешь, а все никак не прощается почему-то.

Всегда ли это означает, что мы плохо работаем и прикладываем мало усилий? Или мы просто копаем огород вилкой?

Для меня метод системных семейных расстановок стал надежной лопатой - с помощью которой можно гораздо быстрее и качественнее выполоть сорняки и посадить кусты роз. С его помощью я смогла, наконец, прополоть парочку давно заросших грядок.

В каких ситуациях могут помочь расстановки:

  • Наладить отношения с родителями - или по крайней мере сделать в этом направлении первый шаг
  • Наладить отношения с партнером
  • Разрешить проблемы в отношениях с детьми
  • Понять, почему любовь в жизни не случается и не получается
  • Простить и отпустить того, кого давно пора отпустить
  • Увидеть свою жизнь через другое стекло
  • Осознать, куда мы движемся на самом деле и почему

Как это выглядит

Семейные расстановки проходят в виде тренинга, в процессе которого находятся решения для проблем и ситуаций участников.

Процесс работы очень прост:

  • Вы обозначаете проблему
  • Вы немного рассказываете о семье (общие сведения, желательно только ведущему, чтобы эти сведения не мешали другим работать)
  • Затем вы выбираете из числа присутствующих людей заместителей для основных членов вашей семьи и для себя самого (первое время вы наблюдаете со стороны)
И тут начинается самое интересное. Люди вступают в контакт с энергетическим полем. И они начинают чувствовать то же, что и реальные люди, которых они замещают. Более того, они начинают говорить так же, двигаться так же, как ваша мама или муж.

Вопросы, которые задает заместителям ведущий, обычно просты:

  • Комфортно ли тебе стоять?
  • Что ты видишь?
  • Куда ты смотришь?
  • Что ты чувствуешь к остальным?
И ощущения реально есть. Вы, наблюдая со стороны, даже можете узнать какие-то жесты и повадки ваших близких - например, кто-то может начать щелкать пальцами, как ваш брат, а кто-то вдруг проявит властность, как ваш отец.

В то же время когда участвуешь в расстановке, эти ощущения приходят сами. И иногда даже удивительно, что сидел на скамейке с Васей - Вася нравился. А тут прямо так хочется его ударить, что еле сдерживаешься!

Или наоборот - был Коля как Коля, вы его даже не заметили, а вот стал он «вашим мужем», и вы чувствуете, как вас к нему влечет - и не можете остановиться - гладите его по руке.

После обозначения эмоций наружу выплывает причина проблемы - иногда сразу, иногда через какое-то время. И вы ясно видите, что, например, ваша обида на мужа на самом деле не ваша. Это ваша бабушка обижена на деда за то, что у него была другая женщина (кстати, если в системе какого-то не хватает, это тоже сразу видно - например, любовницы деда, и дед чувствует себя потерянным и говорит, что у него тут кто-то должен быть).

На завершающей стадии заместители проговаривают друг другу самые важные вещи («Я сожалею», «Я тебя люблю» и т.д.) и выстраиваются в правильном и комфортном порядке.

Когда смотришь со стороны, иногда кажется, что люди выучили сценарий и говорят то, что их просят. Но когда ты участвуешь, ты понимаешь, что это не игра. Что информация приходит откуда-то свыше.

Очень часто всплывают вещи, которые известны только самому делающему расстановку. А еще чаще - те, которые ему неизвестны. И иногда бывает даже возможность проверить.

Например, один мой знакомый выяснил в расстановке, что он не родной ребенок своих родителей. Сперва это было для него огромным потрясением, но затем он нашел в себе силы спросить у мамы. Первые несколько минут она молчала в шоковом состоянии. А потом спросила: «Откуда ты знаешь?»

Другая девушка на расстановке узнала о любовнице деда. К счастью, бабушка была еще жива, и она смогла у нее спросить. Бабушка сперва отмалчивалась. А через пару дней позвонила и сказала, что никто кроме нее и деда не должен был об этом знать.

Третий мужчина на расстановке узнал, что его сын не от него. Это было тяжелым ударом. Жена отказалась от комментариев, но он сдал тест на отцовство - и информация подтвердилась. Он не отказался от ребенка, но стал выяснять, кто настоящий отец. Самым большим потрясением для него стало то, что отцом был его родной брат.

Поэтому самые главные правила для участвующего:

  • Быть готовым узнать не самую приятную правду о своих предках - это особое мужество, и иногда на это сложно решиться
  • Быть готовым принять эту правду, хотя обычно первая реакция - это шок. Причем гораздо проще принять что-то далеко от себя (в третьем колене), чем то, что близко. Любовница прадеда - это нормально. Любовница папы - это трудно.
  • Быть готовым не набрасываться сразу с вопросами на родных. Во-первых, переждать время, когда улягутся эмоции. Во-вторых, все вопросы строить очень деликатно - не утверждая (я вот теперь все про вас знаю), а спрашивая (очень хороший вариант - «Мама, ты знаешь, мне приснился сон…» - через пару недель обычно мама звонит и говорит, что этот сон правдив)
  • Быть готовым помочь другим в работах. Можно, конечно, сделать только свою работу и уйти. Но остаться заместителем на остальных - это отдельное мужество и особая щедрость. Вы можете так помочь другим - почему бы просто не сделать это?
  • Быть готовым молчать о чужих работах и на какое-то время забыть о своей. Есть такая штука, как конфиденциальность - и о ней все знают. Но помимо этого нельзя разбрасываться энергией, полученной в работе, направо и налево - а рассказывая об этом, вы тратите часть энергии на пересказы и домыслы.

Конечно, важно сказать, что:

  • Расстановки не панацея. Далеко не все проблемы можно решить таким образом. Для большинства застарелых проблем требуется, возможно, не одна работа. Помимо расстановок необходима качественная психотерапия.
  • Расстановки - это указание пути. После этого необходимо знания применить в жизни. Начать вести себя иначе. Сказать кому-то что-то важное. Или наоборот - перестать тратить время и силы на общение с кем-то.
  • Иногда информация, полученная на расстановках, не подтверждается. Это значит, что либо что-то было неверно истолковано, либо в процесс расстановки вмешивались личные мотивы расстановщика, заместителей, клиента. Вариантов много.
  • Очень много зависит от расстановщика. Какие у него намерения, насколько у него открытое и чистое сердце, насколько вы доверяете ему и группе.

Законы системы

Для начала надо понять, кто входит в родовую систему. В нее входят:
  • Все рожденные в этой системе (включая выкидыши, аборты, умерших в младенчестве, отданных в детские дома и т.д.)
  • Все партнеры и сильные эмоциональные связи
  • Все те, кто помог системе выжить
  • Все те, кто нанес системе какой-либо ущерб
То есть (если говорить простым языком) в систему среднестатистической женщины войдут:
  • Дети мужа от предыдущих браков
  • Предыдущие партнеры или значимые эмоциональные связи
  • Предыдущие партнеры или значимые эмоциональные связи мужа,
  • Родные братья и сестры, в том числе рано умершие и абортированные,
  • Родители
  • Предыдущие партнеры родителей
  • Дедушки и бабушки
  • Прадедушки и прабабушки
А также стоит отдельно выделить в роду:
  • Всех тех, у кого была особенная судьба (репрессированные, погибшие, инвалиды, убийцы, убитые),
  • Всех тех, кто оказал системе существенное благодеяние или причинил существенный ущерб (Например, женщина, которая взяла на воспитание сироту после войны и тем самым спасла его. Или тот, кто принимал участие в раскулачивании прадеда)
Довольно внушительный список, верно?

Существует четыре основных закона рода. Нарушение этих законов влечет за собой различные проблемы в жизни.

Закон 1. Закон принадлежности.

Каждый, кто когда-то вошел в систему, остается в ней навсегда. То есть мы не можем вычеркнуть из своего рода тех, кого считаем ненужными.

Так часто бывает с бывшими мужьями (особенно если детей не было), с абортированными детьми (особенно если по молодости и в тайне), с нежелательными элементами - преступниками, алкоголиками и т.д.
Что же с ними со всеми делать? Нарисовать и принять их в свое родовое древо.

Закон 2. Закон замещения.

Если мы вычеркиваем из системы кого-то, то новый член системы (обычно ребенок) начинает энергетически его замещать.

Пример: У мужчины второй брак. Первая жена надежно вычеркнута из жизни (словно ее и не было). Может быть, был слишком болезненный разрыв, а может быть мама просто не хочет слышать о других женщинах в жизни папы.

Так или иначе - ее вычеркнули. После этого в семье рождается дочь (или сын). И энергетически она начинает замещать папину первую жену. Это выражается в двух составляющих:

Мама относится к ней как к сопернице - сама не понимая почему. Постоянно хочет отправить ее в лагерь, к бабушке или еще куда-то, лишь бы подальше от дома. Впрочем, и дочка особой симпатии к маме не испытывает. Наоборот, пытается маму «строить» и чувствует свое преимущество. Указывает маме, что ей делать, когда чистить зубы и т.д.

Папа обожает дочку - и это взаимно. Он носит ее на руках, выполняет все ее прихоти. Одним словом, типичная папина дочка.

Но ведь такое поведение ребенка и родителей - совсем не норма, верно?

При этом чем девочка взрослее, тем проблем больше. Зачастую она не может найти себе мужа (потому что энергетически муж уже есть - и это папа). У нее не складываются отношения с мамой. И так далее.
И если дать место в системе и своем сердце первой жене, дать ей уважение, которого она заслуживает - какой бы она ни была в реальной жизни, то ребенок начнет вести себя иначе.

Закон 3. Закон иерархии.

Тот, кто вошел в систему раньше, имеет преимущество перед теми, кто вошел позже.

Поэтому первая жена имеет системное преимущество перед второй. Это не значит, что первая ЛУЧШЕ, просто она что-то сделала в системе для того, чтобы вторая в нее вошла.

Также старшие дети имеют преимущество перед младшими, а родители перед детьми.

Но при этом новая семья имеет преимущество перед старой. То есть моя нынешняя семья для меня должна иметь больший приоритет, чем моя родительская (На деле так бывает далеко не всегда. Бывает, что у нас уже и дети есть, и иногда даже внуки, а мы все живем проблемами своих родителей).

То есть получается очень интересный баланс - мой муж вошел в систему позже, чем моя мама. Поэтому моя мама имеет преимущество. И она должна получать уважение от меня и мужа, как старшая. Но при этом моя нынешняя семья должна иметь для меня преимущество перед родительской. И я должна в большей степени заниматься мужем и детьми, чем мамой. Сохраняя при этом уважение к маме, как к старшей.

Закон 4. Закон любви.

Энергия любви течет от предков к потомкам и никогда наоборот.

Это не о том, что не нужно любить мам и пап, а о том, что энергию мы должны отдавать детям. И жизнь свою посвящать детям, а не родителям. Я могу целыми днями думать о маме, вести с ней постоянные споры (даже если просто у себя в голове), заботиться о ней, как о маленькой девочке. И тогда мои дети не получат от меня энергии материнской любви. Потому что вся любовь начинает течь не в ту сторону, и детям не остается ничего.

Родителям нужно быть благодарными и относиться к ним с почтением. А ведь очень часто мы заботимся о них, но внутри себя считаем их полусумасшедшими или отставшими от жизни, верно?

Как обнаружить сбои и исправить ситуацию

Я призываю вас не заниматься диагностикой самостоятельно. Вы можете придумать то, чего нет. К тому же не бывает двух одинаковых систем. Даже если вам кажется, что у кого-то система точно как у вас, стопроцентно могу сказать - это не так. У вас могут быть похожие причины, но разные следствия, и наоборот - одинаковые следствия, но разные причины.

Самое лучшее, с чего можно начать - нарисовать свое генеалогическое дерево. Расспросить маму и папу о предках, посмотреть тенденции в роду.

Иногда сразу видно, что женщины по материнской линии, например, выходят замуж не менее трех раз, а мужчины - рано умирают.

Обычно о самых сложных вещах не говорят - об абортах, убийствах, любовницах и всем остальном - поэтому после расстановки ваше дерево, скорее всего, пополнится новыми членами.

После того, как вы сформировали запрос и нарисовали дерево - ищите хорошего специалиста. Лучше всего - по рекомендации (метод сегодня очень моден, и расстановки делают все - но не все делают их качественно).

  • На самого человека. Сначала встретьтесь лично (на расстановках часто можно сперва прийти бесплатно просто заместителем) и посмотрите - внушает ли он вам доверие? Решил ли он у себя свои проблемы (ведь в психологи обычно идут те, кому нужна подобная помощь)? Есть ли у него семья, дети, бизнес? Приятно ли с ним общаться? Доверяйте своей интуиции. Этот критерий очень часто оказывается самым главным.
  • На отзывы. Если есть возможность, то лучше идти по рекомендации - когда вы видите плоды работы человека. Если такой возможности нет - может быть, есть отзывы в письменном виде или координаты других клиентов.
  • Очень часто после качественной работы что-то сдвигается, меняется и решается.
Опять-таки приведу свой пример - метод мне очень близок.

Я сделала более 20 работ для того, чтобы решить свои проблемы в семье. В добавок к этому мой муж тоже сделал несколько работ.

И меня потрясли результаты:

  • Во-первых, мы сразу поняли, почему мы создали семью - наши родовые динамики просто нуждались друг в друге - для рода своего папы я была потерянным ребенком (обо мне никто не знал, кроме самого папы), а в роду папы моего мужа был забыт потерянный ребенок (кстати, тоже девочка). И это только один из факторов.
  • Во-вторых, сделав несколько работ на тему заболевания нашего сына, были выявлены некоторые динамики. И после этих работ в состоянии Данила были реальные улучшения. Например, на семинар Марианны Франке-Грикш сперва пришел Леша. Он сделал работу на тему заболевания Данила, и в этот же вечер у ребенка поднялась температура до 40. Мы сбивали ее, а она снова поднималась. Других симптомов не было совсем. Через два дня я пришла на семинар к Марианне и сделала свою работу на ту же тему. И к моменту моего возвращения домой, температура спала. Сама.
  • В-третьих, мы постоянно делаем работы на тему бизнеса - когда нет понимания, почему клиент не платит деньги, или почему не получается что-то в развитии проектов.
  • В-четвертых, наши отношения с мужем изменились до неузнаваемости - стали более теплыми и доверительными, мы перестали воевать и ругаться.
  • В-пятых, именно расстановки помогают мне восстанавливать отношения с мамой - которые никогда не были для меня источником радости.
  • К тому же, хотя прямо с этими вопросами я не работала, у меня улучшились отношения со свекровью, братом и деньгами.
Конечно, я не буду расписывать все проблемные места наших родов - это не этично по отношению к предкам.

Мне кажется этот метод был послан нам, чтобы мы смогли решить свои материальные проблемы, увидеть свет в конце тоннеля и стать счастливыми уже в этой жизни. Мы можем выполнять свои обязанности в семье и на работе. Потому как освобождаясь от пут, мы можем идти вперед.