Домашнее задание буква м. мел – – – – –

Дата:

Класс:

Тема: «Звук и буква М».

закрепить четкое произношение звуков ибукв [м], [м‘], буквами “М”, “м”;

Коррекционно-развивающая

Коррекционно-воспитательная :

Оборудование:

Ход урока

1. Организационный момент.

Живет она в норке
В подполье, в каморке.
Серая малышка
Кто это? (мышка)

Произнесите несколько раз это слово. Какой звук слышится в начале слова?

- (Звук [м])

Какой он гласный или согласный?

-(Согласный, при произношении образуется преграда из губ)

Звонкий или глухой?

Назовите слова, в которых есть звук [м]

-(Машина, молоко, малыш, магнитофон, март, май)

Получилась буква М? – Да!

3. Основная часть.

Знакомство со звуком [М].

Голодная - мычит,

Сытая - жует,

Всем детям молоко дает. (Корова )

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Фонетическое упражнение.

Корова мычит: ММММММММММ... (вслед за взрослым произносить звук [М] длительно).

Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки».

м, а, у, м, м, и; ам, ар, ор, ом, ма, му, ка, са, мы; мак, Оля, муха, дом, суп, мука;

Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать и повторить слоги, при этом ребенок должен почувствовать смыкание губ при произнесении звука [М]:

ма, мо, му, мы; ам, ом, ум, им.

Повторить слоговой ряд:

ма-мо, ма-мы, му-ма, му-мы; ам-ом, ум-им, ум-ам, ом-им.

Скороговорка: Мама мыла Милу мылом. - Произносите скороговорку с разными интонациями (удивления; радости; печали).

Игра “Догоняй-ка” (Работа продолжается до тех пор, пока произношение детьми не достигнет темпа скороговорки)

4. Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
- Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.

Игра “Дополни слоги до слов”

    ма- (машина, малина, матрешка, мальки)

    мо- (море, морж, мойка, мост, мох)

    му – (мусор, муха, муравей)

    мы – (мышка, мышь, мысли)

    ми – (мишка, миска, минута, мир)

    ме – (месяц, метр, мебель, мех, мел)

Чтение слогов и чистоговорок.

Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.

Ми-ми-ми - поем ноту ми. (Слайд 17).

Письмо буквы М в тетради.

5.Итог занятия.

говорили на занятии ?

Какой это звук?

Каким цветом обозначаем?

Дата:

Класс:

Тема: «Звук и буква М».

Коррекционно-образовательная: Познакомить детей с новыми звуками [м], [м‘], буквами “М”, “м”; учить сравнивать звуки, различать буквы; .

Коррекционно-развивающая формировать навыки сознательного, правильного, слогового, беглого чтения; делить слова на слоги; развивать умение анализировать слова, познавательные интересы и способности; развивать речь, внимание, память; обогащать словарный запас;

Коррекционно-воспитательная : развивать внимание, самоконтроль; развивать коммуникативные и речевые навыки.

Оборудование: индивидуальные зеркала, карандаши, мячик,

Ход урока

1. Организационный момент.

Игра «Запомни – повтори»
Гном – альбом – дом – ком 3 – 4 варианта цепочки
- Что общего в словах?
Муха – мыло – малина – моток 3 – 4 варианта цепочки
- Что общего в словах?
Мила – пирамида – пулемёт
- Что общего в словах?

На что похожа буква М? Что она напоминает вам? Выйти и взяться за руки.

Получилась буква М? – Да!

Давайте вместе громко произнесём этот звук, тихо, шепотом, без звука.

Сегодня на уроке мы не только повторим, то что изучили ранее, но познакомимся с новой буквой.

2. Артикуляционная гимнастика:

3. Основная часть.

Знакомство со звуком [М].

Взрослый предлагает ребенку отгадать загадку и ответить на вопрос:

Голодная - мычит,

Сытая - жует,

Всем детям молоко дает. (Корова )

«Как мычит корова?» - «МММ...»

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [М]: когда мы произносим звук [М]:

Губки сомкнуты без напряжения;

Воздух выходит через нос;

Горлышко «работает».

Звук [М] петь нельзя, т. к. губки создают преграду воздуху. Этот звук - согласный, твердый, звонкий (горлышко «работает»), поэтому мы обозначаем звук [М] синим кружком с колокольчиком. Таким образом ребенок усваивает характеристику звука [М].

Дидактическое упражнение «Доскажи словечко, назови первый звук в слове».

В подполье, в каморке

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто это?., (мышка )

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной... (медведь )

Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадке:

Зимой - спит,

Летом - ульи ворошит. (Медведь )

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз )

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь )

Целый день летает,

Всем надоедает,

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха )

4. Пальчиковая гимнастика “Молоточки” .

О.С. – ноги – на ширине плеч, руки опущены. Пальцы сжаты в кулачок.

– Кулачок об кулачок постучали – чок да чок. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. Молоточки тук-тук, по гвоздочкам стук-стук. Молоточки тук-тук-тук. По гвоздочкам стук-стук-стук. (Повтор – 2 раза под музыку, дети выполняют соответствующие движения

Звуки М – Мь в предложениях
Нам приготовили следующее задание.
У Октября рассыпались предложение и нам надо помочь ему их собрать добавть слова в которых пишеться буква М
Оля пьёт ….
По дороге едит….
Спит в берлоге…..
В саду растет ягода …..

Письмо буквы М в тетради.

5.Итог занятия.

Ребята, вспомните, о каком звуке мы сегодня говорили на занятии ?

Какой это звук?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Выучить чистоговорки:

Ма-ма-ма - дома я сама.

Му-му-му - молоко кому?

Мо-мо-мо - едим эскимо.

Мы-мы-мы - прочитали книгу мы.

Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Ме-ме-ме - дай-ка травки мне.

Взрослый произносит пару слов и просит ребенка определить, какой первый звук в этих словах, а затем составить с каждым словом предложение:

мышка - мишка; мыла - Мила; мал - мял.

Задание 19. Упражнение для пальчиков и развития координации речи с движениями:

Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы

А теперь все дружно встали. в кулачки.

Ножками потопали, Выполнять соответствующие

Ручками похлопали. движения.

Мы писали, мы писали, Ритмично сжимать пальцы

Наши пальчики устали. в кулачки.

Мы немножко отдохнем -

Опять писать начнем.

Задание 20. Знакомство с буквой М.

Буква М с двумя горбами,

Как верблюд - смотрите сами!

О. Гофман

На что похожа буква М? Буква М из пальчиков: сомкнуть кончики указательных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные - сжать в кулачок.

Игры с буквой.

Задание 21. Анализ слогов: АМ, МА. Составление схем из кружков. (Согласный звук - синий кружок с колокольчиком, гласный звук - красный кружок.)

Составление из букв разрезной азбуки слогов АМ, МА. Чтение, списывание, письмо печатными буквами под диктовку.

Тихоненкова Елена Павловна

Учитель-логопед, МБДОУ общеразвивающего вида детский сад № 62 "Жемчужинка г. Мытищи, г. Москва

Тихоненкова Е.П. Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте: "Звуки М, Мь и буква М" // Совушка. 2016. N4(6)..02.2019).

Цель: уточнение знаний о звуках [М], [М"]

Задачи:

  • Образовательные : Познакомить со звуком [М] и графическим образом буквы, учить детей правильно давать акустико-артикуляционную характеристику, формировать навыки звукового анализа.
  • Развивающие : развивать навыки словообразования прилагательных от существительных, развивать мелкую и общую моторику, речевое дыхание и силу голоса, фонематический слух, внимание, мышление, пространственное восприятие;
  • Воспитательные : Воспитывать уважение к ответам товарища.

Оборудование:

Демонстрационный материал : красивый конверт с указанным адресом группы, листочки из лёгкой бумаги, “камни” - буквы, ковёр-“речка”, большой лабиринт c “норками”, игрушка мышка, рисунок дома, образец буквы, образцы заданий из рабочего листочка, три короба разной величины.

Раздаточный материал : разрезные картинки на подгруппу детей, рабочие листочки с заданиями, карандаши, подносы с элементами букв, полоски-слова, кружочки (зеленый, красный, синий).

Ход занятия

1. Оргмомент

Детей встречают на входе в группу. “Доброе утро, ребята! Многие из вас пришли в садик очень рано, а вы не забыли умыться и почистить зубы? Давайте вспомним, как мы это делаем”

- Самомассаж и артикуляционная гимнастика

Водичка, водичка, умой моё личико (ладошками рук ведём по лбу от центра к вискам)

Чтобы глазки блестели (от уголков глаз по скулам к вискам )

Чтобы щёчки краснели (круговыми движениями ладошками растираем щёчки)

Чтоб смеялся роток (указательными пальцами рук от центра над верхней губой, а затем под нижней губой ведём к краям губ)

Чист и бел был зубок (улыбнуться, показать зубки и удержать продолжительное время)

Логопед: Сегодня в садик пришло для вас послание из страны звуков и букв! (Показывает конверт) “Дорогие ребята! Приглашаем вас посетить нашу страну, познакомиться с новым звуком и научиться писать букву, обозначающую этот звук”

- работа над силой речевого дыхания

Когда дети дадут своё согласие и отправятся в путь, дорогу перекрывает “быстрая речка”. Но нет переправы.

Логопед спрашивает детей, какое время года на улице и предлагает обосновать ответ. (Дети называют признаки зимы.)

Логопед: И у нас снежинки закрыли всё на подносе. Давайте все вместе глубоко вдохнём носиками и сильно подуем на снежинки, сложив губы трубочкой.

Дети сдувают листочки и видят “камни ”с буквами А, О, У, Э, И.

Логопед: Эти камни мы используем для переправы через речку.

Камни помещают поперёк речки, и каждый ребёнок по образцу учителя перепрыгивает с камня на камень, называет букву громко и чётко на твёрдой атаке.

Перебравшись на другой берег, дети видят дом. “Кто в домике живёт?” Дети отгадывают загадку:

В подполье, в коморке

Живет она в норке

Серая малышка

Кто же это?... (Мышка)

3. Сообщение темы.

- Работа над словообразованием прилагательного от существительного

Логопед достаёт мышку-хозяйку. “Мышь бывает разная. Как можно назвать мышь, которая живёт в доме человека? (домашняя мышь). Мышь у компьютера? (компьютерная). А мышь, живущая в поле?” (полевая) Вот полевая мышка Мила и приготовила вам сегодня задания.

- Работа над ориентировкой на листе бумаги и развитием слухового внимания.

Перед детьми появляется планшет - лабиринт.

Логопед: У полевой мыши много кладовых и все они соединены подземными ходами. По моей подсказке пройдём в первую кладовую и узнаем, с каким звуком нас хотят познакомить.

Логопед говорит маршрут, а ребёнок ведёт по нему мышку: “Идём от стрелки вверх, поворачиваем направо, вниз, мимо цветочка”. Норку снимают с планшета, переворачивают и видят “?” (вопрос). Учитель показывает карточку с предметами: цветы, стол, стул, кровать. Просит перечислить предметы: ”Что на карточке лишнее? (Машина. Почему?(ответы детей) Эта лишняя картинка поможет нам в раскрытии темы занятия. Произнесём ещё раз слово “машина” и назовём первый звук” (мммашина).

Дети выделяют звук [М].

А вот еще одно задание, кто же лишний на этой карточке?

Произнесём ещё раз слово “медведь” и назовём первый звук” (мммедведь).

Дети выделяют звук [Мь].

Назовите еще раз первые звуки этих слов.

Мммашина. [М]

Мммедведь. [Мь]

Логопед: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

4. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Посмотрите в зеркало и произнесите сначала звук [М]. А теперь звук [Мь]. (хором, затем индивидуально)

Вопросы по схеме:

Губы открыты или смыкаются? (Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.)

Где находится язык? (он лежит на дне рта)

Мешает ли что-либо выходить воздушной струе изо рта? (да, губы)

Вывод: Как мы называем звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду? (согласные) Значит, звуки [М] и [Мь] какие? (согласные).

Логопед: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [Мь]. … Чувствуете как звенит голос? Значит звуки [М] и [Мь] какие? (звонкие).

Логопед: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим). А мягкие? (зеленым).

5. Развитие фонематическо восприятия.

Логопед предлагает пройти ко второй норке другому ребёнку с мышкой. (Идём вверх, поворачиваем налево, вверх, мимо колокольчика, мимо гриба боровика) С другой стороны норки нарисовано ухо.

Логопед: Поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки. Если вы услышите [М], хлопните в ладоши, а если [Мь], топните ногой... (Небольшим экраном логопед прикрывает рот от глаз детей и произносит звуки) О-в-м-у-м-ы-мь-м-ш-н-нь-м-мь-мь-м. (Затем слоги) Ма-со-мы-ми-ты-ым-ом-им-ни-но-не. Затем слова: ложка, рыба, мед, коты, дым, помидор, малина, лыжи, ручка, мир, бык, дым…

А теперь физминутка.

Физминутка

6. Произношение звука в словах. Определение позиции звука в слове

Дети на столах работают с разрезными картинками на каждого ребёнка: на 1 ряду лежат 5 разрезных картинок: малина, морковь, мед, лимон, мороженое, помидоры.

На 2 ряду лежат разрезные картинки: самолет, машина, трамвай, самосвал, мотоцикл, метро.

Логопед: Назовите собранные картинки одним словом. (продукты (еда), транспорт)

Каждый ребёнок ещё раз называет собранную картинку, выделяя голосом звук [м] или [мь], и объясняет, где услышал заданный звук. (В начале, в середине, в конце слова). И выставляет кружочек в нужном месте.

7. Обозначение звуков [М] и [Мь] буквой “ЭМ”.

Один из детей снова подходит к лабиринту и проходит путь к норке по инструкции. На обратной стороне норки нарисован карандаш. “Ребята, как вы думаете, что мы с вами будем делать сейчас?” (учиться писать букву М).

Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно? (Буква).

Логопед: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Дети садятся за столы для письменных работ. Учитель показывает на карточке букву М. Сколько элементов в букве? Какие? (четыре вертикальных палочки),

Логопед: Соберите букву М по образцу из 4 элементов, которые лежат у каждого на столе.

- Развитие зрительного восприятия.

Логопед: Карандаш решил проверить вас и почти полностью закрыл букву от наших глаз, спрятал ее за рисунком (показывает карточку и направляет внимание детей на их рабочие листочки) (Приложение)

Найдите букву за линиями и раскрасьте её наполовину синим, наполовину зеленым карандашом. А чтобы буква получилась красивой, надо размять пальчики.

- Пальчиковая гимнастика.

В нашем маленьком домишке

Завелись серые мышки

Так и шмыгают кругом

Все на кухне кувырком

Круговые движения пальцами

То топочут под столом

Лакомятся молоком

На скамейку сесть хотят

И пугают там ребят

«Скамейка»

То на шкаф залезут мышки

То на стуле шалунишки

Так и хочется поймать

А они шмыг под кровать

Быстро прячут мышек

Затем дети раскрашивают букву.

Логопед: А теперь напишем букву в воздухе: (Логопед объясняет и показывает)

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

Несколько раз дети вместе с логопедом “пишут” букву в воздухе. Затем логопед ставит образец следующего задания на доску. У детей задание напечатано на рабочих листках. Ребята учатся писать букву простым карандашом по пунктирным линиям. Дети обводят букву на листочках, затем по образцу пишут букву самостоятельно.

8. Развитие фонематических представлений и работа над звуковым анализом и схемой слова “дом”.

В нашем конверте-приглашении находятся звуки: мы их не можем увидеть, но можем услышать. Если звуки назвать быстро в той очерёдности как вы их ловили, то узнаете слово из конверта.

Логопед достаёт и “кидает” звуки [д] (Маша, какой ты звук поймала?) , [о] (Иван, какой ты звук поймал?),[м]. Какое слово было в конверте? (дом). Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

У детей на столах есть конверты с кружочками для звукового анализа. Им необходимо составить из кружочков правильную схему.

А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

9. Организация окончания занятия.

Наше занятие подошло к концу.

С какими звуками познакомились?

Какое задание понравилось больше всего?

Логопед: Мне понравилось с вами путешествовать, поэтому на память для вас приготовлен сюрприз. Он находится не в первом и не в высоком коробе.

Дети отгадывают. Это картинка с последним заданием из рабочего листочка. Детям предлагается выполнить задание - провести мышку по лабиринту к сыру -по желанию самостоятельно или с родителями дома.

Зинаида Ангарова

Цели : Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков (М,МЬ) в слогах в словах, фразах развивать фонематический слух, упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснить крылатые выражения.

1. Орг. момент. Сядет тот, кто правильно ответит одним словом -Игра с мячом «Назови одним словом» (лук, огурец, помидор-) и т. д.

2. Артикуляционная гимнастика по Косиновой А. М.

Дыхательная гимнастика. -

3. Знакомство со звуком М ,МЬ.

Выставляется на полотно картинки со звуком М , МЬ. Какой звук чаще других звуков встречается во всех этих словах? Дети отвечают (Звуки М ,М.)

Артикуляция звука : М – губы сжаты и напряжены, язычок лежит на донышке, воздух проходит через нос.

Характеристика звука М :

- Звук (М) – согласный, звонкий, твердый, его нельзя петь, обозначается синим цветом. Звук МЬ - согласный , звонкий, мягкий.

4. Речевая зарядка : ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми, мэ-ме, ам-амь,ом-омь, у -Произнести чистоговорки

Ом-ом –вот наш дом

Ом-ом – в лесу гном

Ом-ом - в реке сом

Ом-ом - на полке альбом

м-умь, ым- ымь, эм-эмь

Бедный мишка заболел,

Мишка много меда съел. Мишка плачет и кричит :

У меня живот болит.

5. Игра «Слушай внимательно» . Работа с сигнальными картами-

Дети показывают синий кружок, если среди согласных звуков услышит звук «М» ; зеленый кружок, если услышит «МЬ» : т, ш, мь, д, ж, м, п, мь, к, с, ч, в, м, ф,х, ц, р, н, мь и т. д.

В слогах : са, то, мо, ка, по, му, во, ми, да, и т. д.

В словах : сом, Соня, Рита,Саша, море, Толя, март, мох и т. д.

6. Определить звук по дидактическим картинкам по звуковым домикам . - (в начале в середине и в конце) мак, Тим, Миша, ком, Том, маяк и т. д.)


7. Физкультминутка

8. Знакомство с буквой «М» -



Чертим в воздухе, составить букву «М из палочек, из крупы из проволоки.

9. Какие буквы спрятались ? -


10. Игра «Камень и вата» Работа с сигнальными картами. -

На полу скребется мышка,

Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил,

Только лапу он не мыл.

Убежала в норку мышка,

Спать залег в берлогу мишка.

Мальчик мал, но очень мил.

Он водичкой руки мыл.

11. Игра «Наоборот» Папка с антонимами.

12. Знакомство с крылатыми выражениями.

Медвежья услуга. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли. Логопед делает вывод : (услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность) .

Махнуть рукой. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли. (перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо или делать что-либо).

Мутить воду. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли.

(специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху во что-либо) . Все выражения начинаются с какой буквы ? Дети отвечают.

13. Печатание буквы «М» . Знакомство с буквой М ,МЬ. Место в алфавите. На что похожа буква М ? (Ответы детей ) . Буква М состоит их четырех элементов : две прямые палочки и две короткие палочки.

Взявшись за руки мы встали -

И на М похожи стали.

Рисуем пальчиком в воздухе.

Выкладывание буквы М из крупы .

Сделайте фигуру буквы М из проволоки .

14. Работа с графической записью. Составление предложений из 3-х, 4-х слов. Мама моет Милу. Мила играет с Анной.

Печатание букв М , м; слогов ма , мо, му, мы, ми, ам, ом, ум, ым, им; слова мама

15. Чтение слогов и слов с доски .

Цель занятия: изучаем букву М, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой М, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву М по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Спросите: Как мычит корова? (My!..)
Скажи, как я: МММУ. Какой звук ты произнес первым?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Мышка Морковь Медведь Муравей

МЫШКА, МОРКОВЬ - скажи, как я. Какой первый звук в этих словах?

Когда мы произносим звук [м], губы сначала смыкаются, потом размыкаются.

Произнеси: МММ.

Губы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [м]. Запомни, пожалуйста: если ты произносишь звук, а губы, зубы или язык мешают воздуху свободно выходить изо рта, то этот звук - согласный. Одни, согласные звуки произносятся с голосом, другие - без голоса.

Если ребенок затрудняется с определением участия голоса при произнесении согласных звуков, здесь и в дальнейшем ребенку предлагается приложить ладонь к своей гортани. При участии голоса в произнесении звука ребенок будет ощущать вибрацию гортани («горлышко дрожит»). Это наблюдается при произнесении звонких согласных звуков.

Кто больше?

  1. Вспомните, какая ягода начинается со звука [М] и заканчивается [А]. (Ответ: малина)
  2. Назовите цветы, в названии которых есть звук [М]. (Мак, ромашка, мальва, маргаритки)
  3. Перечислите продукты, в названии которых есть [М, М’]. (Мясо, маргарин, масло, макароны, манная крупа, молоко, мандарины, мука.)

Задание: печатная буква М для дошкольников

  • Рассмотри букву М. На что она похожа?
  • Сложи из пальцев букву М.
  • Напиши букву М в воздухе.

Нарисуй палочки аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Продолжи фразу

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь).

Погляди на молодцов:
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей.
Жить не может… (муравей).

Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось… (мыло).

Каждый тут в лесу талант -
И певец, и … (музыкант).

Наша Таня громко плачет.
Уронила в речку… (мячик).

Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет.
Угадай, что за месяц это? … (май.)

Мы щенка в воде и в мыле
Два часа мочалкой… (мыли).

Под тяжелой ношей -
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка.
Кто же это? … (мышка.)

В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? … (мел.)

Загадки для детей на букву М

Великан стоит в порту,
Освещая темноту,
И сигналит кораблям:
«Заходите в гости к нам!»
(Маяк)

Над рекой, поперек.
Великан врастяжку лег.
Через реку, по спине.
Он ходить позволил мне.
(Мост)

Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

В лесу у пня беготня, суетня:
Народ рабочий весь день хлопочет,
Себе дом строит.
(Муравьи)

Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
(Морковь)

Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет.
Тогда перестанет.
(Муха)

Многолюден, шумен, молод,
Под землей грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
(Метро)

Ускользает как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)

Какой это мастер на стекла нанес
И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз)

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
(Мышь)

Раскаленная стрела
Дуб свалила у села.
(Молния)

Жидко, а не вода.
Бело, а не снег.
(Молоко)

Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
(Мел)

Рогатый, а не бодается.
(Месяц)

Пословицы и поговорки на букву М

Мир строит, а война разрушает.

Кто сеет мир, пожнет счастье.

Много снега - много хлеба, много воды - много травы.

Москва - всем городам мать.

Мало хотеть, надо уметь.

Сказка про букву М

Мышонок Мыша и медвежонок Миша лежали на полянке и ели малину. Мыша и говорит:
- Давай стихи придумывать. Вот слушай, какой я сочинил:

Каждый день и каждый час мы твердим упрямо:
Нет на свете никого лучше нашей…

Малины! - заорал Миша.
- Да при чем здесь «малина»! Я хотел сказать: «Лучше нашей мамы».
- Это тоже здорово! А теперь я сочиню… А про что?
- Ну, хотя бы про этот мухомор.

Не ешьте белые макароны,
А ешьте красные мухоморы!

Что ты, что ты! - испугался мышонок.
- Мухоморы нельзя есть, в больницу попадешь. Вот, слушай стих про доктора:

В лесу нет доктора важней,
Чем бойкий рыжий…

Айболит! - заорал медвежонок.
- Да не Айболит, а муравей. Айболит лечит зверей, а муравей - лес.
- Откуда ты так много знаешь?
- Кто много читает, тот много знает! - важно ответил мышонок Мыша…

Веселые стихи про букву М для детей

Посидим в тишине
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.
Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.
И сказала я лучу:
- Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу!
Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
- Ничего, - шепнул он будто,
- Посидим и в тишине…
(Е. Благинина)

Запутались
- Смотрите - буква!.. Вот те на:
Не в книжке - на дорожке!
Как называется она.
Похожая на рожки?
Ученый пес, бык и коза
Таращат на нее глаза…
Коза - прикинула в уме,
Сказала: - Это буква «ме».
Бык возразил: - Не «ме», а «му»,
Я лучше знаю, что к чему! -
А пес воскликнул:
- Полно вам, не спорьте, это буква «ам»!
- Нет, «му»!
- Нет, «ме»!
- Нет, «ам»!
Ам! Ам!..
Такой поднялся тарарам,
Такой ужасный шум и крик!..
Запутались совсем
Ученый пес, коза и бык,
Увидев букву М…
(А. Шибаев)

Мы таблицы умноженья
Взяли и попрятали
Дайте нам для ускоренья
Микрокалькуляторы!
(Е. Григорьева)

Мама, бабушка, сестра -
Все нарядные с утра.
Принимают поздравленья.
Хоть у них не день рожденья.
Каждой праздничный подарок
И букет - он очень ярок.
А еще сюрприз их ждет -
Испекли мы с папой торт.
Перемыли всю посуду,
Навели порядок всюду.
Мы забыли слово лень.
Вот что значит женский день!
А сестра спросила нас:
- Это будет каждый раз?
(В. Нестеренко)

Мама! Так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «Мама».
(Я. Аким)

Маяк
…Вечером, а также к ночи плавать в море трудно очень…
Капитану так обидно - даже берега не видно.
Вдруг - обрадован моряк: загорается МАЯК.
В самой темени как раз показался красный глаз.
Поморгал - и снова нет, и опять зажегся свет.
Здесь, мол, тихо - все суда заплывайте вот сюда…
Всем показывает свет - здесь опасно или нет.
(В. Маяковский)

Медвежонок Мишка в улей влез,
И вот - с лапы каплет сладкий мёд!
Я над ним смеяться начал:
«Медвежонок насвинячил!»
- Что за шутки! - тот ответил.
- Я - медведь!
Я - намедведил!
(М. Яснов)

Март месяц, а метель, мороз…
Купили маме мы мимоз!
(Е. Благинина)

Бедный Мишка заболел
- Мишка много меду ел.
Мишка плачет и кричит:
«У меня живот болит!»
Мишка стонет.
Слезы льет -
У него болит живот.
Непослушный Жадный Мишка
Съел лесной малины Лишка.
(Ф. Бобылев)

То вниз, то вверх бежит перо,
Рисуя букву М,
Как бы спускаешься в метро
И вверх идешь затем.
На гладкий мрамор и гранит
Ложится мягкий свет.
Сама тут лестница бежит -
И все конца ей нет.
(С. Маршак)

Мячик
Мячик прыгает цветной
Во дворе передо мной.
Этот мячик очень мил:
Стекол он еще не бил.
(Г. Виеру)

Медвежий марш и вальс медвежий!
С гармошкой мишка на манеже.
Медведица с медведем пляшет.
Им медвежонок лапой машет.
(В. Берестов) Мяч летает полосатый.
В мяч играют медвежата.
- Можно мне? - Спросила мышка.
- Что ты!
Ты еще малышка.
(Г. Сатир)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Конспект НОД в старшей группе
компенсирующей направленности.
Тема: Звуки «м, мь», буква М.

Подготовила учитель-логопед МБДОУ № 41
высшей квалификационной категории

Тема: Звуки «м», «мь». Буква М.

Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепить произношение гласных звуков, понятие «согласный звук». - Учить детей правильно произносить и различать звуки «м» и «мь», выделять нужный согласный звук в слогах, словах. - Учить различать твердые и мягкие согласные звуки. - Учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова. - Познакомить с буквой М. - Закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы обратного слога, чтения обратных слогов. - Развивать умения детей делить слова на слоги. - Упражнять в употреблении винительного и творительного падежей имен существительных, образовании относительных прилагательных, согласовании числительных с именами существительными.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, фонематические представления, мелкую моторику, связность высказываний, творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умении взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: игрушки - мышка и мышата, медвежонок, мартышка; предметные картинки с изображением дома, облаков, солнца, коровы и теленка на лугу; символы звуков (фишки), домики для звуков, для определения звука в слове; предметы: молоко, сметана, масло, мед; карточка с изображением буквы М.

Ход занятия

I. Организационный момент. Дети стоят в центре зала.

Реснички опускаются

Глазки закрываются,

Сном волшебным засыпаем

В страну сказок улетаем.

1, 2, 3, 4, 5 —

Смотрим глазками опять.

Логопед: На полянке дом стоит. Кто тут живет, сейчас узнаете, ребята. Послушайте загадку и среди картинок найдите картинку-отгадку.

Эти маленькие крошки

Рады даже хлебной крошке. (Мышки)

Кто в домике живет? (Ответы детей) Логопед выставляет игрушки - маму мышку и мышат.

II. Психогимнастика.

Логопед: Каждое утро мышата вставали рано, выглядывали в окошко и встречали солнышко. А сегодня оно спряталось за облака, и мышата загрустили. Покажите, ребята, как грустили мышата (Действия детей).

Но вскоре солнышко выглянуло из-за облаков, мышата улыбнулись ему, обрадовались. Покажите, как радовались мышата (Действия детей).

III. Артикуляционная гимнастика, развитие голоса.

Малыши улыбались и напевали свои песенки: у - а - и; и - а - о;

Повторите песенки мышат (дети пропевают сочетания звуков);

Какие звуки пропевали мышата? (Ответы детей)

Какие это звуки? (Ответы детей)

Почему они называются гласные? (Ответы детей)

В каком домике живут гласные звуки? (Ответы детей)

IV. Знакомство со звуком «м».

1. Отгадывание загадки.

Ранним утром, исполнив свои песенки, мышата выбежали на луг собрать зернышки (они заготавливали запасы на зиму), и увидели … огромное животное (мышата его никогда не видели). Кто же это, ребята, помогите мышатам, отгадайте загадку.

Голодная мычит, сытая жует,

Всем ребятам молока дает.

Кто это? (Ответы детей)

Правильно, ребята, это корова Марта.

Что ты делаешь, корова, длинные рога,

«М-м-м!» - мычит корова Марта, - «Пасусь я на лугах».

2. Произнесение звука, характеристика, развитие голоса.

Как мычала корова? (Ответ детей хором)

С каким звуком мы сегодня будем знакомиться? (Ответы детей)

Когда мы произносим звук «м», губы смыкаются, воздух не может пройти через рот, губы мешают. Воздух нашел другой путь - через нос. «М» - звук носовой.

Ребята, промычим, как Марта. (Дети: «М-м-м-м-м…»)

Песенка получилась? (Ответы)

Значит «м» какой звук? (Ответы)

Почему «м» согласный звук? (Ответы)

- Если горлышко дрожит, значит звонкий звук звучит.

- » М-м-м» - корова замычала, —

Она телушку Милку искала.

И телушка ей в ответ: «Мь-мь-мь».

Корова мычала строго: м-м-м-м; а телушка отвечала нежно, ласково: мь-мь-мь.

Как Марта мычала? (Отвечают дети) Как Милка отвечала? (Ответы)

Звук «м» - согласный, звонкий, твердый, носовой, обозначаем синей фишкой с колокольчиком, живет в синем домике (фишка помещается в синий домик).

Звук «мь» - согласный, звонкий, мягкий, носовой, обозначаем зеленой фишкой с колокольчиком, живет в зеленом домике (фишка помещается в зеленый домик).

V. Развитие фонематического слуха.

Игра «Кто мычит?»

Мышата сидят в травке и слушают, кто же мычит, Марта или Милка. Давайте, ребята, поможем им: если замычит Марта, поднимаем символ звука «м», если Милка - символ звука «мь».

1. Выделение звука из ряда согласных звуков:

в, м, н, мь, в, м, ф, мь, ш, мь, н, м ….

2. Из рядя слогов: ам, ап, ми, ва, пе, му, мя, мА, фо, ши, мы, ми…

VI. Развитие речевого дыхания, речевой памяти, голоса.

Логопед: Слушаем, запоминаем, чистоговорки четко повторяем.

Ма - ма - ма - на дворе зима,

Ма - ма - ма - холодная зима,

Мы - мы - мы - не боимся мы зимы,

Ме - ме - ме - рады мы зиме.

VII. Гимнастика для пальчиков

1. Игра «Сосчитай» (согласование числительных 1 - 5 с существительными)

Набрали мышата семечек на лугу и прибежали домой, мама их похвалила: «Будет запас еды на зиму». Давайте поможем мышатам сосчитать семечки.

У детей на блюдечках семечки, они считают и озвучивают свои действия.

2. Игра «Мышки моют лапки»

Логопед: Заготовили корм на зиму, теперь она не страшна. Надо мышатам лапки помыть, скоро придут друзья. Поможем им, ребята.

Мышки мылом мыли лапки,

Каждый пальчик по порядку:

Вот намылили большой,

Окропив его водой.

Не забыли про указку,

Смыв с него и грязь, и краску.

Средний мылили усердно,

Очень грязный был наверно.

Безымянный терли пастой —

Сразу кожа стала красной.

А мизинчик быстро мыли

Очень он боялся мыла.

VIII. Определение позиции звуков «м», «мь» в словах.

1. Употребление винительного падежа имен существительных.

К мышатам в гости пришли друзья. Кого мы видим в гостях у мышат?

(Ответы детей)

Какой первый звук мы слышим в слове «мартышка»? (Ответ)

А в слове «мишка»? (Ответ)

Игра «Кто что принес?»

Друзья принесли мышатам игрушки. Логопед помещает их на столе.

Попробуем догадаться, кто что принес?

(Ответы: Мартышка принесла матрешку, машинку.

Мишка принес пирамидку, мяч.)

2. Употребление творительного падежа имен существительных.

Чем угостили мышата своих друзей? На столе расположены предметы (продукты - молоко, масло, сметана, мед). Дети отвечают предложениями.

(Ответы: Мышата угостили друзей молоком.)

3. Образование относительных прилагательных

Мама Мышка приготовила для гостей угощение:

из молока она сварила кашу (какую?) …. (молочную),

из меда испекла торт (какой?) … (медовый),

из масла сделала крем для торта (какой?) …. (масляный)

IX. Развитие фонематического слуха.

1. Игра «Какой слог лишний»

Мартышка предложила друзьям поиграть в игру, и мы поиграем с ними. Логопед произносит ряд слогов, дети выделяют лишний:

Ма -ма - па му -му -ну

Ми - ми - пи мо -мо - но

2. Игра «Какой гласный прячется в слове?»

Мишка предлагает нам поиграть со словами, в которых прячутся гласные звуки. Какие? Послушайте и произнесите. (По индивидуальным картинкам: мак, мост, гусь, кит, кот, хвост, пар).

3. Игра «Какой звук убежал в конец слова?» (с опорой на предметные картинки)

Логопед произносит слово, дети называют последний звук.

4. Игра «Прошагаем слова»

Дети делят слова на слоги, выкладывают слоговые схемы.

Физминутка

Мышата предлагают друзьям подвигаться, и мы, ребята, с ними.

Раз, два - все вставайте,

Три, четыре - приседайте,

Пять, шесть - повернитесь,

Семь, восемь - наклонитесь,

Влево- вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

X. Звуковой анализ обратных и прямых слогов.

(слышен шум за дверью)

Логопед: Ребята, кто-то царапается за дверью, слышите?

Входит в группу кот Мурзик.

Мурзик: Я умммею часто мммыться не водой, а язычком.

И еще мммне часто снится блюдце с теплым мммолочкоммм и сммметанкой, а еще тут пахнет мммышатинкой.

Логопед: Кто это? (Ответ) Хулиган и проказник кот Мурзик. Узнали мы тебя.

Мурзик: Как много ребят, у вас праздник?

Логопед: Ребята, что мы делаем? (Ответы детей) Это ты бродишь по улицам, а ребята учатся и очень хорошо умеют различать звуки. Ты, Мммурзик, знаешь, какой 1-й звук слышим в твоем имени?

Мурзик: Нет, не знаю. Какой?

Логопед: Тебе сейчас ребята скажут (дети отвечают).

Ты к нам пришел в гости?

Мурзик: Мммышки тут - мммое любимммое лакомммство, аммм - аммм, как вкусно.

Логопед (шепотом): Ребята, давайте быстро выполним задания и тогда кот станет добрым, сказочным и не тронет наших мышат.

Звуковой анализ обратных слогов:

Сколько звуков Произнес Мурзик: аааммм (ответ),

Какой слышим 1-й звук - («а» - гласный),

Какой 2-й - («м» - согласный, звонкий, твердый),

Произнесите. Что получилось (аааммм)

Дети преобразовывают слоги: ам - ум - им - ом.

Что мы делали? (Ответы детей)

Звуки мы … (слышим, произносим). Звуки живут в буквах.

XI. Знакомство с буквой М.

Демонстрируется карточка с изображением буквы М.

Логопед: Букву мы видим, читаем.

1. Дети прописывают букву в воздухе, обводят контур буквы на доске., складывают из палочек.

2. Игра «Изобразим букву»

Быстро парами мы встали

На букву М похожи стали. - Дети изображают букву в парах.

3. Игра «Окошечки»

Ребята играют с пособием «Окошечки», соотносят звуки «а, у, и, о, м» и их буквы, читают слоги.

Мурзик хвалит ребят.

Мурзик: Ребята, простите меня, я не буду больше обижать мышек и хочу быть таким же добрым, как и вы.

Дети: Молодец, Мурзик!

Логопед: Чем мы угостим котика, ребята?

(Сметаной. Вот тебе, киска, сметаны миска)

Кот: Вкусная сммметана. Ребята, вы такие мммолодцы, как мммного знаете, умммеете. Я тоже хочу учиться и не буду больше охотиться за мммышками. Теперь я вас угощу.

Мурзик угощает ребят конфетами «Кот в сапогах» и уходит.

Понравилось вам в сказочной стране. С каким звуком мы сегодня познакомились? (Ответы детей)

А теперь нам пора возвращаться из сказки:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вокруг себя повернитесь

Из сказки возвратитесь.

Молодцы, ребята. Вы очень старались и хорошо потрудились.