Дом трезини на университетской набережной. – загородных усадеб для застройки участков, прилегавших к рекам

Дом зодчего Д. Трезини раннее (петровское) барокко

Пам. арх. (регион.)

1721-1726 - (Постановление...)

Представление о первоначальном облике здания дает чертеж из Стокгольмской коллекции.

Указ о строительстве собственного дома Доменико Трезини был дан 19 сентября 1721 г. Но дом строился очень медленно, не хватало рабочих и материалов. Дом для зодчего строил "по объявленному чертежу Трезини" его ученик М.Земцов. Только в 1723 году заложили фундамент, а к 1726 году дом еще не был подведен под крышу. И все-таки на склоне лет в этом здании жил Трезини со своим многочисленным семейством. Здесь же была и "школа" мастера, где он обучал учеников, две комнаты были заняты моделями и чертежами.

В 1994 г. в честь первого архитектора Санкт-Петербурга Доменико Трезини (по этому дому) названа и площадь около Благовещенского моста (ранее безымянная).

Двухэтажный, на подвале дом с мезонином построен по указу Петра I. Между окнами первого и второго этажа - простые филенки, центральная часть акцентирована лопатками. Вход имел крыльцо с двумя лестничными маршами. Два верхних этажа надстроены позже.

Предписывая указом 1721 г. отдать уже готовый дом Остерману, Петр повелел выстроить для Трезини новый «в полтора кирпича... на десяти саженях» здесь же, на набережной. Это здание сохранилось до нашего времени. У моста Лейтенанта Шмидта в глубь острова уходят 4-я и 5-я линии. Второй дом на набережной от угла 5-й линии в сторону 6-й (Университетская набережная. 21) - дом Трезини. Он надстроен на два: этажа (кроме мезонина), но и сейчас видны его основные членения. Был он двухэтажным и тоже представлял собой один из вариантов жилых домов, разработанных Трезини для застройки набережных. Венчал здание небольшой мезонин в три окна. Крыша была высокая, шатровая. Между окнами первого и второго этажей - филенки простого рисунка. Углы дома и центральная его часть были подчеркнуты лопатками. К входной двери вело крыльцо с двумя лестничными маршами. Крыльца, столь типичные для древнерусских палат, стали неотъемлемыми в строительстве петербургских домов и даже общественных зданий. Они украшали их, подчёркивали центральную часть дома и вход в него со стороны набережной или улицы. Спуски к Неве как бы продолжали движение их линий, словно указывая на роль Невы в жизни горожан. Строительство дома Трезини продолжалось почти пять лет, до 1725-1726 гг. За работами следили сам архитектор и его ученик Михаил Земцов.

(Лисаевич И. И. Доменико Трезини. Л.: Лениздат, 1981, С. 68, добавил miraru1) (см. фото и рис.)

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (Постановление...)

Координаты : 59°56′13″ с. ш. 30°17′16″ в. д.  /  59.936944° с. ш. 30.287778° в. д. (G) (O) (Я) 59.936944 , 30.287778

Дом Трезини - здание в Санкт-Петербурге по адресу Университетская набережная, 21. Историческая и культурная достопримечательность, место жизни знаменитого архитектора Д. А. Трезини . Участок был выделен самим Петром I для архитектора в 1721 году.

Общие сведения

Вид дома, построенного в 1720-х

Первое упоминание об этом участке было 19 сентября 1721 года , когда по указу императора Петра I это место было отдано Д. Трезини для строительства собственного дома. Дом представлял собой образец петровского барокко , это было двухэтажное здание с высоким крыльцом, на уровне второго этажа был балкон, в доме был устроен мезонин в три окна. С большой долей вероятности можно утверждать, что проект здания выполнен самим Трезини, при этом строителями здания были Ван Звитен, позже - М. Земцов . Строительство шло достаточно медленно, фундамент был заложен в 1723 году, но в 1726 году дом ещё не был подведён под крышу. В этом доме на склоне лет жил Трезини с семьёй, в двух комнатах располагалась его так называемая школа, где он работал с учениками. После того, как Д. Трезини в 1734 году скончался, здание перешло к его вдове (третьей жене архитектора) и детям .

Долгое время дом сохранялся в неизменном виде, во второй половине XVIII - первой трети XIX веков во дворе были построены флигели жилого и хозяйственного назначения. В 1830-х годах дом был перестроен по проекту И. К. Лаутера: перестроен фасад и надстроен один этаж. Фасад здания был оформлен в стиле безордерного классицизма , окна второго этажа были решены в виде арок . Дом был украшен аттиком , венчающим ризалит .

Следующая перестройка здания произошла по указанию очередного хозяина дома Е. И. Клочкова. Перестройку осуществлял архитектор Х. И. Грейфан, облик дома был решён в виде эклектики . Фасад был оформлен рустом , окна второго этажа построены в прямоугольных формах, интерьеры обогащены лепниной , ряд комнат приобрёл камины . Вместе с этим был построен флигель дома, выходящий на Академический переулок , в таком виде здание просуществовало в течение долгого времени .

В 1949 году здание в очередной раз было перестроено и оформлено в классическом стиле .

В 1995-2010 году было восемь попыток реконструировать здание, в 2005 году дом был расселён, но работы планируется начать только в 2010 году. После реконструкции в здании будет размещена гостиница, подконтрольная ООО «Конкорд Менеджмент и Консалтинг» .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дом Трезини" в других словарях:

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Трезини. Доменико Трезини Domenico Trezzini … Википедия

    Трезини Доменико Андреа - (Trezzini) (около 1670 — 1734), архитектор и инженер. По происхождению из Швейцарии. С 1703 работал в России. По проектам Трезини заложены Кронштадт и Александро Невская лавра, в 1706 начата перестройка Петропавловской крепости в камне,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    В 1994 году безымянная площадь на Васильевском острове при сходе с моста Лейтенанта Шмидта была названа площадью Трезини в память о первом зодчем Санкт Петербурга Домени ко Трезини (ок. 1679 1734). По приглашению Петра 1 он приехал на берега Невы …

    - (около 1670 1734), архитектор и инженер. По происхождению из Швейцарии. С 1703 работал в России. По проектам Т. заложены Кронштадт и Александро Невская лавра, в 1706 начата перестройка Петропавловской крепости в камне, выполнена часть… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (Trezzini) (около 1670 1734), архитектор, мастер раннего русского барокко. По происхождению швейцарец, с 1703 работал в России. Летний дворец Петра I (1710 1714), собор Петропавловской крепости (1712 1733), здание 12 коллегий (ныне университет,… … Энциклопедический словарь

    ТРЕЗИНИ площадь - В 1994 году безымянная площадь на Васильевском острове при сходе с моста Лейтенанта Шмидта была названа площадью Трезини в память о первом зодчем Санкт Петербурга Доменико Трезини (ок. 1679 1734). По приглашению Петра 1 он приехал на берега… … Почему так названы?

    Памятник гражданской архитектуры Дом Петра I … Википедия

    Площадь Трезини находится между Университетской набережной и 5 й и 6 й линиями Васильевского острова при съезде с Благовещенского моста. До 1995 года эта предмостная площадь не имела названия. 25 января 1995 года ей было присвоено имя… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Здание Запасной дом Зимнего дворца Дом Скляева … Википедия

Тип здания Здание рядовой городской застройки Автор проекта Д. Трезини Строитель М. Г. Земцов Первое упоминание 1721 Строительство - годы Известные насельники Д. Трезини с семьёй Статус Объект культурного наследия РФ № 7802312000 Состояние Перестроено Координаты : 59°56′13″ с. ш. 30°17′16″ в. д.  /  59.93694° с. ш. 30.28778° в. д.  / 59.93694; 30.28778 (G) (Я)

Дом Трезини - здание в Санкт-Петербурге, находится по адресу Университетская набережная , д. № 21. Историческая и культурная достопримечательность, место жизни знаменитого архитектора Д. А. Трезини . Участок под строительство дома был выделен Петром I для архитектора в 1721 году .

Общие сведения

Первое упоминание об этом участке датируется 19 сентября 1721 года , когда по указу императора Петра I это место было отдано архитектору Доменико Трезини для строительства собственного дома.

С большой долей вероятности можно утверждать, что проект здания выполнен самим Трезини, при этом строителями здания были Стефен ван Звитен , позже - М. Г. Земцов . Дом представлял собой образец петровского барокко , это было двухэтажное здание с высоким крыльцом, на уровне второго этажа был балкон, в доме был устроен мезонин в три окна.

Строительство шло достаточно медленно: фундамент был заложен в 1723 году , но в 1726 году дом ещё не был подведён под крышу.

В этом доме на склоне лет жил Трезини с семьёй. В двух комнатах располагалась его так называемая школа, где он работал с учениками. После того, как Д. Трезини в 1734 году скончался, здание перешло к его вдове (третьей жене архитектора) и детям .

Долгое время дом сохранялся в неизменном виде, во второй половине XVIII - первой трети XIX веков во дворе были построены флигели жилого и хозяйственного назначения.

В 1830-х годах дом был перестроен по проекту И. К. Лаутера : перестроен фасад и надстроен один этаж. Фасад здания был оформлен в стиле безордерного классицизма , окна второго этажа были решены в виде арок . Дом был украшен аттиком , венчающим ризалит .

Следующая перестройка здания произошла по указанию очередного хозяина дома Е. И. Клочкова. Перестройку осуществлял архитектор Х. И. Грейфан , облик дома был решён в виде эклектики . Фасад был оформлен рустом , окна второго этажа построены в прямоугольных формах, интерьеры обогащены лепниной , ряд комнат приобрёл камины .

Вместе с этим был построен флигель дома, выходящий на Академический переулок . В таком виде здание просуществовало в течение долгого времени .

Напишите отзыв о статье "Дом Трезини"

Примечания

Отрывок, характеризующий Дом Трезини

Как бы счастлив был Ростов, ежели бы мог теперь умереть за своего царя!
– Вы заслужили георгиевские знамена и будете их достойны.
«Только умереть, умереть за него!» думал Ростов.
Государь еще сказал что то, чего не расслышал Ростов, и солдаты, надсаживая свои груди, закричали: Урра! Ростов закричал тоже, пригнувшись к седлу, что было его сил, желая повредить себе этим криком, только чтобы выразить вполне свой восторг к государю.
Государь постоял несколько секунд против гусар, как будто он был в нерешимости.
«Как мог быть в нерешимости государь?» подумал Ростов, а потом даже и эта нерешительность показалась Ростову величественной и обворожительной, как и всё, что делал государь.
Нерешительность государя продолжалась одно мгновение. Нога государя, с узким, острым носком сапога, как носили в то время, дотронулась до паха энглизированной гнедой кобылы, на которой он ехал; рука государя в белой перчатке подобрала поводья, он тронулся, сопутствуемый беспорядочно заколыхавшимся морем адъютантов. Дальше и дальше отъезжал он, останавливаясь у других полков, и, наконец, только белый плюмаж его виднелся Ростову из за свиты, окружавшей императоров.
В числе господ свиты Ростов заметил и Болконского, лениво и распущенно сидящего на лошади. Ростову вспомнилась его вчерашняя ссора с ним и представился вопрос, следует – или не следует вызывать его. «Разумеется, не следует, – подумал теперь Ростов… – И стоит ли думать и говорить про это в такую минуту, как теперь? В минуту такого чувства любви, восторга и самоотвержения, что значат все наши ссоры и обиды!? Я всех люблю, всем прощаю теперь», думал Ростов.
Когда государь объехал почти все полки, войска стали проходить мимо его церемониальным маршем, и Ростов на вновь купленном у Денисова Бедуине проехал в замке своего эскадрона, т. е. один и совершенно на виду перед государем.
Не доезжая государя, Ростов, отличный ездок, два раза всадил шпоры своему Бедуину и довел его счастливо до того бешеного аллюра рыси, которою хаживал разгоряченный Бедуин. Подогнув пенящуюся морду к груди, отделив хвост и как будто летя на воздухе и не касаясь до земли, грациозно и высоко вскидывая и переменяя ноги, Бедуин, тоже чувствовавший на себе взгляд государя, прошел превосходно.
Сам Ростов, завалив назад ноги и подобрав живот и чувствуя себя одним куском с лошадью, с нахмуренным, но блаженным лицом, чортом, как говорил Денисов, проехал мимо государя.
– Молодцы павлоградцы! – проговорил государь.
«Боже мой! Как бы я счастлив был, если бы он велел мне сейчас броситься в огонь», подумал Ростов.
Когда смотр кончился, офицеры, вновь пришедшие и Кутузовские, стали сходиться группами и начали разговоры о наградах, об австрийцах и их мундирах, об их фронте, о Бонапарте и о том, как ему плохо придется теперь, особенно когда подойдет еще корпус Эссена, и Пруссия примет нашу сторону.
Но более всего во всех кружках говорили о государе Александре, передавали каждое его слово, движение и восторгались им.
Все только одного желали: под предводительством государя скорее итти против неприятеля. Под командою самого государя нельзя было не победить кого бы то ни было, так думали после смотра Ростов и большинство офицеров.
Все после смотра были уверены в победе больше, чем бы могли быть после двух выигранных сражений.

На другой день после смотра Борис, одевшись в лучший мундир и напутствуемый пожеланиями успеха от своего товарища Берга, поехал в Ольмюц к Болконскому, желая воспользоваться его лаской и устроить себе наилучшее положение, в особенности положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии. «Хорошо Ростову, которому отец присылает по 10 ти тысяч, рассуждать о том, как он никому не хочет кланяться и ни к кому не пойдет в лакеи; но мне, ничего не имеющему, кроме своей головы, надо сделать свою карьеру и не упускать случаев, а пользоваться ими».
В Ольмюце он не застал в этот день князя Андрея. Но вид Ольмюца, где стояла главная квартира, дипломатический корпус и жили оба императора с своими свитами – придворных, приближенных, только больше усилил его желание принадлежать к этому верховному миру.

Трезини разрабатывает несколько проектов жилых домов в один иди в два этажа, причём габариты дома и размер участка определялись имущественным и социальным положением человека.

Трезини, Меншиков и Пётр I

В числе типовых проектов были варианты дома:

– для «подлых»

– для «зажиточных»

– для «именитых»

– загородных усадеб для застройки участков, прилегавших к рекам.

Дома для подлых предназначались для второстепенных улиц города и могли быть мазанковыми. Сторона участка равнялась длине фасада (10 метров) и ворот (3-4 метра).

Дом для «подлых»

Дома для «подлых» вдоль Фонтанки

Дома для зажиточных предназначались к застройке на крупных улицах столицы. Они имели до 20 метров по фасаду и были разделены на две половины – мужскую и женскую.

Дом для «зажиточных»

Подобными домами в 1720-е годы застраивалась набережная Васильевского острова.

Проект дома для «именитых» имел рекомендательный характер. Если позволяли средства, можно было проявить фантазию и построить шикарный дом, предварительно согласовав рисунок фасада дома в Канцелярии городовых дел.

Дом для «именитых»

На проектах загородных усадеб, в основном, представлены одноэтажные дома с мезонинами. Детально и с вариантами предложены архитектурные украшения садов.



Проекты загородных усадеб Д. Трезини

Проекты были гравированы, напечатаны и в таком виде выдавались застройщикам. На каждом оттиске были нанесены габариты участка, план дома, фасад с воротами и краткое пояснение, в котором указывались размеры участка и дома.

Материал разрешалось выбрать любой, и, хотя старались возводить в основном каменные здания, строили дома и мазанкового типа, и деревянные. Обязательным было лишь соблюдение этажности и общих размеров постройки, а также правильное расположение на участке.

А рхитектор Доменико Трезини родился в Швейцарии, учился в Италии, работал в Дании. Однако признание он получил в России, где прославился как первый и главный архитектор Петербурга и основоположник раннего русского барокко.

«Договор с господином Трецином»: переезд в Россию

Доменико Андреа (по другим сведениям - Доменико Джованни) Трезини родился в 1670 году в семье небогатых итальянских дворян, живших в швейцарском городе Астано. О ранних годах его жизни почти ничего неизвестно. Учился он в Венеции - в то время это был один из центров европейского художественного образования, наравне с Римом. В годы учебы Трезини застал расцвет венецианского искусства, которое основывалось на традициях и ценностях Ренессанса. Это оказало заметное влияние на стиль молодого архитектора.

Известно, что после учебы Доменико Трезини вернулся в родной город, где обвенчался с Джованной ди Вейтис. Однако вскоре ему пришлось уехать: нужно было кормить семью, и в поисках заработка Трезини отправился в Данию. Трезини удалось получить работу фортификатора и со временем стать «архитектонским начальником в строении крепостей» , но желаемого дохода ему это не приносило.

Форт Кроншлот. Архитектор Доменико Трезини. 1704. Изображение: artcyclopedia.ru

Нарвский замок. Основан датчанами. 1256. Фотография: Литвяк Игорь / Фотобанк Лори

На работы Доменико Трезини обратил внимание русский посол при датском дворе Андрей Измайлов. 1 апреля 1703 года он заключил с «господином Трецином» договор, который содержал следующие условия:

«За художества его, совершенное искусство, обещаю ему 20 червонных на всяк месяц в жалованье и то платить ему во весь год, зачинаючи с 1 числа апреля месяца 1703 года и то доведется ему платить сполна на каждый месяц, подобающими и ходящими деньгами, по той же цене, как за морем ходят, сиречь по цене в 6 любских и всякой червонный такожде в дацкой земле такую цену подобает имети.
Именованному Трецину сверх того обещаю, как явно показал искусство и художество своего, чтоб ему жалованья прибавить.»

Предложенное жалованье по тем временам выглядело совершенно сказочным. Трезини не раздумывая согласился и вскоре оказался в Петербурге .

Одной из первых российских работ архитектора стал форт Кроншлот. До наших дней он не сохранился, но остались эскизы, позволяющие восстановить его внешний облик. Оборонительное сооружение представляло собой восьмигранную башню и очертаниями напоминало традиционную русскую колокольню, но более приземистую и широкую.

Всего через 2 месяца после окончания строительства Кроншлоту пришлось выдержать первое «боевое испытание»: на форт напала шведская эскадра. И крепость выдержала штурм без особых повреждений.

«Первейшая из главных работ - Санктпетербургская фортификация»

В 1706 году Петр I задумал перестроить Петропавловскую крепость : из земляной ее следовало превратить в каменную. Работа была масштабная. Требовалось своевременно заготовить и доставить к крепости огромное количество материала для строительства - леса, кирпича, извести - найти достаточно рабочих. Для управления строительством Петр основал Канцелярию городовых дел. Начальником ее стал Ульян Сенявин, а Доменико Трезини (на русский манер его звали Андрей Якимович Трезин) был назначен его главным помощником.

Петропавловская крепость. Архитектор Доменико Трезини. 1706-1740. Фотография: Литвяк Игорь / Фотобанк Лори

Петропавловский собор. Архитектор Доменико Трезини. 1712-1733. Фотография: Дмитрий Яковлев / Фотобанк Лори

Уже спустя 2 года закончилось строительство каменных пороховых погребов обновленной крепости и началось возведение солдатских казарм и бастионов. Ворота крепости первоначально были деревянными. Однако позже вышел особый указ царя - «по Большой Неве и большим протокам деревянного строения не строить» - и ворота заменили на каменные.

К 1716 году крепость достроили. Доменико Трезини приступил к возведению Петропавловского собора на ее территории. Самой высокой точкой архитектурного ансамбля стала Петропавловская колокольня с ее знаменитым иглоподобным шпилем.

Сам Трезини считал строительство крепости главной своей работой и до конца жизни список своих проектов начинал с фразы «Первейшая из главных работ - Санктпетербургская фортификация» .

Первый архитектор Петербурга

Петропавловская крепость стала далеко не единственной работой Доменико Трезини в Петербурге. Когда ее достроили, в ведение Канцелярии городовых дел перешел общий архитектурный облик новой столицы. Так Трезини стал главным архитектором Петербурга.

С 1710 по 1714 год он занимался проектированием Летнего дворца Петра I . Резиденция вышла довольно скромной по тем временам - в точном соответствии со вкусами первого российского императора: в ней было всего 14 комнат и 2 кухни. Фасад здания украшали аллегорические барельефы на тему событий Северной войны.

Летний дворец Петра I. Архитектор Доменико Трезини. 1710-1714. Фотография: Igor Lijashkov / Фотобанк Лори

Александро-Невская Лавра. Архитектор Доменико Трезини. 1713. Фотография: Овчинникова Ирина / Фотобанк Лори

В 1715 году Трезини создал проект Александро-Невской Лавры - симметричный архитектурный ансамбль, расположенный между Невой и Черной Речкой. Монастырь строили до 1723 года, и все это время он «обрастал» рабочими поселениями, садами и огородами.

В 1717 году Петр I велел Доменико Трезини построить «образцовый дом для зажиточных» - городской каменный особняк. Они должны были заменить неэстетичные строения, которые возводились первое время для жителей молодого города. Архитектор собирался поселиться в в новом доме - красивом и удобном - и подать пример остальным. Место для строительства император выбрал сам: угол Двенадцатой линии Васильевского острова. Трезини исполнил указ императора, однако по неизвестным причинам сам в особняке жить не стал, и Петр передал здание во владение барону Остерману.

Домом Трезини в современном Петербурге называют другое здание, оно расположено на Университетской набережной. Этот дом архитектор также спроектировал самостоятельно, а затем и поселился в нем вместе с семьей, учениками, личным писарем и прислугой.

Еще одна знаменитая петербургская постройка Доменико Трезини - Дом двенадцати коллегий. Его возводили в 1722-1742 годах. В то время в нем располагались высшие органы государственного управления. После расформирования коллегий здание передали во владение Главному педагогическому институту, а в наши дни оно принадлежит Санкт-Петербургскому государственному университету.

Дом Трезини на Университетской набережной. Архитектор Доменико Трезини. 1721-1723 . Фотография: Сергей Васильев / Фотобанк Лори

Дом двенадцати коллегий. Архитектор Доменико Трезини. 1722-1742. Фотография: A.Savin / wikipedia

Кроме прочего, Доменико Трезини спланировал архитектурный облик большей части Васильевского острова в том виде, какой сохранился и поныне: строгие геометрические линии в планировке улиц, сдержанная роскошь в оформлении фасадов. Именно Трезини стал основоположником стиля, который именуют петровским барокко.

Доменико Трезини умер в 1734 году и был похоронен на кладбище Сампсониевского собора в Петербурге. Могила его не сохранилась до наших дней. Именем Трезини названа площадь в Василеостровском районе Петербурга, на которой установлен памятник великому архитектору.