Do в разных временах. Do или Does? Правило, примеры и основные ошибки

– be и have – является одним из самых распространенных в английском языке. Это связано с тем, что у него может быть множество значений, в зависимости от ситуации, где он будет употребляться. В разных ситуациях и контекстах do может принимать разные формы - does или did. В этой статье мы разберемся: какими функциями обладает do, когда пишется глагол do, а когда does и какие существут фразовые глаголы с do и does.

Функции глагола do/does

Глагол do может употребляться в двух качествах: как вспомогательный глагол и как основной. , напомним, обозначает главное действие в предложении, а вспомогательный участвует в образовании отрицательных и вопросительных предложений, а также в некоторых других конструкциях.

Do/does в качестве основного глагола

Когда речь идет о какой-либо деятельности в целом, без уточнения ее специфики:

What have you been doing today, anything interesting? – Чем ты занимался сегодня, чем-нибудь интересным?
There is nothing we can do except wait and see what happens – Мы ничего не можем сделать, кроме как подождать и посмотреть, что будет.
Can I do anything to help? – Могу я чем-нибудь помочь?

Когда речь идет о достижениях или о завершении какой-либо деятельности:

I’ve done the washing up – Я закончил мытье посуды.
We did 80 miles on the first day of our cycling holiday – Мы проехали 80 миль в первый день своего велосипедного путешествия.
She does the crossword in the newspaper every day – Она каждый день решает кроссворд в газете.

Когда речь идет о выполнении работы и других задач: homework, job, task, work:

She has a lot of homework to do tonight – Ей предстоит выполнить большое домашнее задание сегодня.
I’m going to do some work in the garden this weekend – Я собираюсь поработать в саду в эти выходные.

Когда речь идет об изучении чего-либо:

What did you do at university? – Что ты изучал в университете?
I did economics – Я изучал экономику.
All children have to do English in primary school – Все дети должны учить английский в начальной школе.

Когда говорят об участии в какой-либо деятельности:

I did a lot of hiking and mountain-climbing when I was younger – Я много ходил в походы и занимался альпинизмом, когда был моложе.
She did a trip down the Amazon when she was in Brazil – Она проплыла по Амазонке, когда была в Бразилии.

Когда речь идет об уборке или приведении в порядок:

The cleaner was doing my room when I came back – Уборщик убирал в моей комнате, когда я вернулся.
I’ll just do my hair and then I’ll be ready – Я просто приведу в порядок свои волосы, и тогда буду готова.

Do/does в качестве вспомогательного глагола

В этой роли глагол to do нужен для образования отрицательных и вопросительных предложений, а также для придания другому глаголу большей выразительности.

Бесплатный урок на тему:

Неправильные глаголы английского языка: таблица, правила и примеры

Обсудите эту тему с личным преподавателем на бесплатном онлайн уроке в школе Skyeng

Оставьте контактные данные и мы свяжемся с вами для записи на урок

Спряжение глагола do/does

Таблица спряжения в настоящих временах:

Число Лицо Время
Present Simple Present Continuous Present Perfect Present Perfect Continuous
ед.ч. 1 I do I am doing I have done I have been doing
2 you do you are doing you have done you have been doing
he does he is doing he has done he has been doing
3 she does she is doing she has done she has been doing
it does it is doing it has done it has been doing
we do we are doing we have done we have been doing
мн.ч. 1 you do you are doing you have done you have been doing
2 they do they are doing they have done they have been doing

Таблица спряжения в прошедших временах:

Число Лицо Время
Past Simple Past Continuous Past Perfect Past Perfect Continuous
ед.ч. 1 I did I was doing I had done I had been doing
2 you did you were doing you had done you had been doing
he did he was doing he had done he had been doing
3 she did she was doing she had done she had been doing
it did it was doing it had done it had been doing
we did we were doing we had done we had been doing
мн.ч. 1 you did you were doing you had done you had been doing
2 they did they were doing they had done they had been doing

Правила употребления do/does

Глагол to do – , и, соответственно, у него есть три формы: do, did, done. Здесь все просто.

Но кроме этого, у него есть и четвертая форма – does. Эта форма будет употребляться только в простом настоящем времени (Present Simple) и только с третьим лицом в единственном числе. Как вы заметили в таблице спряжений, после he, she, it (и любых существительных и местоимений в единственном числе) всегда будет писаться does:

She does play hockey – Она на самом деле играет в хоккей.
This meal doesn’t taste good – Это блюдо неприятно на вкус.
Did he like reading? – Ему нравилось читать?

Начинающие изучать английский язык часто путают глагол do с глаголом make, так как оба они переводятся как «делать». Однако разница между ними принципиальная. Do/does означает совершать действие, а make будет использоваться, когда вы говорите о создании что-либо.

I do the cooking – Я готовлю (т.е., нахожусь в процессе).
I make a cake – Я делаю торт (т.е. создаю какой-то объект).

Вопрос с do/does

Простой вопрос (yes/no question) с do/does образуется так: do/does + подлежащее + глагол действия.

Do you like this rule? – Тебе нравится это правило?
Do you want to pass an exam? – Ты хочешь пройти экзамен?
Does she study English? – Она изучает английский?

Специальный вопрос (wh-question) образуется так же, только перед этим ставится вопросительное слово: вопросительное слово + do/does + подлежащее + глагол действия.

What does this rule mean? – Что значит это правило?
Why did you pronounced that transcription? – Почему ты произнес ту транскрипцию?


Отрицание с do/does

Для образования отрицательной формы после do/does ставится частица not:

Michael does not eat vegetables – Майкл не ест овощи.
All the students do not like this teacher – Все студенты не любят этого преподавателя.

Чаще всего конструкция do/does + not встречается в сокращенном виде. В нем она будет писаться следующим образом: don’t и doesn’t.

I don’t like being fat – Мне не нравится быть толстым.
Carmen doesn’t feel comfortable in his company – Кармен неуютно в его обществе.
This transcription doesn’t seem clear – Эта транскрипция не кажется понятной.

Фразовые глаголы с do/does

Видео о do/does:

Вспомогательные глаголы do/does - did (done — как вспомогательный глагол не может использоваться).

Спряжение глагола do в Present Tense:

Как и для чего используется?

Прежде чем начать изучать вспомогательный глагол и его формообразующие, нужно ответить на главный вопрос — для чего он нужен. С помощью него строится вся конструкция предложения в Present Simple и Past Simple.

Используют его непосредственно для того, чтобы собеседники понимали друг друга. Без него утвердительное и вопросительное предложение не имело бы смысла.

Если убрать из разных предложений этот глагол, получится следующее:

  • «I no know» вместо «I don’t know» — «я не знать» вместо «я не знаю»
  • «What you do?» вместо «What do/did you do?» что ты делать» вместо «что ты делаешь?/ что ты делал?»

Как используется?

Отрицательные и вопросительные формы глагола do

Форма do выносится в вопросительном предложении в самое начало по структуре, при отрицании — к do прибавляется частичка not. В утверждении do, как вспомогательный глагол практически не используется.

Прошедшее время глагола

Конечно, в прошедшем времени используется форма: did. Done используют в прошедшем совершенном времени и в более прошедших формах. О ней говорить не будем, поскольку как вспомогательный глагол форма не используется.

Форма отрицания в простом прошедшем времени

Она выглядит следующим образом: didn’t или did not.

Употребляется в прошедшем простом времени для обозначения простых действий в прошлом, когда есть конкретная дата или событие, которое уже произошло. В вопросительном предложении did выносится, как обычно на первый план, как и любые другие вспомогательные глаголы.

Примеры:

Did you go to the Universaty? Yes, I did.
She didn’t cook in the evening yestarday. It’s did Jorsh.

Как строится отрицание в простом времени?

Отрицательная форма в прошедшем времени.

В настоящем простом времени отрицание в утверждении строится так: подлежащее + don’t/doesn’t+ сказуемое без частицы to и дополнение с обстоятельством.

Вопросительное:

Don’t/doesn’t + подлежащее + сказуемое + дополнение с обстоятельством.

Примеры:

I don’t like to cook dinner/ What I don’t like cook?

Когда используют глагол?

Употребление

Глагол обычно используется в настоящем и прошедшем времени для описания этих времен.

Разберем для начала настоящую форму:

  1. Глагол употребляют, когда речь идет о простых вещах, действиях, которые обычно происходят и делаются: I do my homework myself
    Do you do your homework yourself?
    I don’t my homework myself.
  2. Его употребляют в этих обычных действиях и вещах в качестве вспомогательного глагола, ответ на которых дается в краткой форме. Используют как для настоящей, так и для прошедшей формы: Do you go to the party? — Yes, I do или No, I don’t.
    Did you go to the party yesterday? — Yes, I did или No, I didn’t.

    Заметьте: в английской речи не следует после вопроса, начинающегося со вспомогательного глагола, отвечать полностью на поставленный вопрос, достаточно употребить краткую форму ответа.

    В разговорной речи часто употребляется усеченная форма: d’you = do you.

  3. Глагол принято употреблять, если нужно сказать что-то в повелительном тоне при отрицании:
    Don’t do it, it’s dangerous!
    Don’t say her that she’s ugly!
  4. Употребляют глагол и тогда, когда следует подчеркнуть что-то важное, передать эмоции и значение слов. К примеру, используется для того чтобы выразить просьбу, приглашение. В русском языке это можно передать частицами.
    Do go for a walk with her. It need her very much. — Пойдите на прогулку с ней. Это очень нужно ей.
    Do play the piano please. — Сыграйте на пианино, пожалуйста.
    I do love you. — Я очень люблю тебя.
    Do go with him and talk to him about his life. — Пройдите с ним и поговорите о его жизни.
    You didn’t look this paragraphe. No, I did look it. — Вы не читали этот параграф. Нет я читала (используется для большей эмоциональности).
  5. Используют и для того, чтобы не повторять предыдущий основной глагол:
    She sang very well. — Yes, she did. Она пела очень хорошо. Да (действительно хорошо)
    Tom didn’t come to the theatre. — No, he didn’t. Том не пришел в театр. Нет (он был там)
    Ann talks about it a lot. — Yes, she does. Анна говорит об этом очень много. Да (действительно так и есть)
  6. Его могут использовать, когда речь идет о несогласиях в чем либо:
    She eats too much. — No, she doesn’t. Она ест много. Нет (не много)
    You speak too loudly. — No, I don’t. Ты говоришь слишком громко. Нет (это не правда)
  7. Глагол используют также, если хотят дополнить имеющуюся информацию:
    She likes anything creative pictures and so do I. Ей нравятся всякие необычные фотографии, и я тоже.
    He loves listening her but I don’t. Он любит слушать ее, а я нет.
    Не doesn’t love concerts and neither does Mary. Он не любит концерты, и Мария тоже.
  8. Используют и в качестве глагола-связки, как в настоящем, так и в прошедшем времени. В русском языке глагол-связка, как и в английском, произносится в конце:
    He doesn’t drink energetics, does he? Он не пьет энергетики, не так ли?
    Mary works in the chocolate factory, doesn’t she? Она работает на шоколадной фабрике, правда?
    You didn’t know about it, did it? Ты не знал об этом, ведь так?
  9. Используют еще для того, чтобы выразить достаточность, пригодность, удовлетворенность:
    This will do. Хорошо./ Подойдёт./ Достаточно.
    Will that do? Это подойдёт?/ Этого хватит?/ Достаточно?

Некоторые правила для запоминания

Форма глагола do/don’t/do not меняется на does/doesn’t/does not в третьем лице единственном числе.

Т.е, при he/she/it:

Does he love cofe? / He loves cofe / he doesn’t love cofe. Он любит кофе? Он любит кофе. Он не любит кофе.

Does it stand here? /It stands here/ It doesn’t stand here. Это стоит здесь? Это стоит здесь. Это не стоит здесь.

Does she dance in the concerts? / She dances in the concerts / She doesn’t dance in the concerts. Он танцует на концертах? Она танцует на концертах. Она не танцует на концертах.

Одной из самых популярных языковых “путаниц” является использование глаголов to be и to do . Имеется в виду подмена одного глагола другим, которая происходит в следствии непонимания функций и значений этих слов.

Мы уже подробно рассказывали о глаголе to be , поэтому сейчас сконцентрируемся на сравнении использования глаголов в ситуациях, в которых чаще всего и возникает путаница.

Сильный и слабый глагол

В английском языке есть две большие категории глаголов - сильные и слабые.
К сильным глаголам относятся модальные глаголы и их эквиваленты, have got, вспомогательные глаголы (do/ does/ did) и to be . Сильные глаголы самостоятельно образуют отрицательные конструкции и вопросы:

Must he go to the dentist? - I must go to the dentist./ I mustn’t eat apples.

В случае со слабыми глаголами мы не в состоянии без вспомогательных построить вопрос или отрицание, избежав ошибки:

I live to Paris.

Live you in Paris? - ошибка/
Верным будет сказать: Do you live in Paris?

He lives not in Paris. - ошибка/
Верным будет сказать: He doesn’t live in Paris.

Итак, мы используем вспомогательный do или две другие его формы (does/ did ) для того, чтобы корректно формировать вопросы и отрицания.

Ошибка рождается, когда студенты (под этим словом мы подразумеваем всех изучающих иностранный язык от мала до велика) начинают использовать вспомогательные глаголы для форм to be :

He is Liza’s brother.

Does he is Liza’s brother? - ошибка
He doesn’t is Liza’s brother. - ошибка

Несомненно формы глагола to be не похожи на свою начальную форму. Полагаем, именно это может сбить с толку.
Следует запомнить: am, is, are, was, were являются сильными глаголами и никогда не используют вспомогательный do :

Is he Liza’s brother? - правильно
He isn’t Liza’s brither. - правильно

А вот do напротив. Сам по себе как смысловой этот глагол является слабым и имеет значение делать . Соответственно нуждается в помощи вспомогательного, совпадающего с ним по написанию и произношению do , который не переводится на русский язык и выполняет чисто грамматическую функцию :

I do exercises every day.
Do I do exercises every day?
- правильно
I don’t do exercises every day. - правильно

Do I exercises every day? - ошибка
I don’t exercises every day. - ошибка/ Это предложение лишено смысла и будет переводится “Я не упражнения каждый день ”. Хочется сразу спросить “не что ? упражнения”

Вспомогательный глагол

Второй серьезной проблемой порой становится выбор вспомогательного глагола .
Большинство курсов построены таким образом, что знакомство с английской грамматикой и языком в целом начинается именно с глагола to be - быть, являться, находиться где-либо . Студенты настолько привыкают к конструкциям с to be , что для них совершенно логичным становится их использование в качестве вспомогательного глагола . Он фактически теряет свое значение и предложения подобного рода становятся равными грамматически:

She is in Paris.
She lives in Paris.

Допустим, что по контексту возможно перевести их оба как “Она живет в Париже ”. Происходит следующее:

Is she in Paris? - правильно
Is she live in Paris? - ОШИБКА

To be никогда не будет использоваться в роли вспомогательного глагола к слабому, если только это не конструкции Continuous или Passive, которые включают в свой состав to be :

Is she living in Paris? - правильно/ Present Continuous
The work wasn’t done . - правильно/ Passive

Проверить очень просто. Задайте вопрос к смысловому глаголу, например, жить (что делать? ). Именно делать (do/ does/ did ) станет вспомогательным.

Мы имеем дело не с БЫТЬ , а с ДЕЛАТЬ :

Does she live in Paris? - правильно
She doesn’t live in Paris. - правильно

Желаем вам сделать правильный выбор и добиться больших успехов в обучении!

Виктория Теткина


Глагол – часть речи, которая отображает действие, описываемое в предложении. Такая структура данного правила актуальна для , но не для английского. В международном языке глагол может быть как смысловым, так и вспомогательным. Благодаря такому приему грамматика становится проще, да и предложения строятся гораздо быстрее. Что же такое вспомогательные глаголы в английском языке, как их правильно расставлять и видоизменять?

Вконтакте

Вступление

Вся сложность английского языка заключается в большом количестве временных форм, на основе которых построена его .

Времена, в свою очередь, образуются за счет вспомогательных глаголов , которые имеют неопределенную форму, и видоизменяются в зависимости от местоимения, которое перед ними стоит.

Иными словами, это указатель, который показывает нам, кто и когда что-либо делает. Для точности понимания ниже приведена таблица вспомогательных в английском языке, а после нее дана четкая расшифровка всех нюансов.

В таблице выделены три группы , в каждой из которых есть настоящее, прошедшее и будущее (present, past, future). Для каждой отдельной группы нужно применять конкретный вспомогательный глагол, который видоизменяется в зависимости от времени, в котором мы его употребляем.

Present, Past, Future Indefinite

Группа времен, которая позволяет нам описывать ежедневные события, которые происходят регулярно или периодически. Примером служат следующие: я работаю на фабрике, мы гуляем в парке по вечерам и т.п. Во временах группы Indefinite строятся самые простые и короткие высказывания английского языка, которые доступны и понятны русскоязычному человеку. Ну а теперь рассмотрим, что такое вспомогательный глагол в данной категории и как его нужно употреблять.

To Do дословно переводится как «делать» , но в группе времен Indefinite выступает в роли того самого указателя времени и местоимения, о котором идет речь. В предложениях утвердительной формы настоящего времени он не ставится, а вот если нужно задать вопрос или опровергнуть что-то, то его участие обязательно. Для настоящего времени употребляются словоформы Do и Does , в зависимости от местоимения:

  • Do используется для I, You, We, They (я, вы, мы, они);
  • Does – для He, She, It (он, она, оно или это).

Рассмотреть оба варианта на примерах можно в вопросительных предложениях с Do: «Do you play piano? – Ты играешь на пианино?», или «Does he live in Chicago? – Он живет в Чикаго?».

Подобные примеры можно просмотреть и в отрицаниях: «We do not play football. – Мы не играем в футбол», «She does not like potatoes. – Она не любит картошку».

Это основное правило для Do и Does, позволяющее грамотно и понятно строить наиболее употребляемые предложения на английском языке. Эти формы вспомогательного глагола указывают нам на местоимение, о котором идет речь, а также на время, в котором происходит основное действие.

Глагольная форма Do в форме для Past Indefinite – это Did. В данном случае он един для всех местоимений , а употребляется только в вопросительных и отрицательных предложениях. Звучит это примерно так: «Did you go to school yesterday? – Ты ходил в школу вчера?», на что может последовать отрицательный ответ «I did not go to school yesterday – Я не ходил в школу вчера». Получается, что в тех случаях, когда ставится глагол Did в предложении, мы можем автоматически отнести его к прошедшему времени. Более того, сразу становится понятно, что речь идет о вопросе или негативном ответе на него.

Что же касается будущего времени, то тут и для всех местоимений, и для всех форм, будь то утвердительная, вопросительная или отрицательная, мы используем слово Will. Он не меняется в зависимости от местоимения, поэтому выучить данное правило будет совсем просто. Давайте рассмотрим употребление на наглядном примере:

  • She will go to the park tomorrow – Она пойдет в парк завтра.
  • Will she go to the park tomorrow? – Она пойдет в парк завтра?
  • She will not go to the park tomorrow – Она не пойдет в парк завтра.

Внимание! В будущем определенном времени также имеет место вспомогательный глагол Shall. Он используется только в сочетании с местоимением «Я» во всех формах предложения. Однако в последнее время его стали редко употреблять, упростив тем самым схему для данного времени. Услышать словосочетание «I shall» вы сможете только от жителя Великобритании, а все же остальные англоязычные страны говорят «I will».

Present, Past, Future Continuous

Времена категории Continuous, что переводится как «продолжительный», указывают на незаконченное действие.

Оно может происходить в данный момент, может быть неоконченным в прошедшем или в будущем. В русском варианте такие высказывания звучат как: «Я читал вчера», «Она плавает в бассейне», «Мы будем играть в шашки завтра» и т.д.

Как и в случае с Do, для предыдущей группы времен, тут есть свой вспомогательная глагольная форма, указывающая на продолжительность и незавершенность действия.

To be – глагол, дословный перевод которого звучит как «быть». Исходя из его смысловой нагрузки и вытекает его принадлежность к временам с незавершенным значением. Чтобы понять, как это работает, достаточно дословно перевести простейшее предложение с его участием: «To be reading – быть читающим». Как и формы глагола Do, разновидности To Be варьируются за счет местоимений и времени.

  • Am (я) – am.
  • You, We, They (вы, мы, они) – are.
  • He, She, It (он, она оно) – is.

Данная схема используется для настоящего неопределенного времени. Для примера можно рассмотреть короткие высказывания с ее применением: «I am dancing – я танцую», «They are drawing – они рисуют», «She is watching TV – она смотрит телевизор». Глагол to be в вышеперечисленных формах используется в положительных, вопросительных и отрицательных предложениях и является «визитной карточкой» неоконченного действия .

Для прошедшего времени данной категории правило немного упрощается. Предложения с to be можно поделить на две группы, первая из которых – единственное число, вторая – множественное:

  • I, He, She, It (я, он, она, оно) – was.
  • We, You, They (мы, вы, они) – were.

Теперь примеры с такими словами: «She was cooking – она готовила», «We were swimming – мы плавали».

Когда речь идет о будущем неоконченном времени, схема становится еще более простой. Для всех местоимений мы употребляем be с приставкой will, и получается следующее: «I (He) will be running – я (он) буду(ет) бегать».

Совет ! Во временах группы Continuous все смысловые глагольные формы имеют окончание –ing. Оно приписывается к ним вне зависимости от местоимения, а также в прошедшем времени, настоящем и будущем.

Present, Past, Future Perfect

Данная грамматическая категория используется для описания четко завершенного дела . В настоящем времени подобным образом характеризуется минувшее действие, имеющее результат на данный момент.

Что же касается прошедшего и будущего – то такие формы употребляются крайне редко. Они указывают на полностью завершенное действие, которое предшествовало другое, незавершенное, в прошлом или в предстоящем. Предлагаем рассмотреть, как такая грамматическая структура образуется.

Вспомогательный глагол Have – неотъемлемая частица всего раздела Perfect. Он также имеет свои формы, зависящие от времени и местоимения, и именно благодаря им мы идентифицируем происходящее. Начнем, как всегда, с настоящего и краткой схемы по применению To Have:

  • I, You, We, They (я, вы, мы, они) – have.
  • He, She, It (он, она, оно) – has.

Приведем примеры, в которых встречается данный грамматический оборот: «He has gone – он ушел», «We have done that – мы сделали это». Present Perfect — весьма частое явление в повседневной английской речи, так как именно эта грамматическая структура отлично отображает повседневные события.

В прошедшем времени данной категории люди говорят и пишут крайне редко. Сама по себе структура предложения проста и понятна, она основывается на глагольной форме Had, которая одинакова для всех местоимений: «Train had left – поезд уехал». Подобная простота характерна и для будущей формы, где вспомогательный глагол выглядит как Will Have, например: «She will have receive a letter – она получит письмо».

Важно! Во временах группы Perfect все смысловые глаголы, даже в будущем, ставятся в прошедшей форме. В таблице неправильных глаголов это третья колонка, а для всех остальных применяется окончание –ed. Даже в тех случаях, когда используется форма Had или Will Have, как бы указывающие уже на время, смысловой глагол должен неизменно оставаться в прошедшем времени.

Виды вспомогательных глаголов в английском

Изучаем английский — вспомогательные глаголы

Вывод

Мы кратко осмотрели основные грамматические формы английского языка, на основании которых строится речь. Для многих ранее было загадкой, почему в предложении два разных по смыслу глагола, как такое перевести и постичь. Узнав, когда нужно применять Do и Does, Have и Has, а также ряд других вспомогательных слов, понять любого англоязычного гражданина становится намного проще.

Глагол do в английском языке имеет огромное значение. Если вы знаете, чем отличаются друг от друга do и does, когда употребляется did, почему иногда мы переводим глагол do, а иногда - нет, то вы вполне можете общаться с иностранцами и грамотно выражать простые мысли.

Если же нет, то скорее читайте статью, сегодня мы разоблачаем все тайны хитрого глагола do и его товарищей!

Правила do/does в английском языке

DOES или DO: правило грамотного выбора

В английской речи глаголы do и does встречаются буквально на каждом шагу. Давайте посмотрим, когда употребляются do/does и чем они вообще отличаются друг от друга. И do, и does переводятся как «делать». Более того, does - это всего лишь другая форма глагола do.

Употребление do/does зависит о того, о ком или о чем идет речь.

Если мы говорим о третьем лице единственного числа (he/she/it - он/она/оно), то к do, как и к любому другому глаголу, добавляется окончание -es. Таким образом, говоря о ком-то/чем-то в третьем лице, используем does. Во всех остальных лицах употребляется do.

Mary does this work with no enthusiasm.
Мэри делает эту работу без малейшего энтузиазма.

Не всегда подлежащее может быть выражено местоимением или одним существительным. И тогда становится сложно понять, что выбрать, do или does:

Mike and Jim usually do their homework in the afternoon.
Майк и Джим обычно делают домашнее задание днем.

На месте подлежащего - Майк и Джим. Их двое. Если мы заменим имена местоимением, то выберем they - они. Третье лицо, множественное число. В данном случае используется do.

Do/does: употребление в качестве смыслового
и вспомогательного глагола

Do может выступать в качестве смыслового или вспомогательного глагола.

Что это значит? Большинство глаголов английского языка смысловые - они обладают смыслом, имеют перевод, обозначают какое-то действие (или состояние). Собственно, это самое обычное сказуемое, выраженное глаголом.

Например:
Nancy bakes a cake every Sunday.
Каждое воскресенье Нэнси печет торт.

Не переводя глагола bake - печь - мы не сможем передать смысл всего предложения.

А бывают глаголы вспомогательные. Они служат только для образования той или иной грамматической формы и не имеют собственного перевода в предложении. Это важная запчасть предложения, без которой оно “развалится”, но при этом на общий перевод этот отдельно взятый смысловой глагол влиять практически не будет.

Например, вспомогательный глагол be (быть) в предложении:
The cake is baked by Nancy.
Торт испечен Нэнси.

Be (is) здесь нужен только для образования формы пассивного залога: is baked. В переводе будет звучать «испечен», но не «быть испеченным».

Так и глагол do может быть как смысловым, так и вспомогательным. Будучи смысловым, он имеет перевод «делать».

В качестве вспомогательного он помогает строить предложение в соответствии с правилами грамматики и не имеет собственного перевода.

Do как вспомогательный глагол нужен, чтобы задать вопрос или сформулировать отрицание в Present Simple. Если речь идет о he/she/it (3 лицо единственного числа), используется does. Как это происходит, мы сейчас посмотрим.

Вопрос с do/does

При образовании вопросительного предложения мы ставим do или does на первое место в предложении:

Do you understand me?
Ты понимаешь меня?

Does John understand anything?
Джон что-нибудь понимает?

Ни do, ни does в данном случае не переводятся. Их задача - поработать кирпичиками при строительстве предложения. Собственного перевода они не имеют.

Обратите внимание, если в отрицательном или вопросительном предложении речь идет о третьем лице единственного числа (he/she/it), мы используем does (do + es) и к смысловому глаголу никакого окончания добавлять уже не будем - одного показателя 3-го лица вполне достаточно.

Does John understand anything? (Джон что-нибудь понимает?)
Does Margaret live in the city? (Маргарет живет в городе?)

Специальный вопрос с do/does

В вопросах, которые начинаются со слов what, where, when, why и т. п. (такой вопрос называют специальным), в Present Simple также используется вспомогательный глагол do/does. И ставится он сразу после вопросительного слова:

How often do you eat ice-cream?
Как часто ты ешь мороженое?

Where does Jack go every summer?
Куда Джек ездит каждое лето?

Исключение: Если мы задаем вопрос к подлежащему и используем вопросительные слова who? (кто) и what? (что), вспомогательный глагол do/does нам не нужен, а смысловой глагол всегда будет в третьем лице единственного числа, т.е. с окончанием -(e)s:

Who eats fish?
Кто питается рыбой?

What usually falls from the sky in winter?
Что обычно падает зимой с неба?

Обратите внимание, в таком вопросе с who и what может встречаться глагол does, НО… только в том случае, если это смысловой, а не вспомогательный глагол.

Who does housework at your place?
Кто у вас занимается домашним хозяйством?

В данном случае does ничем не отличается от любого другого глагола действия - eat, dance, play и т. д.

Отрицание с do/does

При образовании отрицания мы добавляем к do/does отрицательную частицу not:

I do not want to listen to Jack.
Не хочу слушать Джека.

He does not want to confirm our meeting.
Он не хочет подтверждать нашу встречу.

Как мы видим, в отрицании do так же, как и в вопросе, никак не переводится.

Do + not или does + not ставится между подлежащим и сказуемым:

Julia and I do not trust him.
Мы с Джулией ему не доверяем.

Можно использовать сокращенную форму:
Do not = don’t
Does not = doesn’t

I don’t understand you. (Я не понимаю тебя.)
He doesn’t speak Spanish. (Он не говорит по-испански.)

Помним, что когда употребляется does в отрицании, глагол действия используется без окончания -(e)s:

Jack doesn’t like cucumbers.
Джек не любит огурцы.

Глагол did. Когда ставится, что означает, и зачем он нужен в предложении

Do - неправильный глагол. Как у любого неправильного глагола, у него есть три формы, которые нужно знать наизусть:

Вторая форма глагола, did, используется в Past Simple (простое прошедшее время).

Did в Past Simple может функционировать и как смысловой, и как вспомогательный глагол.

Взгляните:

He did this task yesterday.
Он сделал это задание вчера.

Did в данном случае - смысловой глагол do в Past Simple, переводится он как «сделал». Или «делал».

В вопросах и отрицаниях did является глаголом вспомогательным и никак не переводится:

Did you go to the South last summer?
Ты ездил на юг прошлым летом?

Здесь did - кирпичик, который нужен, чтобы предложение было правильным с точки зрения грамматики. Обратите внимание: did стоит в Past Simple. Значит, смысловой глагол ставить в форму прошедшего времени уже не нужно.

Did your friend call you?
Твой друг звонил тебе?

Можно ли в одном предложении дважды использовать do?

В одном предложении глагол do может встречаться два раза - и в качестве смыслового глагола в значении «делать», и в качестве вспомогательного (в вопросах и отрицаниях группы времен Simple).

Jane says, she doesn’t do this job. (Present Simple)
Джейн говорит, что она этим не занимается (дословно: не делает эту работу).

Do you always do your duties? (Present Simple)
Ты всегда выполняешь свои обязанности?

You didn’t do anything to change the situation! (Past Simple)
Ты ничего не сделал, чтобы изменить ситуацию!

Присутствие в предложении двух глаголов do иногда смущает студентов, но на самом деле ничего странного здесь нет. Один глагол несет значение, смысл, а второй нужен для правильного оформления предложения с точки зрения грамматики.

К предложениям такого типа относится и часто употребляемый вопрос:

What do you do?
Чем ты занимаешься? / Кем ты работаешь?

Почему с одним и тем же словом иногда может употребляться do, а иногда - does?

Интересна ситуация с коллективными (собирательными) существительными. Коллективные существительные номинально имеют форму единственного числа, но подразумевают группу людей. Например: team (команда), audience (аудитория), family (семья) и т.д.

Такие существительные могут согласовываться с глаголами и в единственном, и во множественном числе:

My family is big.
Моя семья большая.

Здесь мы рассматриваем семью как единое целое и family в данном случае требует после себя глагола в единственном числе.

My family live in different countries.
Моя семья живет по разным странам.

Здесь для более корректного перевода мы могли бы «семью» заменить на «членов моей семьи». И так становится тем более очевидно, что речь идет о нескольких людях, но не о семье в целом.

Если вам встречается подобное коллективное существительное, уделите особое внимание переводу: в каком значении употреблено это слово, речь о едином целом или об отдельных людях?

Возвращаясь к do/does: именно от того, насколько правильно вы проанализируете значение коллективного существительного, будет зависеть выбор do или does:

The team do their best!
Команда делает все возможное!
(каждый из игроков выкладывается на 100 %)

The team doesn’t do without a goalkeeper!
Команде не обойтись без вратаря!
(команда как единое целое нуждается во вратаре, а не отдельные игроки)

Обратите внимание. В американском английском понятия коллективных существительных нет. Мы ставим does, когда используется существительное в третьем лице и единственном числе - и неважно, что у него есть коллективное значение. Номинально это единственное число, значит, выбираем does:

The firm does very well. (Am. Eng.)
Фирма преуспевает.

Do в значении «не так ли»

Глаголы do/did/does, когда употребляются в вопросах с «хвостиком», переводятся как «не так ли».

Взгляните:

Mary doesn’t eat porridge every day, does she? (Мэри не ест кашу каждый день, не так ли?).

Основное предложение мы составляем по правилам образования Present Simple. Если предложение утвердительное, то «хвостик» отрицательный, как здесь:

Mary eats porridge every day, doesn’t she? (Мэри ест кашу каждый день, не так ли?).
В данном случае вспомогательный глагол появляется только в «хвостике».

Если основное предложение отрицательное, то «хвостик» положительный, а вспомогательный глагол появляется в обеих частях предложения:

Mary doesn’t eat porridge every day, does she? (Мэри не ест кашу каждый день, не так ли?)

В прошедшем времени (Past Simple) мы будем использовать в «хвостике» вспомогательный глагол did:

You never wanted to see me at your place, did you?
Ты же никогда не хотел видеть меня в своем доме, разве не так?

В данном случае мы образовали «хвостик» с помощью положительной формы did, так как основное предложение имеет отрицательный смысл благодаря слову-маркеру never - никогда.

Do как заменитель глагола действия

В некоторых случаях do появляется, казалось бы, совсем непонятно почему. Посмотрим на такой мини-диалог:

- I eat porridge every day. (Я ем кашу каждый день)
- Do you? (Правда?)

Наш собеседник использовал время Present Simple: I eat porridge every day.

Мы задаем уточняющий вопрос, но при этом мы не станем дублировать смысловой глагол eat - это будет звучать некрасиво и не очень грамотно. Вместо этого мы используем вспомогательный глагол do: Do you?

Перевести в данном значении do мы можем по-разному: «Правда?», «Неужели?», «Серьезно?» «В самом деле?» - в зависимости от интонации и контекста. Но никак не «Ты делаешь?» или что-нибудь подобное.

Когда do, did, does употребляются для усиления значения

Do (did/does) в качестве вспомогательного глагола может появляться не только в вопросах и отрицаниях группы времен Simple.

В утвердительном предложении вспомогательный глагол do может выступать усилителем. Используется он в эмоционально окрашенных предложениях и переводится как «на самом деле», «правда», «действительно».

I do know the Prime Minister!
Да я правда знаю премьер-министра!

I did see your brother last night! Ask him!
Я на самом деле видел твоего брата накануне вечером! Спроси его!

Распространенные ошибки с do

Люди часто путают значения некоторых вопросов с do и попадают из-за этого в смешные ситуации. Например:

What do you do? vs What are you doing? vs How do you do?

Когда вы слышите вопрос «What do you do?» это значит, что ваш собеседник интересуется вашей профессией - чем вы занимаетесь по жизни.

Если вы хотите узнать, что человек делает прямо сейчас, спросите: «What are you doing?»

А вопрос «How do you do?» на самом деле и не вопрос вовсе, а всего лишь вежливое приветствие, услышав которое, ни в коем случае не нужно рассказывать о своих делах - с вами поздоровались, ответьте тем же!

Выражения с do, которые переводятся без «делать»

Существует целый ряд выражений с do (или does, или did), где do является смысловым глаголом, и тем не менее не переводится как «делать». Эти выражения нужно запомнить, они сделают вашу речь гораздо более интересной:

С точки зрения грамматики, do в этих и подобных выражениях - обычный смысловой глагол, поэтому пользуйтесь привычными правилами построения предложений. Никаких исключений для этих выражений нет!

Взгляните:

My friend did me a favour and had a talk about me with his boss. (did - Past Simple)
Мой друг оказал мне услугу и поговорил обо мне со своим начальником.

How often do you do the shopping? (вопрос в Present Simple)
Как часто ты ходишь по магазинам/делаешь покупки?

Unfortunately, Jack’s company doesn’t do well. (отрицание в Present Simple)
К сожалению, дела в компании Джека идут не очень хорошо.

Теперь вы знаете все нюансы употребления глагола do и никогда не попадете впросак. Читайте другие наши статьи и делайте свой английский безукоризненно чистым!