Диагностический инструментарий для оценки метапредметных результатов. Оценка метапредметных результатов в начальной школе


Методический совет по теме
«Диагностика метапредметных результатов учащихся»
от 02.11.2015
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Для жизни, деятельности человека важно не наличие у него накоплений впрок, запаса какого – то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества.
Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:
математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;
коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;
автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;
социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;
продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).
Согласно ФГОС ООО, одна из характеристик «портрета выпускника основной школы» формулируется так:
Раздел 1, пункт 6: Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Под метапредметными результатами следует понимать результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.ФГОС НОО и ООО относительно требований к метапредметным результатам школьников предполагают обеспечение преемственности. На всех этапах школьного образования предусмотрено формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности. Часто учителя ошибочно совмещают понятия метапредметные результаты и межпредметные связи и общеучебные умения. Несомненно, в составе метапредметных результатов присутствуют общеучебные умения, формируемые на различных уроках и внеурочных занятиях, что объясняется таким качеством их как универсальность. Но они составляют только часть метапредметных результатов. Кроме того, они находят свое применение не только в школьных предметах и внеурочной деятельности, но и что самое важное, используются в повседневной жизни, составляют основу успешной деятельности.
ФГОС метапредметные результаты определяет как освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Разработчики стандартов нового поколения вкладывают в содержание метапредметных результатов, прежде всего, сформированную способность использования межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) в учебной, познавательной и социальной практике. В начальной школе УУД должны обеспечить овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями. В основной школе добавляются: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. В старшей школе дополняется овладением навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
В таблице представлены выдержки из стандарта по содержанию требований к метапредметным результатам, демонстрирующие преемственность начальной, основной и старшей школы.
Требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы

Начальная школа Основная школа Старшая школа
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения свои действия;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; смысловое чтение
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
готовность конструктивно решать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения;
умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; умение продуктивно общаться и в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение планирования и регуляции своей деятельности;

Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсоснабжения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета
продолжение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формахумение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе, умение вводить текст с помощью клавиатуры,фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины ианализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета владение устной и письменной речью, монологической и контекстной речью готовность и способность к самостоятельной информационно-ответственной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности(природных, социальных культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного предмета формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. Для достижения метапредметных результатов в содержание основной образовательной программы МОАУ СОШ № 1 г. Свободного включена «Программа развития универсальных учебных действий», включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности. Названная программа обеспечивает:
развитие у учащихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;
формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
формирование опыта переноса и применения УУД в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;
повышение эффективности усвоения учащимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности;
овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками. старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
формирование и развитие компетенции учащихся в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Целью программы развития УУД является обеспечение организационно-методических условий для реализации системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС ООО, с тем, чтобы сформировать у учащихся основной школы способности к самостоятельному учебному целеполаганию и учебному сотрудничеству.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.). Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача начальной школы «учить ученика учиться» трансформируется в новую задачу для основной школы – «инициировать учебное сотрудничество». Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. В.А. Сухомлинский отмечал: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».
В силу своей природы, являясь по сути ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен. Во-первых, достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД. Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку, математике, литературе, географии и другим предметам с учётом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся. И наконец, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д. В этом случае в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов наблюдения учителя или школьного психолога может быть оценено и достижение таких действий.
Для того чтобы отслеживать продвижение каждого ребенка по пути его развития и эффективность собственной педагогической работы нужен мониторинг, который позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Проводить его необходимо регулярно. Существует ряд форм, методов, инструментов контроля метапредметных результатов, с которыми мне бы хотелось вас ознакомить. Среди методов контроля можно выделить наблюдение, проектирование, тестирование. Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный. Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки.
В соответствии с ООП ООО основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Согласно школьному Положению, такая защита предполагает публичное выступление с презентацией своего проекта. К метапредметным универсальным учебным действиям относится «умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью». Выступление-презентация – это публичная речь-представление самостоятельно созданного учеником продукта интеллектуальной/творческой деятельности. Выступление-презентация обучающегося должно представлять собой устное сообщение на определённую тему и излагаться в свободной форме, без чтения письменного подготовленного текста. В процессе выступления можно использовать подготовленные заранее вспомогательные материалы: план выступления или тезисы. В интернет-ресурсах можно найти много разных форм осуществления оценки выступления ученика. Предлагаю один из вариантов.
Оценочный лист устного публичного выступления
Общий критерий оценивания Уточнённый критерий оценивания Количество баллов
Балл за критерий Всего
1. Содержательная сторона выступления Содержание выступления соответствует заявленным теме, целям и задачам 15 30
Приведены необходимые примеры и аргументы 15 2. Речевое оформление выступления Свободное, без чтения подготовленного письменного чтения, изложение материала (возможна опора на план или тезисы) 15 35
3-ёхчастная композиция (вступление, основная часть, заключение) 10 Отчётливость произношения, отбор необходимых речевых средств 10 3. Эффективность выступления Интерес и внимание со стороны присутствующих в аудитории (одобрительные возгласы, вопросы, комментарии, аплодисменты, кивки головой) 10 35
Оригинальность, яркость, необычность выступления 10 Соблюдение рамок регламента (от 3-ёх до 5 минут) 5 Самооценка 10 Итого 100 баллов
Ученикам можно перед выступлением в качестве подготовки предложить техническое задание в форме 3-ёх памяток, которые написаны на понятном учащимся языке:
1. «Как подготовить устное публичное выступление?»
2. «Как сделать выступление успешным?»
3. «Как оценить своё выступление?»
Памятка №1
Как подготовить устное публичное выступление?
1. Продумайте тему и цели своего публичного выступления, подберите необходимый материал, сделайте отбор нужной информации. Строго следите за тем, чтобы содержание высказывания не отступало от его темы и целей.
2. Продумайте композицию выступления, состоящую из 3 частей (должны быть вступление, основная часть, заключение). Заранее подготовьте и выучите первую фразу, подготовьте слова-связки предложений в вашем устном тексте.
3. Создайте письменный текст выступления или составьте его план (можно тезисы). Желательно подготовить сопровождающие электронные материалы или схемы и таблицы мелом на доске.
4. Подберите интересные примеры и веские аргументы, доказывающие ваши мысли и суждения.
5. Дома проведите тренировочное выступление (одно или более) с опорой на созданные тезисы или план. Старайтесь написанный текст не читать, а излагать в свободной форме.
Памятка №2
Как сделать выступление успешным?
1. Представьтесь, если это необходимо.
2. Чётко сформулируйте тему и цели своего выступления. Следите, чтобы содержание вашего выступления соответствовало заявленной теме и поставленным целям.
3. При необходимости во время выступления используйте указку или подготовленные заранее сопровождающие электронные материалы.
4. Избегайте слов, засоряющих нашу речь, типа «как бы», «значит», «ну», «так сказать» и т.п. Используйте нужные слова официально-делового и научного стилей. 5. Каждое слово выступления произносите отчётливо, ясно, разборчиво, с необходимыми логическими паузами и в среднем темпе.
6. Излагайте подготовленный материал увлечённо, свободно, не читая его по написанному тексту.
7. Будьте тактичны и уважительны по отношению к слушателям. Следите, насколько внимательно они вас слушают.
8. Соблюдайте отведённое на выступление время: своё выступление проводите от 3 до 5 минут.
9. Не забудьте отметить достоинства и недостатки своего выступления и озвучить самооценку.
Памятка №3
Как оценить своё выступление?
1. Отметьте положительные стороны своего выступления (можно использовать предложенные критерии).
2. Отметьте недостатки своего выступления, что не получилось.
3. Подумайте, благодаря чему вы достигли успеха и что явилось причиной ваших минусов.
4. Оцените своё выступление по 10-тибалльной шкале.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ, составленных учителем с учётом метапредметности, по всем предметам. Разработчики ФГОС выделяют несколько метапредметов, которые можно использовать в организации учебной деятельности школьников: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». В рамках метапредмета «Знание» ребенок учится работать с системами знаний; на занятиях метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации, они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать; изучая метапредмет «Проблема» школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем, учащиеся осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения; в рамках метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом. Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателя. Ключевой компетенцией следует считать умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Оценка правильности выполнения учебной задачи в рамках применения метапредмета «задача». Ставим учебные задачи: 1. установить соответствие 2. Вставить пропущенные слова 3. Закончить предложение 4. Оформить таблицу. 5. Распределить в группы.
Критерии оценивания:
1 критерий: самопроверка по эталону (правильно сделал «+», не правильно «-»);
2 критерий: анализ своих ошибок (над чем предстоит поработать)
3 критерий: выявление причин совершения ошибок
Заполнение диагностических листов. Приложение 2 презентация
В рамках использования метапредмета «знание», «смысл» можно использовать следующий инструментарий. Приложение 3 презентация.
В рамках применения метапредмета «проблема» очень эффективен методика проведения эксперимента, возможно использовать на уроках естественно научного цикла. Приложение 4 презентация.
Самооценка учащихся при публичном выступлении на уроке. Лист самооценки. Приложение 5 презентация
Оценка достижения результатов смыслового чтения. Приложение 6 презентация
Оценка умений организовывать совместную деятельность с учителем и со сверстниками Приложение 7 презентация
Заключение
Достижение современных образовательных результатов возможно только при условии комплексной (интегративной) их. Для того чтобы можно было более менее адекватно оценить образовательные результаты оценка индивидуальных образовательных достижений учащихся должна обладать общими требованиями:
1. Оценка должна быть интегративной, т.е. учитывать соотношение разных аспектов образовательных результатов (предметные, компетентностные (универсальные способы деятельности), социальный опыт (внеучебные и внешкольные достижения) 2. Динамической, т.е. учитывать индивидуальный прогресс при подведении итогов результатов образования учащегося за определенный период времени;
3. Поддерживать инициативность и ответственность учащихся, т.е. создавать условия для возможности предъявления детских работ на оценку другому (взрослому, одноклассникам) по собственной инициативе;
4. Обладать презентационностью, т.е. иметь специальные места (натуральные или(и) виртуальные) для публичного предъявления учащимися своих образовательных достижений;
5. Быть технологической, т.е. использование на уроках разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение.
6. Обладать открытостью, т.е. возможностью участия всех субъектов образовательного процесса в оценке индивидуальных результатов и качества образования школьников.
Снова обратимся к ООП ООО. Задачи на применение УУД могут строиться как на материале учебных предметов, так и на практических ситуациях, встречающихся в жизни обучающегося и имеющих для него значение (экология, молодежные субкультуры, бытовые практико-ориентированные ситуации, логистика и др.).Различаются два типа заданий, связанных с УУД:
задания, позволяющие в рамках образовательного процесса
сформировать УУД;
задания, позволяющие диагностировать уровень сформированности
УУД.
В первом случае задание может быть направлено на формирование целой группы связанных друг с другом универсальных учебных действий. Действия могут относиться как к одной категории (например, регулятивные), так и к разным.
Во втором случае задание может быть сконструировано таким образом, чтобы проявлять способность учащегося применять какое-то конкретное универсальное учебное действие.
В основной школе возможно использовать в том числе следующие типы задач:
1. Задачи, формирующие коммуникативные УУД:
на учет позиции партнера;
на организацию и осуществление сотрудничества;
на передачу информации и отображение предметного содержания;
тренинги коммуникативных навыков;
ролевые игры.
2. Задачи, формирующие познавательные УУД:
проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
задачи на сериацию, сравнение, оценивание;
проведение эмпирического исследования;
проведение теоретического исследования;
смысловое чтение.
3. Задачи, формирующие регулятивные УУД:
на планирование;
на ориентировку в ситуации;
на прогнозирование;
на целеполагание;
на принятие решения;
на самоконтроль.
Развитию регулятивных УУД способствует также использование в учебном процессе системы таких индивидуальных или групповых учебных заданий, которые наделяют обучающихся функциями организации их выполнения: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы, – при минимизации пошагового контроля со стороны учителя. Распределение материала и типовых задач по различным предметам не является жестким, начальное освоение одних и тех же УУД и закрепление освоенного может происходить в ходе занятий по разным предметам. Распределение типовых задач внутри предмета должно быть направлено на достижение баланса между временем освоения и временем использования соответствующих действий.
Задачи на применение УУД могут носить как открытый, так и закрытый характер. При работе с задачами на применение УУД для оценивания результативности возможно практиковать технологии «формирующего оценивания», в том числе бинарную и критериальную оценки.

Проведение

диагностических работ

по выявлению освоения обучающимися метапредметных результатов обучения.

Подготовила:

учитель географии

МКОУ «Становская СОШ»

Баркова Е.лена Николаевна

В условиях современной России, где глубокие изменения общественных отношений сопровождается социальными проблемами, особое значение приобретает мировоззренческая функция географического образования. Мировоззрение представляет собой обобщенную систему взглядов на мир, которые не привязаны к определенным явлениям, но служат основой для понимания общих тенденций гуманитарного развития.

Новый ФГОС в нашей стране ориентирован, прежде всего, на становление личностных характеристик выпускника. Их критериями рассматриваются готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Целевыми функциями общего образования выступают также духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся, профессиональная ориентация и формирование экологической культуры.

Уникальный характер географии состоит в том, что она синтезирует естественнонаучные и гуманитарные дисциплины. Поэтому география обладает колоссальными образовательными ресурсами, играющими важную мировоззренческую и воспитательную роль. Их значение актуализируется также в связи с интегрированием российского географического образования в мировую геообразовательную систему.

Таким образом, теоретическим основанием для проектирования процесса обучения географии в современных условиях должна лежать актуальность для жизни. Во главе угла всего обучающего процесса обязано находиться ценностное отношение к окружающему миру и человеку. Ценностная и личностная ориентация учебной географии требует глубокого взаимодействия всех участников педагогического процесса. Поэтому особое

значение приобретает опыт творческой деятельности обучающихся, а также организация учебной и внеурочной деятельности со всеми категориями обучающихся.

Изучение географии в основной школе

Изучение географии в школе позволяет сформировать комплексное, системное и социально ориентированное представление о Земле как о планете людей, являющееся одной из основ практической повседневной жизни. Кроме того, география - единственная наука, которая знакомит учащихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы.

Глобальные цели географического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных потоков, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения географического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

Федеральные государственные образовательные стандарты, а именно программа развития УУД и планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы ООО»Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» представленные в ПООП образовательного учреждения, подчеркивают главную роль данного направления в формировании читательской грамотности, являющейся основой обучения в школе, а также в повышении качества образования в России. Перед школой стоит задача объединить усилия учителей, преподающих различные предметы, в развитии читательской грамотности учащихся в основной школе, и показать учителям, что отсутствие целенаправленной деятельности в этом направлении приводит к потере читательских навыков и познавательной самостоятельности.

Всех, кто знаком с результатами международных сравнительных исследований качества общего образования, волнуют вопросы: Что происходит с детьми в основной школе? Почему выпускники начальной школы, которые демонстрируют самые высокие результаты в мире по чтению и пониманию текстов, оказавшись в основной школе, через пять лет обучения теряют свои преимущества и становятся неконкурентноспособными по сравнению со своими сверстниками из развитых стран в области умения учиться, умения работать с информацией, читательской грамотности?

Причины не высоких результатов российских учащихся отечественные эксперты видят в том, что в процессе обучения российские школьники почти не встречаются с заданиями междисциплинарногохарактера; у них ценленаправлено не формируются общеучебные умения; в ходе изучения отдельных предметов они практически не встречаются с жизненными ситуациями, в которых чтение им необходимодля решения общественных и частных задач, за исключением чтения художественной литературы; учебные задачи, которые решают школьники, далеки от жизненных интересов и социального опыта учащихся. Таким образом, процесс обучения в отечественной школе недостаточно практико-ориентирован, как бы отгорожен от реальной окружающей жизни.

ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСОЗНАННОГО ЧТЕНИЯ

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к са­моразвитию и самосовершенствованию путём сознательного и ак­тивного присвоения нового социального опыта. В более узком значении термин понимается как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному выявлению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия (как обобщённые действия) открывают возможность широкой ориентации учащихся как в различных

предметных областях так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик 1 .

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить четыре блока - личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный, где три последних составляют метапредметные действия.

Устанавливая требования к результатам освоения обучающимся основной образовательной программы основного общего об- разования, стандарт выделяет метапредметные результаты, вклю-

чающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия и способность их использования в учебной, познавательной

социальной практике 2 .

Под метапредметными результатами разработчиками новых образовательных стандартов понимаются освоенные обучающими-ся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы действий, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуация)

1 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от --твия к мысли: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвеще- : 2010; Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от г* ~вия к мысли: система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмоло- М.: Просвещение, 2010.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего ования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской грации 17 декабря 2010 г. № 1897). С. 5.

В блоках познавательных и коммуникативных универсальный действий выделяются общеучебные действия, которые связанни с чтением и пониманием текстов, с преобразованием текстов, а также с использованием информации из текстов для различны целей. Главными элементами в этих блоках являются смысловое чтение и логические действия, направленные на анализ, обобщение, установление аналогии, классификацию, установление причинно-следственных связей, рассуждения, умозаключения и формулирование выводов на основе прочитанного текста. При переходе из начальной школы в основную, как об это с пишет Г. А. Цукерман, заканчивается обучение чтению и начинается чтение для обучения - использование письменных тексте как основного ресурса самообразования, получение нового знания и новых идей с помощью информационных текстов. Именно в связи с особой важностью овладения осознанным чтением в системе «умений учиться» в рассматриваемый период обучения среди всех метапредметных результатов и были выделены осознанно чтение и работа с информацией в качестве основных объекте оценки.

Общие подходы к оценке сформированности осознанного чтения и работы с текстом с учётом поставленных перед разработчиками задач были определены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательной стандарта, подходами к читательской грамотности, принятым] российскими и международными экспертами, с учётом возрастных особенностей учащихся основной школы, практики оцениванию метапредметных результатов в начальной школе в соответствю с ФГОС начального образования, а также с требованиями теории практики педагогических измерений.

ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ) ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ

В соответствии с изложенными выше подходами были опредены основные характеристики измерительных материалов для оценки сформированности метапредметных результатов (смыслового чтения и работы с текстами) у учащихся 6-го класса.

1. Назначение работы

Комплексная работа направлена на выявление у учащихся о класса одного из основных метапредметных результатов чения - сформированности умений читать и понимать разные тексты, включая и учебные; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных, учебно-практических задач.

Основные подходы к созданию комплексной работы определяю тся следующими документами:

Структура и содержание работы

Каждый вариант измерительных материалов должен включать ситуации и тексты из разных предметов с целью создания общего поля оценки умений работать с текстом независимо от предмета, связи с этим каждый вариант работы структурно состоит четырех содержательных областей: математики, русского языка - естествознания 1 и истории / обществознания. Данные содержательные области в целом охватывают возможности формирования метапредметных результатов, создаваемых различными школьными предметами.

Следует особо подчеркнуть необходимость использовать зада- ния на предметном содержании или связанные с предметным содержаниемием. Формирование метапредметных умений осуществляется в процессе изучения различных предметов.

Инструментарий для отслеживания метапредметных результатов учащихся

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат.

Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные и даже личностные достижения ребенка. Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструментарий.

Инструментарий это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.

Для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных планируемых результатов.

«Метапредметные результаты образовательной деятельно-

сти – это универсальные способы деятельности, применимые

как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов»

– Как оценить и отследить достигнуты ли метапредметные результаты?

Основным объектом оценки метапредметных результатов

служит сформированность у обучающихся

универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают

обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают:

общеучебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспе-

чивают социальную компетентность и учёт позиции других лю-

дей, партнёров по общению или деятельности.

Оценку достижения метапредметных результатов я проводила в ходе различных процедур.

Система внутренней оценки метапредметных результатов

    наблюдение;

    мониторинг сформированности основных учебных умений;

    специально сконструированные диагностические задачи;

    метапредметные диагностические работы;

    комплексные работы на межпредметной основе;

    проектная деятельность.

Для оценивания продвижения обучающихся в достижении метапредметных результатов я использовала целенаправленное наблюдение.

Наблюдения проводила достаточно регулярно. Наблюдала за всем классом, за каким-либо одним ребёнком или за каким-либо определенным видом деятельности. Наблюдение вела как с позиций внешнего наблюдателя, так и с позиций непосредственного участника деятельности.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) является мониторинг.

Мониторинг – это инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, являлась для меня основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования моей педагогической деятельности, для осуществления необходимой коррекции.

Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводила его регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.

Мониторинг сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий я осуществляла на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК.

Система заданий УМК включает в себя: творческие задания, задания поискового характера, задания повышенного уровня.

В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, я делала вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.

Обработка результатов мониторинга направлена на получение диагностической информации о каждом ученике и о классе в целом, и выявление наличия прогресса.

Для отслеживания уровня формирования УУД у обучающихся я использовала задания и специально сконструированные авторами диагностические задачи, которые представлены в листе оценки метапредметных результатов по каждому классу. В них включены критерии оценивания; примерные задания, достаточно простые, не требующие особых условий; самооценка обучающегося и оценка учителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и на Российской Федерации. М.: Просвещение, 2011.

2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. W Просвещение, 2011.

Примерные программы по учебным предметам: 5-9 клас- * VI.: Просвещение, 2010, 2011.- (Стандарты второго поколения)

3. «Метапредметные результаты. Стандартизированные результаты для промежуточной аттестации» М. «Просвещение» 2014г

4. Концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «География»

Инструментарий для отслеживания метапредметных результатов учащихся

Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат.

Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные и даже личностные достижения ребенка. Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструментарий.

Инструментарий это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.

Для достижения более качественного конечного результата необходима чёткая диагностическая система изучения промежуточных результатов формирования метапредметных планируемых результатов.

«Метапредметные результаты образовательной деятельно-

сти – это универсальные способы деятельности, применимые

как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов»

– Как оценить и отследить достигнуты ли метапредметные результаты?

Основным объектом оценки метапредметных результатов

служит сформированность у обучающихся

универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают

обучающимся организацию своей учебной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия включают:

общеучебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспе-

чивают социальную компетентность и учёт позиции других лю-

дей, партнёров по общению или деятельности.

Оценку достижения метапредметных результатов я проводила в ходе различных процедур.

Система внутренней оценки метапредметных результатов

    наблюдение;

    мониторинг сформированности основных учебных умений;

    специально сконструированные диагностические задачи;

    метапредметные диагностические работы;

    комплексные работы на межпредметной основе;

    проектная деятельность.

Для оценивания продвижения обучающихся в достижении метапредметных результатов я использовала целенаправленное наблюдение.

Результаты наблюдения фиксировала в специальных формах (листах наблюдений ), в которых в процессе наблюдения ставила условный знак (например, «V »). В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений были именными (при наблюдении за деятельностью определенного ученика) или аспектными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса).

Наблюдения проводила достаточно регулярно. Наблюдала за всем классом, за каким-либо одним ребёнком или за каким-либо определенным видом деятельности. Наблюдение вела как с позиций внешнего наблюдателя, так и с позиций непосредственного участника деятельности.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий (УУД) является мониторинг.

Мониторинг – это инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

Получаемая в ходе педагогического мониторинга информация, являлась для меня основанием выявления индивидуальной динамики качества развития обучающегося, для прогнозирования моей педагогической деятельности, для осуществления необходимой коррекции.

Для того, чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводила его регулярно, с опорой на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке.

Мониторинг сформированности регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий я осуществляла на материалах учебников и рабочих тетрадей УМК.

Система заданий УМК включает в себя: творческие задания, задания поискового характера, задания повышенного уровня.

Например, при планировании уроков математики я опиралась на поурочные разработки по курсу «Математика» С.В. Савиновой, в которых учебные занятия спроектированы с позиции деятельностной педагогики: спрогнозированы также и метапредметные УУД.

На слайде представлены задания повышенного уровня, при выполнении которых я могла отследить процесс формирования метапредметных результатов.

Работая по УМК «Школа России» я использовала «Проверочные работы» автора С.И. Волковой, нацеленные как на проверку предметных знаний, умений и навыков, так и на проверку метапредметных результатов обучения.

На слайде даны примеры заданий из проверочных работ.

При оценивании работ фиксировала также и успешность выполнения именно таких заданий.

В проверочные работы по предметам включены задания, которые помогали мне проверять уровень освоения УУД на каждом этапе обучения.

В зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по предметам и с учетом характера ошибок, допущенных ребенком, я делала вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.

Оценивание уровня сформированности коммуникативных и таких познавательных УУД как целеполагание, планирование я проводила на основанииустных и письменных ответов учащихся, а также на наблюдениях за участием учащихся в групповой работе.

Проверочные задания, требующие совместной (командной) работы учащихся на общий результат, позволяли мне оценить сформированность коммуникативных и регулятивных учебных действий.

Результаты я фиксировала в бланке наблюдений за работой группы.

У меня вызвал интерес УМК «Учимся учиться и действовать Мониторинг метапредметных УУД» авторы Т.В. Меркулова. Я планирую использовать в дальнейшей работе данный УМК, который состоит из рабочих тетрадей и методических рекомендаций к каждому классу. Для повышения мотивации учащихся и целостного восприятия материала все задания мониторинга 1 класса объединены игровым сюжетом о лесной школе. В РТ для 2 класса диагностическая программа подаётся как рассказ про второклассников и их учительницу. Обработка результатов мониторинга направлена на получение диагностической информации о каждом ученике и о классе в целом, и выявление наличия прогресса.

Для отслеживания уровня формирования УУД у обучающихся я использовала задания и специально сконструированные авторами диагностические задачи, которые представлены в листе оценки метапредметных результатов по каждому классу. В них включены критерии оценивания; примерные задания, достаточно простые, не требующие особых условий; самооценка обучающегося и оценка учителя.

В работе мне помогало методическое пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» автор А.Г. Асмолов. В пособии раскрываются виды и возрастные особенности развития УУД у учащихся нач классов. Даны рекомендации по развитию УУД, направленных на формирование у детей умения учиться, подробное описание процедуры проведения диагностики, оценка и анализ результатов.

Для оценки сформированности метапредметных УУД применяла данные диагностические задачи по проверке отдельных видов УУД.

На слайде вы видите диагностическую задачу на оценивание регулятивного действия контроля.

Учитель также может использовать контрольно-измерительные материалы «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» автор Р.Н. Бунеев, которые содержат диагностические материалы, позволяющие выявить, насколько успешно у ребёнка формируется метапредметный результат.

Провожу комплексные интегрированные работы. Считаю это важным, потому что они позволяют определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи.

Предлагаемые работы дают мне возможность для сбора дополнительных данных к оценке таких важнейших универсальных способов действий, как рефлексия, способность к саморегуляции, самоконтролю, самокоррекции.

Я использую «Итоговые комплексные работы Мои достижения» автор О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева. В комплект входит 4варианта работы с заданиями различного уровня сложности и методические рекомендации.

Нахожусь в процессе изучения «Комплексных работ по текстам» серия «Юным умникам и умницам» авторы О.А. Холодова, Л.В. Мищенкова. В тетрадях представлены тренировочные и проверочные комплексные работы в двух вариантах (1вариант - базовый уровень, 2 – вариант повышенный уровень). В работе имеется текст и 16 заданий, по 4 задания на каждый предмет, в основе которых предложены различные ситуации из жизни, а также оценочная таблица.

Использование проекта как инструмента оценивания младших школьников является достаточно ограниченным, даже к окончанию начальной школы у обучающихся не могут быть сформированы все необходимые проектные умения.

Также ограничивают применение метода проекта и возрастные и интеллектуальные особенности младших школьников

Но тем не менее, в классе на уроках мы работаем над проектами индивидуально, в парах, группах.

На слайдах представлены индивидуальные проекты, групповая работа над проектами, а также лист продвижения участника проекта и оценивание проекта (индивидуальная карта).

Результаты всех мониторингов, диагностик довожу до сведения учеников и их родителей на родительском собрании или в личной беседе.

При правильном определении целей достижения и способов их проверки Листы индивидуальных достижений и Листы учёта и контроля дают мне всю необходимую информацию о том, как идёт процесс обучения, каковы затруднения у отдельных детей, достигла ли я, как учитель, и класс поставленных целей, что должно быть откорректировано в процессе последующего обучения.

Опираясь на имеющееся методическое обеспечение, каждый учитель может разработать свою систему контроля для отслеживания метапредметных УУД, создать инструментарий, разработать критерии оценки достижений.

Список литературы:

    Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

    Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. / Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. / Под ред.

Асмолова А. Г. – М: Просвещение, 2012 г. (Стандарты второго поколения

    Герасимова Т.В., Добрынина Н.Л., Егорова Т.В., Комкова Н.С., Костина О.В., Орленок И.Н., Петриченко Е.Ф., Плотникова О.Б. «Методические рекомендации «Организация психологического мониторинга сформированности универсальных учебных действий обучающихся в начальной школе» (в рамках ФГОС НОО), г. Ангарск, 2011

    Бунеева Е. и др. «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования». Проверочные работы» Рабочие тетради. М., 2012

    Бунеев Р.Н., Бунеева Е., Вахрушев А., Горячев А., Данилов Д., Козлова С., Петрова Л., Пронина О., Рубин А., Чиндилова О.. «Диагностика

метапредметных и личностных результатов начального образования»

Проверочные работы 3-4 класс. М., 2011г.

    5.Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. «Младший школьник: помоги ему учиться», С-П, Издательство РГПУ, 2008

    Поцелуйко Т. А., Дьячкова Е.В. Гардабудских Н. С., Фомичева И. Н.,

Стальнова Е. А., Медведева Л. В., Егорова Т. В., Колчина О. А.

    рабочую тетрадь «Школьный старт. Мониторинг метапредметных УУД» и методические рекомендации для учителя. Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.п.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой

    рабочая тетрадь «Учимся учиться и действовать. Мониторинг метапредметных УУД» и методические рекомендации для учителя. Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой (Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова).

Оценка метапредметных результатов в начальной школе.

Алейникова Л.С.

Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.
Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании процесса формирования УУД, то есть перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать? Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такие как контрольные и проверочные работы.

Основное содержание оценки в начальной школе строится вокруг умения учиться и может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.) Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ.
Методы, формы, инструменты оценки описаны в Программе формирования УУД основной образовательной программы школы. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
Методами оценочной деятельности могут быть наблюдение, тестирование, практические работы (рисунки).

Формы оценки: индивидуальные, групповые, фронтальные; устный и письменный опрос.

Инструментарий контроля: задания, отражающие формирование УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, таблицы самооценки.

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи;

Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации и искать средства еѐ осуществления;

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учѐта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

Способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счѐт основных компонентов образовательного процесса - учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.

Например, на уроках русского языка перед учеником ставятся учебные задачи, и сначала вместе с учителем, а затем самостоятельно он объясняет последовательность учебных операций (действий), которые осуществляет для их решения. Так, проводя синтаксический анализ предложения, дети ориентируются на модель этого предложения по количеству грамматических основ и наличию второстепенных членов предложения, по цели высказывания и эмоциональной окраске. Несомненно, для этого они должны знать все действия, необходимые для решения этой учебной задачи. В начале обучения все эти действия выступают как предметные, но пройдет немного времени, и ученик будет использовать алгоритм действия, работая с любым учебным содержанием. Теперь главным результатом обучения становится то, что школьник, научившись строить план выполнения учебной задачи, уже не сможет работать по-другому.

Знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет какие-то действия с ними. Это и есть г лавная особенность процесса усвоения. В подготовке к уроку всегда продумываю его модель:

Конкретно определяю тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы,

Отбираю учебный материал (определяю его содержание, объем, устанавливаю связь с ранее изученным),

Выбираю наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и меня, как учителя на всех этапах урока,

Определяю формы контроля за учебной деятельностью школьников,

Продумываю форму подведения итогов урока, содержание, объем и форму домашнего задания.

От сформированности универсальных учебных действий во многом зависит успешность обучения в начальной школе. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоения знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося.

Учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах, если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере. Ученик, постоянно должен отвечать на следующие вопросы: - что я буду делать?- зачем? - как я это буду делать?- из каких материалов или с помощью чего я это буду делать?- как я проверю правильность выполненной работы?- как я пойму , что работа выполнена хорошо?

На уроках математики универсальным учебным действием служит познавательное действие использования схем-опор для решения различных видов задач. Такие схемы практикует каждый учитель при составлении краткой записи к задачам. Причем в зависимости от условия задачи схема видоизменяется самим учеником. Использование таких схем приносит положительные результаты. Также в своей работе можно использовать единый алгоритм решения задач, графические схемы задач, таким образом, осуществляя анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливая зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи. Учащиеся учатся понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством купленных единиц товара и общей стоимостью покупки; производительностью, временем работы и общим объёмом выполненной работы; затратами на изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов.

Вместе с этим и на уроках русского языка широко вводятся разные формы представления учебного содержания, учебных задач (символами, схемами, таблицами, алгоритмами). Используются схемы-опоры по темам урока, карточки словарных слов, презентации по теме (тесты, тренажёры, дидактические игры) из интернета. Ученики быстрее запоминают трудные понятия, формируется алгоритм ответа при комментированном письме. Все это помогает ребенку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

На уроках русского языка с целью формирования регулятивного универсального учебного действия - действия контроля, проводятся упражнения по восстановлению деформированного или незаконченного по содержанию текста. Учащимся также предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия.

В учебниках по программе « Планета знаний» включены задания, предполагающие работу в парах, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться. Они особенно помечены информационным знаком, которые дети легко понимают и воспринимают как шаг к действию.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур . Например, в итоговые проверочные работы по предметам или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку (прямую или опосредованную) сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.

На начальном этапе в первом классе вводится словесная оценка за содержательный ответ, интересное высказывание, «умный» вопрос или творческое проявление. По мере того как у ребят накапливаются учебный опыт, определенные знания и умения, им становится мало словесных оценок. Постепенно в 1- 2 классах вводятся разборы ошибок, допущенных учениками класса, они выписываются на доску и предлагается создать игровую ситуацию. Затем ребёнок ищет ошибки в работе соседа по парте, но не ограничивается их исправлением, а обязательно даёт совет, о чём нужно вспомнить ученику, допустившему ошибку, какое правило повторить. Далее школьник самостоятельно ищет это правило в учебнике или справочнике. Работа усложняется. Ученик, допустивший ошибку, сам называет правило, которое он знает, объясняет сою ошибку. Подобная работа завершается самооценкой и рекомендациями – «советами самому себе».

Особое внимание уделяют совместному определению критериев оценивания различных видов работ, на это на уроке тратится 3-4 минуты, но время окупается: учащиеся становятся участниками процесса оценивания.

По «Листам успеха» или «рефлексивной карте», которые ведёт каждый ученик еженедельно, учитель имеет возможность контролировать процесс овладения учащимся определёнными умениями и навыками, вовремя выявить затруднения и оказать необходимую помощь. Ученики в индивидуальном « Листе успеха» в соответствующих графах ставят условные знаки-смайлики.

Лист успехов ученика 1 А» класса __________________

Поскольку передовые педагогические технологии, которые реализует программа « Планета знаний», предполагают высокий уровень обученности и формирование у учеников умения учиться, соединяя знания с практическими навыками, то в комплект учебников входят контрольные и диагностические работы. Они позволяют организовать не только проверку предметных знаний и умений, но, что так важно, диагностику метапредметных результатов обучения. В каждой тетради есть таблица оценки достижения учащимися освоения отдельных учебных навыков, а также выявляющая пробелы и выстраивающая программу личных учебных целей.

Учитель ведёт мониторинг ошибок в контрольных работах учащихся.

Метапредметные результаты по математике

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может будет оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, именно в ходе текущей оценки целесообразно отслеживать уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

К проверочным диктантам предусмотрены задания на самоооценку учащихся, которые носят диагностический характер. Например, после проверочного диктанта по теме « Правописание личных окончаний глаголов» даётся такая таблица:

Критерии оценки

Самооценка

Мнение учителя

    Личные окончания спрягаемых глаголов записаны без ошибок и исправлений

    Удалось найти и исправить ошибку/ошибки на эту орфограмму (подчеркни слово/ слова)

    Затрудняюсь оценить грамотность записи личных окончаний спрягаемых глаголов

Диагностику сформированности метапредметных результатов обучения помогает провести учителю и пособие А. Евдокимовой «Русский язык, математика, литературное чтение», АСТ « Астрель» М., 2013, с заданиями по основным предметам. Новизна представленных заданий в том, что ученик самостоятельно выполняет познавательные действия: анализирует условия задачи, работает с алгоритмами, схемами, таблицами. После выполнения заданий ученик, следуя рубрике « Проверь себя», находит верный ответ, читает комментарий, в котором объясняется, какие умения необходимо было проявить для правильного выполнения этого задания, раскрывает особенности содержания задания и причины возможных трудностей. Результат выполнения ученик заносит в таблицу « Мои достижения». Таким образом, ученик сам делает оценку уровня сформированности своих метапредметных умений.

« Мои достижения».

Выполняю задание правильно и самостоятельно с первого раза

Выполняю задание после того, как столкнувшись с трудностями, знакомлюсь с комментариями и ответом

Не могу понять, как выполнять задание, даже после того, как знакомлюсь с ответом. Мне необходима дополнительная работа с заданиями такого типа

1.1. Принятие и сохранение цели и задачи учебной деятельности

Задание 1

Задание 2

Задание 3

1.2. Выполнение заданий творческого и поискового характера

Задание 4

Задание 5

Задание 6

1.3. Планирование учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Задание 7

Задание 8

Задание 9

Итого:

1.4. Контролирование и оценивание учебных действий

Задание 10

Задание 11

Задание 12

Итого:

1.5. Определение наиболее эффективных способов достижения результата

Задание 14

Задание 15

Задание 16

Итого:

1.6. Понимание причины успеха /неуспеха учебной деятельности

Задание 17

Задание 18

Задание 19

Итого:

Задания на проверку и оценку сформированности метапредметных результатов могут быть связаны с предметным содержанием или продуманы к различным познавательным и жизненным ситуациям. Многие задания могут быть разработаны применительно к научно-популярным и художественным текстам.

Так может быть представлено примерное оформление листов оценки метапредметных результатов обучения в 1 классе.

Примерное оформление листа оценки

метапредметных результатов обучения в 1-м классе

Ф. И. ученика: ________________________________________________________.

Класс: _________________.

Самооценка ученика осуществляется с помощью следующих символов: "+" – "Я знаю и умею", "-" – "Пока не знаю, не умею", "?" – "Я знаю, но не уверен".

Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового?

Примечание: задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов

Умение следовать инструкции учителя

Выполни задание по указанию учителя: открой хрестоматию на странице ___, найди второе предложение, прочитай его и запиши в тетрадь.

Примечание: дается устная инструкция из 3–4-х шагов

Умение осуществлять действия по образцу

Выполни задание так, как показано на рисунке

Умение оценить свой результат по одному критерию

Оцени свою работу на волшебной линеечке. Объясни, почему так себя оценил.

Примечание: линеечки представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек. При выполнении любых заданий ученик рисует 3–4 вертикальные линеечки, выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливает линеечки: К – красота, П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т. д. Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво, или внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне

Познавательные УУД

1. Расскажи, что изображает модель?

2. В парке посадили еще 2 дерева. Дорисуй их на модели.

Примечание: модель представляет собой символическое описание растений: их количества, расположения. Задание дается после прочтения текста о растениях

Умение понимать простейшие отношения между понятиями, событиями

Какое время года наступает после осени? Почему тает снег? Кто старше? Почему?

Умение ориентироваться в пространстве

Расскажи про свой путь домой из школы, используя слова: вправо, влево, прямо

Умение сравнивать и группировать по одному критерию

Сравни объекты по величине, распредели их в группы.

Примечание: объекты могут быть описаны в научно-популярном тексте, представлены на иллюстрации, рисунке

Чтение: работа с информацией

Умение находить явную информацию в тексте

Выпиши из текста имена главных героев

Умение ориентироваться в тексте учебной книги

1. Найди страницу ___.

2. Посмотри, что изображено в верхнем левом углу страницы?

3. Найди номер страницы, где начинается рассказ о Москве

Умение находить 1–2 существенных признака явления (события, понятия) на основе прочтения текста

Расскажи (напиши) почему белочка не замерзает зимой?

Коммуникативные УУД

Умение задавать вопросы

Сформулируй два вопроса к тексту

Умение работать в паре

Выполните задание в паре, следуя инструкции учителя

Умение строить монологическое высказывание

Составь краткий рассказ по иллюстрации

Умение контролировать свои действия

Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не перебивать других, не говорить обидные слова?

Лист оценки необходим для обучения школьников самооценке достижений, рефлексии и прогнозированию результатов своей работы. В течение учебного года важно использовать листы оценки достижений на этапах целеполагания и рефлексии. Можно включить работу с листом оценки достижений в ход каждого урока, тогда учащиеся получают возможность осмыслить и понять конечный результат обучения за определенный период. Листы оценки достижений могут быть включены в портфолио учащегося, т. к. они позволяют отслеживать динамику его достижений.

Мониторинг сформированности метапредметных УУД позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; поможет определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД); позволит увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

Сначала учитель заполняет таблицы проверочных работ, затем интегрированных, а после этого переносит результаты в Сводную таблицу.

Результаты диагностики анализируются как по вертикали,так и по горизонтали и делаются определенные выводы.

Проверочная работа № 1 (интегрированная) 1 класс

Вариант 1

Задание 1

(умение определять цель деятельности на уроке)

Задание 2

(умение работать по плану)

Задание 3

(умение контролировать выполнение заданий)

Всего баллов

%

Задание 4

(умение ориентиро

ваться в учебнике)

Задание 5

(умение сравнивать и группировать предметы)

Задание 6

(умение извлекать информацию из сюжетного рисунка)

Задание 7

(умение переводить информацию из рисунка в схем. рисунок)

Задание 8

(умение переводить информацию из схем. рисунка в текст)

Задание 9

(умение вычитывать информацию из текста и схемы)

Всего баллов

%

Задание 10

(умение оценивать чужие поступки )

Задание 11

(умение самостоятельно определять общие для всех людей правила поведения)

Фактически набрали по классу баллов:

Фактически набрали по классу % :

Проверочная работа № 2 (комплексная) 1 класс

Вариант 1

Русский язык

Умение правильно списывать с печатного текста

Русский язык

Умение находить буквы, обозначающие мягкость согл.звуков на письме

Русский язык

Умение делить слова на слоги и ставить ударение

Литер.

Чтение

(Коммун., познават.

УДД)

Литер.

Чтение

(Коммун.,

Познават.

УДД)

Умение вычитывать из текста инфформацию

Литер.

Чтение

(коммун.,

Познават.

УДД)

Умение вычитывать из текста информацию

Русский

Язык

(познават.

УДД)

Умение понимать и объяснять значение слова

Литер.

Чтение

(регулят.,

Познават.

УДД)

Умение устанавливать последовательность событий в тексте и составлять план из картинок

Литер.

Чтение

(коммуник. УДД)

Умение понимать главную мысль текста

Литер.

Чтение

(коммун.,

Познават.

УДД)

Умение озаглавливать текст

Литер.

Чтение

(личн.

Результ.)

Умение давать нравственную оценку поступку героя

Мат-ка

(познав
УДД)

Умение находить мат.информацию в тексте и фиксировать ее на схеме

Мат-ка

(познав

УДД)

Умение использовать полученную информацию для решения задач

Окр.

Мир

(Коммун.

УДД)

Умение осознавать, что в семье необходима взаимопомощь

Окр.

Мир

(личн.

Резул.)

Умение оценивать правильность поведение в быту

Всего баллов

%

2

3

4

5

18

1 «А» класса 20… – 20… учебного года

Фамилия, имя

ученика

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Итоговая оценка

1

2

3

4

баллы

%

1

2

3

4

баллы

%

баллы

%

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Проверочная работа № 1 (комплексная) 2 класс

Вариант 1

1

Прове

ряет умение оцени

вать прос

тые ситуа

ции

2

проверяет умение давать оценку поступ

кам с позиции извест

ных правил

3

проверяет готов

ность пони

мать, что невоз

можно разде

лить людей на «хоро

ших» и «пло

хих»

4

Прове

ряет уме

ние выби

рать посту

пок в одноз

начно оцени

вае

мых ситуа

циях

5

Прове

ряет уме

ние ста

вить

цель деят

ель

ности

6

проверяет уме

ние плани

ровать учеб

ную дея

тель

ность

7

Проверя

ет умение выби

рать необхо

димые

для

решения конкрет

ной задачи средства(учебник простей

шие приборы

8

Проверяет уме

ние контро

ливать соовет

ствие

учеб

ных дейст

вий данной инст

рук

ции

бал

лы

%

9

Проверя

ет умение опреде

лять источ

ник необхо

димой для решения задачи информации

10

Проверяет уме

ние нахо

дить закономерности в распо

ложе

нии фигур по значе

нию двух и более призна

ков

11

Проверя

ет умение устанав

ливать последо

ватель

ность действий в быту, в сказках

12

Проверяет умение опреде

лять истин

ные и ложные высказывания

13

Проверяет уме

ние наблюдать и делать самос

тоя

тель

ные выво

ды

бал

лы

%

баллы

%

Максимальное количество баллов на 1 уч-ся и по классу:

В процентном соотношении:

Проверочная работа № 2 (интегрированная) 2 класс

Чтение и работа с информацией.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Ито

го

вая оцен

ка

1

2

3

4

бал

лы

%

5

6

7

9

11

оцен

ка

%

8

оценка

%

10

12

13

оцен

ка

%

14

15

16

оцен

ка

%

Максимальное количество баллов на 1 уч-ся и по классу:

Фактически набрали баллов по классу:

В процентном соотношении:

Вариант 1

Сводная таблица по диагностике метапредметных результатов

2класса 20…-20… уч.год

Ф.И.ученика

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные

УУД

итого

вая

оцен

ка

комплексная

интегрирован.

итог

комплексная

интегрирован.

итог

интегрирован.

итог

1

2

3

4

1

2

3

4

%

1

2

3

4

1

2

3

4

%

1

2

3

4

%

Ниже базового уровня(0-50%)-

Базовый уровень(51-70%)

Повышенный уровень « хорошо»(71-84%)

Повышенный уровень « отлично»(85-100%)

Каждому действию в ключе оценивания соответствует определённый балл. Сумма баллов за задание переводится в 100-балльную шкалу. Каждое задание показывает овладение каким-то действием (умением). Соответственно по каждому действию (умению) можно сказать, на какую долю (%) оно продемонстрировано учеником (сформировано у него).

Описание этого состояния словами – это качественная оценка.

Цифра в виде % по данному действию – количественная отметка.

Для мониторинга сформированности метапредметных результатов были разработаны следующие уровни сформированности УУД.

    Ниже базового уровня – 0-50%

    Базовый уровень – 51-70%

    Повышенный уровень «хорошо» – 71-84%

    Повышенный уровень «отлично» – 85-100%

Пособие предназначено для диагностики готовности учащихся 4 классов к выполнению итоговых проверочных работ за курс начальной школы. В него включены основные типы заданий для оценки сформированности метапредметных результатов освоения школьниками основной образовательной программы начального общего образования.

Примеры.
К данным существительным подбери и подчеркни подходящие прилагательные, если это возможно, занятие (практическое - практичное)
обед (сытый - сытный)
зверь (пушистый - пушной)
здание (великое - величественное)
зима (ледяная - ледовая)

Выбери и укажи с помощью цифр 1, 2, 3 этапы работы при выполнении этого задания.
Выполняю все действия по порядку слева направо.
Выполняю по порядку слева направо действия сложения (вычитания).
Проверяю, есть ли в выражении скобки. Если они есть, сначала выполняю действия в скобках.
Выполняю по порядку слева направо действия умножения (сложения).
Выполняю по порядку слева направо действия умножения (деления).

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1.1. Проверь, умеешь ли ты принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности 4
1.2. Проверь, умеешь ли ты выполнять задания творческого и поискового характера 7
1.3. Проверь, умеешь ли ты планировать свои учебные действия 11
1.4. Проверь, умеешь ли ты контролировать и оценивать свои учебные действия 16
1.5. Проверь, умеешь ли ты определять наиболее эффективные способы достижения результата 21
1.6. Проверь, понимаешь ли ты причины успеха/неуспеха своей учебной деятельности 24
Ответы и комментарии к разделу 1 28
Мои достижения 41
Раздел 2. ЛОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
2.1. Проверь, владеешь ли ты логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации 45
2.2. Проверь, умеешь ли ты строить рассуждения 50
Ответы и комментарии к разделу 2 52
Мои достижения 55
Раздел 3. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
3.1. Проверь, умеешь ли ты работать с моделями и схемами 56
3.2. Проверь, умеешь ли ты использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач 63
3.3. Проверь, владеешь ли ты различными способами поиска информации 70
3.4. Проверь, владеешь ли ты навыками смыслового чтения текстов 74
3.5. Проверь, умеешь ли ты строить речевое высказывание 81
Ответы и комментарии к разделу 3 83
Мои достижения 90
Страницы для учителя 94.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русский язык, Математика, Литературное чтение, Диагностика сформированности метапредметных результатов обучения, 4 класс, Евдокимова А.О., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Итоговое тестирование, Математика, Русский язык, 4 класс, Голубь В.Т., 2012
  • Полная энциклопедия для начальной школы, Русский язык, Математика, 1-4 класс, Узорова О.В., Нефедова Е.А., 2009
  • 2500 тестовых заданий по математике, 4 класс, Все темы. Все варианты заданий. Крупный шрифт, Узорова О.В., Нефёдова Е.А.