Десять интересных фактов о реальном бароне мюнхгаузене. Всеми любимый лжец

«… Я еще был в Константинополе в наилучших отношениях с султаном...» — этими словами барон Мюнхгаузен начал свою книгу. Из Константинополя он попадает ко двору императора Марокко , затем с дипломатическим поручением едет к королю Нубии , в Сеннар, в глубь Африки. Оттуда летит в Венецию верхом на нубийском страусе . Из Венеции — в космос на кораблике из китового уса; слуга Иоганн дует кузнечными мехами в паруса, а в упряжке — тот же страус. Скудная Луна ; мерзостный Марс ; благословенный Юпитер .

Потеряв слугу, страуса и кораблик, Мюнхгаузен стремительно падает с Луны на Землю вместе с лавиной лунной серебристой соломы. «Едва узнав первого, выбиравшегося вместе со мной из соломы, я сразу же признал в нем русского по одежде и языку. Я поинтересовался, как далеко до Петербурга , и услышал в ответ: «Две мили». Какая радость!».

Началось второе русское путешествие Мюнхгаузена.

В неисчерпаемых, казалось бы, каталогах ВГИБЛ , я недавно сделал удивительное открытие: на русском языке нет ни одного основательного жизнеописания ротмистра Иеронимуса фон Мюнхгаузена. За последние полвека — десятка два популярных статей, пересказывающих в целом одна другую; брошюрка страниц в сто, 1978 года, Арлена Блюма. И всё.

Между тем, книга, с которой началась великая мюнхгаузениада, так и называлась — «Повествование о путешествиях и походах в России». И в нашей стране барон Мюнхгаузен знаменит более, чем в Германии , больше, чем где-либо.

Мюнхгаузену понадобилось пять лет, чтобы стать всемирно знаменитым. При этом сам он не прилагал никаких усилий — за него всё сделали другие.

В 1781 году появились «Рассказы господина М-х-з-н» в достаточно убогом берлинском альманахе «Путеводитель для веселых людей». В предисловии к ним сказано было: «Вблизи Г-вера живет весьма остроумный г-н М-х-з-н, пустивший в оборот род замысловатых историй, авторство которых приписывают ему». Кто записал фантазии остроумного господина, кто передал их в редакцию — до сих пор неизвестно. Читатели не обратили на «Рассказы» никакого внимания.

От роду пятнадцати лет Иеронимус Мюнхгаузен (или Минихгоузин — так его называли в русских документах), попал в Россию как паж герцога Антона Ульриха Брауншвейг-Бевернского, мужа наследницы престола Российской Империи. От отца он действительно унаследовал титул фрайхерр, который переводился обычно вне Германии как барон. С девятнадцати лет он в кавалерии — в Брауншвейгском кирасирском полку. Элитный род войск: офицеры — отпрыски самых знатных семейств на огромных чистых кровей конях. В 1738 году он побывал на войне против Османии, участвовал в походе на Бендеры. Возможно, воевал еще раз с турками — в 1746 году, в Молдавии .

В качестве статиста Иеронимус Минхгаузен часто мелькал на третьем плане Большой Истории. В январе 1744 года он командовал эскортом, сопровождавшим из Риги в Петербург пятнадцатилетнюю принцессу Софию Фредерику Августу Ангальт-Цербст-Эверскую, которая через 18 лет взошла на трон России как самодержавная Императрица Екатерина II.

Через несколько дней после возвращения из этой почетной миссии Иеронимус женился. 2 февраля 1744 года женой его стала Якобина фон Дунтен (Jacobina von Dunten) из старинного рода, который уже два столетия владел замками и землями в Ливонии.

В 1750 году Иеронимус Мингхаузен из поручиков произведен в ротмистры. В тридцать лет достичь этой должности — карьера неплохая, но без особого блеска. Почти сразу он оставил службу и выехал на родину, в маленький городок Боденвердер. И, действительно, отставной русский ротмистр рассказывал странные, вычурные и громоздкие истории гостям после охоты. И какая же нужна была огненная сила, чтобы эти комические фантазии прорвались на высоты мировой литературы!

В отличие от творений Распе и Бюргера, в «Дополнениях» есть много нюансов, которые указывают на то, что пастор Шнорр был лично знаком со своим героем.

Издание в Боденвердере. Вскользь упомянут местный бургомистр, «старый добрый Линденберг», — как раз в те годы человек с таким именем действительно был боденвердерским бургомистром. Или вот: на барона, близ Новгорода, напал очередной медведь: «Однако едва только он положил одну лапу на верхнюю часть саней, как я ударил по ней своей турецкой саблей». Турецкая сабля барона до сих пор в музее Мюнхгаузена в Боденвердере. И так далее.

По свидетельствам мемуаристов, ротмистр фон Мюнхгаузен был в ярости, что книги о нем были изданы без его дозволения. Да еще открыто было использовано его имя, высокое и древнее. Он намеревался отыскать творцов печатной мюнхгаузениады, вызвать их на дуэль, притянуть к суду, просто отлупить. Но авторы (Распе и Бюргер) до его кончины оставались неизвестными.

В «Дополнениях» Шнорра вполне явственно прорвалась ярость Иеронимуса. Мюнхгаузен приближается к Юпитеру. И вдруг обнаруживает в кармане случайно туда залетевший светящийся шарик: оказалось, это — микроскопическая планета, а на ней — целая цивилизация. И там среди прочего: «... было большое болото. Я увидел, что оно кишело маленькими зверьками, которые, выглядывая наружу, как лягушки, тем не менее походили на людей. Я внимательно присмотрелся и обнаружил на их лбах имена, как клейма, — «кузнецы лжи Мюнхгаузена». Лжецов, которые приписали мне этот мерзкий пасквиль, — книгу, в которой нет и десяти моих сказок, которые уже тысячи лет рассказывались детям в комнатах нянюшек, — этих кузнецов лжи я видел ползающими в воде друг подле друга. Язык, письмо — все было у них отнято, дабы они не могли более морочить порядочных людей. ...и вскоре снова раздался Глас: «Так был отмщен Мюнхгаузен».

Итак, книга Шнорра заслуживает особого внимания. И имеет преимущества перед его предшественниками — это голос самого Мюнхгаузена, своего рода мемуары.

Только в Дополнениях пастора Шнорра — рассказ о втором путешествии барона Мюнхгаузена в Россию. Считается, что реальный Мюнхгаузен после отставки далеко от Боденвердера вообще никогда не отъезжал. Но все же можно отыскать некоторые намеки: в России побывал еще раз, уже в преклонные годы.

В самой первой мюнхгаузениаде, в «Рассказах господина М-г-з-на», есть такое указание. Там Мюнхгаузен рассказывает: «Вы знаете знаменитую певицу Габриэль. Я слышал ее в Петербурге и был в высшей степени восхищен».

Катерина Габриелли (Caterina Gabrielli , 1730-1796) в то время — абсолютная и неоспоримая примадонна Европы. В Россию ее заманила лично Екатерина II в 1768 году, и певица прожила в нашей стране девять лет. Чтобы ее услышать в Петербурге, Мюнхгаузен должен был появиться там между 1768 и 1777 годами.

Зачем побывал в России барон Мюнхгаузен, мне кажется, тоже есть о том сообщение у Шнорра. Когда окончилось русское путешествие, барон говорит: «Всю свою движимость я положил на большие листы лифляндского репейника, погрузил все это на корабль и так поплыл по Балтийскому морю...».

То есть Мюнхгаузен прибыл, чтобы продать какие-то владения в Лифляндии. Видимо, приданое жены и не от хорошей жизни. Ниже он с печальной ухмылкой уточняет: «Субсидии из Лифляндии слишком скоро пошли на убыль. Мои богатства растащили у меня в разных местах. Того, что я получаю со своих поместий, хватает только на завтрак».

Но, похоже, было у него еще более важное дело, требующее значительных расходов. В «Дополнениях» сказано, что Мюнхгаузен женится — в Эстляндии, в Нарве. «Именно здесь меня преследовали и мое счастье, и мое несчастье. ... Так случилось, что меня околдовали глаза одной милой девушки. Я не терял времени, чтобы завладеть ее прекрасным сердцем. Было убито несколько медведей — и родители, а также и девушка, стали ко мне благосклонны».

Надо сказать, что у Шнорра барон Мюнхгаузен более чем куртуазен: «... Врагом женщин он никогда не был, и в этом у него наверняка есть тысячи единомышленников...». И есть в третьей мюнхгаузениаде сообщение, которое крайне резко выделяется из общего текста: словно иным шрифтом, иными красками, иным голосом оно изложено. Никаких других галактик или экзотических стран. Похоже, что старый барон просто поведал подлинное свое приключение — невеселое и вполне житейское.

«Однажды барон фон Мюнхгаузен, еще будучи холостым, прибыл в один из пригородов Риги. ... Он остановился в одном трактире. Здесь была смазливая хозяйка... — она его так околдовала, что он снова и снова объяснялся ей в любви. Два пламени встретились, и что же? Любовь тлеет, пылает. — Остерегайтесь трактиров, господа! Это золотое правило, даруемое господином фон Мюнхгаузеном всем людям. Он вывел его из своего горького опыта, а я еще дополню: еще больше остерегайтесь смазливых трактирщиц. Отсюда барон не мог уйти. Здесь же случилось так, что Мюнхгаузен утратил свой familium. Трактирщица вытянула начисто все его соки, так что его кошелек походил на пустую оболочку, и на будущее ему ничего не оставалось. Так вот и получилось, что у барона нет детей. За это ему часто приходиться выносить упреки его любезной половины, и поэтому он пытается ее умилостивить по мере возможностей. Однако из-за этого ему иногда приходится выдерживать бой».

Вероятно, в духе уклончивых мемуаров того века, тут подменены города. В брак настоящий барон вступил именно в Риге. Соответственно, роковая трактирщица, скорее всего, встретилась ему в Нарве. Действительно, от законного брака детей у Иеронима фон Мюнхгаузена не было.

Через две страницы барон, упавший с Луны, — в Москве ; он — уже гофмаршал при дворе Екатерины.

В честь прибытия царицы устроен пир. Подали гигантский паштет. «Размером он был примерно с полную Луну. Чтобы приступить к нему, нужно было снять крышку, и — смотрите-ка! — наружу вышел милейший, напудренный, одетый в бархат человечек, без шляпы, со стихотворением, лежащим на бархатных подушечках, и передал его со смиренным поклоном. Императрица сначала было испугалась, но затем разразилась смехом — вот черты ее великой души! — приняла это очень милостиво и произнесла такие слова: «Можно подумать, что попала в царство фей. Наверняка, Ваше изобретение, Мюнхгаузен?» — и с улыбкой зааплодировала мне.

«Вашего величества верноподданнейший слуга», — ответил я. Она отдала все своему камердинеру и приказала отнести в свою комнату, очень милостиво взяла молодого господина за руку, приказала снять его со стола и сделала своим пажом». И тут Мюнхгаузен добавляет: «Между нами говоря, это был мой маленький наследник, оставленный во время первого путешествия и который между тем весьма подрос. И эта проделка мне великолепно удалась».

Выходит, что у Иеронимуса Мюнхгаузена от первого пребывания в России остался сын, внебрачный и единственный. И лет через двадцать барон вернулся в Россию, чтобы как-то пристроить мальчика. Вряд ли удалось, конечно, сделать его пажом Екатерины Великой — это не более, чем мечта. Таких связей у отставного ротмистра уже не было. Быть может, в хранилищах Боденвердера, в фамильных архивах современных Мюнхгаузенов, хранится ключ к последней русской тайне Мюнхгаузена и даже имя его сына. Пока же любой гражданин нашей страны имеет право предположительно считать себя прямым потомком барона Мюнхгаузена, в самом прямом смысле.

Книги юбиляры: Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» игровая программа к 220 летию книги.

Цели и задачи:

1.Закрепить знакомство детей с книгой

2.Помочь ребятам проявить творчество, инициативу.

3.Развивать познавательную активность.

Добрый день, дорогие друзья! Уважаемые гости и читатели нашей библиотеки! Книги, как люди: каждая имеет свою судьбу, свою историю. Есть писатели, которые живут дольше своих творений. А есть книги, которые переживают своих авторов и своих литературных персонажей на целые столетия. К таким, бесспорно, относятся знаменитые «Приключения барона Мюнхгаузена » Эриха Рудольфа Распе .

Э пиграфом к нашей сегодняшней встрече вполне подойдут такие слова: «Кто враг любому веселому слову, уходит пускай подобру-поздорову! ». Потому что говорить мы будем об одной из самых любимых и веселых книг в мировой литературе. Вот уже 220 лет эта книга будоражит воображение и волнует умы миллионов читателей во всем мире. На своем стремительном ядре «самый правдивый человек на земле », а на самом деле безудержный фантазер и выдумщик, действительно, успешно пролетел сквозь века и страны, вдохновляя художников и писателей, музыкантов и режиссеров. П о мотивам этой книги поставлены спектакли, фильмы и даже оперы. Написаны многочисленные подражания и продолжения этого произведения. Сегодня существует уже несколько десятков книг, в которых рассказывается о новых путешествиях и приключениях знаменитого немца. Африка и Америка, окопы первой мировой войны, подводная лодка и аэроплан - вот далеко неполный список новых волнующих приключений барона Мюнхгаузена. И если вы захотите найти эти книги, то всегда сможете это сделать, зайдя в интернет и покопавшись в европейских библиотеках. Н аш герой умудрился попасть даже в медицинскую науку. Там появилось такое понятие как «синдром Мюнхгаузена »: так говорят о людях, которые рассказывают о себе всякие небылицы, но при этом абсолютно серьезно думают, что все это с ними было на самом деле.

Т ак в чем же феномен этой книги, в чем секрет ее популярности? Кто были авторы самых первых книг о бароне Мюнхгаузене и почему они до самой своей смерти скрывали свои имена? Существовал ли настоящий Мюнхгаузен и в чем же заключается обаяние и привлекательность литературного барона?

Сегодня мы раскроем много тайн, связанных с этой книгой и убедимся, что такую редкую и счастливую судьбу она имеет отнюдь не случайно.

В Германии в 18-м веке действительно жил человек, которого звали фон Мюнхгаузен , немецкий дворянин, потомок знаменитых крестоносцев. С чего началась вся эта история. Иероним Мюнхгаузен или Мюнхе, как звали его современники, был пятым ребенком в семье. Отец его, Отто фон Мюнхгаузен, умер, когда мальчику было всего четыре года. Кроме Иеронима на руках молодой вдовы оставалось еще семеро детей.

Д олжна вас предупредить, что этот самый что ни на есть реальный барон Мюнхгаузен. Надо сказать, что, хоть этот человек и был дворянином, титул барона он получил потом, а именно, после того, как стал известен благодаря знаменитой книге. Невероятно, но факт - титул перешел к человеку от литературного героя. Надо отдать должное роду Мюнхгаузенов – он был достаточно богатым и знаменитым. Один из них даже основал известный в Европе Геттингенский университет.

Э то было почти сказочное время. Судите сами: настоящие немецкие принцы женились на настоящих русских принцессах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 1737 году молодой Иероним Мюнхгаузен оказался в России в качестве пажа в свите одного из таких принцев. Конечно, в Санкт-Петербург Мюнхгаузен въехал отнюдь не бешеным галопом и вовсе не в санях, запряженных волком, а в обычной почтовой карете. Однако случилось это действительно зимой. Так что первые фразы книжки полностью соответствуют биографии реального барона Мюнхгаузена. «Вы, конечно, помните, как она начинается? – «Я выехал в Россию верхом на коне. Дело было зимою . Шел снег… ». Жизнь принцев вы себе представляете: балы, обеды, маскарады. И, естественно, охота. Юный Иероним оказался страстным охотником и сохранял верность этому занятию всю свою жизнь. В России Мюнхгаузен пришелся, что называется, ко двору. Он был бравым солдатом, участвовал в походе против турок, за что ему был присвоен чин корнета тогдашней русской императрицей Анной Ивановной, а еще через несколько лет он получил и чин ротмистра. Нельзя умолчать и еще об одном ярком эпизоде из жизни нашего реального Мюнхгаузена: он видел русскую императрицу Екатерину II, которая, впрочем, тогда была еще только 15–летней принцессой Софьей. Было это в 1744 году в Риге. Мюнхгаузен командовал в это время почетным караулом, который сопровождал важный экипаж.

К ак бы то ни было, но, возвратившись в Германию из России, Иероним Мюнхгаузен привез настоящую турецкую саблю, большую пенковую трубку, которой потом гордо попыхивал и, самое главное, яркие и незабываемые впечатления, которыми и начал щедро делиться со своими многочисленными соотечественниками в своем родном городе Боденвердере. А рассказчик он был отменный. П опулярность Мюнхгаузена, его вечеринок и застольных веселых историй росла день ото дня.
И вот однажды … он получил очередной номер юмористического журнала «Путеводитель для веселых людей », открыл его и с удивлением обнаружил, что кто-то сделал его автором 16-ти небольших рассказов.
«Что за ерунда! – воскликнул Мюнхгаузен. Ну, рассказывал я за бокалом хорошего вина разные истории, которые приключились со мной в молодости. Ну, мог я, конечно, приукрасить их невинной шуткой или безобидной фантазией. Но чтобы напечатать их, да еще указать свое уважаемое имя, - это уже слишком! ». Бедный старик (а ему было тогда 60 лет) даже не мог предположить, что не пройдет и пяти лет, как его имя будет мелькать на обложках тысяч экземпляров книг в Англии и Германии. А ему придется выставлять охрану вокруг своего поместья, чтобы отбиться от докучливых любопытных глаз, желающих увидеть барона-враля.

А тем временем, пока наш барон отбивался от назойливых посетителей, книгу стали переводить на другие европейские языки. И в 1791 году она впервые появилась в России под названием … «Не любо – не слушай, а лгать не мешай ». Как видите, нашего реального Мюнхгаузена постигла участь «испорченного телефона»: каждый, кому попадались его истории, так и норовили что-то добавить к ним. Наконец, наш замечательный детский писатель Корней Иванович Чуковский перевел эту книжку для детей, оставив в ней все только самое смешное и веселое, и с тех пор ее полюбили миллионы мальчишек и девчонок, а также их родители.

Проводится игра «Найди ошибку» . (В скобках даны правильные варианты ответов).
1. Меткий глаз. (Меткий выстрел).
2. Встреча с котом. (Встреча с китом).
3. Бешеная шапка. (Бешеная шуба).
4. Лисица на нитке. (Лисица на иголке).
5. Конь на стуле. (Конь на столе).
6. Глухая свинья. (Слепая свинья).
7. Творожный остров. (Сырный остров).
8. Китайское пиво. (Китайское вино).
9. За уши. (За волосы).
10. Поросята на шомполе. (Куропатки на шомполе).
11. Бегемот наизнанку. (Волк наизнанку).
12. Замороженные звуки. (Оттаявшие звуки).
13. Простая куртка. (Чудесная куртка).
14. Обыкновенный олень. (Необыкновенный олень).
15. Один против миллиона. (Один против тысячи).
16. В печенке у рыбы. (В желудке у рыбы).
17. Мои ужасные слуги. (Мои чудесные слуги).
18. Наказанная щедрость. (Наказанная жадность).
19. Карета под мышками, лошади на плечах. (Лошади под мышками,
карета на плечах).
20. Верхом на пуле. (Верхом на ядре).

Литературная викторина:
1. Как был озаглавлен первый русский перевод книги о бароне Мюнхгаузене, сделанный в 1791 году? Ответ: «Не любо – не слушай, а лгать не мешай».
2. Назовите имя писателя, благодаря которому мы можем прочитать книгу Э. Распе на белорусском языке . Ответ: Владимир Вольский.
3. В каких странах побывал барон Мюнхгаузен? Ответ: Россия, Литва, Турция, Индия, Остров Цейлон, Америка, Италия, Египет, Испания, Англия.
4. Что лунным жителям служило чемоданом по рассказам барона Мюнхгаузена? Ответ: живот.
5 . Чем наше мороженное отличается от того, что ел, якобы, на Луне барон? Ответ: на Луне лед (по Мюнхгаузену ) горячее огня, и мороженное там горячее.
6 . Творческое задание: придумайте и кратко опишите новое приключение барона Мюнхгаузена.

Викторина:

1. Кто написал книгу "Приключения барона Мюнхгаузена"?
Эрих Распе.

2. В какой стране находилось поместье барона Мюнхгаузена?
В Германии.

3. Когда у Мюнхгаузена не осталось ни одной пули, что он использовал в качестве приманки для уток?
Сало.

4. На свете не было человека... Мюнхгаузена.
Находчивее.

5. В кого Мюнхгаузен стрелял вишневыми косточками?
В оленя.

6. Как звали собаку Мюнхгаузена?
Дианка.

7. Трое суток Мюнхгаузен гонялся за восьминогим...
Зайцем.

8. Что было привязано к ногам маленького человека, которого Мюнхгаузен встретил по пути в Египет?
Гири.

9. Что сшил Мюнхгаузен из шкуры волка?
Куртку.

10. Из чего был сделан остров, к которому однажды пристал корабль Мюнхгаузена?
Из сыра.

Д ействительно, нам всем так часто не хватает доброй хорошей шутки. Нет ничего скучнее мрачной и кислой физиономии. Может быть, поэтому так любим, слушать рассказы о бароне Мюнхгаузене. Да и сам автор книги Распе, оказавшись на чужбине, почему-то не стал писать трагедию, а выбрал веселые рассказы о неунывающем и находчивом бароне.

Список использованной литературы:

“Самый правдивый человек на земле” в новом тысячелетии. 13. “Приключения барона Мюнхгаузена” Р. - Э. Распе //Литература в школе. – 2003. - № 2. – С. 44 – 48.

Откуда приходят сказки: (История создания книги Рудольфа Распе «Приключения барона Мюнхгаузена») //Веселые уроки. – 2002. – С. 20 – 21.

Марин В. Династия Мюнхгаузенов //Детская литература. – 1971. – С. 39 – 44.

Сергей Макеев. Сайт "Музей барона Мюнхгаузена" http://www. *****

Осипова Мюнхгаузену //Читаем, Учимся, Играем. – 2008. - №5. – С. – 62-68.

Составила: зав. библиотекой

В главных
ролях Олег Янковский
Инна Чурикова
Елена Коренева
Александр Абдулов
Оператор Владимир Нахабцев Композитор Алексей Рыбников Оригинальный телеканал ЦТ СССР Студия Киностудия «Мосфильм» .
Творческое объединение телевизионных фильмов
Длительность 142 мин Страна СССР СССР Язык русский Дата выхода 1979 Первый показ 1 января 1980 Количество эпизодов 2 IMDb ID 0080037

«Тот самый Мюнхгаузен» - советский художественный двухсерийный телефильм 1979 года , снятый на студии «Мосфильм» по заказу Центрального телевидения СССР . Сценарий Григория Горина создан по отдалённым мотивам произведений Рудольфа Эриха Распе , посвящённых приключениям барона Мюнхгаузена . Одна из наиболее важных работ в творчестве Марка Захарова и Олега Янковского . Премьера фильма состоялась 1 января 1980 года на ЦТ СССР.

Сюжет

1 серия

Действие картины начинается 30 мая 1779 года в Ганновере и его окрестностях. Барон Карл Мюнхгаузен воспринимается окружающими как выдумщик, живущий в мире своих фантазий. Однако они имеют странное свойство оказываться реальностью. Так на привале охотники, смеясь над рассказом охоты Мюнхгаузена на оленя, когда тот стрелял вишнёвой косточкой вдруг сами видят как из леса выходит благородное животное с вишнёвым деревом на месте, где должны быть рога. Барон с гордостью говорит, что прославился не своими подвигами, а тем, что никогда не врёт. Он действительно не умеет лгать, даже тогда, когда это было бы полезно для него самого или близких. Ему претит сама идея солгать для выгоды или «из приличия».

Мюнхгаузен живёт в своём замке с очаровательной девушкой Мартой. Они уже давно думают о свадьбе, но есть одна проблема: барон женат. В юности он был по воле родителей из сугубо практических соображений обвенчан с Якобиной фон Дуттен, с которой его никогда не связывали нежные чувства. Она живёт отдельно со взрослым сыном Феофилом. Мюнхгаузен добивается развода. Разрешение может дать только герцог, но Якобина и её любовник Генрих Рамкопф всячески препятствуют этому.

Родственники пытаются добиться признания Мюнхгаузена невменяемым, чтобы распоряжаться его имуществом. Все обходные пути он уже испробовал, но все священники, с которыми он общался отказались венчать пару. В один счастливый день герцог, будучи раздражён размолвкой с герцогиней, подписывает прошение Мюнхгаузена о разводе со словами: «На волю всех, на волю» . Марта счастлива, но она очень опасается, что её возлюбленный выкинет очередную шутку во время заседания суда, который должен утвердить развод.

Так оно и происходит - подписывая документы о разводе, Мюнхгаузен пишет в графе «число» 32 мая - по его расчётам в календарь вкралась ошибка и в этом году должен быть ещё один дополнительный день. Но идеи и астрономические наблюдения барона никого не интересуют и все воспринимают его поступок как очередной вызов общественному порядку. Происходит скандал. Суд, сочтя себя оскорблённым, отказывается утверждать развод. От барона требуют отречения: он должен признать все свои истории пустыми фантазиями, письменно, по пунктам отказаться от всего, что он писал и говорил. Друзья, слуги, Марта - все уговаривают барона подчиниться.

Последней каплей становится заявление Марты. Она ставит барону ультиматум: его рассказы о встречах с Уильямом Шекспиром и Исааком Ньютоном или она. Барон сдаётся: он подписывает отречение от самого себя, тем же вечером сжигает все свои рукописи и удаляется в комнату с пистолетом. Раздаётся выстрел.

2 серия

Прошло 3 года после официально установленной смерти барона Мюнхгаузена. Из живого возмутителя спокойствия барон стал мёртвой знаменитостью: Якобина издаёт «приключения барона». При этом воспоминания барона не просто отредактированы - они приукрашены и дополнены откровенными выдумками. О Мюнхгаузене поют песни в ресторанах и рисуют картины. Его называют «великим человеком, не понятым современниками», а 32 мая (в день 3-летней годовщины его смерти) на главной площади города открывают памятник барону.

Рамкопф водит по замку барона экскурсии туристов и выводит научное обоснование возможности поднятия себя за волосы. Феофил безуспешно пытается повторять его подвиги: поднимать себя в воздух за волосы и бить уток через дымоход. Бывший слуга Мюнхгаузена Томас (один из немногих, кто поддерживал барона во всём), зайдя за цветами в магазинчик Мюллера, узнаёт в цветочнике своего бывшего хозяина. Оказывается, самоубийство и последующие похороны были инсценировкой ; после неё барон, оставив всё официальным наследникам, превратился в цветочника Мюллера, благодаря чему смог жениться на Марте и жить с ней.

Но обычная жизнь сильно переменила барона: из весельчака и фантазёра он превратился в угрюмого и расчётливого циника («Одни мои похороны принесли мне денег больше, чем вся предыдущая жизнь.» ). В конце концов дошло до того, что Марта ушла от него, не вытерпев жизни с изменившимся возлюбленным. Мюнхгаузен решает вернуть Марту и понимает: «чтобы вернуть её, нужно вернуть себя» и опять стать самим собой. Но для города умерший Мюнхгаузен уже превратился в символ и легенду, а живой он никому кроме Марты и Томаса не нужен.

Как только барон рассказывает посвящённым в его тайну о решении «воскреснуть», бургомистр, когда-то - близкий друг барона, «ради сохранения общественного спокойствия» объявляет его самозванцем и отправляет в тюрьму «до выяснения личности». Суд, призванный установить личность барона, проходит в режиме организованного спектакля: один за другим бывшие знакомые, родственники и друзья барона отказываются признавать его. Но в последний момент появляется Марта как свидетель, готовый подтвердить личность Мюнхгаузена, из-за чего заседание суда приходится прервать. Баронесса и Рамкопф угрозами заставляют Марту выступить лжесвидетелем. Марта соглашается, чтобы спасти барона от тюрьмы или даже смерти.

Предстоит последнее, решающее испытание: барону предлагают признать себя Мюллером или в доказательство своей личности повторить полёт на пушечном ядре на Луну. «Следственный эксперимент» происходит 32 мая 1783 года, в торжественной обстановке, по сценарию. Колеблющаяся Марта сначала зачитывает герцогу прошение о помиловании её «ненормального мужа Мюллера», но затем не выдерживает и признаётся любимому: в пушку положили сырой порох, чтобы ядро, пролетев несколько метров, под всеобщий хохот упало на траву, после чего самозванство барона было бы сочтено доказанным.

Когда пушку перезаряжают принесённым Томасом мешком сухого пороха, происходит всеобщий переполох: участники испытания хотели всего лишь посмеяться над бароном, а не убивать его. Герцога тут же уговаривают своим решением признать личность барона установленной, а его новое путешествие на Луну - состоявшимся. Барону предлагают «вернуться из путешествия» в блеске славы. Ранее запланированное «всеобщее веселье» начинается практически без изменений, просто по другому поводу - как празднование этого возвращения.

Якобина уже как ни в чём не бывало рассказывает, что она путешествовала на Луну вместе с бароном и готовится издать мемуары об этом. Барону тихо подсказывают: «Незаметно присоединяйтесь». Мюнхгаузен некоторое время мечется от одной компании к другой, видя поднятые за его путешествие бокалы, слыша призывы: «Присоединяйтесь, барон!», после чего возвращается на крепостную стену к пушке и произносит заключительный монолог:

Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны! Умное лицо - это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!

Барон отдаёт распоряжения ко дню своего возвращения, после чего начинает подниматься по верёвочной лестнице к жерлу пушки. Ракурс меняется, и оказывается, что лестница стала очень длинной, и никакой пушки уже нет - барон просто поднимается по лестнице в небо. Звучит заключительная музыкальная тема.

В ролях

Актёр Роль
Олег Янковский Иероним Карл Фридрих фон Мюнхгаузен
Елена Коренева Марта Марта
Инна Чурикова Якобина Мюнхгаузен Якобина Мюнхгаузен
Александр Абдулов Генрих Рамкопф Генрих Рамкопф
Игорь Кваша бургомистр бургомистр
Леонид Броневой герцог герцог
Леонид Ярмольник Феофил Мюнхгаузен сын барона Феофил Мюнхгаузен
Владимир Долинский пастор пастор
Юрий Катин-Ярцев Томас Томас
Всеволод Ларионов судья судья
Семён Фарада главнокомандующий главнокомандующий
Игорь Ясулович секретарь герцога секретарь герцога
Любовь Полищук Маленькая Берта певица Маленькая Берта
Владимир Фирсов Музыкант в замке барона аккомпаниатор Маленькой Берты, мим Музыкант в замке барона
Нина Палладина советница герцога советница герцога
Анатолий Скорякин Эпизод Эпизод
Евгений Марков придворный с часами придворный с часами
Григорий Горин эпизод в свите герцога эпизод в свите герцога
Григорий Маликов гвардеец пытавшийся арестовать Мюнхгаузена гвардеец

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Григорий Горин
  • Режиссёр-постановщик: Марк Захаров
  • Второй режиссёр: Леонид Черток
  • Директор картины: Лазарь Милькис
  • Оператор-постановщик: Владимир Нахабцев
  • Оператор: Сергей Арманд
  • Художник-постановщик: Георгий Колганов
  • Звукооператор: Юрий Рабинович
  • Композитор: Алексей Рыбников
  • Текст песен: Юрий Энтин
  • Дирижёр: Сергей Скрипка
  • Художник по костюмам: Наталья Фирсова
  • Грим: Н. Минаева

Предыстория и подбор актёров

Исходным литературным материалом для сценария послужила пьеса Григория Горина «Самый правдивый», которая с успехом шла в театре Советской Армии (Мюнхгаузен - Владимир Зельдин). Марку Захарову понравился спектакль и он решил перенести его на телевизионный экран. В ходе работы над сценарием пьеса была серьёзно переработана и сильно изменилась по сравнению с театральным вариантом. Музыка Алексея Рыбникова также изначально была написана для спектакля.

Олег Янковский, только что снявшийся в роли Волшебника в телефильме «Обыкновенное чудо» , по мнению режиссёра, вполне подходил на роль Мюнхгаузена. Однако Марку Захарову пришлось довольно долго убеждать худсовет киностудии. Амплуа Янковского до этого, как считалось, более соответствовали героические роли. Кроме того, сложившийся по книге и спектаклю образ барона соответствовал немолодому человеку, имеющему взрослого сына. Янковскому же на момент начала съёмок исполнилось только 35 лет. В итоге режиссёру удалось отстоять свою точку зрения.

«Завтра годовщина твоей смерти. Ты что, хочешь испортить нам праздник?» – одна из ироничных цитат фильма «Тот самый Мюнхгаузен». 220 лет назад умер настоящий, не выдуманный, немецкий барон Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен (11.05.1720 – 22.02.1797). Его имя известно во всем мире. Он – главный лжец и фантазёр, превратившийся в популярного и всеми любимого литературного персонажа, который стал героем множества анекдотов, пьес и кинофильмов.

С именем персонажа барона Мюнхгаузена навсегда связаны занимательные небылицы о вишнёвом дереве, выросшем на голове оленя, передвижениях во времени, путешествии на Луну и другие невероятные рассказы. Однако существовал настоящий барон, которому хоть и не посчастливилось полетать на пушечном ядре, но зато удалось завоевать любовь читателей по всему миру.

Портрет Карл Фридриха Иеронима барона фон Мюнхгаузена (1752)

Лучший из «Дома монахов»

Аристократический немецкий род Мюнхгаузенов («Дом монаха») существует с XII века. Однако из всех многочисленных представителей этого почтенного рода всемирно известен только один. Это Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен (1720 - 1791), который когда-то служил в русской армии и участвовал в двух походах против турок.

Герб рода Мюнхгаузенов, на котором изображен монах с посохом и мешочком, в котором лежит книга

Родина барона – небольшой городок Боденвердер. В 1737 году Мюнхгаузен оказался в России, где в это время процветала служба немцев в русской армии и при императорском дворе.

Центр города Боденвердера - родины Мюнхгаузена

Мюнхгаузен дослужился до высоких чинов, но после очередного дворцового переворота был вынужден уехать в Германию. С тех пор в Россию он не возвращался, зато все деловые бумаги подписывал как ротмистр русской службы.

«Павильон лжи»

В Германии, где он окончательно отошел от военного поприща и занялся охотой, Мюнхгаузен прославился как талантливый рассказчик необыкновенных историй, случившихся с ним в России и на родине. Жанр, в котором отставной ротмистр травил свои остроумные байки, в Германии именовался «охотничьими анекдотами» («Jagerlatein»). Со своими небылицами он путешествовал по многим немецким городам собирая все больше любопытных слушателей. В своем же поместье Мюнхгаузен отстроил охотничий павильон, стены которого были увешаны его охотничьими трофеями, и где он принимал своих друзей и слушателей. Позже этот домик назовут «павильоном лжи».

Олень, на голове которого выросло вишневое дерево. Илл. Гюстава Доре

Один из современников барона Мюнхгаузена так описал его оригинальную манеру рассказывать небылицы: «Обычно он начинал рассказывать после ужина, закурив свою огромную пенковую трубку с коротким мундштуком и поставив перед собой дымящийся стакан пунша… Он жестикулировал все выразительнее, крутил руками на голове свой маленький щегольской паричок, лицо его все более оживлялось и краснело, и он, обычно очень правдивый человек, в эти минуты замечательно разыгрывал свои фантазии».

Всеми любимый лжец

Поначалу все истории барона бытовали в устной форме, но вскоре стали появляться целые анонимные сборники занимательных новелл, которые рассказывал некто «остроумный М-г-з-н». Без ведома самого Мюнхгаузена (который очень разозлился, узнав о литературной обработке и публикации его небылиц) в 1781 и 1783 годах в берлинском юмористическом альманахе «Спутник веселых людей» появились 16 рассказов-анекдотов под заголовком «М-х-з-новы истории».

Через пару лет, уже в Лондоне, писатель Рудольф Эрих Распе, лично знакомый с бароном, выпустил «Удивительные приключения и похождения барона Мюнхгаузена в России» на английском языке, которых ждал небывалый успех у читателей. Затем известный литератор Готфрид Август Бюргер переработал книгу.

Иллюстрация к одному из самых знаменитых приключений барона - полету на пушечном ядре

В книге Распе, которая составлена из миниатюрных историй, Мюнхгаузен – это самозабвенный врун, хвастун с поразительным воображением, рассказывающий фантастические истории о самом себе, где он проявляет себя как истинный храбрец.

Распе здесь намеренно подчеркивает изобретательность героя, чей ум, несмотря на выдумки, остёр и находчив.

Книги Распе и Бюргера моментально распространились по всей Европе, а барон Мюнхгаузен сделался любимым всеми лжецом (до сих пор в Германии его именуют «Lugenbaron», что означает барон-врун). Интересно, что сам барон не признавал свое литературное «я» и даже собирался судиться с литераторами. И гнев его был справедлив. Так как из человека с уникальным военным и жизненным опытом, рассказчика увлекательных историй о реалиях другой страны, о военных вылазках и случаях на охоте, в которых он, увлекаясь, многое приукрашивал и преувеличивал, Мюнхгаузен превратился в героя этих историй – самозабвенного искусного вруна.

Барон встречает великана, способного поднимать ветер ноздрями. Илл. Гюстава Доре

Рассказы барона были во многом правдивы, но авторы сборников развивали их до абсурдных историй, множили смыслы. Как когда-то апокрифы красочно изображали чудеса и фантастические подвиги, которые не совершал евангельский Христос, так и истории храброго ротмистра слушатели и литераторы превратили в увлекательные байки красноречивого говоруна. Тем не менее именно они так полюбились читателям.

Так настоящий немецкий барон Мюнхгаузен и веселый литературный авантюрист срослись в одну грандиозную незаурядную личность, а реальные факты биографии героя перемешались с вымыслом. Например, в рассказе о том, как Мюнхгаузен вытащил за волосы из болота себя и своего коня, можно увидеть вполне реальный случай времен русско-турецкой кампании, когда русским войскам пришлось отступить: «Однажды, спасаясь от турок, попробовал я перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь не допрыгнул до берега, и мы с разбегу шлёпнулись в жидкую грязь».

Последняя шутка

Даже история о смерти настоящего барона не лишена юмора. Через много лет после кончины барона, которого похоронили в семейном склепе, его останки хотели перенести на кладбище. Один из присутствовавших при этом предприятии оставил следующее воспоминание: «Когда гроб открыли, у мужчин выпали инструменты из рук.

Памятник барону рядом с его домом в Боденвердере

В гробу лежал не скелет, а спящий человек с волосами, кожей и узнаваемым лицом: Иероним фон Мюнхаузен. Широкое круглое доброе лицо с выступающим носом и немного улыбающимся ртом. По церкви пронесся порыв ветра. И тело вмиг распалось в пыль. Вместо лица выступил череп, вместо тела - кости. Гроб закрыли и не стали переносить на другое место».

Мюнхгаузен в России

В России о бароне Мюнхгаузене узнали еще в 1791 году, когда писатель и переводчик Николай Осипов (1751-1799) пересказал «Приключений барона Мюнхгаузена», назвав книгу пословицей «Не любо – не слушай, а лгать не мешай».

Обложки популярнейшего в России пересказа Чуковским книги Распе

Самой же известной интерпретацией образа Мюнхгаузена у нас в стране является адаптация для детей Корнеем Чуковским книги Рудольфа Распе. В 1923 году в издательстве «Всемирная литература» вышла книга под названием «Удивительные приключения, путешествия и военные подвиги барона Мюнхгаузена: сокращенное издание для детей среднего возраста, перевод с английского под редакцией Чуковского» с иллюстрациями Гюстава Доре.

Максим Горький отнес «Мюнхгаузена» к «крупнейшим произведениям книжной̆ литературы».

«Тот самый Мюнхгаузен»

В 1974 году драматург и сценарист Григорий Горин написал пьесу «Самый правдивый». Здесь образ главного героя кардинально меняется – из лжеца он превращается в самого правдивого и честного персонажа, который не желает идти за обывательской толпой, противопоставляя им свой мир, полный фантазий и оптимизма:

Марта. Тебе грозит тюрьма.

Мюнхгаузен. Чудное место! Там Овидий и Сервантес, мы будем перестукиваться.

Москва. Центральный театр Советской Армии. Сцена из спектакля «Комическая фантазия». Режиссер Ростислав Горяев. Бургомистр - актер Юрий Комиссаров (слева), Мюнхгаузен - актер Владимир Зельдин (справа). Михаил Строков/Фотохроника ТАСС

Мюнхгаузен Горина одинок, противопоставлен обществу, возвышается над ним. Образ лгуна трансформируется в образ романтика-храбреца, не желающего жить как все остальные: «Как все?! Что ты говоришь?! Как все… не двигать время, не жить в прошлом и будущем, не летать на ядрах, не охотиться на мамонтов?.. Да никогда! Что я – ненормальный?»

В пьесе Мюнхгаузен подводит серьезный философский итог, полный иронии: «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Вы улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»

Театральный или киношный Мюнхгаузен?

Интересно, что пьеса была написана Гориным по просьбе актера Владимира Зельдина, который очень хотел сыграть роль легендарного импровизатора. Спектакль по пьесе с успехом шел в Театре Российской Армии. Режиссер Марк Захаров решил воплотить на большом экране историю барона в горинском варианте. Однако главную роль в киноверсии сыграл не Зельдин, а Олег Янковский. Фильм «Тот самый Мюнхгаузен» (как и пьесу Горина) нельзя назвать сатирическим в полном смысле этого слова, хотя он полон юмора и веселых приключений. Это настоящая философская драма, где главный герой – энергичный молодой человек, знающий и понимающий значительно больше, чем его окружение, враждебно настроенное к нему. Он отказывается идти на любые компромиссы и, хоть и не может доказать свою правоту, остается верен себе.

Олег Янковский в образе барона Мюнхгаузена

Мюнхгаузен, созданный Владимиром Зельдиным, абсолютно другой. Он значительно старше (это человек на пороге старости, лет шестидесяти). Он – аристократ, который не способен производить какие-то невероятные приключения. Он даже и не помышляет о конфликте с властью или церковью. Этот Мюнхгаузен живет в другом мире, верит в него и искренне недоумевает, когда вокруг него назревает интрига. Мюнхгаузен Зельдина не столько отрицает мир, как в фильме, сколько мир не может принять его. Здесь сталкивается вера героя с окружающим рационализмом. Среди всех других героев нет верующих людей. Они все – рационалисты, включая служителей культа. Барон искренен в своих чувствах, чем-то напоминает Дон Кихота, лишенного своей острой пики и не защищенного латами, и от того предстающего интеллигентным, ироничным, искренним большим ребенком, которого рациональные, целиком погруженные в заботы мира сего люди фактически заставляют уйти из мира – забраться по лестнице на Луну.

Образ барона Мюнхгаузена – один из самых известных популярных в мировой литературе. Ему посвящены кинофильмы и мультфильмы, поставлены несколько памятников. Существует несколько музеев барона Мюнхгаузена.

Любой читатель и зритель, познакомившись с образом Мюнхгаузена, испытывает к нему искреннюю симпатию. И даже если верующий человек читает об этих остроумных выдуманных приключениях, он не ощущает антипатии к добродушному фантазеру, в котором фантазии гораздо больше, чем лжи. А все почему? Да потому что вокруг слишком много холодного рационализма и равнодушия, а мир барона Мюнхгаузена - это мир, где возможно настоящее чудо, где человек рисует собственную жизнь яркими красками, которых всегда так не хватает.

Всё шутите?
- Давно бросил. Врачи запрещают.
- С каких это пор вы стали ходить по врачам?
- Сразу после смерти…
- Говорят ведь юмор - он полезный, шутка, мол, жизнь продлевает.
- Не всем. Тем, кто смеется, - продлевает. Тому, кто острит, - укорачивает. Вот так вот.

22 февраля 1797 года скончался Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен, немец, ставший известнейшим литературным персонажем. Всем известны легенды Мюнхгаузена о том, как он летал на пушечном ядре, а также ухватившись за утиные лапки, видел, как росло дерево на голове у оленя и т.д. Мы расскажем о десяти интересных фактах о реальном бароне Мюнхгаузене.

Происхождение

Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен родился 11 мая 1720 года в в поместье Боденвердер недалеко от Ганновера (Германия). Мюнхгаузен - немецкий фрайхерр (барон), потомок древнего нижнесаксонского рода Мюнхгаузенов, ротмистр русской службы.

Карл Фридрих Иероним был пятым из восьми детей в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена. Отец умер, когда мальчику было 4 года, и поэтому воспитывала его мать.

Основателем рода Мюнхгаузенов считают рыцаря Хейно, который принимал в XII веке участие в крестовом походе под предводительством императора Фридриха Барбароссы. Потомки Хейно погибали в войнах и междоусобицах. И лишь один из них уцелел, поскольку был монахом. С него и началась новая ветвь рода - Мюнхгаузен означает «дом монаха». Именно поэтому на гербах всех Мюнхгаузенов изображен монах с посохом и книгой.

Служба в России

Опыт, который Мюнхгаузен получил, живя в России, лег в основу многих его веселых историй. В 1737 году Мюнхгаузен уехал в Россию в качестве пажа к молодому герцогу Антону Ульриху, жениху, а затем мужу принцессы Анны Леопольдовны. В 1738 году участвовал с герцогом в турецкой кампании. В 1739 году поступил в чине корнета в Брауншвейгский кирасирский полк, шефом которого был герцог.

После свержения Бирона и назначения Анны Леопольдовны правительницей, а герцога Антона Ульриха - генералиссимусом, получил чин поручика и командование лейб-кампанией (первой, элитной ротой полка).

В 1741 году цесаревна Елизавета, дочь Петра Великого, захватила власть. Вся «Брауншвейгская фамилия» и ее сторонники были арестованы. Некоторое время знатных узников содержали в Рижском замке. В результате поручик Мюнхгаузен, охранявший Ригу и западные рубежи империи, стал невольным стражником своих высоких покровителей.

Опала не коснулась Мюнхгаузена, но следующий чин ротмистра он получил лишь в 1750 году, последним из представленных к повышению.

В 1744 году он командовал почётным караулом, встречавшим в Риге невесту цесаревича - принцессу Софию-Фридерику Ангальт-Цербстскую (будущую императрицу Екатерину II). В том же году женился на рижской дворянке Якобине фон Дунтен.

Возвращение в Германию

Получив чин ротмистра, Мюнхгаузен взял годовой отпуск «для исправления крайних и необходимых нужд» (для раздела с братьями семейных владений) и уехал в Боденвердер.

Он дважды продлевал отпуск и, наконец, подал в Военную Коллегию прошение об отставке, с присвоением за беспорочную службу чина подполковника. Получил ответ, что прошение следует подать на месте, но в Россию так и не поехал, в результате чего в 1754 году был отчислен как самовольно оставивший службу.

Мюнхгаузен некоторое время не оставлял надежды добиться выгодной отставки, однако результатов это не имело, и до конца жизни он подписывался как ротмистр русской службы.

«Павильон лжи»

С 1752 года до самой смерти Мюнхгаузен жил в Боденвердере, общаясь по преимуществу с соседями, которым рассказывал поразительные истории о своих охотничьих похождениях и приключениях в России.

Такие рассказы обычно проходили в охотничьем павильоне, построенном Мюнхгаузеном и увешанном головами диких зверей и известном как «павильон лжи». Другим излюбленным местом для рассказов Мюнхгаузена был трактир гостиницы «Король Пруссии» в соседнем Геттингене.

Слава

Рассказы барона – такие как въезд в Петербург на волке, запряжённом в сани; конь, разрезанный пополам в Очакове; конь на колокольне; взбесившиеся шубы или вишневое дерево, выросшее на голове у оленя - широко расходились по окрестностям и даже проникли в печать, но с сохранением пристойной анонимности.

В 1781 году в Берлине вышел «Путеводитель для веселых людей», где 18 рассказов излагались уже от имени вполне узнаваемого «М-н-х-з-на». Уже престарелый барон сразу узнал себя и понял, кто это мог написать - он кричал на каждом углу, что «университетские профессора Бюргер и Лихтенберг опозорили его на всю Европу». Это издание имело большой успех.

В начале 1786 историк Эрих Распе написал на английском языке книгу, которая навсегда ввела барона в историю литературы: «Рассказы барона Мюнхгаузена о его чудесных путешествиях и кампаниях в России». За год «Рассказы» выдержали 4 переиздания, и в третье издание Распе включил первые иллюстрации.

Вдобавок труд Распе-Бюргера сразу приобрел такую популярность, что в Боденвердер стали стекаться зеваки - поглядеть на «барона-лжеца». Мюнхгаузену пришлось ставить вокруг дома слуг, чтобы отгонять любопытных.

Еще при жизни барона вышло русское издание. В 1791 был опубликован сборник «Не любо не слушай, а врать не мешай» без имени барона; из цензурных соображений были опущены новеллы с описанием нравов русских военных и царедворцев.

«Бешеная шуба». Иллюстрация Гюстава Доре.

Прозвища

Со временем к нему прилепилось обидное прозвище «lugenbaron» - барон-лжец. Дальше - больше: и «король лжецов», и «вранья вруна всех вралей». Тем, кто пытался одернуть Мюнхгаузена и уличить во лжи, другие слушатели объясняли, что рассказчик не в себе и просили не мешать ему. Мюнхгаузен в присутствии аудитории испытывал вдохновение и говорил так, что его собутыльники воочию представляли все, о чем он говорит, даже если в это нельзя было поверить.

В жизни прямой и правдивый человек, барон обладал особым свойством - когда он начинал рассказывать, то сочинял, терял голову и сам был убежден в правдивости всего, что говорит. В современной психологии такое свойство рассказчика называется «синдром Мюнхгаузена».

Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории.

Подлинные происшествия

Однажды Мюнхгаузен рассказал о поездке в санях русской императрицы. В гигантских санях был зал для балов и комнаты, где резвились молодые офицеры с придворными дамами. В основе рассказа лежало подлинное происшествие. Екатерина II в самом деле путешествовала в огромных санях с кабинетом, спальней и библиотекой.

Байка Мюнхгаузена, опубликованная первой - о куропатках, простреленных шомполом - еще реалистичнее. Мюнхгаузен сам был свидетелем происшествия на смотре в августе 1739 года. У одного солдата выстрелило ружье, забитый в дуло шомпол вылетел с силой и раздробил ногу лошади принца Антона Ульриха. Лошадь и всадник упали наземь, принц не пострадал. Об этом случае известно со слов британского посла.

Внешний вид

Единственный портрет Мюнхгаузена работы Г. Брукнера (1752), изображающий его в форме кирасира, был уничтожен во время Второй мировой войны.

Фотографии этого портрета и описания дают представление о Мюнхгаузене как о человеке сильного и пропорционального телосложения, с круглым правильным лицом. Физическая сила являлась наследственным качеством в роду: племянник Мюнхгаузена Филипп мог засунуть три пальца в дула трёх ружей и поднять их. Мать Екатерины II особо отмечает в своём дневнике «красоту» командира почётного караула.

Визуальный образ Мюнхгаузена как литературного героя представляет сухонького старичка с лихо закрученными усами и эспаньолкой. Этот образ создан иллюстрациями Гюстава Доре (1862). В экранизациях Мюнхгаузен иногда предстает высоким и худощавым человеком комического вида.

Иллюстрация Гюстава Доре.

Последние годы

Последние годы Мюнхгаузена были омрачены семейными неурядицами. В 1790 году умерла его жена Якобина. Спустя 4 года Мюнхгаузен женился на 17-летней Бернардине фон Брун, которая вела крайне расточительный и легкомысленный образ жизни и вскоре родила дочь, которую 75-летний Мюнхгаузен не признал, считая отцом писаря Хюдена.

Мюнхгаузен затеял скандальный и дорогостоящий бракоразводный процесс, в результате которого он разорился, а жена сбежала за границу. Это подорвало силы Мюнхгаузена, и вскоре после этого он умер в бедности от апоплексического удара.

Перед смертью он отпустил последнюю свою характерную шутку: на вопрос ухаживавшей за ним единственной служанки, как он лишился двух пальцев на ноге (отмороженных в России), Мюнхгаузен ответил: «Их откусил на охоте белый медведь».

Наследство

Свое имущество завещал племянникам, однако годами длившийся бракоразводный процесс разорил поместье, и еще долго наследникам Мюнхгаузена после его смерти пришлось выплачивать его долги.

Одним из самых значительных аргументов адвоката неверной жены стал титул барона-враля: «Господа судьи, ну разве можно доверять словам человека, известного всей Европе своими выдумками?»