Деловая этика. Правила деловой этики

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева»

Н. П. Гаврилова О. И. Калинина

Деловая этика

Учебное пособие

Кемерово 2014

УДК 174(075.8) ББК Ю715.4я73

Рецензенты:

Доктор исторических наук, профессор Кемеровского государственного университета А. В. Горбатов

Кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Кемеровского института (филиала) Российского государственного тор- гово-экономического университета А. Д. Спирин

Гаврилова, Н. П. Деловая этика : учеб. пособие / авторы-составители Н. П. Гаврилова, О. И. Калинина; КузГТУ. – Кемерово, 2014. – 174 с.

ISBN 978-5-89070-1027-5

Дано системное изложение проблем деловой этики, показана их взаимосвязь с общечеловеческой моралью и нравственностью. Отдельная глава посвящена наиболее важным аспектам делового этикета.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 38.03.01 «Экономика».

Печатается по решению редакционно-издательского совета КузГТУ.

Предисловие

Глава 1. Система современного этического знания

1.1. Понятие этики. Деловая этика в системе современного

этического знания

1.2. Важнейшие религиозно-этические учения

1.3. Важнейшие философско-этические учения

Глава 2. Сущность и специфика морали

2.1. Сущность морали. Ее функции

2.2. Происхождение морали: религиозный и философский

2.3. Историческое развитие морали

Глава 3. Профессиональная этика и профессиональная

3.1. Понятие профессиональной этики и профессиональной

морали. Ее роль в жизни человека и общества

3.2. Происхождение и основные этапы развития

профессиональной этики

3.3. Современные профессионально-этические кодексы

Глава 4. Этика бизнеса: основные проблемы

4.1. Соотношение экономической этики и этики бизнеса

4.2. Этика бизнеса как этика предпочтений (классическая

4.3. Социальная ответственность бизнеса

Глава 5. Этика финансово-кредитной сферы

5.1. Этические проблемы финансовых рынков

5.2. Понятие этических финансов. Альтернативный банкинг

5.3. Профессиональная этика бухгалтеров и финансистов

Глава 6. Этика менеджмента

6.1. Этические нормы в деятельности менеджера

6.2. Служебная этика: взаимоотношения руководителя и

подчиненных

Глава 7. Этика делового общения

7.1. Понятие делового общения. Проблема манипуляций

7.2. Этика деловых переговоров

Глава 8. Деловой этикет

8.1. Понятие делового этикета

8.2. Служебный этикет

8.3. Этикетные правила делового общения по телефону

8.4. Этикет деловой переписки

8.5. Деловые приемы

Глоссарий

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предлагаемый учебник представляет собой системное изложение проблем деловой этики. В настоящее время эти проблемы приобрели особенно актуальный характер как в теоретическом, так и в практическом смысле.

Во-первых, стремительно растущая специализация труда потребовала согласования требований профессионального (или служебного) долга с общепризнанными принципами межчеловеческих отношений, с тем, чтобы обеспечить приоритет общечеловеческих моральных ценностей. Однако такое согласование является отнюдь непростым делом. Практика показывает, что простого стремления к соблюдению общепризнанных моральных принципов недостаточно. Требуется специальная подготовка работников и, следовательно, разработка специальных учебных курсов. Именно поэтому такие курсы повсеместно преподаются в высших учебных заведениях.

Во-вторых, характер социокультурных изменений, начавшихся

в 60–70 годы XX века (глобализация, внедрение компьютерных (информационных) технологий, крупные структурные изменения

Однако развернувшиеся по этому поводу дискуссии позволили прийти к общему признанию необходимости всесторонней разработки этических проблем. Этическое знание начинает бурно развиваться. Появляется новое направление, получившее название прикладной этики. В центре ее внимания – вопросы конкретизации общечеловеческих этических принципов применительно к отдельным сферам общественной жизни.

Не стала здесь исключением и экономика. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения вывод о том, что этика должна рассматриваться в качестве обязательного элемента экономической системы любой страны и любой международной организации.

Для России эта ситуация представляется еще более злободневной, ведь решение этических проблем здесь происходит в условиях коренных социально-культурных изменений, когда идет поиск пу-

тей эффективного развития, усиливаются контакты с другими странами, формируются новые тенденции хозяйственной деятельности.

Вместе с тем растет потребность в кадрах, способных работать в новых условиях. Именно эту задачу призван решать курс «Деловая этика». Предлагаемое учебное пособие должно стать здесь существенным подспорьем. Оно предназначено, прежде всего, для студентов направления подготовки бакалавров «Экономика».

В основе пособия лежит курс лекций, который читается его авторами на протяжении ряда лет студентам направления подготовки «Экономика» (квалификация бакалавр) Кузбасского государственного технического университета. Первые семь глав, посвященных этическим проблемам, написаны Н. П. Гавриловой, восьмая глава, посвященная деловому этикету, – О. И. Калининой.

Создавая данное пособие, мы стремились дать целостное представление о деловой этике и этикете как социально-нормативной конкретизации общечеловеческих этических принципов применительно к деловой сфере. Исходя из этого, мы следующим образом выстроили логику изложения материала.

В первых двух главах студенты знакомятся со спецификой этического знания, основными понятиями этики, ее предметом и направлениями этической мысли. Здесь же рассматриваются вопросы соотношения морали и права.

В третьей главе рассматривается феномен профессиональной этики и профессиональной морали. Важное место отводится рассмотрению современных профессионально-этических кодексов.

Затем (в четвертой главе) на этой основе подробно рассматриваются этические аспекты этики бизнеса, которая представлена двумя направлениями: как индивидуальная этика (этика предпочтений) и как институциональная этика (этика ограничений). Этика предпочтений при этом выступает как профессиональная этика бизнесменов, а институциональная этика – как экономическая этика. Обе эти разновидности этики бизнеса формируют принципы взаимодействия компаний с обществом, включая проблемы их социальной ответственности.

Пятая глава посвящена этическим проблемам финансовокредитной сферы. Она состоит из трех параграфов. В первом параграфе рассматриваются этические проблемы финансового рынка как совокупности определенных социальных практик. Обозначают-

ся «болевые точки» мировых финансов, неразрывно связывающих этику и экономику. Во втором параграфе рассматриваются проблемы «альтернативного банкинга» как реакции на эти «болевые точки», показывающей, что в мире идет поиск новых социальных практик, позволяющих избавиться от упомянутых «болевых точек». Хорошим лекарством здесь может послужить также повышение личной ответственности участников финансового рынка, уровня их профессиональной этики. Вопросам профессиональной этики специалистов по бухгалтерскому учету и финансовым операциям посвящен третий параграф этой главы.

В шестой главе анализируются моральные проблемы управления, прежде всего этические требования, предъявляемые к менеджеру. Здесь же анализируются проблемы служебной этики, в центре которой находятся вопросы взаимодействия сотрудников внутри первичного трудового коллектива или рабочей группы.

В седьмой главе анализируются проблемы этики делового общения, касающиеся в основном бизнес-партнеров. Основная проблема здесь – проблема манипуляций. Отдельный параграф посвящен этике деловых переговоров.

В заключительной (восьмой) главе рассматриваются основные элементы делового этикета.

В учебном пособии приведен глоссарий (список наиболее часто используемых выражений и узкоспециализированных терминов).

При изложении учебного материала использовался обширный

Таким образом, студенты получают всестороннее представление о проблемах деловой этики и делового этикета. Мы надеемся, что это поможет им стать высококвалифицированными специалистами в своей области и внести достойный вклад в формирование современной российской деловой культуры.

С этой точки зрения предлагаемое учебное пособие может быть полезно для всех категорий читателей, ведь в развитии деловой сферы заинтересованы и участвуют все члены общества.

Глава 1. Система современного этического знания

1.1. Понятие этики. Деловая этика в системе современного этического знания

Этика – это наука, изучающая феномен морали. Этот феномен играет важную роль в жизни человека: он соотносит его поведение с ориентирами, выходящими за пределы непосредственных мотивов

и целей совершаемых им в повседневной жизни поступков. Мораль формулирует требования относительно того, на какие ценности должен ориентироваться человек в своих действиях.

В особую отрасль знания этика начала выделяться еще в древности. Слово «этика» (от греч. нрав, характер, обычай) ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, вычленивший этику из общефилософского знания, поместив ее между психологией (учением о душе)

и политикой (учением о государстве). Ему принадлежит первый посвященный ей труд «Никомахова этика», ставший каноном этического образования вплоть до XVIII века.

В этом труде Аристотель назвал этическими добродетели или достоинства (качества) человека (добродетели характера), которые проявляются в его поведении и приобретаются в деятельности в отличие от дианоэтических добродетелей (качеств), которые развиваются в человеке благодаря обучению. Ко вторым он отнес такие ка-

чества, как мудрость, сообразительность, рассудительность,

и назвал их добродетелями ума.

К первым – мужество, справедливость, благоразумие, щедрость, честолюбие, благородство, милосердие. Этические добродетели, по мнению Аристотеля, представляют собой меру, середину между двумя крайностями: избытком и недостатком проявления страстей. Так, страх – изначальная страсть души, из которой при

избытке появляется трусость, малодушие, а при недостатке – дерзость, безрассудная отвага. И то, и другое – неконтролируемые влечения души, бессознательные волевые импульсы. В то же время на почве страха возникает мужество. Мужество является добродетелью, потому что в нем выражена мера страха как середина между трусостью, то есть избытком страха, и дерзостью, то есть недостатком страха. Согласно Аристотелю, мужество заключается в том, чтобы, чувствуя страх, но не поддаваясь

ему, реализовывать благие намерения в добрые дела. Точно так же скромность есть мера стыда, «золотая середина» между застенчивостью, скованностью как избытком стыда и бесстыдством, наглостью, хамством, как недостатком стыда. Таким образом, основание добродетели – это знание страсти, ведущее к власти над нею, к установлению меры страсти. Науку об этических добродетелях Аристотель и назвал этикой.

В научном обиходе понятие этика закрепили стоики (с III века до н. э.): Зенон из Китиона (ок. 333–26 гг. до н. э.), Сенека (5 г. до н. э. – 65 г. н. э.), Эпиктет (50–140 гг. до н. э.), Марк Аврелий Антоний (121–180 гг. н. э.). Они стали считать ее, наряду с физикой, метафизикой и логикой, одной из четырех частей философии.

Позднее по примеру Аристотеля Цицерон образовал от латинского mos (мн. ч. mores) – «нрав», «обычай» слова «мораль» и «моральный», которые стали латинским эквивалентом греческих слов «этика», «этический». Эти слова, одни греческого, другие латинского происхождения, вошли в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, что и термины «этика» и «мораль».

Так, в русском языке в XVIII веке появилось слово «нравственность» (от корня «нрав»), которое стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Со временем эти слова приобрели некоторые смысловые оттенки, которые отличают их друг от друга. Так, под нравственностью и моралью понимают принципы, ценности, нормы, определяющие человеческое поведение. Этикой же называют как сами эти принципы, ценности, нормы, так и науку о них, то есть науку о морали (нравственности). Слово «нравственность» не употребляется при негативной оценке поведения, а слово «мораль» более нейтрально по отношению к такой оценке: можно сказать «бесчеловечная мораль», «рабская мораль», но нельзя сказать «бесчеловечная нравственность».

Кроме того, можно выделить культурно-языковую традицию, которая понимает под нравственностью основополагающие принципы, а под моралью – исторически изменчивые нормы поведения, иногда также с негативным оттенком («мораль рабов», «буржуазная мораль»). Существует еще один аспект разведения понятий «мораль» и «нравственность», восходящий к Гегелю, согласно которому под «моралью» понимается субъективный аспект соответствую-

щих поступков, а под «нравственностью» – сами поступки в их объективно развернутой полноте. Проще говоря, слово «мораль» чаще употребляется при характеристике сознания («мораль как форма общественного сознания»), а слово «нравственность» – при характеристике человеческой деятельности («нравственная культура»). Эти смысловые оттенки всегда можно уловить по контексту. В целом же слова «этика», «мораль», «нравственность» продолжают употребляться как взаимозаменяемые.

В рамках учебной дисциплины «этикой» мы будем называть науку, область знания, а моралью и нравственностью, большей частью используя эти слова как синонимы, – то, что изучается этикой, ее предмет.

На сегодняшний день существуют различные классификации этического знания. Наиболее простая из них разделяет этическое знание на три основные формы (традиции):

1) теоретическую (философскую) этику, объясняющую мораль как социокультурный феномен. Эта традиция разрабатывается профессиональными философами. За долгую историю этики создано множество концепций, объясняющих мораль. Среди них светские этические концепции Платона, Аристотеля, Эпикура, Канта, Гегеля, Фейербаха, Швейцера, Фромма и философски осмысленные концепции религиозной этики (христианства, ислама, буддизма и других);

2) описательная, или дескриптивная (позитивная), этика сосредоточивает свои усилия на конкретно-социологическом и историческом анализе морали того или иного общества, группы, слоя, профессии, изучает и описывает реальные нравственные явленияфеномены: обычаи, нравы, традиции. Дескриптивная этика занимается также описанием существующих этических норм, принятых на производстве, в рамках профессии, в различных культурах. Дескриптивная этика тесно связана с культурологией, социологией, психологией и в большой степени на них опирается;

3) нормативная, или прескриптивная (увещевательная), этика обосновывает и предписывает определенные моральные принципы и, таким образом, влияет на выбор человека. Наиболее очевидным образом она проявляется в профессиональной этике. Ее язык – это язык прескрипций, предписаний.

Деловая этика является одним из самых быстроразвиваемых направлений науки. Если вы хотите, чтобы ваша компания росла и развивалась, а персонал работал слаженно, то вы должны знать основы деловой этики.

В этой статье вы узнаете:

  • о деловой этике в организации;
  • основы деловой этики общения;
  • правила деловой этики.

Несмотря на то, что в России деловая этика начала развиваться не так давно, многие работодатели уже смогли по достоинству оценить преимущества ее использования в своей организации. А каждый уважающий себя секретарь должен в совершенстве владеть ее основами.

Деловая этика в организации

Деловая этика представляет собой совокупность нравственных и моральных принципов. Таким образом можно сделать вывод, что деловая этика в организации устанавливает рекомендуемые нормы и правила поведения сотрудников на работе. Основой деловой этики служит понимание труда как нравственной ценности. Такое понимание приобретается сотрудником в том случае, когда работа перестает быть только способом зарабатывания денег, но и становится способом формирования человеческого достоинства. У сотрудника с таким пониманием также появляется решение традиционных этических проблем: вместо морального выбора встает выбор профессии (призвания); смысл жизни становится сродни смыслу профессиональной деятельности; а моральный долг приравнивается к профессиональному и так далее. Таким образом, наличие таких норм и правил и их разделение (понимание) коллективом компании и может расцениваться как деловая этика организации.

В успешной организации понятие деловой этики должно быть подкреплено документами. Эти бумаги можно назвать сводом внутренних правил, которому должны следовать все сотрудники (в первую очередь руководитель). Данная документация может быть представлена в произвольном виде и даже не оформляться по всем правилам. Данные бумаги должны содержать информацию о том, как успешно организовать и провести переговоры, как вести себя с клиентами и партнерами, как сохранить хорошие отношения в коллективе и так далее. Как вы уже поняли, деловая этика организации целиком сосредоточена на создании максимально благоприятной атмосферы для всех сотрудников, клиентов и партнеров компании.

Деловая этика общения

Деловая этика общения для секретаря является отличным подспорьем в работе любой организации. Ведь кому как не секретарю приходится каждый день общаться с различными людьми, как из своей организации, так и со стороны. Поэтому давайте рассмотрим более подробно несколько золотых правил общения, которые формулирует деловая этика.

При общении с подчиненными необходимо вести себя так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился ваш руководитель. Здесь все очень просто, если вы не терпите хамства, увиливаний и грубости, то следует понимать, что многие работники также не приемлют этого. Поэтому данное правило позволит не только выстроить хорошие деловые отношения с подчиненными, но и лучше понять непосредственное начальство.

При общении с начальством следует помнить о вышеупомянутом правиле, только применять его необходимо в обратную сторону. То есть, если вам как руководителю не нравится определенное поведение подчиненного, то и не стоит ожидать от вашего руководителя хорошего отношения, если вы начнете вести себя подобным образом. Вспомните, какие нравственные качества вы предъявляете к своим подчиненным, а затем заставьте себя им соответствовать.

Также при общении с руководством нельзя навязывать свою точку зрения. Любые замечания или предложения должны быть высказаны в форме вежливого вопроса. «Как вы отнесетесь к тому, если бы...?» и т.д.

Категорические ответы да/нет также должны быть исключены. При общении с начальством постоянное «да» сделает вас подхалимом в глазах руководства, а категоричное «нет», наоборот, будет постоянно раздражать. Поэтому каждый отказ или согласие необходимо аргументировать. Тоже самое касается и общения с подчиненными.

При общении с коллегами золотым правилом является четкое разграничение обязанностей. Если все-таки обязанности пересекаются, то попросите у непосредственного начальства их разграничить либо (при невозможности разделения обязанностей) определить полномочия каждого сотрудника.

Правила деловой этики

Одним из главных и важнейших правил деловой этики является отсутствие общения в организации на повышенных тонах. Здесь все очень просто: повышение голоса говорит о неуважении и неумении себя контролировать. Таким образом, человек, повысивший голос на подчиненного, не только теряет авторитет, но и создает впечатление некомпетентного сотрудника. А это означает, что в следующий раз к его словам отнесутся с еще меньшим доверием и вниманием. И, наоборот, чем спокойней и уравновешенней голос сотрудника, тем больше он вызывает доверия и желания соответствовать.

Также правила деловой этики в организации должны учитывать национально-этнические нормы общества. Это условие обязательно как для международных организаций, так и для небольших компаний. Опять же вы никогда не сможете знать наперед как выглядит тот или иной человек, позвонивший вам в компанию (отправивший письмо). Поэтому так важно соблюдать это правило. Тоже самое касается и проведения деловых переговоров.

В коллективе следует помнить о том, что в первую очередь вы являетесь частью единого организма, который будет успешно функционировать, только при условии слаженной работы и четкого взаимодействия. Поэтому в организации нет места эгоизму и себялюбию. Конечно, вы должны понимать, что каждый сотрудник - это личность. Однако о личных интересах и собственной выгоде необходимо забывать на рабочем месте. Именно отказ от собственного эгоизма в пользу всей компании (всей, а не отдельных ее представителей) позволяет сделать работу не только приятной, но и более результативной. Поверьте, вы сами в скором времени заметите эти результаты.

Контрольные вопросы

1. Что является предметом изучения этики?

2. Назовите элементы структуры этики.

3. Дайте определение понятиям «мораль», «нравственность» и объясните их различия.

4. Назовите отличительные особенности периодов становления морали

Деловая этика представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сферах управленческой предпринимательской деятельности.

Как сложная система деловая этика включает в себя еще ряд подсистем, соотносящихся, во-первых, со специализацией человеческой деятельности, во-вторых – с важнейшими социальными институтами. В этой связи выделяются следующие разновидности этики :

Государственная этика – совокупность этических норм, характеризующих стиль поведения и отношения государственных служащих как внутри своей организации, так и во внешней среде.

Социальная этика – система моральных принципов, определяющих общественные связи и взаимоотношения. Особенность социальной этики в том, что моральные принципы выступают здесь как регуляторы социального поведения человека. К этике деловых отношений применимо понятие социальной ответственности как определенного уровня отклика со стороны организации на социальные проблемы

Производственная этика – совокупность принципов и норм, регулирующих взаимоотношения участников трудового процесса. Производственная этика, прежде всего, подразумевает соблюдение деловой морали в отрасли деятельности, вырабатывающей какую-либо продукцию.

Управленческая этика – система нравственных требований, предъявляемых руководителю предприятия, либо одному из его подразделений со стороны подчиненных, других руководителей, партнеров;

– вид профессиональной этики, поскольку управленческую деятельность правомерно считают видом профессии, т.е. определенным видом общественно полезной деятельности, обусловленным разделением труда и кооперацией труда в конкретных технико-организационных условиях, характеризуемым совокупностью знаний и практических навыков, приобретенных работником в результате специального обучения или опыта работы.

Коммерческая этика – совокупность нравственно-деловых правил, регулирующих отношения сторон в торговле, коммерции, бытовом обслуживании и т.д.

Этика теневого бизнеса – сложившаяся в криминальной сфере совокупность определенных моральных принципов, соответствующих уголовной практике: «Действуй не по закону, а «по понятиям».

Деловая этика разных культур – это уникальная для каждой страны система морально-деловых принципов, сложившихся в результате взаимодействия общемировых и национальных правил ведения бизнеса. В этом отношении можно выделить американскую, азиатскую, европейскую и российскую этику деловых отношений.


Важнейшие элементы деловой этики:

· Моральные нормы общества – это одна из форм нравственных требований, регулирующих социальные моральные отношения. Эти нормы являются своеобразным нравственным законом, воспроизводимым в поступках и поведении людей, принадлежащих определенному обществу или его части. Например, важнейшей моральной нормой для делового сообщества является «открытость» организации, подразумевающая прозрачность финансовых и других экономических сделок.

· Правила поведения – это нравственные предписания, устанавливающие порядок поступков человека, как в постоянных, так и в изменяющихся условиях. Иногда нравственные правила могут приходить в противоречие с экономической выгодой. У добросовестного предпринимателя подобная дилемма решается в пользу морального выбора.

· Принципы делового общения – основные нравственные положения, определяющие характер профессиональной деятельности. Принципы делового общения обсуждаются в бизнес сообществе, принимаются и закрепляются в каком-либо документе (хартии, кодексе, договоре, соглашении и др.). Подобный документ не имеет юридического статуса, но является своеобразным нравственным законом предпринимательства. Соблюдение принципов делового общения является признаком серьезной, с хорошей репутацией организации, которой можно доверять.

· Закономерности межличностных отношений – это связь и взаимозависимость объективно существующих явлений и процессов, возникающих во время деловых контактов.

· Личные и трудовые права сотрудников являются необходимыми компонентами философии (морального кодекса) организации, отражающего основные принципы существования предприятия.

Кодекс (лат. codex) единый систематизированный нормативный акт, регулирующий определенную область общественных отношений.

Например, права:

– на оплату труда, обеспечивающее достойное существование для себя и своих семей;

– на личную неприкосновенность;

– на уважение человеческого достоинства, чести и репутации;

– на свободное развитие личности;

– на защиту от произвольных посягательств и вмешательства в личную и семейную жизнь и др.

· Стиль руководства – совокупность своеобразных приемов и способов управления, присущих определенному типу руководителя. (Стиль руководства соотносится с определенными нравственными правилами поведения и принципами взаимоотношений с сотрудниками, партнерами, другими руководителями и подчиненными);

· Культура управления как технология управленческой деятельности тесно соприкасается с этикой деловых отношений в области гуманитарных решений в производственно-деловой сфере; система внутренних принципов и убеждений предпринимателя, в соответствии с которыми он осуществляет свою профессиональную деятельность.

· Деловая философия – система внутренних принципов и убеждений предпринимателя, в соответствии с которыми он осуществляет свою профессиональную деятельность.

· Служебные взаимоотношения – совокупность моральных и административных правил, обусловливающих характер отношений руководителя и подчиненного, сотрудников, партнеров. Этика деловых отношений обусловила появление нравственных основ служебной субординации и морали делового партнерства.

· Разрешение конфликтов –технология нивелирования конфликтных ситуаций, возникающих в процессе производства.

Каждый элемент деловой этики обладает собственным значением. Однако вместе они образуют и формируют деловую этику .

Этические принципы и нормы поведения деловых людей –это общепринятые в деловом мире принципы поведения. К ним относятся общенравственные нормы: уважение к другому человеку, вежливость, благожелательность, искренность, скромность, честность, правдивость, трудолюбие, справедливость, тактичность, чуткость и деликатность, справедливость, деловая обязательность соблюдение обещаний и договоров и др.

Частные принципы вытекают из конкретных условий содержания и специфики той или иной профессии:

· принцип здравого смысла : в целом направлен на поддержание порядка, организованности, экономию времени и другие разумные цели;

· принцип удобства : от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил поведения на работе;

· принцип целесообразности;

· принцип консерватизма . Надежность, фундаментальность, стабильность – привлекательные в деловом мире черты. Они имеют содержательную связь с консерватизмом;

· принцип непринужденности ;

· принцип «Не навреди». Следствием этого принципа является отсутствие права на ошибку. Профессионализм предполагает полное сознание ответственности, сосредоточенность, максимальную концентрацию на работе. Конечно, люди остаются людьми, а значит, могут ошибиться, но недопустимы халатность, ошибка по недосмотру, по лености или равнодушию;

· принцип сохранения профессиональной тайны;

· конфликт интересов . Во всех профессиях требуется отказ от использования служебного положения в личных целях, отсутствие привилегий в связи с профессией. Конфликт интересов преодолевается выполнением профессионального долга;

· принцип коллегиальности;

· право на критику;

· гедонистический принцип. Гедонизм принцип этики, согласно которому стремление к наслаждению и избежанию страданий является естественным правом человека. Гедонизм в профессиональной деятельности приветствует все, что продлевает удовольствие от жизни, смягчает неудобства и сглаживает неприятности, он придает комфортность и приятность. Гедонизм обязывает профессионала к оптимизму, позитивному имиджу, энергичности, умению вдохновлять.

Принципы и нормы этически грамотного поведения конкретизируются в правилах этикета в конкретных ситуациях.

Деловая этика, определение, предмет, задачи принципы

Деловая этика – наука, которая устанавливает какие-то законы, принципы, правила, главные явления общения.

Деловая этика - это прежде всего этика ведения переговоров с партнерами; этика ведения документации; использование этических приемов конкуренции. Деловой этикет - это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру ведения переговоров и так далее. Этика - одна из древнейших дисциплин, объектом изучения которой является мораль.

Таким образом, мораль, или нравственность, является предметом изучения этики , подобно тому, как право представляет собой предмет юридической науки, а язык – языкознания.

Иногда этику и определяют как науку о морали, точнее этику определить именно как учение о морали. При этом важно подчеркнуть, что этика не просто учение о морали, но и моральное учение, ибо в зависимости от того или иного понимания морали формируется и само моральное состояние субъекта.

Этическое учение как бы создает, формирует свой предмет, наделяет его определенными характеристиками. Этика может полагать, что мораль дана человеку свыше, Богом.

Но что же представляет собой мораль как предмет этики ?

В первом приближении мораль можно определить как совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Эти нормы выражают отношения людей друг к

другу, коллективу, обществу в целом. При этом важнейшую черту морального отношения составляет оценка общественных явлений и человеческого поведения с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. С помощью нравственных оценок эти отношения и поведение людей как бы проверяются на их соответствие высшим нравственным ценностям, нравственно идеальному порядку.

Деловая этика – это научная дисциплина, изучающая применение этических принципов к деловым ситуациям. Наиболее разрабатываемыми вопросами в деловой этике являются следующие: взаимоотношение между корпоративной и универсальной этикой; проблема социальной ответственности бизнеса; вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений; способы повышения этического уровня организации; влияние религиозных и культурных ценностей на

экономическое поведение и некоторые другие.

Функции деловой этики

Поскольку деловая этика формируется на основе характерных обязанностей и задач профессии, на основе тех ситуаций, в которых могут оказаться люди в процессе выполнения этих задач, то первой и главной социальной функцией деловой этики является содействие успешному решению задач профессии.

Во-вторых, деловая этика играет роль посредника, сочетающего интересы общества и профессиональных групп населения.Интересы общества выступают в деловой этике в форме долженствования, требования, обязанности выполнения общественных задач, достижения общественных идеалов.

В-третьих, деловая этика участвует в согласовании интересов общества и личности в рамках данной социальной группы – в этом также состоит одна из ее социальных функций. Далее, различные виды деловой этики имеют свои традиции, более или менее давние, что свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении десятилетий.

Деловая этика, таким образом, осуществляет связь и наследование прогрессивных моральных ценностей и нравственных отношений трудовой сферы общества – в этом также одна из важнейших социальных функций профессиональной этики.

Принципы деловой этики

1. Честность и порядочность в деловых отношениях. Обман не может служить основой нормального экономического процес са. Всякий обман в бизнесе может принести лишь временное вознаграждение, недобросовестность при заключении сделки оборачивается против самих же недобросовестных, так как с ними перестают иметь дело. Репутация стоит дорого не только в денежном, но и в социальном и психологическом измерениях

2. Свобода. Уважение к свободе следует рассматривать как высшую добродетель. Известно, что компетентные сотрудники обычно свободны и самостоятельны в решении проблем, гордятся своей деятельностью.

3. Терпимость к слабостям и недостаткам партнеров, клиентов, подчиненных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, а также помогает «гасить» конфликтные

ситуации в самом их зародыше.

4. Тактичность – это, прежде всего, ориентация на гуманность и благородство, внимательность и предупредительность.

5. Деликатность – чуткое, тонкое отношение к коллегам, подчиненным, партнерам, к их чувствам. Деликатность – это особая, свойственная культурным деловым людям форма проявления

корректности и искренности в общении.

6. Справедливость – объективная оценка личностно-деловых качеств партнеров, клиентов, подчиненных, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность. Несправедливость по отношению к подчиненным и коллегам, имеющим лучшие способности, ведет к потере уважения и превращению

власти руководителя из фактической в номинальную.

Теоретически предпосылки становления деловой этики

· Морально-психические свойства людей, характеризующие их как субъектов общения, отмечаються уже в изречениях др. кит мыслителя Конфуция и др-греч ф-ф сократа и платона и аристотеля.

· Конфуций: чувство долга по отношению к другим людям, уважение их, выполнение установленных в обществе норм и правил поведения

· Сократ: нормы морали и моральное сознание людей как главный фактор их общения между собой

· Платон: общение между людьми должно строиться на основе добродетелей: справедливость, благочестие, соблюдение нравственных норм, мотивы поведения людей

· Спиноза: роль человеческой индивидуальности, характеризующей прежде всего внутренний мир человека, проявляющийся в тех или иных его психологических состояниях

Особенности деловой этики

Основой современной деловой этики выступает социальный контракт и социальная ответственность фирмы. При этом социальный контракт представляет собой неформальное соглашение фирмы и ее внешнего окружения о единых нормах поведения. Обязательной составляющей этики бизнеса является социальная ответственность фирмы, которая понимается как максимальное использование ее преимуществ и сведение к минимуму негатива затрагивающего как участников бизнеса, так и общество в целом.

Правила и нормы этики, принятые в организации, выступают в роли регулятора отношений, который или будет способствовать успешной деятельности организации по достижению ее целей, или будет создавать препятствия, вести к распаду организации. Если администрация не будет регулировать этичные отношения, то процесс регулирования может складываться стихийно.

Система регулирования поведения работников в трудовом коллективе достаточна сложна. Работодатель, наняв наемных работников, должен учитывать всю систему регуляторов, действующую в организации. Важнейшими из них являются следующие: распоряжения работодателя, трудовое законодательство, моральные нормы, традиции, убеждения работников, религиозные ценности, которые разделяют работники, общечеловеческие ценности, групповые ценности и многое другое.

Работодатель предоставляет работнику возможности для совершения определенных действий, поощряет, мотивирует его, а если это необходимо, заставляет воздерживаться от некоторых поступков, видов поведения, оценивая поведение, пытается исправить его различными методами.

Каждый руководитель использует определенный механизм регулирования - совокупность средств и методов, с помощью которых он направляет, координирует поведение наемных работников. Важная роль в механизме регулирования поведения принадлежит нормативному регулированию, которое состоит из ряда элементов, представляющих определенный процесс. Сначала определяют цели, которые необходимо осуществлять, затем создают нормативный правовой акт для того, чтобы добиться поставленных целей. Далее создают условия реализации норм, включая контроль за их соблюдением. Очень важно при этом выбрать эффективные меры, чрезмерно не обременяющие работника, не сковывающие его инициативу.

Этические нормы занимают особое положение в системе общественных правил. С одной стороны, они не предусматривают такой жесткой системы социального контроля, как, например, судебная для законодательно утвержденных норм. С другой стороны, этические нормы могут существенно ограничивать личную свободу человека, более или менее жестко регламентируя его мысли, чувства, действия. «Двигателем» этой системы внутреннего самоконтроля являются такие мотивы как самоутверждение, самоидентификация, суеверие, социальное одобрение и так далее.

Эффективность внедрения этических стандартов в директивном порядке является крайне низкой. Для того чтобы они стали индивидуальными жизненными правилами, они должны быть глубоко вписаны в повседневную практику отношений человека с окружающим миром. Добровольное же принятие этих стандартов основывается на актуальных потребностях человека.

Зигмунд Фрейд

Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая - генетическая - предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден, что основной фундамент личности человека закладывается в очень раннем возрасте: до пяти лет.

Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии несколько стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.Поскольку Фрейд делал основной акцент на биологических факторах, все стадии тесно связанны с эрогенными зонами, т.е. чувствительными участками тела, которые функционируют как локусы выражения побуждений либидо.В целом следует считать, что Фрейд придерживался позиции конституционализма. В вопросах понимания поведения Фрейд, напротив, подчеркивал значение влияния окружения на особенности развития человека в раннем возрасте. Он отмечал абсолютное влияние родителей в ранние детские годы на последующее развитие личности. Тем не менее связующее значение факторов окружающей среды все-таки вторичны по сравнению с первичностью биологически обусловленных инстинктов.

Карл Густав Юнг

В отличие от Фрейда, который придавал особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только прошлые события (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом тенденции различных компонентов личности к интеграции, гармонии и целостности.

Понятие делового общения

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность.

Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году "Генеральным регламентом" Петра I, в котором были заимствованы зарубежные идеи.

Деловой этикет включает в себя две группы правил:

Нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);- наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, "здравствуйте", "будьте добры", "разрешите принести извинения", "счастлив познакомиться с Вами"). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик.

Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:- Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку;- Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы;- Обсуждение интересующей проблемы;

Решение проблемы.- Завершение контакта (выход из него).

Служебные контакты должны строиться на партнерских началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

2. Виды делового общенияделовое общение этикет диалогПо способу обмена информацией различают устное и письменное деловое общение.Устные виды делового общения , в свою очередь, разделяются на монологические и диалогические.К монологическим видам относятся:- Приветственная речь;- Торговая речь (реклама);- Информационная речь;

Доклад (на заседании, собрании).Диалогические виды:- Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.- Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.- Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.

Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.- Дискуссия;- Совещание (собрание);- Пресс-конференция.

Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.- Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

В прямом контакте и непосредственной беседе наибольшее значение имеют устная и невербальная коммуникации.

Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

Письменные виды делового общения - это многочисленные служебные документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По средствам общения возможно деление на такие четыре вида:- Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;- Опосредованное - связанное с использованием специальных средств и орудий;- Прямое - предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;- Косвенное - осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Общие положения этики делового общения

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми.

В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет"). Джен Ягер в книге "Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса" выделяет шесть следующих основных принципов:

1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

5. Внешний облик (одевайтесь как положено). Главный подход - вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения - в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Большое значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.

Перцептивный этап общения

Перцепция (Брунер): -восприятие, -понимание

На 1 этапе общения проявляються ряд факторов: 1) стериотипы это отпечаток ощущений, закрепление в памяти, устойчиво представление о том или ином субъекте/явлении. 2)превосходство.из всех элементов создающих ощущение, выделяют статусное положение.3) привликательность. Фактор лежит в основе формировании имиджа. 4) отношение к нам – создание того,что позитивно принимаються другим человеком. психологи доказали закономерность чем ближе чужое мнение к собственному тем выше оценка высказанного. Механизм понимания эмпатия – основан на понимании.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс восприятия и понимания другого человека, формирования его образа.Впечатление, которое возникает при восприятии человека, играет важную роль в общении. На основе восприятия человека человеком формируется представление не только о внешнем облике, но также о намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках партнера по общению.Теперь попытаемся определить, какие свойства человека будут способствовать пониманию и восприятию других людей. На мой взгляд, одним из наиболее необходимых для этого качеств является умение слушать собеседника. Поскольку, если человек не может выслушать партнера, он никогда не сможет его понять. Для успешного общения человек так же должен обладать следующими качествами: терпеливостью, воспитанностью, уважением к партнеру по общению, способностью не полностью доверять первому впечатлению, умением отождествлять себя с собеседником, сопереживать и т.д. Так же я считаю, что для того, чтобы понять других людей, человек должен осознать, что у каждого есть свое мнение, своя точка зрения, которые могут полностью не совпадать с утверждениями личности. Если человек не может принять наличия у других несовпадающих с его мнениями утверждений, то он начинает резко критиковать людей, пытается доказать и навязать свою точку зрения, что создает большой барьер в общении между людьми, поскольку у человека, который поделился своими мыслями и не получил никакого понимания, а только критику, возникает чувство нежелания общаться с данным индивидом.По моему мнению, для восприятия и понимания человека человеком очень важно умение читать невербальные сигналы, так как это позволяет увидеть внутренний мир человека, его реакцию на происходящие события, людей, поскольку эти проявления не контролируются человеком.К свойствам создающим барьер в перцептивном общении можно отнести неумение слушать, надменность и высокомерие, нетерпеливость и нервозность, вспыльчивость, лицемерие, чрезмерная самоуверенность, навязчивость и т.д. Перцептивная сторона выражается в восприятии одним партнером по общению другого партнера. В отечественно литературе (например, в исследованиях А. А. Бодалиева) в качестве синонима «восприятие другого человека» употребляется выражение «познание другого человека». Это более широкое понимание термина обусловлено исследованиями специальных черт восприятия социальных объектов к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и «поведенческих» характеристик, то есть формирование представлений о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках.

Вербальные средства

К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Различают четыре вида речевой деятельности: передача информации – говорение (35% рабочего времени) и написание (9% рабочего времени); восприятие информации – слушание (40% рабочего времени) и чтение (16% рабочего времени). Как видно из процентного соотношения, большая часть речевой активности должна приходиться на слушание. Умение слушать партнера – очень важная способность в деловом общении. Таким умением, по мнению специалистов, обладает всего 10% деловых людей. Кроме личных (обусловленных индивидуальным психологическим складом), существуют объективные трудности эффективного слушания, которые надо преодолевать. К таким объективным трудностям относятся: Высокая скорость умственной деятельности (по исследованиям специалистов, мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим; в силу этого, мозг в свободное время отвлекается от речи говорящего); Отключение внимания (наличие раздражающих, отвлекающих факторов); Избирательность внимания (по законам психологии, в центре нашего внимания может быть только один объект – мимика, жесты, поза, интонация, слова); Потребность реплики (ведя параллельную внутреннюю беседу с партнером, формулируя ответ, собеседник отвлекается от его речи) ,Управление данными психическими процессами позволяет в большем объеме воспринимать информацию, обмен которой осуществляется в процессе коммуникации.

В деловой риторике используют следующие принципы речевого воздействия: доступность, ассоциативность, сенсорность, экспрессивность, интенсивность.

Доступность предполагает взвешенность содержания речи, учет образовательного уровня слушателей, их социальное положение и производственный опыт.

Ассоциативность означает вызов сопереживаний и соразмышлений, которые достигаются путем обращения к рациональной и иррациональной памяти слушателей. Делается это с помощью таких инструментов как музыка, видеофильмы, стихи и т.п.

Сенсорность предусматривает использование цвета, звука, рисунков, схем и т.п. Чем разнообразнее их использование, тем эффективнее процесс освоения информации.

Экспрессивность предполагает эмоциональную напряженность речи, выразительность мимики, жестов. Все это усиливает процесс восприятия речи.

интенсивность характеризуется темпом подачи информации. Следует учитывать темперамент людей и их подготовленность к восприятию конкретного вида информации.

Формы вербального общения
монолог,
диалог,
полилог.

Монолог - (от др.-греч. μόνος - один и λόγος - речь) - речь действующего лица, главным образом в драматическом произведении, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога; речь, обращённая к слушателям или к самому себе.

Диало́г (греч. Διάλογος - первоначальное значение - разговор, беседа двух людей) в обыденном смысле - литературная или театральная форма устного или письменного обмена в разговоре" между двумя и более людьми; - в философском и научных смыслах - специфическая форма и организация общения, коммуникации. Традиционно противопоставляется монологу.

Полилог (греч., букв. ’речь многих’) - разговор многих участников. При этом предполагается, что роль говорящего переходит от одного лица к другому, в противном случае разговор превращается в монолог. Является синонимом слова диалог, так как ошибочно полагать, что термин «диалог» предполагает наличие ровно двух участников (греческий префикс диа- ’через’ в слове диалог и греческое ди- ’два’ лишь внешне схожи). В связи с этим в диалоге, как и в полилоге, может участвовать любое число участников.

Невербальные средства

Однако невербальные

средства общения также неоднородны. Среди них существуют чисто

рефлекторные, плохо контролируемые способы передачи информации об

эмоциональном состоянии человека: взгляд, мимика, жесты, движения,

поза. Чаще всего именно их и называют средствами невербальной

коммуникации. На первый взгляд может показаться, что невербальные

средства не столь важны, как словесные. Но это далеко не так. По данным

психологических исследований более 65 % информации передается с

помощью невербальных средств общения. Между вербальными и

невербальными средствами общения существует своеобразное разделение

функций: по словесному каналу передается чистая информация, а по

невербальному – отношение к партнеру по общению.

К основным невербальным средствам общения относятся: кинесические

средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека,

проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке; просодические

средства – ритмико-интонационные стороны речи: высота, громкость

средства – это включенные в речь пауз, а также плач, кашель, смех, вдох

и т. п.; такесические средства – динамические прикосновения в форме

рукопожатия, похлопывания, поцелуя; проксемические – это

пространственная организация общения: ориентация партнеров в момент

общения и дистанция между ними.

Такесика

Как вербальные языки отличаются друг от друга в зависимо-

сти от типа культуры, так и невербальный язык одной нации от-

личается от невербального языка другой нации. Следует отме-

тить, что наиболее распространенным жестом является прикос-

новение, или тактильный контакт, закономерности которого из-

учает такесика. Прикосновение, или тактильный контакт, явля-

ется для человека самым первым и самым важным в его жизни.

Прикосновением мать показывает не только физическое благопо-

лучие, но и выражает ребенку свою любовь и нежность. Ребенок,

лишенный этого в детстве, отстает от сверстников в интеллекту-

альном развитии и приобретает эмоциональные дефекты, кото-

рые почти невозможно компенсировать во взрослом состоянии.

Культурные нормы значительно регламентируют тактильные

контакты. Прикосновение остается знаком, прежде всего выража-

ющим чувства к партнеру по общению. Грубые, болевые контак-

ты сопровождают агрессию и принуждение. Мягкие, не болевые

контакты сигнализируют о доверии и симпатии к партнеру.

Большинство культур накладывают множество ограничений

на прикосновения. В каждом обществе складываются представ-

ления о том, как, когда, кого и кому можно трогать. Если собрать

список прикосновений, то мы увидим, что в разных культурных

слоях они осуществляются по-разному.

Например, удар является актом агрессии, но шутливое похло-

пывание по спине, даже весьма чувствительное, старых прияте-

лей воспринимается как знак дружеского расположения. В раз-

ных культурах значительно различается и допустимое количе-

ство прикосновений. Так, в Англии собеседники очень редко при-

касаются друг к другу. В Кембридже между студентами приня-

то обмениваться рукопожатиями дважды в год – в начале и в

конце учебного года. В странах Латинской Америки, напротив,

частота прикосновений очень велика

Проксемика

Пространство и время также выступают в качестве особой

знаковой системы и несут смысловую нагрузку.

Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу спо-

собствует возникновению контакта, символизирует внимание к

говорящему. Экспериментально доказано преимущество некото-

рых пространственных форм организации общения (как для двух

партнеров, так и для большой аудитории).

Это связано со следующим: существует большое количество

информации о том, что животные, птицы и рыбы устанавлива-

ют свою сферу обитания и охраняют ее. Но только недавно было

обнаружено, что и у человека есть свои охранные зоны и терри-

тории. Если мы их изучим и поймем их смысл, то не только обо-

гатим свое представление о собственном поведении и поведении

других людей, но и сможем прогнозировать реакцию другого че-

ловека в процессе непосредственного общения.

Американский ученый Э. Холл был одним из первых в обла-

сти изучения пространственных потребностей человека и в 1969 г.

издал книгу «Молчаливый язык». Он же и ввел термин «прок-

семика» (от англ. proximity – близость). Это дистанция, которую

соблюдают люди при общении, и это биологическая закономер-

Кинесические средства - зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. Это мимика, осанка, позы, походка, взгляд и т.д.
Мимика - движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние человека, способно дать истинную информацию о том, что переживает человек.
Главная характеристика мимики - ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении шести основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления, отвращения) все движения мышц лица скоординированы.
Поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная пространственная единица поведения человека.
Походка - эти стиль передвижения человека, по которому довольно легко можно распознать его эмоциональное состояние.
Жест - движение рук, имеющие типичное для данной культуры значение.Экстралингвистические факторы (знания о мире, мнения, установки, цели говорящего) влияют на отбор речевых средств, вероятность употребления тех или иных лексем, грамматических форм и конструкций в какой-то определенной ситуации общенияТакесика Такесические средства общения - различные виды прикосновений: рукопожатия, поцелуи, прикосновения, объятия, поглаживания, отталкивания и т.д.
Проксемика
Проксемические средства общения - приемы расположения в пространстве относительно собеседника.

Интерактивные формы общения

Интерактивная сторона выражается во взаимодействии партнеров при организации и выполнении совместной деятельности. Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности, неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее.Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее, что позволяет интерпретировать взаимодействие как организацию совместной деятельности. В ходе ее для участников важно не только обмениваться информацией, но и спланировать совместную деятельность. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия как содружество, конкуренция и конфликт.

Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Действие является одним из главных компонентов общения.Интерактивная сторона общения проявляется не только через обмен информацией, но и через усилия людей по организации совместных действий, позволяющих партнерам организовывать какую-либо совместную деятельность.К свойствам, которыми должна обладать личность для успешного интерактивного общения, я бы отнесла организаторские способности, пунктуальность, дисциплинированность, самоорганизованность, умение внушать и манипулировать людьми (в разумных пределах), коммуникативность и когнетивность, самостоятельность, надежность и др.К качествам личности создающим помехи для интерактивного общения можно отнести свойства противоположные перечисленным, а так же замкнутость, безынициативность, безответственность, неопытность в конкретной области и др.Интерактивная функция - это характеристика тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.

Кооперативное взаимодействие означает Координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.

Коммуникативные барьеры

Определение этикета как установленного порядка поведения где-либо дает наиболее общее представление о нем.

Деловой этикет - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов. Разновидность этикета светского, но основанный на воинском. Главное отличие делового этикета от светского - приоритет субординации над гендерными различиями сотрудников и их возрастом . Деловой этикет - это важнейшая сторона морали профессионального поведения предпринимателя. У отечественных начинающих бизнесменов срывается множество выгодных сделок, особенно с инофирмами, из-за того, что они не знают правил делового этикета. У многих новоиспеченных предпринимателей дурной вкус заметен в одежде, манерах поведения.

В результате они становятся предметом молчаливой и нелицеприятной критики со стороны партнеров. Уважающие себя и честь своей фирмы предприниматели прекращают все переговоры. А причиной тому служит поведение отдельных бизнесменов, оценить которое можно словами из знаменитой сказки «ни ступить, ни молвить не умеет».

Чтобы не попасть в нелепую ситуацию, надо знать правила хорошего тона. В старые времена им крепко учил Петр Великий. В 1709 г. он издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя «в нарушение этикету». Возможно, и отечественным бизнесменам надо ввести наказание для тех, кто выставляет на посмешище не только себя, но и бросает тень на российское предпринимательство.

Итак, знание делового этикета – основа предпринимательского успеха. Что он представляет собой, откуда появился и каковы его особенности в иностранных государствах – об этом речь в лекции.

Мало просто быть вежливым и воспитанным человеком. Нужны конкретные знания тонкостей этой области человеческих взаимоотношений. А их великое множество: как и когда сказать нужное слово или промолчать, сделать соответствующий событию подарок, как составить полезный для дела круг общения, как правильно организовать деловую трапезу и вести себя на ней и т. д… – и все с тем прицелом, чтобы эти контакты и поступки благоприятно отражались на делах фирмы и ваших собственных. Правила этикета могут разниться в отдельных фирмах и отраслях производства. Вы обязаны знать эти особенности в каждом конкретном случае. Кроме того, глобальность экономических связей обязывает людей знать правила хорошего тона других стран. Нарушение этих правил приводит к разрыву деловых связей и оборачивается потерей рынков сбыта. Итак, еще раз напомним «золотые правила» делового этикета:

1) делай все вовремя; 2) не болтай лишнего; 3) думай не только о себе, но и о других; 4) одевайся соответственно случаю; 5) говори и пиши хорошим языком.

Рассмотрим подробнее эти положения.

Первое из таких обязательств – необходимость прийти вовремя на работу, причем так надо делать каждый день. Если обстоятельства не позволяют в какой-либо день являться на работу вовремя, следует позвонить в офис и предупредить своего начальника – только так в этой ситуации вы сможете сохранить свою репутацию надежного человека. Требование все делать вовремя касается и всей иной профессиональной и служебной деятельности. Все дела должны делаться в срок! Поэтому важным является умение рассчитать необходимое для выполнения время. Всегда имейте в виду известный закон Мерфи и следствия из него. Закон Мерфи: «Если какая-нибудь неприятность может случиться, она случается». Следствие 1: всякая работа требует больше времени, чем вы думаете. Следствие 2: если четыре причины возможных неприятностей заранее устранены, то всегда найдется пятая. Следствие 3: предоставленные сами себе, события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему. Следствие 4: как только вы принимаетесь делать какую-то работу, всегда находится другая, которую надо сделать раньше. Кроме того, полезно держать в уме и второй закон Чизхолма: «Когда дела идут хорошо, что-то должно случиться в самом ближайшем будущем». Так что время на выполнение заданий надо выделять с запасом, учитывая те возможные проблемы, которые трудно прогнозировать.

«Не болтай лишнего». Суть этого принципа в том, что человек обязан хранить секреты своей организации. Причем речь идет обо всех делах фирмы или учреждении, где он работает: от технологических до кадровых. То же можно сказать и о тех подробностях своей личной жизни, о которых могут поведать друг другу сослуживцы.

«Думай не только о себе, но и о других». Без этого не может быть и речи о каких-либо успехах. Не учитывать мнений и интересов покупателя, клиента или партнера – все равно, что пытаться лететь в вакууме, махая крыльями. Один из бизнесменов сказал по этому поводу: «Все неприятности происходят из-за эгоизма или зацикленности на своих интересах. Например, иногда стараются навредить коллегам, чтобы заработать преимущество в конкуренции с сослуживцами или выдвинуться в рамках собственного заведения».

Всегда надо иметь в виду, что у всех есть свои интересы и во всякой точке зрения содержится частица истины, даже если вам кажется, что ваш оппонент или собеседник абсолютно не прав. Поэтому непреложными требованиями делового этикета являются необходимость уважать чужое мнение и желание понять его. Изживайте в себе внутреннее стремление к противоречию, т. е. нетерпимость к инакомыслию и стремление уничтожить «противника», иначе рано или поздно найдется кто-то, кто вынужден будет «уничтожить» вас. Кстати, терпимость и скромность отнюдь не помешают вам быть уверенным в себе. «Одевайся соответственно случаю». В этом принципе самое главное – необходимость вписаться в окружение на службе, а внутри этого окружения – в контингент работников вашего уровня. Помимо того что вам надо «вписаться», ваша одежда должна быть выбрана со вкусом – соответствовать моде по фасону и цветовой гамме. То же касается обуви и прочих аксессуаров. Если сразу после работы вам предстоит деловой ужин, то не одевайтесь в вечерний туалет, иначе люди подумают, что у вас к ним личный, а не профессиональный интерес (тем более если вы встречаетесь с лицом противоположного пола).

«Говори и пиши хорошим языком». Этот принцип означает, что все произносимое и написанное вами – записки, письма и т. д. – должно не только нести ясную и целенаправленную мысль, но и быть изложено хорошим языком, причем все имена собственные должны произноситься и писаться без ошибок. В случае трудностей с грамматикой и правописанием пользуйтесь словарями, учебниками и услугами более грамотных сотрудников. Необходимо запретить самому себе использовать бранные и нецензурные выражения – даже чужие, которые вы пересказываете. Существует множество «словозаменителей», которые способны передать ваше негативное отношение к чему-либо. К тому же не исключен вариант, что слишком принципиальный начальник (особенно начальница) может вас уволить за ненормативную лексику

С понятием делового этикета тесно связано понятие делового протокола . Именно он представляет собой свод правил, которые регламентируют порядок проведения встреч и переговоров, организацию приемов, оформление деловой переписки и т. д. То есть если нормы делового этикета можно рассматривать как теорию, то деловой протокол является его практической частью.