Что такое элегия в литературе определение кратко. Смотреть что такое "элегия" в других словарях

греч. elegeia) – 1) жанр лирической поэзии, стихотворение грустного содержания; 2) вокальная или инструментальная музыкальная пьеса задумчивого, печального характера.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Элегия

(греч. elegos - скорбная песнь; elegeion, elegeia - стихотворение в дистихах). Э., видимо, возникла в ионийской М. Азии из оплакивания усопших; первоначально Э. пели в сопровождении игры на флейте или декламировали, позднее - произносили. Их метрич. форма - дистих (гекзаметр с последующим пентаметром). Наиболее др. греч. Э. (7–6/5 вв. до н. э.) исполнялись на пирах, им присуще тематич. разнообразие: призывы к борьбе и напоминание об аристократич. сословном сознании (Каллин, Феогнид), размышления о мировом и государств, порядке (Солон), а также о человеч. жизни, мифы, любовь (Мимнерм), житейская мудрость (Фокилид), философское учение (Ксенофан). В 5 в. до н. э. Э. использовались реже (Симонид, Э. - посвящения, Ион из Хиоса, поэзия пиршеств), но в эллинизме вновь достигли большого значения среди малых лит. форм. Художеств, образцом считалась «Лида» Антимаха (объединение различных мифов о несчастной любви). Эллинистич. Э. создавались для избранных кругов лит. знатоков; для них характерны поиски нового в языке и содержании; темой являются легенды, сказки, любовь; ссылки на политику и обществ, жизнь отсутствуют; в форме заметно стремление к художеств, совершенству (Каллимах, Филет, Гермесианакт). Характерной особенностью рим. Э. являются субъективные любовные переживания как центральный мотив; нередки сентиментальные изображения печалей и радостей любви, возлюбленным часто даются псевдонимы. Э. собирались в сборниках. После первых опытов при неотериках (Катулл) творцом рим. Э. считался К. Галл. Темами его Э. были счастье, мучения и всесилие любви. После него Тибулл воспевал нравств. ценность идеальной любви и независимую, только любви посвящ. жизнь. У Проперция наряду с любовной темой появляется также нац. материал, легенды об основании Рима (4 книги), его разработкой Проперций продолжает эллинистич. традиции. Этот вид элегич. поэзии развивается в «Фастах» Овидия. Любовную тему он освещает в «Песнях любви», язык и форма делают их шедевром мировой литературы. Последними произведениями античности в этом жанре стали Э. Максимиана (ок. 550); в средневековье они были популярным школьным чтением. Позже под Э. стали понимать грустные стихи. Из Э. нового времени следует упомянуть «Римские элегии» Гете. От короткой Э. часто трудно отличить эпиграмму.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Введение

Каждому человеку дано испытать чувство любви, но мне кажется, что только поэт способен выразить все оттенки и нюансы этого чувства. Недаром большую часть мировой поэзии составляет именно любовная лирика. И одно из самых заметных мест принадлежит в ней нашему великому национальному поэту А.С. Пушкину.

Для Пушкина любовь была одной из важнейших жизненных ценностей. В трагической по мироощущению «Элегии», написанной в 1830 году, высказывает свою заветную мечту:

И может быть на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Вся творческая биография поэта неотделима от его любовной лирики. В изображении А.С. Пушкина, как и в самой жизни, любовь многолика и многогранна. Ей сопутствуют самые разнообразные и противоречивые переживания. Все их невозможно перечислить. Это и слепая страсть, кипящая в крови, и ревность, и уязвленная гордость, вызванные неразделимым чувством … Это печаль и радость, увлечение и разочарования и многое-многое другое… Чувства любви у каждого человека проходит путь развития.

Поэтому тема: «Эволюция любовной элегии Пушкина 20-30-е годов» является актуальной, т.к. отражает то новое, что входит в жизнь, в настоящее время.

Объект: Любовная лирика А.С. Пушкина.

Предмет: Особенности эволюции любовной элегии Пушкина в период 20-30-х годорв.

Цель: На основе изучения научной литературы проследить эволюцию любовной элегии Пушкина.

1. Определить сущности ключевых понятий «эволюция», «элегия».

2. Описать особенности элегии Пушкина.

3. Выявить ход эволюции в элегии Пушкина.

Гипотеза: В связи с многообразными событиями в жизни поэта пушкнский герой любовной лирики переживает эволюцию.


1 Элегия – как жанр лирической поэзии

Элегия – греч. Elegeia – жалостная песня, литературный и музыкальный жанр; в поэзии стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего от первого лица, без отчетливой композиции. Элегия возникла в Греции в 7 веке до н.э., первоначально имела преимущественно морально-полититическое содержание; потом в эллинистической и римской поэзии преобладающей становится любовная тематика.

Так называемая описательная поэзия широко запечатлела картины природы, которая в эту пору давалась преимущественно элегически – в тонах сожалений о прошлом.

Элегические тона присутствуют и в пейзажах. В воображении чарующие картины прошлого – «сельские танцы, резвые игры в лугах», «на деревьях очаровательные плоды»

Древними греками элегия мыслилась как произведение, написанное строго определенным стихотворным размером – элегическим дистихом и исполнявшаяся речитативом под аккомпанемент флейты. Этой элегии (ее родоначальник- поэт Калин, 7 в. До н.э.) был присущ весьма широкий круг тем и мотивов (прославление доблестных воинов, философские размышления, любовь, нравоучение) элегия стала жанром, сосредоточенным прежде всего на любовной теме.

Слово «элегия», как видно обозначает несколько жанровых образований. Элегии ранних эпох и культур обладают различными признакам, что являет собой элегия как таковая и в чем ее надэпохальная уникальность, сказать невозможно в принципе. Единственно корректным является определение элегии «вообще», как «жанра лирической поэзии».

В русской поэзии элегия появляется в 18веке у А. П. Сумарокова, переживает расцвет в творчестве Василия Андреевича Жуковского, К.Н. Батюшкова.

Жанр элегия был распространен в конце 19 начале 20 года, когда на смену классицизма пришли сентиментализм и романтизм. Широко известны элегии Жуковского, Баратынского, Батюшкова.

Первые произведения Баратынского были элегии. Имя и произведения Баратынского быстро стали известны всей читающей России. Его произведения читались, неизменно одобрялись в Вольном обществе любителей российской словесности. В традиционной форме «унылой» элегии Баратынский, сумел воплотить богатство и сложность, противоречивость и многогранность эмоционального мира конкретного человека. В лучших элегиях Баратынского мы видим не традиционное элегическое «Я» с неизменными мотивами увядания, разочарования в жизни и скорби по уходящей молодости, а индивидуальную личность, чувства которой объясняются обстоятельствами ее жизни. Раскрывая изменчивость и противоречивость чувства, поэт использовал ее воплощения в стихе новую, более широкую палитру художественных средств. Существо творческих открытий Баратынского, его умение с реалистической точностью и холодной трезвостью анализировать движения чувств, психологические процессы, протекающие в душе человека. Баратынский рисует чувство в динамике, пристально следит за тем, как каждое изменение в нем накладывает отпечаток на образ жизни.

Элегия выдвигается на первый план в творчестве Василия Андреевича Жуковского. Успех, признание у читателей, широкая литературная известность. В поэтической типографии «Вечера» легко угадываются окрестности Белева и Мишенского, в элегических сетованиях и раздумьях автора находят отражение реальные события жизни, пережитые им испытания и утрат, художественные открытия Жуковского определившие новаторские черты его элегий, связаны с утверждением биографизма как особого метода лирической поэзии, с повышением роли личного начала в ней. Постепенно элегия получает у Жуковского и более отчетливые признаки жанра национально-русского, а текст насыщается острым социальным содержанием. В дальнейшем Жуковский прибегает к этой жанровой форме в поворотные моменты своей творческой эволюции, обозначая элегией события своей внутренней жизни.

Элегия за годы своего существования претерпевала некоторые изменения, т.е. эволюцию.

Эволюция от латинского слова evolutio – развертывание, в широком смысле синоним развития; в более узком смысле – один из основных типов развития: медленные, постепенные, количественные и качественные изменения. При этом каждое новое состояние объекта имеет по сравнению с предшествующим более высокому уровню организации и дифференциации функций.


2 Значение жанра элегии в поэзии Пушкина 20-25годов XIX в.

История «элегии» еще одно доказательство, что юный Пушкин испытывал недостаток более в мастерстве, чем в содержании. Когда же достиг вершины мастерства, то появились «Дар напрасный, дар случайный…» и «В часы забав иль праздной скуки…» по своим мотивам несомненно несомненно восходящие к «Подражанию» но не отменяющее и не заменяющее «Подражания» если требует всегда быть готовым к преодолению отчаяния, значит, оно все-таки неустранимо, хотя смысл человеческой жизни всякий раз возвышается над ним. Значит, бытие наше сразу трагично и героично. Таким образом, сам характер Пушкина в своем даре свидетельствовал о неограниченных возможностях его дара. И это началось с его первых поэтических шагов и продолжалось до самого конца. Обращенная ко всем нам, поэзия Пушкина представляет собой как бы эталон простоты и совершенства.

Надо сказать, вечная забота о просторе – один из решающих признаков именно русского искусства, и прежде всего литературы.

Брюсов верно интерпретирует лирические мотивы и темы ранних пушкинских элегий. Однако он излишне уточняет и конкретизирует биографические детали, психологические мотивы этих элегий. Конечно, сознание невозможности открытого, а тем более взаимного проявления чувств шестнадцатилетнего поэта по отношению к светской красавице, фрейлине двора, избалованной всеобщим преклонением и успехом, вызвало пессимистические мотивы в Пушкинских стихах.

Но все признания «унынии», «печали» в «души холодном молоке», в том что поэт смотрит на жизнь «недвижными глазами», «холодным взором» («Разлука»), свидетельствуют лишь об обращении к привычному реквизиту элегической поэзии Батюшкова и Жуковского. Да и самый образ поэта, который возникает в этих стихах – облик романтического лирического героя, каким его представляли Жуковский и Батюшков.

Уныл, как сумрак полуночи,

И бледен, как осенний свет.

С главою, мрачно преклоненной,

С укрытой горестью в груди,

Печальной думой увлеченный….

(«Наездники»)

В стихотворениях, обращенных к Е.П. Батюшкову, лишь угадывается затаенное чувство поэта: они лишены тех конкретных и индивидуальных оттенков, той стремительности и взволнованности чувства, которые так характерны для зрелых стихов поэта. Свои переживания Пушкин в лицейских стихах облекает в условные поэтические образы. Да и самые чувства молодого поэта еще во многом поверхностны, внушены литературными образцами. В своих стихах он идеализирует и украшает переживания и впечатления, которые зародились от случайных встреч, светских намеков, идеальных мечтаний.

Один из лучших образцов этой юношеской лирики – элегия «Любовь одна – веселье жизни хладной…» (1816). Уже певая строка элегии удивительна по изяществу и совершенству стих, предвещающего дальнейшее развитие пушкинской поэзии.

Любовь одна – веселье жизни хладной,

Любовь одна – мучение сердец:

Она дарит один лишь миг отрадный,

А горестям не виден и конец.

Первоначально понятие "элегия" было связано с формой стихотворения, но со временем главенствующим свойством стало содержание и настроение произведения. Какие произведения сейчас называют элегией? Что такое элегия? Какой мотив она несет?

Определение понятия: что означает слово "элегия"

Владимир Даль в толковом словаре дает такое определение этому термину: это грустное, жалобное, немного унылое стихотворение. В толковом словаре Ушакова Д.Н. также объясняется, что такое элегия:

  • в античной литературе - это стихотворение, которое написано двустишьями разнообразного содержания;
  • в римской поэзии - это преимущественно печальный тон любовной лирики;
  • в новой поэзии Западной Европы - это лирическое произведение, которое проникнуто печалью и грустью и посвящено каким-либо размышлениям или любовной теме;
  • в музыке - это название музыкальных произведений грустного и печального характера.

Ожегов С.И и Шведов Н.Ю. в своем толковом словаре дают следующее объяснение, что такое элегия:

  • это лирическое стихотворение, которое проникнуто грустью, еще их называют романтическими элегиями;
  • музыкальное произведение скорбного, грустного, задумчивого характера.

Ефремова Т.Ф. в толковом словаре объясняет, что термин используется в нескольких значениях:

  • это лирический жанр литературы 18-19-го веков;
  • это лирическое стихотворение, пропитанное грустью и печалью;
  • поэзия, которая написана двустишиями и заключает в себе размышления автора;
  • это синоним слов "меланхолия" или "грусть".

В энциклопедическом словаре приведены те же объяснения термина, что и в толковом словаре Ушакова Д.Н.

В википедии «элегия» - это:

  • лирический жанр, который содержит в стихотворной форме жалобу, печаль или эмоциональное философское раздумье над вопросами мироздания;
  • музыкальное произведение грустного, задумчивого характера.

История элегии

Итак, что такое элегия? Откуда пришел этот термин? Когда возник? Какое имел первоначальное значение?

Слово происходит от греческого «элегос», которое переводится на русский язык как «жалобная песня».

Итак, определение, что такое элегия: в литературе это вид жанра или стихотворение эмоционального содержания, чаще написанное от первого лица.

Само понятие возникло в Древней Греции в 7-м веке до нашей эры (основоположники жанра - Мимнерм, Каллин, Феогнид, Тиртей), первоначально элегия имела морально-политическое содержание или обозначало форму стиха. В своеобразной форме создавались произведения на разные темы, например Архилох писал обличительные и печальные произведения, Солон - стихотворения с философским содержанием, Тиртей и Каллин - о войне, Мимнерм - о политике.

Но в период римского развития поэзии (Овидий, Проперций, Тибулл, Катулл) это понятие отождествляют с любовной лирикой.

Расцвет элегии наступает в эпоху романтизма (Грей Т., Юнг Э., Мильвуа Ш., Шенье А., Ламартина А., Парни Э., Гете).

Томас Грей пишет в середине 18-го века элегию, которую почти через 50 лет переводит на русский язык Жуковский В.А. - «Сельское кладбище». Она положила начало развитию сентиментализма. В это время в литературе понимание того, что такое элегия, полностью меняется. Теперь это понятие означает стихотворение, которое пронизано грустью и задумчивостью. Для произведений этой эпохи характерны такие темы, как одиночество, интимность переживаний, разочарование, неразделенная любовь.

Но со временем элегия утрачивает жанровую отчетливость, и термин постепенно выходит из употребления, оставаясь только как знак традиции (Рильке Р.М. «Дуинские элегии», Брехт Б. «Буковские элегии»).

Определение: что такое элегия в литературе Западной Европы

Расцвет этого жанра в европейской литературе начался с элегии английского поэта Томаса Грея. В немецкой литературе в этом жанре написаны Гете «Римские элегии», Шиллером «Идеалы», «Прогулка», многие произведения Матиссона, Гейне, Гервега, Ленау, Фрейлиграта, Платена, Шлегеля и других авторов.

У французов в этом жанре творили Дебор-Вальмор, Шенье, Мильвуа, Мюссе, Ламартин, Делавинь, Гюго.

В Испании - Гарсиласо де ла Вега, Хуан Боскан.

В Италии основными представителями этого жанра, являются Кастальди, Гуарини, Аламанни.

В Польше - Балинский.

История элегии в русской поэзии

В русской лирике элегия появляется только в 18-м веке, этот жанр встречается у Тредиаковского В. К. и Сумарокова А. П., в творчестве Жуковского В. А., Батюшкова К. Н., Пушкина А. С., Баратынского Е. А., Языкова Н. М.; начиная со 2-й половины 19-го века термин употребляется только как название циклов у Фета А. А. и в названии отдельных стихотворений у Ахматовой А., Самойлова Д.

История элегии в музыке

Что такое элегия в музыке? Это жанр музыкального произведения печального или грустно мечтательного характера.

Элегия развивается как музыкальная пьеса только в конце 19-го - начала 20-го века, это произведения Бузони Ферруччо, Грига Эдварда, Форе Габриэля, Рахманинова Сергея, Калинникова Василия. Особо популярной стала «Эллегия», написанная Массне.

В конце 18-го века на русскую вокальную лирику существенно повлияла протяжная песня. Она очень близка к элегии по содержанию и способам выражения. Ей были близки темы смерти, несчастной любви, одиночества.

Протяжная песня сменяется сольной лирической, которая неразрывно связана с литературой - Теплов Г., Майер Ф., Дубянский Ф., Козловский О.

В первой половине 19-го века основной сферой для элегии был романс. А во второй половине столетия элегия присутствует в камерно-инструментальном творчестве Рахманинова, Чайковского, Аренского.

В 20-м веке многие эстрадные песни это потомки лирических элегий. Много в этом жанре работал Кутуньо Т., Дога Е., Крутой И., Паулс Р. Каждый из них подарил миру талантливые и удивительные мелодии, от которых душа становится прекрасней, как и их музыка.

Слово έ̓λεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты . Элегия образовалась из эпоса около начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии , у которого возник и процветал также эпос.

Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной у Архилоха и Симонида , философской у Солона или Теогнида , воинственной у Каллина и Тиртея , политической у Мимнерма . Один из лучших греческих авторов элегии - Каллимах .

Элегия в западноевропейской литературе

Впоследствии был только один период в развитии европейской литературы, когда словом "элегия" стали обозначать стихотворения с более или менее устойчивой формой. Этот период начался под влиянием знаменитой элегии английского поэта Томаса Грея , написанной в 1750 году и вызвавшей многочисленные подражания и переводы едва ли не на всех европейских языках. Переворот, произведенный этой элегией, определяют как наступление в литературе периода сентиментализма , сменившего ложноклассицизм.

В немецкой поэзии знамениты «Римские элегии » Гете . Элегиями являются стихотворения Шиллера : «Идеалы» (в переводе Жуковского «Мечты»), «Resignation», «Прогулка». К элегиям принадлежит многое у Матиссона (Батюшков перевел его «На развалинах замках в Швеции»), Гейне , Ленау , Гервега , Платена , Фрейлиграта , Шлегеля и мн. др. У французов элегии писали: Мильвуа , Дебор-Вальмор, Делавинь , А. Шенье (М. Шенье , его брат, перевел элегию Грея), Ламартин , А. Мюссе , Гюго и др. В английской поэзии, кроме Грея, - Спенсер , Юнг , Сидней, позднее Шелли и Байрон . В Италии основными представителями элегической поэзии являются Аламанни , Кастальди , Филикана, Гуарини , Пиндемонте . В Испании : Хуан Боскан , Гарсиласо де ла Вега . В Португалии - Камоэнс , Феррейра, Родриг Лобо, де-Миранда. В Польше - Балинский .

Элегия в русской литературе

Пробы писать элегии в России до Жуковского делали такие авторы, как Павел Фонвизин , Богданович , Аблесимов , Нарышкин, Нартов, Давыдов и др.

Перевод Жуковским элегии Грея («Сельское кладбище», 1802) положил в русской поэзии начало новой эпохе, окончательно вышедшей за пределы риторики и обратившейся к искренности, интимности и глубине. Эта внутренняя перемена отразилась и в новых приемах стихосложения, введённых Жуковским, который является, таким образом, родоначальником новой русской сентиментальной поэзии и одним из великих её представителей. В общем духе и форме элегии Грея , то есть в виде больших стихотворений, исполненных скорбного раздумья, написаны такие стихотворения Жуковского, названные им самим элегиями, как «Вечер», «Славянка», «На кончину кор. Виртембергской». К элегиям причисляют и его «Теон и Эсхин» (элегия-баллада). Элегией Жуковский также назвал своё стихотворение «Море».

В первой половине XIX века было распространено называть свои стихотворения элегиями, к элегиям относили свои произведения Батюшков , Баратынский , Языков и др.; впоследствии, однако, это вышло из моды. Тем не менее элегическим тоном проникнуты многие стихотворения русских поэтов.

Источники

  • Материал из
  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (987 дней))

См. также

Напишите отзыв о статье "Элегия"

Литература

  • Горнфельд А. Г. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Элегия

Кроме грабителей, народ самый разнообразный, влекомый – кто любопытством, кто долгом службы, кто расчетом, – домовладельцы, духовенство, высшие и низшие чиновники, торговцы, ремесленники, мужики – с разных сторон, как кровь к сердцу, – приливали к Москве.
Через неделю уже мужики, приезжавшие с пустыми подводами, для того чтоб увозить вещи, были останавливаемы начальством и принуждаемы к тому, чтобы вывозить мертвые тела из города. Другие мужики, прослышав про неудачу товарищей, приезжали в город с хлебом, овсом, сеном, сбивая цену друг другу до цены ниже прежней. Артели плотников, надеясь на дорогие заработки, каждый день входили в Москву, и со всех сторон рубились новые, чинились погорелые дома. Купцы в балаганах открывали торговлю. Харчевни, постоялые дворы устраивались в обгорелых домах. Духовенство возобновило службу во многих не погоревших церквах. Жертвователи приносили разграбленные церковные вещи. Чиновники прилаживали свои столы с сукном и шкафы с бумагами в маленьких комнатах. Высшее начальство и полиция распоряжались раздачею оставшегося после французов добра. Хозяева тех домов, в которых было много оставлено свезенных из других домов вещей, жаловались на несправедливость своза всех вещей в Грановитую палату; другие настаивали на том, что французы из разных домов свезли вещи в одно место, и оттого несправедливо отдавать хозяину дома те вещи, которые у него найдены. Бранили полицию; подкупали ее; писали вдесятеро сметы на погоревшие казенные вещи; требовали вспомоществований. Граф Растопчин писал свои прокламации.

В конце января Пьер приехал в Москву и поселился в уцелевшем флигеле. Он съездил к графу Растопчину, к некоторым знакомым, вернувшимся в Москву, и собирался на третий день ехать в Петербург. Все торжествовали победу; все кипело жизнью в разоренной и оживающей столице. Пьеру все были рады; все желали видеть его, и все расспрашивали его про то, что он видел. Пьер чувствовал себя особенно дружелюбно расположенным ко всем людям, которых он встречал; но невольно теперь он держал себя со всеми людьми настороже, так, чтобы не связать себя чем нибудь. Он на все вопросы, которые ему делали, – важные или самые ничтожные, – отвечал одинаково неопределенно; спрашивали ли у него: где он будет жить? будет ли он строиться? когда он едет в Петербург и возьмется ли свезти ящичек? – он отвечал: да, может быть, я думаю, и т. д.
О Ростовых он слышал, что они в Костроме, и мысль о Наташе редко приходила ему. Ежели она и приходила, то только как приятное воспоминание давно прошедшего. Он чувствовал себя не только свободным от житейских условий, но и от этого чувства, которое он, как ему казалось, умышленно напустил на себя.
На третий день своего приезда в Москву он узнал от Друбецких, что княжна Марья в Москве. Смерть, страдания, последние дни князя Андрея часто занимали Пьера и теперь с новой живостью пришли ему в голову. Узнав за обедом, что княжна Марья в Москве и живет в своем не сгоревшем доме на Вздвиженке, он в тот же вечер поехал к ней.
Дорогой к княжне Марье Пьер не переставая думал о князе Андрее, о своей дружбе с ним, о различных с ним встречах и в особенности о последней в Бородине.
«Неужели он умер в том злобном настроении, в котором он был тогда? Неужели не открылось ему перед смертью объяснение жизни?» – думал Пьер. Он вспомнил о Каратаеве, о его смерти и невольно стал сравнивать этих двух людей, столь различных и вместе с тем столь похожих по любви, которую он имел к обоим, и потому, что оба жили и оба умерли.
В самом серьезном расположении духа Пьер подъехал к дому старого князя. Дом этот уцелел. В нем видны были следы разрушения, но характер дома был тот же. Встретивший Пьера старый официант с строгим лицом, как будто желая дать почувствовать гостю, что отсутствие князя не нарушает порядка дома, сказал, что княжна изволили пройти в свои комнаты и принимают по воскресеньям.
– Доложи; может быть, примут, – сказал Пьер.
– Слушаю с, – отвечал официант, – пожалуйте в портретную.
Через несколько минут к Пьеру вышли официант и Десаль. Десаль от имени княжны передал Пьеру, что она очень рада видеть его и просит, если он извинит ее за бесцеремонность, войти наверх, в ее комнаты.
В невысокой комнатке, освещенной одной свечой, сидела княжна и еще кто то с нею, в черном платье. Пьер помнил, что при княжне всегда были компаньонки. Кто такие и какие они, эти компаньонки, Пьер не знал и не помнил. «Это одна из компаньонок», – подумал он, взглянув на даму в черном платье.
Княжна быстро встала ему навстречу и протянула руку.
– Да, – сказала она, всматриваясь в его изменившееся лицо, после того как он поцеловал ее руку, – вот как мы с вами встречаемся. Он и последнее время часто говорил про вас, – сказала она, переводя свои глаза с Пьера на компаньонку с застенчивостью, которая на мгновение поразила Пьера.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский университет дружбы народов

Филологический факультет

Элегия. История жанра, лирическое содержание русской элегии, особенности композиции и образно-стилевой системы

Выполнила:

Анжелика Корсагия

Москва 2015

элегия литературный стихотворение

1. Элегия. Определение

2. История жанра

4. Особенности элегии В.К. Тредиановского, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина

Заключение

Литература

1. Элегия. Определение

Элегия - (греч. elegeia, от elegos -- жалобная песня) литературный и музыкальный жанр; в поэзии -- стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего -- от первого лица, без отчётливой композиции. Э. возникла в Греции в 7 в. до н. э. (Каллин, Мим-нерм, Тиртей, Феогнид), первоначально имела преимущественно морально-политическое содержание; потом, в эллинистической и римской поэзии (Тибулл, Проперций, Овидий), преобладающей становится любовная тематика.

Элегия - жен. жалобное, грустное, унылое стихотворенье. В первой четверти этого века было много элегических писателей.

2. История жанра

Элегия - это древнейший и один из самых распространенных жанров мировой лирической поэзии. Все авторы различных энциклопедических статей рассматривают термин «элегия», опираясь на греческое происхождение этого слова: `елегеЯб -- «жалобная песня», также «слово Элег обозначало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты».

Нами были рассмотрены несколько энциклопедических статей, освящающих понятие элегии. При их сопоставлении отмечается, что неотъемлемой чертой элегии является её грустный (печальный) характер.

М.Л. Гаспаров даёт наиболее полное определение данного термина, описывая объём, содержание, субъектную организацию и композицию текста элегии: «лирический жанр, стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего -- от первого лица, без отчетливой композиции». В словарной статье «Элегия» своего «Поэтического словаря» А.П. Квятковский уделяет внимание античному происхождению элегии и более полно расписывает варианты эмоционального содержания элегии: «лирический жанр античной поэзии, стихотворение, проникнутое смешанным чувством радости и печали или только грустью, раздумьем, размышлением, с оттенком поэтической интимности.

И.Р. Эйгес приводит самое краткое определение элегии: «стихотворение с характером задумчивой грусти». Далее в его статье даётся развернутая характеристика данного жанра с точки зрения его исторического развития, приводятся имена известных поэтов-элегиков разных стран и веков, а также примеры распространённых элегических мотивов. Подобная структура наблюдается и в словарной статье Л.Г. Фризмана: даётся краткое определение элегии, никак не характеризующее её признаки, -- «жанр лирической поэзии» -- и далее следует описание истории существования жанра элегии в литературе от античной до современной автору эпохи и соответствующих им основных мотивов.

Элегия возникла в Древней Греции в VII в. до н. э. -- её родоначальником считается Каллин. Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию.

Воинственная элегия (Каллин, Тиртей),

Обличительная элегия (Архилох, Симонид),

Печальная элегия (Архилох, Симонид),

Политическая элегия (Мимнерм, Каллин),

Философская элегия (Солон, Теогнид).

У римлян элегия стала более определенной по характеру, но и более свободной по форме:

Автобиографическая (Овидий),

Любовная, эротическая (Овидий, Тибулл, Проперций),

Политическая (Проперций),

Скорбная (Овидий).

Интерес к созданию элегий как подражаний античным образцам возникает в эпоху Возрождения. В эпоху предромантизма и романтизма наступает расцвет этого жанра:

Любовные элегии (Шенье),

Реставрация античных элегий (Гёте),

Унылые элегии (Грей, Юнг).

Представление о жанре почти за две тысячи лет сильно изменилось: с течением времени жанр элегии утратил строгость формы. В частности, элегия в русской поэзии не имеет каких-либо формальных признаков. К жанру элегии может быть отнесено практически каждое стихотворение философско-медитативного плана, в котором отражены чувства и настроения тоски, грусти, отчаяния, разуверения, мысли о прошлом, воспоминания, сожаления. Первым опытом элегического жанра на русской почве стал цикл элегий В.К. Тредиаковского, приложенный автором к трактату «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735 года): он создавал вариант новой элегии, опираясь на наследие античных поэтов.

Как жанр элегия развилась в конце XVIII и, особенно в начале XIX веков. Выдающимися русскими поэтами-элегиками являются В.А. Жуковский, Е.А. Боратынский, А.С. Пушкин. Также элегии создавали М.Ю. Лермонтов, К.Н. Батюшков, Н.М. Языков, Н.А. Некрасов, А.А. Фет, В.Я. Брюсов, А.А. Блок, И.Ф. Анненский, С.А. Есенин и многие другие поэты XIX и XX вв.

3. Лирическое содержание русской элегии

За классическими русскими элегиями традиционно закрепился стихотворный размер преимущественно ямбический с варьирующимся количеством стоп. Отметим, что В.А. Пронин в своём учебном пособии по теории литературных жанров дал некую общую схему для стереотипной элегии, представив ход мыслей лирического героя элегии: «Я одинок в этом мире, но любовь помогает мне преодолеть одиночество моего существования, однако любовь оказалась призрачной, я еще более одинок в этот вечерний осенний миг вечности, к которой принадлежит и моя жизнь» 6 . Таким образом, исходя из сложившейся традиции, за элегией закрепляется любовное содержание: причём любовь становится лишь очередным поводом к разладу с миром.

Также традиционно выделяют следующие сложившиеся устойчивые черты элегии:

интимность,

мотив бренности земного бытия,

мотив несчастливой любви,

мотив одиночества,

мотив разочарования.

1) Жанр элегии в творчестве В.А. Жуковского: основные мотивы.

Рождение жанра русской элегии обычно датируется 1802 годом и связывается с творчеством Жуковского, а именно с тем, что его перевод элегии Грея «Сельское кладбище» (1802 года) стал первым шагом к началу новой русской поэзии, окончательно вышедшей из пределов риторики и обратившейся к искренности, интимности и глубине. В общем духе и форме элегии Грея, то есть в виде больших стихотворений, исполненных скорбного раздумья, написаны и другие стихотворения Жуковского, названные им самим элегиями: например, «Вечер» (1806), «Славянка» (1816), «Море» (1822). Основными элегическими мотивами в творчестве Жуковского являются:

мотив меланхолических размышлений,

мотив созерцания природы,

мотив уединения, погружения во внутренний мир,

мотив уходящей молодости,

мотивы несправедливости, суетности, тщеты и заката жизни,

образ поэта-мечтателя.

3) Жанр элегии в творчестве А.С. Пушкина: основные мотивы.

Пушкин начал писать лирические произведения в жанре элегии примерно с 1815 года, когда ещё учился в лицее. С 1816 года элегия становится продуктивным жанром в его творчестве (почти все элегии датируются этим годом: «Окно», «Элегия» («Счастлив, кто в страсти сам себе»), «Месяц», «К Морфею», «Слово милой», «Друзьям», «Наслажденье»). В начале двадцатых годов одна за другой появляются пушкинские элегии, каждая из которых являет собой шедевр жанра -- это: «Погасло дневное светило» (1820), «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Я пережил свои желанья...» (1821), «Простишь ли мне ревнивые мечты...» (1823), «К морю» (1824), «Андрей Шенье» (1825), «Желание славы» (1825) и ряд других. В элегиях 1928 года и последующих лет («Когда для смертного умолкнет шумный день...», «Дар напрасный, дар случайный», «Брожу ли я вдоль улиц шумных») возникает предчувствие собственной не столь отдаленной кончины.

Новаторство Пушкина в жанре элегии коснулось как содержания (например, индивидуализация темы и конкретизация лирического я), так и формы (выбор стихотворного размера).

Основные мотивы элегической лирики Пушкина:

мотив воспоминаний,

мотив жизни как дара, ниспосланного свыше,

мотив изгнанничества, бегства,

мотив неразделённой любви,

мотив покорения судьбе,

мотив преждевременно увядшей души,

мотив приближающейся смерти,

мотив разочарования в дружбе,

мотив разочарования в любви,

мотив слёз,

мотив тщетности порывов к свободе,

мотив угасающей молодости,

мотив уныния.

4. Особенности элеггии В.К. Тредиановского, А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина

Первые опыты русской элегии появились у В.К. Тредиаковского, достаточно органично вписавшись в его эксперименты по созданию русской любовной лирики. Ему же принадлежит и первая классификация нового жанра: «Она есть, которая описывает особливо вещи плачевные и любовные жалобы. Элегия разделяется на Треническую и Эротическую. В Тренической описывается печаль и нещастие; а в Эротической любовь и все из нее воспоследствования».

Позже эту идею разовьет Н.Ф. Остолопов в своем «Словаре древней и новой поэзии». В то время как элегия «эротическая» связана лишь с любовной тематикой, пишет он, «треническая элегия отличается большим разнообразием мотивов: описывает печаль, болезнь и всякое несчастливое приключение». Если «наложить» эту классификацию на поэзию Тредиаковского, то станет очевидным, что он разрабатывал почти исключительно второй тип -- «эротическую»:

Кто толь бедному подаст помощи мне руку? Кто и может облегчить, ах! сердечну муку?

Мягкосердыя на мя сын богини злится,

Жесточайшим отчасу тот мне становится:

Неисцельно поразив в сердце мя стрелою,

Непрестанною любви мучит, ах! бедою.

Сердце равныя ничье не имело страсти,

Не впадало тем ничье в равные напасти:

Без надежды б чье когда лютый жар страдало?

Ах! невинное мое в лютость ту попало.

Прежестокая болезнь всяк час то съедает,

Несравненная печаль как зверь лют терзает...

Второе рождение переживает элегия в творчестве А.П. Сумарокова. И хотя развивается она в основном в том же «эротическом» русле, идет значительное обогащение системы лирических мотивов и углубление, развитие самого лирического «я»:

Пронзенна грудь моя, и расточен весь ум.

О яростны часы! Жестокой время муки!

Я всем терзаюся, что в мысли ни беру.

Стерплю ли я удар должайшия разлуки,

Когда зла смерть... И я, и я тогда умру.

Такою же сражусь, такою же судьбою,

В несносной жалости страдая и стеня.

Умру, любезная, умру и я с тобою,

Когда сокроешься ты вечно от меня.

«В болезни страждешь ты...».

Одним из интереснейших типов элегии, введенных Сумароковым в русскую поэзию, стала так блистательно в будущем развитая другими русскими поэтами «элегия творчества». В ней -- глубоко личные раздумья поэта о себе и своем творчестве, о своем предназначении:

Страдай, прискорбный дух! Терзайся грудь моя!

Несчастливее всех людей на свете я!

Я счастья пышного сыскать себе не льстился

И от рождения о нем не суетился;

Спокойствием души одним себе ласкал:

Не злата, не сребра, но муз одних искал.

Без провождения я к музам пробивался

И сквозь дремучий лес к Парнасу прорывался.

Преодолел я труд, увидел Геликон;

Как рай, моим очам вообразился он.

Эдемским звал его я светлым вертоградом,

А днесь тебя зову, Парнас, я мрачным адом;

Ты мука фурий мне, не муз ты мне игра.

О бедоносная, противная гора,

Подпора моея немилосердой части,

Источник и вина всея моей напасти,

Плачевный вид очам и сердцу моему,

Нанесший горести бесчисленны ему!

Несчастен был тот день, несчастнейша минута,

Когда по строгости и гневу рока люта,

Польстив утехою и славою себе,

Ногою в первый раз коснулся я тебе.

Характер послесумароковской элегии постепенно начинает изменяться: в нее входят размышления и даже поучения, оттесняя собственно лирическое начало на второй план. К этой новой, «философско-нравоучительной», элегии принадлежат элегии М.М. Хераскова.

Если обратиться к классификации Тредиаковского-Остолопова, то, видимо, можно говорить о постепенной эволюции русской элегии от «эротического» к «треническому» типу:

Смертный в жизни представляет

Зеркало тоски и бед;

Лишь родится он, рыдает,

Так как скорбь предузнает.

Слезы юности всечасно,

Без причины отрок льет:

Там учитель занапрасно.

Бедного младенца бьет.

Пылка юность повергает

В пущия беды ево,

Он любовниц избирае

И не мыслит ничево.

Как возрос -- другая лишность

Кратка века часть займет:

Честь, богатство, слава, пышность

Дух колеблет и мятет.

Старика всяк презирает;

Крепость жизни потеряв,

Мучится он и страдает,

Дряхл, задумчив и не здрав.

Мысль мы к мысли прибираем,

Ищем щастья своево,

Наконец все умираем,

Вот родимся для чево.

М.М. Херасков «Станс г. Руссо»

В последней четверти XVIII столетия русская элегия выходит на новые горизонты -- и связано это, прежде всего с именем Г.Р. Державина. Сохраняя приверженность жанру философской оды, Державин в том же духе пишет элегии. Более того, некоторые его произведения почти в равной степени могут быть отнесены и к жанру оды, и к жанру элегии. Прежде всего, это относится к знаменитой оде «На смерть князя А.И. Мещерского», на что уже обратили внимание исследователи». С философской одой ее связывает сама проблематика произведения, выходящая на уровень общечеловеческих и даже космических абстракций и обобщений:

Как в море льются, быстры воды,

Так в вечность льются дни и годы;

Глотает царства алчна смерть.

Элегическое звучание придают ей прямое скорбно-патетическое обращение автора к умершему адресату и лирическая зарисовка в конце:

Как сон, как сладкая мечта,

Исчезла и моя уж младость;

Не сильно нежит красота,

Не столько восхищает радость,

Не столько легкомыслен ум,

Не столько я благополучен...

Если рассматривать слияние двух этих начал, философского и лирического, то, видимо, наиболее оправданным и обоснованным будет определение этой оды как «философская элегия»: лирическую линию, безусловно, нельзя считать малозначащей и второстепенной, но все же на первый план выступает именно философское начало, более того, через его призму и воспринимается начало лирическое.

Заключение

Таким образом, мы можем увидеть эволюцию элегии, как литературного жанра, который менялся ни только с эпохой, но и вместе с гениальными писателями.

Литература

1. Большая советская энциклопедия.

2. Толковый словарь Даля.

3. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. М.; Л.: Изд-во Л.Д. Френкель.

4. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина.

5. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов:

6. Тредиаковский В.К. Способ к сложению российских стихов (1752).

7. Остолопов Н.Ф. Словарь древней и новой поэзии.

8. Москвичева Г.В. Жанрово-композиционные особенности русский элегии XVIII-первых десятилетий XIX века // Вопросы сюжета и композиции.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности развития жанра элегии - лирического стихотворения, проникнутого грустными настроениями. Художественные принципы поэта-романтика Баратынского Е.А. Особенности поэтики Баратынского на примере анализа элегии "Разуверение". Значение творчества.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Грустные размышления лирического героя над таинственной и удивительно живописной стихией воды в элегии В.А. Жуковского "Море". Изменение и развитие образа моря на протяжении стихотворении. Смысловые части элегии "Море" и обращение к пейзажной лирике.

    сочинение , добавлен 16.06.2010

    Биография и творческий путь Константина Николаевича Батюшкова. Элегия как жанр новой романтической литературы. Значение поэзии Батюшкова в истории русской литературы. Литературные вкусы, отличительные черты прозы, чистота, блеск и образность языка.

    презентация , добавлен 31.01.2015

    Предметная композиция стихотворений, аллегории лирических сюжетов, повествовательно-элегический стиль, пространство и динамика текста произведений, художественные приемы описания пейзажа, ирония и игра слов, эффект абсурдности образов в русской поэзии.

    контрольная работа , добавлен 13.12.2011

    Тема стихотворения "Элегия" А.С. Пушкина. Художественно-выразительные средства, сравнения, олицетворения, эпитеты и антитеза в стихотворении. Грустный и повышенный пафос в стихотворении. Рассказ о жизни поэта и его готовности пройти свой путь до конца.

    реферат , добавлен 08.05.2013

    Сущность полемики между шишковистами и карамзинистами. Природа в лирике Жуковского. Особенности романтизма Батюшкова. "Думы" Рылеева, особенности жанра. Открытия Баратынского в жанре психологической элегии.

    контрольная работа , добавлен 18.11.2006

    Эволюция житий и особенности образования агиографического жанра на русской почве. Житие как жанр литературы XVIII века. Направления эволюции агиографического жанра. Особенности женских образов в литературе XVII в. Ульяния Лазаревская как святая.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2006

    Формирование представления об эпохе и о поэтах-лириках Древней Греции. История появления жанра лирики в древнегреческой литературе и классификация ее видов. Элегия и ямб в античной поэзии. Монодическая лирика. Хоровая песня и ее связь с культом и обрядом.

    лекция , добавлен 23.03.2014

    Ссылка Пушкина на юг весной 1820 года и два основных этапа ссылки: до и после кризиса 1823 года. Влияние творчества Дж. Байрона на устремленность поэта к романтизму и творческое содержание южного периода. Значение элегии "Погасло дневное светило…".

    презентация , добавлен 22.12.2014

    Лирическое отступление как литературоведческий термин. История создания романа в стихах А.С. Пушкина "Евгений Онегин", особенности жанра. Лирические отступления о творчестве, о любви в жизни поэта, об обучении и воспитании, о театре, любви к родине.