Что такое аномия в обществе. Смотреть что такое "аномия" в других словарях

Социальная аномия

Аномия - негативное отношение индивидов к нормам и ценностям существующей системы и проявляется она в:

Состоянии общества, при котором у его членов утрачена значимость социальных норм и ценностей, что приводит к увеличению отклоняющегося поведения, вплоть до самоубийства.

Отсутствии у людей эталонов сравнения, социальной оценки своего поведения, что приводит их к "люмпенизированному" состоянию и потере групповой солидарности.

Несоответствии, разрыве между социальными целями и одобренными средствами их достижения, что, при недостижимости всех этих целей законными средствами, толкает людей на незаконные пути их достижения.

Видел причину аномии в недостаточном развитии правил, регулирующих отношения между различными социальными функциями, не согласованными друг с другом. Это явление наиболее ярко проявляется во время переходных и кризисных периодов в развитии общества, когда старые нормы и ценности перестают действовать, а новые еще не установились.

Аномия представляет собой тотальное изменение индивидуальных или групповых ценностей и норм, все это приводит к «вакуумизации» социального пространства. Аномия близка в этом смысле к понятию «отчуждение». Значительные, резкие перемены в социальной, политической и экономической сферах разваливают порядок в обществе и социальные связи, человек оказывается лишенным ориентиров, ценностных установок, потерянным в пространстве. Индивид начинает испытывать кризис ожиданий, теряет надежды на будущее, ощущается отсутствие стремлений. Утрачивается ограничение нравственных рамок. В итоге человек оказывается в вакууме. Человек не может найти для себя долговременных устойчивых установок и ориентиров, он впадает в состояние апатии, вялости, усталости от жизни. Это ощущение усиливается, оно необратимо и непреодолимо. Возрастает пассивность, безынициативность, замкнутость, личность проходит процесс саморазрушения. Одна из причин аномии – несоответствие нормативного и институционального аспектов правового порядка, системы социальных норм и системы социальных учреждений. Акцент на институты нередко сопровождается снижением императивной значимости законов, норм, правил и, следовательно, ведет к аномии. Принадлежность индивида к институту, имеющему специфические интересы, и необходимость руководствоваться в своей деятельности нормами и предписаниями общепринятых установлений нередко ставит его в ситуацию не просто вынужденного выбора, а вынужденной аномии.

33.Интерпретивная парадигма: феноменология (а.Щюц).

Феноменология - социологическая парадигма, основанная на философии Э.Гуссерля (1859-1938), согласно которой индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных значений, приобретенных в процессе социализации. Отсюда следует, что общество - часть человеческого творения. Основателем этого соц. направления был австро-американский философ и социолог Альфред Щюц (1899-1959), разработавший своеобразную разновидность "понимающей социологии". Его основные труды: -- «Феноменология соц. мира» (1932), -- "Возвращающийся домой". Считая, что позитивизм искажал природу соц. явлений, отождествляя их с явлениями природы, Щюц разработал концепцию интерсубъективного мира. Суть этих представлений в том, что позиции, взгляды на соц. реалии одного индивида и другого несовместимы, ибо каждый человек оказывается в своем особом мире повседневной жизни. Шюц считал, что адекватная коммуникация возникает благодаря появлению общего для взаимодействующих интерсубъективного мира, т.е. привычного соц. мира, который в конечном счете обусловлен интеракциями между людьми, принадлежащими к одной весьма узкой соц. группе, которую социолог называет "домашней" группой. Концепция дома. Особый интерес для Шюца вызывает проблема реадаптации индивида к своей "домашней" группе после того, как они ее покинули по тем или иным причинам и какое-то время жили в иных соц. группах, неизбежно усваивая новые знания и новые измерительные линейки ценностей, типичные для этих групп. Здесь положение возвращающегося отлично от положения чужестранца, поскольку последний готов к тому, что этот мир организован иначе, чем тот, из которого он прибыл. Возвращающийся же ожидает встретить то, что ему хорошо знакомо, но ситуация полностью меняется для возвращающегося домой индивида (пример с солдатом). Шюц приходит к выводу, что "поначалу не только родина покажет возвращающемуся незнакомое лицо, но и он покажется странным тем, кто его ждет".

Питер Бергер (1929) - американский социологи, австриец по происхождению – также представитель феноменологической школы социологии. Его основные работы: -- "Шум торжественных ансамблей"; -- "Приглашение в социологию"; -- "Социальное конструирование реальности" -- "Священная завеса" и т.д. В 1966 году Бергер с в соавторстве с Т.Лукманом написал сою самую известную работу "Соц. конструирование реальности", в которой излагалась теория феноменологической социологии знания, ориентированная на реальность "жизненного мира", на "повседневное знание", предшествующее научному и любому другому. Смысл теории в том, что общество создается благодаря деятельности индивидов, которые обладают знанием в виде субъективных значений или коллективных представлений. Следовательно, соц. реальность конструируется конкретными субъективными значениями людей в процессе их деятельности. Созданный в процессе социализации интерсубъективный мир продолжает существовать, но его необходимо поддерживать. Эту функцию выполняет легитимация, т.е. способы объяснения и оправдания соц. реальности. Главные агенты поддержания - значимые другие. Субъективная реальность по Бергеру всегда зависит от специфического соц. базиса и требуемых для ее поддержания соц. процессов. Важнейшим средством поддержания здесь является общение и употребление одного языка. Через общение индивиды сохраняют в памяти реальности. Но субъективная реальность может трансформироваться (напр., при прекращении общения или контакте с альтернативной реальностью).

Общество строится на общепринятых правилах, которые регулируют взаимоотношения между отдельными людьми и группами, коллективами в целом. Мораль, нормы, законы и правила придуманы для того, чтобы каждый человек понимал, каких ценностей ему придерживаться, чтобы быть принятым обществом, а также как общаться с окружающими, чтобы не нарушать их права и свободу. Противоположностью этого является аномия – распространенное в современном мире явление. Следует рассмотреть понятие, способы преодоления и примеры аномии, начав с небольшой теории.

Аномия

Что понимается под аномией? Это отсутствие законов и игнорирование моральных принципов, что приводит к деструктивному поведению и появлению негативных мыслей, разрушающих общественный устой. Данной проблемой занимаются психологи, социологи, смежные науки и даже медицина.

В медицинском понимании аномией называется патологическое «выпадение» из памяти имени или наименования предмета.

Аномия может проявляться в индивидуальном или групповом порядке. Например, суицидальные мысли или противозаконные поступки могут называться индивидуальной аномией. Групповая аномия возникает во времена, когда в стране царствует смута, война, перестройка, революция, кризис. Это провоцируется невозможностью воплотить те моральные принципы, которые провозглашаются обществом. Отдельные группы замечают, что в настоящих обстоятельствах достижение моральных ценностей невозможно, поэтому это приводит к деструктивному настрою.

К аномии также можно отнести разочарование в жизни, деградацию в профессиональной деятельности, отрыв от социума.

На государственном уровне под аномией понимается нарушение целостности общества за счет разногласия моральных устоев и способов их достижения. В таком обществе возрастают убийства, самоубийства, насилие и прочие преступные действия. Если в обществе провозглашается то, что законными действиями невозможно достичь, тогда люди прибегают к незаконным поступкам:

  1. Конформизм – человек в имеющихся условиях старается достичь поставленных целей.
  2. Инновация – человек старается достичь желаемого, создав новые условия.
  3. Ритуализм – человек не меняет условий, однако меняет цели.
  4. Уход – человек отказывается от целей и не принимает имеющихся условий.
  5. Мятеж – отказ от имеющихся целей и обстоятельств с целью замены их новыми целями и условиями.

Социальная аномия

Когда в обществе начинают меняться устои и моральные ценности, тогда некоторые люди не успевают перестроиться, из-за чего начинают ощущать собственную непричастность. Более подверженными изменениям и гибкими являются молодые люди. С одной стороны, они сами являются инициаторами формирования чего-то нового, что больше соответствует их интересам. С другой стороны, они возглавляют общество в желании изменить сформировавшиеся устои.

Когда мораль и нормы меняются, многие люди теряются. Одни соглашаются с тем, что происходит, другие отказываются, из-за чего становятся борцами за возврат прежних правил. Аномия характеризуется появлением новых устоев, однако отвержение их обществом, которое пока еще живет старыми принципами.

Любое отклонение от нормы называется в социологии аномией. Когда общество входит в кризисное состояние, именно в этот период возникает данное явление. Прежняя мораль разрушена, а новая еще не сформирована. Здесь человек начинает хаотично искать способы достижения баланса, который значительно нарушился. У каждого это получается сделать по-своему. Вот почему целостность общества нарушается, поскольку формируется одновременно несколько групп, которые противоборствуют друг другу.

Когда человеку необходимо реализовывать сразу две противоположные ценности, возникает аномия. Другими словами, аномия – это «переходный период», когда уже не действует старое, но пока еще новое не показало своего положительного результата.

На сегодняшний день аномия является прогрессирующей, поскольку происходит постепенный переход от коллективного к индивидуальному. Человек пока еще не научился сочетать в себе и своих действиях общественную мораль и стремление к достижению личных целей. Если раньше было четкое разделение между слоями людей, где давались четкие цели и законные способы их достижения, теперь человек должен сочетать законность действий с собственными целями, которые он сам перед собой поставил.

Понятие аномии и морали

Понятие аномии – это разрушение морали с целью достижения эгоцентрической цели. Что же такое мораль? Существует три типа морали:

  1. Социальная, или внешняя.
  2. Запрограммированная, индивидуальная.
  3. Самомотивированная, индивидуальная.

Всех людей можно разделить на 4 группы:

  1. Аморальные люди, нарушающие закон.
  2. Аморальные люди, подчиняющиеся закону из страха.
  3. Люди, следующие социальной морали не из страха, а по убеждению, сложившемуся под действием образования. В этом случае их мораль – не более, чем условный рефлекс, поскольку в ней отсутствует самомотивация.
  4. Люди, следующие моральным и юридическим законам добровольно, по внутренней мотивации, свободные от внешнего давления.

Необходимо осознать, что настоящая моральная заслуга состоит не в уважении силы закона, а основана на «Я» человека, то есть его убежденности и добровольном желании следовать нормам, которые он считает моральными. В противном случае нельзя сказать, что человек совершает моральные действия, он лишь пассивно, слепо и механично следует определенным правилам, совершено не понимая их настоящего значения. Нет истинной морали без понимания важности значения моральных принципов.

Есть люди, которые совершают моральные поступки, будучи внутренне аморальными. Конечно, это лучше, чем быть аморальным и внутренне, и внешне. Для общества различия между внутренней и внешней моралью не имеют значения, но крайне важно для человека, который стремится к духовному совершенству. Только духовность делает человека моральным, гарантирует стабильность и постоянство этого качества, а также способствует тому, чтобы он добровольно, а не принудительно следовал законам. Даже если закон не предусматривает наказания, моральный человек не будет его нарушать, поскольку такое поведение соответствует его сущности. Он ведет себя так не потому, что запрограммирован, а по своей воли.

Внешняя мораль не является гарантией внутренней, но внутренняя мораль всегда означает и внешнюю. Таким образом, человек достигает внутренней, моральной, самомотивированной сознательности, которая активна и динамична, а не запрограммирована и статична. Интересно отметить, что все, кто следует законам, считаются в обществе честными и моральными. А как же те, кто нарушил закон, совершил серьезное преступление, но не был пойман? В этом случае человек может сохранить свою репутацию перед обществом, но все равно войдет в группу людей аномии.

Итак, человек истинно морален только в том случае, если следует законам из-за любви к истине и справедливости, уважая естественный порядок вещей, понимая принцип причины и следствия, а не из страха наказания, не по принуждению и не из-за условного рефлекса. Таким образом, существует законность без морали и мораль без законности. Кант утверждал, что моральный человек осознает сущность морали и закона и следует и тому, и другому. Истинная мораль не должна зависеть ни от страха, ни от надежды, ни от других внешних влияний.

Социальная норма и социальная аномия

Человек живет в социуме, где существуют определенные правила, нормы и законы поведения. Социальная норма – это свод принципов и правил, как люди должны себя вести, что думать, как рассуждать и что говорить, чтобы сохранить миролюбивое отношение к себе и проявить уважение к окружающим. Социальная норма – это регулятор взаимоотношений, который позволит людям жить в мире и гармонии. Социальная аномия является полной противоположностью нормам, установленным в обществе.

Социальные нормы диктуют не просто поведение людей, а различные этические и культурные правила, которых они должны придерживаться в различных слоях общества. Более того, на основе социальных норм человек формирует определенные ожидания в отношении окружающих, как и другие люди имеют право требовать определенных действий от конкретного человека.

Когда люди начинают отклоняться от общественных норм, что приводит к деструктивному поведению, это развивает социальную аномию. Она проявляется в:

  • Утрате образа, которого должны придерживаться люди. Человек может проявлять любые свои качества.
  • Формировании поступков, которые противоречат законам, но полностью подчиняются желаниям индивида.

Люди часто говорят о морали. Им нужно, чтобы их уважали, ценили, почитали. В каждой отдельной ситуации и во время общения с окружающими человек требует к себе определенного положительного отношения. Кому-то не нравится, как над ним шутят, а кто-то понимает, что ему лгут. Можно это назвать так: каждый человек хочет, чтобы к нему относились уважительно.

Но как ведет себя сам человек, который этого желает? Зачастую люди получают именно то отношение, которое они позволяют к себе проявлять. В силу низкой самооценки и неуверенности в том, что вы являетесь достойными уважения, позволяете некоторую вольность окружающим. Они над вами зло шутят, а вы лишь улыбаетесь, чувствуя неприятные ощущения внутри, в ваш адрес используют брань, а вы молчите. Своим попустительским поведением вы просто демонстрируете другому человеку, что готовы терпеть его выходки.

Иногда можно дать некоторую вольность окружающим. Но именно то, что человек не наказывает их за неуважительное отношение к нему, негласно показывает, что с ним таким образом и дальше можно обращаться.

Не следует ждать, что люди сами поймут, насколько грубо они обращаются, потому что если вы ничего не делаете и не говорите, продолжая молчать и терпеть, то тем самым даете понять, что вас все устраивает. Люди не будут меняться, если им кажется, что вам хорошо и при таком отношении. Помните, что с вами обращаются так, как вы того позволяете другим.

Вместе с тем, требуя морали, сами ведите себя морально. Если вы только требуете к себе уважения, а сами при этом не уважаете, то людям не захочется прислушиваться к вашим просьбам. Как вы с людьми общаетесь, так и они с вами будут общаться. Если вам что-то не нравится в отношениях с другим человеком, то выразите свое недовольство, протест и сами при этом будьте такими, какими хотите видеть окружающих.

Теория аномии

Различные направленности по-своему понимают явление аномии. Однако все они описывают одно и то же. Простыми словами, под аномией понимается беззаконие и отсутствие норм. В качестве преступного явления она была рассмотрена в теории Дюркгейма. Он полагал, что общество без преступности просто не способно существовать и прогрессировать. Лишь тотальный контроль за поведением других людей может избавить общество от преступности. Однако в таком случае придется найти другие модели поведения, которые будут наказываться.

Поскольку нет одинаковых людей, их поведение тоже отличается. То, что нарушает свободу и жизнь окружающих, считается противозаконным. Все остальные поступки, причиняющие душевную боль окружающим, которые ожидали от людей конкретного поведения, называются аморальными.

Без отсутствия многообразия в поступках и мыслях человек не прогрессирует. Там, где возникают социальные нормы, неизбежно формируется социальная аномия. Таким образом, аномия по Дюркгейму является показателем здорового общества. Социальные нормы провоцируют определенные ожидания у людей, которые страдают, если они не оправдываются. Вместе с тем социальная аномия провоцирует прогресс общества, который должен найти такой устрой общества со всеми его моральными принципами, который будет удовлетворять потребности всех людей.

В теории психологии аномия понимается как потеря сопричастности человека с обществом. Индивид становится обособленной личностью, которая не чувствует себя частью группы или общества в целом. Это приводит к развитию , когда человек начинает пить алкоголь, впадает в , живет скучной жизнью и т. д.

Подобное развитие событий объясняется специалистами сайта психиатрической помощи сайт как неспособность человека адекватно отреагировать на собственную отрешенность. Одиночество порицается обществом. На одинокого человека постоянно давят и негативно реагируют. Если человек поддается давлению извне, тогда он начинает саморазрушаться. Принятие собственного желания быть индивидуальным позволяет оградить себя от аномии.

Человек входит в состояние аномии, когда замечает, что в стране происходит кризис, перестройка или его личные желания не реализуются теми законными действиями, которые приемлемы в обществе. В данном случае:

  • Человек перестает доверять обществу, что позволяет ему вести себя аморально.
  • Прежние цели становятся бессмысленными. Человек не способен найти «свое место», что вызывает скуку, потерянность, угнетенность.
  • Возникает изоляция, оторванность от социума, отшельничество, неспособность возобновить контакты с людьми.

В медицинской теории аномией считается афазия и неспособность вспомнить определенные имена и названия предметов.

Примеры аномии

Условно примеры аномии можно разделить на масштабные (государственные) и коллективные, иногда индивидуальные. Масштабными примерами аномии могут стать войны, революции, откол мелких государств. Коллективные аномии проявляются в стремлении повлиять на мнение общества: мятежи, разгромы, новые веяния в общественных целях (например, движение «чайлдфри»). Индивидуальными можно назвать аномии, проявляющиеся в преступных действиях, алкоголизме, наркомании и т. д.

Происходит это с отдельным человеком или в обществе в целом, каждый участник чувствует необходимость перемен. В коллективе человек принимает новую идею, которая создает иллюзию того, что только противоправными действиями можно достичь тех целей, которые у него имеются. Однако частыми становятся случаи, когда группировка распадается после ее подавления, что еще раз подтверждает невозможность реализации целей незаконными способами.

Следует отметить влияние СМИ и примеров родителей, которые провоцируют в человеке деструктивное поведение. Все частыми становятся беседы о плохом, нежели о хорошем. Люди стали делиться своими бедами, что еще больше убеждает окружающих в том, что никому нельзя доверять и следует быть хитрыми.

Безбожие тоже относится к аномии. Ярко данный феномен проявлялся во времена господства веры и религии. Вспомним о сжигании женщин на кострах, которых подозревали в колдовстве. Каждый, кто не соответствовал определенным нормам общества, должен был погибнуть, что создавало иллюзию сохранения целостности. Однако это привело лишь к тому, что безбожные люди научились скрываться или притворяться верующими.

Говоря о социальных нормам, следует понимать, что многие люди вынуждено их придерживаются. Более хитрые представители научились уходить от наказания, которое следует за совершением противоправного поступка. Аномия – это попытка адаптироваться к условиям жизни.

Преодоление аномии

Если обратиться к прошлому, то можно сказать о том, что преодолеть аномию невозможно. Во все времена люди старались создать такое общество, которое будет гармонично содействовать счастью и здоровью отдельных личностей. Однако пока такой системы не существует, преодолеть аномию не получится.

В преодолении аномии люди часто обращаются к прошлому: «Раньше жилось хорошо». Однако в некоторых ситуациях это не работает, если человек понимает, что механизмы, которые ему предлагаются, не помогут в устранении внутреннего конфликта между желаемым и достигаемым.

Пока общество не способно предоставить всем людям социально приемлемые способы достижения тех целей, которые само же и пропагандирует, отдельные люди будут совершать аморальные поступки. Они будут продиктованы желанием изменить либо среду, в которой наконец-то воплотятся желания, либо цели, однако обществом они будут характеризоваться как аморальные.

Пока существует конфликт между целями (ценностями) и способами реализации (средствами), будет существовать аномия. Соответственно, единственный способ ее преодоления – это соотнесение целей с имеющимися ресурсами, которые помогут ее воплотить. Однако здесь не учитывается такое желание, как «хочу большего», что свойственно человеку, который стремится к прогрессу. А это значит, что цели всегда будут опережать средства, то есть не соответствовать им и провоцировать аномию.

Итог

В зависимости от того, как проявляется аномия, она может влиять на продолжительность жизни человека, а может и вовсе на ней не сказываться. Итог аномии – социальная изоляция и неприятие обществом. Зачастую люди заканчивают жизнь в одиночестве и болезнях, которые сами в себе развили.

Прогноз аномии преступного характера – наказание и заключение. Человек лишается свободы, которая позволяла ему быть деструктивным. Теперь он попадает в структуру, где он будет вынужден подчиняться, независимо от желаний.

Жизнь в социуме является сложной, поскольку нормы и правила периодически меняются. Человек вынужден подстраиваться, часто отказываясь от собственных желаний, которые ранее испытывал и старался реализовать. Это тоже вызывает внутренний конфликт, который может привести к аномии.

Человек вынужден адаптироваться в постоянно меняющемся обществе. Нормы морали всегда менялись и будут меняться. Это делает неустойчивыми те ценности, которые пропагандируются в настоящий момент. Насколько хорошо человек адаптируется, зависит от гибкости его мышления и способности быстро перестраивать себя, свою жизнь и желания.

Причины и основные виды отклоняющегося поведения

Отклоняющееся поведение и формы его проявления

Основные элементы социального контроля

Сущность социального контроля

Тема 10. Социальный контроль и девиантное поведение

1. Раскрывая сущность социального контроля важно понять, что наличие в обществе тех или иных культурных установлений и требований, социальных ожиданий само по себе не гарантирует их выполнение всœеми социальными субъектами. Большинство людей и групп без внешнего давления добросовестно и постоянно соблюдают общественный порядок, нормы и правила труда и общежития. При этом это происходит, прежде всœего, благодаря их успешной социализации и осуществляемому через неё социальному регулированию, а также потому, что люди осознают, что общество государство следят за их поведением и в случае его серьёзного отклонения от нормативных предписаний готовы дать этому соответствующую оценку и применить адекватные санкции.

Ни одно общество не может успешно функционировать и развиваться без системы социального контроля.

Социальный контроль - ϶ᴛᴏ система способов воздействия общества на личность или группы с целью регуляции их поведения и поддержания общественного порядка.

Социальный контроль должна быть внешним и внутренним.

Внешний контроль - ϶ᴛᴏ совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на формальный и неформальный.

Формальный контроль основан на одобрении или ощущении со стороны официальных органов власти и администрации, а неформальный контроль ограничен небольшой группой людей. В большой группе людей он неэффективен.

Внутренний контроль принято называть самоконтролем. В данном случае индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывал его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются на столько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины.

Социальный контроль приблизительно на 70% осуществляется за счёт самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю и наоборот, чем слабее самоконтроль, чем жестче должен быть внешний контроль. При этом жесткий внешний контроль часто тормозит развитие самосознания, приглушает внутренние волевые усилия. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, возникает диктатура. Обратите внимание на то, что вероятность установления демократии в обществе высока лишь при развитом самоконтроле, а при неразвитом – высока вероятность установления диктатуры.

Рассматривая понятие социального контроля, крайне важно обратить внимание на ряд принципиальных моментов.

Социальный контроль – составная часть более общей и многообразной системы социального регулирования поведения людей и общественной жизни. Её специфика состоит в том, что такое регулирование носит здесь упорядоченный, нормативный и достаточно категоричный характер и обеспечивается социальными санкциями или угрозой их применения.

Проблема социального контроля - ϶ᴛᴏ определённый срез основного социологического вопроса о соотношении и взаимодействии личности, социальной группы (общности) и общества в целом. Проанализируйте различные способы реализации социального контроля и через социализацию личности с первичной социальной группой, её культурой (групповой контроль) и через взаимодействие группы с обществом в целом (социальный контроль через принуждение).

Социальный контроль предполагает постоянное и активное социальное взаимодействие, при котором не только личность испытывает воздействие социального контроля, но и социальный контроль претерпевает обратное воздействие со стороны личности, что может приводить даже к изменению его характера.

Направленность, содержание и характер социального контроля определяются характером, природой и типом данной социальной системы. Определите, чем отличается социальный контроль в тоталитарном обществе и в демократическом, а также в простых, примитивных обществах в сравнении с социальным контролем в сложных современных индустриальных обществах. Используйте в последнем случае критерий формализованности контроля.

2. Социальный контроль включает два базовых элемента – социальные нормы и социальные санкции.

Социальные нормы - ϶ᴛᴏ правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определённой культуры, направленные на укрепление стабильности и целостности общества.

Повторяемость, устойчивость и регулярность определённых социальных взаимодействий вызывают в обществе потребность в закреплении таких общих правил, норм, которые бы единообразно определяли действия людей и отношения между ними в соответствующих ситуациях. Благодаря этому субъекты социального взаимодействия получают возможность предвидеть поведение других участников общественных отношений и в соответствии с этим строить собственное поведение, а общество - контролировать и оценивать поведение каждого.

По масштабам применения социальные нормы различаются на следующие типы:

1) Нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных, дружеских компаниях, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Οʜᴎ называются ʼʼгрупповыми привычкамиʼʼ.

2) Нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Οʜᴎ называются ʼʼобщими правиламиʼʼ.

К ʼʼобщим правиламʼʼ относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Каждой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет (светский этикет, манеры поведения молодёжи и т.д.).

Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. В случае если расположить всœе меры в нарастающем порядке, исходя из меры наказания, то строже всœего караются табу и юридические законы, затем следуют нравы, традиции и обычаи, а за ними привычки (индивидуальные и групповые).

При этом существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции. Это так называемые неформальные групповые нормы. Οʜᴎ рождаются в малых, а не в больших социальных группах и механизм, контролирующий соблюдение подобных норм, принято называть групповым давлением.

Обратите внимание на то, что социальные нормы классифицируются по различным основаниям, но особенно важным для ценностно-нормативной регуляции жизни общества является их делœение на правовые и моральные. Правовые нормы проявляются в форме закона, иного государственного или административного нормативного акта͵ содержат чёткие диспозиции, определяющие условия применения данной юридической нормы, и санкции, осуществляемые соответствующими органами. Их выполнение обеспечивается силой государственного принуждения или угрозой его применения. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой общественного мнения, морального долга личности.

Соблюдение норм обеспечивается в обществе обычно путём применения социальных поощрений и социальных наказаний, ᴛ.ᴇ. позитивными и негативными санкциями, выступающими как наиболее конкретный, прямой и непосредственный элемент в структуре социальной регуляции.

Социальные санкцииэто оперативноесредство социального контроля, направленное на обеспечение надлежащего исполнения социальных норм.

Социальные нормы и санкции соединœены в единое целое. В случае если у какой-либо нормы отсутствует сопровождающая её санкция, то она перестаёт регулировать реальное поведение. Она становится лозунгом, призывом, воззванием, но она перестаёт быть элементом социального контроля.

Анализируя характер социальных санкций, следует иметь в виду, что они, бывают правовыми, моральными, религиозными, политическими, экономическими, духовно-идеологическими и др.; по содержанию – позитивными (положительными, поощрительными) и негативными (отрицательными, осуждающими, наказывающими); по форме закрепления – формальными, ᴛ.ᴇ. закреплёнными, к примеру, в законе или ином правовом акте, и неформальными; по масштабам – международными и внутригосударственными. Применение правовых санкций обеспечивается государственным принуждением; моральных – силой нравственного поощрения или осуждения со стороны общества или социальной группы; религиозных – авторитетом религиозных догматов и церковной деятельностью. Различные виды социальных санкций и самих норм взаимосвязаны, взаимодействуют и дополняют друг друга. Так, в случае если юридический закон или иной правовой акт, содержащиеся в нём юридические санкции опираются на моральные устои и требования общества, то действенность их намного увеличивается.

В заключении, подводя итоги, определите, в чём состоит роль и значение социального контроля. Обратите внимание на то, что он:

1) вносит серьёзный вклад в обеспечение воспроизводства социальных отношений и социальной структуры;

2) играет важную роль в стабилизации и интеграции социальной системы в упрочении социального порядка;

3) направлен на то, чтобы сделать привычкой стандарты поведения в определённых ситуациях, не вызывающие возражения социальной группы или всœего общества;

4) призван гарантировать соответствие поведения человека ценностям и нормам данного общества или социальной группы.

3. Даже в высокоорганизованном и цивилизованном обществе не удаётся достичь такого положения, когда бы абсолютно всœе его члены строго и неукоснительно следовали утвердившимся в нём нормам и правилам. В результате происходят более или менее серьёзные нарушения этих норм и правил. Такие социальные отклонения называют девиантным поведением.

Девиация (девиантное поведение) (от лат. deviatio -уклонение) - ϶ᴛᴏ отклоняющееся от общепринятых норм социальные действия (поведение) людей или их групп, вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или социальной группы.

В широком смысле понятие ʼʼдевиантное поведениеʼʼ охватывает любые отклонения в поведении от социальных норм – как положительные (геройство, самопожертвование и др.), так и отрицательные (преступления, нарушения норм морали, традиций, алкоголизм, наркомания, бюрократизм и т.д.). При этом чаще всœего это понятие используется в более узком смысле, как негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм. Это связано с тем, что именно отрицательная девиация угрожает подрывом социальной стабильности, и в связи с этим социологи и психологи именно ей уделяют особое внимание.

Существуют различные формы проявления девиации:

Скрытая, латентная (к примеру, бюрократизм, карьеризм и т.д.) и открытая, явная (к примеру, хулиганство, преступления и т.д.).

Индивидуальная , когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры, и групповая, рассматриваемая как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к её субкультуре.

Первичная , когда отклонения незначительны и терпимы, и вторичная, ᴛ.ᴇ. отклонение от существующих в группе норм, которые социально определяется как девиантное.

Исходя из целœей и направленности девиантного поведения, выделяют его деструктивный, асоциальный и противоправный типы. К деструктивному типу относят отклонения причиняющие вред самой личности (алкоголизм, суицид, мазохизм и др.) к асоциальному типу относят повелœение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ приносит вред первичным группам и общностям (нарушение трудовой дисциплины, мелкое хулиганство и т.п.). Противоправный тип отклоняющегося поведения связан с серьезными нарушениями не только моральных, но и правовых норм и приводит к серьезным негативным последствиям для общества (грабежи, убийства, терроризм и т.п.).

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, можно сделать вывод о том, что границы девиаций подвижны, а сами они способны так или иначе, модернизироваться и адаптироваться к переменам в социальных условиях и даже воспроизводиться в новых поколениях. Оценка девиантного поведения происходит с позиций культуры, принятой в данном обществе.

4. Рассматривая основные виды отклоняющегося поведения, крайне важно подчеркнуть, что причины девиантного поведения определяются неоднозначно. Относительно определœения и изучения базовых причин отклонений существует три вида теорий:

1) Теория физических типов (Ч. Ломброзо, Э. Кречмер, В. Шелдон), согласно которой люди с определœенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. При этом практика доказала несостоятельность теорий физических типов;

2) Психоаналитическая теория (З. Фрейд), исходя из которой девиацию вызывают внутриличностные конфликты, нарушения в структуре человеческого Я. Но диагностика подобных нарушений крайне затруднена и к тому же далеко не каждый человек, переживающий внутренний конфликт становится девиантом;

3) Социологические теории (Э. Дюргейм, Р. Мертон и др.), которые анализируют социальные и культурные факторы, являющиеся причиной девиации. Так, Э. Дюркгейм связывал девиантное поведение со слабостью и противоречивостью социальных норм и ценностей, а Р. Мертон – с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институционализированными средствами их достижения.

Важно отметить, что большинство исследователœей исходят из того, что появление и существование девиантного поведения вызывается обычно не какой-либо одной причиной, а многообразной совокупностью условий и факторов как объективного, так и субъективного характера.

Основными видами девиантного поведения являются преступность, алкоголизм, наркомания и суицид. Проанализируйте социальные факторы, способствующие возникновению и развитию подобных девиаций, и определите, в чем заключается опасность их проявление для личности, группы и общества в целом.

5. Развитие и распространение девиаций, социальные потрясения ведут общество к аномальному состоянию – социальной аномии, а она в свою очередь становится почвой для новых девиаций. Т. Парсонс определил аномию как ʼʼсостояние, при котором значительноечисло индивидов находится в положении, характеризующемся серьёзным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это состояние является ненадёжность поведенияʼʼ.

Социальная аномия(от франц. anomie - беззаконие, неорганизованность) - ϶ᴛᴏ кризисное состояние общественной жизни, при котором большинство или значительная часть её субъектов нарушает установленные социальные нормы или относится к ним безразлично, а нормативное социальное регулирование оказывается резко ослабленным вследствие его непоследовательности, противоречивости и неопределённости.

Это понятие ввел в социологию известный французский социолог Э. Дюркгейм, который рассматривал социальную аномию как проявление отсутствия в обществе ʼʼорганической солидарностиʼʼ. Аномия, по Э. Дюркгейму, - это состояние, при котором личность не имеет твёрдого чувства принадлежности, надёжности и стабильности в выборе линии нормативного поведения. Разработку концепции аномии продолжил американский социолог Р. Мертон. Он рассматривал аномию как такое состояние сознания, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ связано с невозможностью достижения индивидуальных целœей законными институционализированными путями и средствами, что ведёт к росту отклоняющегося поведения. Р. Мертон использовал это понятие для характеристики соответствующего состояния не только общества,но и личности, когда она дезорганизована, переживает чувства тревоги и отчуждённости от общества. Р. Мертон разработал типологию поведения личностей в их отношении к целям и средствам и выделил следующие основные типы поведения:

1. Конформизм (когда личностью принимаются как нормативные цели, так и нормативные средства);

2. Инновация (когда имеет место положительное отношение к целям и отрицание ограничений в выборе средств);

3. Ритуализм (при котором отрицаются цели и главный акцент переносится на средства);

4. Ретризм (когда отрицаются любые цели и средства);

5. Мятеж (отказ от нормативных целœей и средств сопровождается одновременной заменой их новыми целями и средствами).

Важно знать, что сегодня понятие социальной аномии чаще всœего употребляется для характеристики состояния общества в переходных, кризисных ситуациях, когда резко усиливается отчуждённость личности от общества, разочарованность в жизни, преступность и другие негативные явления. Современное российское общество обладает следующими чертами социальной аномии:

1. многие старые ценности, нормы и идеалы потерпели крушение, а новые ещё не определились и не утвердились,

2. серьёзно расшатаны представления о дозволенном и недозволенном,

3. происходит резкий всплеск социальной напряжённости и социальных конфликтов,

4. рост теневого и преступного бизнеса, преступности, наркомании, коррупции, проституции и многих других разновидностей девиантного поведения.

Социальная аномия - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальная аномия" 2017, 2018.

Для объяснения отклоняющегося поведения (суицидальные настроения, апатия , разочарование , противоправное поведение).
Согласно Дюркгейму, аномия - это состояние общества, при котором наступают разложение, дезинтеграция и распад системы ценностей и норм, гарантирующих общественный порядок. Необходимое условие возникновения аномии в обществе - расхождение между потребностями и интересами части его членов с одной стороны и возможностями их удовлетворения с другой. Она проявляется в виде следующих нарушений:

  1. расплывчатость, неустойчивость и противоречивость ценностно-нормативных предписаний и ориентаций, в частности, расхождение между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства их достижения;
  2. низкая степень воздействия социальных норм на индивидов и их слабая эффективность в качестве средства нормативной регуляции поведения;
  3. частичное или полное отсутствие нормативного регулирования в кризисных, переходных ситуациях, когда прежняя система ценностей разрушена, а новая не сложилась или не утвердилась как общепринятая.

Дальнейшее развитие концепции аномии связано с именем Роберта Мертона .

Понятие аномии выражает собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм. При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определённые социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности (в том числе социально декларируемые образцы поведения) отвергаются членами этих групп, а вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно сильно действуют в отношении молодёжи.

По определению российских исследователей, аномия - «отсутствие чёткой системы социальных норм, разрушение единства культуры , вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать идеальным общественным нормам».

Примечания

Литература

  • Важа Горозия, Шорена Туркиашвили Понятие аномии и попытки его модификации
  • Ковалева А. И. Аномия // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 4. - С. 155-156.
  • Мертон Р. К. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). - М.: Прогресс, 1966. - C. 299-313.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Аномия" в других словарях:

    аномия - (гр. а отрицательная частица, nomos закон) понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры … Большая психологическая энциклопедия

    - (франц. anomie отсутствие закона, организации, от греч. ? отрицат. частица и закон), понятие бурж. социологии. Выражает отношение индивидов к нормам и моральным ценностям социальной системы, в которой они действуют, и означает: 1)… … Философская энциклопедия

    Аномия - (фр. аnomie – заң, ұйымдасудың жоқтығы) – қоғамның құндылықтар жүйесіндегі түбегейлі дағдарыстарды білдіретін ұғым. Аномия әсіресе өтпелі қоғамдарда жиі кездеседі. Бұрынғы әдетке айналған бағдарлар жаңа талаптарға сәйкес құндылықтармен жылдам… … Философиялық терминдердің сөздігі

    - (от французского anomie отсутствие закона, организации), Понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества … Современная энциклопедия

    - (греч.). Беззаконие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. аномия и, мн. нет, ж. (… Словарь иностранных слов русского языка

    аномия - и, ж. anomie f. отсутствие закона <гр. филос. Нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, характеризующегося разложением системы нравственных, социальных и т. п. ценностей. Крысин 1998. Понятие, введенное Э … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Аномия - (от французского anomie отсутствие закона, организации), понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом общества … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Нарушения в психике личности, выражающиеся в низкой социальной самооценке и несоблюдении правовых норм. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    - (от франц. anomie отсутствие закона организации), социологическое и социально психологическое Понятие, обозначающее нравственно психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы… … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. a отрицательная частица, nomos закон) понятие, введенное Э. Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее соб … Психологический словарь

Девиантное поведение

Даже в самом высокоорганизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы все его члены строго следовали утвердившимся в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им соц. роли. В результате происходит нарушение этих норм, с которыми общество не может мириться и использует для этого механизм контроля. Такие соц. отклонения, такое поведение в социологии называется девиацией (понятие ввел Дюркгейм, самоубийство - наиболее яркий пример).

Девиантное поведение - это отклоняющееся от общепринятых норм и вызывающее соответствующее реагирование со стороны общества или соц. группы поведение.

В широком смысле понятие девиантное поведение охватывает любое отклонение от соц. норм – как положительное (геройство), так и отрицательное (преступление). Чаще всего под этим понятием понимается только негативное отклонение от утвердившихся правовых, моральных и иных норм, т.к. именно это поведение угрожает подрывом соц. стабильности. В реальной жизни практически невозможно обеспечить полное соблюдение всех соц. норм. Поэтому девиации допускаются в определенных пределах, не нарушающих функционировании и целостность соц. систем. Одно дело, когда она проявляется в правонарушении, преступлении, нарушении не только моральных, но и правовых норм, а другое, когда речь идет об отклонении лишь от моральных норм.

Девиации могут проявляться как в явной, открытой форме(хулиганство), так и в скрытой (бюрократизм). Могут быть индивидуальными и групповыми, первичными и вторичными и пр. Девиации многолики, границы их подвижны и часто соотносятся с изменениями в соц. ценностях. Способны модернизироваться и адаптироваться к переменам в соц. условиях. Оценка девиации происходит с позиции культуры, принятой в данном обществе.

Причины девиации определяются неоднозначно: связано со слабостью и противоречивостью соц. норм и ценностей; с разрывом между социокультурными целями и социально одобряемыми институционализированными средствами их достижения. Девиация вызывается обычно не какой-то причиной, а совокупностью условий и факторов объективного и субъективного характера. Развитие и распространение девиации ведет общество к состоянию соц. аномии, которая становится почвой для новых девиаций.

Развитие и распространение девиации ведет общество к аномальному состоянию – соц. аномии, а эта последняя в свою очередь становится почвой для новых девиаций.

Соц. аномия – это негативное, болезненное, кризисное состояние общественной жизни, при котором большинство субъектов нарушает установленные соц. нормы или относится к ним безразлично, а нормативное соц. регулирование оказывается резко ослабленным вследствие его непоследовательности, противоречивости и неопределенности.

Дюркгейм, который ввел это понятие в социологию, рассматривал соц. аномию как проявление отсутствия в обществе органической солидарности, а одним из ярких ее выражений – широкое распространение самоубийств. Число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех соц. групп, в которые входит индивид.

Мертон под соц. аномией понимал состояние сознания, которое связано с невозможностью достижения индивидуальных целей законными путями и средствами, что ведет к росту отклоняющегося поведения. Выдвинув на первый план в своей теории соц. аномии проблему соотношения соц. целей и средств их достижения как различных фаз соц. структуры, Мертон показывает, что соц. аномия вырастает из состояния равновесия между ними.

Сегодня понятие соц. аномии чаще всего употребляется для характеристики состояния общества в переходных, кризисных ситуациях, когда резко усиливается отчужденность личности от общества, разочарованность в жизни, апатия, преступность - zB. современное российское общество.