Что означает коловрат — тайна славянского символа. Евпатий Коловрат из Рязани — воин Христов

В декабре 1237 года войско монгольского хана Батыя вторглось в пределы Руси. Первой из Русских земель разорению подверглось Рязанское княжество. Это событие описано во многих древних летописях. Сохранилось и художественное произведение – «Повесть о разорении Рязани Батыем». Оно содержит множество деталей, о которых не сообщается в летописях. Среди прочего, там рассказывается о подвиге Евпатия Коловрата.

Согласно «Повести», Евпатий Коловрат был одним из знатных бояр Рязанского княжества. Когда его застигла весть о нашествии Батыя на Рязань, он находился в Чернигове вместе с одним из рязанских князей, Ингварем Ингваревичем. Очевидно, Коловрат был одним из бояр княжеской свиты. Когда Коловрат узнал о нашествии монголо-татар, он бросил своего князя и с малой, как пишут, дружиной (очевидно, это была собственная дружина боярина, не князя) помчался из Чернигова к Рязани. Но на месте Рязани Коловрат увидел только трупы и пепелище. Тем не менее, ему каким-то образом удалось собрать дружину в 1700 человек и выступить по следам Батыя. Нагнал он войско грозного завоевателя уже где-то в Суздальской земле.

Там дружина Коловрата внезапно напала «на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись… Почудилось татарам, что мёртвые восстали». Устрашённый Батый направил, чтобы захватить Евпатия живьём, богатыря Хостоврула, сына своего шурина. Но Коловрат разрубил Хостоврула пополам. Татары смогли одолеть дружину Коловрата только с помощью стенобитных катапульт. Евпатий погиб. Его тело принесли Батыю. Хан похвалил храбрость сражённого врага и отдал его тело взятым в плен его дружинникам, которых, из уважения к доблести их предводителя, отпустил. Некоторые редакции «Повести» сообщают дополнительные сведения об Евпатии. В частности, по отчеству он был Львович. Дружинники привезли его тело в Рязань, где оно было торжественно похоронено в январе 1238 года.

Теперь попробуем разобраться в этих сведениях и сопоставить их с известными фактами. «Повесть», как положено героическому сказанию, изобилует фантастическими эпизодами и эпическими преувеличениями. Понятно, что использовать стенобитные орудия против живой силы в полевом сражении – абсолютно неэффективно, и что эти орудия (именовавшиеся на Руси «пороками») упомянуты только для того, чтобы подчеркнуть ярость Коловратовой дружины. Видимо, именно «пороки» больше всего поразили русских из всего военного арсенала монголов, и русские приписали этим орудиям свойства чудо-оружия.

Непонятно, откуда Коловрат, по прибытии в Рязанскую землю, смог собрать дружину из 1700 храбрых и могучих мужей, если Рязанская земля перед этим подверглась опустошению, и все ратные люди полегли в битвах. Если это не полный вымысел, то невольно спрашивается: где же и почему они отсиживались в то время, когда их земляки гибли в неравной борьбе с захватчиками? Впрочем, древние источники всегда грешат преувеличениями в том, что касается численности войск, количества жертв войн, масштабов стихийных бедствий и т.д. Само упоминание того, что Коловрат перед погребением был отпет в соборе Рязани, показывает, что город отнюдь не был полностью разрушен монголами, если, конечно, эпизод с торжественными похоронами не был придуман позднее.

Но есть подробности, которые было незачем придумывать. Так, сын шурина Батыя назван по имени – Хостоврул. Это имя явно не монгольское и не тюркское. Насколько известно, до сих пор никто из историков не пытался объяснить ни его происхождение, ни то, откуда автору «Повести» могло быть известно имя сына ханского шурина.

«Повесть» известна по нескольким спискам, древнейшие из которых – не ранее второй половины XVI века, то есть отстоят от описываемых событий более чем на три столетия. Правда, сопоставляя их с другими памятниками, знатоки древнерусской литературы считают, что «Повесть» была сложена до конца XIII века. Но следует иметь ввиду, что датировки других памятников, относимых к этому времени, тоже гипотетичны.

Историки сомневаются в существовании самого князя Ингваря Ингваревича, если это, конечно, не Ингварь Игоревич, рязанский князь, правивший с 1217 года. Правда, он умер в 1235 году, но известие об его смерти в том году единичное, и нельзя исключать, что он был жив и в 1237 году. «Повесть» рассказывает, что в Рязани оказали сопротивление Батыю князья Юрий и Олег Ингваревичи (то есть его сыновья), и оба погибли. С каким именно князем мог находиться в Чернигове Коловрат, в точности установить невозможно. Но нет ничего невозможного в том, что он там был на момент Батыева вторжения. Как известно, рязанские князья были ветвью Ольговичей, княживших в Чернигове. Между двумя княжескими домами поддерживались близкие отношения.

Несмотря на обилие неправдоподобных деталей, вполне объяснимых жанром героического произведения, Евпатий Коловрат вполне может быть признан исторической личностью. Нет никаких противопоказаний тому, что рязанский боярин с таким именем действительно был, что он в декабре 1237 года находился в дружественном Рязани Чернигове, что он не успел на родину до решающей схватки земляков с Батыевой ратью, что он с толпою уцелевших воинов нападал на какие-то отставшие отряды монголов (партизанил, иначе говоря). Народная молва со временем приписала Евпатию невиданные подвиги и вплела его в сюжет героической саги.

Кстати, Коловрат это не фамилия, как почему-то многие думают. Фамилий в те времена на Руси вообще не было. По отцу, как уже сказано, Евпатий был Львовичем. Коловрат могло быть прозвищем либо вторым именем. Князья Рюрикова дома носили в то время славянские и скандинавские имена, и больше известны именно под ними, а не под христианскими именами, дававшимися им при крещении. Вплоть до XVII века на Руси даже среди дворян сохранялась традиция называться вторым именем, связанным с каким-то человеческим качеством или чувством (Удача, Потеха, Обида, Истома и т.д.). Коловрат значит обращающийся, поворачивающийся. Возможно, этим прозвищем он был наделён за свою ловкость в рукопашном бою. Популярная ныне этимология имени Коловрат от обращения солнца по небосводу не имеет научного подтверждения.

Что означает коловрат: знаменитый славянский символ, напоминающий свастику, каждый человек видел хоть один раз в жизни. Для того, чтобы этот сильный оберег действительно помогал и спасал от всех напастей, необходимо правильно с ним обращаться.

В статье:

Что означает коловрат

Это сильный оберег, который использовали древние славяне. На сегодняшний день такой символ становится все более распространенным. Использовался коловрат древними людьми для того, чтобы они могли обратиться к своему роду. Все славяне очень почитали своих предков и считали, что в единстве с ними и заложена самая большая сила.

Коловрат - это солярный оберег. Внешне его часто путают с фашистской свастикой. Но значение коловрата никак не пересекается с фашизмом . Этот символ раскрывает нам тайну хода солнца по небу, рассказывает о взаимодействии таких богов, как , Даждьбог, Перун.

Изображался знаменитый символ на различных предметах быта и одежде. Чаще всего рубахи снабжались вышивкой, с помощью которой изображался коловрат.

Коловрат - особенность символа

Название «коловрат» содержит древнее слово «коло» , что в переводе означает «круг ». Именно поэтому знаменитый символ изображён в виде колеса, которое имеет несколько спиц.

Это знаменитый символ постоянного вращения солнца, непрерывного движения, жизни, которая дается и забирается богами, необъятности и бесконечности космоса.

Древние считали, что именно благодаря бесконечному движению и вращению продолжается жизнь. В таком талисмане, как коловрат, заключены все четыре стихии: земля, вода, огонь и воздух. Знак символизирует четыре времени года.

Именно эти настолько важные явления в жизни наших предков были запечатлены в коловрате.

Посолонь или противосолонь

Для нашего времени это довольно необычные слова. Но именно так наши предки называли движение по ходу солнца и против его пути. Попросту - по часовой стрелке или против нее.

Если лучи в коловрате были направлены по ходу солнца (по часовой стрелке), то это означало:

  • изобилие;
  • связь с высшими богами;
  • защиту от злых сил;
  • закономерность;
  • чистые мысли;
  • благие деяния.

Если лучи коловрата были направлены в обратную сторону (против часовой стрелки), то они символизировали:

  • потусторонний мир;
  • загробную жизнь;
  • развитые сверхъестественные способности;
  • ясновидение;
  • развитую интуицию.

Обычно именно коловрат с лучами, направленными против часовой стрелки, носили ведающие матери (ведьмы). Считалось, что если женщина носит такой оберег, то она надежно защищена от всякой напасти и обладает магическими способностями, которые позволяют ей защищать весь свой род. Существует несколько видов коловратов:

  • с 4-мя лучами – символ огненной стихии;
  • с 6-ю лучами – оберег имеет тесную связь с Перуном, и тот, кто носит этот талисман, находится под защитным покровом этого Бога;
  • с 8-ю лучами – символ, символизирующие единство всего сущего.

Восьмилучевой оберег

Особой магической силой наделяли наши предки коловрат, у которого было ровно 8 лучей. Такие талисманы обязательно носили волхвы, ведьмы и воины. Но почему именно восемь, помимо того, что восьмилучевой коловрат - это знак единства всего сущего, времен года и стихий, ему приписывают еще немало значений.

Например, наши предки были уверены, что такой талисман символизирует возрождение. Именно поэтому на каждом знамени, под которым войско язычников отправлялось на войну или в поход, обязательно был такой символ. Считалось, что войско, охраняемое коловратом, непобедимо. А даже если кто-либо и падет в бою, то будет возрождён.

Богом, который тесно связан именно с восьмилучевым коловратом - Сварог . Это божество, что, по старинным преданиям, сотворило весь мир. Именно Сварог созидатель, что своею рукою сотворил весь существующий мир и людей.

Восьмилучевой коловрат - символ не только Сварога, но и справедливости. И тот, кто носит его и почитает Бога, наделен мудростью, справедливостью и благоразумием.

Талисман с восемью лучами - священный символ бесконечности и Вселенной. Колесо Сварога - очень загадочная и сложная конструкция. Центр колеса находится на оси - Стожаре . Это самый настоящий центр Вселенной. Задача сварожьего круга - повернуться вокруг этой оси. Коловрат делает круг вокруг своего центра.

Что означает коловрат для современного человека

Современное значение оберега немногим отличается от того, что было ранее. Как и наши предки, мы верим в то, что коловрат - символ мироздания . Ведь все, что существует ныне, подчиняется солнцу.

Данный оберег способен наделить человека:

  • оптимизмом;
  • способностью получать наслаждение от жизни;
  • здоровьем;
  • силой духа.

Оберег защищает от сил тьмы, не дает пагубным мыслям завоевать сознание человека, оберегает от негативных программ. Вся солнечная энергия, сосредоточенная в талисмане, привлекает успех и богатство. Амулет стоит носить творческим натурам.

Татуировка коловрат

Но помните, оберегает коловрат лишь того, чьи помыслы чисты. Если будете желать другим зла, то действие оберега не почувствуете, так как он отказывается сотрудничать с теми, у кого злое сердце.

Среди увлекающихся славянской культурой и традициями наших давних предков крайне популярна тату коловрат. Большинство обладателей таких татуировок — мужчины, ведь считается, что нанесенный на тело символ увеличивает мужскую силу и дарит дополнительную жизненную энергию.

Обращаясь к мастеру за эскизом коловрата, не забывайте о том, что это все же магический символ, и вытатуированное его изображение будет оказывать влияние на вашу жизнь. В качестве тату коловрат означает приверженность славянской культуре, нацеленность на ее возрождение, силу солнца и защиту славянских богов.

Как сделать и носить талисман

Коловрат делется из любого материала, бывает вышито на одежде или нарисовано на бумаге - способ нанесения и размер не имеют значения.

Важно, чтобы был начерчен символ правильно. Линии не должны быть искривлены, иметь разную длину или быть нарисованы некорректно. В этом случае талисман сохранит свою магическую силу. Будьте бережны в обращении с коловратом. Только тогда получите божественную защиту.

Некоторые носят символ не снимая, подобно нательному кресту. В противном случае важно заранее подготовить место, где будет располагаться оберег доме. Подготовьте специальную шкатулку или мешочек, где будет лежать только этот оберег. С другими украшениями контактировать он не должен.

В сочетании с другими или артефактами коловрат подчиняет их энергетику себе, и поэтому допускается носить его с любым талисманом (бороться друг с другом они не будут).

Единственное условие: носить коловрат запрещается вместе с оберегами-символами христианства. Это талисманы, которые означают поклонение различным богам, исключают существование друг друга. Поэтому, прежде чем покупать талисман, определитесь с тем, какому божеству намерены поклоняться.

Носите коловрат как можно чаще. Если между владельцем и оберегом не будет сильной энергетической связи, то он не только не будет признавать в носителе хозяина, но и не станет защищать от различных напастей. Иногда, при неправильной носке, оно принимает хозяина за чужака, наносит урон.

Отнеситесь внимательно к выбору цепочки, на которой носят украшение. Желательно, чтобы она была выполнена из таких металлов, как:

  • латунь;
  • серебро;
  • золото.

Оберег из дерева носят на льняном или хлопковом шнуре. Избегайте ношения талисмана на шнуре из кожи. Негативная энергетика убитого животного может нейтрализовать силу оберега. В старину, чтобы избежать подобной коллизии, над животным производили специальный очищающий обряд.

Очищение и заговор талисмана

Только что приобретенный или изготовленный оберег нельзя сразу надевать на себя. Предварительно его нужно заговорить и очистить от посторонней энергетики.

Очищаются все обереги при помощи воды и огня. Изначально готовое изделие необходимо поместить в воду на несколько часов. Желательно окунуть коловрат в ручей, но если у нет такой возможности, то просто оставляют талисман под проточной водой.

Через несколько часов можно приступать к очищению с помощью огня. Для этого возьмите большую восковую свечу (не церковную) и подержите амулет над ней на протяжении нескольких минут. Это простой способ очищения в домашних условиях.

Наши предки считали, что лучший способ очистить и - трижды провести им над костром, что был разведен с использованием веток дерева, в которое попала молния.

Когда эта половина ритуала будет проведена, можно быть уверенным, что на обереге теперь нет никакой посторонней энергетики, и он чист, как белый лист бумаги. После этого следует передать коловрату собственную энергетику. Для этого возьмите его и сожмите в ладонях.

В зависимости от того, сколько лучей у талисмана (4, 6 или 8), обратитесь к тому божеству, что его символизирует (Даждьбог, Перун, Сварог). Попросите божество накрыть защитным покровом, оберегать от неприятностей и завистников, даровать здоровье и удачу.

Насколько сильным будет талисман, зависит только от того, насколько тщательно будут соблюдаться условие:

Помните, регулярно (раз в пол года) следует проводить обряд очищения. Ведь за это время на артефакте накапливается больше количество негативной информации, и без очистки талисман утратит защитные функции.

Как определить, что талисман использовать больше нельзя

Каждый магический атрибут имеет свой «срок годности », и нельзя использовать его более, чем нужно. Обычно такие амулеты не служат человеку на протяжении всей его жизни. Время от времени оберег нужно очищать. Обычно это делается раз в месяц, на убывающей луне или в полнолуние.

Сначала следует поместить свой магический атрибут в почву. Этот этап нельзя назвать легким, но пропускать его нежелательно. Подберите место, где оберег не найдет никто, кроме вас. Не будет лишним отметить это место так, чтобы впоследствие найти. Держать в земле полагается не меньше суток. Только после этого проводится очищение проточной водой и огнем.

Обратите внимание на состояние амулета. Если последний поврежден (треснул, погнулся), значит владелец подвержен очень сильной атаке, и талисман взял ее на себя, но более защищать хозяина он не сможет. Очищать его так, как описано выше, не имеет смысла - это не поможет.

Конечно, коловрат, как и любой магический предмет нельзя просто выбросить. Эзотерическте атрибуты утилизируют особым образом:

  1. Деревянный амулет бросают в священный огонь, предварительно простившись с ним и поблагодарить за длительную исправную службу.

Евпатий Коловрат – личность скорее легендарная, чем историческая. О нём мало что известно историкам, немного сохранилось и текстов – письменных и устных, в которых этот рязанский князь бы упоминался.

Евпатий Коловрат фигурирует в народном рязанском сказании и в древнерусской «Повести о разорении Рязани Батыем», написанной довольно поздно – только в XVI веке, через три столетия после предполагаемого подвига.

И хотя в этих памятниках, по сравнению с другими средневековыми текстами, фантастических деталей практически нет, описываемые события всё равно кажутся неправдоподобными.

Это и понятно – народные сказания отражают чувства и эмоции простых людей, впавших в отчаяние из-за какого-либо бедствия, поэтому почти всегда содержат иррациональный сюжет; а летописи, хроники и прочие средневековые исторические сочинения основывались на тех самых народных сказаниях, рационального научного метода древняя история ещё не знала.

Легендарность фигуры Евпатия подтверждается тем, что он упоминается вместе с рязанским князем Ингварем Ингваревичем, существование которого нынешними историками отвергается (он отождествляется с собственным отцом – Ингварем Игоревичем, также рязанским князем, умершим в 1235 году.

Рязанское княжество

В феодальной раздробленности Древней Руси и последующем нашествии Батыя Рязанское княжество играло особую роль. Оно было первой русской землёй, граничащей с владениями татаро-монголов; поэтому Рязань приняла на себя первый удар захватчиков.

Евпатий Коловрат с войском фото

В этом княжестве правили потомки черниговских князей, поэтому Рязань имела тесную связь с Черниговским княжеством. Кроме того, ранее Рязанское княжество находилось в составе Владимирского, близкие отношения с которым рязанцы продолжали сохранять и в период независимости.

Нападение

«Повесть о разорении Рязани Батыем» рассказывает, что когда татарский хан подошёл к Рязани и потребовал десятую часть богатства, князь был в нерешительности. С одной стороны, он одарил Батыя подарками и послал к нему сына Фёдора для переговоров, а с другой стороны – обратился за помощью во Владимир и Чернигов.

Хан остался неумолим; не получив желаемого, он убил Фёдора и ворвался в город, население которого полностью уничтожил. Но тексты «Повести» и народного сказания говорят, что некоторая часть рязанцев пряталась за пределами города, а некоторые отлучились в другие места по делам. Все они, конечно же, выжили и в будущем составили ополчение, вышедшее сражаться с Батыем.

Не было в городе и приближённого рязанского князя – боярина Евпатия Коловрата, который находился как раз в Чернигове. Получив известие о разорении родного города, он поспешил туда. Застав Рязань опустошённой, он собрал всех, кто остался в живых, и отправился в погоню за татарским войском. Захватчики, видимо, не ожидали такого выпада, поэтому уходили не спеша, радуясь своей победе.

Евпатий Коловрат со своим «малым войском», которое составляло, по некоторым данным, всего 1700 человек, напал на татарский арьергард на территории Суздальского княжества и весь его перебил. Текст повествует, что сражались воины князя столь свирепо и нещадно, что их мечи тупились, и тогда они отбирали мечи у татар и били врага ими. Батый впал в изумление от этого поступка.

Поняв, что рязанский воевода – человек непростой, он отправил ему навстречу Хостоврула, брата своей жены. Тот хвастливо пообещал хану, что приведёт Евпатия к нему живым. Однако вместо этого он погиб, сразившись с ним один на один: Евпатий рассёк его мечом пополам, прямо до седла. Хостоврул привёл с собой большой отряд, который воины Евпатия беспощадно перебили, несмотря на значительное превосходство врага в числе.

битва Евпатия Коловрата фото

Рассказ сообщает, что погубить Евпатия татары смогли только с помощью «пороков» - камнемётных орудий, которые обычно использовались для штурма крепостных стен. Батый был так поражён храбростью русских воинов, что решил отдать тело Евпатия русичам, чтобы они его с честью похоронили, и отпустил их с миром.

Датировка «Повести о разорении Рязани Батыем»

К датировке исторического памятника, сообщающего о подвиге Евпатия Коловрата, учёные пришли не сразу. Были те, кто считал, что она написана «по горячим следам», то есть в XIII веке. Другие выдвигали версии, относящие повесть к XIV и даже к XV веку. Установить точную дату написания произведения современным учёным помогли сопоставительный анализ его с другими произведениями древнерусской литературы и другие соображения.

Вот некоторые из них:

Текст имеет совпадения с другими воинскими повестями Древней Руси, насыщен шаблонами и штампами, характерными для литературных памятников XV – XVI веков;

Автор повести красочно описывает отвагу и гибель русских воинов, поэтично изображает сражение, однако забывает и путает имена фигурировавших в событии князей, воевод, бояр и церковных деятелей, путает их родственные связи, следовательно, он явно описывал «дела давно минувших дней»; Для автора повести важна назидательная, богословская составляющая рассказа, он предпринимает попытку философски осмыслить описанные события, всё это не могли сделать жители разорённой Рязани и близлежащих городов в XIII веке: испытывавшему бедствия русскому народу было не до философских размышлений.

Воспитательная направленность рассказа, в свою очередь, является объяснением того, почему автор повести не стремился подробно изучить и отразить исторические реалии; Назвать рязанское войско в 1700 человек «малой дружиной» мог лишь автор, живший в «послемонгольское» время, когда русские земли объединились и создали некое подобие постоянной армии. В условиях феодальной раздробленности XIII века отряд в 1700 человек – это огромная толпа, составляющая значительную часть населения среднего княжества.

Сейчас становиться понятно, что коловрат не является исконным символом обозначающий родноверие. Это так, те, кто копал в этом направлении согласятся со мной. Скажем так, коловрат сегодня это общепринятый, в среде родноверов, символ, который обозначает наше вероисповедание Но, давайте глубже изучать проблему. Вот что мы знаем о кловрате, если откинуть официальную трактовку? Знаем Евпатия Коловрата – общенационального героя. Есть фамилия Коловратовы, есть семантическое значение в словаре Даля. Подробнее давайте осветим наше заявление.

Евпатий Коловрат, если убрать подвиг и не рассматривать его фамилию как чисто родноверческую, обыкновенный христианин. И правда Коловрат в словаре Даля обозначает человека непостоянного, изменчивого, а этимология фамилии Коловратовы обозначает семантику близкое к слову «Сторож». Вроде бы сумбур, но нет. Не постоянство это черта солнца, и сторож ходит кругами, охраняя объект. Соответственно, можно предположить, что в более ранней традиции коловарт и обозначало солнце.

Да и по корневому принципу русского языка становиться понятно, что коло – это и есть солнце.

Но вот согласиться, что коловрат был восьми лучевым нельзя. Нет археологических данных. Их нет и даже ещё не подделано любителями подделок. Тогда встаёт закономерным вопрос, где впервые встречается коловрат в современном своём начертании? По отзывам сторожил родноверия можно судить, что некий Польский художник в 20-х годах 20 века нарисовал коловрат на надгробии.

Гравюра из старой книги, изображающая древние польские надгробия, где этот знак любовно именовался «słoneczko» – «солнышко». И видимо оттуда, первые московские общины перенесли его в конце девяностых к себе на логотип и так этот символ появился на просторах интернета. Сейчас он присутствует на десятках гербов общин и используется повсеместно в символике славянской родной веры. Осуждать не нужно за такой подход первых Московских общин к возрождению веры. Тут, как показывает анализ, не всё придумано. Поэтому можно смело сказать, что раньше был символ, обозначающий коловрат или минимум слово и даже фамилии, которые обозначали Солнце. Но скорее все, конечно, это была четырёхлучевая свастика под наклоном, но говорить это достоверно нельзя, так как слишком мало сведений.

Поганым, а с самым реальным врагом Руси - ратью Батыевой.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» - одно из самых трагических произведений древнерусской литературы (написано, скорее всего, в начале XVI века). О содержании его говорит само название. Летописный рассказ о приходе полчищ Батыя на Русь соединяется здесь с элементами былинного и легендарного повествования. Один за другим гибнут рязанские князья, хотя они бесстрашно бьются против превосходящих сил врага. При этом им удается уничтожить множество татар. Вот некоторые эпизоды борьбы: «И была сеча зла и ужасна... Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два с десятью тысячами... И бились так крепко и нещадно, что и сама земля застонала, а Батыевы полки все смешались. И едва одолели их полки сильные татарские. В той сечи убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский, и многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство: удальцы и резвецы, узорочье и воспитание рязанское - все равно умерли и единую чашу смертную испи-ли. Ни один из них не повернул вспять, но все вместе полегли мертвые... И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань в 21-й день декабря. И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили... и весь град пожгли, и всю красоту знаменитую, и богатство рязанское... И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было туг ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о чадах, ни чад об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые...» информация с сайта
Вот в этот-то момент в повести появляется «некто из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат»: с одним из князей он находил-ся в Чернигове и, узнав о нашествии Батыя, поспешил домой; «и выступил из Чернигова со малою дружиною, и помчался быстро». «И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты... И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем». Обратим внимание, как древний русский писатель предельно сжато передавал состояние человека: горе и жажда мщения охватывают Евпатия при виде случившегося. Он опоздал к главному сражению и теперь хочет наверстать упущенное, хотя и знает, что ему придется разделить участь всех рязанцев. Безоглядное стремление выполнить воинский долг и готовность испить «единую смертную чашу» -- это в равной степени свойственно на-родному богатырю и княжескому воеводе. «И собрал небольшую дружину - тысячу семьсот человек, соблюденных Богом вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек их татарскими. Татарам почудилось, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.
И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: "Какой вы веры, и какой земли, и что мне много зла творите?" Они же отвечали: "Веры мы христианской, а витязи мы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного князя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу - рать татарскую". Царь же подивился ответу их мудрому»... Ответ пленных воинов заставляет вспомнить символику многих народных песен, в которых битва уподоблялась пиру: на нем врагов «чествовали» оружием, «подносили» им «чаши» - то есть смерть. Батый решает выслать против Евпатия своего шурина - богатыря Хостоврула. Тот похвастался, что приведет русского воеводу живым. «И обступили Евпатия сильные полки татарские, желая живым его взять. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполнен силою и рассек Хостоврула на полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних на полы рассекал, а других до седла разрубал.
И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями (военачальниками), и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю мурзы, князи и санчакбеи: "Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются - один с тысячею, а два с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища". И сказал Батый, смотря на тело Евпатьево: "О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, - держал бы его у самого сердца своего". И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».
Евпатий Коловрат, подобно былинным богатырям, уничтожает вражескую силу, противопоставляя ей свою богатырскую мощь. Но, в отличие от былин, сражение оканчивается гибелью героя. Кроме того, Евпатия окружает дружина -- это обычные воины, не богатыри. И, наконец, не забудем, что подвиг и гибель Евпатия вписаны в конкретное историческое событие 1237 года и о Евпатий говорится как о реальном лице - княжеском воеводе. Это переплетение исторической конкретики и эпического вымысла, а также поэтических элементов, близких к поздней народной исторической поэзии, позволяет предположить, что вся история об опоздавшем на битву воине, испившем свою смертную чашу, восходит к историческим песням XIII-XIV веков, в которых запечатлелись трагедия и героизм русских людей времен татаро-монгольского нашествия.

Мультфильм "Сказ о Евпатии Коловрате" - 1985 г.