Что можно рассказать про солнце. Игра «Солнечные зайчики»

А что Ты знаешь о Солнышке ? Какого оно цвета? Какую пользу приносит растениям и животным? Как далеко оно от нас?

Давай попробуем вместе отгадать солнечные тайны .

Спроси своих друзей, какого цвета Солнце. Ответы будут примерно такими: желтого, оранжевого. В действительности же оно белое !

Вот смотрим на Солнышко - и, кажется, что нет ничего более яркого в целой Вселенной. И ошибаемся мы! Примерно 15% звезд в галактике ярче , чем наше Солнце.

Большинство из нас говорят, что Солнце не подвижно стоит на месте, а планеты вращаются вокруг него. Это правда, но не совсем. Солнце вращается вокруг центра галактики. Полный оборот оно делает каждые 225-250 миллионов лет .

Интересный факт, объяснения которому ученые ищут до сих пор: наружный слой Солнца имеет температуру 1 млн градусов по шкале Кельвина , а сама поверхность - только 6 тысяч градусов .

Солнце, а точнее его ультрафиолетовое излучение - антисептик . Оно убивает микроорганизмы, которые вызывают различные инфекции.

Сколько часов имеют сутки? Правильно 24. А почему?.. Надо поблагодарить древних египтян. Они верили в бога солнца Ра и были убеждены, что 12 часов он проводил в подземном царстве, а другие двенадцать в небесном.

Наверняка, такое явление, как затмение , Тебе известно. А знаешь Ты, что в течение года их может быть не менее двух. Они едва заметны, но 1 раз в 200-300 лет мы можем наблюдать полное затмение Солнца.

> Солнце

Понятное описание Солнца для детей: интересные факты о звезде Солнечной системы, насколько больше Земли с фото, как появилось Солнце, из чего состоит, пятна.

Даже для самых маленьких не секрет, что появлению жизни на нашей планете мы обязаны единственной звезде системы – Солнцу. Родители или учителя в школе могут начать рассказ о Солнце и объяснение для детей с того, что, как и остальные звезды, наша выступает центром и превосходит все планеты по размеру. Если сравнивать с , то оно в 109 раз больше диаметра и занимает 99.8% всей массы системы. Интересно, что в пределах солнечного объема можно разместить примерно миллион таких же планет как наша.

Температура видимой части нагревается до 5500°C. И для Солнца это не предел, так как его ядро может накаляться до 15 миллионов °C. Родители должны объяснить детям , что перед ними настоящий ядерный реактор. Чтобы воспроизвести такое количество энергии, потребовалось бы каждую секунду взрывать 100 миллиардов тонн динамита.

Но Солнце можно назвать уникальным только потому, что в пределах его системы зародилась жизнь. Дети должны понять, что в Млечном пути насчитывают больше 100 миллиардов звездных объектов. Несмотря на то, что это центр системы, оно также проходит свой орбитальный путь вокруг галактического ядра (удалено на 25000 световых лет). На один оборот уходит целых 250 миллионов лет.

Солнце входит в состав звездного поколения Население I. Такие объекты богаты на элементы, которые тяжелее гелия, и по возрасту моложе остальных. А вот Население II и, возможно, III – это старшее поколение, представители которых пока остаются неизвестными.

Появление и эволюция Солнца - для детей

Начать объяснение для детей можно с того, что наша звезда родилась 4.6 миллиарда лет назад. Согласно главной теории, вся система образовалась из огромнейшего газового и пыльного облака, которое не прекращало вращаться, – солнечная туманность. Внутренняя сила тяжести активировала процессы разрушения, ускоряя образование и вытягивая его в форме приплюснутого диска. Из-за этого больший объем частиц направился к центру и сформировал Солнце. Ниже астрономия для детей предлагает рисунок процесса развития звезды.

У звезды довольно большой объем топлива, который позволит ей нормально функционировать еще 5 миллиардов лет. Когда оно исчерпает себя, то Солнце запустит процесс разрушения. Звезда разрастется и превратится в красного гиганта. В последствии верхние слоя уничтожатся, а ядро взорвется, перейдя в категорию белых карликов. Спустя большой период времени оно потускнеет, остынет и станет белым карликом.

Внутренняя структура и атмосфера Солнца - для детей

Следует объяснить для самых маленьких , что у любого объекта можно выделить определенные зоны. Внутренняя часть представлена ядром, радиационным и конвективным уровнями. Картинка Солнца для детей предоставляет схему состава и строения звезды.

1/4 дистанции от центра к верхней части достается ядру. При, казалось бы, небольшом объеме (всего 2% от солнечного), оно в 15 раз превышает свинцовую плотность и занимает практически половину всей звездной массы. От ядра и до поверхности (70%) расположена радиационная зона (32% объема и 48% массы). Здесь распадается свет из ядра, так что дети должны знать, что фотону могут понадобиться миллионы лет, чтобы выбраться из этого участка.

Далее к поверхности подбирается конвекционный слой (66% объема и 2% массы). Здесь можно разглядеть множество «конвекционных ячеек» с вращающимся внутри газом. Можно выделить два главных типа: грануляционные (ширина 1000 км) и супергрануляционные (30000 км в диаметре).

Ребенку будет интересно узнать, что в атмосферу входят фотосфера, хромосфера, переходный участок и корона. Кроме всего прочего, есть также и солнечные ветра, выдувающие газ из короны.

На наиболее низком слое расположилась фотосфера. Свет, излучаемый ею, мы воспринимаем как привычные солнечные лучи. При толщине в 500 км значительная порция света приходит из самой низкой части слоя. Здесь температура может варьироваться от 6125°C внизу до 4125 °C вверху.

После нее идет хромосфера. Она намного раскаленнее (19725°C) и полностью состоит из заостренных формирований, достигающих 1000 км в длину и 10000 км в высоту. Далее на несколько тысяч километров расположилась переходная полоса. Корона нагревает ее и также сбрасывает большую часть ультрафиолетовых лучей.

Выше размещена супергорячая корона, состоящая из петель и потоков ионизированного газа. Ее температура достигает от полмиллиона до 6 миллионов градусов (иногда и превышает эту отметку, доходя до нескольких десятков, если случается вспышка). На короне есть вещество, которое распространяется в форме солнечных ветров.

Химический состав Солнца - для детей

Как и прочие звезды, Солнце наполнено водородом и гелием. Но также начитывают еще 7 менее объемных компонентов. На один миллион атомов водорода выпадает: гелий (98000), кислород (850), углерод (360), неон (120), азот (110), магний (40), железо (35) и кремний (35). Несмотря на все эти цифры, дети должны знать, что водород легче всех, поэтому занимает лишь 72% солнечной массы, а вот гелию отведено 26%.

Магнитное поле

Родители могут объяснить детям , что магнитное поле Солнца в 2 раза превышает земное. Но интересно то, что оно действует неравномерно и в некоторых местах может быть активнее в 3000 раз. Подобные «шероховатости» постоянно развиваются, потому что вращение звезды намного быстрее в экваториальной части, чем в более высоких широтах. Поэтому выходит так, что скорость внутри выше чем снаружи. Именно из-за этого мы можем наблюдать солнечные пятна, вспышки и корональные выбросы массы. Самыми сильными будут вспышки, но выброс корональной массы, хоть и не так агрессивен, но задействует большое количество материала (за один раз может освободиться до 20 миллиардов тонн материи). Нижний рисунок для детей показывает влияние солнечного ветра и магнитного поля на Землю, а также их связь.

Пятна и циклы Солнца - для детей

Дети могли заметить, что в некоторых участках Солнце кажется темнее, будто с дырами. Эти особенности называют пятнами. Они достигают формы круга и прохладнее общей поверхности. Появляются в тех регионах, где прорываются плотные сгустки магнитных силовых линий.

Общее число пятен нестабильно и зависит от магнитной активности. Обычно максимум достигает 250, но затем они исчезают до минимума. Подобный цикл занимает около 11 лет. В самом конце этого процесса магнитное поле стремительно изменяет полярность.

История исследований Солнца - для детей

Ребятам будет интересно узнать как можно больше информации про Солнце, потому что это единственная звезда Солнечной системы, от которой зависит жизнь на нашей планете. Поэтому изучение Солнца проводят до сих пор. Необходимо объяснить детям , что еще древние люди понимали, какую важную роль играют в нашем существовании Солнце и Луна. Из-за этого нашли множество наскальных рисунков, а также памятников, которые отображали движение небесных тел. Тогда многие свято верили, что именно Солнце вращается вокруг нас. В 150 г. до н. э. появилась даже геоцентрическая модель, созданная Птолемеем – ученым из Древней Греции. Но Николай Коперник рассмотрел эту теорию и в 1543 году предложил гелиоцентрическую модель (Солнце служило центральной точкой). И в 1610 году его мысли подтвердились, так как Галилео Галилей обнаружил спутники Юпитера, демонстрируя, что мы не являемся центром, так как не все вокруг оборачиваются вокруг нас.

Конечно, человечеству всегда хотелось узнать больше о работе главной звезды. Поэтому они начали использовать ракеты и телескопы с Земли. НАСА отправило 8 орбитальных обсерваторий, которые представляли собою Орбитальную солнечную обсерваторию (1962-1971 гг). Успеха добились 7 из них. Именно им удалось проанализировать звезду в ультрафиолетовых и рентгеновских длинах волн. Кроме того, были рассмотрены снимки супергорячей короны.

НАСА и Европейское космическое агентство решили объединиться и отправили аппарат Улисс в 1990 году, который должен был исследовать полярные районы. Интересно, что аппарату НАСА Genesis удалось добыть образцы солнечного ветра. Первые фото Солнца в 3D были получены в 2007 году от STEREO НАСА (изучение активности Солнца).

Если выбирать по важности, то сейчас первенство отведено Солнечной и гелиосферной обсерватории (SOHO). Ее специально создали, чтобы изучать солнечный ветер. Кроме того, в список интересующих вопросов входят внешние и внутренние слоя звезды. Обсерватории удалось найти корональные волны, измерить ускорение ветра, отобразить карту пятен на подповерхностном уровне, отыскать солнечные торнадо, более 1000 комет, а также улучшить умение прогнозировать погодные условия на Земле.

Следует также вспомнить, что Обсерватория солнечной динамики (SDO) НАСА получила сведения о неизвестном материале, вытекающем недалеко от солнечных пятен, а также разглядеть удивительные и масштабные поверхностные события. Кроме того, с ее помощью ученые смогли впервые измерить в высоком разрешении вспышки в широком диапазоне экстремальных длин волн ультрафиолетового излучения.

Помните, что рассказ о Солнце должен увлечь ребенка, поэтому воспользуйтесь фото и рисунками сайта, а также интересными фактами о звезде. Здесь вы сможете изучить всю Солнечную систему в увлекательной форме совершенно бесплатно.

Анна Бегман

Тема : «Солнце и звезды»

Цель : Солнце-наш источник света и тепла, рассказать детям о звездах.

Задачи: формировать представление детей о Солнце и звездах, развивать познавательный интерес у детей, речь, мышление, воображение. Воспитывать: чувство красоты, доброты в солнечном свете.

Оборудование : солнечная система, солнце (мягкое, «заколдованные» листы бумаги (на них воском нарисованы созвездия, гуашь, кисть, емкость для воды, уголок «Космос».

Мотивация: В гости к детям приходит звездочет и приглашает их в путешествие на космическом корабле.

Ход занятия.

Здравствуйте, ребята! Я Звездочет (воспитатель) .

Что такое космический корабль? Что в нем есть? Давайте построим космический корабль и полетим к звездам. (ставит стульчики друг за другом, дети садятся и звучит музыка).

Наша первая остановка «СОЛНЦЕ». (подходят к солнечной системе). Отгадайте загадку:

Оно свет на Землю льет,

И тепло нам всем дает. (Солнце)

Солнце-ближайшая к нам звезда, это центр нашей Солнечной системы. Поэтому звезды кажутся нам на черном фоне неба крошечными мерцающими точками.

Как и другие звезды, Солнце-пылающий шар. Оно испускает в пространство огромное количество света и тепла, большая часть которых представляется нам в виде лучей.

(включена настольная лампа, свет падает на глобус)

Солнце - круг или шар? Земля-это (шар). Если небесные тела похожи друг на друга, то и Солнце тоже имеет форму… (шара).

Как вы думаете Солнце находится далеко или близко? (ответы детей)

Если бы турист пешком отправился к Солнцу, ему пришлось бы идти 3500лет. На автомобиле понадобится около 200 лет., на самолете почти 20 лет, на ракете несколько месяцев. А вот солнечный лучик долетит до нас за 8 минут 19 секунд. И только солнечный лучик может рассказать, как жарко на Солнце: на его поверхности 6000 градусов.

Солнце дает нам главное-свет и тепло, и именно поэтому на Земле возможна жизнь! После холодной пасмурной зимы люди и животные особенно радуются его ласковым лучам.

С неба высокого солнышко светит-

Рады лучам его взрослые, дети…

Рады лучам его звери и птицы.

Речка на солнце блестит, серебрится.

Солнце на землю глядит с добротой,

Мир озаряя теплом, красотой.

А сейчас дети садимся в наш космический корабль и отправляемся в путешествие! (звучит музыка)

Следующая остановка «ЗВЕЗДОЧКА».

Солнце не просто светит днем, оно создает нам день. Днем не заметин слабый блеск других звезд. И только ночью, когда Солнца на небе нет, они становятся видны.

Физминутка.

Беленькое облако

Округленные руки перед собой

Поднялось над крышей

Подтянуть руки над головой

Устремилось облако

Выше, выше, выше.

Подтянуться руками вверх; плавные покачивание руками над головой.

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу

Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.

Отгадайте загадку.

Поле немеряно… (небо,

Овцы не считаны (звезды,

А пастух рогат… (месяц).

Звезд очень много, но человек без помощи специального прибора- телескопа (показать на картинке) может видеть только маленькую их часть. (Во время рассказа Звездочет показывает детям иллюстрации звездного неба, дети рассматривают, делятся впечатлениями).

А сейчас я попрошу сесть в наш космический корабль. (звучит музыка)

Следующая остановка «ТВОРЧЕСКАЯ».

(Дети берут стульчики и садятся за столы).

Я принес вам «заколдованные» листы бумаги (на них воском нарисованы созвездия). Давайте возьмем краску (любого цвета) и раскрасим их.

(Дети раскрашивают, называют созвездие, Звездочет помогает, и оформляют выставку своих работ).

До новых встреч! Звездочет уходит.

Все знают, что Солнце – это большая звезда, которая находится ближе любой другой к планете Земля и является единственным источником света в нашей системе. Остальные планеты, как и наша родная, вращаются вокруг него и получают в зависимости от расстояния свою долю тепла. Но это далеко не все, что известно о Солнце.

1.Солнце озаряет своим светом все вокруг уже более 4,5 миллиардов лет. При этом всего за одну секунду, если верить проведенным исследованиям, оно создает небывалое количество энергии. По данным ученных, около 400 миллиардов триллионов киловатт.


2. Всего за одно мгновение на поверхности звезды выгорает более 700 тонн водорода. Это позволяет испускать необходимое тепло и свет, но кажется слишком объемными потерями. Однако подсчеты показали, что даже с учетом таких растрат, Солнце просуществует еще примерно столько же, сколько уже успело это сделать.


3. Свет, что образует собой лучи, от исходной точки достигает Земли за менее чем 8 минут. При этом он преодолевает расстояние в 150 миллионов километров. Для нашей обители он очень важен, ведь отвечает за все живое на планете, влияет на погодные условия и даже может быть причиной катаклизмов.


4. Среди интересных фактов про Солнце можно встретить миф про его окраску. На самом деле звезда имеет исключительно белый цвет. На небе мы нередко видим оранжевые и порою даже красные тона, но они образуются благодаря феномену под названием «атмосферное рассеяние». На картинках и в учебниках ее окрашивают для наглядности, в живую же мы видим лишь оттенки.


5. Многие не подозревают, что на самом деле представляет собой Солнце. Визуально – это огромный шар, что состоит из разных газов, которые находятся в совокупности, не разносясь по галактике благодаря силе внутреннего притяжения. А само свечение – это уже последствия постоянного процесса ядерного синтеза.


6. Если выбрать ключевые 3 интересных факта о Солнце, то в их число наверняка попадет касающийся гравитации, ведь на звезде она в 28 раз мощнее, чем на Земле. Хоть проверить в реальной жизни это и невозможно, из-за того, что человек сгорит за мгновение, оказавшись на поверхности газообразного шара, его земной вес в 70 килограмм, здесь превратится в почти 2 тысячи.


7. Интересный факт для детей про Солнце заключается в том, что оно главный тяжеловес в нашей системе, ведь занимает 99% всей массы, несмотря на визуальные размеры других планет. Он в 330 тысяч раз тяжелее нашей родной планеты и своими размерами в 400 раз больше, чем Луна. На небе мы видим их почти одинаковыми из-за разности в расстоянии.


8. Судя по всем прогнозам свой век, Солнце доживет через 8 миллиардов лет, но не сгорит, исчезнув бесследно, а наоборот начнет увеличиваться. Предварительный анализ указывает на то, что оно станет в 200 раз больше нынешнего размера, попутно поглотит Меркурий и лишь после начнет расщепляться на мелкие части, пока не обратится в «белого карлика». Все что сумеет пережить этот процесс, станет началом для новой жизни в уже совсем другой системе.


9. Благодаря ему возникает северное сияние. Многие называют это явление солнечным ветром, ведь происходит он, когда с теплом к Земле приближается еще и масса заряженных частиц. Большую их часть не пропускает магнитное поле, но есть те которые все же проникают через атмосферу и создают в содействии с нашими газами невероятной красоты чудо.


10. Дважды в год происходит солнечное затмение, причем всегда в разных местах. Лицезреть его можно лишь благодаря Луне, что пропускает лишь узкий край свечения. Ждать повторного затмения находясь в одной точке, придется не менее 200 лет, порою даже 300.

Материал: глобус, биты знаний с изображением планет Солнечной системы, цветные мелки, краски, карта-схема планет Солнечной системы, фломастеры, пластилин, цветные карандаши, зеркало, увеличительное стекло, тарелка, небольшой кусок газеты, стакан с водой, белый лист бумаги, картон, пластмассовая коробка, кубики, пластмассовые игрушки, стеклянная посуда, металлические предметы (9 обручей).

Предварительная работа: в течение нескольких дней во время прогулок проводится наблюдение за небом и солнцем, отмечается состояние погоды. (Погода солнечная, пасмурная. Солнце яркое, на которое нельзя смотреть невооруженным глазом - необходимы солнцезащитные очки или тонированные стеклышки. Солнце закрыто облаками, тучами. Небо лазурно-голубое, серое, грозовое. Чтение стихотворения В. Маяковского «Тучки».)

Ход занятия

Проводится на участке детского сада.

Воспитатель (В.). Ребята, охарактеризуйте, пожалуйста, состояние погоды сегодня.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что облака, плывущие по небу, скрывают на время Солнце от наших глаз.

В. Как вы думаете, что находится выше - Солнце или облака? Почему вы сделали такой вывод? (Ответы детей.) Правильно, если бы мы с вами отправились в путешествие к Солнцу на самолете, то долетели бы до него только через 36 лет, а над облаками мы поднимаемся на самолете через несколько минут после взлета и хорошо можем их рассмотреть через иллюминатор.

Ребята, давайте расскажем нашему гостю Незнайке, что вы знаете о Солнце. Он почему-то думает, что это маленький мячик желтого цвета, заброшенный высоко в небо, а почему он не падает, он не знает. (Дети смеются и рассказывают.) Солнце - это огромный огненный шар, похожий на мячик по форме, но состоит из расплавленных газов. Солнце — это огромная звезда, очень горячая, к ней нельзя подлететь, потому что сгоришь. Без Солнца было бы совсем плохо всем - и животным, и растениям, и людям, как в стихотворении К. Чуковского «Краденое Солнце». Без Солнца не наступал бы день, и не могли бы мы наблюдать смену весны и лета… (Воспитатель по мере необходимости уточняет рассуждения детей.) А разве зимой и осенью Солнца нет? Есть, но оно не так греет, как летом и весной. Потому что всю зиму лежит снег и не тает, зимой холодно, а весной Солнце согревает Землю и воздух, снег тает, просыпается природа…

Ребята, расскажите Незнайке, как можно проверить, действительно ли Солнце греет.

Опыт 1. (Дети проводят самостоятельно.)

Летом можно босиком ходить по траве, асфальту под открытыми солнечными лучами, ощущать тепло, походить в тени и ощутить прохладу. Предметы, которые находят дети и выкладывают на Солнце - кубики, пластмассовые игрушки, металлические предметы, стеклянную посуду с водой - нагреваются, а в тени остаются холодными.

Дети демонстрируют полученные на предыдущем занятии знания.

В. Правильно, ребята! Прямые солнечные лучи очень горячие, они быстро нагревают предметы, воду в реках, озерах, морях. Они даже могут вызвать ожог на теле человека, если долго загорать, а также могут стать причиной пожара в лесу, если долго не будет дождей. Хотите посмотреть, как это бывает?

Опыт 2. (Проводит воспитатель.)

«Солнечные спички»

На тарелке лежит скомканная газета, в руках у воспитателя - увеличительное стекло. Концентрируя солнечные лучи, направленные на газету, зажигаем ее.

В. Что произошло с газетой, вы видели? Почему она сгорела? Опасны ли такие опыты?

Воспитатель объясняет детям, что солнечные лучи могут быть очень опасными, так как огонь губит все живое. Поэтому с увеличительным стеклом нужно быть очень осторожным, нигде его не оставлять и хранить в местах, недоступных солнечным лучам.

С солнечными лучами можно играть при помощи зеркала, которое отражает солнечные лучи.

Игра «Солнечные зайчики»

Дети пробуют поймать своим зеркальцем солнечного зайчика, наблюдают его отражение на земле, веранде.

В. Как вы думаете, что такое солнечный зайчик?

Воспитатель подводит детей к понятию, что солнечный зайчик - это пятно солнечного света. Луч солнца отражается от зеркала и «превращается» в солнечного зайчика.

В. Хотите посмотреть, как можно превратить луч солнца в разноцветный?

Опыт 3.

Цвета радуги в стакане воды.

Кладем белый лист бумаги на стол, освещенный солнцем. На бумагу ставим стакан с водой. Впереди стакана держим картон с разрезом. На белой бумаге получается изображение цветов радуги.

Опыт 4.

Не очень глубокая ванночка (пластмассовая коробка из-под торта) наполняется водой, ставится на стол, освещенный солнцем. В воду под углом опускается зеркало: половина в воде, вторая половина зеркала - над водой, опирается на край ванночки. Белый лист бумаги держать перед зеркалом. Изменять положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на бумаге не появится разноцветная радуга.

Вывод: солнечный луч может «превращаться» в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.

Обратить внимание детей на то, что и в третьем, и в четвертом опытах вода и солнце «работают» вместе.

Предложить детям вспомнить, когда они видели такие цвета. (В радуге. Когда дождь еще не закончился, но уже светит солнце. Еще радугу можно увидеть в фонтане, для этого нужно стоять спиной к солнцу.)

В. Можете нарисовать цвета радуги красками, фломастерами или карандашами, они нам пригодятся на следующем занятии.

Работа детей.

«Посмотрите, сейчас солнце находится высоко в небе. Оно всегда на одном месте?» - спрашивает Незнайка. «Да нет же, - отвечают дети, - утром солнце встает, оно низко над землей и поднимается выше и выше, днем - высоко, как сейчас, вечером опять опускается, а ночью спит».

Воспитатель вступает в беседу.

В. Вы знаете, ребята, сейчас наш гость Незнайка прав, но он еще об этом не знает. Пожалуйста, посмотрите на карту-схему Солнечной системы.

Воспитатель показывает детям схему Солнечной системы.

В. В центре карты-схемы Солнечной системы - Солнце. Посмотрите, я его обозначу пластиковым шариком оранжевого цвета. Вокруг Солнца движутся планеты Солнечной системы, их всего 9. У каждой планеты есть свое название.

Показ детям битов-знаний планет Солнечной системы, с чтением 1 ступени развития (удаленность от Солнца).

В. Наша планета Земля представлена глобусом. Остальные планеты Солнечной системы имеют такую же шарообразную форму, как наша Земля, только каждая из планет имеет свой цвет. Давайте вылепим из пластилина макеты 9 планет Солнечной системы.

Дети выбирают цвет пластилина, воспитатель называет, какой планете он соответствует.

В. В центре нашей Солнечной системы - Солнце (обозначено оранжевым шариком). А вот эти дорожки вокруг Солнца - это орбиты планет, по которым они движутся. Посчитайте, сколько их. (Девять.) А сколько планет Солнечной системы? (Девять.) Подумайте, раз орбит-дорожек девять и планет девять, что это значит? (Дети догадываются, что у каждой планеты своя дорожка-орбита.) Правильно! Но планеты разного цвета, а дорожки-орбиты планет обозначены графитным карандашом - все одинаковые. Чтобы их не перепутать, давайте цветными мелками обозначим их по цвету планет. Сделаем это правильно. Посмотрите еще раз на планеты и их названия и разместите их на орбитах в том порядке, в котором они вращаются вокруг Солнца. Все планеты Солнечной системы находятся на разном расстоянии. Смотрите и слушайте внимательно, размещая все планеты по порядку.

Показ битов знаний с изображением планет, чтение первой и второй ступеней развития (удаленность от Солнца, цвет).

В. Самая близкая к Солнцу планета Меркурий - темный шар, собственного света она не дает, сияет голубым светом за счет отражения солнечных лучей.

Дети обозначают на карте-схеме пластиковым шариком голубого цвета данную планету.

В. Вторая по удаленности от Солнца планета - Венера - белого цвета. Третья планета - Земля - голубого цвета. Четвертая планета - Марс - красного цвета. Пятая планета - Юпитер - коричнево-оранжевого цвета. Шестая планета - Сатурн -оранжево-желтого цвета. Седьмая планета - Уран - зеленовато-голубого цвета. Восьмая планета - Нептун - голубого цвета. Девятая планета - Плутон - сиреневого цвета.

А сейчас цветными мелками обозначьте орбиты каждой из планет таким же цветом, как сами планеты. Каждая планета Солнечной системы движется по своей орбите-дорожке и никогда не сбивается.

Дети выполняют задание.

В. А как вы думаете, раз планета Меркурий самая близкая к Солнцу, то на ней жарко или холодно, светло или темно? (Жарко и очень светло.) Какая из планет дальше всех расположена от Солнца? (Плутон.) Как вы думаете, какая там температура? (Самая низкая, на планете Плутон очень холодно, холоднее, чем на всех планетах, потому что она расположена очень далеко от Солнца, на ней совсем темно.)

В. Правильно, на планете Меркурий слишком горячо и светло, а на планете Плутон очень холодно и очень темно.

Посмотрите, Незнайка обратил внимание на то, что у всех планет есть орбиты-дорожки, а у Солнца нет? (Солнце никуда не движется, оно находится постоянно на одном месте, это все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Наша планета Земля делает полный круг вокруг Солнца за 1 год.)

Почему же тогда мы видим, как солнце встает и садится, то высоко в небе находится, то низко? Загадка? Давайте об этом спросим у своих родителей, знают ли они ответ на нее. А я вам на следующем занятии расскажу, как это бывает, что такое сутки и еще много интересного.

Игра «Ждут нас быстрые ракеты… »

На траве расположены 9 обручей с карточками, на которых написаны названия планет Солнечной системы. Воспитатель говорит:

Ждут нас быстрые ракеты Для полета на планеты,

На какую захотим. На такую полетим.

Дети имитируют полет ракеты в космос и находят желаемую планету. В конце игры - закрепление названий планет. Совместное чтение с детьми по карточкам планет, на которые они прилетели

Занятие по теме «Солнце» подготовила Скоролупова О.А.