Что говорит о человеке его голос. Что такое тембр

Молодая женщина настаивала: «Вы слышите? У меня такой низкий голос, что по телефону меня принимают за мужчину. Ладно, я адвокат, и для работы это хорошо: я выигрываю почти все дела. Но в жизни этот голос мне мешает. И он не нравится моему другу!»

Кожаная куртка, короткая стрижка, угловатые движения… Женщина напоминала юношу еще и тем, что говорила низким голосом с легкой хрипотцой: такие голоса бывают у сильных личностей и заядлых курильщиков. Фониатр осмотрел ее голосовые связки и нашел лишь незначительный отек, который, впрочем, почти всегда наблюдается у тех, кто много курит. Но пациентка просила сделать ей операцию, чтобы сменить «мужской» тембр.

Жан Абитболь ей отказал: для операции не было медицинских показаний, к тому же он был уверен, что перемена голоса изменит личность пациентки. Абитболь - врач-отоларинголог, фониатр, первопроходец в области хирургии голоса. Он автор метода «Вокальное исследование в динамике». Услышав от врача, что ее личность и голос прекрасно подходят друг другу, женщина-адвокат разочарованно ушла.

Почти год спустя в кабинете доктора зазвучало звонкое сопрано - оно принадлежало девушке с волосами до плеч, в бежевом платье из муслина. Абитболь сперва даже не узнал свою прежнюю пациентку: она уговорила другого врача прооперировать ее, и специалист отлично справился с работой. Новый голос потребовал новой внешности - и облик женщины удивительно изменился. Она стала другой - более женственной и мягкой, но, как выяснилось, эти перемены оказались для нее катастрофой.

«Во сне я говорю своим прежним низким голосом, - печально призналась она. - А наяву начала проигрывать процессы. Я стала какой-то беспомощной, мне не хватает напора, иронии, и у меня такое ощущение, будто не я кого-то защищаю, а сама все время защищаюсь. Я просто себя не узнаю».

Рената Литвинова, сценарист, актриса, режиссер

Я очень хорошо отношусь к своему голосу. Пожалуй, это то немногое, что мне более или менее в себе нравится. Меняю ли я его? Да, невольно: когда я счастлива, то говорю более высоким тоном, а когда делаю над собой какие-то усилия, то голос вдруг уходит в бас. Но если в общественных местах меня в первую очередь узнают по голосу, то это мне не нравится. Думаю: «Господи, неужели я такая страшная, что меня только по интонациям и можно узнать?»

Итак, голос тесно связан с нашим физическим состоянием, внешностью, эмоциями и внутренним миром. «Голос - это алхимия духа и тела, - объясняет доктор Абитболь, - и на нем остаются шрамы, заработанные нами за всю жизнь. О них можно узнать по нашему дыханию, паузам и мелодике речи. Поэтому голос - не только отражение нашей личности, но и летопись ее развития. И когда кто-то говорит мне, что ему не нравится собственный голос, я, конечно, обследую гортань и голосовые связки, но параллельно интересуюсь биографией, профессией, характером и культурным окружением пациента».

Голос и темперамент

Увы, мучения при записи дежурной фразы на собственном автоответчике знакомы многим. Но при чем здесь культура? Алине 38 лет, она занимает ответственную должность в крупном PR-агентстве. Однажды, услышав себя на пленке, она ужаснулась: «Боже, что за писк! Не PR-директор, а детский сад какой-то!»

Жан Абитболь утверждает: вот явный пример влияния нашей культуры. Пятьдесят лет назад типично женским считался звонкий, высокий голос, как у звезды французского шансона и кино Арлетти или Любови Орловой. Актрисы с низким, хрипловатым голосом, как у Марлен Дитрих, воплощали загадочность и обольщение. «Сегодня женщине-руководителю лучше обладать более низким тембром, - объясняет фониатр. - Похоже, неравенство полов проявляется даже здесь! Чтобы жить в гармонии со своим голосом и самим собой, надо учитывать стандарты общества, которые порой заставляют нас идеализировать некоторые звуковые частоты».

Василий Ливанов, актер

В молодости голос у меня был другой. Я его сорвал 45 лет назад, во время съемок. Восстановился он уже таким, как сейчас. Я уверен, что голос - это биография человека, выражение его индивидуальности. Я могу менять голос, когда озвучиваю разных персонажей - Карлсона, Крокодила Гену, Удава, но это уже относится к моей профессии. Помогает ли мне легко узнаваемый голос? В жизни другое помогает - уважение и любовь к людям. И совсем неважно, каким голосом выражаются эти чувства.

Проблема Алины может показаться надуманной, но Абитболь напоминает: наш голос - это вторичный половой признак. Американские психологи под руководством доктора Сьюзан Хьюз из университета Олбани в недавнем исследовании доказали, что люди, чей голос воспринимается как эротичный, действительно ведут более активную половую жизнь. И, к примеру, если ваш голос чересчур инфантилен для вашего возраста, возможно, в период вашего взросления голосовые связки не получили должного количества соответствующих гормонов.

Бывает, что крупный, представительный мужчина, начальник, говорит совершенно детским, звонким голоском - с таким бы лучше озвучивать мультфильмы, нежели управлять предприятием. «Из-за тембра своего голоса такие мужчины нередко недовольны собой, не принимают свою личность, - продолжает доктор Абитболь. - Работа врача-фониатра или ортофониста заключается в том, чтобы помочь таким людям поставить голосовой аппарат и развить силу своего голоса. Через два-три месяца у них «прорезается» их подлинный голос, и, конечно, он нравится им гораздо больше».

как звучит ваш голос?

Еще одна распространенная претензия к собственному голосу - он «не звучит», человека не слышно. «Если в комнате собираются трое, мне и рот раскрывать уже бесполезно», - пожаловалась на консультации пациентка. «А вы действительно хотите, чтобы вас услышали?» - уточнил фониатр.

Вадим Степанцов, музыкант

Я и мой голос - мы подходим друг другу, мы в гармонии. Мне говорили про его необычные обертоны, сексуальность, особенно когда он звучит по телефону. Я об этом его свойстве знаю, но никогда не пользуюсь. Я мало занимался вокалом: в начале рок-н-ролльной карьеры я решил, что в необработанном голосе больше жизни, энергии и смысла. Но некоторым изменить свой голос стоит - у многих мужчин совсем неподходящие им голоса. У Ким Ки-Дука в одном из фильмов бандит все время молчит и только в финале произносит какую-то фразу. И у него оказывается такой тонкий и мерзкий голос, что сразу наступает катарсис.

Обратный случай: человек буквально глушит собеседников своим «трубным басом», специально опуская подбородок (для лучшего резонанса) и слушая, как у него получается. «Любой отоларинголог легко распознает искусственно форсированный голос, - говорит Абитболь. - Чаще к этому прибегают мужчины, которым необходимо продемонстрировать свою силу. Им приходится постоянно «подделывать» свой естественный тембр, и тот перестает им нравиться. Как следствие, и в отношениях с собой у них возникают проблемы».

Другой пример - люди, не отдающие себе отчета в том, что их голос становится для окружающих настоящей проблемой. Это «крикуны», которые, не обращая внимания на мольбы, ни на полтона не снижают громкость, или «трещотки», от чьей неукротимой болтовни, кажется, могут разболтаться даже ножки стула. «Часто эти люди хотят что-то доказать - самим себе или другим, - объясняет доктор Абитболь. - Не стесняйтесь сказать им правду: «Когда ты так говоришь, я тебя не понимаю» или «Извини, но твой голос меня утомляет».

Леонид Володарский, теле- и радиоведущий

Меня мой голос не интересует совсем. Было время, я занимался переводами фильмов, и теперь меня в первую очередь узнают по голосу, постоянно спрашивают про прищепку на носу. Мне это не нравится. Я не оперный певец, и голос не имеет никакого отношения к моей индивидуальности. Говорят, что он стал частью истории? Ну и хорошо. А я живу сегодня.

Громкие, пронзительные голоса действительно очень неудобны. В этом случае может помочь «вокальное перевоспитание» с участием отоларинголога, фониатра и ортофониста. А еще - занятия в актерской студии, где голос научат контролировать; хоровое пение, где учишься слушать других; занятия вокалом для постановки тембра и... поиска своей подлинной индивидуальности. «Какой бы ни была проблема, ее всегда можно решить, - уверен Жан Абитболь. - Конечная цель такой работы - буквально почувствовать себя «в голосе», то есть так же хорошо и естественно, как и в своем собственном теле».

Спросите любого руководителя программ на любой радиостанции, какая тональность голоса идеальна для ведущего в эфире и он вам ответит, что низкая, потому что низкие голоса гораздо лучше воспринимаются радиослушателями, чем высокие. От природы, высокие тона в животном мире (и у нас это заложено еще от наших первобытных предков) слышатся ухом, как некий сигнал тревоги, беспокойства. Между нами и нашими четвероногими прародителями целые эпохи, но память, принятую от них, мы переносим сквозь тысячелетия на генетическом уровне…

Так вот если задуматься… Ведь это действительно поразительно, как многое можно узнать о человеке по его голосу. И ваш собеседник, если он разбирается в языке человеческого голоса, может о вас узнать значительно больше, чем вы бы этого сами хотели, или подумать про вас то, что и близко не является истиной.

Голос рассказывает о человеке, уже в первые минуты знакомства, так же много, как и его одежда, его манеры и внешние проявления характера и интеллекта. Для вашего собеседника ваш голос может стать основной причиной внезапной расположенности к вам, или, наоборот, неожиданного неприятия вас при всех остальных положительных ваших качеств.

Вот, к примеру, взрослая и серьезная женщина, ведет себя, как активистка комсомолка. Все, наверное, смотрели фильм «Служебный роман»? Вспомните там персонаж Шурочки – общественницы, собирающей взносы. Ее энергия огромна, ее энтузиазм несомненен, он вполне в контексте происходящего вокруг, но все это она совершает так эмоционально и суетливо, что изначально не воспринимается зрителем, как какой-либо серьезный персонаж. В процессе фильма мы узнаем, что ее рабочее место в бухгалтерии. И мы заведомо понимаем, что ее место там далеко не руководящее. Это не следует из текста и сценария, но это прямо мы предполагаем из сути ее персонажа, причем ощутили это сразу, услышав ее голос на высоких верхах.

Но, представим себе, что она говорит более низким тембром. Соответственно и неизбежно – говорит медленнее. Соответственно и неизбежно – немного медленнее, не так суетливо двигается, потому что невозможно двигаться в разных ритмах со своим голосом… И получается изначально совершенно другое восприятие человека.

Другой пример голоса, тоже, часто встречающийся – как бы приглушенный, вымученный. Возникает ощущение, что человеку говорить трудно, что он говорит, бедный, и страдает. Такого собеседника непросто услышать, нам приходится переспрашивать его, мы не улавливаем его слова. У разговаривающих так людей и моторика движений соответствует «вымученности» их голосов. Они могут быть в душе очень хорошими людьми, но их голос дает собеседникам крайне негативные сигналы. HR менеджер, проводя собеседование с таким кандидатом, что подумает сразу? А подумает, что человек чем-то болен, что будет постоянно сидеть на больничных и ему постоянно надо будет искать подмену. И неважно здесь, какие отличные референции, дипломы, какой большой опыт, какое отличное образование у этого кандидата. А еще он может подумать, что он зажат, неуверен в себе… Как неуверенному в себе человеку можно доверить работу? Ответственность?

И пусть это первое впечатление будет в объективной истине неверным, но скорее всего на вакантное место его не примут.

А еще есть голоса тоже тихие, хотя при этом вполне различимые, но, как-то вкрадчивые, участливые, как будто человек, с тобой говорящий, прямо вот сейчас, готов вместе пойти куда-нибудь, поплакать, покаяться… На обладателя такого голоса вряд ли можно опереться, у него не стоит искать помощи, или совета. Он будет согласен с любым вашим мнением и сопереживать любой вашей проблеме, но сам не имеет своей точки зрения. Он неуверен, он устал, в нем нет энергии.

К удивлению, часто такие голоса бывают у женщин психологов. Что, по большому счету, неправильно. Ненормально воспринять как врача, как поддержку, того, кто рядом с тобой просто готов в унисон помереть. У меня есть подозрение, что такой голос выдает специалиста, который пошел учиться на психолога в первую очередь для того, чтобы разобраться в своих личностных проблемах, или убежать, спастись от них. Но, убежать от себя еще никому и никогда в мире не удавалось, вот и появился, разбившийся о личностную неудачу, тихий, неэмоциональный голос, готовый поддержать любую нервную ткань собеседника.

Полная противоположность примеру выше – суперуверенные, громкие голоса, решительные, ораторские, публичные. Это голоса политиков – провокаторов, или лидеров, которые первыми ведут куда-то за собой, а потом первыми же и сбегают, оставив паству расхлебывать последствия их «похода».

Другая негативная манера разговора – говорить «лающими» словами. Одна моя знакомая так и говорила, такая у нее была резкая, отрывистая манера разговора. Что бы она ни говорила, у всех собеседников было ощущение, что она «ругается». Ее из-за этого избегали, а она совершенно искренне не понимала, почему люди не хотят с ней общаться.

Что под конец хочу сказать.

Ваш голос может говорить собеседнику про вас как правду, так и неправду. Но в любом случае, если вы не хотите, чтобы вас воспринимали так, как вы говорите, научитесь со своим голосом работать, тренируйте как его, как и манеру своей речи. Стоит просто себя услышать, понять, как вас слышат другие, изучить, как работает ваш речевой аппарат.

Все вполне решаемо и не так уж сложно. Было бы желание.

Поделитесь с друзьями!

При использовании данных материалов поставьте, пожалуйста, ссылку на первоисточник. Ведь так будет справедливо, правда же?!))

Сегодня меня заинтересовал человеческий голос и тот факт, что одна и таже фраза из уст разных людей воспринимается совершенно по разному. Я сама для себя задала вопрос, а что я знаю о голосе. Я знаю, что голос любого человека развивается и формируется в процессе взросления, голос каждого человека разный и может меняться, при этом голос каждого человека остаётся всегда уникальным и неповторимым.

Не так давно я попала на страницу сайта с приглашением посетить уроки красноречия http://krasno.com.ua/uroki-krasnorechiya-v-kieve/ и подумала о том, что уроки ораторского искусства полезны для большинства из нас, хотя бы для того, чтобы научиться доносить свои мысли до собеседника. С помощью речи люди могут общаться, чувствовать друг друга, рисовать психологический портрет других людей, чей голос они слушают и порой не всегда видят.

Согласно популярным канонам психологии взаимоотношений женщинам очень нравится баритон, а мужчины начинают неровно дышать когда слышат грудной, нежный голос у женщин, о таком голосе иногда говорят, что он как будто льётся изнутри. Вы замечали, что голос очень часто выдаёт возраст человека, но чаще всего по голосу мы можем понять его эмоциональное состояние (гнев, страх, радость, тревогу и пр.). В результате многократных наблюдений было отмечено, что негативные эмоции в процессе разговора увеличивают возраст, а положительные эмоции – словно омолаживают.

Женщины, у которых голос громкий, звонкий, скорый, высокий по тону – болтушки. Они прячут и от себя и от окружающих переживания, словно бегут от нерешенных проблем. У таких, как правило, яркая и живая жестикуляция. Они падают ниц перед агрессивными людьми, Их чувство страха заставляет их бояться препятствий на жизненном и поэтому они стараются их избегать.

Женщины, которые обладают сухим, монотонно звучащим голосом, холодны и скупы на проявление эмоций. Как правило у них очень правильная, железная логика, которой они руководствуются в жизни, в своих действиях и поступках. Обладатели отрывистой и быстрой речи – владеют собой (строгий самоконтроль высокого уровня), умеют сдерживать свои порывы.

Тихий голос – признак нехватки сил для самовыражения. Такие люди думают, что они никем не видимые. Часто болеют, им присущие сутулость, боли в позвоночнике и пояснице. Интересно, что этим людям свойственно достаточно громко говорить в пределах своей квартиры или рабочего места, но при этом они теряют силу голоса в общественной городской среде, в этом случае они не смогут громко петь, кричать или даже просто громко говорить.

У детей силу голоса часто заглушать родители, учителя и пр. А вот заглушать его как раз и не стоит, наоборот – развивать. Сильный голос – признак уверенного в себе человека, не замкнутого, смелого. У сильной личности, независимо от пола, нет тихого голоса. Они уверено заявляют о себе властным голосом.

Голос напрямую зависит от наследственности: у кого-то приятный голос, а кто-то не обладает таковым. Но над голосом надо активно работать. Можно немного изменить тон, высоту. Это нужно делать, ведь голос – эффективное психологическое орудие, которое действует на подсознание других людей (высота и тембр голоса).

У юных и молодых людей звонкий и высокий голос. Они энергичные, неопытные, часто ошибаются. Таких лиц редко когда назначают на высокие посты. Пронзительные и высокие тона присущие тревожно–мнительным личностям. Такой тон голоса может смущать и раздражать собеседников, он в состоянии легко спровоцировать возникновение чувства дискомфорта, поэтому подсознательно у нас не возникает доверия к такому голосу.

Людям, обладающим низким голосом повезло: они самодостаточные, уверенные и интеллектуально развитые. Таких людей воспринимают всерьез. Исследование показали, что привлекательность мужчины с низким голосом и приятным тембром, с точки зрения женщин выглядит сильным и желанным, и чем ниже голос тем сильнее эти чувства.

Низкий бархатный голос вызывает различные ассоциации, вплоть до любви, даже если собеседника с этим голосом никогда и не видели, в этом случае уместно вспомнить о том, что нам свойственно в некоторых случаях подсознательно считывать генокод. Темпераментость обладателей низких голосов известна издревле и эта характеристика в равной степени относиться и к мужчинам, и к женщинам. Голос низкий, грудной – воспринимается как более сексуальный, по сравнению с громкими и звонкими голосами.

Если ваш голос слишком громкий, скорый, то надо работать над собой. Ведь если не контролируешь эмоции, то голос первый, кто заявит об этом. Если вы не мастер красноречия, то лучше говорить коротко, четко, по существу.


Интонации голоса меняются в зависимости от эмоционального или физического состояния. Важно обнаружить определенные закономерности. Если какая то характеристика неизменно проявляется, то можно делать вывод о возможных мыслях или поступках другого человека.

Речевых характеристик очень много, поэтому имеет смысл фокусироваться на наиболее информативных из них:

Время от времени встречаются люди с громким голосом. Что кроется за этим? Для оценки значимости этого необходимо понять, в каких ситуациях человек говорит громко. Чаще всего громкий голос принадлежит людям, которые пытаются контролировать ситуацию и людей. Громкость несколько подавляет, а иногда даже пугает.
Поэтому люди, стремящиеся к доминированию, использующие авторитарный способ управления, часто пользуются этим приемом. В отдельных случаях манера громко говорить у человека может сочетаться с постоянным перебиванием собеседника. Это не только попытка установить контроль над ситуацией, но и свидетельство эгоизма и невоспитанности. Некоторые считают, что громкий голос отвечает уверенным в себе людям. Однако во многих случаях это не так. Скорее, громко говорят люди, желающие, чтобы на них обратили внимание. Другого способа привлечь к себе внимание они не знают, то есть речь идет о демонстративности поведения.
Иногда люди используют громкий голос для пущей убедительности. Подобная манера говорить действует на людей, но только на запуганных, слабых, неуверенных в себе или ленивых, предпочитающих, чтобы за них решения принимали другие.
Часто приходится наблюдать, когда громким голосом люди пытаются компенсировать маленький рост, плохое телосложение и т. д.
Порой манера громко говорить отражает нежелание проявлять внимание к собеседникам. Люди, уверенные в себе, прибегают к громкому голосу редко и к месту, чаще всего для определенного давления.

Тихий голос может принадлежать человеку, уверенному в себе, который не видит необходимости доминировать в разговоре или привлекать к себе внимание. Тихий голос иногда указывает, наоборот, на нерешительность, отсутствие настойчивости. Часто таким голосом обладают люди высокомерные, вынуждающие своей манерой говорить прислушиваться к ним.
Каждый раз, услышав чей то тихий голос, не следует спешить с выводами. Лучше присмотреться к человеку и понять, чем обусловлен подобный голос, в каких ситуациях он используется.
В шумных местах человек, обычно говорящий тихо, вынужден начать говорить громче. Если этого не происходит, значит, ему не хватает наблюдательности, восприимчивости, возможно, он чрезмерно высокомерен.
Если в процессе общения человек говорит тихо, спокойно смотрит в глаза, его жесты неторопливы, то ситуация в целом для него комфортна. Тихий голос может сочетаться с нежеланием смотреть в глаза и суетливыми жестами. Значит, человек испытывает дискомфорт, возможно, ему не хватает уверенности в себе.
В любом случае стоит присматриваться к выражению глаз и жестам.

Быстрая речь

Надо различать постоянную быструю речь и реакцию на определенные обстоятельства. Замечено, что чаще всего люди с быстрой речью весьма активны и умеют, не задумываясь, принимать решения. Этому типу людей иногда не хватает осторожности, чрезмерная импульсивность приводит в некоторых случаях к поспешным выводам.
В отдельных случаях быстрая речь служит компенсацией неуверенности, желанием привлечь к себе внимание. И то и другое обусловлено низкой самооценкой.
Убыстренная речь может указывать и на ложь собеседника. Слова слетают с его губ быстро, так как он желает скорее освободить себя от ложной информации. Под потоком слов легче скрыть правду.
В подобных ситуациях надо обратить внимание на другие сигналы и понять, нет ли в них признаков волнения или неуверенности.

Медленная речь

Наиболее часто встречаются два следующих варианта. Медленно, спокойно и тихо говорят уверенные в себе люди. Медленно говорят и люди, находящиеся в состоянии дискомфорта, на что должны указывать другие сигналы.
Иногда в процессе разговора говорящий может замедлить свою речь, если он хочет подчеркнуть какой то важный момент, если его что то беспокоит или смущает, если он сочиняет или устал.
Глубоко задумавшиеся люди часто замедляют свою речь.

Запинающаяся речь

В речи некоторых людей много остановок и пауз. Медленная речь имеет свой ритм, в запинающейся речи пауза возникает чаще всего неожиданно, продолжительность пауз тоже меняется. Паузы могут быть вызваны неуверенностью, нервозностью, смущением. Иногда это указывает на неискренность. Но вероятна и обратная ситуация. Человек хочет высказаться более точно, он подыскивает слова, в результате возникает пауза.
Чтобы определить, чем обусловлена пауза, стоит присмотреться к языку тела. Человек может начать запинаться, если он взволнован или лжет. Желательно обратить внимание на его глаза, частоту дыхания, жесты. По этим признакам и надо судить о состоянии человека. Лгун будет не только запинаться, но и избегать взгляда собеседника, прикрывать ладонью рот или другие части лица.
Нервный человек сопровождает речь с паузами суетливыми движениями рук и ног. Если же человек всего лишь стремится точно выразить свою мысль, то его концентрированность должна проявиться в глазах и жестах.
Конечно, желание сконцентрировать свое внимание приводит к таким же паузам, которые часто возникают в речи очень болтливых людей. Но у последних пауза связана с потерей нити разговора, о чем очень выразительно говорят движения глаз.
В отдельных случаях медленная речь переходит в явное запинание, что, скорее всего, связано с большой нервозностью, а может быть, даже и с заболеванием.

У каждого из нас высота голоса во время разговора с другими людьми меняется. И на это есть вполне определенные причины.
В большинстве случаев голос становится выше от радости, страха, возбуждения и т. д. Голос «срывается» от большого эмоционального напряжения. Различные эмоциональные состояния подтверждаются языком тела, поведением людей.
Когда человек устал, загрустил, подавлен или желает произвести на других впечатление, то голос становится значительно ниже. Но и в этом случае необходимо обратить внимание на язык тела.

Речевые ударения

Надо внимательно прислушиваться к речевым ударениям. Желая подчеркнуть какое то слово и мысль, говорящий может использовать речевое ударение. Его легко распознать, если одновременно воспринимать язык тела. Например, одновременно с речевым ударением говорящий иногда наклоняется вперед, кивает головой, поднимает руку и т. д. Еще раз подтверждается правило, что желательно научиться замечать в поведении собеседника отклонение от стереотипности, привычного. Тогда удается понять как намерения человека, так и его характер.



Когда мы слышим другого человека, то интуитивно рисуем его образ: старый или молодой, толстый или худой, добрый или злой, скромный или заносчивый и так далее. А что делают другие люди по отношению к нам? То же самое. Например,

Громкий голос может создать образ человека, который стремится доминировать, контролировать людей и ситуацию. Существует ошибочное мнение, что громкая речь – признак уверенности. Часто таким способом просто пытаются привлечь к себе внимание.

Иногда громко разговаривают люди маленького роста или с плохим телосложением, стремясь компенсировать свои физические комплексы.

По-настоящему уверенные в себе люди редко разговаривают громко. А если и говорят, то это всегда получается уместно и, как правило, для оказания давления.

Спокойный, уверенный голос и четкая дикция рисует человека, который знает, как подать себя миру. Саморуководство и самодисциплина – его конек. Однако в общении с ним у вас может возникнуть ощущение некой театральности: слишком четкое выражение мыслей, лишенное чувств.

Если человек разговаривает четко, быстро, напористо, то он довольно энергичен и реактивен. Это тот человек, который сначала сделает, а потом подумает.

Если его речь медленная, он будто взвешивает слова, то этот человек нетороплив, обстоятелен и склонен к анализу.

Невнятная речь может свидетельствовать о том, что человек не умеет выражать свои мысли, тревожен, застенчив или устал. Он не является лидером, ему не хватает жизненных впечатлений, радости, энергии. Ему присущи слабые рукопожатия, вялые телодвижения.

Низкий голос вызывает ассоциации с уверенностью, самодостаточностью, интеллектом. Обладателя интуитивно воспринимают, как авторитетного и знающего. Чем ниже голос у мужчины, тем надежней и сильнее его считает женщина. И это правильно, т.к. связано с высоким уровнем гормонов.

Мы все с детства, еще не понимая значения слов, обучаемся по интонации оценивать эмоциональную окраску речи, звуков. Благодаря этой способности мы можем по голосу определять характер человека, судить об интеллекте, роде занятий, темпераменте.

Гораздо чаще, чем от болезней и перегрузок, голос страдает именно от них. И тогда мы чувствуем, что наш голос как бы пресекается, горло «перехватывает», зажимает, вплоть до ощущения боли, – но ничего не можем с этим поделать. Отчего это происходит?

Дело в том, что горловые зажимы – это психологические реакции тела на стресс. А если ваш голос зажат постоянно, это значит, что вы испытываете стресс, даже если вы его не ощущаете.

Наше тело привыкает и застывает в какой-то защитной реакции, и мы перестаем ощущать эту часть. И только когда все остальное тело расслаблено – тогда становится заметней сжатие, спазм в этой области. Вот почему мы так часто болеем в отпуске.

Как связаны голосовые зажимы с психологическими? Можно ли освободить от них свой голос так, чтобы он зазвучал в полную силу своей естественной, природной красоты? Да, конечно. Но для этого необходимо сделать некоторую работу над собой.

Обратите внимание, как мы, взрослые, воспитанные люди, реагируем на боль, душевную и телесную. Нам хочется заорать – от боли, от гнева, от обиды – а мы стискиваем губы, зубы, горло. В отличие от детей, которые сразу реагируют открытым, звонким криком.

Реакция ребенка мгновенна, безоценочна: импульс – реакция. У нас же – с заминкой на оценку (прилично или неприлично?). Поэтому ребенок выплескивает эмоцию через голос и быстро забывает про свою беду. А мы сдерживаем свои естественные реакции и годами пережевываем свои «неозвученные» проблемы.

А еще одно замечательное правило: «Плакать – неприлично!». И мы вместо того, чтобы «зареветь», как ревут дети – «глотаем слезы». Что болит и зажимается в этот момент? Правильно – горло. А еще зевать неприлично! Стонать от наслаждения – тоже неприлично (а вдруг соседи услышат?).

Мышцы гортани перестают работать, глотка закрывается, и голос, не находя себе другого пути, выходит либо через нос (гнусавый звук), либо «застревает в горле» (глухой тусклый звук, боль, першение).

А как мы улыбаемся? Губы притворно растягиваются в улыбку тогда, когда вам вовсе не хочется улыбаться. Это – «социальная улыбка» – наша защитная реакция на опасность. У зверей такая «улыбка» называется оскалом и означает – «лучше не подходи, я сильный, у меня – зубы острые».

И у нас такая «натянутая» улыбка неосознанно сигнализирует: «Я – сильный», или «Я – сильная». А также: «Не подходите слишком близко». Эта улыбка выдает наш страх: страх искренности, открытости, естественности. То есть, на самом деле, выявляет нашу слабость.

И для того, чтобы справиться со всеми этими зажимами – у нас существует специальный курс, называется «Свобода тела». На нем мы осознаем наши личные причины образования названных зажимов, учимся говорить о своих чувствах, озвучивать эмоции, дышать в стрессовых ситуациях, делаем специальные упражнения. Вы меняетесь изнутри и ваш голос меняется.

Я приглашаю вас на свой курс, а пока вот несколько рекомендаций:

  • Чтобы «разжать» зажим в области гортани, потренируйтесь открывать рот так, чтобы нижняя челюсть как бы «отстегнулась» от верхней и двигалась расслабленно.
  • Держите руку на подбородке и читайте вслух любой текст.
  • На каждой ударной А, О, Э опускайте челюсть (рукой!) как можно ниже, следите за тем, чтобы рот по вертикали раскрывался, как можно шире, – и вы удивитесь, насколько громче и свободнее зазвучит ваш голос!
  • Научитесь зевать во весь голос, как зевают дети, кошки и собаки. Попробуйте вызвать у себя зевоту искусственно и обратите внимание на то, как в это время двигается ваша гортань, глотка, где находится язык.
  • Еще одно упражнение, это упражнение – смех.
  • Вспомните как вы смеялись и не могли остановиться. Что у вас болело? Правильно – живот. А, точнее, диафрагма, которая активно работает при голосовой нагрузке. А горло в этот момент издает звонкие, объемные, громкие звуки. Если вы научитесь смеяться «по заказу», вы сможете моментально снять голосовой зажим, и быстро поднять себе настроение.
И еще маленький секрет – на самом деле звучит не горло и не связки, –голос резонирует во всем теле.

И где бы в нашем теле не возник зажим, это мгновенно отражается на звучании голоса.