Что делать если ребенку тяжело дается учеба. Почему ребенку трудно учиться? Причины школьной неуспеваемости

Школьные годы - это, без всякого сомнения, очень важный этап в жизни каждого человека, но вместе с тем и достаточно трудный. Лишь незначительная часть детей способна весь период пребывания в стенах образовательного учреждения приносить домой только отличные оценки. Большинство школьников при изучении предметов испытывают серьезные затруднения. И конечно, это не может не волновать родителей. Они начинают задаваться вопросами: «Как помочь ребенку, если он плохо учится?», «Что предпринять, чтобы исправить ситуацию?»

Причины неуспеваемости

Нередко папы и мамы начинают решать эту проблему даже и не в связи с тем, что в дневнике их сына или дочери появились неудовлетворительные оценки. Родители задумываются о том, как научить ребенка учиться, порой даже при имеющейся незначительной тенденции к падению успеваемости. Однако прежде чем начать предпринимать какие-либо меры, необходимо понять, какие же факторы способствуют созданию подобной ситуации. А их можно условно разделить на три типа.

Среди них:

Состояние здоровья детей;

Личностные качества ребенка;

Социальные факторы.

Рассмотрим их подробнее.

Здоровье ребенка

О школьной неуспеваемости не волнуются, как правило, родители первоклашек. Ведь в самом начале обучения учитель просто не ставит своим воспитанникам оценок. И только в некоторых случаях педагог указывает папам и мамам на отставание их малыша от программы.

Но, как правило, то, что ребенок плохо читает, считает и осваивает школьные предметы, становится понятным тогда, когда он переходит во второй класс.

Каковы могут быть причины неуспеваемости? Нередко они связаны со слабым здоровьем ребенка или же с наличием у него некоторых особенностей развития. Так, часто болеющим деткам приходится пропускать занятия, и они начинают отставать по всем предметам школьной программы. Для того чтобы исправить ситуацию, родителям потребуется проконсультироваться у врача-педиатра и проводить со своим сыном или дочерью закаливающие процедуры.

Если в начальной школе и при этом обладает некоторыми особенностями состояния организма, к примеру, нарушением зрения или слуха, задержкой психического развития, детским церебральным параличом и т.д., то для его обучения необходимо применять специальную программу. Ее разработка и использование производятся даже в том случае, если такие школьники посещают обычный класс общеобразовательного учреждения.

Нередко ребенок плохо учится из-за усталости и проявления астенических симптомов. Для устранения данного фактора родителям следует обратить внимание на ту нагрузку, которую школьнику приходится нести в процессе получения знаний. Вполне возможно, что она окажется чересчур велика для него. Конечно, на сегодняшний день значительно расширился перечень дополнительных возможностей, используя которые, многие папы и мамы стремятся дать толчок к усиленному развитию ребенка. Ведь это так здорово, когда помимо той программы, которую дети проходят в школе, можно получать новые умения, навыки и знания в различных секциях и кружках. Но порой такая нагрузка приводит к тому, что в еще неокрепшем организме развивается усталость, и, как следствие, ребенок плохо учится.

Как избежать подобной ситуации? Родителям стоит внимательно изучить график занятий своего сына или дочери. Насколько они загружены? А может, это бесконечное хождение по кружкам просто изматывает их? Как поступить? Уменьшить количество занятий по английскому языку или оставить танцы, отменив фигурное катание?

Прежде чем решиться на тот или иной шаг, следует обратить внимание на то, как занимается в этих кружках ребенок. Приносит ли ему их посещение удовольствие? Показывает ли он какие-либо результаты? Если ответ будет положителен, то отменять дополнительные занятия не стоит. В противном случае у ребенка, скорее всего, пострадает мотивация к дальнейшему обучению в школе, а также собственная самооценка.

Но порой бывает и так, что родителям просто не хватает свободного времени, и они даже и не пытаются записать своего малыша в какой-либо кружок. Тем не менее они нередко слышат от сына или дочери фразу «Не хочу учиться». Малыш или подросток очень быстро устает даже при выполнении довольно простых заданий. В таком случае родителям просто необходимо бить тревогу. Подобное поведение, без всякого сомнения, является следствием имеющихся проблем со здоровьем. К сожалению, многие папы и мамы о такой причине, которая дает ответ на вопрос «Почему ребенок плохо учится?», очень часто забывают. Если школьник будет абсолютно здоров, то тогда потребность и желание в получении новых знаний у него непременно появятся. Но произойдет это только тогда, когда отсутствуют иные причины изучаемой проблемы.

Неготовность к поступлению в школу

Рассмотрим личностные причины того, что ребенок плохо учится. И одной из них является неготовность ребенка к поступлению в школу. В таком случае психологами выделяются два фактора:

  1. Несформированная ВПШ ребенка. Под данной аббревиатурой скрывается внутренняя позиция школьника, его моральная готовность начать обучение. В сегодняшнем мире деткам пытаются привить знания практически сразу с пеленок. Считается, что тот, кто идет в школу, должен быть не только хорошо физически подготовлен. Сегодняшний первоклассник, как правило, уже умеет читать, писать и считать. Однако это далеко не все, что необходимо для начала образовательного процесса. Ребенок должен быть психологически готов стать школьником, на что, как правило, внимания родители не обращают. И если в первом классе малышу еще удается кое-как адаптироваться, то став второклассником, он может заявить: «Не хочу учиться». И удивительного в этом ничего нет. Ведь у такого школьника отсутствует учебная мотивация. В его сознании продолжает главенствовать игровая форма получения знаний. Вполне возможно, что у малыша просто не достигла стадии необходимой зрелости подкорковая структура мозга, которая в ответе за произвольность, то есть за терпение и силу воли, которые необходимы для успешного получения знаний. Как научить ребенка учиться? Психологи в таких случаях рекомендуют не торопить школьника с выполнением заданий, ведь таким деткам потребуется больше времени на то, чтобы окончательно адаптироваться.
  2. Педагогическая запущенность. Она также может быть одной из причин того, что ребенок плохо учится. Причем данный фактор имеет место не только в тех семьях, где живут алкоголики и дебоширы. Очень часто подобная ситуация наблюдается и там, где интеллигентные родители изо всех сил стремятся дать свои деткам только самое лучшее.

Негативное эмоциональное состояние

Эта причина плохой успеваемости также является личностной. Порой ребенок бывает возбужден или встревожен. Его, например, пугают те или иные изменения в семье, в числе которых развод родителей, рождение сестры или брата, переезд на новое место жительства и т.д. То, что произошло в жизни маленького человека, вероятно, очень сильно напугало его.

Нередко плохо учатся школьники, остро переживающие подростковый период, в котором могут быть и неразделенная любовь, и нескладывающиеся отношения со сверстниками. Конечно, в такое непростое для ребенка время на первый план у него выдвигаются другие задачи. Как исправить ситуацию в таком случае? Здесь на помощь должен прийти взрослый, который, прежде всего, поможет подростку решить возникшие перед ним проблемы, а уж после наладить учебу.

Порой своими плохими оценками школьник пытается добиться внимания со стороны родителей. Вполне возможно, он находится в таком состоянии, которое требует поддержки взрослых. А может, он таким образом высказывает протест против огромнейшего количества ограничивающих его жизнь запретов, делая все наперекор?

Потребности

По какому поводу на сегодняшний день бьют тревогу практически каждый родитель и школа? Ребенок в современном мире не желает учиться. Подобный факт подтвержден и многими экспертами. Причем такая проблема существует среди детей различных возрастов. И даже малыши-дошкольники все чаще и чаще огорчают пап, мам и воспитателей полным отсутствием интереса к получению новых знаний.

Истоки подобного явления кроются в сфере современных технологий. Дети становятся во многом зависимыми от гаджетов. Их привлекает техника и игры. При этом пропадает желание изучать этот мир. Дети, находящиеся в лишаются любознательности. Они не хотят учиться писать, считать, да и просто посещать школу. Вина за это полностью ложится на родителей. Единственным выходом из сложившейся ситуации является отучение деток от планшетов и смартфонов. Но делать это рекомендуется не сразу, а постепенно ограничивая малышей и подростков во времени, которое они проводят за гаджетами.

Конфликты в школе

Приступим к рассмотрению социальных причин. И одной из самых распространенных из них считаются существующие между школьниками конфликты. Разумеется, когда весь класс считает ребенка белой вороной, обзывает и дразнит, тогда становится вполне понятно, например, почему ребенок плохо учится по математике. Плохие оценки вовсе не зависят от его интеллектуальных способностей. Ведь в такой ситуации не хочется решать примеры. Школьник, скорее всего, думает лишь о том, как ему быстрее уйти домой или отомстить за свои обиды.

Конфликты бывают между детьми и учителями. Педагог может просто невзлюбить ребенка и начать постоянно придираться к нему по любому поводу, даже и не пытаясь помочь и разъяснить непонятные моменты в своем предмете. Такие ситуации также не редкость. Ведь далеко не все учителя в наших школах - от Бога. Чаще это обычные люди, которые вполне могут сорваться. И в таком случае их негативные эмоции отражаются на детях.

Сложная программа

Это еще один социальный фактор. Школьная программа по тому или иному предмету может быть как слишком простой, так и чересчур сложной. И в первом, и во втором случае ребенку становится скучно.

Из-за чего это происходит? Порой дети учатся дома читать и писать уже с самого раннего возраста. И если в три года они освоили азбуку, то в школе делать это им уже неинтересно. Ребенку хочется играть. Как исправить данную ситуацию? Позволить школьнику вдоволь наиграться, постепенно переводя его деятельность в рамки обучающей программы.

Скучно бывает и тем детям, которые очень быстро осваивают материал. И если на уроках отсутствует индивидуальный подход к каждому школьнику, то они начинают «считать за окошком ворон».

Ведь задачи, которые учитель дает всему классу, кажутся таким вундеркиндам неинтересными и слишком простыми. При усложнении программы эти дети просто не успевают подключиться к процессу, начиная приносить в дневнике тройки и двойки.

Как устранить это явление? Ситуацию можно исправить:

Сменив школу;

Переведя ребенка в «сильный» класс;

Занимаясь с ним по индивидуальной программе с привлечением репетитора.

Ребенок, которому станет интересно учиться, с удовольствием будет посещать школу.

Мотивация

Началу любого процесса соответствуют те или иные причины. Научить ребенка учиться можно в том случае, если подогреть его интерес к знаниям.

К сожалению, в реальной жизни многие родители наказывают своих детей за неудачи, воспринимая при этом их успехи как должное. Именно такое отношение и приводит к тому, что со временем у ребенка пропадает интерес к получаемым знаниям, и он начинает плохо учиться.

Разумеется, родители должны подходить к воспитанию своего сына или дочери со всей строгостью и серьезностью. Однако делать это нужно в меру. Психологи рекомендуют папам и мамам поставить себя на место своего чада. Если у них не будет мотивации к выполнению того или иного задания, возьмутся ли они за него? Конечно, нет! Точно так же ведут себя и дети. Чем же заинтересовать ребенка в таком случае? Здесь к каждому школьнику потребуется индивидуальный подход. Так, для одних детей отличной мотивацией станут карманные деньги, для других - те или иные покупки, а для третьих - сладости или просто похвала семьи. Но не стоит обманывать свое чадо, а также применять к нему наказание в виде ремня. Ведь ребенок, даже если он и начнет добиваться некоторых успехов в учебе, постепенно перестанет контактировать со своими родителями. Причем такое разрушение отношений порой остается на всю жизнь.

Контроль

Конечно, дети должны учиться и активно получать знания. Однако делать это им важно без устрашения, пренебрежения и запугивания. Родителям необходимо прислушаться к совету психологов, которые рекомендуют не слишком контролировать своих дочек и сыночков. Ведь постоянное и очень активное внимание к процессу обучения нередко приводит к нежеланию ребенка учиться. Школьнику начинает казаться, что для его родителей важны лишь хорошие оценки, а все прочие сферы жизни их детей, их чувства и переживания - пустяк. Подобные мысли и приводят к потере желания учиться.

Ответственность

Как научить детей учиться? Для этого родителям понадобится вырабатывать у них ответственность. Такая черта характера явится великолепным подспорьем для всех пап и мам. Она позволит наладить великолепные отношения в семье, а также добиться того, чтобы сын или дочь хорошо учились в школе.

Как же добиться этого? Уже с первых лет посещения школы детей необходимо приучать к ответственности за совершенные поступки. Вполне возможно, что подобное отношение к своим действия сохранится у ребенка надолго.

Родители должны учить детей пониманию того, что в жизни многое зависит от стремлений, желаний и совершенных поступков. Также папам и мамам необходимо разъяснять своему чаду, что процесс обучения является своеобразным трудом, и весьма непростым. Причем его результатом станет получение знаний о мире, что невозможно купить ни за какие деньги.

В данном материале представлены причины школьной неуспеваемости, некоторые портреты неуспевающего ребенка и что делать, если мой ребенок стал неуспевающим. Материал предназначен для занятия с родителями или педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины школьной неуспеваемости

Приятно, когда твой собственный ребёнок учится на “4” и “5”. Приятно, когда набираешь в класс детей с высоким качеством знаний; с ними чувствуешь удовлетворение в работе, видишь результаты собственного труда; с ними спокоен при сдаче статотчёта по успеваемости завучу школы.

Об одарённых детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится Правительство, утверждая программу “Одарённые дети”, ему вторят региональные власти и Департамент образования. Комфортно и уверенно чувствуют себя ученики, получающие грамоты за призовые места в олимпиаде, научно-практической конференции школьников. Телевидение спешит рассказать о юных вундеркиндах…

Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети – учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. О них не пишут в газетах, их не снимают на камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого ученика.

И оказывается, что детей таких гораздо больше, чем успешных в обучении. Им хочется всего того же, что чувствует одарённый ребёнок: и внимания, и немного славы, и похвалы, и чувства уверенности… Но в их жизни, скорее всего, происходит всё наоборот.

Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно. Кто же такой неуспевающий ученик? Вот как об этом сказано в учебном пособии Ивана Павловича Подласого:

Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Специальные обследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не только хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или иной ученик, числившийся в безнадёжных двоечниках. А чуда никакого нет – это был ребёнок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе.

Всё своё внимание школа обращает на отстающих. Рассмотрим некоторые категории детей, которые относим к неуспевающим:

1. Дети с ЗП – это те, у которых по различным причинам произошли отклонения от возрастных норм.

Они с трудом выполняют задания. У них очень низкая самооценка. Такие дети чаще других получают замечания от учителя. С ними не хотят дружить, сидеть за одной партой. Состояние неудовлетворённости своим положением в школе толкает их на ничем не мотивированные нарушения дисциплины: выкрикивание с места, бегание по коридору, драчливость.

2. Недостаточно развитые для школы дети (они составляют 1/4 всех неуспевающих).

У них выявлены нарушения в раннем периоде развития (патология беременности и родов, родовые травмы, тяжёлые заболевания). Они страдают различными хроническими заболеваниями. Часто живут в неблагополучных микросоциальных условиях. Недостаточно развитые дети с трудом адаптируются к условиям обучения в школе, распорядку дня, учебной нагрузке. И уже на первых этапах обучения они составляют совершенно определённую группу риска по развитию школьной дезадаптации и неуспеваемости. И чаще всего образуют группу трудных, стойко неуспевающих учеников, которые создают проблему для школы.

3. Функционально не созревшие дети .

Они прилежно и добросовестно учатся, у них есть желание выполнять все школьные задания. Но уже в первые месяцы обучения их поведение и самочувствие меняются. Некоторые становятся беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную боль, плохо едят, с трудом засыпают. Всё это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребёнка к новым условиям, а это не проходит бесследно. Но проходит один – два месяца, а картина не меняется, успехов нет. И становится понятно, что некоторые функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока не по силам. Некоторые дети быстро устают (нет школьной выносливости), другие не могут сосредоточиться, третьи не подтверждают результаты вступительных тестов, тех надежд, которые подавали в первые дни. Появляются отстающие, слабо успевающие ученики, а некоторые совсем не осваивают программу. Многие дети часто болеют, пропускают занятия и в результате начинают отставать.

4. Ослабленные дети.

Ни для кого не секрет, что среди детей, поступающих в первый класс, практически

здоровы только 20-30%. По неполным данным, 30–35% первоклассников страдают хроническими ЛОР-заболеваниями, 8–10% имеют нарушения зрения, более 20% детей составляют группу риска по развитию близорукости; у 15-20% отмечаются различные нарушения нервно-психической сферы, чаще всего как следствие органического поражения коры головного мозга на разных этапах развития.

Эти дети с трудом приспосабливаются к обучению в школе. Их оберегали дома, не позволяли напрягаться, их развитие отстаёт от нормы (ограниченный запас сведений, знаний, навыков, плохая ориентация в окружающей обстановке, трудности контакта со сверстниками, учителем, неправильное поведение в классе, недостаточно развитая учебная мотивация).

Есть и другая категория ослабленных детей. К ним относятся дети, которым дома было всё дозволено. Они расторможены, неуправляемы, быстро утомляются, не способны сосредоточиться, длительно работать. В каждом классе таких детей около 30-40%. Обучение их нелёгкая педагогическая задача, которая требует от учителей большого напряжения, а так же духовных и профессиональных умений и навыков.

5. Системно-отстающие дети.

Чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут явиться причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у него уже имели место различные нарушения и задержка в развитии. Трудности обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют несколько видов нарушений в развитии и поведении. На первый взгляд, все функции в отдельности развиты как будто достаточно, а общей гармонии нет. Эти дети и составляют группу системно-отстающих. Незначительные отклонения в различных функциональных системах, сочетаясь между собой, приводят к видимым нарушениям: расторможенности, двигательному беспокойству, гиперактивности. Они не в состоянии организовать свою деятельность, не способны фиксировать своё внимание, не могут установить нормальные отношения со сверстниками, резко реагируют на отказ, не владеют собой, забывают хорошие намерения, предпочитают делать только то, что им нравится.

Нарушения поведения, как правило, сочетаются у таких детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении, математике. В 1 классе они долго не могут усвоить правильное начертание букв, красиво и аккуратно писать, у них грязные, неряшливые тетради. К концу учебного года они не усваивают программу соответствующего класса. Особенности их поведения, постоянные конфликты, бурные реакции существенно осложняют обстановку в классе.

6. Нестандартные дети.

Среди них все те, кто “выпадает” по различным причинам из “средней школы”: высокоодарённые, талантливые, вундеркинды – и безнадёжно отсталые, исключительные в умственном развитии.

Есть ещё одна группа детей; это так называемые “медленные” дети – тугодумы, и такова особенность их характера. Это может быть связано и с болезнью, и с задержкой развития, и с особенностями нервной системы, характера, темперамента. Дети эти здоровы, часто весьма одарённые. Они отличаются от сверстников только медленным темпом деятельности. Дольше других включаются в работу, труднее переключаются с одного вида деятельности на другой. Общий темп работы класса им не по силам. Торопятся, нервничают, но всё равно не успевают за другими. Буквы получаются всё хуже и хуже, увеличивается количество ошибок. Им трудно в школе.

К нестандартным, исключительным относятся и чрезмерно быстрые, постоянно возбуждённые, всегда торопящиеся дети. Это те, которые поднимают руку, ещё не дослушав вопроса. Подпрыгивают, нервничают, вспыхивают от возбуждения – скорей, скорей. Педагог их видит и понимает: приструнит, даст трудное задание, которое непременно должно быть выполнено, будет терпеливо работать с ними.

7. Депривированные семьёй и школой дети.

Значительная часть школьников воспитывается в неблагоприятных микросоциальных условиях. Это социальная запущенность: алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые, с одной стороны и вседозволенность с другой. Иногда школа ещё больше усугубляет трудности их жизни, безжалостно выталкивает их в разряд педагогически запущенных. К социальной запущенности добавляется педагогическая. Учителю знакомы рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой успеваемостью. У них возникает усталость уже на 1 уроке. Они с трудом понимают объяснения учителя, сидят с безучастным взглядом, ложатся на парту, порой засыпают. Уроки им кажутся непомерно длинными. Утомление у них выражается в резко сниженной работоспособности, замедленном темпе деятельности, они не успевают выполнять задания со всем классом. Во время урока отвлекаются на внешние раздражители, плаксивы, небрежны в работе. Часто без причины смеются. При чтении теряют строку, не делают смысловых ударений. Иногда старательно выполняют домашнее задание, но в классе при ответе теряются, путаются.

Депривированных семьёй и школой детей трудно не заметить. На практике опытный учитель сразу определяет: кто хочет учиться, а кто нет; кто трудолюбив, а кто лентяй; кто дисциплинированный, а кто непослушен. Хотя первые впечатления могут быть ошибочными.

На практике принято выделять группы сильных, слабых и средних учеников. Главными формальными критериями являются, конечно, успеваемость и дисциплина. Простым сравнением определяются отличники, “середнячки” и отстающие; примерные и хулиганы. Если учитель поддерживает такое распределение, то и родители, и дети перенимают его взгляды. Но самое печальное, что и ученики принимают отведённые им роли. Отличники стараются быть всё время на высоте, ревностно следя за успехами друг друга, а двоечники покорно соглашаются со своим статусом.

Много внимания уделяется характеристикам выделенных групп. Среди отличников есть просто способные дети, которым легко даётся учение и которые не придают особого значения оценкам – им просто нравится учиться. Существуют и ученики, для которых высокая оценка – способ выделится, показать своё превосходство. Такие дети очень ревнивы к чужим успехам, могут вымаливать у учителя хорошие отметки; плачут или гневаются из-за тройки, выставленной, по их мнению, несправедливо. Тщеславные, завистливые создания, они достойный резерв для будущих карьеристов, льстецов, подхалимов. Существуют “отличники поневоле” - вымуштрованные, запуганные родительскими строгостями дети, которых дома тщательнейшим образом проверяют.

Отстающие ученики тоже представляют собой разнородную группу: тут и добродушные лентяи, и чрезмерно робкие, застенчивые дети, и повышенно отвлекаемые, и невнимательные, и отличные интеллектуалы нестандартного поведения. Многие из них страдают из-за своей неуспеваемости.

Ребёнок пришёл в школу с твёрдой установкой – учиться на “4” и “5”. На первых порах он так и учится, старается, улучшает свои показатели. Но к концу начальной школы может и “прозреть”; выяснить, что быть отличником вовсе не так уж и почётно в глазах одноклассников. Первичная установка у некоторых выпускников начальной школы расщепляется. Этим объясняется резкое снижение их успеваемости в 5 классе. Винят в этом обычно недостаточную подготовленность детей, плохую работу учителей начальной школы. Но это не всегда так. Меняются взгляды детей, пересматриваются ценностные установки и ориентиры.

Таким образом, в процессе школьной учёбы выделяются несколько групп учеников – успевающие, “середняки” и отстающие. Группы эти неоднородные; в них существует своё перераспределение.

Причин, вызывающих школьную неуспеваемость, много. Совсем не обязательно, чтобы они действовали вместе и одновременно, достаточно одной, даже самой слабой. Из этого становится ясно, почему так плохо поддаётся коррекции ранняя школьная неуспеваемость, несмотря на значительные усилия педагогов. Среди причин, влекущих отставания детей в школе, педагогика называет следующие:

  • неблагоприятная наследственность;
  • нарушения нервной деятельности;
  • общая неспособность к интеллектуальному труду;
  • физическая ослабленность;
  • школьная незрелость;
  • педагогическая запущенность;
  • недостаточное развитие речи;
  • боязнь школы, учителей;
  • инфантилизм (т.е. детскость)

И ещё одна причина неуспеваемости учащихся – Её Величество Лень. Не все, очевидно, знают, что лень как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности тоже имеет разную природу и может быть “нормальной” и патологической . Чаще всего она проявляется в школьном возрасте. По свидетельству врачей, большинство ленивых школьников – совершенно здоровые люди. Но у некоторых учащихся лень есть одно из проявлений патологий. Основными признаками являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстройство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Частой причиной такого состояния бывает “соматогенная астения, т.е. физическая и психологическая слабость, вызванная соматическим заболеванием”. Она вполне преодолевается благодаря щадящему режиму. У здоровых учащихся чаще всего причиной лени, как замечает классик отечественной педагогики, К. Д. Ушинский, является прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка. Причины такого нерасположения тоже различны, но в них, говорит педагог, виновато самовоспитание. Так, нередки случаи, когда ребёнку предъявляют требования, и на него обрушивается множество обязанностей, требований долга, что может вызвать обратное действие. Иногда, пишет Ушинский, лень образуется “от неудачных попыток в ученье”. С самого начала освоения новой для ребёнка деятельности он сталкивается с неуспехом. Систематические неуспехи пугают его и делают ленивым. Впрочем, если ребёнок добивается успеха, не прилагая к этому никаких усилий, он тоже может стать ленивым. Но в этом тоже виновато воспитание. Думается, что не все педагоги знают, что, как говорится, лень лени рознь.

Категории детей, которые относятся к неуспевающим: Ослабленные дети. Ограниченный запас знаний, навыков, плохая ориентация в окружающей обстановке, трудности контакта со сверстниками, учителем, неправильное поведение в классе, недостаточно развитая учебная мотивация. Системно-отстающие дети. Нестандартные дети. Дети депривированные семьей и школой (социальная запущенность).

Что делать?! Не паниковать! Принимать и любить ребенка таким какой он есть. Выполнять все рекомендации всех специалистов. В воспитании и обучении детей выходных нет!

ЧТО ДЕЛАТЬ? Обязательно: Беседа с классным руководителем. Беседа с психологом. Консультация педиатра, невропатолога или других специалистов.


Детский психолог Елена Головина ответила на вопросы "Вечернего трамвая" о том, как родителям подготовить к начальной школе своих детей, как усадить за парту гиперактивного ребенка и помочь ему наладить контакт со сверстниками.

Елена Евгеньевна, не за горами 1 сентября, сотни детишек после садика пойдут в первый класс. Как правильно настроить ребенка на обучение в школе?

Это долгий процесс, недаром в детском саду он длится целый год, пока дети посещают подготовительную группу. Хорошо, если ребенок посещал занятия по подготовке к школе в том учебном заведении, где в дальнейшем будет учиться. Важно, чтобы к школе ребенок усвоил, что учеба - это его обязанность, знал школьные правила, представлял, как проходят уроки, какова роль учителя, владел базовыми умениями и навыками.

- Если ребенок гиперактивен, неусидчив, что делать родителям и педагогам?

Стоит разделить гиперактивность как синдром, который диагностируется медиками, и просто избыточную активность ребенка. Для деток с синдромом дефицита внимания и гиперактивности необходима комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция. На уровне советов: важно сажать активного ребенка за первые парты, строго соблюдать режим дня, не стоит перегружать ребенка двигательной активностью, потому что, вопреки распространенному мнению, что "набегается и выдохнется", он, наоборот, растормаживается и не может успокоиться сам. И помнить, что активным деткам нужна помощь взрослых, потому что саморегуляция у них обычно развита слабо, нужно помогать им организовываться, начинать и заканчивать дела, помогать с уроками.

- Как мотивировать ребенка, чтобы он стал проявлять интерес к занятиям?

Универсального ответа нет. Для некоторых детей мотивация - это подарки и поощрения, кому-то важна похвала родителей, кому-то – хорошие оценки. Важен здесь пример родителей. Если ребенок видит, что родители с удовольствием относятся к своей работе, любознательны, активны, то и для него учеба будет интересной.

Насколько важно, чтобы с ребенком дома делали уроки? Продлёнка или репетиторы (няня) могут заменить домашнюю работу с родителями?

Задача родителей и педагогов на начальном этапе обучения – научить ребенка учиться. Поэтому хорошо, если родители помогут ребенку выработать алгоритм выполнения домашних заданий, будут помогать решать встречающиеся сложности. Здесь хорошо действовать по принципу "сначала вместе, а потом – сам". Если ребенок делает задания с репетитором или в продленке, то главное, чтобы у него не терялся контакт с родителями, если нет совместной учебной деятельности, то можно вместе общаться, гулять и т. д.

Что вы можете сказать о прессинге родителей, которые криками и ремнем пытаются «вбивать» знания в своих чад?

Если бы это приносило результат… Чаще родители используют такие методы от собственного бессилия. Тогда лучше передать задачи обучения педагогам, репетиторам.

Если ребенку тяжело дается учеба ­ плохо запоминает, не может сосредоточиться ­ в чем может быть причина и как поступать родителям?

Среди возможных причин могут быть и неврологические, связанные с особенностями развития ребенка, и психологические, связанные с особенностями протекания психологических процессов (памяти, мышления, внимания и т. д.), и педагогические, когда у ребенка не сформированы необходимые учебные навыки и умения. Лучше обратиться к специалистам, чтобы определиться с причинами и путями решения проблем.

- А если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками и он отказывается идти в школу?

Это сложный вопрос в конкретной ситуации нужно разбираться: узнать, что чувствует ребенок, возможно, он напуган или разозлился. Пообщаться с учителем, школьным психологом и вместе помочь ребенку адаптироваться в классе.

Знаю случай, когда девочка уговорила родителей перевести ее в другую школу из-­за конфликта в классе, а потом отказалась в нее ходить, потребовав вернуть ее в прежнюю школу... В каких случаях стоит идти на поводу у ребенка?

Мнение ребенка, безусловно, важно. Но школа кроме обучения школьным предметам еще и "репетиция" взрослой жизни, возможность научиться решать конфликты, вступать в отношения, принимать решения. Вопрос о смене школы часто стоит, если речь идет о травле, что серьезно травмирует ребенка. В остальных случаях, возможно, ему стоит помочь разобраться в конфликте, продумать возможные пути выхода из него, а иногда просто поддержать его.

Сегодня не редки случаи, когда хорошо подготовленный, активный и перспективный ребенок в дошкольном возрасте поражает родителей своими успехами, но не оправдывает надежды на хорошую успеваемость в школе. Так почему ребенку трудно учиться?

Проблемы с учебой у детей

  1. Непонимание материала. Должно быть каждый из нас хотя бы раз слышал, что хороший учитель в наши дни на вес золота. Именно от учителя и его метода подачи материала во многом зависит, в каком объёме усваивается информация в сознании детей.
  2. Отвлекающие факторы. Самый распространенный недуг нынешней молодежи – неумение подолгу концентрировать своё внимание на одном предмете.
  3. Система нравственных ориентиров. Если вы замечаете, что ваш ребёнок не хочет учиться, потому что это «непопулярно» или «тупо», то задумайтесь, не попал ли он в ловушку из ложно навязанных идеалов.

Тревожные сигналы о том, что вашему ребенку трудно дается учеба

  1. Ребенок не хочет обсуждать школьные дела. Он не рассказывает, как прошли занятия, что он изучает и какие у него новости.
  2. Поменялось отношение к школе и учебе. Ребенок стал относиться к школе со злостью и отстраненностью, не хочет туда идти. Возможно, ему скучно сидеть на уроках, потому что он уже знает материал, которые проходят другие дети.
  3. Малыш очень долго сидит за уроками. Время, проведенное за домашним заданием, увеличилось. У сына или дочери не осталось времени для отдыха и хобби.
  4. Плохое поведение в школе. Такая ситуация может быть связана с привлечением внимания. Дети и подростки не всегда могут связно и понятно объяснить свои проблемы. Тогда они приступают к активным действиям, которые, на их взгляд, всё объясняют. Пока ребенок растет, он учится социальным навыкам.
  5. Жалобы учителя на сына или дочь. Часто бывает так, что преподаватели больше родителей осведомлены о школьных проблемах детей. В этом случае необходимо поговорить с учителем или классным руководителем. Если он выражает беспокойство, то стоит приглядеть за своим чадом.
  6. Ухудшение сна и нарушение аппетита. Проблемы со сном и приемом пищи часто бывают связаны у ребенка со стрессом, который он получает в школе. Дети хотят радовать маму и папу хорошими оценками, а когда у них это не получается, они расстраиваются и не могут успокоиться. Подростки же уже понимают, что их успеваемость может повлиять на сдачу экзаменов и поступление в хороший вуз. Из-за этого они тоже волнуются.
  7. Плохая успеваемость. Если ребенок стал чаще получать низкие оценки, то неудивительно, что он не хочет идти в школу. Ему трудно справиться со школьной программой, поэтому он не хочет идти в учебное заведение.

Каким детям трудно в школе?

  1. Стеснительным. Им трудно заводить друзей, они некомфортно чувствуют себя среди незнакомцев и толпы людей. Им удобнее ощущать себя в своем собственном тихом мирке.
  2. Склонным к агрессии. Такие дети пытаются завоевать лидерские позиции в классе путем словесного и физического насилия. Но из-за специфических средств это у них не выходит, они не становятся популярными, что провоцирует их трудности в школе.
  3. Со слабым здоровьем. Физические слабые дети плохо усваивают школьную программу, им нужно больше времени на усвоение материала. Они часто пропускают школу из-за болезней.
  4. С высоким уровнем тревожности. Такие дети могут хорошо учиться и даже завести друзей, но им будет сложно в психологическом аспекте. Им постоянно кажется, что им что-то помешает, что у них ничего не получится.

В чём же причина трудностей в учебе?

Если ребенку трудно учится, нужно понять причины низкой успеваемости у детей. Понимание проблемы - это половина работы по ее решению. Первоклассник, поступая в школу, встречается с новыми задачами, которых действительно немало. Кроме учебных задач появляются эмоциональные трудности - новый коллектив, другие требования к дисциплине, порядки и правила. Способы подачи материала и сама школьная программа не идеальны и не учитывают особенностей развития маленького человека в разных возрастах. До школы ребенок учится в игре, а первоклассник уже должен усвоить информацию, неподвижно высиживая за партой длительное время. Это требует от ученика способности длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности, то есть иметь развитую сконцентрированное внимание.

Часто случается, что ребенок уже с первых дней обучения в школе должен заниматься не тем, что ему интересно и нравится, а тем, что требует от него школьная программа и учитель, и детям трудно начинать это. Процесс обучения невозможен без отработки навыков, без произвольного внимания. Иногда родители считают, что ребенок внимательный, а трудности с обучением возникают по другим причинам. Советуем учитывать следующие особенности: почти у всех детей хорошо развито непроизвольное внимание, а произвольное развивается до 7-10 лет жизни, то есть гораздо позже первого класса.

Именно от того, как ребенок способен концентрировать внимание, зависит успешное обучение. Развитие произвольного внимания поможет ребенку находить в памяти нужную информацию, отделять главное от второстепенного, выбирать правильные решения, осознанно работать на занятии, концентрироваться на поставленной задаче.

Курс эйдетики помогает как взрослым, так и детям развивать внимание и получать большие результаты от процесса обучения.


Что делать, если ребенку плохо дается учеба?

Ребенок в этом году пошел в школу и вы беспокоитесь, что ваш смышленый, но невнимательный малыш не успевает за программой? Или вы мама более взрослого школьника которому, несмотря на все старания, не дается учеба? Учителя жалуются, что он “ловит ворон” в классе, отвлекается и не может сосредоточиться на уроках?

Решить проблемы таких детей помогают занятия по методикам .

Они помогают при таких проблемах, как:

  • нарушения координации движений, моторная неловкость;
  • нарушения внимания;
  • гиперактивность;
  • нарушения аутистического спектра;
  • нарушения устной и письменной речи;
  • проблемы с успеваемостью в школе.
Занятия выполняются на специальной с регулируемым уровнем сложности балансирования.
Важно, чтобы выполняемые упражнения были достаточно сложны для ребенка, чтобы он не терял интереса, но и при этом не были невыполнимыми. Когда задача становится слишком легкой, ее усложняют поворотом вращающихся рокеров, в результате чего устоять на ней становится сложнее. Усложняются постепенно и сами упражнения.

Так как же перекидывание мешочков и мячиков может помочь?

Постараемся как можно короче ответить на этот вопрос, хотя это и не просто, ведь механизм действия - сложный и комплексный. Во-первых, любое занятие на неустойчивой поверхности требует точно согласованной работы вестибулярной, проприоцептивной, зрительной и даже аудиальной систем, а также моторной ловкости и координации.
Со временем все системы системы связываются воедино, формируя так называемую “схему тела” - внутреннюю карту того, где находятся те или иные части тела, и чем они заняты. По этой карте мозг начинает обрабатывать определенные задачи в фоновом режиме, что высвобождает "оперативную память", . Во-вторых, в большинстве упражнений руки ребенка постоянно пересекают среднюю линию тела.

Это улучшает связь между полушариями мозга. В-третьих, наш мозг обладает свойством нейропластичности. Те нейронные связи, которые регулярно задействуются, становятся все более и более прочными. Стоя на неустойчивой поверхности и выполняя упражнения, ребенок находится в режиме "боевой готовности", он максимально сконцентрирован и включен в происходящее.

Регулярные занятия в итоге приводят к тому, что нервная система начинает работать в таком режиме постоянно, используя все ресурсы на полную, улучшая внимание и другие когнитивные процессы. Сегодня для того, чтобы заниматься по методике , Вам не нужно обращаться к дорогостоящим “гуру”. Приобретя , вы сможете заниматься со своим ребенком дома, самостоятельно. Составленный нами каталог упражнений и подробные рекомендации по составлению индивидуальной программы мы прилагаем бесплатно. Помимо самой балансирной доски и методички для занятий вам понадобятся , которые мы рекомендуем приобрести сразу. Также на Равновесе можно заниматься со и .

Небольшой список советов, который поможет сделать школьные дни немного легче:

  • Подготавливаться к школе нужно вечером. Очевидное правило, про которое многие забывают. Старайтесь привить ребенку привычку собирать все перед сном - тогда утром будет гораздо проще и спокойнее, ведь можно просто позавтракать, одеться и выйти, а не впопыхах искать нужные учебники и тетрадки.
  • С момента пробуждения ребенка надо "зарядить" позитивом. Это легче всего сделать, когда мама и папа в хорошем настроении и нет безумной спешки. Можно поставить будильник на 15 минут раньше и просто полежать, пообниматься и посмеяться до начала обязательных процедур.
  • Рутина - это хорошо. По утрам мозг работает плохо, это всем известно. Поэтому утренняя программа должна быть повторяемой и однообразной. Как вариант: зарядка, зубы, завтрак, чуть игры, переодевание в форму, выход.
  • Рано или поздно возникает фраза: "Я не хочу идти в школу". К ней надо быть готовым, причем каждое утро. Причин нежелания огромное множество: от поверхностных (встал не с той ноги и холодно) до глубоких и требующих разбирательств (драк, ссор и травли одноклассников). Постарайтесь понять истинную причину и помочь ребенку. Посочувствовать ему, помочь советом или поговорить с учителем.
  • В школе учитель занимает позицию "значимого взрослого", а значит, ребенку необходимо наладить с ним связь. Фокус должен автоматически быть смещен на учителя и его авторитет. Это тоже можно проговаривать по пути в школу и из школы. Если учитель смог правильно самоопределиться и вызвать уважение ребенка, то он становится источником указаний и правил: "Нет, мама, Зинаида Петровна сказала, что надо принести именно зеленую папку". Но здесь очень важно, помнить, что учителя бывают разные - как хорошие, так и плохие. Важно дать понять ребенку, что если с учителем что-то не так, он должен обязательно рассказать об этом родителям.