Бразилия образование. Система образования в странах латинской америки

В Бразилии и сеть общественных не государственных яслей и детских садов // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015.

Дошкольное воспитание в Бразилии и сеть общественных не государственных яслей и детских садов

Бразилия, по сравнению со странами Европы, очень молодая страна. С того дня, когда на обитаемую индейцами землю приплыли на своих Каравеллах португальские покровители, прошло всего чуть больше 500 лет. В течении долгого времени наша страна была колонией Португалии и только 7 сентября 1822 года завоевала свою независимость. Поэтому история нашего общественного дошкольного воспитания как часть образовательной системы тоже очень коротка, так как практически до 1888 года наш государственный режим держался на порабощении местного населения (индейцев) и использовании негров из Африки для рабской работы на плантациях кофе и в обслуживании семей, принадлежащих к элите.

Сегодня население нашей страны состоит из выходцев различных стран, национальностей, культур. Здесь есть в определенных регионах колонии разных народностей, которые вынуждены были уехать из своих стран по разным причинам. Ещё существуют племена индейцев, но их с каждым годом все меньше и меньше, хотя именно они являются теми, кто здесь жил до колонизации.

Если говорить о самом начале нашего воспитательного процесса, то необходимо сказать несколько слов об иезуитском воспитании, которое было направлено особенно на местное население, в частности, на индейцев, то есть речь идёт об их катехизации или «цивилизации» представителями католистической церкви. Специфической мишенью «воспитательной деятельности иезуитов» из Португалии были дети и подростки, которых увозили из своих племен в населенные португальцами пункты, где их догматизировали и потом возвращали в племена для того, чтобы они воспроизводили «воспитательную деятельность» иезуитов в своих племенах. Важно отметить, что у каждого индейского народа своя культура и свой язык , а Воспитание и обучение иезуитов проводилось на португальском языке, поэтому, когда эти дети и подростки возвращались домой, то встречали огромный лингвистический барьер, так как умели говорить только на португальском.

Из-за этого и по другим разным причинам многие не уживались больше в своём племени, и племена тоже больше их не признавали как своих. Таким образом, дети, которые стали подростками, и подростки, которые стали взрослыми, возвращались в города, где их тоже не принимали как своих. Так начинается история беспризорных и бедных детей в Бразилии, и к ним потом присоединяются так называемые «сироты земли» – это дети, рожденные женщинами, которые имели отношения с белыми, неграми и индейцами. Обычно женщины бросали на произвол судьбы своих новорожденных детей и это происходило по разным причинам. Одна из них, например, это вера индейцев в то, что настоящее родство идет по линии отца и так как отец, в большинстве случаев, не был из племени, ребенок не признавался. А дети, рожденные от португальцев, например, обычно считались внебрачными, особенно те, которые рождались у негритянок (BAZILIO, 1998).

Эта ситуация приводит к появлению так называемых Casas de Muchachos, где, под предлогом заботы и воспитания уже огромного количества беспризорных детей и подростков, проводилась работа катехизации по католической вере. Важно отметить, что в то время, в середине и конце XVI века, в Бразилии государство и церковь представляли одну и ту же идеологию – «сохранение абсолютизма и силы Царя, который, в странах с монархическими режимами, считался представителем Бога среди людей» (BAZILIO, 1998, с. 21). Главной особенностью нашей истории заботы о воспитания детей в Бразилии является «сбор» детей и подростков в учреждения под администрацией католической церкви. Вместе с государственными органами устанавливались различные формы «сбора» брошенных детей, чтобы убрать их с виду, с улиц. Конечно, это касается только детей из бедного слоя населения, так как дети богатых семей главным образом воспитывались в домашних условиях или в учебных заведениях, предназначенных только для этого слоя.

В течении долгого времени эта политика «воспитания» бедных детей – «сбора» в определенных учреждениях, а также изъятие их из своих бедных семей – будет существовать в Бразилии как способ решения проблемы, сначала бедности, а потом детской преступности. И во главе этих «государственных организаций», практически до недавнего времени, будет стоять католическая церковь, которая ещё имеет огромную сеть «образовательных и учебных» учреждений, от яслей до университетов. Но так как целью этого текста не является углубления этой тематики, которая несомненно очень интересна по различным дополнительным деталям и которую невозможно обойти для обсуждения дошкольного воспитания в Бразилии, нами делается большой скачок в истории для обсуждения темы, поставленной в заголовок.

Важно отметить, что в Бразилии трудно говорить о каком-то единственном и определенном понятии детства. По нашей истории видно, что у нас разнообразие детства из-за специфичных социальных, культурных, политических аспектов.

Сеть общественных не государственных яслей и детских садов начала образоваться в Бразилии в начале 70-ых годов ХХ века и её организация тесно связана с процессом индустриализации страны и включением женщин в процесс производства. Конечно, имеются ввиду женщины бедных слоев населения, которые шли на работу на фабрики и заводы и им было не с кем оставить своих детей. Дети высших слоев населения посещали частные платные детские сады. В то время, особенно в больших городах поблизости мест работы этих семей начались появляться населенные районы, где рабочие построили свои дома, без электричества, без канализации и удовлетворительных санитарных условий. Это были места, где жили бедные слои населения. В разных городах этот процесс проходил по-разному, причем в некоторых местах они до сих пор находятся в районах, где очень дорог квадратный метр, а в некоторых, в соответствии с правилами городского порядка, их просто переселили в построенные за городом специальные районы.

Женское движение принимало большое участие в организации общественных не государственных яслей и садов и к нему подключились другие социальные и народные движения. Благодаря этому в бедных районах разных городов Бразилии, иногда при поддержке религиозных течений, появились заведения для детей бедных слоев населения и поблизости от места их жительства. Важно отметить, что они начали организовываться и работать без всякой поддержки со стороны государства и тем самым ставят целью своей работы Воспитание и обучение детей, хотя их относят к области филантропии, то есть к области социальной помощи.

В некоторых регионах различных городов эти учреждения появляются внутри уже существующих проектов для бедных слоев населения, но в других местах это изолированные инициативы. Со временем многие организуются в социальные движения с общей целью – Движение Борьба за Ясли, Центр Общественных не Государственных Яслей и Детских Садов городов Байшада Флуминенсе (в штате Рио-де-Жанейро) и Артикуляция Общественных не Государственных Яслей Сан Гонсало (тоже в штате Рио-де-Жанейро), и их главное требование – это финансовая поддержка их работы государством. Это требование связано с тем, что практически все работники в общественных не государственных яслях и детских садах – это добровольцы без всякой профессиональной педагогической подготовки.

Только в конце 70-х и начале 80-х годов ХХ века, под лозунгом демократизации страны и с обещанием народного участия в этом процессе, после почти 30 лет военной диктатуры, государственные органы начинают заключать договоры с этими учреждениями для финансовой поддержки их работы. Но эти денежные ресурсы находятся в бюджете области в ведомстве социальной помощи, а не образования и таким образом эти учреждения долгое время будут считаться как филантропические, такие, которые не занимаются воспитанием, а только уходом. Из-за этого до сих пор на них направлена критика тех, кто не знает или не хочет признать их роль в воспитании детей бедных слоев населения в Бразилии.

Необходимо отметить, что в течении последнего десятилетия прошлого века в Бразилии были приняты разные законы, направленные на регуляцию и организацию образования страны. В Законе о Директивах Национального Образования (1996 года) в первый раз говорится, что ясли и детские сады являются начальной ступенью начального общего образования и тем самым предъявляется требование ко всем работникам этих учреждений – наличие среднего или высшего педагогического образования. Нетрудно представить, как этот Закон использовался для того, чтобы оправдать отказы на заключение договоров о финансовой поддержке со стороны государства общественным государственным яслям и детским садам, так как Закон гласит об обязательном педагогическом образовании всех, кто работает с детьми в яслях и садах, а у большинства работников-добровольцев не было даже начального образования, причём некоторые даже не умели писать и читать. Они работали из-за чувства солидарности, а также потому, что у многих собственные дети посещали эти учреждения. И именно этот характер солидарности среди населения в районах, где появились общественные не государственные ясли и сады поставил их на ноги, дал им жизнь и не дает государству и правительствам уничтожить эту работу.

Одновременно, этот же вышеуказанный Закон подтвердил статью Конституции Бразилии о праве детей на дошкольное Воспитание . И так как сеть государственных яслей и детских садов была и ещё остается очень маленькой, общественные не государственные учреждения просто необходимы, тем более, что сейчас, в связи со значительным урезанием бюджета Министерства Образования на 9,2 миллиона реалов (а 37% этой суммы должно было идти на расширение сети общественных государственных яслей и детских садов), объявленное в 2015 году, встает вопрос: куда пойдут эти дети и дети будущих поколений этих населённых пунктов, если общественные не государственные учреждения закроются?

Изучая историю одного из этих учреждений в городе Сан Гонсало (в штате Рио-де-Жанейро) становится ясным, какую огромную роль оно сыграло в воспитании целых поколений детей. И эта роль только растет. Сегодня ещё возможно пронаблюдать, как в разных районах города Сан Гонсало, особенно, где есть хоть одно детское общественное не государственное дошкольное учреждение, нет ни одного государственного дошкольного учебного заведения. Причем, вопрос об их закрытии стоит как цель в Национальном Плане по Образованию Бразилии, принятый в 2014 году. Этот план ставит целью запретить государственное финансирование общественных не государственных дошкольных учреждений, но вместе с этим не гарантируется, чтобы детям, воспитывающимся в них, было обеспечено их право на развитие в государственных яслях и детских садах.

Литература

  1. BAZÍLIO, Luiz Cavalieri; SÁ EARP, Maria de Lourdes; NORONHA, Patrícia Anido. Infância tutelada e educação: história, política e legislação. Rio de Janeiro: Ravil Recursos Audio Visuais Ltda, 1998.
  2. BRASIL. Senado Federal. Lei de Diretrizes e Bases da Educação Nacional: nº 9394/96. Brasília: 1996.

Такова картина государственного школьного образования в Бразилии, складывающаяся в соответствии с результатами единого экзамена (Prova Brasil), где оценивается уровень знаний школьников, получивших базовое (среднее) образование.

Более 65% пятиклассников государственных школ Бразилии не умеют различать квадрат, треугольник и круг. Около 60% не способны выделить определенную информацию в художественном или публицистическом тексте. Среди старшеклассников: в 9-м классе около 90% учащихся не научились переводить указанную длину из метров в сантиметры, а 88% не могут назвать основную идею статьи или стихотворения. Вот лишь некоторые из минимальных навыков, которыми, как предполагается, должны обладать школьники на указанных этапах обучения, и которые наши учащиеся не демонстрируют. Это показывают результаты последнего единого экзамена, обнародованные федеральным правительством в конце ноября. Каждые два года по итогам Prova Brasil оцениваются успехи пяти- и девятиклассников в освоении португальского языка и математики. Тест используется для того, чтобы определить основной показатель качества образования в стране — Индекс развития базового образования (Ideb).

Однако результаты выявляют нечто еще более опасное, чем низкий уровень знаний: неравенство. В то время как в некоторых южных штатах, таких как Сан-Паулу и Санта-Катарина, половина учащихся демонстрирует вполне сбалансированные результаты по португальскому языку, в таких штатах, как Алагоас и Мараньян, аналогичный показатель не дотягивает до 20%. «Если исходить из того, что образование является неотъемлемым правом каждого, то выходит, те школьники, которые не получают образования на должном уровне, этого права лишены», — говорит Эрнешто Мартиньш Фариа, координатор проектов фонда Леманн, некоммерческой организации, направляющей свои усилия на улучшение качества образования.

Сокращение неравенства в обучении является еще нерешенной задачей даже для тех штатов, которым удалось набрать минимальное значение индекса качества, установленного Министерством образования. В 2013 году только четыре штата смогли достичь минимальных показателей Ideb, среди них Гояс. Но если взглянуть на уровень знаний школьников в этом штате, выявленный на основании единого экзамена, мы обнаружим, что только 24% учащихся показывают адекватные данному этапу обучения знания по португальскому языку, и только 41% учащихся — по математике (среди пятиклассников). Гояс набрал индекс 5,5, выше минимального 4,9 (Ideb 6 считается показателем хорошего качества). Это объясняется тем, что Ideb рассчитывается не только на основе качества полученных знаний. Его показатель также зависит от процента успешно сдавших экзамены.

В целом, в период с 2011 по 2013 год процентная доля бразильских школьников с адекватным уровнем знаний по португальскому языку возросла, а по математике значительно сократилась, особенно среди девятиклассников. Если смотреть по штатам, то в большинстве из них процент учащихся с должным уровнем знаний остается неизменным с 2011 года. Неравенство между теми, кто дотягивает до минимума и нет, тоже остается стабильным. Что делать, чтобы уменьшить этот показатель?

«В Бразилии неравенство связано с инфраструктурой школ», — объясняет Даниэл Кара (Daniel Cara), генеральный координатор Национальной кампании за право на образование. «В больших городах, где школы располагают соответствующим оборудованием, лабораториями, библиотеками и преподавателями с более высоким уровнем подготовки, обучение является более эффективным», — говорит он. В дополнение к инвестициям в инфраструктуру и учителей еще одна необходимая мера заключается в принятии единой национальной учебной программы, где будет указан тот объем знаний, которым каждый учащийся должен обладать на определенном этапе школьного обучения.

В отличие от многих стран у Бразилии нет национальной учебной программы. Некоторые штаты и крупные города разработали собственные учебные программы. Но у большинства штатов их нет — хотя все они на равных правах принимают участие в едином экзамене, проводимом федеральным правительством. Вопросы стандартизированы, но сам изучаемый материал — нет. Абсолютно нелогично. Кроме того, правительством не обозначены критерии для определения адекватности полученных знаний на каждом этапе. Критерии, используемые в диаграммах в данной статье, принадлежат движению «Все за образование», неправительственной организации, которая следит за качеством национального образования. Министерство образования (MEC) только в этом году приступило к обсуждению базы общей учебной программы. Разработка ее входит в План по национальному образованию, одобренный в июне, закон, устанавливающий цели для достижения более качественных результатов в данной области.

Отсутствие критериев обучения рождает еще один вопрос относительно единого экзамена и Ideb: до какой степени этот вид оценки, называемый стандартизированным, может быть единственным показателем качества для правительства (в разработке государственной политики) и для школ (которые должны знать, что им следует улучшить)?

Созданный в 2007 году Ideb является одним из крупных достижений государственной образовательной политики в Бразилии. Хорошие системы образования, за редким исключением, используют этот тип оценки для измерения качества обучения. Но его может быть недостаточно. «Этот тип тестирования ничего не оценивает, только измеряет», — говорит Осимар Алаварсе (Ocimar Alavarse), специалист по оценке обучения педагогического факультета Университета Сан-Паулу (USP). Результаты единого экзамена отражают реальное состояния дел, но не говорят нам о том, хорошо это образование или плохо. «Один лишь Ideb или единый экзамен не дают нам достаточно сведений для того, чтобы оспаривать государственную политику», — считает Кара.

Стандартизированная оценка должна быть дополнена конкретными данными — о каждом образовательном учреждении в отдельности. План национального образования предусматривает анализ факторов, определяющих эффективность каждой школы, такие как образование учителей, расположение школы, профиль учащихся и участие местного сообщества. «Эти условия способны изменить не только уровень знаний студентов, но в конечном счете влияют на качество образования в целом», — говорит Кара.

С тех пор как более 25 лет назад образование стало правом, гарантированным Конституцией, робкие успехи в бразильской системе образования были достигнуты благодаря двум основным политическим шагам со стороны государства: универсализации начального образования, обеспечившей каждого ребенка школьным образованием, и системе оценки обучения. Отныне, чтобы выйти на новый уровень качества образования, страна нуждается в более совершенных инструментах, нежели только предоставление рабочих мест и проведение стандартизированного теста.

В Бразилии официальный образовательный цикл состоит из четырех уровней. Первый уровень – это восемь лет начального (основного) образования. Второй уровень – это три года среднего образования. Третий уровень – это от четырех до шести лет высшего образования. Четвертый уровень – не обязательный для всех, так как сюда входит только лишь какое-то дополнительное образование. Что касается дошкольного образования, то оно в Бразилии вовсе не обязательно.

Согласно законодательству Бразилии в области образования, то в Конституции этой страны есть довольно четко прописанные статьи 205-214, которые разъясняют права граждан. Самым важным конституционным законом, который касается образования в Бразилии является Закон № 9394, его приняли 20 декабря 1996 года, он называется Lei de Diretrizes e Bases (то есть, Закон Руководящих принципов и Оснований), его также называют Lei Darcy Ribeiro (закон Дарси Рибейро), выражая, таким образом, дань самому великому бразильскому социологу и педагогу.

Начальное образование в Бразилии является бесплатным и обязательным. За это отвечают не только родители, но и само государство. Бывало даже такое, что бразильский суд выступал в интересах ребенка, когда родители из бедных семей не могли устроить своих детей в школу, тогда суд постановлял, что штат должен оплачивать обучение этих детей в частных школах.

Серьезная и частая проблема в Бразилии заключается в том, что дети не посещают школу, так как родители совершенно не следят за ними. К тому же многие бедные родители вообще не могут позволить себе такие затраты, как подготовка и отправка детей в школу, поэтому они предпочитают отсылать своих детей работать, а не учиться.

Отсюда вытекает еще одна проблема Бразилии – несмотря на то, что начальное образование обязательно, а работать тому, кому еще не исполнилось 16 лет запрещено законом, в стране довольно часть используют детский труд. Причина заключается в том, что родители остро нуждаются в том, чтобы их дети работали и приносили в дом деньги. Нередко работают дети с трех лет – в этом возрасте они уже сбивают палкой орехи, ну а мальчики в десятилетнем возрасте носят и бросают дрова в печи – для обжига кирпича.

Благо, что за последние годы ситуация улучшилась – все это благодаря официальным программам: Bolsa Escola и FUNDEF. Следуя первой, родители, отправившие детей в школу и следящие за их здоровьем, будут получать пособие, а вторая заключается в то, что муниципалитеты получают федеральные средства в соответствии строго с числом зарегистрированных детей.

В основном все начальные школы Бразилии финансируется муниципалитетами или штатами. При этом и штаты, и муниципалитеты должны тратить не менее 25% от своего бюджета на образование.

Но такое распределение средств также порождает проблему. Дело в том, что у более богатых штатов и городов есть намного больше денег для инвестиции в образование. Здесь более высокооплачиваемые и квалифицированные учителя, лучшая инфраструктура, а вот в более бедных городах и штатах очень плохое образование. Но даже в очень богатых областях Бразилии в прошлом качество образования существенно падало, так как государство вкладывало в образование очень мало средств, к тому же сами стандарты государственного образования снизились, средний класс старался помещать своих детей в частные школы, их не заботило государственное образование.

К тому же образование в Бразилии открыто для свободного частного предпринимательства, правда, при наблюдении официальных властей. Сейчас бразильский средний класс старается посылать детей в частные школы. При этом цены на обучение варьируются от 25 долларов США – в маленьких городках до 250 американских долларов в крупных мегаполисах.

А еще Бразилия принимает участие в программе «Каждому ребенку – по компьютеру». Этот проект направлен на предоставление дешевых ноутбуков бедным детям, которые живут в странах третьего мира. Правда, в настоящее время эта программа продвигается довольно медленно.

Система образования Бразилии

Система образования Бразилии наряду с государственными учебными учреждениями включает в себя также и частные. Государство финансирует федеральную систему обучения, включая дошкольное, начальное и среднее образование. Финансовую поддержку на всех уровнях образования осуществляет Федеральное правительство. Федеральная система образования включает университеты, вузы, федеральные центры среднего технического образования, а также группу промышленных и сельскохозяйственных техникумов. Кроме системы высшего образования федеральное правительство также несет ответственность за национальную программу поддержки аспирантов. Министерство образования ведет постоянный контроль качества системы образования на каждом уровне.

Система образования Бразилии имеет следующую структуру:

Дошкольное образование включает в себя детские сады для детей до шести лет.

Основное (начальное) образование является обязательным и бесплатным, и находится в ведении муниципалитетов. Согласно Конституции Бразилии 25 % своего бюджета муниципалитеты и штаты обязаны расходовать на нужды образования. Качество начального образования в разных городах может различаться. В больших городах, где больше денежных средств и доходов, муниципалитеты могут вкладывать больше денег в инвестирование более качественного образования с квалифицированными педагогами и лучшими условиями обучения. В то время как образование в менее богатых городах гораздо хуже. Некоторые предпочитают отдавать своих детей в частные школы, находящихся под наблюдением официальных властей. Минимальный срок обучения в начальной школе три года.

Среднее образование не является обязательным и находится в ведении муниципалитетов и штатов. Также качество образования в разных школах различается в зависимости от инвестиционных возможностей властей. В Бразилии распространены так называемые технические школы, где наряду с обычным образованием ученики также получают профессиональные навыки, ориентированные на определенные отрасли промышленности. Лучшие технические школы поддерживаются федеральным правительством. Более состоятельная часть населения предпочитает дать своим детям образование в частных средних школах, где уровень образования считается намного выше, чем в государственных школах. Как результат, ученики, окончившие частную среднюю школу, имеют больше шансов поступить в бесплатные государственные университеты. По окончании средней школы желающие получить высшее образование должны сдать вступительные экзамены и пройти собеседование.

Высшее образование и послеуниверситетская подготовка также не являются обязательными. Система высшего образования Бразилии включает в себя 973 учебных учреждений, из них 93 университета, университетские центры и высшие краткосрочные курсы. Наряду с государственными университетами имеются также и частные. Высшее образование может быть как бесплатным, так и платным. Государственные университеты финансируются федеральным правительством. Обучение в таких университетах бесплатное и в основном лучше по качеству и содержанию, чем в частных вузах. Также большинство научных исследований в области медицины и инженерии проводятся в государственных университетах. Частные вузы предусматривают платное обучение и в большинстве своем специализируются на гуманитарных науках, таких как управление, юриспруденция, экономика и другие.

Высшие краткосрочные курсы в Бразилии созданы для быстрой профессиональной подготовки выпускников средних школ в различных областях деятельности, связанных с производством материальных ценностей и сферой услуг. По окончании курсов выдаются сертификаты.

Расстановка ударений: БРАЗИ`ЛИЯ

БРАЗИЛИЯ (Brasil), Соединённые Штаты Бразилии,- государство в Южной Америке. Федеративная республика. Площадь - 8,5 млн. км 2 . Население -70,5 млн. чел. (1961). Столица - г. Бразилия. Гос. язык - португальский.

Просвещение. Первые школы на территории Б. возникли в период колонизации её португальцами (в 1-й пол. 16 в.). Школы создавались миссионерами, гл. обр. иезуитами. В 1759 иезуиты были изгнаны из страны, школы их закрыты. После перенесения в Б. в 1808 португальского королевского двора (в связи с вторжением в Португалию наполеоновских войск) были открыты морская и военная школы, медицинские и с.-х. курсы, типография, музей, ботанич. сад, публичная б-ка. Но после провозглашения независимости Б. (1822) развитие образования шло чрезвычайно медленно из-за экономич. отсталости страны. В 1827 был издан закон об организации гос. нач. школ, однако этот закон не выполнялся даже в городах. В 1834 был принят т. н. дополнительный акт к конституции, по к-рому организация управление нач. образованием в стране передавались провинциям (в паст, время штатам); среднее и высшее образование ставилось под контроль федерального правительства (такое управление системой нар. Образования сохраняется до сих пор). В 1842 в страну вернулись иезуиты, влияние церкви на просвещение усилилось. После отмены рабства (1888) и провозглашения республики (1889) начался нек-рый подъём нар. образования. Параллельно государственной получила развитие система частных школ, содержавшихся в основном религиозными организациями. Конституция 1891 объявила гос. школу светской, но фактически влияние клерикалов на школу не уменьшалось. Уровень грамотности населения был очень низок. В год провозглашения республики св. 85% взрослого населения Б. было неграмотным; по данным переписи 1920, неграмотным оставалось 75% населения. В период реакционной диктатуры Варгаса (1937 - 45) усилилось влияние церкви на школу, сократилась сеть гос. нач. школ. Конституцией 1946 было провозглашено обязательное бесплатное нач. обучение. Однако значительный процент детей школьного возраста школу не посещает. В 1950 среди населения старше 15 лет 51,6%было неграмотным. Количество неграмотных в нек-рых отсталых штатах достигает 80%.

После 1-й мировой войны в Б. распространились идеи нового воспитания. Новое воспитание, провозглашавшее в качестве одного из своих основных лозунгов воспитание гражданина, завоевало популярность среди браз. педагогов, поскольку оно явилось противоположностью иезуитского воспитания, ставившего целью воспитание верующего. В 1924 сторонники нового воспитания объединились в Бразильскую ассоциацию просвещения. Примерно в это же время получило нек-рое развитие ср. образование, расширилась сеть нач. школ. В 30-е годы, в связи с усилением амер. влияния в экономике и политике, в области педагогики широко распространились идеи Дж. Дьюи. С сер. 50-х гг. стал популярен лозунг "воспитание для развития", т. е. осуществление такого воспитания и образования, к-рое соответствовало бы нуждам развития страны. В этих целях намечено увеличение срока нач. обучения с 4 до 6 лет, делается акцент на развитие проф.-технич. образования, ставится задача улучшения подготовки студентов вузов по технич. и естественнонаучным дисциплинам. Успехи сов. науки и техники вызвали интерес браз. педагогов к сов. методам обучения и воспитания. Созданы частные курсы по изучению рус. яз., рус. яз. рекомендован к изучению в ун-тах.

Дошкольные учреждения, являющиеся нач. звеном системы нар. образования Б., делятся на материнские школы для детей от 3 до 5 лет и детские сады - от 5 до 7 лет. В 1957 их насчитывалось ок. 3,2 тыс. (св. 166,8 тыс. детей). Нач. школы - в основном государственные, состоят из двух циклов - 4 и 1 год. Последний цикл называется дополнительным курсом. Большинство школ - 4-летние. В нач. школах всех штатов преподаются: родной яз., арифметика, элементы географии Б., элементы истории Б., естествознание, рисование, ручной труд, физкультура. В 1961 работало ок. 100 тыс. нач. школ (ок. 7 835 тыс. уч-ся). Ср. школы - 7-летние; они делятся на две самостоятельные ступени - 4-летние гимназии и 3-летние коллегии. В коллегиях имеются классич. и реальное отделения. В гимназиях преподаются: португальский, лат., франц., англ. яз., математика, общая история, общая география, история Б., география Б., естествознание, рисование, ручной труд, пение. Уч-ся классич. отделений коллегий изучают португальский, лат., франц. или англ. яз., испан. яз., математику, физику, химию, биологию, общую историю, общую географию, историю Б., географию Б., философию. На реальном отделении преподаются те же дисциплины, за исключением лат. яз., и несколько больше внимания уделяется изучению естественных наук (на классич.- философии). Кроме того, в уч. план реального отделения входит рисование. В 1961 работало св. 4 тыс. ср. школ (960489 уч-ся); ок. 70% уч-ся получает образование в частных школах. Проф. школы: 2-летние ремесленные школы, в к-рые принимаются окончившие 4 класса нач. школы; 6- и 7-летние коммерческие, промышленные, с.-х. школы, состоящие из двух циклов - 4 и 2 или 3 года. В эти школы принимаются окончившие 5-летнюю нач. школу. В 1961 в 1953 проф. школах было ок. 247,2 тыс. уч-ся. Учителей нач. школы готовят 7-летние (состоят из двух циклов - 4 и 3 года) нормальные школы на базе 5-летней нач. школы. В 1961 в 1319 пед. уч. заведениях было св. 100 тыс. уч-ся. Учителями ср. школ большей частью работают лица, окончившие философский ф-т ун-та. Более половины вузов -частные. Крупнейшие ун-ты: Бразильский в Рио-де-Жанейро (осн. 1920, св. 8,2 тыс. студентов в 1961), ун-т в Сан-Паулу (основанный 1934, св. 9 тыс. студентов). В 1961 в вузах было ок. 100 тыс. студентов.

Н.-и. работу по педагогике, помимо Браз. ассоциации просвещения, ведут Браз. центр научно-пед. исследований, Нац. бюро просвещения, Браз. ин-т образования, науки и культуры и др.