Биография борис леонидович пастернак краткое содержание. Биография пастернака кратко

Биография Пастернака кратко

Борис Леонидович ПАСТЕРНАК (29 ян-варя / 10 февраля 1890, Москва — 30 мая 1960, Переделкино под Москвой)
Отец поэта — академик живописи Леонид Осипович Пастернак, крупный русский художник по культуре, по духу, по опыту профессиональной работы, мать — пианистка. Семья была близка кругу Л. Толстого, А. Скрябина, принадлежала к русской культурной элите.
Б. Пастернак, окончив Пятую Московскую гимназию, в 1909 г. поступает на историко-филологический факультет Московского университета, серьезно занимается изучением философии. В 1912 г.
проводит семестр в Марбурге у философа Г. Когена, получает от него предложение остаться при кафедре для сдачи докторского экзамена. Путешествует по Италии (Венеция, Флоренция) и Швейцарии. В 1913 г. заканчивает университет. С детства одно из самых сильных его увлечений, почти профессиональное занятие — музыка, учитель — А. Скрябин. Но в 1909 г. Пастернак сделал выбор в пользу литературы, поэзии. С первых шагов и навсегда Пастернак — художник глубокого духовного напряжения, живущий большими культурными интересами, сложным путем идущий в творчестве. Поначалу изучал эстетику и философию символизма; с 1911 г. примыкает к кубо-футуристам (<<Центрифуга»). Первые сборники «Близнец в тучах> (,1914) и «Поверх барьеров» (1917).
Воодушевление грандиозными переменами в ходе жизни, надежды на обновление всей ее сути выразились в одной из лучших книг Пастернака — «Сестра моя жизнь» (1922), в сборнике «Темы
и вариации» (1923), в поэмах «Девятьсот пятый год» (1926) и «Лейтенант Шмидт» (1927). Б. Пастернак всегда писал прозу (<<Рассказы», 1925; «Охранная грамота», 1931 и др.). Он сложно перенес процесс вживания в действительность начала 30-х ГГ., испытывая давление режима, пытавшегося привлечь Пастернака на свою сторону. Сопротивление поэта при водит к его изоляции, невозможности писать и пуб-
ликовать оригинальные произведения. Во второй половине 30-х гг. выступает как переводчик трагедий У. Шекспира, стихов грузинских поэтов. К этому времени относится замысел, который впоследствии был реализован в романе «Доктор Живаго».
В годы войны у Пастернака снова прилив творчества (<<На ранних поездах», 1943; «Земной простор», 1945). Затем, после 1946 г., снова изоляция, работа над переводами, в том числе «Фауста» Гете. И многолетняя напряженная работа над «Доктором Живаго». Роман был закончен в начале «оттепели», В 1956 г., но в публикации на Родине после долгих проволочек было отказано. Печатается в прокоммунистическом издательстве в Италии в 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия. Это вызвало кампанию «осуждения», закончившуюся угрозами высылки из страны, исключением из Союза писателей и т. п. мерами. Поэт вынужден был отказаться от премии, последние годы его жизни были отравлены преследованиями режима — и партийного, и литературного. А роман и стихи Пастернака распространялись в зарубежных изданиях и в «самиздате». В России «Доктор Живаго» впервые свободно опубликован в 1988 г. в «Новом Мире».

Творчество Бориса Пастернака стало востребованным уже после его смерти

Борис Пастернак входит в число лучших писателей и поэтов 20-го века. Его имя известно как в России, так и во всем мире: это один из нескольких советских лауреатов Нобелевской премии по литературе . Биография Бориса Пастернака тесно связана со всей российской истории первой половины 20-го века.

Юность Бориса Пастернака

Борис Пастернак родился в 1890 году в семье известного художника Леонида Пастернака, годом ранее переехавшего из Одессы в Москву. Кроме него в семье было еще трое младших детей.

В доме Пастернаков всегда было много людей. Леонид Пастернак дружил с некоторыми известными художниками того времени – Левитаном, Ге, Поленовым. Также в доме нередко бывали писатели, в числе прочих – Лев Толстой и Райнер Мария Рильке, познакомившийся с Пастернаками в 1900 году. С известными людьми биография и творчество Бориса Пастернака были связаны и далее.

В 13 лет Борис Пастернак заинтересовался музыкальной культурой и в течение следующих шести лет написал несколько сонат. В том же возрасте он упал во время верховой прогулки и сломал ногу. Нога срослась не совсем правильно, в результате чего у поэта всю жизнь оставалась небольшая хромота. Кроме прочего, это значило, что он не подлежит воинской повинности. Позднее Пастернак придавал особое значение этому эпизоду своей биографии.

В гимназию Пастернак пошел в 1901 году, во второй класс. Несколько лет в том же заведении двумя классами младше обучался Маяковский. В одном классе с Маяковским обучался младший брат Пастернака, Александр. Однако плотное знакомство между двумя поэтами произошло позднее.

Гимназию Пастернак окончил с максимально возможными баллами и получил золотую медаль. Некоторое время он сомневался относительно будущей судьбы и хотел стать композитором и музыкантом, однако, в итоге отказался от этой возможности.

Первые шаги Пастернака в литературе

В 1908 он поступил в Московский университет на юридическое отделение, откуда позднее перевелся на философское. В то время Пастернак много путешествует и начинает писать стихи. В Марбургском университете он изучает философию под руководством Германа Когена, в 1912 году с семьей помещает Венецию. После занятий с Когеном он оставляет попытки стать философом и начинает активно участвовать в различных литературных кружках символистов, постсимволистов, футуристов.

Первые стихотворения поэта были напечатаны в начале 1913 года. В конце этого же года вышла в свет первая поэтическая книга, называвшаяся «Близнец в тучах». Сам писатель позднее характеризовал книгу, как незрелую, и в 1928 году многие стихотворения были переработаны и вошли в новый цикл – «Начальная пора».

Сплетение судеб Пастернака и Маяковского

В 1914 году Борис Пастернак сблизился с футуристическим содружеством «Центрифуга» и одним из его участников, русским писателем классиком – Маяковским. Поэты стали близкими друзьями. Ранний Маяковский перенял многое у Пастернака, а в творчестве Бориса Пастернака проскальзывают нотки Маяковского.

Видео о биографии Бориса Пастернака

Несколько лет спустя начались размолвки. Маяковский окончательно отошел к футуристам. Пастернак, интересуясь множеством направлений, всегда оставался индивидуалистом. Это послужило причиной практически полного разрыва их дружеских отношений.

Окончательный разрыв был, можно сказать, односторонним, и произошел, когда Маяковского уже давно не было в живых. Полемика Бориса Пастернака и позднего Маяковского происходила в 1950-х годах. В 1957 году в своем автобиографическом очерке Пастернак писал, что окончательно отошел от Маяковского, когда счел, что закончилась литература, и обозначил этот период как время после самоубийства Есенина. Он критикует позднего Маяковского за стихи, склонность к футуризму. Пастернак не понимал несвязную ритмику, нарочитую бессодержательность и другие особенности позднего Маяковского, после написания «Мистерии-буфф».

Жизнь Пастернака после революции

В 1921 году родители и сестры Пастернака уехали из СССР и остановились в Берлине. Пастернак начинает переписываться с родственниками, а через них и с другими представителями русской эмиграции, к примеру, с Цветаевой. В следующем году поэт женился на художнице Евгении Лурье, а еще через год у них родился сын Евгений.

В 1920-х годах Пастернак достаточно активно работает. В 1922 году публикуется главная книга того периода – «Сестра моя – жизнь», готовившаяся с 1917 года. Было опубликовано множество других работ, в том числе:

  • «Девятьсот пятый год»
  • «Спекторский» - стихотворный роман

Пастернак постепенно подходит к прозе. До середины 30-х его признает и официальная советская власть. Он становится одним из основателей Союза писателей, и говорит официальную речь на его первом съезде в 1934 году. На том же съезде Бухарин предлагал дать Пастернаку официальное звание – лучшего поэта СССР. В течение четырех лет несколько раз переиздается его собрание сочинений. Существует множество фото Бориса Пастернака того времени.

В личной жизни Бориса Пастернака также произошли изменения. Он разводится с первой женой и женится на бывшей жене пианиста Нейгауза – Зинаиде Николаевне Еремеевой.

С 1936 года многое начинает меняться. Пастернака начинаю обвинять в несовременном мировоззрении и оторванности от жизни, требуют, чтобы он «перестроился» как тематически, так и идейно. Тогда же Пастернак пишет письмо Сталину с просьбой освободить мужа и сына Ахматовой. В тот раз их освободили. Позже поэт отказался подписать открытое письмо советских деятелей культуры с поддержкой расстрела Тухачевского. Многое делается демонстративно: так, Пастернак неоднократно посещал дом арестованного Пильняка.

В 40-х годах основным средством существования Пастернака становятся переводы. В числе переводов – каноническое изложение «Фауста», многие шекспировские трагедии. Военные годы Пастернак проводит в Чистополе, в эвакуации.

Травля Пастернака в СССР

Писатель утверждал, что «Доктор Живаго» - это вершина его творчества. Роман создавался на протяжении десяти послевоенных лет.

Роман, описывавший жизнь и судьбу дореволюционной российской интеллигенции, был принят неоднозначно. Советские критики встретили его резко негативно. Неоднозначная позиция автора по отношению к октябрьской революции и дальнейшим глобальным преобразованиям послужила причиной того, что роман был запрещен к печати. Так началась травля, с небольшими перерывами продолжавшаяся до конца жизни писателя.

Травля Бориса Пастернака проходила весьма своеобразно. Многие из обличителей не читали роман, в результате чего сложился советский «мем» - «не читал, но осуждаю». Ввиду того, что роман не был опубликован в СССР при жизни писателя, не читал его практически никто.

Видео о трудностях в жизни писателя Бориса Пастернака

С 1957 года «Доктора Живаго» начали печатать на западе. Первое издание вышло в прокоммунистическом итальянском издательстве Фельтринелли, далее были Великобритания и другие страны. В результате Пастернак был лишен членства в Союзе писателей, в советской прессе неоднократно выдвигались призывы лишить его советского гражданства и выдворить из страны.

Среди людей, негативно воспринявших роман, были такие известные писатели, как:

  • К. М. Симонов, редактировавший журнал «Новый мир»
  • Э. Казакевич
  • Б.Н. Полевой и многие другие писатели и критики

Нобелевская премия

Начиная с 1946 года Борис Пастернак неоднократно выдвигался на Нобелевскую премию. В 1957 его обошел философ Альбер Камю, вновь выдвинувший кандидатуру Пастернака в 1958 году. В том году Пастернак оказался вторым после эмигрировавшего Бунина лауреатом высшей литературной премии. Интересно, что в том же году премию получили и несколько советских физиков – Франк, Черенков и Тамм, чье награждение отрицательной реакции не вызвало.

Из-за негативного восприятия присуждения Нобелевской премии в советских литературных, политических и иных кругах, Пастернак пишет телеграмму, в которой отказывается от награды. Он исключен из Союза писателей, однако, остается членом Литфонда, что позволяет ему делать переводы, публиковать свои работы, получать гонорары и как-то существовать. На Западе публикуется его стихотворение «Нобелевская премия». Против Пастернака заводится уголовное дело, но прокурору Руденко не удалось доказать, что публикация произошла с его ведома. На последних фото Бориса Леонидовича Пастернака уже заметны следы будущей болезни.

Болезнь и смерть писателя

В 1959 году писателю ставят диагноз – рак легких. По мнению современных исследователей болезнь была спровоцирована нервным истощением на фоне очередной травли. Умер писатель 30 мая 1960 года.

Писатель прожил не так много. Годы жизни Бориса Пастернака – 1890-1960. Основное признание пришло к нему через десятилетия после смерти.

В 1987 году Пастернака вернули в Союз писателей, отменив постановление об исключении, как незаконное. В следующем году впервые в стране был официально опубликован роман «Доктор Живаго». Еще через год сын Пастернака получил в столице Швеции Нобелевскую медаль и диплом. В дальнейшем было издано множество сборников и собраний сочинений Пастернака, несколько биографий.

В 2005 году было выпущено одиннадцатитомное собрание сочинений, включившее в себя практически все, что создал писатель. Четыре тома были отведены богатейшей переписке.

А Вам нравится творчество Бориса Пастернака? Поделитесь своим мнением в

Борис Леонидович
Пастернак

Родился 29 января 1890 года в Москве. Его родители – знатные в своем роде. Мама – Розалия Пастернак, музыкант, коренная Одесситка, в Москву приехала ровно за год до появления сына на свет. Отец – Леонид Осипович Пастернак – выдающийся художник, академик Питерской Академии художеств, и просто замечательный человек. Помимо Бориса в его семье было еще две сестры, и брат. Их квартира всегда была полна почитаемыми гостями – тут и Лев Толстой, и Исаак Левитан и даже музыкант Сергей Рахманинов.
Самое известное произведение Бориса Пастернака – «Доктор Живаго», а сам Борис Леонидович является переводчиком статей, эссе, повестей, стихотворений и научных работ. Неоднократный лауреат в области Нобелевской премии по литературному искусству.
1909 год для Бориса – это год, на который приходится окончание Московской гимназии. В этот же год, Борис поступает в Московский университет на факультет истории и филологии.
Проучившись там, на протяжении трех лет, на собранные родной матерью средства, Борис едет в Германию в университет Марбурга, пока на летнее обучение. Но, потеряв любой интерес к философским наукам, он досрочно заканчивает обучение, и вновь уезжает. На этот раз – Италия. Страна, которая подарила Борису возможностью полностью окунуться в творчество. Однако университет Борис Леонидович Пастернак все таки окончив в 1913 году.
Время отсчета начала его писательской деятельности можно отсчитывать именно со следующих событий. Первые стихотворения Бориса выходят из-под пера 1909 годом, однако свой талант к писательству он изрядно скрывает. 1903 год становится для Бориса Леонидовича знаменательным – тут происходит его знакомство с родственниками выдающегося композитора Скрябина. В возрасте тринадцати лет Борис начинает писать собственные музыкальные произведения. Однако, факт полного отсутствия музыкального слуха заставляет оставить идею обучения музыкального искусства уже на шестом году учебы.
В 1921 уже вся семья в полном составе Пастернака мигрировала из Российской Империи. Борис не теряя связи с родными и другими эмигрированными, и Мариной Цветаевой.
Спустя год, (в 1922 году) Пастернак берет в жены Евгению Лурье, с которой живет в Германии 22-23 года. А уже в 1923 они увидели своего первого сына Евгения.
Однако первый брак оказался не удачным. И после разрыва, Борис женится во второй раз на Зинаиде Нейгауз. Совместно с ее сыном и ней самой они ездили в Грузию. От второго брака Борис так же имеет сына.
После смерти Зинаиды от рака, Борис знакомится с Ольгой Ивинской, которой еще задолго до знакомства посвящал множество своих творческих идей. Именно Ольга была его музой на протяжении всей жизни.
Последние года Бориса Леонидовича Пастернака проходили достаточно спокойно и болезненно. 1952 год принес Борису инфаркт миокарда, однако, несмотря на тяжелую переносимость болезни, он продолжал свою творческую деятельность. В этом состоянии писатель даже начал новый цикл своих произведений, опубликованный как «Когда разгуляется». Именно этот сборник и стал последним при его жизни. Но, причина смерти кроется не в сердце. Его истинный диагноз – рак легкого так и не смогли правильно диагностировать. Умер Борис Леонидович Пастернак 30 мая 1960 года в Переделкино в Московской области. Похоронен 2 июня 1960 года на Переделкинском кладбище.

(29 января по старому стилю) 1890 года в Москве в семье известного художника Леонида Пастернака и пианистки Розалии Кауфман. Кроме будущего писателя, супруги воспитывали еще троих детей.

В квартире Пастернаков бывали музыканты, художники, писатели, часто устраивались домашние концерты.

Борису прочили карьеру музыканта . В период учебы в гимназии он прошел 6-летний курс композиторского факультета консерватории, но в 1908 году оставил музыку.

В 1907 году Борис Пастернак окончил с отличием гимназию. С 1908 года по 1913 год учился в Московском университете; с юридического факультета перешел на историко-филологический. В 1912 году провел один семестр в Марбургском университете в Германии, где слушал лекции знаменитого философа Германа Когена. Там он получил возможность продолжить карьеру профессионального философа, но прекратил занятия философией и возвратился на родину.

Первые шаги Бориса Пастернака в литературе были отмечены ориентацией на поэтов-символистов — Андрея Белого, Александра Блока, Вячеслава Иванова и Иннокентия Анненского, участием в московских символистских литературных и философских кружках. В 1914 году поэт вошел в футуристическую группу "Центрифуга". Влияние поэзии русского модернизма отчетливо проступило в двух первых книгах стихов Пастернака "Близнец в тучах" (1913) и "Поверх барьеров" (1917).

В 1914 году , когда началась первая мировая война, Пастернака не взяли в армию из-за травмы ноги, полученной в детстве. Он устроился конторщиком на уральский военный завод, что впоследствии описал в своем знаменитом романе "Доктор Живаго".

Революционные перемены в России нашли свое отражение в книге стихотворений "Сестра — моя жизнь", опубликованной в 1922 году, а также в сборнике "Темы и вариации", вышедшем годом позже. Эти два поэтических сборника сделали Пастернака одной из самых видных фигур в русской поэзии.

Пастернак некоторое время работал в библиотеке Народного комиссариата просвещения. В 1921 году его родители с дочерьми эмигрировали в Германию, а после прихода к власти Гитлера, переехали в Англию. Борис и его брат Александр остались в Москве.

Пытаясь осмыслить ход истории с точки зрения социалистической революции, Пастернак обратился к эпосу. В 1920-х годах он создал поэмы "Высокая болезнь" (1923-1928), "Девятьсот пятый год" (1925-1926), "Лейтенант Шмидт" (1926-1927), роман в стихах "Спекторский" (1925-1931).

Пастернак входил в эти годы в ЛЕФ ("Левый фронт искусств"), провозгласивший создание нового революционного искусства.

Подробности жизни писателя после революции описаны им в мемуарной прозе "Охранная грамота" (1931) и "Люди и положения. Автобиографический очерк" (1956-1957).

В 1934 году на Первом съезде писателей о Пастернаке уже говорили как о ведущем современном поэте. Однако похвальные отзывы вскоре сменились резкой критикой из-за нежелания поэта ограничиться в своем творчестве пролетарской тематикой. В результате с 1936 года по 1943 год ему не удалось издать ни одной книги.

В этот период, не имея возможности печататься, Пастернак зарабатывал переводами, переводил на русский язык классиков английской, немецкой и французской поэзии. Его переводы трагедий Шекспира и "Фауста" Гете вошли в литературу на равных с его оригинальным творчеством.

Когда началась Великая Отечественная война, писатель окончил военные курсы и в 1943 году поехал на передовую в качестве корреспондента.

В военные годы, помимо переводов, Пастернак создал цикл "Стихи о войне", включенный в книгу "На ранних поездах" (1943). После войны он опубликовал еще две книги стихов - "Земной простор" (1945) и "Избранные стихи и поэмы" (1945).

С 1945 года по 1955 год Борис Пастернак работал над романом "Доктор Живаго", во многом автобиографическом повествовании о судьбе русской интеллигенции в первой половине XX века. Герой романа врач и поэт Юрий Живаго не имел ничего общего с ортодоксальным героем советской литературы. Роман, вначале одобренный к печати, позже сочли непригодным "из-за негативного отношения автора к революции и отсутствия веры в социальные преобразования".

Книга была издана в Милане в 1957 году на итальянском языке, а к концу 1958 года переведена на 18 языков.

В 1958 году Шведская академия присудила Борису Пастернаку Нобелевскую премию по литературе "за продолжение традиций великого русского эпического романа", что было воспринято в СССР как чисто политическая акция. На страницах печати развернулась кампания травли поэта, Борис Пастернак был исключен из Союза писателей, ему грозили высылкой из страны, было заведено уголовное дело по обвинению в измене родине. Все это вынудило писателя отказаться от Нобелевской премии (диплом и медаль были вручены его сыну Евгению в 1989 году).

Все последние годы жизни Борис Пастернак никуда не выезжал из своего дома в Переделкино. Рак легких стал причиной скорой смерти писателя 30 мая 1960 года.

В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено, в 1988 году "Доктор Живаго" впервые был напечатан на Родине (журнал "Новый мир").

В Переделкино, в доме, где писатель провел последние годы жизни, работает музей. В Москве — в Лаврушинском переулке, в доме, где долгое время жил Пастернак, установлена мемориальная доска его памяти.

Роман "Доктор Живаго" был экранизирован в США в 1965 году режиссером Дэвидом Лином и в 2002 году режиссером Джакомо Каприотти, в России в 2005 году Александром Прошкиным.

От первого брака с художницей Евгенией Лурье у Пастернака был сын Евгений (1923-2012) , литературовед, специалист по творчеству Бориса Пастернака.

Во втором браке писателя с Зинаидой Нейгауз родился сын Леонид (1938-1976).

Последней любовью Пастернака была Ольга Ивинская, ставшая "музой" поэта. Он посвятил ей многие стихотворения. До самой смерти Пастернака их связывали близкие отношения.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Пастернак Борис Леонидович (годы жизни - 1890-1960) - поэт, переводчик, прозаик. Он родился в Москве 10 февраля 1890 года. Расскажем о том, какой жизненный путь прошел Борис Пастернак, какое творческое наследие он оставил своим потомкам.

Родители Бориса Пастернака

Все начиналось с музыки и живописи. Розалия Исидоровна, мать будущего поэта, была отличной пианисткой, училась у А. Рубинштейна. Отец его, Пастернак Леонид Осипович, - знаменитый художник, который иллюстрировал произведения Л. Толстого и тесно дружил с ним. Можно найти что-то общее между творчеством этого художника и такого великого поэта, как Борис Пастернак. Фото будущего обладателя Нобелевской премии представлено ниже.

Отец его, Леонид Пастернак, будучи художником, мастерски запечатлевал мгновение - рисунки его как будто останавливали время. Он рисовал везде: дома, в гостях, на концертах, на улице. До необычайности живы его знаменитые портреты. Борис Леонидович, его старший сын, делал, в сущности, то же самое в своей поэзии: создавал цепочку метафор, тем самым как будто обозревая явление во всем его многообразии, останавливая его. Однако и от матери передалось многое: полная ее самоотдача, а также способность жить одним искусством.

Увлечение музыкой и философией

Жизнь Бориса Пастернака с детских лет проходила в атмосфере творчества. В семье его часто проводились домашние концерты, в которых принимал участие сам Александр Скрябин, которого обожал Борис. Мальчику все пророчили, что он станет музыкантом. Еще во время обучения в гимназии Борис прошел шестилетний курс консерватории, композиторского факультета. Однако в 1908 году он решил оставить музыку и увлекся философией. Борис не мог продолжать обучение, зная, что у него нет абсолютного слуха.

Обучение в Московском университете и в Марбурге, первая любовь

И он решил поступить в Московский университет, на философское отделение. На скопленные его матерью деньги весной 1912 года Борис поехал продолжать обучение в Марбург, немецкий город, который был в то время центром философской мысли. Герман Коген, глава школы философов-неокантианцев Марбурга, предложил ему остаться в Германии для того, чтобы получить докторскую степень. Очень удачно начала складываться у Пастернака карьера философа. Однако и ей не суждено было осуществиться. В это время Борис впервые в своей жизни серьезно влюбляется - в Иду Высоцкую, свою бывшую ученицу, которая заехала в Марбург вместе с сестрой для того, чтобы навестить Пастернака. И поэзия завладевает всем его существом.

Первые стихи Пастернака

Стихи приходили к нему и раньше, однако лишь сейчас их стихия нахлынула так неодолимо и мощно, что было невозможно противостоять ей. В автобиографической повести под названием "Охранная грамота", вышедшей в 1930 году, поэт позже попытался обосновать сделанный им выбор, а заодно и определить сквозь призму философии стихию, овладевшую им. Искусство, по его мнению, это особое состояние, когда действительность предстает в новой категории, когда мы перестаем ее узнавать. Все названо на свете, кроме этого состояния. Ново лишь оно.

Пастернак по возвращении в Москву входит в литературные круги. Несколько стихотворений, впоследствии им не переиздававшихся, были впервые напечатаны в альманахе "Лирика". Вместе с Сергеем Бобровым и Николаем Асеевым поэт организовывает группу "умеренных" футуристов, названную "Центрифугой".

Первая книга стихов

Первая книга его стихов появляется в 1914 году, это "Близнец в тучах". По словам автора, название было "притязательно до глупости" и выбрано из подражания различным космологическим мудреностям, которые были характерны для заглавий книг и издательств символистов. Многие произведения, вошедшие в этот сборник, а также в следующий (появившийся в 1917 году "Поверх барьеров") поэт впоследствии существенно переработал, а остальные не переиздавал никогда. Этот сборник особого внимания критиков не привлек. Только Валерий Брюсов отозвался о нем положительно.

Знакомство с Маяковским

Тогда же, в 1914 году, произошло его знакомство с Владимиром Маяковским. Этому поэту суждено было сыграть большую роль в творчестве и судьбе раннего Пастернака. Общность влияний и время - то, что определило взаимоотношения Пастернака и Маяковского. Именно схожесть пристрастий и вкусов, перерастающая в зависимость, подтолкнула Бориса к поиску своего взгляда на мир, своей интонации. Марина Цветаева так определила разницу поэтик этих двух авторов: если Владимир Маяковский - "я во всем", то Пастернак - "все во мне".

Начало Первой мировой войны, эмиграция родителей

В 1914 году началась Первая мировая война. Бориса Леонидовича в армию не взяли из-за полученной в детстве травмы ноги. Борис Пастернак был вынужден устроиться на уральский военный завод конторщиком, что описал впоследствии в романе "Доктор Живаго". Он работал некоторое время также в библиотеке Наркома просвещения. Его родители вместе с дочерьми в 1921 году эмигрировали в Германию, а затем, когда Гитлер пришел к власти, перебрались в Англию. Борис и Александр, брат поэта, остались в Москве.

Третий сборник, который принес Пастернаку известность

В третьей по счету опубликованной книге, вышедшей в 1922 году ("Сестра моя - жизнь") было обретено "лица необщее выраженье". Не случайно, что именно с нее Пастернак Борис Леонидович вел отсчет всему своему творчеству. Она включила в себя циклы и стихи 1917 года и была поистине революционной, как и год их создания, однако в другом значении этого слова (поэтическом). В стихах новым было все. Например, отношение к природе представало как бы изнутри, от ее собственного лица; отношение к метафоре, которая раздвигает границы предмета иногда до его необъятности. Иное было и отношение поэта к любимой женщине, которая достала "жизнь мою", как с полки, "и пыль обдула". Все явления природы, подобно "запылившейся жизни", наделены не свойственными им чертами в творчестве Пастернака: рассвет, гроза, ветер в его стихах очеловечиваются; рукомойник, зеркало, трюмо оживают - всем миром правит "бог деталей".

Цветаева отмечала, что действие этого поэта на читателей равнозначно действию сна. Мы не понимаем мир сновидения, а просто в него попадаем. Мощный поэтический заряд сообщается в его творчестве любой мелочи, а любой сторонний предмет притягивает к себе внимание.

"Темы и вариации"

Следующая книга Пастернака, опубликованная в 1923 году, - "Темы и вариации" - подхватила эмоциональную струю предыдущего сборника, который стал уникальным в литературе нашей страны лирическим романом. Она не просто подхватила ее, но и преумножила.

Обращение к эпосу

Эпоха, между тем, предъявляла свои жестокие требования к литературе - "маловразумительная", "заумная" лирика поэта была не в чести. Пастернак, стараясь осмыслить ход истории с позиции социалистической революции, обращается в своем творчестве к эпосу. Он создает в 1920 годах поэмы "Высокая болезнь" (годы написания - с 1923 по 1928), "Девятьсот пятый год" (создана в период с 1925 по 1926 гг.), "Лейтенант Шмидт" (1926-27 гг.), а также "Спекторский", роман в стихах (1925-1931). В 1927 году поэт писал, что эпос внушен временем, и он вынужден перейти к эпике от лирического мышления, хотя это для него очень непросто.

Участие в ЛЕФе, революционная тематика произведений

Наряду с Маяковским, Каменским, Асеевым Пастернак в эти годы входил в "Левый фронт искусств" (сокращенно - ЛЕФ), который провозгласил создание принципиально нового искусства, революционного, которое призвано осуществлять "социальный заказ" и должно нести в массы литературу. Отсюда и обращение поэта к теме первой революции в России в поэмах "Девятьсот пятый год", "Лейтенант Шмидт", отсюда же появление фигуры современника, "человека без заслуг", обыкновенного жителя, который поневоле стал свидетелем революции, участником истории, которое мы наблюдаем в романе "Спекторский". Однако даже там, где поэт является повествователем, сохраняется свободное дыхание лирика, не стесненное формами.

Разрыв с ЛЕФом

Пастернаку, который привык руководствоваться в своем творчестве правотой чувств, роль "своевременного" и "современного" поэта удается с трудом. В 1927 году он уходит из ЛЕФа. Общество "неоправданных притязаний" и людей, имеющих "фиктивные репутации", претит ему, а ведь в окружении Маяковского подобных деятелей было более чем достаточно. Пастернака, кроме того, все меньше устраивает провозглашаемая ими установка, что искусство должно быть "на злобу дня".

"Второе рождение" поэзии Пастернака

Его поэзия в начале 1930 годов переживает "второе рождение". В 1932 году вышел сборник с таким названием. Вновь Пастернак воспевает земные простые вещи: наводящую грусть "огромность квартиры", "зимний день" в "проеме незадернутых гардин", "вседневное наше бессмертье". Следует отметить, что язык поэта становится несколько иным: синтаксис упрощается, кристаллизуется мысль, находя поддержку в емких и простых формулах, которые совпадают, как правило, с границами стихотворной строки. Поэт Борис Пастернак в это время коренным образом пересматривает свое раннее творчество, которое он считает теперь "страшной мешаниной" из "неоперившегося просвещенства" и "отжившей метафизики".

"Черты естественности" настолько очевидны во "Втором рождении", что становятся синонимом выводящей автора за рамки всех правил и установлений абсолютной самостоятельности. А в 1930 годы правила игры были таковы, что стало невозможным нормально работать и находиться при этом в стороне от развернувшейся "великой стройки". В эти годы Пастернака практически не печатают.

Переводческая деятельность

В 1936 году он поселился в Переделкино, на даче, и для того, чтобы прокормить семью, начал заниматься переводами. Переводил Борис Пастернак произведения следующие: "Фауст" Гете, трагедии Шекспира, "Марию Стюарт" Шиллера, грузинских поэтов, стихи Верлена, Рильке, Китса, Байрона... Все эти работы сегодня входят в литературу наравне с собственным творчеством Бориса Леонидовича.

Дальнейшее творчество Пастернака

Помимо переводов, в военные годы он создает цикл под названием "Стихи о войне", который был включен в опубликованную в 1943 году книгу "На ранних поездах". После войны Пастернак публикует еще 2 книги своих стихов в 1945 году: "Земной простор" и "Избранные стихи и поэмы".

Поэт в 1930-1940 годы постоянно думает о настоящей большой прозе. Еще в конце 1910-х Пастернак начал писать роман, оставшийся незавершенным и ставший повестью "Детство Люверс", в которой описывается история взросления девочки. Критики высоко оценили это произведение. Михаил Кузмин, поэт, поставил эту повесть даже выше, чем поэзию Пастернака, а Марина Цветаева ее назвала "гениальной".

Роман "Доктор Живаго"

В муках, с 1945 по 1955 гг., создавал свой известный роман Борис Пастернак ("Доктор Живаго"). Это произведение во многом автобиографично. В нем рассказывается о судьбе русской интеллигенции в непростой для нашей страны период первой половины 20 века, в особенности во время Гражданской войны. Все события очень правдиво описал Борис Пастернак. Доктор Живаго, главный персонаж, - это лирический герой его поэзии. Он врач, однако после смерти Юрия остается книжка стихов, которая составила заключительную часть произведения. Вместе с поздними стихотворениями, представленными в цикле "Когда разгуляется" (годы создания - с 1956 по 1959), стихи Живаго - это венец всего творчества Бориса Пастернака. Прозрачен и прост их слог, который нисколько от этого не беднее, чем в написанных более сложным языком ранних книгах. Поэт всю свою жизнь стремился к чеканной ясности, реализованной им в последние годы. Теми же поисками, что и автор, озабочен и Юрий Живаго, его герой.

В 1956 году Борис Пастернак, биография которого нас интересует, передал этот роман нескольким журналам, а также в Гослитиздат. "Доктор Живаго" в этом же году оказался на западе и вышел спустя год на итальянском. А еще через год он появился в Голландии, уже на русском языке. Атмосфера на родине поэта вокруг него накалялась. В 1957 году, 20 августа, он писал Д. Поликарпову, партийному идеологу того времени, что если правду, которую он знает, необходимо искупить страданием, то он готов принять любое.

Присуждение Нобелевской премии, начавшаяся травля

Борис Пастернак в 1958 году был удостоен Нобелевской премии, и с этого момента на него началась настоящая травля на государственном уровне. Было объявлено, что присуждение награды за "злобное", "художественно убогое" произведение, пронизанное ненавистью к социализму, является враждебным политическим актом, который направлен против СССР.

27 октября 1958 года в Союзе писателей рассмотрели "дело Пастернака". К сожалению, стенограммы заседания не сохранились. А 31 октября состоялось еще одно собрание - ММССП. На нем было принято решение обратиться к советскому правительству и попросить лишить советского гражданства автора "Доктора Живаго", выслать его из страны, что, к счастью, не было осуществлено по отношению к такому великому человеку, как Борис Пастернак. Биография его последних лет, тем не менее, отмечена неприятием со стороны власти и общественности. Очень непросто все это переживал великий поэт и писатель, одно время он даже находился на грани самоубийства.

Смерть Пастернака

Борис Пастернак был исключен из Союза писателей, а это означало не что иное, как его общественную и литературную смерть. Поэт был вынужден под давлением общества отказаться от почетной награды. "Доктор Живаго" в России был издан только в 1988 году, то есть спустя практически 30 лет после смерти его создателя, которая произошла в Переделкине 30 мая 1960 года. Могила Бориса Пастернака находится на Переделкинском кладбище. Борис Леонидович, поставив точку в своем романе, подвел итог и всей своей жизни. Ему пришлось пострадать за правду, как и многим другим писателям и поэтам.

Личная жизнь Пастернака

Многих интересует вопрос: "Кем была любовница Бориса Пастернака?". Личная жизнь знаменитостей порой вызывает непонятное любопытство. Семья, дети Бориса Пастернака - все это очень интересно многим читателям. В случае с Борисом Леонидовичем это любопытство оправдано - ведь события его личной жизни отразились в его творчестве. В романе "Доктор Живаго", например, главный герой мечется между двумя семьями, не может вычеркнуть из своей жизни ни ту, ни другую женщину. Это произведение во многом автобиографично. Прочитав его, вы лучше поймете внутренний мир этого великого поэта и писателя.

В 1921 году, как мы уже упоминали, семья Бориса Леонидовича покинула Россию. Поэт активно переписывается со своими родными, а также с другими эмигрантами из России, среди которых - Марина Цветаева.

Борис Леонидович в 1922 году женится на Евгении Лурье, художнице, с которой в период с 1922 по 1923 год гостит в Германии у родителей. А в 1923 году, 23 сентября, появляется на свет его сын Евгений (он умер в 2012 году).

В 1932 году, разорвав первый брак, Борис Леонидович женится на Нейгауз Зинаиде Николаевне (в 1931 году с ней, а также с ее сыном, он ездил в Грузию). У них в 1938 году рождается сын Леонид (годы жизни - с 1938 по 1976). В 1966 году Зинаида умерла от рака. Пастернак в 1946 году познакомился со своей "музой" Ольгой Ивинской (годы жизни - 1912-1995) - женщиной, которой были посвящены многие его стихи.

Пастернак Борис Леонидович, биография которого была рассмотрена нами, - уникальное явление. Нет нужды превращать его в пример для подражания, в эталон: он неповторим. Сегодня настало время для углубленного изучения прекрасной поэзии и прозы, которые оставил нам Борис Пастернак. Цитаты из его произведений сегодня можно слышать все чаще, а творчество его наконец-то начали изучать в школе.