Анализ произведения на лексическом уровне. Смотреть что такое "Лексический повтор" в других словарях

«Хочешь быть неповторимым - не повторяйся!» - это, безусловно, хорошее правило, но у каждого правила есть свои исключения. В это трудно поверить - скажете вы, и я с вами соглашусь отчасти, ведь любое повторение - это однообразие, некая узость, скованность и бедность. Но всё, что существует в мире со знаком «минус», может быть преобразовано в знак «плюс». Снова не верите? А слышали вы о том, что в литературе существует такое понятие, как лексический повтор? Не будем мучиться и ходить вокруг да около, а познакомимся с этим явлением получше.

Лексический повтор - это...

Не люблю учить и поучать, потому что по большей части это не приносит хороших результатов. Человек запоминает на всю жизнь только то, к чему пришел сам на собственном опыте. Поэтому начнем не с правила о том, что такое лексический повтор, а с наглядных иллюстраций: «Я помню, любимая… Сиянье твоих волос… Я помню осенние ночи… Я помню, ты мне говорила…» (Сергей Есенин). В центре нашего внимания слова, словосочетания и даже предложения, которые авторы неоднократно употребляют в составе одного предложения или высказывания. Как видно, употребление это не случайное, а намеренное.

Другие примеры

Таким образом достигается максимальная передача чувств и эмоций, подчеркивается основная мысль. Но это не единственное, для чего используется лексический повтор. В стихотворении Ф. Тютчева «Полдень» неоднократно употребляется слово «лениво», что помогает создать ощущение некой монотонности и размеренности окружающей природы, и в тоже время чувства единства, красоты и бесконечности: «Лениво тают облака... Лениво катится река... Лениво дышит полдень...» (Ф. Тютчев). В произведении Чарльза Диккенса «Записки Пиквикского клуба» словосочетание «сторонний наблюдатель» повторяется дважды в одном предложении для придания ясности, точности выражению, и это еще одна немаловажная функция лексического повтора.

Лексический повтор: примеры форм и видов

В зависимости от того, в каком месте предложения или абзаце автор его использовал, различают следующие виды этого стилистического приема: анафора, эпифора, анадиплосис, симплока. Их названия звучат угрожающе, но не бойтесь - ничего страшного, наоборот - просто и интересно. «Ты, меня любивший фальшью… Ты меня не любишь больше…» (М. Цветаева). Слова «ты», «меня» повторяются в начале каждой строки, что и является отличительной чертой анафоры. В стихотворении Булата Окуджавы «У поэта соперников нету…» в конце каждого четверостишия звучит одна и та же фраза: «…это он не о вас…»; в стихотворении «Вчера еще» М. Цветаевой три четверостишия заканчиваются вопросом «Мой милый, что я сделала?!» - все это примеры использования одного и того же слова или целого предложение в конце смежных строк. Такой прием называется эпифора. Анафора и эпифора иногда сочетаются, таким образом, лексический повтор обнаруживается как в начале, так и в конце отрывка. Эта стилистическая фигура называется симплока: «Легкомыслие! - Милый грех, Милый спутник и враг мой милый!» (М. Цветаева). И последнее - анадиплосис, или повтор-подхват, то есть двойной повтор - с последнего слова или словосочетания строки начинается новая строка стихотворения: «И как берет его да за желты кудри, За желты кудри да за белы руки, И за белы руки да златы перстни» (А. С. Пушкин). Этот прием характерен для фольклора. Однако он стал излюбленным приемом у таких поэтов, как А. В. Кольцов, Н. А. Некрасов, А. С. Пушкин. Самым ярким примером анадиплосиса считается стихотворение К. Бальмонта «Я мечтою ловил...».

Достойный повторения

Что можно сказать в заключение? У любой реки есть два берега: талант и серость. Лексические повторы тоже бывают разными: одни - достойны повторения, а другие - «одно и то же и всё ни о чем». К какому берегу пристать? Выбор за вами...

Лексический повтор повторение одного и того же слова, словосочетания. Путем повторения слова в тексте выделяется ключевое понятие.

В качестве иллюстрации приведем пример из стихотворения-песни Б. Окуджавы:

Вы слышите: грохочет барабан.

Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.

Уходит взвод в туман, в туман, в туман.

А прошлое ясней, ясней, ясней.

Комментируя эти строки искусствовед Ю.М. Лотман обращает внимание на то, что повторение слова в тексте вовсе не обозначает механического удвоения, дублирования одного и того же понятия, смысла. В основном повтор передает очень сложные, тонкие смысловые нюансы. Вторая строка совсем не означает попрощаться дважды. В зависимости от интонации чтения она может означать: «Солдат, торопись, взвод уже уходит». Или: «Солдат, прощайся с ней, прощайся навсегда, ты ее больше никогда не увидишь». Или: «Солдат, прощайся с ней, со своей единственной». Поэт не избрал ни одну из наших расшифровок именно потому, что его способ выражения включает все эти смысловые оттенки. Разновидностями лексического повтора являются анафора и эпифора.

Анафора – повторение слов или группы слов в начале смежных строк стихотворного текста или в начале смежных предложений текста прозаического.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

(К. Симонов)

Эпифора – повторение слов или словосочетаний в конце строк или предложений:

О тебе хочу думать – думаю о тебе,

О тебе не хочу думать – думаю о тебе,

О других хочу думать – думаю о тебе,

Ни о ком не хочу думать – думаю о тебе.

На­рушение смысловой сочетаемости слов. В любом предло­жении слова связаны не только грамматически, но и по смыс­лу. Вот почему с точки зрения сугубо грамматической сочетание облокотиться головой вполне возможно, как образованное по существующей в языке модели гл. + сущ. в тв. пад. (покачал головой, дернул плечом). С точки зрения смы­словой такое словосочетание в русском языке невозможно. Таким образом, существует закон смысловой совместимости слов. Нарушение его ведет к смысловым нелепостям.

Однако в художественной литературе нарушение лекси­ческой сочетаемости может быть использовано как стилис­тический прием, в частности для создания комического эф­фекта. Так, множество примеров можно найти в шутливых афоризмах: Трудно прощать чужие недостатки, но еще труднее прощать чужие достоинства; Гения признали за живо. Прием несочетаемости делает яркими и броскими за головки статей, фильмов, книг: «Воспоминание о буду щем», «Жанр, обреченный на успех», «Наедине со всеми». На приеме нарушения лексической сочетаемости слов обычно построены забавные детские стишки-путаницы.

Антономасия – вид метонимии, троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. С этим приемом мы встречаемся, когда, например, называем сильного мужчину Геркулесом, хвастуна или лгуна – Хлестаковым, злую женщину – мегерой. Образное значение обычно придается именам литературных героев – Скалозуб, Молчалин, обломов, Плюшкин, Отелло.

Давно замечено, что «каждое слово, помимо своего основно­го значения, многочисленнейшими нитями связано с целым рядом образов и эмоций, которые легко всплывают при оценке слова с точки зрения его выразительности. Многие авторы называют этот эмоционально-образный клубок, опу­тывающий слова, «обертоном слова».

Наиболее отчетливо и ясно осознается этот сложный «шлейф» поэтических ассоциаций при анализе слов, кото­рые в художественной речи (особенно в поэтической) вы­полняют особую функцию. Их переносное значение не со­всем обычно: за словом скрыт определенный поэтический символ. Это так называемая поэтическая лексика, куда обычно включают устойчивые традиционно-поэтические метафоры, слова-символы, поэтизмы (некоторые старосла вянизмы, поэтические архаизмы, «высокие слова», каки ми, например, насыщено стихотворение Пушкина «Про рок»).

Каждый язык содержит определенное количество таких слов и словосочетаний с традиционно символическим содержанием. Примерно 20% слов из этой группы в русском языке связаны с древними славянскими символами. Из поколения в поколение они передавались в песнях, былинах, а позднее стали появляться в произведениях индивидуального литературного творчества.

Так, дождь в народных произведениях - символ печали, слез (вспомним русскую народную песню «На улице дождик, дождик...»). Этот символ находим и в произведениях русских поэтов:

Не осенний частый дождичек

Брызжет, брызжет сквозь туман:

Слезы горькие льет молодец

На свой бархатный кафтан.

(А. Дельвиг)

Кукушка - славянский символ одинокой тоскующей женщины. «Не кукушка во сыром бору куковала, а жена горевала»,- поется в русской народной песне. В «Слове о полку Игореве» Ярославна сравнивается с зегзицею («ку­кушкой»). Позднее этот символ перешел в произведения поэтов и писателей, где это слово получило еще одно значе­ние - одиночество, тоска.

То не кукушка в роще темной

Кукует рано на заре -

В Путивле плачет Ярославна,

Одна на городской стене.

(И. Козлов)

Поэты XIX - начала XX в. использовали не только на­родную символику, но постоянно обогащали образную сис­тему своих произведений символами античной и христиан­ской литературы. Например, существительное радуга поми­мо своего прямого значения имело и символическое - «на­дежда, вера в благополучие» (связано с библейской леген­дой о том, что после всемирного потопа Бог поставил на небе радугу как знак договора с Землей о том, что больше не будет потопа). Змея {змей, змии) - христианский сим­вол дьявола - тоже очень употребительный поэтический символ в произведениях художественной литературы.

О люди! все похожи вы

На прародительницу Еву:

Что вам дано, то не влечет,

Вас непрестанно змий зовет.

К себе, к таинственному древу.

(А. Пушкин)

Исключительно важная роль в русской поэзии принадле­жит образам деревьев, что, конечно, связано с природой Рос­сии, многовековым земледельческим укладом жизни русско­го народа. Почти за каждым названием деревьев, распростра­ненных на Руси, закрепился особый символ, поэтический смысл. Учеными установлено, например, что чаще всего поэты обращаются к образам сосны, дуба, ивы, ели, рябины, тополя, клена и липы. Но, разумеется, особое пристрастие русская поэзия имеет к березе. Поэтический культ ее начина­ется с первой половины XIX в. и достигает своей кульмина­ции в творчестве Есенина. В генетической памяти русского народа отложилась и закрепилась своеобразная поэтическая ассоциация, которая угадывается за существительным береза: это не только определенная порода лиственных деревьев, но и поэтический символ России, образ Родины, «русское дерево». Именно так воспринимается береза по мере развития национального самосознания русского народа.

Синонимы – основа такой стилистической фигуры, как градация – расположение ряда слов (обычно синонимов, языковых или контекстуальных) по степени нарастания или ослабевания их смыслового или эмоционального значения:

Что-то неуловимо восточное было в его лице, но седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза.

(В. Солоухин)

Через двести – триста лет жизнь на Земле будет невообразимо прекрасной, изумительной.

(А. Чехов)

В качестве наиболее ярких и распространенных стилистических приемов из экспрессивного использования антонимов называют обычно антитезу и оксюморон.

Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний и т.п. в художественной речи. Средствами структурного противопоставления могут быть и противительные союзы (а, но), и интонация, или только интонация:

Со всеми буду я смеяться,

А плакать не хочу ни с кем.

(М. Ю. Лермонтов)

Оксюморон – еще одна стилистическая фигура, в которой наблюдается необычное соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга, а значит, часто находящихся в антонимических отношениях: честный вор, бесчувственная эмоциональность, громкая тишина, хилый силач, живой труп.

Смысловые контрасты, усиливающие образность текста, особенно характерны для стихотворных произведений, которые отличаются особой концентрацией мыслей и эмоций, выраженных в предельно лаконичной форме:

Порой влюбляется он страстно

В свою нарядную печаль.

(М. Лермонтов)

О как мучительно тобою счастлив я!

(А. Пушкин)

Эпитет называет существенный признак явления, дает ему образное определение. Эпитетом чаще всего бывает прилагательное: под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. Эпитеты прибавляют к явлениям нечто важное для их понимания, дают возможность нам зрительно представить себе картину и проникнуться определенным настроением.

Эпитетами могут быть слова в прямом значении (под голубыми небесами), а могут – в переносном. Например. Лермонтов называет Кавказ «седым» - это прилагательное употреблено в переносном значении: снеговые вершины похожи на седины, перенос значения основан на сходстве. Такие эпитеты называют метафорическими . Постоянными эпитетами называют прилагательные в народно-поэтических произведениях: море синее, белы рученьки, чисто поле, уста сахарные.

Сравнение - изобразительное средство языка, основанное на сопоставлении одного явления (оно на­зывается предметом, или объектом сравнения) с другим (оно называется образом, или средством сравнения). Например: Дружба - как стекло: разобьешь - не сложишь. Свойства явления, которое служит образом - стекло, переносятся на предмет сравнения - дружба, что позволяет наглядно пока­зать его существенный признак, передать мысль, причем не в логическом умозаключении, а в ярком образе.

Вспомним, какими способами выражается сравнение:

1) сравнительным оборотом с союзами как, будто, как будто, как бы, словно, что, точно: Труслив как заяц; Недозрелый умок, словно вешний ледок; Дурака учить - что воду решетом носить;

2) придаточным сравнительным в сложноподчиненном предложении: Мечется, словно горячих углей в сапоги на­сыпали;

3) существительным в творительном падеже: Нос крюч­ком, борода клочком;.

4) существительным в роли именного сказуемого: Слово - серебро, молчание - золото;

5) сравнительной степенью прилагательного или наре­чия: Совет дороже денег;

6) наречием с приставкой по- и суффиксами -ому-, -ему-, -и-: Он крест кладет по-писаному, поклоны ведет по-ученому;

7) оборотом со словами: подобно, похож, кажется, напо­минает и др.: Без работы день годом кажется; Веселая песня подобна крылатой птице: уносится далеко, далеко;

8) фразеологизмом: Похожи как две капли воды;

9) параллелизмом: Много звездочек на небе, Только месяц не взошел; Много парней на беседе, Только милый не при­шел;

10) отрицательным сравнением: Не былинушка в чис­том поле зашаталася, зашаталася бесприютная моя го­ловушка.

Один из видов сравнения - параллелизм , образ, возни­кающий от сопоставления рядом стоящих предложений, и построении которых есть сходство. Вдумаемся в двусти­шие:

Не морозом ретивое сердце познобило, -

Познобило сердце тоской-кручиною.

Человеческое чувство {тоска-кручина) сравнивается с явлением природы, а отрицательная частица говорит: это не то же самое, но похожее - части сложного предложения соотносятся по смыслу и как сравнение, и как антитеза. При этом фразы построены сходно: оба простых предло­жения - безличные, а порядок слов в них зеркальный: два дополнения (одно с определением), сказуемое - сказуемое, два дополнения (одно с приложением). Сходство усиливает­ся также лексическим повтором: сердце познобило - по­знобило сердце.

В параллелизме возникает единый художественный об­раз, который позволяет представить конкретную картину, окрашенную эмоцией, увидеть сходство непохожих явле­ний. Параллелизм может быть как отрицательным (его на­зывают отрицательным сравнением ), так и по­ложительным. Приведенный выше пример параллелизма – именно отрицательный параллелизм.

Тавтологическое сравнение – сравнение, в основе которого лежит повтор:

По улице текла детская кровь, похожая на … детскую кровь. Тавтологическое сравнение здесь подчеркивает весь ужас картины, говорит о том, что детскую кровь нельзя ни с чем сравнить, потому что подобного ей по ужасу ничего не может быть.

Сравнение может строиться на сопоставлении явлений по целому ряду признаков. Это развернутое сравнение. Таково, например, стихотворение Е.А. Баратынского:

Чудный град порой сольется

Из летучих облаков,

Но лишь ветр его коснется,

Он исчезнет без следов.

Так мгновенные созданья

Поэтической мечты

Исчезают от дыханья

Посторонней суеты.

Первое четверостишие, будучи самостоятельной картиной, служит образом в развернутом сравнении, предмет которого – созданья поэтической мечты.

Метафора - (от греч. metaphora - перенос) - вид тропа: переносное знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова "как", "как будто", "словно" отсутствуют, но подразумеваются. Разновидностями М. являются:

1. Олицетворение - уподобление живому существу:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна

А.С. Пушкин

2. Овеществление - уподобление предмету:

Гвозди б делать из этих людей:

Крепче б не было в мире гвоздей

Н.С. Тихонов

Аллегория - вид иносказания (наряду с эзоповым языком и символом): изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Э то конкретный предмет, существо, изображенные в художественном произведении и представляющие названное понятие или явление. Так, в баснях, сказках трусость часто воплощается в образе Зайца, хитрость - Лисы и т. п. Старость нередко аллегорически воплощают в образе осени, вечера или заката. Аллегория может лежать в основе образной системы целого произведения (например, "Арион" А.С. Пушкина). Связь аллегории с обозначаемым понятием более прямая и однозначная, чем у символа. Аллегория выражает в основном строго определенный предмет или понятие, при этом связь между образом и понятием, изображением и его смыслом устанавливается по аналогии.

Гипербола (от греч. hyperbole - преувеличение, излишек ) - вид тропа: чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п. описываемого явления. Может быть как идеализирующей, так и уничижающей. Например:

Поэзия –

та же добыча радия.

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь

единого слова ради

Тысячи тонн

словесной руды.

(В. Маяковский).

Литота - (от греч. litotes - простота, малость, умеренность ) - вид тропа, противоположный гиперболе: художественное преуменьшение величины, силы, значения явления или предмета ("мальчик с пальчик", "мужичок с ноготок").

Ирония - в ид тропа: оборот, в основе которого лежит контраст видимого и скрытого смысла высказывания, создающий эффект насмешки:

Уселся он [Онегин] с похвальной целью

Себе присвоить ум чужой;

Отрядом книг уставил полку...

(А.С. Пушкин);

вопрос «Откуда, умная, бредешь ты, голова?» (И.А. Крылов) обращен к ослу.

Парадокс (от греч. paradoxos - странный, неожиданный, противоречащий здравому смыслу ) - суждение, высказывание, отличающееся глубиной мысли, но противоречащее традиционным понятиям и представлениям, расходящееся со здравым смыслом или даже опровергающее его. Нередко парадокс имеет форму афоризма, игры слов, каламбура или остроты: "Чем меньше женщину мы любим, // Тем легче нравимся мы ей" (А.С. Пушкин); "Единица - вздор, единица - ноль" (В. Маяковский); "Тише едешь - дальше будешь" (пословица).

Гротеск - (от итал. grottesco - причудливый) - вид комического: нарушающее границы правдоподобия изображение людей, предметов или явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. Гротеск основан на совмещении реального и нереального, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и прекрасного. Гротеск отличается от прочих разновидностей комического (юмора, иронии, сатиры и т. п. тем, что смешное в нем не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ. Примерами произведений, в которых для создания сатирического образа широко используется гротеск, могут служить "Нос" Н.В. Гоголя, "История одного города", "Как один мужик двух генералов прокормил" М.Е. Салтыкова-Щедрина, "Прозаседавшиеся", "Баня, "Клоп" В. Маяковского.

А логизм (от греч. ἀ - частица отрицания и λογισμός - рассудок, разум - неразумное, нелогическое) - стилистический прием, близкий к оксюморону; умышленное нарушение в литературном произведении логических связей с целью подчеркнуть внутреннюю противоречивость данного положения (драматического или комического). В стихотворении молодого Маяковского «Себе любимому» поэт, описывая тяжелое чувство неразделенной любви, тоски и бесприютности, говорит:

Где для меня уготовано логово?
Если б был я
маленький
как великий океан ,
на цыпочки б волн встал.
Приливом ласкался к луне бы.
Где любимую найти мне
такую, как и я?
Такая не уместилась бы в крохотное небо !
О если б я нищ был !
Как миллиардер !
Что деньги душе?
Ненасытный вор в ней.
Моих желаний разнузданной орде
не хватит золота всех калифорний.
Если б быть мне косноязычным
как Дант
или Петрарка !
Душу к одной зажечь!
Стихами велеть истлеть ей!
...О если б был я
тихий
как гром
,
ныл бы,
дрожью б объял земли одряхлевший скит...

С другой стороны, на алогизме строятся стихи шуточного или юмористического характера (например, басни и афоризмы Козьмы Пруткова). Известны фольклорные стихи, в которых формально соблюдена синтаксическая правильность, но все понятия взаимно переставлены, что приводит к комическому эффекту:

Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из подворотни
Лают ворота.
Тпр! - сказала лошадь,
А мужик заржал.
Лошадь пошла в гости,
А мужик стоял...

Лексические и стилистические средства выразительности. Лексический повтор

Звуковые (рифма, строфа, стопа, элементы звукозаписи) и словообразовательные (повтор слов одной и той же словообразовательной модели, однокоренных слов и т. п.) - эти виды языкового повтора обладают сильным эмоциональным воздействием на читателя, слушателя. Лексический повтор (повторение одного и того же слова, словосочетания) отличается мощным эмоциональным зарядом. В поэтическом произведении лексический повтор сочетается с синтаксическим и становится средством создания поэтического подтекста, которое углубляет содержание высказывания. Например, отрывок из стихотворения-песни Б. Окуджавы

Вы слышите: грохочет барабан.

Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней.

Уходит взвод в туман, туман, туман .

А прошлое ясней, ясней, ясней…

Комментируя эти строки, обращаем внимание на то, что повторение слова в тексте вовсе не обозначает механическое удвоение, дублирование одного и того же понятия, смысла. Здесь повтор передает очень сложные, тонкие смысловые нюансы. Второй стих совсем не означает попрощаться дважды. В зависимости от интонации чтения он может означать: «Солдат, торопись прощаться. Взвод уже уходит». Или: «Солдат, прощайся с ней, прощайся навсегда, ты её больше не увидишь». Или: «Солдат, прощайся с ней, со своей единственной». Но никогда: «Солдат, прощайся с ней, еще раз прощайся с ней». «Уходит взвод в туман, туман, туман» - может быть расшифровано: «Взвод уходит в туман, всё дальше, он скрывается из виду». Оно может быть расшифровано и другим образом, но никогда чисто количественно: «Взвод уходит в один туман, затем во второй и в третий». Точно также и последний стих может быть истолкован: «А прошлое все больше проясняется», «а прошлое все более понятно» и т.д. Поэт не избрал ни одну из расшифровок потому, что его способ выражения включает все эти понятийные оттенки. Достигается это постольку, поскольку, чем текстуально точнее повтор, тем значительнее смыслоразличительная функция интонации, которая становится единственным дифференциальным признаком в цепочке повторяющихся слов. Еще примеры повторов:

Не волнуйся, не плачь, не трудись,

Сил иссякших и сердца не мучай.

Ты жива, ты во мне, ты в груди,

Как опора, как друг и как случай.

(Б. Пастернак)

Зовет меня, зовет твой стон.

Зовет и к гробу приближает.

(Г. Державин)

В последних двух строках повторяется глагол «зовет». Нам представляется, что если в первом случае «зовет меня» передает общее ощущение зова какой-то силы, может быть, зова свыше, неодолимого зова, то при повторе конкретизируется и расшифровывается понятие зова как стона, стона чего-то неотвратимого, печального, а далее контекстуально поясняется, что это зов приближения конца. Эту неизбежность чувствует и очень тонко передает автор.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин...

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин! (А. Пушкин)

В отрывке стихотворения Пушкина повтор передает не статику, а ощущение движения, однако монотонность движения выражается звуками колокольчика «дин-дин-дин». Мы ощущаем, что монотонность, однообразие - это не скука, а скорее движение в бесконечность, в неведомое, чему нет конца. Все это наводит страх, - страх поневоле.

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную-

Вынесет все, что Господь ни пошлет! (Н. Некрасов)

В первой строке четверостишия мы наблюдаем обобщение - тезис-призыв: не бояться, не волноваться за отчизну. Далее поясняется в повторе слов вынес - вынесет, с их помощью передается будущее в значении настоящего и предстоящего. Много пришлось вынести русскому народу, народ стойкий, вынесет все, любые тяготы.

Но идет пехота

Мимо сосен, сосен,

Сосен без конца.

(В. Луговой)

А на левом с ходу, с ходу

Подоспевшие штыки

Их толкали в воду, в воду.

А вода себе теки… (А. Твардовский)

Вот оно, мое веселье пляшет,

И звенит, звенит , в кустах пропав.

И вдали, вдали призывно машет

Твой узорный, твой цветной рукав.

(А. Блок)

Следует отметить, что в поэтических произведениях используются разные виды лексического повтора. Основные из них -- анафора и эпифора . Приведем несколько примеров лексической анафоры , то есть повторения слов или группы слов в начале смежных строк поэтического текста:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди ,

Жди , когда наводят грусть.

Желтые дожди,

Жди , когда снега метут,

Жди , когда жара,

Жди , когда других не ждут,

Позабыв вчера.

(К. Симонов)

Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

(Ф. Тютчев)

Я -- страница твоему перу.

Все приму.

Я - белая страница.

Я -- хранитель твоему добру:

Возвращу и возвращу сторицей.

Я -- деревня, черная земля

Ты мне -- луч и дождевая влага.

Ты -- Господь и Господин

А я -- Чернозем и белая бумага! (М. Цветаева)

В стихотворении Цветаевой противопоставляются я и ты . Я (многократный повтор «я») - это песчинка, в море подобных, созданных Господом и ведомых им. Я - лишь исполнитель воли Всевышнего, есть ощущение предопределенности событий, жизни. Я - tabula rasa (лат.) Руссо. Я - белая страница. Ты - ваятель. И если я принимаю добро, то возвращаю его сторицей т.е. вдвойне. Но если я не исполню твои заповеди, то конечно жизнь может преподнести неприятности, стать сложной. Здесь много сравнений. Автор сравнивает себя с черной землей, черноземом или как писатель с чистым листом - белой страницей. Господь - это луч, хранитель добра, дождевая влага. Как он распорядится, от этого зависит жизнь, пребывание на земле.

Эпифора (греч. ept «после» + рhoros «несущий») -- повторение слов или словосочетаний в конце строк. Этот стилистический приём часто используется в поэтической речи.

Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня! (А. Блок)

Своеобразным видом лексического повтора является повтор-подхват, повтор-стык , когда второе полустишие каждой нечетной строки повторяется как первое полустишие последующей четной.

Я мечтою ловил уходящие тени ,

Уходящие тени угасавшего дня.

Я на башню всходил, и дрожали ступени ,

И дрожали ступени под ногой у меня.

И чем выше я шел, тем ясней рисовались ,

Тем ясней рисовались очертанья вдали,

И какие-то звуки вокруг раздавались ,

Вокруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали ,

Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,

И сияньем прощальным как будто ласкали ,

Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уже ночь наступила ,

Уже ночь наступила для уснувшей Земли,

Для меня же блистало дневное светило ,

Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени ,

Уходящие тени потускневшего дня,

И все выше я шел, и дрожали ступени ,

И дрожали ступени под ногой у меня.

(К. Бальмонт)

Повторы в этом стихотворении отчасти несут иллюстративную функцию: создается впечатление тяжелого переступания со ступеньки на ступеньку башенной лестницы. Но главное в том, что эти повторы выделяют и укрепляют в сознании читателя главную тему -- движение-преодоление. Нередко используются повторы целых предложений или больших обособленных групп, например,

Спит не спит , лежит Никита ,

Слышен скрип и хруст травы.

Глухо тукают копыта

Возле самой головы...

Спит не спит , лежит Никита ,

Сказку бережно ведет...

Спит не спит Никита , дремлет

С картузом под головой.

Теплым телом греет землю

Под примятою травой. (А. Твардовский)

Ы. В лексической стилистике: родовое обозначение анафоры, эпифоры, анадиплосиса, симплоки, повторение одной и той же словоформы на обозримом участке текста. Мне опостылели слова, слова, слова (А. Тарковский) …

- (повторение, удвоение). Полное или частичное повторение корня, основы или целого слова как способ образования слов, описательных форм, фразеологических единиц. Еле еле, крепко накрепко, крест накрест, мало помалу, рад радешенек, честь честъу,… … Словарь лингвистических терминов

Стилистические ресурсы синтаксиса, или синтаксическая стилистика - – стилистические возможности средств синтаксиса, их роль в порождении стилистически маркированных высказываний; способность синтаксических единиц выступать в качестве средств экспрессивно стилистических, т.е. связанных с достижением… …

Связность речи как текстовая категория - – 1) свойство речи или целого текста (см. Текстовая категория), реализуемое специализированными или функционально ориентированными на выражение этого свойства разноуровневыми языковыми единицами; 2) семиологическая категория, представляющая собой … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

- (от др. греч. χιασμός) риторическая фигура, заключающаяся в крестообразном изменении последовательности элементов в двух параллельных рядах слов (например, фраза К. С. Станиславского: «Умейте любить искусство в себе, а не себя в… … Википедия

анафора - ы. Стилистический прием, синтаксическая фигура2: 1. Лексический повтор в начале нескольких следующих друг за другом канонических фрагментов художественного текста (стихотворной строки, строфы или колона). 2. Любой начальный повтор (в том… … Учебный словарь стилистических терминов

Основная статья: Функциональные стили речи Разговорная речь функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своими мыслями или чувствами, обменивается информацией по бытовым вопросам в… … Википедия

Стилистика ресурсов - (структурная, строя языка, стилистических средств языка, аналитическая, практическая, традиционная) – направление стилистики, изучающее стилистические ресурсы языка. Это наиболее традиционная область стилистики, объектом которой является состав… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

Александр Петрович Сковородников Дата рождения: 30 ноября 1929(1929 11 30) (83 года) Место рождения: Харбин, Китай Страна … Википедия

способы актуализации коммуникативного центра высказывания - 1) логическое (или фразовое) ударение, позволяющее выделить информативный центр предложения при любом порядке слов; 2) порядок слов, являющийся важнейшим средством выделения КЦ предложения в устной и письменной речи, выполняющий ряд функций: а)… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Повтором называется целый ряд речевых фигур, которые основаны на неоднократном использовании каких-то (например, слов, синтаксических конструкций, морфем или звуков) в пределах одного предложения или смыслового отрезка текста. Применяются они с целью сделать высказывание более выразительным.

В зависимости от критериев, лежащих в основе деления, различают несколько видов повторов. Например, во внимание может приниматься тип единиц, которые встречаются несколько раз. Тогда выделяют звуковой, морфемный, синтаксический и лексический повтор.

Следующим критерием служит расположение тех единиц, которые встречаются несколько раз. В зависимости от этого повторы бывают:

  • дистантные (когда другие элементы текста стоят между одинаковыми словами, морфемами и т. п.);
  • контактные (когда единицы, которые повторяются идут одна за другой).

Важно и то, насколько точно воспроизводится первоначальное слово, звук или конструкция. В зависимости от этого повторы бывают частичные и полные.

На их классификацию также влияет синтаксическая позиция в конкретном отрезке речи (строфе, абзаце, предложении, строке) одинаковых единиц, которые встречаются много раз. Так в случае с упорядоченными повторами она для всех одна и та же. При неупорядоченных синтаксическая позиция не объединяет эти единицы.

В чаще всего применяется именно лексический повтор. Это преднамеренное неоднократное использование единиц речи для придания тексту экспрессивности или акцентирования внимания читателя, слушателя на каком-то определенном моменте. Чем ближе их расположение друг к другу, тем вероятнее, что адресат их заметит.

Сам термин «лексический повтор» уже дает понять, что в этом случае одинаковые единицы, которые встречаются много раз подряд, - это слова. Используют его только тогда, когда говорящий желает лишь в целом отметить применение одних и тех же лексем. Когда же касаются построения повтора, его организации, то используют термины, дающие более точную характеристику. Это, например, стык, эпифора, кольцо, анафора и многие другие.

И в художественном тексте и в лексический повтор играет огромную роль и выполняет несколько функций.

  1. Передача монотонности действий, их однообразия.
  2. Придание высказыванию ясности, благодаря чему изложение перестает быть туманным, непонятным.
  3. Лексический повтор способствует тому, что высказывание приобретает большую эмоциональную силу, она нарастает и повествование становится более напряженным.
  4. Подчеркивание, выделение в речи той группы слов, которая несет особую смысловую нагрузку.
  5. Длительность и многократность действия тоже помогает выразить лексический повтор. Примеры его использования с такой целью легко найти в фольклоре.
  6. Смягчение перехода от одной темы высказывания к другой.
  7. Повторение одинаковых единиц делает предложение более ритмичным, приближая его тем самым к стихотворению.
  8. Связывание синтаксических конструкций в тексте. Это происходит благодаря особому ритму, образующемуся при повторении словосочетаний или слов.
  9. Замедление повествования. Этот прием свойственен для устной народной поэзии. Он не просто замедляет речь, а и помогает придать сказу песенный характер.

Лексический повтор в сочинениях классиков - это средство, помогающее сделать высказывание выразительным, связать между собой фразы (по цепочке), заострить смысл, способ обратить внимание читателя на подтекст. А вот в сочинении школьника он чаще всего принимается учителем за Но всегда ли такое решение мотивированно? Использование лексического повтора в речи нельзя считать оправданным только в двух случаях:

  • когда он не служит для связи фраз в тексте;
  • когда он не выполняет эмфатическую функцию.

Только на этом основании можно принимать использование лексического повтора за ошибку, которая свидетельствует о том, что словарь ученика очень ограничен и он не в состоянии подыскать слову подходящую замену.