Актуальные проблемы реализации проекта профессиональный стандарт педагога. Профессиональный стандарт педагога опасен прежде всего для талантливых учителей

Мы живём в стремительно меняющемся мире. Современные дети владеют в совершенстве современными технологиями. У них другие интересы. Педагогическая деятельность в современной школе нуждается в модернизации. Кроме того, развиваются наука и техника. Учитель должен быть готовым к переменам. Мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - к этому должен стремиться каждый учитель.

Профессиональный стандарт нацелен на умение общаться с детьми, признавая их достоинство; умение защищать тех, кого в детском коллективе не принимают; готовность работать с детьми, независимо от их способностей, психического и физического состояния здоровья и даже уважение к различным культурам и языкам учащихся других национальностей.

У учителей сложилось противоречивое отношение к введению стандарта. С одной стороны, внедрение стандарта необходимо. Учителя компетентны во многих вопросах. С другой стороны, существуют пробелы в некоторых компетенциях, которые нужно как-то ликвидировать в ближайшее время. Когда-то в вузе мы изучали основы психологии, но эти знания были поверхностны. Мы не изучали инклюзивное образование.

Какие проблемы выявляются при введении профстандарта?

1. Психологическое неприятие стандарта некоторыми категориями учителей.

2. Потребуется дополнительное самообразование учителя, повышение квалификации.

Многие положения стандарта мы выполняем: знаем свой предмет, умеем разрабатывать рабочие программы, умеем проводить уроки и выполнять самоанализ, владеем ИКТ-технологиями, умеем объективно оценивать знания учеников, используя разные формы контроля. Проблема может возникнуть с использованием специальных подходов к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.

Чему учить учителя? В каких направлениях? Какие темы рассмотреть на курсах повышения квалификации?

Учителю придётся внимательно изучить профессиональный стандарт и определиться, какие пробелы в компетенциях существуют. И в зависимости от этого составить план повышения профессионального уровня. Считаю, что во многих вопросах самостоятельно учителю не справиться: необходимо организовать курсы повышения квалификации с привлечением специалистов разного уровня: психологов, дефектологов.

Трудности могут возникнуть с освоением и применением психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: социально уязвимыми детьми, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми-мигрантами, детьми с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), детьми с девиациями поведения, детьми с зависимостью.

Компетенции учителя русского языка и литературы: план работы МО учителей русского языка и литературы (дополнения в план по реализации профстандарта).

Современной школе требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания. РМО помогает учителям различных категорий, решает теоретические и методические проблемы преподавания русского языка и литературы. Каждый учитель имеет методическую тему, над которой работает, углубляя знания по ней и практически совершенствуя формы и методы работы.

Сформулирую задачи деятельности МО на 2014 - 2015 учебный год по реализации приоритетных направлений деятельности МО, которые созвучны с требованиями ПСП.

  1. Продолжить работу по изучению и внедрению передового педагогического опыта.
  2. Внедрять новые технологии в педагогическую деятельность учителей района.
  3. Вовлекать учителей в творческий поиск, в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность и в перспективе - в научно-исследовательскую деятельность.

4. Изучать методические новинки и литературу по подготовке и совершенствованию преподавания уроков русского языка и литературы.

5. Совершенствовать методику обучения учащихся с ярко выраженной познавательной активностью, одарённых детей, а также слабоуспевающих учащихся.

6. Изучить опыт пилотных школ по ФГОС

С чего начать?

1. Разместить информацию о стандарте на сайте (школы, индивидуальном)

2. Провести заседание РМО «Введение профессионального стандарта»

3. Провести мониторинг потребностей учителей русского языка на основе проведенной учителями самооценки знаний требований ПСП «Мой заказ на повышение квалификации».

4. Скорректировать план работы МО в соответствии с требованиями ПСП

5. Обязательно привлечь школьного психолога, сотрудников АКИПКРО и АлтГПА(для проведения практико-ориентированных курсов).

Формы работы РМО

1. Агитбригада "Телестудия "Школьная планета" (система работы с разновозрастной группой ребят).

2. Практикум "Эффективные техники обучения взрослых"("Снежный ком", "Мозговой штурм").

3. Заседание МО "Педагогическая деятельность тьютора".

4. Требования ФГОС к современному уроку (открытые уроки учителей Малиновоозёрской СОШ и начальной школы).

5. Участие в вебинарах (изд-ва "Легион", "Учмаг", "Просвещение" и т.д.).

Для меня настоящим открытием стали книги Анатолия Гина "Приёмы педагогической техники" и С.И.Заир-Бека "Развитие критического мышления на уроке".

Эти книги позволят учителю по-новому взглянуть на то, как нужно учить и учиться в современном мире.

Подводя итог всему вышесказанному, хочу отметить, что профессиональный стандарт педагога позволил по-новому взглянуть на профессиональные качества учителя. Конечно, в институте мы получили необходимые знания, но время идёт, всё изменяется... Меняются технологии обучения. Каждый учитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым профессии. Что же касается трудностей: много работы и мало свободного времени. А в общем, мы всё преодолеем!

1

В статье рассматриваются профессиональные затруднения педагога, возникающие при внедрении ФГОС общего образования. Автор классифицирует выявленные затруднения в соответствии с компонентами образовательного процесса: ошибки и трудности в целеполагании, отборе содержания учебного материала, выборе форм, методов и технологий обучения, в осуществлении контрольно-оценочной деятельности. Также в статье анализируются причины, выявленных профессиональных затруднений педагогов и предлагаются пути и формы их разрешения: от теоретической подготовки (педагогические советы, заседания МО, теоретические семинары, методические дни, выступления, доклады, выставки), работы творческой группы учителей, консультирования педагогов до учительских лабораторий, практических занятий, тренингов, деловых и ролевых игры.

профессиональные затруднения педагогов

федеральный государственный образовательный стандарт

целеполагание

выбор технологий обучения

контрольно-оценочная деятельность педагога.

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). – М.: «Педагогика», 1977. – 256 с.

2. Виноградова А. П. Исследование профессиональных затруднений учителей в построении образовательного процесса в основной школе // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – Режим доступа: http://www.?id=20976.

3. Вольтер. Избранные произведения. – Москва: «ГИХЛ», 1947. – 646 с.

4. Герцен А. И., Огарев Н. П. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1990. – 368 с.

5. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. – Л., 1967. – 183 с.

6. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М.: Высшая школа, 1990. – 119 с.

7. Петунин О. В. Познавательная самостоятельность учащейся молодежи: монография. – Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 2010. – 372 с.

8. Полякова Т. С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей. – М, 1983.

Никогда не бывает больших дел без больших трудностей

Вольтер

Существенные политические, экономические и социальные изменения в России, произошедшие за последние годы, вызвали потребность в содержательном и структурном обновлении образования и разработке, введении и внедрении федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального (НОО), основного (ООО) и среднего общего образования (СОО).

В Кемеровской области накоплен актуальный опыт внедрения ФГОС. Так, ФГОС НОО в регионе внедряется с 2010 г., ФГОС ООО с 2012 г. (в 2015/2016 учебном году в 6-ти образовательных организациях по ФГОС уже обучаются учащиеся 8-х классов), а ФГОС СОО с 2014 г. (пилотными школами, отрабатывающими различные элементы введения ФГОС СОО, являются 40 образовательных организаций). Данный опыт позволил нам изучить затруднения педагогов, возникающие при внедрении ФГОС и представить их в настоящей статье.

Современный учитель, следующий требованиям ФГОС, должен владеть целым рядом компетентностей:

В сфере построения образовательного процесса;

В организации взаимодействия субъектов образовательного процесса;

В сфере общения;

При создании образовательной среды и использовании её возможностей и др. Как показывает практика, не все учителя в полной мере готовы к выполнению профессиональных функций в соответствии с требованиями ФГОС .

Высокий уровень требований приводит к возникновению у педагогов различных затруднений, которые чаще всего являются последствием несформированности базовых компетентностей. В психолого-педагогических исследованиях различные авторы уделяли внимание проблеме профессиональных затруднений: Ю. К. Бабанский, А. П. Виноградова, Н. В. Кузьмина, Т. С. Полякова .

В работах Н. В. Кузьминой профессиональное педагогическое затруднение понимается как переживание субъектом состояний напряжения, тяжести, неудовлетворенности. Возникают такие состояния в результате действия внешних факторов деятельности и зависят от характера самих факторов, степени подготовленности к деятельности и отношения к ней .

Т. С. Полякова пишет о том, что трудности в профессиональной деятельности вместе с видимыми негативными последствиями содержат и позитивную функцию, активизируя творческий поиск .

Изучение документов педагогов, наблюдение за практической деятельностью учителей, контрольно-методические срезы, контроль ведения документации, анализ результатов деятельности педагогов, собеседование, анкетирование, а также анализ практики внедрения ФГОС показывают, что суммарно затруднений, испытываемых учителями, достаточно много (это не значит, что всю сумму затруднений испытывает один конкретный учитель). Это сложности в области постановки целей и задач деятельности с учетом требований ФГОС, трудности в области мотивации учебной деятельности школьников, недостаточная компетентность учителя в области обеспечения информационной основы учебной деятельности, в области организации учебной деятельности. Этот перечень можно продолжить, и будет получен внушительный перечень затруднений.

Чтобы разобраться в испытываемых педагогами затруднениях и не ограничиться их простым перечнем, применим для их анализа системный подход и осуществим классификацию затруднений по компонентам образовательного процесса.

Традиционно, в образовательном процессе выделяется ряд компонентов: 1) Целевой; 2) Содержательный; 3) Процессуальный; 4) Оценочно-коррекционный. Далее остановимся на профессиональных затруднениях педагогов, проявляющихся при реализации названных компонентов образовательного процесса .

Первоначально остановимся на ошибках и затруднениях педагогов в целеполагании . Учителя часто испытывают трудности в формулировании цели своей педагогической деятельности с учетом требований ФГОС. Не все учителя готовы к принятию целей образовательного стандарта, изменений, связанных с введением ФГОС. Учитель не всегда до конца понимает, что от него хотят и как к этому приложить свой большой опыт. Назовем лишь некоторые ошибки и трудности учителя при постановке цели занятия:

Целеполанием (выявлением целей и задач учителя и учащихся, их предъявлением друг другу, согласованием достижения) педагог занимается формально и лишь на последней стадии планирование занятия;

Цели поставлены абстрактно и не могут служить руководством к проведению единичного занятия;

Неумение спроектировать личностные и метапредметные результаты обучения;

Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела, идет подмена целей урока средствами их достижения и др.

Очевидно, что педагогически грамотно поставленные цели занятия должны быть диагностируемыми, конкретными, понятными, осознанными, описывающими желаемый результат, реальными, побудительными (побуждающими школьников к действию), точными и пр. .

Трудности в поиске ценностного смысла в изучаемом материале (знание не ради знания, а для жизни; настоящие знания - это то, что позволяет человеку справиться с любой ситуаций, будь то кризис в стране, поступление в ВУЗ или решение повседневных жизненных задач);

Трудности в сочетании принципов научности и доступности, в изучаемом материале не выделено главное;

Материал не систематизирован и не связан с предыдущим, и др.

Таким образом, содержание учебного материала должно отвечать принципу научности, соответствовать теме урока и требованиям программы, по которой работает учитель, обеспечивать связь теории с практикой, раскрывать практическую значимость знаний, проявлять связь изучаемого материала с ранее пройденным и т. д. .

Говоря об ошибках и трудностях в подборе технологий и методов обучения , остановимся на двух их крайних проявлениях:

Использование стандартных методов традиционной технологии (объяснение материала, устный опрос, решение задач и др.);

Односторонняя увлеченность методами деятельностного обучения (игровые, проектные, проблемные и др.).

Очевидно, что обучение невозможно при полном исключении из дидактического арсенала учителя роли транслятора знаний, репродуктивных методов обучения. Как показывает практический опыт, все дело в их гармоничном сочетании. «Рецепт» данного гармоничного сочетания сложен и индивидуален на каждом уроке. Он определяется степенью мотивированности класса к изучению данного предмета, степенью подготовленности класса, уровнем сложности и объемом изучаемого материала, возрастом детей и т. д. .

Наконец, трудности осуществления учителем в соответствии с требованиями ФГОС контрольно-оценочной деятельности :

Проблема преодоления «универсальности» школьной отметки в оценивании предметных знаний и умений;

Отсутствие опыта в оценивании метапредметных результатов;

Неумение психологически грамотно оценить личностные результаты обучения и др.

Результаты контрольно-оценочной деятельности, осуществляемой учителем, должны точно и объективно отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика - как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давать целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им планируемых результатов обучения. Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности .

Каковы причины профессиональных затруднений, испытываемых учителем при внедрении ФГОС? Они, как и сами затруднения многочисленны и разноплановы.

Во-первых, изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся. Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников. Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность учеников: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а частные методики еще слабо оказывают помощь учителю в этом.

Во-вторых, научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом.

В-третьих, учителя не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения.

В-четвертых, изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся, как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.

В-пятых, нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей детей и др.

Каковы пути преодоления выявленных затруднений? Их несколько.

1) Составление плана по коррекции затруднений педагогов.

2) Организация методической работы. С целью преодоления профессиональных затруднений учителей по реализации ФГОС методическую подготовку, на наш взгляд, следует вести по нескольким направлениям:

Обеспечение психолого-педагогической подготовленности учителей в соответствии с современными требованиями;

Осмысление теоретических аспектов введения ФГОС;

Развитие, обновление и обеспечение доступности профессионально-педагогической информации для учителей;

Обучение учителей формам и педагогическим технологиям, заложенным в ФГОС и др.

3) Выбор учителями актуальных тем по самообразованию и контроль над процессом их разработки.

4) Организация и проведение тренингов для учителей по необходимым темам. Приведем несколько тем таких занятий:

Тренинг общения с целью совершенствования коммуникативных умений эффективного взаимодействия с учащимися и коллегами и выработки оптимальных стилей общения с разными людьми;

Тренинг креативности, который служит для развития творческого воображения и мышления учителей;

Тренинг разрешения различных педагогических ситуаций, вырабатывающий навыки учителей по более результативному взаимодействию с обучающимися и др.).

5) Организация работы проблемно-творческих групп. Она может быть сформирована из педагогов-экспертов, которые по результатам самодиагностики не испытывают затруднений в тех или иных аспектах деятельности. Приведем примеры тем нескольких проектов, которые могут быть выполнены учителями в рамках проблемно-творческой группы:

Формы контроля степени сформированности УУД школьников;

Роль лабораторного практикума в реализации активных методов обучения школьников;

Особенности форм и педагогических технологий реализации ФГОС;

Особенности форм и педагогических технологий внеурочной работы школьников, как компонента ФГОС;

Научно-исследовательская деятельность учащихся, осуществляемая в соответствии с требованиями ФГОС и др.

6) Создание информационной базы, позволяющей учителям преодолевать профессиональные затруднения, связанные с реализацией ФГОС. Речь идет о программах внеурочной деятельности школьников, создании базы лучших сценариев занятий с использованием активных методов обучения, разработках собственных средств наглядности.

7) Взаимные посещения уроков, как учителями-предметниками, работающими в основной школе, так и уроков учителей начальных классов. Это должно способствовать большей преемственности в работе по реализации требований стандарта. Показ опыта в режиме реального времени в форме серии открытых учебных занятий и внеурочных мероприятий (заседаний научных и научно-технических обществ обучающихся, предметных месячников, недель и др.), как показывает наш педагогический опыт, имеет непреходящее значение в деле преодоления профессиональных затруднений педагогов.

8) Проведение повторной диагностики затруднений педагогов.

Формами, используемыми для преодоления профессиональных затруднений педагогов, могут стать:

1) Теоретическая подготовка (педагогические советы, заседания МО, теоретические семинары, методические дни, выступления, доклады, выставки). Приведем в качестве примера несколько тем педагогических советов, семинаров:

Структура и содержание основной образовательной программы школы;

Психологические основы системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию обучающихся;

Внеурочная деятельность и ее роль в достижении результатов обучения и воспитания школьников и др.

2) Консультирование учителей, разработка рекомендаций, памяток.

3) Круглые столы, проводимые с целью обмена опытом. Приведем примеры тем для заседаний круглых столов:

Психолого-педагогические основы работы с подростками;

Особенности подросткового возраста и их учет в педагогической деятельности;

Совместимы ли личностно ориентированное обучение и педагогические технологии?;

Наиболее острые проблемы реализации ФГОС и др.

4) Выставки, аукционы педагогических и методических находок, которые предполагают выдвижение и защиту идей, направленных на реализацию требований, заложенных в ФГОС. В ходе их проведения педагоги за ограниченное время могут рассказать о своих идеях и практических находках так, чтобы коллеги заинтересовались ими и выбрали для дальнейшего использования в практической работе. В процессе защиты педагогических идей должны быть введены позиции: автор, оппонент, интерпретатор, практик. Участником данного мероприятия предлагаются вопросы для уточнения и объединения этих позиций.

5) Практические занятия, деловые и ролевые игры, которые обеспечивают активную позицию учителя в преодолении затруднений и поэтому заслуживают большого внимания. Приведем несколько тем таких занятий:

Моё место и роль в процессе реализации ФГОС;

Свобода творчества и ответственность учителя в рамках ФГОС;

Если бы я был … и др.

6) Семинары-практикумы по использованию активных и продуктивных технологий и методов обучения, которые дают возможность развивать умения учителей пользоваться широким спектром педагогических технологий, методических приемов и средств. Сформировать эти и другие умения возможно лишь при активном участии учителей в деятельности практического характера.

7) Педагогические мастерские способны дать учителям возможность для разработки и претворения в жизнь инновационных форм и педагогических технологий активного обучения школьников. Как правило, все участники игры активно включаются в предложенную педагогическую ситуацию и предлагают свои пути решения той или иной поставленной проблемы. В ходе проведения педагогических мастерских педагоги могут делиться на группы, каждая из которых должна предложить свои пути решения какого-либо профессионального затруднения, связанного с введение ФГОС.

8) Методический калейдоскоп может включать обмен между учителями наиболее удачными педагогическими находками и методическими приемами по внедрению в образовательный процесс системно-деятельного подхода и др.

В работе по преодолению профессиональных затруднений учителей при внедрении ФГОС особое внимание необходимо уделить практическим формам работы, ибо, как говорил А. И. Герцен: «Теория внушает убеждения, пример определяет образ действий» .

Библиографическая ссылка

Петунин О.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ ПЕДАГОГА ПРИ ВНЕДРЕНИИ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 1.;
URL: http://?id=24061 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Дагбаева С.М.,
преподаватель английского языка
ГАПОУ «Агинский педагогический колледж» им. Б.Ринчино

Характерной чертой последних десятилетий является не столько появление новых профессий, сколько изменение «границ» старых, связанное с новыми видами деятельности, новыми технологиями и методами работы, новыми требованиями к результатам и оценке эффективности. Профессия педагога сегодня расширяет свои границы и уходит в целом в гуманитарную сферу, и потому стандарты, по мнению разработчиков, могут на долгие годы определять успех и эффективность не только системы образования, но всей жизни общества.

Актуальность появления профстандарта педагога очевидна, поскольку продолжающаяся модернизация общего образования требует от современной образовательной организации высокого качества образования. Для реализации этой задачи школа, дошкольное учреждение должны обладать высокопрофессиональным составом педагогических кадров. Эта задача становится исключительно актуальной. Анализ образовательных результатов, прежде всего, итоговой государственной аттестации выпускников основного и среднего общего образования, за последние годы подтверждает и обостряет проблему кадрового потенциала системы образования.

Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Минтруда РФ от 18.10. 2013 г. N 544н, сроки его введения в штатном режиме определены на 1 января 2017 года. Исходя из этого возникает необходимость целенаправленной подготовки педагогических кадров в соответствии с требованиями профстандарта педагога.

Утвержденный стандарт - сложный регулятор большого числа вопросов педагогической работы: трудоустройства педагога, определения его должностных обязанностей, аттестации, оплаты труда.

Профстандарт - инструмент реализации стратегии образования, повышения качества образования, также является базой для оценки квалификации и труда педагога, на основе его - могут создаваться трудовые договоры. В первую очередь требования профстандарта коснутся педагогов в ходе аттестации на соответствие занимаемой должности, а это массовая процедура.

В настоящее время мы имеем профессиональные стандарты, касающиеся педагога дошкольного образования (воспитатель), педагога начальной школы, педагога основной школы, педагога старшей школы. В ближайшей перспективе будет утвержден профстандарт педагога дополнительного образования и педагога системы профессионального образования. Планируется разработка и утверждение профстандартов по следующим специальностям: педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог) в дошкольном учреждении общего типа и массовой школе, тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка-инвалида.

Цель применения профстандарта заключается в определении необходимой квалификации педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка; обеспечении необходимой подготовки педагога для получения высоких результатов его труда; обеспечении необходимой осведомленности педагога о предъявляемых к нему требованиях; содействии вовлечения педагогов в решение задачи повышения качества образования.

Профстандарт предусматривает наличие новых компетенций педагога таких как:

  • работа с одаренными учащимися;
  • работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
  • преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;
  • работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
  • работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.

Профстандарт должен стать системообразующим механизмом, который повысит качество работы педагогов в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов общего образования.

Следует отметить новые характеристики деятельности профессионала-педагога, к ним относятся:

  1. Мобильность
  2. Способность к нестандартным трудовым действиям
  3. Умение работать в команде
  4. Готовность к изменениям
  5. Ответственность и самостоятельность в принятии решений.

В профстандарте требования к профессиональным компетенциям выделены по трем общепедагогическим функциям: обучение, воспитание, развитие,- они исключительно высокие, например, в обучении: владение формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков; умение объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля, владение ИКТ-компетенциями и др.. В воспитании педагог должен уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися; уметь проектировать и создавать ситуации и события; уметь создавать в учебных группах детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов. Педагог должен владеть личностными качествами и компетенциями, необходимыми для формирования и развития метапредметных и личностных компетенций обучающихся.

В настоящее время в Российской Федерации ведется работа по подготовке к переходу на профстандарты. Профессиональный стандарт педагога (учитель, воспитатель) до утверждения прошел широкое общественное обсуждение. В 21 субъекте Российской Федерации, в том числе в Забайкальском крае, созданы площадки по апробации профстандарта. В регионах разработаны стартовые региональные модели, проекты, сформированы региональные команды и специализация регионов. В Забайкальском крае региональной стажировочной площадкой определен Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы и утверждены 14 образовательных организаций в статусе базовых опорных площадок по апробации региональной модели внедрения профстандарта.

Профессиональный стандарт педагога (учитель, воспитатель) вошел в Комплексную программу повышения профессионального уровня педагога, которая утверждена Правительством РФ 28.05.2014 года за № 3241-П8.

Комплексная программа состоит из четырех подпрограмм:

  1. Внедрение профессионального стандарта «Педагог»
  2. Модернизация педагогического образования
  3. Переход к эффективному контракта
  4. Повышение престижа профессии

В рамках настоящей программы проектируется построение взаимосвязанных изменений оценки и оплаты труда педагогических работников (эффективный контракт), процедур сертификации квалификаций, аттестации на базе профстандарта, изменения системы педагогического образования, подготовки и ПК, которая включает овладение ими современными образовательными технологиями обучения и воспитания, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, а также повышения статуса и престижа педагогической профессии. Тем самым предполагается подойти к решению проблемы подготовки и повышения профессионального уровня педагогов комплексно. Для реализации Комплексной программы в целях подготовки и внедрения профессионального стандарта педагога актуальным является формирование пакета нормативно-правовых документов регионального, муниципального уровней и уровня образовательной организации. Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края подписан приказ № 579 от 27 июня 2014 года «О разработке Плана мероприятий («дорожная карта») по реализации комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций Забайкальского края»

Мероприятия подпрограммы 1 направлены на обеспечение перехода образовательных организаций общего образования на работу в условиях действия профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" ; организацию переподготовки и повышения квалификации педагогических работников общего образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога; формирование системы аттестации педагогических работников общего образования на основе профессионального стандарта педагога.

Более подробно остановимся на подпрограмме 2. Целью подпрограммы №2 является обеспечение подготовки в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.

Для решения данной цели в подпрограмме выделены следующие задачи:

  • изменение содержания федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ по направлениям укрупненной группы направлений подготовки и специальностей "Образование и педагогические науки" и технологий обучения в целях учета требований нового профессионального стандарта педагога, обеспечения реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
  • апробация обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ и обеспечение к 2020 году их внедрения в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательные программы в рамках укрупненной группы направлений подготовки и специальностей "Образование и педагогические науки".

На федеральном уровне утвержден комплекс мероприятий по модернизации педагогического образования, в рамках которых предусмотрены следующие меры:

  • разработка и апробация федеральных государственных образовательных стандартов и основных профессиональных образовательных программ по направлениям укрупненной группы направлений подготовки и специальностей "Образование и педагогические науки" с учетом соответствующих положений профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, включая новое учебное содержание, новые технологии обучения, в том числе, направленные на овладение современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования, участвующих в разработке и апробации (2014-2017 годы);
  • реализация моделей сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и общеобразовательных организаций, направленных на реализацию педагогических программ бакалавриата, отвечающих следующим характеристикам: значительное увеличение объема практической подготовки (не менее чем в 3 раза), проведение длительных практик, в том числе обеспечивающих реализацию индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся, уже имеющих среднее профессиональное или высшее образование (2014-2017 годы);
  • разработка программ многопрофильного бакалавриата на основе федеральных государственных образовательных стандартов нового типа, предполагающего возможность комбинации двух профилей обучения: общегуманитарного и педагогического в том числе направленного на овладение современными образовательными технологиями и методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, который выбирается после изучения основного блока с учетом индивидуальных особенностей и способностей обучающегося (2015-2017 годы);
  • апробация моделей подготовки кадров в ходе разработки основных образовательных программ магистратуры 3 видов: программ подготовки по педагогическим направлениям с усиленной практической или исследовательской направленностью, программ по менеджменту для управленческого персонала системы образования (2015-2017 годы);
  • разработка и апробация модели получения педагогического образования лицами, не имеющими педагогического образования, но мотивированными к педагогической деятельности, на программах магистратуры практической направленности (2015-2017 годы).

На федеральном уровне в 2016 году планируется разработать и утвердить отраслевую рамку квалификаций (4 или 5 уровней), изменения в нормативно-правовые акты, касающиеся, в первую очередь, экзаменов, аттестации, должностных обязанностей, разработать методические рекомендации и примерные документы на уровне образовательной организации (примерный трудовой договор и т.п.)

На региональном уровне создается и апробируется региональная модель применения профстандарта, в которой определено взаимодействие основных участников: органы власти регионального и муниципального уровней, учреждения профессионального образования педагогической направленности, учреждения дополнительного профессионального образования работников образования, образовательные организации, общественные организации. На уровне организаций среднего и высшего (педагогического) образования предстоит создать и апробировать новые модели экзаменов и новые модели подготовки педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Педагог - ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений - все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Введение профстандарта"»

«Введение профессионального стандарта педагога проблемы или развитие?»

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.

Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.

Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

П р о ф е с с и о н а л ь ны й с т а н д а р т – х а р а к т е р и с т и к а квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности

Если сравнить понятия «квалификация работника» и «профессиональный стандарт», то придем к такому умозаключению, что профессиональные стандарты представляют собой более детализированную систему, определяющую минимальные требования к квалификации работников для конкретных должностей. В то же время наименование конкретной должности и профстандарта могут отличаться, т.к. профстандарты разрабатываются не под какую-либо должность или профессию, а под вид профессиональной деятельности. Профстандарты связывают между собой сферу труда и сферу профессионального образования, опираются на реальный опыт профессиональной деятельности специалистов.

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.