Академический час - что это? Академический час.

Все слышали термин «академический час», но не все знают, что именно входит в это понятие и почему нельзя отождествлять его с астрономическим шестидесятиминутным часом. Все дело в том, что это понятие гораздо шире и зависит от регламента конкретного образовательного учреждения. Но обо всем по порядку.

Астрономический или академический?

Еще со второй половины двадцатого века словосочетание «академический час» вошло в повседневных обиход школьников, студентов и преподавателей. Одним из его особенностей является то, что нет фиксированного значения времени, за которое проходит этот самый час. Он может быть от 15 до 60 минут и более. Поэтому ответить, сколько таких вот своеобразных единиц измерения содержится в астрономическом часе, довольно сложно.

Использование термина

Обычно понятие «академический час» используется при составлении расписаний и планов работы высших учебных учреждений. Именно в них высчитывается нагрузка учителей и учащихся, необходимое количество должностей в школе или университете и даже зарплата преподавателей.

Высшие учебные заведения

Еще совсем недавно размер академического часа устанавливался внутренним уставом вуза, но должен был вписываться в 50 минут. На сегодняшний день это ограничение сняли, и теперь академический час занятий может быть тождественен астрономическому часу, а то и превышать его. Такие вольности допускаются в программах обучений специалитета, магистратуры, докторантуры и других направлений последипломного образования. Это значительно облегчило студентам посещение занятий, так как «плавающий» час позволил совмещать основную профессию с повышением квалификации.

Среднее специальное образование

Здесь все строго регламентировано: 45 минут, не больше и не меньше. "Как в школе", - скажете вы и будете правы. Но существуют дополнительные ограничения на общее количество академических часов, оно не должно превышать тридцать шесть часов. Это учитывается при составлении плана теоретических и практических занятий, нагрузки преподавателей, а также корреляции этих планов с установленными государством каникулами для учащихся.

Школа

Тут все несколько запутанней, чем может показаться на первый неискушенный взгляд. Во-первых, академический час равен уже знакомым 45 минутам, но только для учащихся вторых-одиннадцатых классов. Первоклассники же на особом положении. Их расписание зависит не только от учебной нагрузки, но и от времени года за окном. Считается, что в первые два месяца учебного года академический час равен тридцати пяти минутам, а всего в день может быть не более трех занятий. Затем еще два месяца величина часа не изменяется, но увеличивается их количество до четырех. И вот уже после зимних каникул малыши, как и взрослые, переходят на сорокапятиминутный формат, по четыре занятия в день.

Дошкольные учреждения

В детских садах все зависит от возрастной группы учащихся. На общенациональном уровне регламентировано, что у детей до четырех лет длительность непрерывного обучения должна быть не больше пятнадцати минут в день. Это то время, которое отводится воспитателям на непосредственную работу со своими подопечными.

Для детей от четырех до пяти лет длительность увеличивают на пять минут, и получается, что академический час становится уже двадцатиминутным. А непосредственно перед школой, в шесть лет, разрешается проводить занятия с детьми продолжительностью до двадцати пяти минут включительно.

Еще несколько нюансов

Различают также понятия «учебная пара», которая составляет два академических часа, разделенных перерывом в пять минут. Но не каждое образовательное учреждение придерживается этого правила, так как оно нигде не закреплено юридически. Обычно оно чаще встречается в школах. В вузах же делают занятия по три-четыре академических часа, разделенных двумя неравномерными перерывами.

Еще один термин - «академическое опоздание» - тоже употребляется в ученической среде. Он равен пятнадцати минутам, по истечении которых учащиеся и преподаватель обязаны «найти» друг друга, либо студенты имеют право покинуть аудиторию без объяснений. Однако обычно это правило игнорируется из-за страха получить административное наказание за непосещение занятий.

Мы разобрались, чем отличается обычный час и академический. Часы работы обсчитываются в зависимости от того, в какой сфере образования рассматривается данное понятие. Если это дошкольники, то основной упор делается на игры и поддержание здоровья, а обучение переносится на второй план, а в школах и университетах другая политика. Поэтому при расчете учебной нагрузки и количества необходимых часов преподаватели, воспитатели, учителя бывают крайне щепетильны, ведь от этого зависит их доход. Иногда еще в это уравнение вписывают общее количество студентов, присутствующее на занятиях, и тогда начинается борьба за посещаемость. Но это уже частности, регламентируемые внутренними нормами вуза.

Начиная еще со школьной скамьи, на протяжении всей жизни мы занимаемся самообразованием. Чаще всего мы прибегаем за помощью к высшим или специализированным заведениям, курсам и тренингам, при выборе которых сталкиваемся с понятием «академический час».

Старшие дети уже привыкли к таким нагрузкам, поэтому академический час увеличивается со временем до 45 минут. И в высших заведениях, обычно, тоже используют такую временную шкалу. Как правило, один академический час предполагает изучение одного предмета, но в ВУЗах одного академического часа становится мало, поэтому их объединяют в пары. Следовательно, два академических часа равны одной паре.

Исходя из планирования урока преподавателем или учителем, такого отрезка времени хватает на проверку ранее полученных знаний, изучения новой темы и пояснения заданий, которые даются на самостоятельное изучение. Процесс интегрирования отечественной в балонскую (европейскую) вполне удовлетворяет таким стандартам.

Вся система образования построена на понятии «академический час». Это сколько выходит за весь курс обучения, вы можете посчитать сами. Академический час равен 45 минутам, один месяц - четыре учебные недели (как правило, пятидневка). Обычно один год обучения каждого предмета включает в себя от 72 академических часов (уроков).

Получая диплом об окончании высшего учебного заведения, вам на руки выдается также приложение к нему. В нем указаны все курсы, которые вы изучили, и сколько академических часов было выделено для изучения каждого предмета в отдельности. Опираясь на эти данные, ваш работодатель может определить степень вашей профессиональной подготовки.

Посещая всевозможные курсы и тренинги, вы также столкнетесь с этим понятием. Но в данном случае это время будет носить коммерческий характер. Поэтому, перед тем как производить оплату за предоставления вам услуг, следует уточнить длительность занятий. Порой многие заблуждаются, оплатив услугу за один академический час, думают, что им положено было выделить 60 астрономических минут. Но, как в итоге выясняется, изначально предполагалось только 45 минут. Хотя некоторые частные конторы могут увеличивать время до часа и более без перерывов.

Исходя из полученной выше информации, вы теперь сможете с легкостью планировать свое время. Так, например, зная, что занятие будет длиться полтора часа, вы пересчитаете время по формуле «один академический час + перерыв + один академический час». Учитывая, что перерыв обычно длится 10-15 минут, ваше занятие продлится 1 час 45 минут. Данная информация будет очень полезна для тех, кому часто приходится пользоваться рейсовыми маршрутами, или же просто отправляясь в командировку на курсы повышения квалификации в другой населенный пункт.

Все мы хорошо помним, что в школе уроки длились 45 минут. Между ними были переменки, на которых можно было поболтать, обсудить жизненно важные вопросы, съесть бутерброд или списать домашнее задание. На большой, 20-30-минутной, можно было успеть сходить в столовую и позавтракать. Что такое академический час? Это и есть те самые 45 минут. Правда, не везде, не во всех учебных заведениях. В большинстве стран, в том числе в России, академический час равен 40-50 минутам. В вузах занятия обычно сдвоенные. Это значит, что пара - единица измерения учебного времени - длится от 80 до 90 минут или примерно полтора часа.

В детском саду и начальной школе

Хорошо известно, что с возрастом меняется способность к долговременной концентрации внимания. Если занятия в развивающей школе (для малышей до 5-6 лет) должны продолжаться всего лишь 20-25 минут, то этому есть научное обоснование. Дети просто не смогут дольше сосредотачиваться, начнется "запредельное торможение" и эффект от уроков будет минимальным. Речь идет, конечно, о занятиях одним предметом без смены вида деятельности. В детском саду, в старших группах и в начальной школе способность удерживать внимание сохраняется в течение 35-40 минут. Именно поэтому "академический час" или учебный в младших классах, как правило, короче стандартного. Опытные учителя знают, что и в течение этого времени внимание не может удерживаться на одинаковом уровне. Поэтому уроки планируются с возможностью смены деятельности, различных заданий. В начале занятия детям нужно несколько минут на сосредоточение. Самыми продуктивными будут 15-20 минут в середине урока. А к концу просто необходим отдых и подведение итогов, поскольку дети уже утомлены. Это время грамотные учителя отводят для развивающих игр.

В средней школе

Подростки могут "работать" в течение более длительного периода. Именно поэтому зачастую в старших классах вводятся сдвоенные уроки. Несмотря на то, что эффективность такого планирования с точки зрения усвоения материала можно поставить под сомнение, эта практика помогает подросткам подготовиться ко "взрослому" расписанию, которое принято в вузах. Там академический час равен 45 минутам, занятия проводятся "парами" без перерывов. Те, кто учился или преподает в вузе, знают, что внимание резко снижается к концу занятия. Перемены длятся лишь пять-десять минут между парами. Иногда преподаватели делают паузы на "перекур" в середине лекции или семинара, и это очень важно. Даже такое непродолжительное переключение внимания позволит лучше воспринимать материал на второй академический час.

Традиции "четверти"

В большинстве европейских стран и в Америке продолжительность занятий такая же, как и в России. Но есть любопытная разница в понятии "академическое опоздание". У нас считается, что преподаватель может задержаться на четверть часа, а спустя 15 минут после начала занятий по расписанию студенты имеют полное право покинуть аудиторию. В Европе же дело обстоит немного иначе. И связано это с тем, что раньше время отсчитывалось по церковным колоколам. В расписании начало занятий указывалось с началом астрономического часа, но на переход между кампусами требовалось несколько минут. Поэтому сложилась традиция, что "академическая четверть" является обязательной, лекции начинаются с опозданием.

Хронометраж учебных циклов

Кроме того, единицей измерения времени, отведенного на освоение программы или ее части, является именно академический час. Это сколько же должен составлять весь курс, спросите вы? Все зависит от предмета и от самой программы. К примеру, при обучении иностранным языкам блоком, обеспечивающим переход на другой уровень (от А1 до А2, от В2 до С1) считается 120-240 часов. Многое зависит и от методики, и от интенсивности занятий. Автору этих строк доводилось планировать курсы для разных возрастных категорий, различной продолжительности и стоимости. Так вот, наименее эффективной практикой являются занятия, превышающие 2 академических часа. К концу пары ученики любых возрастов устают настолько, что третья часть - очередные 45 минут - превращаются в мучения и для преподавателя, и для слушателей. Психофизиологические особенности не обманешь. Организм настраивается на академический час, в течение этого времени человек может быть сосредоточенным. Вторые 45 минут можно посвятить повторению и закреплению. А вот все, что превышает эту продолжительность, либо должно быть отдано играм и развлечениям, либо будет просто потерянным временем.

Минута - это единица измерения времени, равная 60 секундам либо 1/60 часа. Сокращенное русское обозначение: мин, международное: min. «Минута» - это слово латинского происхождения. Его значение в переводе на русский язык звучит как «малость».

Академический час - это название учебного часа в учреждениях профессионального образования. Он не равен астрономическому и устанавливается нормативными документами. В общем случае академический час длится 45 минут (может колебаться в пределах 45-50 минут). В ВУЗах одно занятие длится 2 академических часа, то есть 90 минут и называется «учебная пара» («пара»).

Формулы перевода

В одном академическом часе - 45 минут, в одной минуте - 1/45 академических часа.

Как перевести академические часы в минуты

Чтобы перевести академические часы в минуты, необходимо количество академических часов умножить на 45.

КОЛИЧЕСТВО МИНУТ = КОЛИЧЕСТВО АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ * 45

Например, для того, чтобы узнать, сколько минут в 4 академических часах, нужно 4*45 = 180 минут.

Как перевести минуты в академические часы

Чтобы перевести минуты в академические часы, необходимо количество минут разделить на 45.

КОЛИЧЕСТВО АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ = КОЛИЧЕСТВО МИНУТ / 45

Например, для того чтобы узнать, сколько академических часов в 360 минутах, нужно 360/45 = 8 академических часов.

П онимание такой единицы времени, как академический час, с одной стороны не вызывает затруднений, однако в определенном контексте может привести к неоднозначному пониманию. В частности, правила, устанавливаемые отдельными учебными заведениями, могут вносить некоторые коррективы.

Академический час это сколько минут

Несмотря на то, что понятие академического часа существует примерно с середины ХХ века, оно до сих пор не приобрело должного распространения и известно значительно меньше, нежели термин «учебный час».

Нередко студенты ВУЗов задают вопрос, какой будет продолжительность академического часа, а также, сколько академических часов войдет в определенный промежуток привычного времени.

Большинство интернет-источников однозначно указывают, что час в академическом понимании равняется 45-ти минутам. Но известно, что эта величина не столь однозначна. В отличие от четко определенного астрономического часа продолжительность академического часа неоднозначна. Его величину определяют индивидуально, исходя из установленной каждым образовательным учреждением порядком. Эту информацию можно узнать, ознакомившись с уставом университета или академии.

Вместе с тем, стандартным является академический час в общеобразовательных школах (за исключением младших классов, где этот срок может быть сокращен, часто он составляет до 40 минут). Длительность часа в ПТУ и большинстве высших учебных заведений определяет их устав. Но зачастую, если в этом документе не указывается другая информация, и там данный показатель равняется 45-ти минутам.

Применение термина академический час

Понятие «академический час» в связи со своей спецификой имеет весьма ограниченную сферу употребления. Преимущественно его используют в учебных заведениях различного типа для составления расписания занятий, а также для расчета рабочей нагрузки преподавателей ВУЗа.

При этом студентов, как правило, интересует именно продолжительность данной величины. Но для преподавателей более важным является не продолжительность академического часа, а их количество, предусмотренное законом, что объясняется особенностями расчета их заработной платы. В свою очередь, на размер зарплаты, прежде всего, влияет именно этот показатель.

Таким образом, для того чтобы узнать, сколько минут будет составлять академический час в конкретном учебном заведении, нужно изучить его устав, в котором обязательно присутствует эта информация.