В чем заключались причины слабости государств крестоносцев. В чем заключались причины слабости государств крестоносцев В чем заключались причины слабости государств крестоносцев

На вопрос история 6класс. в чем заключались причины слабости государств крестоносцев? заданный автором Аня Качанова лучший ответ это Четвертым крестовым походом заканчивается большое военно-колониальное движение на Восток. Чем объяснить остановку и конечную неудачу всего этого движения, всколыхнувшего огромные массы и стоившие Западной Европе неисцелимых жертв? Конечно, большую роль сыграло здесь политическое объединеие Востока под властью египетских султанов и усиление отпора крестоносцам.
Но все же главной причиной были экономические и политические перемены в жизни Западной Европы. К 13 в. всюду в Европе наблюдается значительный рост производственных сил. Улучшилась техника сельского хозяйства, всюду распространяется техника трехполье. Крестьян частично начали переводить на денежную форму феодальной ренты. Денежная рента открывала -по крайне мере для зажиточного крестьянства-возможность повышения производительности своего хозяйства и возможность известного накопления.
Ко всему этому, необходимо добавить разделение труда между городом и деревней.Таким образом, Европа была в состоянии прокормить более многочисленное население, и влияние стихийных катастроф несколько смягчилось. Одновременно произошел ряд важнейших перемен в политической жизни Европы. Укрепилась королевская власть, подавлялась феодальная вольница, сокращались феодальные усобицы.Феодалы сделались более оседлыми.Для голодного рыцарства открылись более близкие объекты для грабежа и захвата, прежде всего Прибалтика. Обедневшие рыцари находили себе и другое применение -службу в наемных войсках королей.
Наконец, венецианцы, генуэзцы, провансальские и каталонские купцы заключали выгодные договоры с мусульманскими государями и не нуждались больше в помощи крестоносцев.
Словом, у всех общественных классов, принимавших участие в первых крестовых походах, к рассматриваемому периоду (этот рубеж наступил после четвертого крестового похода, то чем уже говорилось) ослабел интерес к рискованным заморским предприятиям. Все выше изложенное и послужило причиной окончания целой эпохи средневековья -эпохи крестовых походов.
Для Европы крестовые походы означали прежде всего огромные человеческие жертвы, при отсутствии каких либо видимых территориальных приобретений (последний оплот крестоносцев-Кипр, был присоединен в15 в. к Венеции). Кто действительно, оказался в выигрыше, так это Венеция и Генуя. Венецианцы и Генуэзцы, несмотря на вытеснение, крестоносцев из Сирии и Палестины, остались господами в средиземноморской торговле. Генуя обосновалась в византийских владениях, создала ряд торговых факторий на берегах Черного моря. Венеция завязала тесные отношения с Египтом. За счет торговой монополии происходило громадное обогащение. Спрос на шелка, пряности, жемчуг, которые итальянские купцы ввозили в Западную Европу, приносил сверхприбыли и стимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. Все это способствовало зарождению финансовой аристократии, развитию банковского дела и созданию предпосылок для капиталистических отношений.
Для церкви, крестовые походы означали в конечном итоге падение ее авторитета. Неслучайно, после четвертого крестового похода ни феодалы, ни простой народ практически не реагировали на призывы пап. 4-й крестовый поход дискредитировал власть папы даже в лице такого ее выдающегося представителя, как Иннокентий III. Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений, заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловые и даже дружеские контакты с мусульманами.
Культура. Крестовые походы ознакомили Европу с техникой и культурой Востока; впрочем не всегда возможно определить каким образом культура восточных передавалась на Запад. Крестовые походы были не единственным путем общения между Востоком и Западом. Арабы многое передали Западу через свои владения в Сицилии и особенно через Кордовский халифат. Византийская империя была посредницей не только в торговле, но и в передаче достижений в культуре и техники.

Многие в Европе пытались понять, почему крестоносное движение зашло в тупик.

    Проповедники внушали народу мысль, что безгрешные дети скорее смогут освободить Иерусалим, чем запятнавшие себя грехами рыцари. В 1212 году тысячи детей выступили в поход, чтобы вернуть Иерусалим. Многие дети вернулись домой, а остальные попали в руки корыстных дельцов и были проданы на невольничьих рынках Египта. Таков был печальный финал Крестового похода детей.

В XIII веке было организовано ещё четыре Крестовых похода, но особого успеха они не имели. Без помощи из Европы владения крестоносцев на Востоке были обречены. Их территория постоянно сокращалась. И вот уже в конце XIII века французский поэт с горечью написал: «Нам час пришёл - за ратью рать - Святую землю покидать!» В 1291 году пала последняя крепость крестоносцев на Востоке - Акра. Эпоха Крестовых походов закончилась.

Статуя крестоносца, вернувшегося домой. XII в.

О воздействии Крестовых походов на судьбы Востока и Запада нельзя судить однозначно. С одной стороны, грандиозные двухсотлетние усилия оказались для католического Запада исторической неудачей; удержать христианские святыни не удалось. Мусульманскому миру Крестовые походы принесли жертвы и разрушения, гибель памятников культуры. Тяжелейший удар был нанесён по Византии. Вражда между католическим Западом и православной Византией ещё более усилилась. С другой стороны, укрепились торговые связи между Востоком и Западом, расширились знания мусульман и христиан друг о друге. Европейцы многому научились на Востоке. Но история Крестовых походов - ещё и история о том, как два разных мира не смогли научиться терпимости друг к другу. И в любом случае Крестовые походы - одна из самых ярких страниц в истории Средневековья.

Из речи Урбана II на Клермонском соборе (В изложении хрониста XII века Роберта Рёймсского)

    Земля эта, которую вы населяете, стеснена вашей многочисленностью и едва может прокормить тех, кто её обрабатывает. Вот почему вы друг друга кусаете и пожираете, ведёте войны и наносите друг другу множество смертельных ран. Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Становитесь на путь Святого гроба, отнимите землю эту у нечестивого народа, покорите её себе... Иерусалим - это пуп земли, край плодоноснейший по сравнению с другими, земля эта словно второй рай... И этот-то царственный град, расположенный посредине земли, ныне находится в плену у врагов и уничтожается народами, не ведающими Господа. Он... не прекращает молить о том, чтобы вы пришли ему на выручку.

  • К кому в первую очередь обращался Урбан II? Как вы считаете, какие его доводы были наиболее убедительными для людей того времени?
  1. Объясните название: «Крестовые походы».
  2. Каковы были причины Крестовых походов?
  3. Одна из хроник XII века о Первом Крестовом походе называется «Деяния Бога через франков». Какая мысль заключена в этом названии?
  4. Установите, как связаны причины Крестовых походов и состав их участников.
  5. По карте учебника определите, через какие государства и города проходили пути воинов-крестоносцев - участников Первого Крестового похода.
  6. Обобщите факты по истории Первого, Третьего и Четвёртого Крестовых походов в таблице:
    1. годы,
    2. участники, их цели,
    3. основные события,
    4. основные итоги.
  7. Какой момент в движении крестоносцев был поворотным и почему?
  8. В чём заключались причины слабости государств крестоносцев?
  9. Придумайте рассказ от лица крестьянина, рыцаря или монаха (на выбор), услышавшего речь папы Урбана II в ноябре 1095 г. в Клермоне.
  10. Составьте портреты государей - предводителей Третьего Крестового похода по плану:
    1. положение в феодальной иерархии,
    2. цели участия в Крестовых походах,
    3. особенности поведения,
    4. какое имел влияние,
    5. удалось ли ему осуществить свои цели.

    Можно ли на основе этих характеристик выявить общее в мотивах деятельности, особенностях поведения и др.? Используйте ресурсы Интернета.

3.8. Причины слабости Латино-Иерусалимского королевства

Господство западных завоевателей на Востоке не было прочным. Их государства представляли собой маленькие, слабо связанные между собой княжества. Они тянулись узкой полосой вдоль восточносредиземноморского побережья и были разбросаны на большой территории: Антиохия отстояла от Иерусалима более чем на 300 км, Эдесса - почти на 200 км от Антиохии. Восточная граница этих государств - она постоянно изменялась - растянулась в общем на расстояние свыше 1 тыс. км. Между тем сами крестоносцы жили главным образом в городах и в укрепленных замках: они не чувствовали себя в безопасности. Даже возле небольших деревушек вроде аль-Биры в окрестностях Иерусалима или Дабурии у подножия горы Тавор приходилось сооружать башни и иные укрепления. Хрупкие узы вассалитета были единственной основой, соединявшей местных феодалов с центральной властью. Уже в правление Амори I прекратился рост числа фьефов - поместий: сказывалась нехватка земель. Отсюда - ограниченность ресурсов для пополнения рядов рыцарства и слабость самих рыцарских контингентов в государствах крестоносцев.

С юга Иерусалимскому королевству угрожал Египет. Нападения египтян приходилось отражать чуть ли не ежегодно как с суши, так и с моря: не было такого прибрежного города, который бы не атаковали - и порой не без результатов - египетские корабли. Неоднократно и крестоносцы, со своей стороны, порывались захватить эту страну. В 1104 г. Бодуэн I уже уступил генуэзцам третью часть «Вавилона» (Каира) - настолько иерусалимский король был уверен в своей победе над Египтом, которой так и не суждено было быть одержанной.

Некоторый прогресс в этом направлении оказался достигнут только в середине XII в.: в 1153 г. крестоносцы овладели Аскалоном. Ряд попыток завоевать долину Нила предпринял в 60-х годах король Амори I, однако никаких сколько-нибудь долговременных успехов даже против внутренне ослабевшего к тому времени Египта он не сумел достичь. Лишь иногда там удавалось получать богатую добычу, взимать дань с египетских правителей и выбивать коммерческие привилегии. В 1167 г. войска Амори I оккупировали саму Александрию: на Фаросском маяке был поднят королевский флаг. Вскоре, однако, из Александрии пришлось уйти.

Со стороны Сирийской пустыни на государства крестоносцев совершали набеги отряды сельджукских атабегов и эмиров. Правда, на границе были сооружены мощные крепости вроде «Скалы пустыни», но они не в состоянии были полностью оградить франкские княжества, в особенности северные, от этих подчас внезапных и энергичных налетов. Много раз крестоносцы предпринимали усилия для того, чтобы овладеть большими городами Сирии - Дамаском и Халебом; все эти старания, однако, заканчивались неудачами.

Западные захватчики вечно враждовали друг с другом. Дележ добычи, распределение ленов и должностей давали поводы к бесконечным раздорам среди крестоносцев всех поколений. Если в эпоху основания латинского владычества на Востоке баронов связывало в какой-то мере единство, пусть и поверхностное, религиозных целей, то в дальнейшем оно уступило место все более обострявшимся противоречиям реальных интересов завоевателей. Соображения, касавшиеся политических, военных или хозяйственных выгод, всегда брали верх над мотивами религиозного порядка. Поэтому «франкские и мусульманские князья, - пишет американский историк Г.С. Финк, - легко забывали взаимную вражду и становились союзниками, если того требовали их дипломатические и военные интересы». Правда, дружественные отношения франков с мусульманами тоже продолжались недолго. Затишье, во время которого производился обмен пленниками, налаживались дипломатические контакты, бароны и эмиры наносили любезные визиты друг другу и состязались между собой в выражениях рыцарской куртуазности, обычно скоро прекращалось, и война вновь разделяла недавних союзников или друзей. Усама ибн Мункыз рассказывает, как некий князь, прибывший на паломничество и остановившийся при дворе короля Фулько, «подружился со мной, привязался ко мне и называл меня «брат мой»; между нами была большая дружба, и мы часто посещали друг друга». Когда же чужестранец предложил писателю, чтобы тот послал с ним в Европу любимого сына Мурхафа - «пусть он посмотрит на наших рыцарей, научится разуму и рыцарским обычаям», - Усама решительно отказался. «Мой слух, - пишет он, - поразили эти слова, которых не мог бы произнести разумный; ведь если бы даже сын мой попал в плен, плен не был бы для него тяжелее, чем поездка в страну франков».

Отношения пришельцев с местной знатью были в целом проникнуты недоверием. Восточные феодалы, с которыми потомкам первых крестоносцев и случалось порой сближаться, в душе всегда презирали кичливых и заносчивых франков. Последние выглядели в их глазах дикарями. Усама ибн Мункыз, образованнейший человек своей эпохи, большой книголюб (его библиотека насчитывала 4 тыс. томов, и, когда однажды от рук франков пропало все его имущество, он более всего сокрушался по поводу гибели библиотеки - именно это «останется раной в моем сердце на всю жизнь», - писал он), считал франков «только животными, обладающими достоинством доблести в сражениях и ничем больше, так же как и животные обладают доблестью и храбростью при нападении».

Господствующий класс государств крестоносцев был весьма немногочислен. Под началом иерусалимских королей, как видно из документов, никогда не состояло свыше 600-700 конных рыцарей (вассалов и субвассалов), обычно же на службу к ним являлось гораздо меньше воинов. Численность войска Бодуэна I не превосходила размеров современного батальона! Состав гарнизона среднего города равнялся 30-80 рыцарям. Даже при условии «всеобщей мобилизации» латинян, способных носить оружие, королевство могло выставить не более 2 тыс. тяжеловооруженных рыцарей и 20 тыс. легковооруженных стрелков. Привилегированная верхушка Латинского Востока жила среди озлобленного, враждебно настроенного и гораздо более многолюдного по сравнению с франкским местного населения, представляя собой как бы военный лагерь, окруженный и, по выражению Ж. Прауэра, постоянно осажденный противником. По исчислениям историков, франкские колонизаторы, селившиеся в городах и крепостях, составляли к концу 80-х годов XII в. не более 100-120 тыс. Сил одних только вассалов было недостаточно для того, чтобы держать в покорности это население и одновременно отражать нападения соседей - мусульман.